Урок подготовка к итоговому сочинению 11 класс 2021 конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Основные форм ы работы: инд ивидуальная, фрон тальная, групповая.

Сегодня мы пр одолжим наш путь к итоговой аттестац ии по русскому язык у

в формате ЕГЭ. В основном остановим ся на комплекс ном анализе текста. Но

прежде чем пр иступить к основн ой части урока, я хоч у рассказать вам

Однажды султа н решил подверг нуть испытан ию своих визирей. «О, мои

подданные! - об ратился он к ним, - у ме ня есть для вас труд нейшее испыта ние.

Я хотел бы з нать, кто решит его. П овел он их в са д, в углу была ржавая дверь

придворные т олько качали голов ами, другие стали зам ок разглядывать ,

третьи начал и неуверенно толкать дверь, но они б ыли убеждены, что не

откроют её. Од ин за одним от ходили от загадоч ной двери. Но один виз ирь

внимательно осмотрел и навалилс я плечом на дверь. Он т олкнул её и - о,

чудо! - она стала п оддаваться, появилась сначала узкая щел ь, а потом дверь

Тогда падиш ах сказал: «Ты стане шь первым визирем, потому что

полагаешься не тол ько на то, что види шь и слышишь, но и веришь в свои

( Нужно верить в свои силы, серьезно относиться к делу и стар аться

- Какую цель вы д олжны ставить пе ред собой сегодня?

- А что нужно де лать для этого? Бери те за основу притчу. ( Вери ть в свои

И мне хотелось бы сегодня организ овать работу над тек стом так, чтобы в

дальнейшем она помогла вам прав ильно построить св ое сочинение -

- Правильно ли с оставлен план сочи нения - рассуждения по тексту в формате

5. Первый арг умент из текста для к омментирования пр облемы, его значен ие

7. Второй арг умент из текста для к омментирования пр облемы, его значение

2. Первый аргум ент из текста для коммент ирования проблем ы (1 б.), его

3. Второй аргумент из текста для коммент ирования проблем ы (1 б.), его

7. Заключение (К5 - 2 б.) (К6 – точность, в ыразительность р ечи - 2 б.)

IV . Сегодня мы познакомимся с текстом Даниила Гранина (191 9 – 2017гг.) –

советского и р оссийского писателя, киносценариста, о бщественного деятеля,

(1 )Т от , к то ви д ел од на жд ы бло к адны й это т го ро д, н ик огд а не за бу де т е го

ули ц , е го во зд ух а, п олн о го ше лес та сн а ря до в, ст ра нн о го с оче та ни я во йн ы,

ко то ра я б ы ла не то чт об ы р ядо м, на о кр аи на х, а заб ир а лас ь вн у тр ь г ор о да ,

и б ы та – го р од ско го б ыта с оч ер ед я ми, то лку чк ой , зав од ск ой р аб ото й .

(2 )В се зн ам ен ит ые п ете рб ур гс ки е а рх и тек тур н ые ан сам бли н а мес те , так

же пр ек ра сн ы и мо сты , и н аб ер еж ны е, и д во р цы – с то й толь ко р азн и це й,

что , как то ч но о пр ед ели л о д ин ле ни нг рад ец , о н и теп ер ь н е во звы ша ют

ду шу , а о тяг о щаю т ее сво ей п риз ра чн ост ью , « об н ар ужи ла сь в ни х

сп ос обн о сть н е т оль ко п ри ня ть см ер тно е за пу ст ен ие , н о и с та ть е г о

пр ин ад леж но ст ью в м ест е с зна ме ни то й зе мле й и к ор об к ами сг ор ев ши х

(3 )Б ло ка да н е у х од ит вм ест е с и ны ми с об ыт ия ми в тих ие за во ди

пр ош ло го , к уд а з аг ляд ы ваю т лиш ь о т сл уч ая к слу ча ю . (4 )О со бе нно ст ь

бло ка ды – он а ка к б ы о ст ае тся п оо д аль, н о р я до м, ка к н еч то та ко е, чт о

сле ду ет вс егд а им ет ь в в ид у . ( 5) Вр емя от вр ем ен и с н ей со п ос тав ляе шь и

(6 )Т ру п ы бы ли на ули ц ах , в кв ар ти р ах , он и ст али ч аст ью б лок ад но г о

пе йза жа . ( 7) Ма ссо во ст ь с ме рт и, об ыд ен н ос ть ее ро жд ал и ч у вст во

бр ен но сти ч ело ве че ско й жи зн и, р азр у шали с мыс л люб ой в е щи, л юбо г о

жел ан ия . ( 8) Че лов е к о тк ры ва лся в с во ем не со вер ше нс тв е, о н б ы л у ни жен

фи зи чес ки , о н н ра вств ен но о ка з ыва лся у яз ви м. ( 9 )Ск ол ьк о люд ей н е

(1 0) Ро слы й эт от, кр аси вы й че ло век , ум еющ ий в ду мч ив о сл уш ать и

так же вд ум чи во п ро изн о си ть тол ько с об ст вен н ое , в ын оше нн о е, п р оси л н е

на зыв ат ь ег о им ен и . ( 11 )О н го во р ил силь но и у бе ж ден но н е т оль ко о се бе ,

счи та л, что в п ер ву ю о че р ед ь п ог иб ал и фи зи че ск и сла бы е п о зд ор ов ью, по

во зра ст у, за тем п о ги ба ли че стн ы е, в ел ик о душ ны е, не с пос об н ые

пр им ени тьс я к о б ста но вк е, гд е о ж ест оче ни е и ок аме н ело ст ь д уш и б ы ли

не об хо дим ым у слов ие м в ыж ив ан ия : «По сл е б ло ка ды ми р р и со ва лся мн е

зат аи вши мс я з в ер ем. (1 3 )Я вед ь вс тр е тил б лок ад у од и ннад ца ти лет ни м.

(1 4) В т ак ом во зр ас те тр уд но пр о ти вос тоя ть на ти ск у чр езв ыч ай ных

об ст оя тел ьст в. (1 5 )О ни н авя зы в али с во и кр и тер ии и це нн ос ти ка к

ед ин ств ен но в оз мож ны е. (1 6) Я с та л п од о зр ите лен , ож ес точ ен ,

не сп ра вед ли в к лю д ям, ка к и о н и ко мн е. (1 7 )Г ляд я на ни х , я ду ма л: « Да ,

сей ча с вы пр и тво ряе те сь до б ры ми , ч ес тны ми , но чу ть о тн ими о т вас х леб ,

(1 8) Им енн о в п ер вы е по сле бл ок ад ны е г од ы я с о вер ши л н ес ко льк о

скв ер не йш их по ст уп ко в, д о си х по р о тягч аю щи х м ою со в ес ть.

(1 9) Вы зд оро вл ен ие з атя н уло сь п оч ти на д ес яти ле тие . ( 20 ) Ле т д о дв ад ца ти я

чу вст во ва л в с еб е ч т о - то бе зн ад еж но ст ар че ско е, вз ир ал н а мир в згл яд ом

на дло мл ен но го и и ску шен н ого ч ело ве ка . ( 21 )Л ишь в ст уд е н чес ки е го ды

мо лод о сть вз яла с в ое и жа жд а п о лез ной лю дя м д ея те льн о сти п о зво ли ла

стр ях н ут ь с се бя и по хо нд ри ю. ( 22 )О д нак о пр еж ня я д ет ск ая в ер а в

бе зу сло вн ое вс ес или е и со вер ше нс тво ч ело ве ка , р аз да вл ен на я б ло ка до й ,

- Итак, текст прочи тан. Наша первооче редная задача – правиль но выявить

• читаем кажд ую часть, выделяем ключ евые слова, ставим к к аждой

Следующий этап – это работа над комментар ием к сформул ированной

проблеме исход ного текста, успешн ое написание которог о гарантирует

Каждая группа п ишет комментар ий к выбранной п роблеме

Запомните, чт о формулировать нужн о точку зрен ия автора, а не свою!

Используя нако пленный опыт сф ормулируйте позицию автора.

Еще один ва жный этап – арг ументация собствен ного мнения. Далее н ужно

согласиться или не согласиться с авт ором и обязательно обосновать , почему

В заключительно й части нужно подвест и итог всему сказа нному, сделать

обобщение, выв од. Как и вступление, заклю чение должно быть орг ани чно

усвоения уче бного материала, с овершенствован ие навыков самостоят ельной

работы с текст ом, систематиза ция знаний о критериях оценивания с очинения

- рассуждении Дава йте почувствуем се бя экспертами экзам енационной

комиссии. Перед вами одно из соч инений по тексту Д. Гранина. Предлагаю,

На столах кр итерии оцениван ия и текст сочинен ия .

Дети читают с очинение ученика, п риступают к устном у рецензированию и

Как война влияет на человека? Именн о эта проблема волнует Д. Гранина, ав тора

Чтобы найти ответ на поставленны й вопрос, обрати мся к текс ту. Автор

показывает нам Лени нград глазами людей, которые пережили ег о блокаду. Он

пишет, что участнико в тех страшных собы тий уже не могут радовать

архитектурные ансам бли и набережные го рода: «Теперь они не возвышают ду шу, а

насладятся его красот ой, ведь в их памяти навсегда запе чатлены те стра шные

осознать страшную и стину: человек , переживший войну, не смож ет стереть ее из

памяти никогда. Родн ой город, улицы , дома навсегда утратили свою не

оскверненную несчас тьем красоту и теплот у, теперь они буду т напоминать о

Продолжая размышл ять о том, как влияе т н а человека война, Д . Гранин

переключает свое вни мание с того, как изменился Ленин град в глазах людей, н а то,

как изменились сами люди внутренне. Авт ор знакомит нас с героем, который

просит не называть ег о имени. Мы узнае м, что после блокады он стал озлобле нн ым

и подозрительным. Т яжкой ношей стали д ля него собственны е взгляды на жизнь и

других людей. Во все х собеседниках он ви дел лжецов: «Да, сей час вы

притворяетесь добры ми, честными, но чут ь отними от вас хлеб, тепло, свет – в

людям выражалось та кже в поступках геро я, которые сам он хар актеризует как

автор показывает на м его душевную бол ь, которая даже спус тя годы отражается в

его поступках. Челов ек, переживший войн у, уже никогда не с может стать

прежним. Он закрыва ется от всех, кто, ка к он считает, не спосо бен его понят ь.

Мнение автора вы ражено в тексте д овольно чётко: война меняет харак тер

человека. Она не ухо дит в прошлое, не з абывается, остаё тся всегда рядо м.

Я согласен с мнен ием автора. Нев озможно забы ть боль, страх, смерть, с

которыми люди сталк иваются во время вой ны. Война испы тывает людей на

прочность, но даже самые стойкие не ос таются так ими, как были.

Пример влияния войн ы на человека показа н в рассказе М. Шол охова «Суд ьба

остался наедине со св оим горем. Сирота Ванюшка ск расил одиночество солдата, но

не исцелил его полн остью. Нав сегда в серд це Андрея Соколова посел илась боль,

Таким образом, вл ияние войны на челов ека огромно: она меняет характер

человека, заполняет его сердце б олью и тоской, от которых нел ьзя избавиться даже

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(Слайд с комментарием ФИПИ)
По традиции обратимся к официальному комментарию ФИПИ, темы нацеливают на…….ЧИТАЕМ И ПОДЧЕРКИВАЕМ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, они помогают нам определить основные аспекты, темы этого направления могут быть связаны с такими аспектами, как исторические события, значение которых не утрачивается со временем ,историческая память, забвение, культурные ценности, научные достижения,

Искусство, личности творческие ,люди науки, исторические те, кто, повлиял каким то образом на ход истории нравственные ценности особенно важные в переломные моменты истории и прошлое семьи и рода. (слайд)

Перечисли то, о чем человек никогда не должен забывать, то, что не подлежит забвению .

Разбираемся с основными понятиями этого направления , что такое забвение, что такое память, с каким словами могут сочетаться эти слова, какие фразеологизмы существуют с этими словами. (слайд со значениями слов)

Забвение- слово устаревшее, многозначное, нас будет интересовать первое значение этого слова :забвение как угасание, утрата памяти о каком-либо явлении, событии или человеке, также под забвением понимается пренебрежение чем-либо или то же самое что забытьё. (слайд)

В сочинении нам часто приходится употреблять одни и тоже понятия, поэтому, для того чтобы показать лексическое разнообразие речи, мы должны использовать синонимы и антонимы , для основных понятий, названных в теме, например, слово забвение в зависимости от контекста можно заменить синонимами: невнимание, пренебрежение, равнодушие, беспамятство, игнорирование .

Противостоит забвению память, память является своеобразным антонимом по отношению к слову забвение, память-слово многозначное, нас интересует первое значение слова: память как способность сохранить и воспроизводить в сознании впечатление о чем-то и о ком –то , воспоминание о ком-либо.

(Слайд)Так же антонимами к слову забвение являются слова: признание, известность, бессмертие, употреблять эти слова можно не как полные синонимы, а в зависимости от контекста, актуализируя то или иное значение слова.

Слово память и слово забвение входит в состав устойчивых словосочетаний; например, хранить в памяти, т.е никогда не забывать, врезаться в память, т.е запомниться, хранить память, беречь память, память души, предавать забвению, считать что-нибудь закрытым навсегда , решить не вспоминать о чем-либо, кануть в Лету, то есть предать забвению, бесследно навсегда исчезнуть. Помним, что Лету- река забвения в античной мифологии, из которой души умерших черпали забвение своего земного существования .

По аналогии с рекой забвения строятся другие словосочетания :пучина забвения, бездна забвения (СЛАЙД С УСТОЙЧИВЫМИ ВЫРАЖЕНИЯМИ)

Что же не подлежит забвению?

Опираясь на комментарий ФИПИ, забвению не подлежит: история страны, история рода, история семьи, нравственные ценности, обязанности человека, культура, искусство.

Какие конкретные темы могут быть заявлены в рамках этого направления, на какие произведения можем опираться, опираясь на те аспекты, которые уже выделили.

Если речь пойдет об исторических событиях, событиях, которые человек не должен забывать(слайд с событиями): Ледовое побоище, Куликовская битва, отмена крепостного права, Крестьянская война( Пугачевский бунт), революция 1917 года, Гражданская война(1917-1922), Первая мировая война, время репрессий Отечественная война, война в Афганистане, Чечне, Чернобыльская катастрофа, терроризм, Беслан 11 сентября.

Особое место в ряду этих событий принадлежит Великой Отечественной войне, многие темы этого направления связаны с горькими уроками, связанно с памятью героев.

Какие подвиги никогда не забудутся?

Какие исторические события можем взять в качестве примера и какие произведения можем взять для аргументации?

В каких произведениях говорится об этих исторических событиях

Аспект, связанный с противопоставлением памяти и забвения: почему важно сохранять историческую память?

Какие произведения можно использовать?

Аспект культурные ценности: сохранение памятников культуры, необходимость этого сохранения, понимания памятников культуры, как основы развития цивилизации.Темы будут связаны с тем, почему необходимо сохранять памятники культуры, нужно ли сохранять памятники культуры? Самое большое количество аргументов по этому направлению, связанного с культурой, содержится в письмах Д.С.Лихачева.

1.М.А.Шолохов. Роман «Тихий Дон"

3. А.И. Солженицын. Один день из жизни Ивана Денисовича

Гражданская война

Время репрессий 1937 год.

Отечественная война 1812 года

доброта и милосердие…

дружба; любовь; честь, совесть; верность…

ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ СТРАНЫ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

БЛАГОДАРНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ

К ПРЕСТАРЕЛЫМ РОДИТЕЛЯМ

НЕ ПОДЛЕЖИТ

ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ СТРАНЫ и ЛЮДЕЙ

1.В. Быков. Сотников

2. М.А.Шолохов "Судьба человека"

3. Б.Л.Васильев - "А зори здесь тихие"

ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕТСТВЕ

СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ СТАРИНЫ

ОТНОШЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ,

ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

4. В.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет"

2. В. Солоухин. "Чёрные доски"

3. В. Астафьев. Рассказ "Видение".

к литературе

2.Р.Брэдбери. Роман-антиутопия "451 градус по Фаренгейту"

1. Р.Бредбери. Рассказ

2. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?

3. У памяти свой час и свой закон` (Ю.Нейман)

5. В чём ценность исторического опыта?

6) Что может быть подвержено забвению?

8) Что могут предать забвению люди, а что не подлежит забвению?

9) Чем страшно забвение нравственных ценностей?

10) Что станет с человечеством, если люди забудут прошлое?

1. Т.Крюкова

(о меркантильности в отношениях)

люди-потребители

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ и БУДУЩИМ:

ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ

1. И.Курамшина.

(бездуховность и аморальность, разрыв связей с родными)

современный читатель

(поколение домоседов),

3. Поколение ЯЯЯ ( нарциссизм, жажда славы ).

1. В .Пелевин. «Поколение “ ПЕПСИ“

1 . Настоящее чтение :

2. Поверхностное чтение :

2. Чем опасна свобода без ограничений? (2014)

3. Чем может быть ценен для детей опыт отцов? (2014)

4. Чем опасно равнодушие? (2014)

5. Чем страшен эгоизм? (2014)

6. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху? (2015)

7. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь? (2015)

8.В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?(2017)

9. Какого человека можно назвать героем своего времени? (2015)

4. Что лежит в основе нравственных ориентиров современного человека?

5. Возможна ли связь между прошлым, настоящим и будущим поколениями?

6. Что может связать прошлое и будущее?

7. Каков он, портрет моего современника?

8. Какие положительные и отрицательные черты современного поколения нашли отражение в литературе?

10. Есть ли место подвигу в наши дни?

11. Можно ли победить бездуховность?

12. Нужна ли литература современному человеку?

13. Отказались ли наши современники от нравственных ценностей?

14. Можно ли утверждать, что современное поколение не способно на героические поступки?

15. Чем страшны порванные связи между поколениями?

17. Жива ли совесть в современном поколении?

18. В чём смысл жизни современного поколения?

19. Можно ли однозначно охарактеризовать современное поколение?

Интересные темы из Интернета

1. Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?

2. Почему особенно важно сохранять связь поколений в XXI веке?

3. Можно ли назвать поколение Z потерянным?

4. Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?

5. Что читает современное поколение?

6. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?

7. Можно ли говорить о деградации современного поколения?

8. Что представляет собой портрет моего поколения?

9. Могут ли социальные сети заменить реальное общение?

Корпорация «Российский учебник предлагает серию вебинаров :

«Итоговое сочинение 2020-2021:методические рекомендации для подготовки к тематическим направлениям «23 октября в 12-00 по московскому времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу данного урока положен системно-деятельностный подход, который предполагает системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Образовательные

- формирование универсальных учебных действий по созданию и редактированию связного текста.

Развивающие

- развивать умение составлять план, работать со схемами, ассоциативными рядами, ключевыми словами;

- развивать умение делать сопоставительный анализ, сравнительные характеристики, выделять в тексте главное, корректировать полученные образцы;

- актуализировать умение создавать собственное коммуникативное целое на основе имеющегося плана действий.

Воспитательные

- снизить уровень психологической тревожности перед экзаменом;

- развитие внимательности и собранности;

Тип урока - урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Данный тип урока выбран неслучайно. Он соответствует структуре урока данного типа и отвечает всем требованиям к современному уроку в условиях введения ФГОС.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний.

- Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

- Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

8) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

1.Теоретический диктант

1) то, о чём или о ком говорится в тексте (тема);

2)замысел писателя, преследующего определённую цель в создании образов. То, к чему призывает, чему учит автор, ради чего пишет (идея);

3)основные слова, выражающие идею высказывания (ключевые слова);

4)кратко сформулированные основные мысли в одном предложении (тезисы);

5)структура, строение текста – это (композиция);

6)утверждение, приводимое в качестве доказательства тезиса (аргумент);

7)стиль, который воздействует на ум, чувства через художественные образы (художественный);

8)стиль, цель которого – воздействовать на читателя с целью побуждения

9). Какой тип речи будет ведущим при написании сочинения (рассуждение)?

2.Структура сочинения-рассуждения

1. Вступление. Определение и формулирование основной проблемы, которая будет доказываться в главной части сочинения. Проще всего тему сочинения сформулировать в виде вопроса. Каждому ключевому слову даём определение. После того как понятия определены, мы формулируем свой тезис (главную мысль), который и будем аргументировать в основной части сочинения.

2. Основная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблемы, поставленной во вступлении. Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Вы должны доказывать свой тезис, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (лучше взять два), избирая свой путь использования литературного материала. Вы можете показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.

Обратите внимание

Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован.

Сочинение будет не­пол­ным, если подобрать мало материала.

Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того, как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении.

3.Алгоритм работы над сочинением

Выбор и обдумывание темы сочинения.

Выявление ключевых слов темы сочинения.

Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.

Определение главной мысли сочинения (мой тезис).

Подбор литературного материала.

Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения, составление плана.

Написание текста сочинения на черновике.

Редактирование, переписывание сочинения на бланк.

Работа с орфографическим словарём.

Аргументы к сочинению

Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (факты, взятые из литературных (художественных, публицистических, научных) источников;

факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических и общественных деятелей;

общеизвестные исторические факты;

результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.

Рекомендации

«Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности

Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?

Возможные формулировки тем сочинений

Можно ли достичь счастья, если слушать голос разума?

Внутренний конфликт: чувства против разума.

Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?

Разум и чувство- взаимно исключающие понятия?

Что правит миром - разум или чувства?

Стихия чувств и холод разума.

Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны.

Не надо давать надежду людям на взаимные чувства, если их совсем нет.

Нужно ли выплёскивать чувства наружу?

Если бы разум царил в мире, в нем ничего бы не происходило.

Как страшен может быть разум, если он не служит человеку (Софокл).

Должен ли разум подчиняться науке?

Разум – счастливый дар человека или его проклятие?

Всегда ли совпадают разумное и нравственное?

Почему всегда сложно сделать выбор между сердцем и разумом?

Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?

Определение понятий

Из толкового словаря

1. способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования.

способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями.

Слова-синонимы

Разум: ум, рассудок, интеллект, мыслительные способности, здравый смысл.

Чувства: ощущение, впечатление, душевный порыв, страсть, переживание, влечение, увлечение.

Произведения

Универсальные тезисы

Приведённые ниже цитаты можно использовать как эпиграфы к сочинению или тезисы к определенной теме.

У. Шекспир, английский поэт и драматург эпохи Возрождения: «Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить.

Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство - важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. На мой взгляд, человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям русской литературы…

Что же дальше? Деятельность на благо России, работа под началом Сперанского. Но опять разочарование: реформы, задуманные Сперанским, далеки от насущных интересов народа.

Позже, поняв свою ошибку, Наташа горячо раскаивается. Ей важно услышать слова прощения от жениха. Но мы помним, что в Болконском преобладает разум над чувствами. Гордый и самолюбивый князь Андрей не умеет прощать чужие ошибки, не умеет быть великодушным. В его отношении к Наташе было больше эгоизма, чем любви. Снова разочаровавшись в жизни, Болконский сознательно подавляет в своём сердце, так и не научившемся любить, добрые чувства. Голос разума заставляет его принять такое решение.

Домашнее задание

1) Напишите сочинение на выбранную вами тему.

2) Оцените качество главной (основной) части вашего сочинения, ответив на вопросы:

Решаются ли в главной части сочинения проблемы, поставленные во вступлении? Сформулирована ли в главной части сочинения его главная мысль?

Является ли главная часть сочинения доказательством его главной мысли?

Можно ли выделить в главной части сочинения смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства его главной мысли?

Логично ли расположение этих смысловых фрагментов в главной части?

Логичен ли переход от одной мысли к другой?

Логичны ли рассуждения внутри смысловых фрагментов: тезис, доказательство, примеры, вывод?

Соразмерен ли объем главной части вступлению и заключению?

Связана ли аргументация в смысловых фрагментах с темой сочинения, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.?

Тема: "Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению-рассуждению".

Цели:

  • подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена и научить:
  • понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;
  • логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.

Задачи:

  • научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;
  • аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

Ход урока

I. Вступление

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (слайд 3)

Сочинение учит думать,
учит понимать жизнь,
учит вчитываться в каждое слово.
В. Литвинов

Согласны ли вы с утверждением автора?

5. И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. 10 вариантов.

6. И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. 36 вариантов.

II. Актуализация темы (слайд 4)

Повторим теорию

1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ? (58 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ).

2. А сколько баллов из 56 выпускник набирает за задание №27 – сочинение-рассуждение по тексту? (24 балла)

3. Каков должен быть объём сочинения? (Более 150 слов)

4. Что грозит выпускнику, если количество слов в сочинении будет меньше установленной нормы? (Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается)

  1. Просто пересказывать текст, не анализируя его.
  2. Использовать в анализе большое количество цитат). Если много цитат, их могут вычеркнуть из общего количества слов.

5. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту? (Из 6-7)

6. Какие изменения в критериях оценивания произошли в этом году?

- Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ? Если допущены ошибки, то назовите их.

  1. Проблема.
  2. Смысловая связь.
  3. Своя позиция и её обоснование.
  4. Позиция автора.
  5. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  6. Заключение.
  7. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.

Композиция сочинения-рассуждения (К1-К6):

  1. Проблема (К1 – 1 б.)
  2. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы (1 б.), его значение для её раскрытия (1 б).
  3. Смысловая связь примеров (1 б).
  4. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы (1 б.), его значение для её раскрытия (1 б.) итого К2 – 5.
  5. Позиция автора (К3 – 1.)
  6. Своя позиция и её обоснование . (К4 - 1 б.)
  7. Заключение (К5 - 2 б.) (К6 – точность, выразительность речи - 2 б.)

Итого – 12б из 24

Слайд 9. Стратегия работы с текстом

3-й ученик:

  1. Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию.
  2. Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарии, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.
  3. Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её.
  4. Шаг 4. Напишите заключение.

V. Физминутка (зарядка для позвоночника)

Пригласим и наших гостей немного отдохнуть.

Руки перед грудью.
Потянуться влево-вправо.
Плечи на месте.
Руки в замке за спиной слева, справа.

Слайд 12. С чего начать? Внимательно читаем текст.

Сочинение пишется по тексту. Теперь аргументы из литературы и жизненного опыта будут служить обоснованием своего мнения. Поэтому начнём с внимательного прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз, художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот материал, который будете использовать при анализе.

VI. Работа с текстом Елены Сикирич

- Прослушаем текст, выделим ключевые слова.

Работа с текстом Елены Сикирич (приложение)

- Какие слова подчеркнули? (По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема взаимоотношений между людьми. (Что объединяет людей?)

2. Проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми. (Как преодолеть эгоизм в отношениях двух любящих людей?)

Чтобы преодолеть чувство собственничества и эгоизма, не нужно пытаться переделывать людей; необходимо ценить индивидуальность, уникальность людей, которых мы любим.

Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.

Сравните формулировки проблем.

Слайд 16-17. (Работа с деформированным текстом в парах)

VII. Восстановите текст сочинения

Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст. Для этого расставьте номера данных фрагментов.

Обоснуйте свой ответ.

1. С этим невозможно не согласиться: очень часто люди, не замечающие друг друга в обыденной, мирной жизни, становятся родными душами, пережив страшные моменты судьбы своей страны. О блокаде Ленинграда написано очень много и исторических хроник, и художественных произведений. Но больше всего поражает тот факт, что во время голодных месяцев люди не озлобились, не опустились на нравственное дно, а проявили чудеса самоотверженности, милосердия. Они старались объединяться, чтобы вместе пережить суровое время, после войны не теряли друг друга, потому что общие трудности сплотили их.

3. Таким образом, человек познаётся в беде, поэтому люди, пережившие трудные минуты жизни, навсегда остаются вместе.

5. В мире много людей, которые, живя рядом, ничего друг о друге не знают. Что же нас объединяет? Над этим вопросом размышляет Елена Сикирич.

6. Свои размышления автор начинает с мысли о том, что поиском ответа на этот вопрос мы чаще всего озабочены тогда, когда наши отношения с кем-то не так хороши, как нам хотелось бы, или вообще близки к краху (об этом говорится в предложении 2). Тем самым автор очерчивает сферу действия данной проблемы.

Слайд 18. Проверьте себя. Составим план для домашней работы.

- Прочитайте смысловую связь.

- Запишите план сочинения в тетрадь для выполнения домашнего задания – написания своего сочинения по этому тексту.

VIII. Работа с критериями оценки сочинения

- А теперь возьмём сочинение и карточки для оценивания и посчитаем баллы по критерию 2 за уже готовое сочинение (оно лежит на столах). Сколько поставим? (5 из 24-х)

Читайте также: