Конспект на тему приложение знаки препинания в нем

Обновлено: 05.07.2024

Методические приёмы: повторение, работа в парах, объяснительный диктант, тест, тренировочные упражнения.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование: таблицы, доска, компьютер

2 .Синтаксический разбор предложения на доске (1 ученик).

В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка, родился в семье врача, датчанина по происхождению.

3. Повторение сведений о приложении. Презентация

- Что такое приложение? Расскажите об обособлении приложений

- Какие особенности обособления приложений вам известны?

- Как отличить приложение от определения и от именной части составного сказуемого?

4. Закрепление (Запись на доске)

  1. Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире).
  2. Мелкий дождь, предвес..ник осени, кропит землю.
  3. А.С.Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве.
  4. Санкт-Петербург, северная ст.лица нашей страны, ра..положен на берегах Невы.
  5. Я, ваш стари..ый сват и кум, пр..шёл мирит..ся к вам.
  6. Молодые люди, друзья с детства, о чём(то) увлечё..о спорили
  7. Ровесники годами, близкие родственники, они (н..)когда (не) разлучались.

Обратите внимание, что в данных предложениях обособленные приложения выделяются при помощи запятых. Какими знаками препинания можно выделить приложение?

5. Работа в парах Учащимся предстоит выполнить самостоятельную работу в парах. 1 вариант находит предложения, в которых приложение с дефисным написанием, а 2 вариант выяснит, в каких предложениях приложение выделяется при помощи тире. Ответы проверяются друг у друга по ключу.

1. В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью дефиса?

  1. Мальчик пастух заиграл на жалейке.
  2. Это был худенький юноша выдумщик и спорщик.
  3. Течёт Волга река почти через всю страну.
  4. Сумерки, но мы дети ещё на улице.
  5. Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.

2. Выясните, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение.

  1. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
  2. На собрании присутствовал почётный гость – знатный купец Прохор.
  3. Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно скромный.
  4. Шмидт – это человек, рождённый и воспитанный морем.
  5. Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.

6. Вспомним ещё раз особенности обособления приложения с союзом как.

Укажите, в каких предложениях необходимо поставить знаки препинания и почему?

  1. Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачёву вступать не могу.
  2. Свой путь в науку он начал как участник экспедиции.
  3. Л.Н.Толстой как гениальный писатель известен всему миру.
  4. С.А.Есенин, как последний поэт деревни хорошо, знал крестьянскую жизнь.
  5. Илюше тогда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому.
  6. Он работал как простой каменщик.

9. Проверка творческого задания (чтение сочинения- миниатюры на тему) (1 человек)

10. Индивидуальные задания

1. Перестройте предложения так, чтобы именные сказуемые стали обособленными приложениями.

Берёзка – любимое дерево русского народа.

В.И.Даль – ровесник и друг А.С.Пушкина.

Звёзды – живые цветы неба. Москва – столица России.

2. К имени существительному придумайте распространённое приложение, поставив его после определяемого слова, затем запишите предложения.

Лев Николаевич Толстой много лет прожил в Ясной Поляне.

В Спасском-Лутовинове И.С. Тургеневу особенно хорошо писалось.

Норка разводится в питомниках.

3. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.

  1. Бугорков любил Травкина, своего земляка–волжанина.
  2. Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.
  3. Капитан артиллерии, Максимов кладёт телефонную трубку.
  4. Все знают Александра Блока, как гениального поэта

4. Прочитайте предложения и объясните расстановку знаков препинания

Вы, молодые ребята, послушайте, что мы, старые старики, будем сказывать.

5. Прочитайте предложение и подумайте, изменится ли количество участников, если после слова Миша поставить тире.

От нашей школы в соревнованиях участвовали Серёжа, Миша, мой брат, Игорь и Зина.

Подводим итоги урока.

Озвучим составленный вами кластер.

1и 2 группы : упр.318

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке имеется грамотно подобранный материал по теме. Для объяснения и запрепления повой темы имеется материал с различными видами заданий,что может помочь обучающимся для дальнейшего применения их на практике. также имеется в конце ревлексия урока,что также сегодня имеет огромное значение для выводов учащихся.

Тема: Приложение. Знаки препинания при нем.

Цель урока:

Формирование умения определять приложение .

Научить распознавать и ставить правильные знаки препинания при нем.

Воспитывать культуру речи.

Задачи урока :

1) распознавать приложение среди других членов предложения,
2) использовать приложения как средство выразительности речи,
3) правильно ставить знаки препинания при приложении.
Методические приемы:

Объяснение учителя, тренировочные упражнения, лингвистическая игра.

Оснащение: словарь Ожегова, учебник русского языка 10-11 класса Н.Г.Гольцова.

Структура урока:

1.Орг. момент. Мотивация изучения темы.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. (Проверка домашнего задания).

3.Усвоение новых знаний.

4.Закрепление.

5.Рефлексия учебной деятельности (личностные, метапредметные, предметные результаты).

6.Подведение итогов занятия.

7.Задание на дом.

1.Организационный момент.

2. Лингвистическая разминка.

Образовать несогласованное определение от согласованных.

Клубничное варенье –варенье из клубники

Кожаный портфель –портфель из кожи

Медвежья берлога –берлога медведя

Лисья нора –нора лисы

Клетчатая скатерть – скатерть в клетку

3.Закрепление ранее изученного.

1)Орфографическая работа. Записать словосочетания, подчеркнуть орфограммы, назвать согласованные и несогласованные определения.

Подлинное искусство, неприступные горы, шорохи леса, биография президента, удивить на карнавале, придать значение, талантливый режиссер, необоснованные привилегии, восхитительная иллюминация.

(Ожидаемый ответ:
главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое, а
второстепенные : дополнение, определение и обстоятельство.)

- предложение , в котором нет второстепенного члена 7 (нераспространенное) и т.д.

- Давайте поподробнее остановимся на определении и вспомним ,что это такое.
(Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает качества, свойства и признаки предметов и явлений.
Определение может быть согласованным и несогласованным.)
Способы выражения согласованных определений.
1.Имя прил. – дальняя роща

2.Прич.и прич. оборот – распустившийся бутон

3.Местоим.-наш дом

4.Порядковое числит.- третий дом ( от угла)

4.Объяснение нового материала

Приложение – определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже .
Примеры:
бабочка-капустница

сестра-красавица

злодейка-лиса
гриб мухомор


2)Анализируем , наблюдаем, делаем выводы.

Приложения могут обособляться с помощью кавычек, запятых, тире, могут присоединяться к определяемому слову с помощью дефиса.

Кавычки – обособляют приложение, если само приложение- или собственное, употребленное в переносном значении.

Это названия


Дефис ставится между двумя одиночными (нераспространенными существительными, причем обычно приложение стоит после определяемого слова).
инженер-конструктор
соседка-педагог
бабушка-полька
утес-великан
царь-птица
рак-отшельник
жук- олень

дятел-барабанщик

(оба сущ.- нариц.)

Птица воробей

гриб подберезовик

цветок ромашка

дерево береза

( дефиса нет, если первое нарицательное существительное обозначает родовое понятие, а второе- видовое)

Дефиса также не будет , если в роли определения выступают географические названия, имена людей, клички животных :

Город Краснодар

река Москва

озеро Ильмень

собака Шарик

врач Петров

Если нарицательное существительное стоит после имени собственного, между ними ставится дефис:

Краснодар- город

Москва- река

Ильмень- озеро

Запятая(ые) или тире

Запятые будут обособлять распространенные приложения, если будут стоять после определяемого существительного или относиться к личному местоимению.

Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Мы, мальчики, собирались и шли в яр. Чемодан внесли кучер Селифан ,низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка, малый лет тридцати.

будут обособлять распространенные приложения ,если приложение будет иметь поясняющий характер.

Какая- то ненатуральная зелень- творение скучных беспрерывных дождей- покрывала жидкою сетью поля и нивы.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Конспект урока на тему

Приложение. Знаки препинания при нем Цели урока: познакомить со способами выражения приложения, правилами постановки дефиса при приложении, согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом, научить находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их, использовать приложения в речи. I. Диктант по упр. 136 на с. 71—72. II. Объяснение нового материала. На доске проецируется отрывок из стихотворения П. А. Вяземского. Здравствуй, русская молодка, раскрасавица-душа, белоснежная лебедка, здравствуй, матушка-зима. Нам не страшен снег суровый, с снегом — батюшка-мороз. З а д а н и я к тексту: — Найдите определения, выраженные именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. — Объясните условия постановки дефиса при приложении. Вывод делают восьмиклассники: если одиночное приложение и определяемое существительное являются именами нарицательными, то между ними ставится дефис. Учащиеся читают теоретические сведения на с. 73—74 (§ 26). III. Тренировочные упражнения. 1. В упр. 140 учащиеся в выделенных словосочетаниях указывают, какое слово является определяемым, а какое — приложением. 2. В упр. 141 к выделенным существительным подбирают приложения с теми значениями, которые даны в скобках. Условия постановки дефиса при приложении поможет уяснить схема: Нариц. сущ. + собств. сущ. нет дефиса

Приложение. Знаки препинания при нем

Цели урока: познакомить со способами выражения приложения, правилами постановки дефиса при приложении, согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом, научить находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их, использовать приложения в речи.

I . Диктант по упр. 136 на с. 71—72.

II. Объяснение нового материала.

На доске проецируется отрывок из стихотворения П. А. Вяземского.

Здравствуй, русская молодка,

Нам не страшен снег суровый,

с снегом — батюшка-мороз.

З а д а н и я к тексту:

— Найдите определения, выраженные именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

— Объясните условия постановки дефиса при приложении.

Вывод делают восьмиклассники: если одиночное приложение и определяемое существительное являются именами нарицательными, то между ними ставится дефис.

Учащиеся читают теоретические сведения на с. 73—74 (§ 26).

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 140 учащиеся в выделенных словосочетаниях указывают, какое слово является определяемым, а какое — приложением.

2. В упр. 141 к выделенным существительным подбирают приложения с теми значениями, которые даны в скобках.

Условия постановки дефиса при приложении поможет уяснить схема:


Нариц. сущ. + собств. сущ. нет дефиса

3. Самостоятельная работа.

Учитель проецирует отрывок из стихотворения Ф. Н. Глинки, учащиеся списывают, расставляя пропущенные знаки препинания, вставляя орфограммы-буквы, подчеркивают приложения.

Кто силач возьмет в охапку

Холм Кремля богатыря?

Кто соб..ет зл..тую шапку

У Ивана звонаря?

Кто Царь колокол подым..т?

Кто Царь пушку повернет?

Шляпы кто гордец (не)сним..т

У св..тых Кремля ворот?

Тестовые задания

1. Найдите ошибку в оформлении приложения:

а) Стала рожь-матушка в колос метаться.

б) Няня рассказала сказку про братца-Иванушку и сестрицу-Аленушку.

г) Вьется улица-змея.

2. Уточните и отметьте, что приложения не могут обозначать.

б) образ действия

3. Укажите предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены).

Читайте также: