Андрей боголюбский конспект егэ

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Андрей Боголюбский (1169-1174): правление Владимирского князя

Князь Андрей Боголюбский был сыном Юрия Долгорукого. Отец еще при жизни выделил удел своему сыну – город Вышгород. Конкретных сведений об этом этапе жизни князя не очень много. Известно только, что некоторое время правил в Вышгороде, но после самовольно покинул город и отправился во Владимир. Почему Андрею достался ничем не примечательный Вышгород? Дело в том, что Юрий долгорукий должен был передать власт после своей смерти Андрею, поэтому хотел держать сына возле себя.

Почему получил прозвище "Боголюбский"

Покинув Вышгород, Андрей направился во Владимир. По дороге он проезжал через село Боголюбово. В этом селе конь Андрея остановился, и его не могли сдвинуть с места. Князь посчитал это добрым знаком и божьим явлением, поэтому приказал построить на этом месте дворец и церковь Богородицы. Именно поэтому в историю князь вошел как Андрей Боголюбский.

Правление Андрея Боголюбского началось в Ростово-Суздальском княжестве. Очень быстро он переименовал его во Владимиро-Суздальское княжество. Это был типичный князь эпохи феодальной раздробленности. Он стремился возвысить свое княжество, и подчинить своему влиянию остальные княжества.

Подъем Владимира

С 1157 году Андрей был полноправным и самостоятельным правителем Владимиро-Суздальского княжества.

Религиозная составляющая является важной для понимания личности князя и тех задач, которые он решал. Главная черта правления Андрея Боголюбского – стремление к независимости и к самостоятельному правлению. Именно этого он хотел для себя, для своего княжества, и для религии своего княжества. Фактически он пытался создать новое ответвление в христианской религии – культ Богородицы. Сегодня это может показаться диким, поскольку Богородица важна во всей религии. Поэтому нужно привести описание того какие храмы строились в крупных городах:

Киев и Новгород – храм в честь святой Софьи.

Владимир – храм Успения Богородицы.

С точки зрения религии это разные мировоззрения и в какой-то мере даже противоречия. Стремясь это подчеркнуть князь Андрей Боголюбский обратился в Константинополь, стремясь разделить Киевскую и Ростовскую епархии, перенеся последнюю во Владимир. Византия эту идею отклонила и разрешила только в рамках княжества перенести епархию из Ростова во Владимир.

В 1155 году Андрей вывез из Вышгорода икону, которая сегодня считается одной из главных православных святынь – Владимирская икона Божьей Матери. Именно во время его правления были впервые установлены такие церковные праздники как Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).

Военные успехи

В летописях отмечают, что Андрей Боголюбский был отличным воином. На его счету были у победы и поражения, но во всех битвах он проявлял себя храбро. Стремясь создать единственное могущественное княжество, ему нужно было ликвидировать отставание Владимира от Киева и Новгорода. Для этого был избран путь войны.

Решив проблему Киева князь Андрей устремил взор своей армии на Новгород, но 25 февраля 1770 года Боголюбский проиграл сражение новгородскому войску. После поражения он решил действовать хитростью и перекрыл доставку в Новгород зерна. Опасаясь голода, новгородцы признали главенствующее положение Владимиро-Суздальского княжества.

Убийство князя

Сегодня популярной является версия, что правление Андрея Боголюбскогок концу его жизни уже не вызывало одобрения у населения. Люди все меньше верили в своего князя, поэтому был составлен заговор, в ходе которого князя убили. Убийство Андрея Боголюбского случилось ночь 29 июня 1174 года, когда группа заговорщиков (это были бояре и знать) ворвались в покои князя и убили его. Тут очень важны для осмысления 2 вещи:

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский был безоружным. Это несмотря на то, что в ту эпоху, когда заговоры и убийства были обычным делом, оружие всегда было при знатном человеке. Наиболее аргументированная версия – бояре подкупили кого-то из окружения князя. Современные историки поддерживают эту версию, и говорят, что подкупили личного ключника, который и украл меч.

В заговоре принимали участие только бояре. Этот факт опровергает версию, что князь к концу жизни перестал пользоваться доверием людей. Он перестал пользоваться доверием бояр, которые боролись за власть. Причина? Андрей начал активно бороться со вседозволенностью знати.

Очень важный момент – как только стало известно, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский убит простые люди восстали против бояр, виновных в заговоре, и многих из них убили. Тяжело представить, что народ так бы отреагировал на смерть князя, которого они не любили. В действительности же боярский заговор против князя был связан с его политикой и попыткой укрепить собственное самодержавие, притеснив власть бояр.

Князь Андрей Боголюбский был сыном Юрия Долгорукого. Отец еще при жизни выделил удел своему сыну – город Вышгород. Конкретных сведений об этом этапе жизни князя не очень много. Известно только, что некоторое время правил в Вышгороде, но после самовольно покинул город и отправился во Владимир. Почему Андрею достался ничем не примечательный Вышгород? Дело в том, что Юрий долгорукий должен был передать власт после своей смерти Андрею, поэтому хотел держать сына возле себя.

Почему получил прозвище "Боголюбский"

князь Андрей Боголюбский

Покинув Вышгород, Андрей направился во Владимир. По дороге он проезжал через село Боголюбово. В этом селе конь Андрея остановился, и его не могли сдвинуть с места. Князь посчитал это добрым знаком и божьим явлением, поэтому приказал построить на этом месте дворец и церковь Богородицы. Именно поэтому в историю князь вошел как Андрей Боголюбский.

Правление

Правление Андрея Боголюбского началось в Ростово-Суздальском княжестве. Очень быстро он переименовал его во Владимиро-Суздальское княжество. Это был типичный князь эпохи феодальной раздробленности. Он стремился возвысить свое княжество, и подчинить своему влиянию остальные княжества.

Подъем Владимира

С 1157 году Андрей был полноправным и самостоятельным правителем Владимиро-Суздальского княжества.

крта Владимиро-Суздальского княжества

Религия

Религиозная составляющая является важной для понимания личности князя и тех задач, которые он решал. Главная черта правления Андрея Боголюбского – стремление к независимости и к самостоятельному правлению. Именно этого он хотел для себя, для своего княжества, и для религии своего княжества. Фактически он пытался создать новое ответвление в христианской религии – культ Богородицы. Сегодня это может показаться диким, поскольку Богородица важна во всей религии. Поэтому нужно привести описание того какие храмы строились в крупных городах:

  • Киев и Новгород – храм в честь святой Софьи.
  • Владимир – храм Успения Богородицы.

С точки зрения религии это разные мировоззрения и в какой-то мере даже противоречия. Стремясь это подчеркнуть князь Андрей Боголюбский обратился в Константинополь, стремясь разделить Киевскую и Ростовскую епархии, перенеся последнюю во Владимир. Византия эту идею отклонила и разрешила только в рамках княжества перенести епархию из Ростова во Владимир.

В 1155 году Андрей вывез из Вышгорода икону, которая сегодня считается одной из главных православных святынь – Владимирская икона Божьей Матери. Именно во время его правления были впервые установлены такие церковные праздники как Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).

Военные успехи

В летописях отмечают, что Андрей Боголюбский был отличным воином. На его счету были у победы и поражения, но во всех битвах он проявлял себя храбро. Стремясь создать единственное могущественное княжество, ему нужно было ликвидировать отставание Владимира от Киева и Новгорода. Для этого был избран путь войны.

Решив проблему Киева князь Андрей устремил взор своей армии на Новгород, но 25 февраля 1770 года Боголюбский проиграл сражение новгородскому войску. После поражения он решил действовать хитростью и перекрыл доставку в Новгород зерна. Опасаясь голода, новгородцы признали главенствующее положение Владимиро-Суздальского княжества.

Убийство князя

Сегодня популярной является версия, что правление Андрея Боголюбскогок концу его жизни уже не вызывало одобрения у населения. Люди все меньше верили в своего князя, поэтому был составлен заговор, в ходе которого князя убили. Убийство Андрея Боголюбского случилось ночь 29 июня 1174 года, когда группа заговорщиков (это были бояре и знать) ворвались в покои князя и убили его. Тут очень важны для осмысления 2 вещи:

  1. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский был безоружным. Это несмотря на то, что в ту эпоху, когда заговоры и убийства были обычным делом, оружие всегда было при знатном человеке. Наиболее аргументированная версия – бояре подкупили кого-то из окружения князя. Современные историки поддерживают эту версию, и говорят, что подкупили личного ключника, который и украл меч.
  2. В заговоре принимали участие только бояре. Этот факт опровергает версию, что князь к концу жизни перестал пользоваться доверием людей. Он перестал пользоваться доверием бояр, которые боролись за власть. Причина? Андрей начал активно бороться со вседозволенностью знати.

Очень важный момент – как только стало известно, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский убит простые люди восстали против бояр, виновных в заговоре, и многих из них убили. Тяжело представить, что народ так бы отреагировал на смерть князя, которого они не любили. В действительности же боярский заговор против князя был связан с его политикой и попыткой укрепить собственное самодержавие, притеснив власть бояр.

Андрей Боголюбский

Андрей Боголюбский родился, предположительно, в 1111 году (по другим данным, в 1113) и являлся сыном Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха.

О детстве и ранней юности князя мы знаем мало. Согласно сохранившимся данным, Андрей Боголюбский получил неплохое образование и воспитание. Известно, что особое внимание он уделял христианству. Более подробные сведения появляются уже о том периоде, когда начинается его самостоятельная жизнь в различных городах, куда его отправляет отец. В юности Андрей – активный участник походов отца.

В 1149 году Юрий Долгорукий отправляет Андрея Боголюбского княжить в Вышгород, однако уже через год переводит его на запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу. Несмотря на пожелания отца, в 1151 году Андрей Юрьевич уходит в Ростово-Суздальский край, где родился, вырос и имел крепкие связи. Владимир становится столицей княжества. В это же время под Владимиром вырос укрепленный княжеский замок Боголюбово – любимая резиденция князя, по названию которой он и получил свое прозвище. После смерти отца, вопреки его прежним желаниям, Андрей становится еще и князем ростовским и суздальским. А также наследует титул великого князя.

В своей политике князь Андрей Боголюбский прикладывает немало усилий для превращения Владимира в столичный город. Во времена его правления был построен Успенский собор и многие другие сооружения, которые продолжают оставаться памятниками культурного наследия.

Кроме этого, укрепляя свою власть, он перенес из Южной Руси особо чтимую икону Богородицы. По его приказу были составлены сказания о ее чудесах и о победоносном походе на волжских булгар в 1164 году, которому было придано всемирное значение.

К заслугам Андрея Боголюбского можно отнести меры по защите внешних рубежей от набегов кочевников и стремление его к независимости Руси от внешних сил. Успешными оказались и походы русских войск на Волжскую Булгарию.

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами привели к заговору против Андрея Боголюбского, в результате которого в ночь с 28 на 29 июня 1174 года он был убит.

Несмотря на то, что Андрей был наследником своего отца, Юрия Долгорукого, он долгое время не принимал активного участия во внутренних делах Суздальско-Рязанского княжества, а после того как Долгорукий стал киевским князем (1154-1155 год), был поставлен на престол в Вышгороде, откуда сбежал без позволения отца в 1156 году.

В 1157 году Андрей Юрьевич стал князем Суздальским и Ростовским. Внутренняя и внешняя политика Андрея Боголюбского отличалась жесткостью и последовательностью.

Внешняя политика Андрея Боголюбского

 Андрей Боголюбский

Внешнюю политику князя можно разделить на два направления:

  • политику в отношении других русских земель (распространение влияния князя на самостоятельные русские уделы и расширение территории Владимиро-Суздальской земли);
  • международную политику (связи с соседними государствами: военные походы и торговые договоры).

Основные геополитические шаги князя можно представить в виде таблицы.

Интересно. Историкам точно не известно, заключил ли Андрей Боголюбский мир с Булгарией. Но в летописных источниках содержатся сведения о том, что князь Юрий Всеволодович (племянник Боголюбского) заключил в 1220 году мир с Волжской Булгарией на условиях, проработанных еще его дядей.

Андрей Юрьевич Боголюбский

Также недостаточно фактов, указывающих на связь Андрея Юрьевича со Степью. Союзы с половцами были традиционны для князей юга Руси, но не северо-востока. Скорее всего, в этот период времени речь шла о нейтралитете, хотя Лаврентьевская летопись указывает на то, что половцы участвовали в походе на Киев 1169 года и даже разграбили Киево-Печерскую Лавру. Кроме того, мать Андрея Боголюбского была половчанкой, дочерью хана Аепы, а родственникам не нужны были конфликты.

С Византией у владимиро-суздальского князя сложились напряженные отношения. Константинопольский патриарх и император из династии Комнинов были настроены против него (отсюда и неудачи с автокефалией владимирской церкви). Возможно, это было связано с изгнанием из Владимира мачехи Андрея, греческой принцессы Ольги (об этом пишет Н. М. Карамзин, называя ее двоюродной сестрой кесаря Мануила I).

Интересно. Исследователям известно, что Андрей Боголюбский находился в хороших отношениях с императором Священной Римской империи Фридрихом Барбароссой. Взятие последним Милана в 1162 году вдохновило Андрея Юрьевича на разгром Киева.

На тесные связи князя с Европой могут указывать такие факты, как

  • приглашение им итальянских мастеров для строительства соборов во Владимире;
  • брак его сына, Юрия Андреевича, с грузинской царицей Тамарой.

Внутренняя политика Андрея Боголюбского

Внутренняя политика Андрея Боголюбского была направлена на

  • укрепление и развитие Северо-Восточный земель, большую часть которых занимало Суздальское княжество;
  • централизацию управления княжеством (сосредоточение всей полноты власти в руках князя).

Интересно. Андрей Юрьевич, первый из удельных князей, воспользовался политической ситуацией для установления полного княжеского контроля над всеми процессами, проходившими в княжестве. Его политика стала началом формирования самодержавного управления на Руси.

Основные моменты деятельности князя по этому направлению можно представить в виде таблицы.

  1. Укрепление обороноспособности княжества: Владимир был удачно расположен и защищен естественным образом (река, крутые берега, овраги, земляные валы).
  2. Ослабление позиций влиятельной суздальской и ростовской аристократии (Владимир-на-Клязьме был молодым городом и в нем еще не успел сформироваться социальный пласт боярской аристократии).
  1. Укрепление княжеской власти. На выборах нового князя кандидатуру Андрея Юрьевича поддержало духовенство и удельное купечество. Первым князь оказывал значительную финансовую помощь, вторые сами были заинтересованы в развитии Владимиро-Суздальской земли при сильном князе.
  2. Противодействие боярской аристократии.
  1. Поддержка княжеской власти Церковью.
  2. Укрепление позиций княжества в русских землях.
  3. Стремление сделать Владимиро-Суздальское княжество новым духовным центром Руси.
  1. Укрепление личной власти.
  2. Ликвидация угрозы княжеской междоусобицы внутри удела.

Интересно. По завещанию Юрия Владимировича ростово-суздальское княжение должно было бы достаться его младшим сыновьям. Андрей Боголюбский выделил удел только одному своему брату, Борису, на самом севере своих владений, в городе Кинешма. Других же отправил в изгнание. Скорее всего, это было связано с тем, что он не желал княжить на юге Руси или же понимал, что его статус киевского князя станет причиной бесконечных междоусобных воин со старшими Мономаховичами.

  1. Поддержка княжеской власти Церковью.
  2. Усиление влияния (через религию) на русские земли.
  1. Укрепление обороноспособности княжества.
  2. Поднятие престижа Владимиро-Суздальской земли.
  1. Укрепление личной власти.

Единственный вопрос, который не решил Андрей Боголюбский – легитимная передача власти. Им так и не был разработан механизм наследования княжения, отличающийся от лествичного. Это в конечном итоге приведет (после его гибели в 1174 году) к внутриудельной княжеской междоусобице: младшие братья Андрея Юрьевича будут бороться за Владимиро-Суздальское княжество, которое наследует, в результате, Всеволод Большое Гнездо.

Интересно. Жесткая внутренняя политика Андрея Юрьевича приведет к заговору против него боярской аристократии и убийству князя.

Основным итогом деятельности князя стало превращение Владимиро-Суздальского княжества в новый политический центр Руси, а впоследствии – в центр консолидации русских сил, борющихся с татаро-монгольским игом.

Читайте также: