Русская народная сказка морозко конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока по литературному чтению

обучающая: ознакомить учащихся с содержанием сказки

развивающая: развивать навык осознанного, правильного, выразительного чтения, творческое мышление, речь учащихся

воспитывающая: прививать любовь к чтению, к сказкам

І. Организационный момент.
Ребята, какое у вас сейчас настроение? Почему?
Повернитесь и улыбнитесь друг другу.
Я желаю вам хорошего настроения и удач на уроке.
Давайте начнём наш урок!

IІ. Подготовительная беседа
1. Какое время года у нас сейчас?
2. А какая стоит погода зимой?
3. Как греет солнышко?
4. А какие произведения о зиме вы знаете? (сказки, рассказы, стихотворения)
Вы наверное догадались, что в нашем произведении, с которым мы сегодня познакомимся всё будет происходить зимой.

V. Словарная работа.
Перед чтением сказки учитель объясняет смысл некоторых слов, которые ребят возможно будут непонятны. ( Слова записаны на доске ).
Мачеха. (неродная мать для детей)
Падчерица. (неродная дочь для одного из супругов)
Приданое. (часть семейного имущества, которое .полагалось выделить дочери, выходящей замуж)
Понукает. (Заставлять делать что-нибудь скорее, торопить)
Угождает. (сделать так, как другому любо, угодно, приятно или нужно)

VІ. Чтение сказки – первичное восприятие.
Учитель читает сказку, ученики следят по учебнику.

VIІI. Чтение сказки по ролям - вторичный синтез.
Несколько учащихся надевают маски и читают сказку по ролям.

Конспект урока литературного чтения для 3 класса, УМК "Школа России" "Галерея сказочных героев. Морозко". Составила Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ прогимназия "Радуга" №624

ВложениеРазмер
morozko.docx 80.94 КБ

Предварительный просмотр:

  • способствовать литературному развитию младших школьников, формировать читателя, способного глубоко понимать и переживать прочитанное
  • углублять восприятие прочитанного, учить осваивать художественную идею
  • формировать читательские и речевые умения, такие, как: умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка; воссоздавать в воображении картины жизни, описываемые в художественном произведении; восстанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действий

- Какую сказку будем читать? Кто главный герой? Что знаете о нем?

- Смотрите ли вы детективы? Сегодня мы отправляемся в музей Деда Мороза. Мы будем изучать его досье. Нам помогут ребята.

У этого дедушки много внучат. Внучата на дедушку часто ворчат.

На улице дедушка к ним пристает:

За пальцы хватает, за уши дерет.

В этого доброго волшебника верят взрослые и дети всех стран. Среди них русские и финны, шведы, американцы, итальянцы и другие.

Американский Санта Клаус разъезжает на оленях. Он очень добрый, дарит подарки. Санту с нетерпением ждут дети и взрослые.

Английский Дед Мороз спускается через каминную трубу и оставляет подарки в чулке. Французского Деда Мороза зовут Пэр Ноэль. Он одет во все белое.

Кипрского Деда Мороза звали святым Василием. Ему пели калядки:

Святой Василий, приходи, людям счастье подари.

У финского Деда Мороза длинные волосы, он носит высокую шапку и красные одежды. Особым почетом пользуется Мороз в Голландии. Дети его очень ждут, но для некоторых шалунов он припасает березовую розгу.

Кто не знает этого румяного жизнерадостного старика с белой бородой, в высокой шапке, в шубе до пят.

Чудо – тройка птицей мчится, под санями снег искрится.

Правит тройкой дед Мороз. На санях подарков воз.

Со Снегурочкой вдвоем он заходит в каждый дом.

Вот мы и попутешествовали с дедом Морозом по разным странам. Есть ли связь между ними?

Они братья, они живут в разных странах и поэтому отличаются одеждой, привычками, так же. как и разные народы, но самое главное, общее: они дарят подарки и несут радость.

А как узнать. Каким Мороз был раньше? Читать сказки, предания, легенды…

Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают, мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…

  1. Чтение и анализ сказки. Работа над трудными словами. Составление галереи сказочных героев.

Галерея героев сказки

лень и безделье порождает слабость

гармония с природой

- Справедливо ли закончилась сказка? Нужны ли устаревшие слова? С какими персонажами встретились?

- Какой вам представляется мачеха? Докажи. Чтение текста. Выбери в галерее героев подходящую иллюстрацию.

- Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Выбери персонаж. Найди слова, которые е характеризуют.

- Была ли в доме еще девочка? Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха? Выбери персонаж.

- Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец.

Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.

- А кто испытывает девочку в этой сказке? Читаем вторую часть…

- Какие чувства испытывала девочка, оставшись в лесу одна? Как она спасалась?

Это тоже народная традиция: когда людям плохо, они ищут защиты у бога.

Прочти. Как девочка в первый раз увидела Мороза. Страшный он? Нет, скорее задорный. Как будто говорит: посмотрим, чего ты стоишь!

- Хотел ли Мороз ее заморозить? Почему не сделал этого? Ему полюбились мудрые речи девушки. Прочти.

- Сразу ли Морозко одарил девушку? Он е три раза испытывал.

- что она отвечала каждый раз? Какие качества характера проявлялись?

В родном доме девочка много работала, слова доброго не слыхала. Оттого, что не баловала ее жизнь, девочка была благодарна за малое. Она привыкла к трудностям, закалилась, смирилась. В русских сказках отражена народная мудрость. В этой сказке Морозко не просто выдуманный герой. Он – олицетворение сил природы. На протяжении всей жизни человеку приходится учиться переносить трудности. Быть природе другом, а не воином. Человек – часть природы.

Вывод: Учись сосуществовать мирно и тогда будешь вознагражден.

- Что получила девочка в этой сказке? Изменилась ли е жизнь к лучшему?

Продолжи вывод: Чтобы в жизни что – то получить, надо…

Чтение третьей части.

- Правда ли, что дома девочку никто не ждал?

Чтение четвертой части.

Итак, девочка вернулась домой с подарками. Как повела себя мачеха? Прочти.

- Почему не пожалел Мороз мачехину дочь? Почему по разному поступил с девочками?

- Справедливо ли закончилась сказка? Объясни.

Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд. Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.

- Какова роль Мороза в сказке?

- Чем отличается русский Дед Мороз от заграничных?

5. Домашнее задание.

Образовательные области – развитие речи, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

1) формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию распространёнными предложениями.

2) упражнять в подборе слов с противоположным значением

3) развивать творческий потенциал детей, воображение, мышление, память, речь.

4) воспитывать интерес к русскому народному фольклору.

1. Организационный момент.

(дети встают в круг)

- Ребята, какое сейчас время года? (зима)

- Верно, я хочу вам предложить ответить на вопрос: зима бывает какая? (белоснежная, морозная, снежная, холодная, веселая, новогодняя, суровая)

(игра с мячом)

- хорошо с заданием справились, а сейчас, давайте немного разомнемся:

Пускай снегами все заносит,

Пускай лютуют холода.

Зима меня не заморозит,

Не напугает никогда!

Зимою белые снежинки

Танцуют за моим окном

А Дед Мороз свои картинки

Рисует на окне ночном!

(круговые движения руками, обнимают себя, гладят, приседают 2 раза, грозят пальцем, шевелят пальцами, поднимают руки вверх, затем вниз, имитируют рисование)

- настроились на работу, проходим к своим местам.

- ребята, отгадайте-ка загадку:

Чьи рисунки на окне, как узор на хрустале?

Щиплет весело за нос, зимний дедушка … (Мороз)

2. Ход занятия.

Чтение сказки

(Иллюстрации падчерицы и старухиной дочери на мольберте)

- понравилась ли вам сказка?

- Расскажите – какая была падчерица? (трудолюбивая, вежливая, добрая, ласковая, терпеливая) Это хорошие качества? Что она получила от Морозко?

- А старухина дочь какая? (ленивая, злая, грубая, вредная). Это хорошие качества? Что она получила от Морозко?

- Как вы думаете они получили то, что заслужили?

Какой вывод мы можем сделать? (Добро всегда вознаграждается, а зло - наказывается)

Дорогой Морозко!

Мы приглашаем тебя в гости!

Наши ребята трудолюбивые, вежливые, совершают хорошие поступки и очень ждут знакомства с тобой.

Хотят рассказать тебе много интересного, поиграть в разные игры!


Описание разработки

Общая цель:

Продолжать формировать у детей осознанное, выразительное и правильное чтение.

Ожидаемый результат:

- осознают содержание текста

- выделяют положительные и отрицательные поступки героев

-анализируют, делают выводы

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы: картинки, карточки с характерами героев.

Ход урока

Психологический настрой

Новые подходы. Создание коллаборативной среды.

- Подарите друг другу добрые лучики. Садитесь. Я желаю Вам, чтобы это доброе начало сохранилось на весь урок.

Актуализация знаний

- Послушайте загадку и подумайте о каком литературном жанре в ней говорится?

Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

- О каком жанре народного творчества я прочитала?

- Чем этот жанр отличается от других?

- На какие группы делятся сказки по авторству?

- По содержанию, какие бывают сказки? назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.

На доске открывается схема.

Ориентационный этап

КМ – определение учебной задачи

- Какая сказка вызвала затруднение?

- Вот сегодня на уроке мы познакомимся с этой сказкой: узнаем к какому виду она относится. Будем на уроке читателями, сочинителями и сказочниками.

Конспект урока по литературному чтению Русская народная сказка Морозко

Итог урока

- Почему Морозко отблагодарил сестёр по – разному?

- Что в этой сказке выдуманное, фантастическое, а что правдиво, реально?

- К какому виду относится эта сказка? Почему?

-Чему же учит нас эта сказка?

-Чему каждый из вас научился?

Домашнее задание

Стр. 42 -43 чит. по ролям

Рефлексия

- У вас на партах лежат снежинки разных цветов. Если вы считаете, что работали на отлично голубую снежинку. Если считаете, что работали неплохо возьмите сиреневую снежинку, если вы не удовлетворены своей работой, возьмите жёлтую снежинку. Украсьте ими наш зимний лес.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наглядные пособия: презентация, слайды.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Проверка домашнего задания

III.Объяснение новой темы.

Задание 1

  • Добрый, старый, послушный:
  • Трудолюбивая, хозяйственная, добрая:
  • Ленивая, злая, жадная:

V. Подведение итогов - Ответьте на вопросы, показанные ниже:
VI. Домашнее задание VII. Рефлексия

Урок: Литературное чтение

1. Образовательные: учить работать с текстом, выделять главную мысль, уметь характеризовать главных героев, описывать их.

2. Развивающая: развивать устную речь, обогащать словарный запас, развивать творческое мышление.

3. Воспитывающая: прививать любовь к книге, побуждать детей больше читать, воспитывать доброту, любовь к природе.

Тип урока: урок-игра

Наглядные пособия: учебник 5 класса по литеретуре, презентация, слайды, картики.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Объяснение новой темы

4. Закрепление новой темы

5. Подведение итогов

6. Домашнее задание

7. Выставление оценок

8. Рефлексия.

I.Организационный момент (2мин.)

II.Проверка домашнего задания (5мин.)

1. Какой был у кузнеца сын? (Ленивый)

2. Что ему сказал отец перед смертью? (Что ж, поди заработай рубль)

3. Что сделала мать лентяя? ( Дала своему сыну рубль)

4. Что она посоветовала сыну? (Когда будешь возвращаться, пробеги немного)

5. Что из этого получилось? (Отец снова бросил рубль в огонь)

6. Заработал ли деньги сын в третий раз? (Заработал)

7. Как поступил отец? (Взял монеты и кинул в огонь)

8. Что сделал сын? (Бросился он в огонь голыми руками и начал выхватывать свои деньги)

9. Почему ему было жаль своих денег? ( Потому что он сам заработал эти деньги) 10. К какому виду сказок она относится? (Бытовые)

III.Объяснение новой темы. (15мин.)

- Ребята, давайте разгадаем кроссворд, отгадывая загадки:

1. Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)

2. В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд) 3. Кто ни в жару, ни в стужу Не снимает шубу? (Баран) 4. Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги. (Стол) 5. Всегда во рту, А не проглотишь. (Язык) 6. Через в форточку в окошко Кто там лезет? Наша . (Кошка)

7. Только вышел из скорлупки
в мягкой, легкой, желтой шубке. (Цыпленок)


- Ребята, а какое слово получилось по вертикали? (Морозко)

Деление на группы с использованием стикеров разных цветов.

Словарная работа:

Мачеха - өгей шеше Падчерица - өгей қыз

Согнать - выгнать (қуып жіберу) Потрескивает - шытырлайды Пощелкивает - шақылдайды Отогрел - жылытты

Поминки справляет - ас берді Короб - қорап

Застудил - суық тигізді Заголосила - айқайлап жылады

IV. Закрепление новой темы (15мин.)

Задание 1. Осмысление

(Что приказала мачеха мужу? (Вези свою дочь хоронить!)

Добрый, старый, послушный: (отец Настеньки).

Трудолюбивая, хозяйственная, добрая: (Настенька).

Ленивая, злая, жадная: (Марфуша).

Несправедливая, злая, недобрая: (Мачеха). Справедливый, добрый, умный: (Морозко).

Читайте также: