Целое и части 1 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

2. Развивающие: формировать мыслительные операции - синтез, анализ, сравнение, обобщение. Развивать логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.

3. Воспитывающие: продолжать развивать коммуникативные качества, толерантность, внимание, интерес к математике.

4. Коррекционные: развивать мелкую моторику.

Здоровье-сберегающие: осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных здоровьесберегающих технологий (смена поз, физкультминутки, цветотерапия, тренажеры, гимнастика для глаз)

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • самостоятельная;
  • дифференцированная.

Оборудование:

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

на доске осенние листья в определенном порядке.

показываю на доске.

4. Первичное закрепление

(на доске белочка, грибы, шишки)

5. Самостоятельная работа. (на доске: белочка, 1 большая, 1 маленькая шишка)

6.Трениро-вочные упражнения и задания на повторение.

7. Рефлексия деятельности. (итог урока)

(Тренажеры для пальчиков)

1. Рабочая тетрадь У.22.с.22.

2. Математический диктант.

  • Прочитайте числа на первой строке (1,2,3)
  • Подчеркните красным цветом наименьшее число (1)
  • Подчеркните синим цветом наибольшее число (3)
  • Подчеркните зеленым цветом число, которое стоит в ряду чисел после одного и перед числом 3 (2)
  • Во второй строке подчеркните столько треугольников, сколько указано цифрой (3)
  • Подчеркните на третьей строке столько кругов, чтобы их было меньше, чем треугольников (1,2)
  • На четвертой строке запишите значение выражений.

Проверка на доске:

  • Какое сейчас время года?
  • Осенью часто идет дождь, дует ветер.

Давайте покажем, как это происходит.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше.

Уч.- Осенние листья летят и кружатся, Ковром золотым на землю ложатся…

  • Листочки, с каких деревьев слетели? (клен, береза, осина)

Большой – маленький
Желтый – красный – зеленый
Клен – осина - береза

  • На какие группы можно разделить листья? (по форме, цвету, размеру)
  • Составьте в паре рисунок из листочков у себя на парте.
  • Какая закономерность?
  • Как можно продолжить узор? (установить: цвет, размер, форму)

(глазная гимнастика)

  • Следить за листочком глазами (вверх- вниз, влево - вправо, по диагонали справа - налево, слева - направо)
  • Закройте глаза (в это время убираю с доски листочки, оставляю 2 больших желтых кленовых листа и 1 маленький красный осиновый лист)
  • Оставьте эти же листочки у себя на парте.
  • Сколько всего листочков? 3
  • На какие группы можно их разделить?
  • Сколько желтых листочков? 2
  • Сколько красных? 1
  • Вам знакомы такие слова?
  • А что вы уже знаете? (цифры 1, 2, 3, знаки +,-,=,‹,›, геометрические фигуры, равенства, неравенства)

На доске таблица:

1. Откройте учебники с.44 №1. Прочитайте задание.

2. Читаем текст под знаком - ?

3. Проверяем свои ответы, читаем текст под знаком - !

  • Какой цифрой обозначим количество кругов на доске? (3)
  • Как мы назвали все круги? (Целое)
  • Уберем из целого только красные круги. Сколько их? (1)
  • Как мы их назвали? (часть)
  • Какие круги остались? (синие)
  • Сколько их? (2)
  • Как их назвали? (часть) (другая часть)
  • Соединим части вместе. Что получим? (Целое)
  • Как получить целое? (Собрать части вместе)

4. Задание №2 (У.22, с 44)

  • Расскажите, что изображено на каждом рисунке?
  • Расскажите, на каком рисунке собрали из частей целое?
  • Подберите математические записи к этому рисунку.
  • Расскажите, на каком рисунке из целого убрали часть?

5. Как получить целое?

  • Как получить часть?
  • Что белочка заготавливает себе на зиму?
  • Сколько всего грибов она принесла? 3
  • Что это? (Целое)
  • Сколько белых грибов? 2
  • Что это? (часть)
  • Сколько подосиновиков? 1(часть)
  • Как найти целое?
  • Как записать? 2+1=3 или 1+2=3
  • Белочка повесила сушиться 2 гриба (белых).
  • Сколько у нее осталось грибов? 1
  • Как найти часть?
  • Как записать? 3-2=1
  • Белочка повесила сначала 1 гриб (подберезовик)
  • Сколько осталось у нее грибов? 2
  • Как найти часть?
  • Как это записать? 3-1=2
  • Что еще заготавливает белочка на зиму? (орехи, шишки).
  • Сделайте запись в тетради по рисунку.

Назовите целое, части.

- Можно ли составить равенство, если часть неизвестна?

- Как узнать, чему равна неизвестная часть?

Навыки использования ИКТ

Навыки ИКТ не используют

Учащиеся используют знания:

что такое равенство и равенство с неизвестным числом, неравенство;

как определить значение неизвестных чисел в равенстве

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

1. П риветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)





- Расскажите, что вы сейчас делали? ( из кусочков собирали картинку или из частей получали целое )

(ФО) Словесная похвала

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- А для чего нам надо знать целое, части?

- Чем мы будем заниматься на уроке?

- Будем учиться из частей и целого составлять равенство и учиться находить неизвестную часть двумя способами

Целое – whole – бүтін

Часть - part - бөлім

( К) Упражнение стартер

- Я принесла на урок книгу Н. Носова.

А как она называется, напомните мне?

- Кто герои этой книги?

- Послушайте историю, которая произошла с Незнайкой из Солнечного Города.

(К) Инсценирование отрывка из произведения Н. Носова.

- Как – то раз во время прогулки на Незнайку налетел майский жук и ударил его по затылку. Незнайка кубарём покатился на землю, а жук в ту же минуту улетел и скрылся. Когда Незнайка вскочил и оглянулся по сторонам, то кругом никого не было, и он подумал, что наверно, от солнца оторвался кусок и ударил его по голове. Незнайка пошёл домой, и всем, кто по дороге встречался, он об этом рассказывал.

- Как вы думаете, поверили ему Коротышки из этого города?

- А давайте всё это переведём на математический язык и рассмотрим это удивительное событие с точки зрения математики.

- Вот оно солнце (показ). Что с ним произошло?

- Интересно, было солнце, а стало два солнца, вот здорово!

- А в каком отношении находятся Солнце и его части?

- Что больше, по вашему мнению, целое или часть?

- Само солнце, первоначально, когда оно было целым обозначим

- То, что осталось от солнца , и кусочек, который обломился .

- В каком отношении Солнце находится с оставшейся частью?

- В каком отношении Солнце находится с кусочком?

часть часть целое

- Интересно, ребята, а всегда ли можно составить равенства?

- Можно ли составить равенство, если часть неизвестна?

(К, Г) Прогулка на строительную площадку.

Составить числовые равенства. Выделить целое и части. И обозначить их на схеме.

- Что такое стройка?

- Знаете ли вы, как строятся здания?

- Как называют тех, кто занимается строительством?

8 – часть, 7 – часть, 15 – целое

3 – часть, 6 – часть, 9 – целое

5 – часть, - часть, 7 – целое

(ФО) Взаимооценивание по кругу (по предложенному образцу ответа)

- Как узнать, чему равна неизвестная часть?

Вывод: способом подбора, на основе знания состава чисел

Составить равенство с неизвестным числом, начертить схему, найти значение неизвестного числа

(ФО) Сигналы рукой

Учащиеся получают карточки с числами. На обратной стороне карточки написано ключевое слово. Например, 5 (часть), 4 (часть, 9 (целое). Детям необходимо за время звучания музыки собрать группу из трёх человек с таким условием, чтобы из их карточек можно было составить равенство, например: 5 + 4 = 9

Трехъязычие (письмо, чтение)

Группам предлагаются наборы букв на казахском, английском вразброс.

- Составьте из букв - карточек слово на определённом языке и хором прочитайте его.

(ФО) Словесная похвала

Обращение к проблеме урока:

- Какие способы определения неизвестного числа в равенстве, вы знаете?

- Используя способы сравнения, выполните задания.

распознаёт понятия в схеме и составляют равенство

определяет значение неизвестной части в равенстве путём подбора

определяет значение неизвестной части в равенстве на основе знания состава чисел

Уровень мыслительных навыков:

2. составляет равенство по схеме;

3 определяет значение неизвестной части одним из двух способов.

Выступление спикеров от каждой группы

Упражнения дифференцированного характера:

– Выбрать удобный способ определения значения неизвестных чисел на схемах или найти свой способ нахождения.

а) способ подбора

б) способ на основе знания состава чисел

в) например, 10 + 10 = 20, 10 – 2 = 8…и т. д

(ФО, П) Взаимооценивание

- Какой способ удобен к первой схеме?

- Какой способ удобен к второй схеме?

- Кто нашёл свой способ определения?

Реквизит: шляпа, модель солнца в виде круга, ножницы

Картинка солнца, ножницы, магнит

Карточки с ответами на партах

Учебник, стр. 34- 35

Рабочая тетрадь, 2 часть, стр. 32

- Какие слова мы использовали при составлении равенств?

Трехъязычие (хоровое чтение)

1. Используя знак , , , обозначь в равенствах целое, части

6 + 10 = 16 13 + 5 = 18

2. Определи значение неизвестной части равенства.

(ФО) Согласен, не согласен

- Что здесь целое, а что части?

Вывод: Если мы работаем в группе, командой, мы быстрее достигаем цели, добиваемся успеха

Обобщение. Проблемный вопрос урока:

- Можно ли составить равенство, если часть неизвестна?

- Как узнать, чему равна неизвестная часть?

- На следующих уроках мы познакомимся с новым видом равенства, и способы нахождения неизвестного числа нам помогут быть успешными.

Читайте также: