Григорьев стихотворения некрасова конспект

Обновлено: 07.07.2024

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную-
Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе…)

- Да! Это строки о труде, о будущем России, они наполнены чувством уверенности в том, что будущее нашей страны будет благополучным, светлым.

А какое еще настроение вы почувствовали в этих строках? (Сожаление, грусть, печаль, потому что «жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе).

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Обратимся к первой строфе, прочитаем ее:

- Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок-
Невеселая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!

- Каков пейзаж? Какое слово определяет это настроение? Найдите в первой строфе обращение и зачитайте его. Можете ли вы сказать, кто к кому обращается? (возможно, ямщик обращается к своему пассажиру, мальчику).

- Каково отношение ямщика к мальчику? Обратите внимание на суффикс -ок, о чем он говорит?

- Да, стихотворение представляет собой монолог. Согласны ли вы, что это напутствие мальчику?

- Вспомните, каково грамматическое значение глагола? А грамматическое значение отрицательной частицы -не-? (Глагол обозначает действие предмета, поэтому стихотворение динамичное. И герою предстоит много двигаться, работать, чтобы проститься с нуждой. Частица -не- говорит о том, чего школьник не должен делать.)

- Почему он не должен стыдиться:

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.

- Анализируем третью и четвертую строфы.

Вижу я в котомке книжку,
Так, учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

- Смысл каких слов вам не понятен? (грош – старинная монета в 2 копейки, позднее равна 0,5 коп., четвертачок равен 25 копейкам.) Кто помог мальчику собраться на учебу? Что можно сказать о материальном положении семьи?

- Далее автор предполагает:

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных. Ну, что ж!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.

- О ком говорит нам автор в этой строфе, на кого намекает? (М.В.Ломоносов).

- Так от кого же все зависит?

- А каков характер у мальчика? Кто еще может ему помочь?

«Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете-
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко.

3) Работа над литературоведческими терминами.

- Какой прием использует автор в последнем четверостишии?

- Какие использованы эпитеты для определения лучших людей России и равнодушных, пустых людишек? Объясните смысл метафоры.

- Как пейзаж передает драматизм стихотворения? Прочитайте строчки, показывающие это

4) Фонетический уровень.

- Найдите в первой строфе ассонанс

-Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок-
Невеселая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!

- Какие гласные звуки передают движение воздуха, скрип деревянных колес? (о-о-о; слоги - со-се- СА). А какое настроение создает ассонанс? (Светлое, возвышенное настроение, потому что мальчик надеется на лучшее. Многие люди, прошедшие суровую школу жизни, стали гордостью страны. Это писатели, врачи, художники).

5) Синтаксический уровень. Зачитайте восклицательные предложения. Их в данном тексте восемь. Эти предложения подтверждают оптимизм автора и героя.

4. Подведение итогов урока.

Ребята, поэт в небольшом стихотворении нарисовал картину народной жизни. Приметы далекой исторической эпохи, метко схваченные Некрасовым, помогли нам увидеть мужика, услышать живую и выразительную крестьянскую речь, его крестьянские словечки, в которых - тайна, намек. Мы с вами убедились, что будничные слова, исполненные веры, перерастают в гордые, торжественные строки. Вы почувствовали пафос оды и сатиры в завершающих строках стихотворения.

Преподавание в классах гуманитарного профиля требует от педагогов умения моделировать содержание образования, ставит перед выбором такой технологии обучения, которая способствовала бы вовлечению учащихся в активную образовательную деятельность.

Имея опыт работы в профильном классе, хочу поделиться своими размышлениями и педагогическими находками.

Развитие современной школы подводит учителя к разработке новых подходов к преподаванию литературы с использованием технологии диалога культур и диалога в культуре. Это позволяет представить литературу во взаимосвязи с разными видами искусств, культурой, общественной мыслью, философскими идеями времени; увидеть, как перекликаются, взаимодействуют сюжеты, мотивы образы одного поэта в творчестве другого, что дает возможность организовать разные виды художественных дискурсов поэта в культуре эпохи.

Среди методов изучения литературы, соответствующих названной технологии и определяющих характер общения ученика с литературным произведением и жизнью, - чтение литературного произведения, анализ художественного текста в контексте культуры, комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, дневники, литературно-критические статьи и научные исследования, биографии писателей, теоретико- и историко-литературные категории и т. д.), претворение литературных произведений в других видах искусства (музыка, живопись, театр, кино), наконец, литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учеников.

В методике преподавания литературы определяющим принципом при изучении поэзии второй половины 19 века является обзорное, для монографического изучения предлагается творчество Н. Некрасова, Ф. Тютчева и А. Фета. Такой подход исключает возможность представить литературный процесс всесторонне, в динамике и контрастах, а также воссоздать целостную картину развития сложного, многообразного периода в русской литературе.

А ведь это поэт, чьим творчеством интересовались А. Блок и Б. Пастернак, романсы на стихи которого исполняют до сих пор, порой даже не зная имени их автора.

Жизнь и творчество Григорьева – это интересный учебный материал, который дает возможность изучения литературы данного периода с учетом внутренних диалоговых связей, способствующих углублению восприятия литературного курса старшеклассниками, формированию представления о литературном процессе как о динамичном, поступательно развивающемся и внутренне взаимосвязанном историко-культурном феномене.

ВложениеРазмер
odisseya_poslednego_romantika.doc 81 КБ

Предварительный просмотр:

Одиссея последнего романтика (2 ч.)

(Поэзия Аполлона Григорьева)

Подготовка к уроку:

Бурные и, как правило, без начала и конца критические статьи… Цитаты на всех языках и из различных областей знаний… Легенды и сплетни, окружавшие его имя… Стихи и разбросанная по журналам проза, напоминающая дневник… Сочиненные им цыганские романсы, которые поют до сих пор, не зная имени их автора… Письма, которые невозможно читать без слез… Со всеми этими фактами я столкнулась много лет назад, когда была студенткой и на третьем курсе начала заниматься творчеством Григорьева. И вот уже больше двадцати лет я нахожусь под обаянием его личности, пытаясь разгадать секрет ее притягательности.

Знакомство с жизнью и творчеством Григорьева мы начнем с видеофрагмента .

Возможный вариант: воля рока, упрек, гордое страданье, память прошлого, вера роковая, несбыточные сны, осуждены, душа, небо, любовь, блаженства и мученья, без возврата, мучит и тревожит, сердце гложет, нет спасенья, моленья, мечты несбыточного сна.

Предлагаю сопоставить составленный словарь с предложенным мной: сердце, любовь, губительные страсти, огонь в груди, буря чувств, судьба, желанный сон, любви печальный сон, осужден, пределы отдаленные, душа, час разлуки, гордая душа, мука, тайное упоение, невозможно излечить, твоя улыбка.

Ученики должны отметить черты сходства лексики и мотива несчастливой любви, принадлежность авторов к романтическому направлению.

После этого называю автора стихотворения, по которому был составлен словарь, - М.Ю.Лермонтов.

На основе наблюдений делаем вывод о творческом освоении Григорьевым традиций литературы предшествующей эпохи, о близости не только лексического состава, но и мотивов стихотворений Лермонтова и Григорьева.

Уже прозвучала фраза о том, что Григорьев называл себя последним романтиком. Это утверждение связано не только с романтической направленностью его поэзии, оно распространяется и на всю жизнь поэта, является особенностью его мировосприятия и мышления.

А почему одиссея? Что знаете о происхождении и значении этого слова?

Скитания последнего романтика не столько географические: Москва – Петербург – Москва – Италия – снова Петербург – потом Оренбург – и опять Петербург, уже навсегда. Его скитания и искания прежде всего нравственные, духовные. Главной темой лирики Григорьева являлась душа, психология личности в ее сложных взаимоотношениях с миром, с людьми, с возлюбленной, часто в минуты предельного напряжения и страдания.

В жизнь Григорьева входит высокая и чистая любовь, оставшаяся безответной и внесшая в его судьбу первые черты подлинного трагизма.

История этой любви достаточно проста. Еще в конце своей студенческой жизни Аполлон Александрович сблизился с литературной семьей Коршей. Наиболее известны два брата Коршей, Евгений и Валентин, - журналисты и участники либеральных кружков Москвы и Петербурга..

Антонина Федоровна Корш была весьма красивая и образованная девушка, воспитанная в культурной среде. В доме, бывшем тогда одним из наиболее уважаемых в интеллигентских кругах. Григорьев увлекся Антониной Корш страстно, до безумия. Но никакой или почти никакой взаимности он не встретил. Девушка не была самозабвенно-страстной натурой, Григорьев отнюдь не привлекал ее буйством чувств, экзальтированностью. К тому же ее руки искал и достойный соперник, будущий знаменитый историк- юрист К.Д.Кавелин. Уравновешенный,, европейски сдержанный, наделенный замечательным умом и здравым смыслом, Кавелин, конечно, мог составить лучшую партию в браке. Его талант и трезвый взгляд на жизнь гарантировали обеспеченное будущее. На него и пал выбор Антонины Федоровны.

Неразделенная любовь при всей своей горечи – чувство поэтическое. И Григорьев сумел воплотить свои страдания в прекрасное и высокое. Неудача в любви, как это ни парадоксально звучит, пожалуй, была ему творчески более полезна, чем счастье. Отверженность питала его романтизм, романтизм неприкаянного скитальчества, определяла основные мотивы его поэзии, да и саму жизнь. Григорьев слишком хотел жить, слишком спешил чувствовать и роковым образом не умел совладать со своими душевными порывами и страстями. Высокое смешивалось с низким, страсти оказывались мучительны и жестоки, безудержный разгул приносил не забвение, а душевное опустошение. И та же тоска, то же мучительное беспокойство влекли его к самовыражению в творчестве. И вера в то, что пережитые душевные страдания не напрасны, не бесполезны, не покидала его. И рождались стихи…

Беседа с элементами анализа стихотворения :

Какой образ является центральным в этом стихотворении?

Образ кометы – один из сквозных образов всей лирики Григорьева, начиная с 40-х годов, где он наиболее частотен.

Проникнуть в значение слова и смысл художественного образа, стоящего за ним, почувствовать его глубину и перспективу нам поможет работа со словарями, раскрывающими значение слова комета на разных семантических уровнях.

Работа с толковыми словарями (современным и 1903 г., имеющимися в кабинете) и словарем символов.

Опираясь на полученные знания, рассмотрим образ кометы, созданный Григорьевым в одноименном стихотворении.

Беседа с элементами анализа стихотворения:

Какие свойства и качества присущи комете? (Неправильность, недосозданность, стремление, стихийность.)

Для чего она создана? (Для борьбы, для испытанья.)

В чем ее предназначение? (Очищение и самосозданье.)

Чему она противопоставлена? (Размеренному и стройному сонму звезд совершающих определенный путь.)

Какие же понятия и состояния в конечном счете противопоставляются Григорьевым? (Покой – движение; гармония – разрушение.)

Почему героем стихотворения становится именно комета с ее недосозданностью, неправильностью, разрушением гармонии?

Обратим внимание на многозначность, многослойность образа, созданного поэтом:

комета как предзнаменование, определение судьбы героя;

комета как образ, с которым отожествляет себя автор;

комета как символическое обозначение человеческой жизни вообще, ее сути.

Образ кометы мы встретим в поэзии А.Блока, тяготевшего к символике стихий.

Мотив кометы, как мы видим, тесно связан с еще одним не менее важным для понимания человеческой сути Григорьева и своеобразия его романтизма – это мотив борьбы. Такое название поэт даст своему лучшему циклу стихотворений 50-х годов.

И если творческую жизнь Григорьева этого периода легко описать в ярких и светлых красках, то его частная жизнь более чем мрачна, от нее веет отчаянием и безысходностью. Травма неудавшейся семейной жизни для человека эпохи Григорьева – эпохе очень строгих, в сравнении с современными, взглядов на семью – не могла не быть неглубокой. С конца 40-х годов Аполлон Александрович считался женатым человеком, и это накладывало отпечаток на его отношения с женщинами, подрывая любые надежды на новый, открытый союз с девушкой из порядочного общества. И большая любовь, фактически любовь всей его жизни, пришедшая к Григорьеву, уже изначально была трагична и безысходна. Но именно она станет источником вдохновения, вызовет к жизни прекрасные поэтические произведения.

Чем отмечена лирика Григорьева 50-х годов в жанровом отношении?

Рассмотрим наиболее характерные для Григорьева стихотворения этого цикла, чтобы яснее понять эстетические принципы автора и связи его поэзии с действительностью.

Беседа с элементами анализа стихотворения:

Это первое стихотворение цикла, своеобразная завязка романа.

В чем необычность его первой строки? (Начинается с негативного оборота, двойного отрицания.)

Комментарии текстологов: Это характерный для Григорьева прием. Многие его стихотворения начинаются с отрицания:

О борьбе в душе самого героя.

С чем же он борется?

Он пытается бороться с зарождающимся в его душе чувством. Все стихотворение напоминает заклинание, герой завораживает себя отказом от любви. Поэт прекрасно показывает диалектику чувства, узнавая его в мельчайших его проявлениях.

В чем своеобразие синтаксического построения стихотворения?

Обилие вопросительных предложений.

Кому адресованы эти вопросы и есть ли на них ответ?

Зная обстоятельства жизни Григорьева, мы вполне понимаем, почему он не решается признаться в зародившемся в его душе чувстве.

Жар и холод; мучась и пылая; люблю и таю; бояться встреч и жадно ждать их.

Что же вызывает страдания героя и борьбу в его душе?

Невозможность открыться, противозаконность чувства, страх за возлюбленную.

Какой она предстает перед нами?

Что подчеркивает Григорьев в образе возлюбленной?

Ее молодость, непорочность, чистоту, ее отстраненность от всего земного и плотского.

Какова же реальная история любви Аполлона Григорьева?

Выразить всепоглощающую тоску, гнетущее душевное одиночество Григорьеву помогают цыганские ритмы, передающие накал чувства, его неистовство.

Обращение к цыганской музыке, ее ритмике и образам у Григорьева не случайно и не поверхностно.

Лирический герой как бы приобщается к всеобщей тоске, шумной оргии, отпевающей погибшее счастье. И его собственная боль оказывается не одинока, она – лишь часть общей боли, общей тоски, разлитой в мире. Наверное, в этом и заключается секрет долголетия и всеобщего признания григорьевских романсов: мало кто еще сумел так пронзительно и горестно выразить память и сожаление о несбывшейся любви.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЦЕЛЬ: на примере лирики поэта показать проявление роста самосознания русского общества второй половины XIX века;

раскрыть основную проблематику лирики поэта;

развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины, воспитывать гражданственность и патриотизм.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными отрывками из произведений.

НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет Н.А. Некрасова, лирика поэта.

МПС: История России. Россия второй половины XIX века. Революционная ситуация в России 1859-1861 г.г.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: критический реализм.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Любимейший русский поэт.

Представитель добрых начал

В нашей поэзии. Н.А.Добролюбов

Содержание урока

I . Оргмомент.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II . Актуализация знаний учащихся. Проверка и контроль выполнения домашнего задания.

Беседа по вопросам.

Опираясь на материал учебника, расскажите о детстве и пребывании будущего поэта в Петербурге.

Какие картины русской жизни в творчестве Н. Некрасова приобрели особый, реалистический смысл?

Краткое тестирование по лирике Н. Некрасова.

1. Чтение стихотворений минераловодского поэта Л.М.Климовича о Н.А.Некрасове.

Поэзия – сердца живые истоки,

Его неуемности бурной волна,

Что выплеснет звонко рифмою строки,

Любви безоглядной иль гнева полна.

Поэзия – страсти, бунтарства фортуна,

Народного счастья и горя певец,

Завидная в жизни поэта трибуна

И в призрачном блеске терновый венец.

Поэзия – голос, от сердце идущий,

Горячий, взывающий к чести призыв,

На подвиг, в бессмертье героя зовущий,

Рождающий яркий и гордый порыв.

Поэзия – пламя души человека

И отблеск духовной его красоты.

Счастливейшим будет от ныне до века

Достигший безмерной ее высоты. (1971 г.)

В стихах поэты воспевают

Теперь луну, любовь, цветы.

При этом будто забывают

Про пульс житейской доброты.

Где жизнь с ее проблемой вечной,

С контрастами людской судьбы

И вереницей бесконечной

Где бард с его весомым словом,

С его позицией крутой

И почему молчит он снова

О том, как быть в беде большой?!

Я же не могу того не чтить,

Кем путь в поэзии указан:

«Поэтом можешь ты не быть,

Я это понял, как пароль,

Как вещие слова присяги:

Во мне сидят чужая боль

И нашей жизни передряги.

Молчать я нынче не могу,

Мне за страну, людей обидно

Поэтому в стихах не лгу,

И в них меня, бесспорно, видно.

III . Объяснение нового материала.

Умер Некрасов признанным поэтом, которому многие современники отдавали первенства даже в сравнении с Пушкиным и Лермонтовым.

В творчестве Некрасова можно выделить несколько этапов:

2-й – 50 – 60 – е гг.;

Каждый период имеет свои особенности. В 40-е годы Некрасов освобождается от кратковременного влияния романтической поэтики, усваивает традиции Гоголя.

2-ой период характеризуется усилием гражданских мотивов, а 3-ий период связан с интенсивными поисками положительного героя, способного возглавить борьбу за всенародное счастье.

Все тематические линии поэзии Некрасова так или иначе преломляются в одном фокусе: в центре внимания поэта – судьба народа, его страдания, мечты о свободной жизни.

Некрасов проклинает условия, порождающие людские несчастья ,гневно обличает тех, кто равнодушен к страданиям бедняков.

В 50-70- е гг. тема народного страданья становится едва ли не основой в его творчестве.

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибки безупречно.

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Некрасов утвердил в русской лирике самый высокий идеал гражданственности, основанной на активной борьбе за народное освобождение.

Выразительное (комментированное) чтение стихотворений Некрасова:

IV. Заключительный этап урока.

Ответить на вопросы по теме урока.

Подведение итогов урока.

Тема: Гражданские мотивы в некрасовской лирике. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни.

Образовательная:

3) активизировать познавательную активность учащихся

Развивающая: развитие навыков анализа стихотворного текста, понимания идейного содержания произведения; навыков работы с различными источниками (художественным текстом, словарями, справочниками, Интернет-источниками), развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; формирование навыков алгоритмизации путей получения знания (метапредметный аспект); развитие коммуникативных навыков при работе в парах.

Воспитательная: воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции старшеклассников, привитие любви, интереса к историческому прошлому своего народа, отраженному в лучших произведениях русской классики

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-исследование

Технология: элементы технологии интенсивного обучения.

Межпредметные связи: литература - изобразительное искусство, история, обществознание, языкознание, информационно-коммуникационные технологии.

Теоретико-понятийный аппарат: поэтический диалог, лирический герой, типизация

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час

И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие – нет.

Анализ Поэзии Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики

Поэзия Н.А. Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики

Н.А. Некрасова называли крестьянским поэтом, поэтом Пе­тербурга, певцом революционной демократии. Основная тема­тика поэзии Некрасова – жизнь русского крестьянства и город­ской бедноты (здесь поэт выступает предшественником Досто­евского). В этих стихах зачастую звучат тоскливые, унылые, скор­бные интонации. Другая тема – тема современника, передового общественного деятеля или же трусливого обывателя. Этим сти­хотворениям свойствен революционный, обличительный пафос. Кроме того, важное место в творчестве Некрасова занимает тема поэта и поэзии и тема любви.

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил – Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил.

Не обидишь ты даром и гадины,

Ты помочь и злодею готов,

И червонцы твои не украдены У сирот беззащитных и вдов.

Но с детства прочного и кровного союза Со мною разорвать не торопилась Муза,

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела – Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…

К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира.

Отметим, что традиционные лирические жанры обретают у поэта новое содержание. Так, вышерассмотренная элегия Некра­сова – это не грустное воспоминание о любви, а стихотворение социальной проблематики.

Стиль Некрасова демократичен, он использует простую лек­сику, просторечия. Любимые стихотворные размеры поэта – дактиль, амфибрахий и анапест.

Здесь искали:

  • поэзия некрасова
  • особенности поэзии некрасова
  • поэзия некрасова анализ

Основные мотивы лирики Некрасова

(352 слова) Не каждый автор своим творчеством может донести до читателя все чувства и переживания. Лишь те, кому это под силу, могут называться настоящими мастерами своего дела. К их числу смело можно отнести Николая Алексеевича Некрасова, чьи лирические произведения всегда проникают в самое сердце. Каковы же основные мотивы его творчества?

Итак, как мы видим, основные мотивы в творчестве Некрасова – это народ, Родина, природа, любовь и женская доля. Благодаря мастерству поэта, каждое его лирическое произведение проникает в душу читателя.

Автор: Алёна Бузькевич
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

Уроки 90–91 ЛИРИКА Н. А. НЕКРАСОВА

30.03.2013 30679 0

Уроки 90–91 Лирика Н. А. Некрасова

показать разносторонность некрасовской лирики, многообразие ее тем, жанров, настроений.

I. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Какие впечатления детства и юности повлияли на мировоззрение и творчество Н. А. Некрасова?

2. Какую роль в жизни поэта сыграла его встреча с В. Г. Белинским?

3. Расскажите о деятельности Некрасова как редактора и журналиста.

II. Объяснение нового материала.

Основные темы и мотивы лирики Н. А. Некрасова

Через все творчество Некрасова проходит образ дороги, которая является символом крестного пути России в поисках счастья и смысла жизни.

Нередко в произведениях Некрасова встречается один и тот же мотив – встреча людей различных социальных сословий, которые или пытаются понять друг друга, или же враждебны по отношению друг другу.

Основные темы лирики Некрасова:

1. Тема родины и природы.

Вопрос: Какие воспоминания о детстве поэта отразились в стихотворении?

1) Каким настроением проникнуто стихотворение?

2) Каков смысл названия?

3) Какую роль играют в некрасовском стихотворении образ церкви и изображение на ней апостола Павла с мечом?

(На примере стихотворений покажите своеобразие некрасовского пейзажа.)

Реализация домашнего задания:

1) О какой человеческой драме мы узнаем из стихотворения и что является ее причиной?

2) Что томит Грушу, кроме работы?

3) Почему она плачет – только ли от непосильного труда? На какой портрет глядит она?

4) Виновен ли муж-ямщик, заслуживает ли упрека за то, что не в состоянии понять жену?

1) Какое впечатление остается после прочтения стихотворения?

2) Почему Некрасов так горюет из-за судьбы девушки?

3) Какие две жизненные дороги, открывающиеся перед девушкой, рисует поэт?

4) Что несет будущий страшный мир, который мы угадываем в бешеной скачке тройки и хмельном угаре ямщика?

3. Тема народного заступничества. Образы вождей революционной демократии в лирике Некрасов.

Реализация домашнего задания:

1) Расскажите о времени написания стихотворения.

2) Каков идеал общественного деятеля, выраженный поэтом в стихотворении?

Это человек, горячо любящий родину, мужественный, сдержанный, готовый отдать свою жизнь за счастье родины и народа. Некрасов скорбит о рано ушедшем друге:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

4. Тема декабризма. Воспевание подвига декабристок.

Некрасов обращается к эпохе декабристов. Годы ссылки и каторги не смогли изменить взглядов дедушки-декабриста. Его характер постепенно раскрывается перед внуком Сашей. Юный герой проникается благородством и красотой народолюбивых идеалов дедушки.

Вопрос: Что нового внес Некрасов в русскую любовную лирику?

, иногда своенравной и неуступчивой.

Стихи Некрасова нередко рассказывают о драматических страницах любви.

6. Тема поэта и поэзии.

Вопрос: Как смотрит Некрасов на роль поэта и поэзии в обществе?

Главная задача поэзии – служение родине и народу. Н. Некрасов в письме к Л. Толстому: «В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя, и по возможности заступника

Читайте также: