Конспект занятия по шитью в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Волшебные стежки

Шитье – один из самых действенных способов формирования координированных движений рук и глаз, что очень важно при работе с детьми дошкольного возраста.

При ознакомлении старших дошкольников с данным видом ручного труда воспитатель решает следующие задачи.

- Развивать мелкую моторику рук, глазомер, зрительное внимание, художественные способности, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить дело до конца).

- Дать представление о разных видах ткани и инструментах для шитья (ножницы, наперсток, пяльцы, швейные и вышивальные иглы и др.).

- Знакомить с разными приемами рукоделия (шитье, вышивка, пришивание пуговиц и др.).

- Упражнять в работе с иглой, ножницами, пяльцами.

- Вызывать интерес к ручному труду.

С детьми проводятся следующие занятия.

Знакомство с тканью. Происхождение ткани. Разные виды ткани и их свойства. Сравнение свойств ткани и бумаги.

Швейные принадлежности. Швейные принадлежности и правила безопасной работы с ними.

Иголки и булавки. Происхождение иглы и булавки. Виды игл и булавок. Правила хранения и безопасного обращения с ними.

Игольница. Назначение игольницы. Формировать умение в изготовлении игольницы из ткани, картона и поролона.

Бахрома. Виды декоративного оформления ткани. Формировать умение изготавливать салфетку с бахромой из льняной ткани.

Веселые пуговицы (1) . Формировать умение пришивать пуговицы параллельным стежком, закреплять нить под пуговицей.

Веселые пуговицы (2) . Формировать умение пришивать пуговицы стежком крест-накрест, закреплять нить под пуговицей.

Аппликация из ткани . Формировать умение выполнять аппликацию из ткани, вырезать детали по шаблону.

Знакомство с профессиями портного и модельера. Формировать представление о профессиях портного и модельера, о значимости их труда.

Игрушки для малышей. Формировать умение шить игрушки из ткани. Закреплять умения изготавливать детали по шаблону, пришивать пуговицы.

Цветок для мамы . Закреплять умения выполнять разные виды швов, пришивать пуговицы различными способами, украшая ими салфетку.

Цветок для мамы.

Итоговое занятие.

Цель. Закреплять умения выполнять разные виды швов, пришивать пуговицы различными способами, украшая ими салфетку, подбирать нитки и пуговицы в тон ткани. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, глазомер.

Материал и оборудование. Салфетки, пяльцы, коробки со швейными принадлежностями, игольницы, ножницы, прозрачные банки с пуговицами.

Воспитатель. Сейчас я загадаю загадки. Отгадав их, вы узнаете, чем мы сегодня будем заниматься.

Без замочка, а запирается. (Булавка.)

Я длинная и тонкая

И смотана в клубок,

Сбежала от котенка я

В укромный уголок. (Нитка.)

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой.)

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает. (Иголка.)

Маленькое ведерко на пальце сидит,

Сотнями глаз во все стороны глядит. (Наперсток.)

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети!

Можем больно наказать. (Ножницы.)

Воспитатель. Как коротко можно назвать отгадки? (Швейные принадлежности.) Правильно. На занятиях по ручному труду вы научились вдевать нить в иглу и завязывать узелок, выполнять различные виды швов и пришивать пуговицы. Сегодня я предлагаю вам сделать подарочную салфетку для своих мам.

Но перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила безопасности при обращении со шейными принадлежностями.

Дети поочередно называют правила. Воспитатель при необходимости дополняет их высказывания.

Дети. Ножницы надо класть справа, кольцами к себе. Лезвия ножниц должны быть сомкнуты. Передавать ножницы друг другу надо кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

Иголки всегда должны быть с ниткой. Передавать их можно только тупым концом. Иголки должны храниться в игольнице.

Нельзя перекусывать нить зубами – можно поранить губы и зубы.

После окончания работы надо привести свое рабочее место в порядок.

Воспитатель. Давайте перед работой проведем гимнастику для пальцев.

Дети разводят и соединяют ладони, произносят рифмовку и поочередно ритмично разводят, и соединяют одноименные пальцы.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю –

Всех я вас приветствую!

Воспитатель. Я расскажу вам о последовательности изготовления салфетки. Сначала вы обработаете края салфетки, сделав бахрому. Напомните мне, как мы делаем бахрому.

Ребенок. С помощью иголки отделяем нитки по краю ткани и вытягиваем их.

Воспитатель. После этого вы натянете ткань на пяльцы и нарисуете в центре салфетки контур цветка.

На лужайке поутру

(Встают в круг, берутся за руки.)

Мы затеяли игру.

Я – подснежник, ты – вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайся круг пошире.

(Делают четыре шага назад, расширяя круг.)

А теперь мы - ручейки,

(Бегут по кругу.)

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

(Расширяют круг.)

Становитесь в круг опять,

Будем в солнышко играть.

(Смыкают круг, берутся за руки.)

Мы – веселые лучи,

(Встают на носочки, тянут руки вверх)

Мы резвы и горячи.

(Прыгают на носочках, руки на поясе.)

Затем дети заканчивают работу.

Воспитатель. Дети, вам понравилось делать подарок для мамы? Покажите друг другу свои работы. Посмотрите, какие они замечательные! Вы молодцы!

А что еще вы можете подарить маме? (Ответы детей.) Кто хочет прочитать стихотворение о маме?

Дети (по желанию) читают стихи.

Воспитатель. Спасибо, ребята, за ваше старание! Я уверена, что мамам очень понравятся ваши салфетки. Ведь вы вложили в них столько фантазии, творчества и любви! До свидания!

Многие воспитатели затрудняются в обучении детей шитью. Работа порой ведётся бессистемно, поэтому далеко не все дети овладевают программными требованиями, особенно мальчики.

Прежде чем приступить к обучению детей в работе с тканью, я изучила уровень имеющихся у них знаний и навыков. У детей к моменту поступления в подготовительную группу имелся определённый запас знаний о труде портных, они неоднократно наблюдали, как шьют взрослые. Но навыков шитья не было. Ни один ребёнок из группы практически не был знаком с приёмами шитья.

Я решила организовать работу так, чтобы все дети овладели навыками работы с тканью в том объёме, который предусмотрен программой подготовительной к школе группе.

Для шитья использовали иглы средней длины (примерно 35-40 мм), не очень тонкие. Детям удобно шить штопальными или вышивальными иглами с широкими ушками, особенно на начальном этапе обучения, когда они с трудом вдевают нитку в иглу. Нитки желательно иметь № 30-40, а для изготовления игрушек, где требуется затягивание нити с усилием, нужны нитки № 10-20. Для укрепления швов надо иметь наборы мулине, бумаги для вышивания (6-8 цветов). Наборы ниток желательно иметь для каждого ребёнка или один набор для двоих детей.

Ткани должны быть мягкие, довольно рыхлого переплетения, так как с жёсткими и плотными тканями детям работать трудно. Наиболее пригодны ситец, сатин, штапельные ткани, бязь, фланель.

Уже с первых занятий приучали детей соблюдать правила пользования ножницами и иголкой, т.е. ножницы передавать кольцами, не откусывать нитку зубами, не брать в рот конец нитки перед вдеванием в иглу, игла всегда должна быть с нитью, передавать иглу друг другу надо тупым концом и обязательно с нитью, в игольнице игла должна быть вколота в ткань и обвита одним-двумя витками нити.

Прежде чем приступить к обучению шитью, на одном из занятий были изготовлены индивидуальные игольницы-книжки. Игольница состоит из обложки и фланелевого вкладыша. Для изготовления необходимо лист картона согнуть пополам. Левую половину обложки изнутри намазать клеем до сгиба, аккуратно наложить фланель, чтобы она не выступала за края картона. В свободную часть вкладыша вкалываются иголки. Фланель желательно брать однотонную, тогда на ней лучше видна игла. Лицевая сторона обложки украшается аппликацией по замыслу детей.

Таким образом дети узнают свою игольницу. Игольницы-книжки удобно хранить, что немаловажно при том обилии оборудования, которое имеется в группах.

На следующем занятии дети знакомятся с иглой. К этому занятию я изготовила большой макет иглы. На макете показала, как надо вдевать нить в иглу и завязывать узелок. Дети брались за работу нерешительно. Пальцы были непослушны, неловки. Многим пришлось показывать дополнительно, как завязывать узелок.

Использовала пособия из картона при ознакомлении с различными швами. Размер полосок картона для детей примерно 4 х 10 см. На этих полосках по линии будущего шва пробиваются отверстия (в швейной машине из иголки удаляется нить, устанавливается максимальная длина стежка и выполняется строчка на картоне). Шитьё по картону или бумаге позволяет детям выполнить шов в определённом направлении, делать одинаковые стежки. Дети легко и быстро справляются с шитьём на картоне, особенно мальчики.

Индивидуальная работа: Жене дать иголку с широким ушком и яркую нитку. Для Лены и Саши приготовить дополнительное задание.

Методические приёмы: рассмотреть готовое детское платье, обратить внимание на аккуратность всех швов. Рассмотреть шов с изнаночной стороны.

Необходимо предупредить детей о том, что не надо сильно натягивать ткань, тогда будет удобнее шить.

Затем воспитатель предлагает следующую точку по линии шва, прокалывает иголкой ткань с лицевой стороны на изнаночную и, не вытягивая нити, с изнанки находит следующую точку, прокалывая ткань с изнаночной стороны на лицевую. Только после этого надо вытянуть иголку с нитью на лицевую сторону.

Предупредить, что что иголку всё время вытягивать только на лицевую сторону. Ткань лучше давать одноцветную, так как на пёстрой ткани плохо виден шов.

Они начинают свободно пользоваться ими в своей речи, одновременно с шитьём дети учатся закреплять нить в конце шва или при окончании нити. На одном из первых занятий показываем, что нить можно закреплять, делая в одном месте 2-3 маленьких стежка. Позднее показала, как закреплять нить петельным стежком.

После того как дети научатся выполнять швы на ткани в один слой, можно научить их сшивать детали: пошив мешочков, пришивание петель к полотенцам и т.д.

Для показа приёмов пришивания пуговиц были изготовлены таблицы: изображения пуговиц с двумя отверстиями и с четырьмя, пришитых разными способами (параллельными стежками, крестом). Сначала я показала один приём пришивания пуговицы с четырьмя отверстиями в макете. (Макет – это круг диаметром 10 х12 см с соответствующим количеством отверстий в центре.) С этой работой дети справились быстро, что свидетельствует о появлении у них навыков пользования иглой.

На всех этапах работы с тканью воспитывала эстетический вкус – приучала выполнять соединительные швы нитью в тон ткани, пришивать пуговицы нитью в тон ткани или пуговицы. Для украшения швов цвет нитей учила подбирать тональный и контрастный. Подчёркивала, что цвет вышиваемого предмета может быть характерным для данного предмета (клубничка – красная. ёлочка – зелёная) и может быть условным (машинка, мячик могут быть любого цвета).

Трудовое воспитание нельзя решать в отрыве от нравственного. Так, на всех занятиях я подчёркивала значимость результатов труда, качества работы каждого ребёнка.

Работа с тканью имеет большое значение для развития глазомера, мелкой мускулатуры рук. Выполняя швы, дети придерживаются определённого направления, соблюдают необходимую длину стежка, что готовит их к работе в тетради. Сама рука, приученная работать с таким мелким инструментом, как игла, легче владеет ручкой при письме. И, наконец, аккуратность в шитье, несомненно, скажется на качестве любой работы.

Анализируя проведённую работу, я сделала следующие выводы.

Для того, чтобы все дети овладели навыками шитья, необходима систематическая работы со всей группой.

Сшивание деталей изделия представляет для детей большие трудности, чем шитьё на ткани в один слой (вышивание простейшими швами.) Причём вышивание надо сначала давать по разметке, а затем по контуру.

К концу года все дети овладели навыками шитья. Работа с тканью оказала большое влияние на развитие мелкой мускулатуры рук. Движения рук детей стали ловкими и точными. Дети уверенно работают иглой.

В процессе работы с детьми я составила цикл занятий по обучению детей шитью:

В зависимости от выполняемого узора оба элемента могут выполняться одной и той же нитью или нитками разного цвета.

Однако не следует увлекаться сложными вышивками, так как усложнение работы требует большого напряжения умственных и физических сил ребёнка.

Воспитатель : Хоменок Татьяна Анатольевна

Цель: Формировать позитивных установок к различным вида труда. Расширение представлений о профессиях швейного производства.

Образовательная задача – обобщать и систематизировать представления о профессиях в швейного производства (швея, закройщик, дизайнера, портной, стилист, модельер одежды).

Развивающая задача – развивать творческое воображение, внимание, развитие мелкой моторики рук, тактильного и зрительного восприятия, обогащение словарного запаса детей (закройщик, модельер, дизайнер, портной, стилист, аксессуар, эскиз, цех, лекало, полочка). ( Новые слова: закройщик, модельер, дизайнер, портной, стилист, аксессуар, эскиз, цех, лекало, полочка.)

Воспитательная задача - воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Воспитатель. Перечислите, с какими предметами-инструментами вы уже знакомы.

Воспитатель. Молодцы, справились с заданием. Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга, правильно или нет.

Воспитатель. - А в нашем детском саду работает швея?

Воспитатель. - Знаете ли вы, что делает швея нашего детского сада? Как ее зовут?

Ответы детей. (Шьет полотенца, чинит постельное белье, халаты младшего воспитателя, костюмы поваров и дворника)

Воспитатель. Ребята, если женщина шьет одежду, то она швея. А если мужчина шьет, то как его профессия будет называться?

Воспитатель. Ребята, мужчину, который шьет одежду, называют портным.

Вместе повторим – портной.

Ребята, а как вы думаете нужная ли профессия у швеи и портного? Почему вы так считаете?

Воспитатель. Верно, именно они шьют нам одежду.

Ответы детей. Защита от холода.

Воспитатель. Молодцы! Без одежды мы бы не смогли перенести холод, жару и ходили бы голыми. А из чего ее шьют?

Ответы детей. Из ткани, меха.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете какие ни будь названия ткани?

Воспитатель. Да, они бывают разные. Вспоминаете какие в нашем швейном ателье есть ткани?

Воспитатель. Предлагаю вам интересное упражнение. Вы можете потрогать разные ткани. Какие они на ощупь? Чем они отличаются?

Воспитатель. Верно, одни легкие и почти невесомые, другие толстые. Ткани бывают цветные, однотонные. А если посмотреть ткань на свет, то чем еще они отличаются.

Ответы детей. Прозрачные и плотные.

Воспитатель. Разомнемся? Поиграем?

Физминутка 1, 2, 3, 4, 5 - (выполняют хлопки руками)

Будем мы в швею играть. (по очереди разводим руки в стороны)

Взяли ножницы мы в руки - (показывают, как режут ножницы)

И скроили быстро брюки! (наклон вперёд, разводим руки в стороны)

6, 7, 8, 9, 10 - (прыжки на месте)

Хорошо работать вместе! (встряхиваем кистями рук).

Воспитатель. Интересно вам самим поиграть в швейное ателье? Предлагаю выбрать вам кто кем будет сегодня (дизайнер, стилист, закройщик, швея). Как будем выбирать: по считалочки или вытягиваем карточку с изображением профессии? Или вы уже каждый сам знаете, кто кем сегодня хочет быть?

Дети делятся на подгруппы. Садятся за столы. (на столах лежат предметы –инструменты профессий швейного ателье).

Воспитатель. Каждый из вас будет выполнять свою работу. Ребята, обратите внимание в группе приготовлены 4 цеха. Кто мне напомнит, что такое цех?

Воспитатель. Верно, цех это помещение в котором люди выполняют какую то одну деятельность. В швейном цеху шьют одежду. В цехе моделирования одежды работают дизайнеры. Они создают эскизы. Что такое эскиз?

Воспитатель. Да, Эскиз – это когда модельер или дизайнер придумывает фасон одежды. (воспитатель выводит на экран слайд с изображением эскизов) В цехе кроя одежды. Что происходит, ребята?

Воспитатель. Конечно, закройщики обводят мелом лекало по ткани. Кто помнит, что такое лекало?

Воспитатель. Это будущие детали одежды, но только еще на бумаге или твердых заготовках. О каких деталях одежды мы с вами говорили.

Воспитатель. Верно. Это спинка, полочка, рукав, ворот, штанина. А те, кто сегодня хотят быть стилистами, чем они будут заниматься? Кто такие стилисты?

Воспитатель. Молодцы, стилисты _ это те, кто придумывает стиль, подбирает человеку образ и дополняет одежду красивыми и интересными деталями. Что можно подобрать например к платью?

Воспитатель. Да, это может быть бусы, сумочка, шляпка. Все эти 4 цеха сегодня у нас есть в группе, но где какой расположен, вы должны догадаться по инструментам на столах. (Дети расходятся по группе в поисках нужного цеха, выбор которого они сделали самостоятельно, либо по выбранной карточке – жеребьевке). Каждый из вас выполняет свою работу

Воспитатель. Закройщики, найдите пожалуйста свой цех. (Дети находят стол, на котором расположены лекало, выкройки ткани, мел, линейки, сантиметровые ленты, ножницы). Верно, определились.

Воспитатель. Девочки, которые будут работать в швейном цеху, как будет называться ваша профессия? А мальчики?

Воспитатель. Совершенно верно, швеи и портные, что у вас на столе.

Воспитатель. Да, здесь детали одежды из ткани, нитки, иголки, ножницы, наперстки. Ребята, а на большом производстве всегда вручную шьют одежду? А на чем?

Воспитатель. Да, здесь уже готовая одежда и разные интересные детали, которые еще называют аксессуары (сумочки, шарфики, платочки, бижутерия, головные уборы и украшения: бантики, ободки, резиночки). Что вы будете делать?

Воспитатель. Верно, вам нужно подобрать, что с че будет сочетаться и как можно дополнить образ или стиль, вы же стилисты.

Воспитатель. Как и на любом производстве, мы сегодня с вами должны соблюдать правила техники безопасности. Как вы думаете какие правила безопасности нужно соблюдать?

Воспитатель. Ребята, в швейном ателье нужно соблюдать правила техники безопасности.

Воспитатель. Верно! (Воспитатель проговаривает правила еще раз и выводит на каждое из них пиктограмму на слайд).

Дети приступают к работе.

Воспитатель.

2. Кто сегодня работал в цехе модельера одежды? Кем вы сегодня были,ребята? Что делали?

3. Кто сегодня работал в цехе кроя одежды? Кем вы сегодня были,ребята? Что делали?

4. Кто сегодня работал в швейном цеху? Кем вы сегодня были,ребята? Что делали?

5. Кто сегодня работал стилистами? Кем вы сегодня были,ребята? Что делали?

6. Что вам сегодня понравилось больше всего?

7. Что было сложнее всего?

8. Какие правила безопасности мы сегодня с вами узнали в швейном ателье?

9. Кто ни будь захотел выбрать себе будущую профессию, одну их тех в которую сегодня играли?

10. Вам хочется рассказать о профессиях швейного ателье ваши родителям или друзьям?

11. О каких профессиях вы бы хотели узнать и поиграть в них в следующий раз?

Мне было приятно сегодня играть с вами ребята, спасибо!

Целью данного опыта является пошаговое раскрытие обучение детей шитью для развития мелкой моторики детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Из опыта работы

воспитателя первой квалификационной категории

Тимашовой Елены Николаевны

«Обучение шитью детей

«Истоки способностей и дарования детей находятся

на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности

и изобретательности в движениях детской руки, тем

тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем

сложнее движения, необходимые для этого взаимо-

действия детского разума. Чем больше мастерства в

В. А. Сухомлинский

Во все программы дошкольного образования всегда традиционно входят

занятия по труду, под которыми подразумеваются поделки из пластилина, бумаги, природным материалом, нитками, работа с тканью.

Ручной труд – одно из средств всестороннего воспитания дошкольников.

Формируя у детей разные умения и навыки, мы одновременно решаем задачи трудового и нравственного воспитания: учим трудиться в коллективе,

выполнять задуманное и преодолевать возникающие трудности, прививаем

усидчивость, трудовые навыки. Вопросы трудового воспитания всегда вставали перед педагогами. Программное содержание основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения

предусматривает формирование у детей умения вдевать нитку в иголку,

завязывать узелок, пришивать пуговицы, шить простейшие изделия швом

руют работу с тканью. Возможно это происходит от того, что воспитателей

пугает большая подготовка к этому вида труда, а также боязнь за безопас-

ность детей при работе с иглой. Но исследования в области

психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

показывают, что именно в этот период у ребёнка повышается самоконт-

роль и оценка деятельности, уровень произвольности, внимание,

возрастает работоспособность, усидчивость. Поэтому, именно старший дошкольный возраст, является наиболее благоприятным для

развития детей посредством ручного труда, а именно развития мелкой

мускулатуры рук. Дети моей группы стоят на пороге школы и очень хочется,

чтобы обучение в ней начиналось успешно. Одним из показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев. Из бесед с учителями начальных классов выяснила, что дети испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате всё это ведёт

к проблемам: недостаточному развитию внимания, памяти, двигательной координации. Из практики прошлых лет я знаю, что дети, которые занимались со мной шитьём, гораздо легче осваивают технику письма.

Я решила, что работу организую так, чтобы все дети овладели навыками работы с тканью в той мере, которой предусмотрено программой подготовительной группы. Для более успешной работы, поставила цели:

Более детально изучить литературу о занятиях с детьми по организации шитья.

Создать условия для занятий, привлекая родителей.

Разработать план последовательных действий по обучению

детей, применяя принцип от простого к сложному.

Осуществить план действий через работу кружка по шитью

Сформировать у детей интерес к занятиям по шитью.

Обучить основам работы с иголкой, нитками, тканями.

Я ознакомилась с работами многих авторов по проблеме развития

мелкой моторики. Мне понравился опыт работы М. Лепкало (г Моздок)

по обучению детей шитью, опубликованный в старых журналах «До-

развивают фантазию, художественный вкус, творческую активность.

Работа с иглой , нитками, тканями – помогают развивать трудолюбие,

аккуратность, терпеливость, усидчивость, координацию движений.

Изучила инструктивное письмо Министерства просвещения от 12 октября

Также в своей работе использовала литературу авторов: Л.В.Куцаковой

В своём опыте я использовала принципы:

от простого к сложному

Прежде, чем приступить к работе, я прошла этапы:

4. подведение итогов.

1 .этап – диагностический.

Прежде чем приступить к обучению детей работе с тканью, я изучила уровень имеющихся у них знаний и навыков. У детей, к моменту поступления

в подготовительную группу, имелся определённый запас знаний о труде

портного. Они неоднократно наблюдали, как дома шьют взрослые. Но

навыков шитья почти ни у кого не было. Лишь две девочки –близняшки

под руководством бабушки иногда занимались шитьём, применяя шов

2. этап – подготовительный.

Для организации работы с тканью и иглой , пришлось объяснить родителям зачем это нужно. Ведь родители боялись давать детям иглу в

в целях безопасности: вдруг уколятся, потеряют иглу, да и рано им ещё

заниматься этим делом. Убедив родителей в безопасности такой работы, попросила, чтобы они помогли приобрести оборудование.

Каждому ребёнку завести и подписать отдельную коробочку (своего рода

нитки №40 цветные -1-2 катушки, пуговицы - разные по цвету и размеру

с 2-мя отверстиями, 4 –мя отверстиями, на ножке, кусочек ткани размером

20 на20 сантиметров (белую, хлопчато - бумажную), подушечку для иглы.

Иглы – примерно, 4 сантиметра длиной (не очень тонкие, но обязательно с широким ушком, особенно на начальных стадиях обучения, когда ещё учатся вдевать нитку в иголку.) Чтобы иглы были строго учтены: на плотном листе бумаги поместила список всех детей и против каждой фамилии – вколола

иглу с небольшой ниткой Это позволило контролировать наличие игл после каждого занятия. Коробочки с принадлежностями поместили в столах, где сидят дети и по мере надобности быстро готовились к работе. Дети с нетерпением ждали, когда же начнём действовать с иглой. Причём, даже мальчики проявляли повышенный интерес к этому виду деятельности.

3. этап – практический.

Особое внимание я уделяла правилам безопасности труда.

Ножницы надо класть справа, кольцами к себе. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты. Необходимо следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они смогут поранить ребёнка. Передавать ножницы друг другу следует кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.

Во время работы с иглой нельзя отвлекаться, вкалывать иголку в одежду, стол, просто в ткань. Надо пользоваться специальной подушечкой.

Нельзя перекусывать нитку зубами: можно поранить губы и испортить зубы.

Необходимости обучения петельному шву , дети убедились сами, когда сшитые изделия из сыпучих тканей : шёлк , штапель – приобретали неопрятный вид с изнаночной стороны . Дети делали этот шов с большим старанием. В группе имеются 3 швейные машины , чтобы они не стояли без надобности – решила научить детей шить на них. В начале рассмотрели внешний вид, рассказала о назначении отдельных деталей . Дети проследили последовательность заправки машины нитками . Они убедились, что шить на машине гораздо быстрее и красивее. Строчка получается прочнее , а вот для того , чтобы скроить нужную одежду по размеру куклы предложила использовать лекало. Это пришлось детям по душе , они очень быстро освоили механизм обведения выкройки простым карандашом или специальным мелом.

В процессе работы с детьми всегда учитывала индивидуальные особенности детей . Дети ,которые справлялись с работой- им давала дополнительную работу : более сложную и большего объёма. А не решительным помогала выполнить работу , хвалила , что сегодня получилось лучше , чем в прошлый раз . При этом дети чувствовали уверенность в своих силах. Конечно же обращала внимание на то , чтобы при работе на столе всегда всё было под рукой , аккуратно разложено . Так же воспитывала эстетический вкус : Пуговицы, нитки- потом ткани. При вышивании подбирала нитки , характерные для данного предмета : Ягодка красная , листочек зелёный.

4 . этап – подведение итогов.

Итак, работа с тканью имела большое значение для развития мелкой моторики рук. В конце года неуверенные дети без боязни брались за иголку с ниткой и обслуживали себя . Так же развился глазомер детей , они лучше стали различать клеточки и линейки в тетради. Работа над аккуратностью в шитье помогала детям качественно выполнять швы, доводить начатое дело до конца.

В своей работе использовала технологии , игровые , здоровьесберегающие , лично ориентированный , сотрудничество . Приёмы: беседы, загадки , пословицы. Обучение происходило от простого к сложному. При повторной диагностики , с целью определения эффективности занятия шитьём получили следующие результаты : Из двадцати детей очень высокий – 5 человек , высокий – 12 человек, средний – 3 человека.

Читайте также: