Сложение и вычитание в пределах 3 конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Коррекционно-развивающая: развитие зрительного восприятия, вычислительных навыков, коррекция памяти, мелкой моторики, функций анализа и синтеза при решении задачи.

Планируемые результаты : учащиеся научатся называть числа в порядке их следования при счете; анализировать действия по выполнению счета и управлять ими; сотрудничать со сверстниками. Сравнивать предметы по различным признакам.

Личностные УУД : развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Умение организовать место для занятий.

Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий; развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение.

Коммуникативные УУД : строить диалог, учитывать позицию собеседника (соседа по парте),др.учеников.

Регулятивные УУД : принимать и у читывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале, в сотрудничестве с учителем; осуществлять контроль и самоконтроль, развитие внимания.

Формы организации УПД учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Виды работ: Контроль за действием. Контроль качества.

Работа в тетрадях.

Учебно-материальное оснащение урока (оборудование): сказочные герои: Дюймовочка, лягушка, жук, крот, ласточка, Эльф; счетный материал: счетные палочки, цифры, геометрические фигуры; картинки: цветы, листья, зернышки.

Цель: организовать общую готовность детей к уроку со стороны учебной деятельности, концентрацию внимания.

- Ребята, а вы любите сказки?

- Сегодня нас ждет путешествие в сказку, а в какую, попробуйте угадать.

«Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

- Кто это? (Дюймовочка)

II . Актуализация знаний (повторение).

- Представляете, ребята, пока Дюймовочка спала, кто-то утащил её в болото. Слушайте загадку:

1 ) «На болоте кто живет? Громко квакая поет?

- Утащила лягушка нашу девочку к себе в болото и чтобы Дюймовочке выбраться, нужно кувшинки, которые на болоте сложить по величине, от самой большой до самой маленькой.

- Молодцы! Выручили Дюймовочку.

Но нашу девочку ждало следующее испытание.

2) «Он рогатый и усатый, многоногий и крылатый,

- Ребята, жук сейчас утащит Дюймовочку.

Нужно срочно посчитать сколько у него – лап справа (3) ,

- лапок слева (3), - крыльев черных(2), крыльев белых(2) - рожек(2)

(И посчитайте моих друзей: стрекоз, бабочек, улиток, кузнечиков, жучков)

- Молодцы! Жук улетел!

- Ребята, но это еще не все, ждет нашу девочку следующее испытание:

«Пол в кладовке прогрызет, все запасы поедает,

- Ребята, теперь мышка хочет утащить нашу девочку. Мышка любит очень быстро бегать. Давайте поможем убежать Дюймовочке убежать и выполним задание мышки.

- Бежала, бежала Дюймовочка и вдруг увидела…

III . Работа по полученным знаниям и умениям.

1) «Этот зверь живет в земле

Там он прячется, во мгле.

- И так, ребята, все- таки утащил Крот нашу девочку под землю и сказал, пока ты не сосчитаешь мои припасы, я не отпущу тебя на волю.

- Считаем припасы Крота. (зернышки)

- Молодцы! Отпустил крот Дюймовочку.

IV . Применение полученных знаний и умений.

1) - Побежала Дюймовочка и увидела ласточку, лежала ласточка на земле и помощь ждала. Сейчас нужно выполнить задание в тетрадках:

вставить пропущенные цифры. И один у доски.

- Вылечила Дюймовочка ласточку. Села девочка на ласточку и полетели они в теплые края. Повстречала Дюймовочка Эльфа и стали они там садить цветы на клумбах.

- Расположите цветы на грядках. Молодцы! Какая красота.

-Ребята, где мы с вами побывали?(в сказке)

-Кому помогали? (дюймовочке)

-А как помогали? (считали, решали)

-Дюймовочка всех благодарит за помощь и угощает вас своими дюймовочными конфетами.


Работа закрепит знания учащихся о составе чисел от 2 до 3, сформирует навыки счёта в пределах, умение читать числовые выражения и находить их значение.

Описание разработки

Тип урока: изучение нового.

Методы обучения: наглядный, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Дидактическая задача: усвоение, закрепление знаний, контроль за ходом и результатом усвоения материала.

Форма обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная, групповая.

Цели:

(познавательные УУД – отвечать на вопросы учителя, наблюдать и делать выводы…) закрепить:

знание состава чисел от 2 до 3, навыки счёта в пределах 3, умение читать числовые выражения и находить их значение правильно называя компоненты действий, взаимосвязь между частью и целым, умение на основе предметной наглядности решать простые текстовые задачи и записывать их решение, умение различать геометрические фигуры, формировать навыки беглого счёта в пределах 10 на числовом отрезке.

(регулятивные УУД – организация своего рабочего места, определение цели выполнения задания, определение плана выполнения заданий и использование в своей работе…) развивать: внимание, память, логическое мышление, математическую речь, умение делать выводы.

(личностные УУД) воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе и самостоятельно, любовь и заботу к животным.

картинки: котята, кошка, корзина, собака,

индивидуальные числовые линейки,

индивидуальные наборы геометрических фигур,

карточки с числовыми выражениями,

чистые листки в клетку (подписанные),

рисунки разноцветных клубков с цифрами (10 шт. )

Ход урока.

1. Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало)

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5.

2. Постановка целей урока.

- Посмотрите на страницу учебника и скажите, что нужно повторить, чем мы на уроке будем заниматься, что узнаем нового?

- Ребята! У нас сегодня два события.

- 1 – к нам пришли гости - учителя и ваши воспитатели, посмотреть - как вы работаете на уроке, проверить ваши знания по математике.

- 2 – у нашей классной кошки Мурки появились котята.

- Вы знаете, что котята рождаются беспомощными и слепыми. И когда у них открываются глаза, то они начинают везде ползать и всем интересоваться. Смотрите, все котята расползлись. Соберём котят в корзину? Поможем Мурке? Для этого надо успеть выполнить все задания!

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать;

Родились у нас котята -

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ - котенок самый белый,

ДВА - котенок самый смелый,

ТРИ - котенок самый умный,

А ЧЕТЫРЕ - самый шумный.

ПЯТЬ - похож на ТРИ и ДВА -

Тот же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята -

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

(Учитель по ходу открывает доску, где рисунки кошки, котят, корзины.

Дети приступают к работе).

3. Актуализация опорных знаний (повторение)

- Раз - котенок самый белый… чтобы этот котенок попал в корзинку, нам нужно выполнить графический диктант.

1). Графический диктант

(У каждого ученика на столе заранее лежит чистый подписанный листок в клетку).

- Отступаем 7 клеток сверху, слева – 4 клетки. Ставим жирную точку.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Учитель: Барабанова М.И. МБОУ СОШ с.Талдан

Тип урока: изучение нового.

Методы обучения: наглядный, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Дидактическая задача: усвоение, закрепление знаний, контроль за ходом и результатом усвоения материала.

Форма обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная, групповая.

Обучающие: (познавательные УУД – отвечать на вопросы учителя, наблюдать и делать выводы…) закрепить: знание состава чисел от 2 до 3, навыки счёта в пределах 3, умение читать числовые выражения и находить их значение, правильно называя компоненты действий, взаимосвязь между частью и целым, умение на основе предметной наглядности решать простые текстовые задачи и записывать их решение, умение различать геометрические фигуры, формировать навыки беглого счёта в пределах 10 на числовом отрезке.

Развивающие: (регулятивные УУД – организация своего рабочего места, определение цели выполнения задания, определение плана выполнения заданий и использование в своей работе…) развивать: внимание, память, логическое мышление, математическую речь, умение делать выводы.

Воспитывающие: (личностные УУД) воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе и самостоятельно, любовь и заботу к животным.

Оборудование:

картинки: котята, кошка, корзина, собака,

индивидуальные числовые линейки,

индивидуальные наборы геометрических фигур,

карточки с числовыми выражениями,

чистые листки в клетку (подписанные),

рисунки разноцветных клубков с цифрами (10 шт.)

Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5.

Постановка целей урока

- Посмотрите на страницу учебника и скажите, что нужно повторить, чем мы на уроке будем заниматься, что узнаем нового?

- Ребята! У нас сегодня два события.

- 1 – к нам пришли гости - учителя и ваши воспитатели, посмотреть - как вы работаете

на уроке, проверить ваши знания по математике.

- 2 – у нашей классной кошки Мурки появились котята.

- Вы знаете, что котята рождаются беспомощными и слепыми. И когда у них открываются глаза, то они начинают везде ползать и всем интересоваться. Смотрите, все котята расползлись. Соберём котят в корзину? Поможем Мурке? Для этого надо успеть выполнить все задания!

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать;

Родились у нас котята -

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ - котенок самый белый,

ДВА - котенок самый смелый,

ТРИ - котенок самый умный,

А ЧЕТЫРЕ - самый шумный.

ПЯТЬ - похож на ТРИ и ДВА -

Тот же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята -

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

(Учитель по ходу открывает доску, где рисунки кошки, котят, корзины.

Дети приступают к работе).

3. Актуализация опорных знаний (повторение)

- Раз - котенок самый белый… чтобы этот котенок попал в корзинку, нам нужно выполнить графический диктант.

1). Графический диктант 1 КОТЁНОК

(У каждого ученика на столе заранее лежит чистый подписанный листок в клетку).

Цель урока: Закрепление умения находить результат арифметических действий сложения и вычитания в пределах 3.

ВложениеРазмер
urok_matematiki._1_klass.doc 140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 3

Цель : Закрепить умение находить результат арифметических действий сложения и

вычитания в пределах 3.

Задачи: 1) Закрепить знание состава чисел 2, 3.

2) Закрепить умение учащихся составлять примеры на сложение и вычитание

в пределах 3 и правильно записывать их.

3) Развивать мышление учащихся на основе решения задач.

4) Учить детей давать полные ответы на вопросы с соблюдением требований к

грамматическому оформлению фразы.

5) Развивать цветовые представления, пространственную ориентировку,

мелкую моторику в процессе выполнения задания геометрического

6) Создать ситуацию успеха на уроке для каждого ученика.

7) Воспитывать умение слушать учителя, одноклассников.

8) Воспитывать аккуратность при оформлении письменных работ.

План урока с хронометражем

Деятельность учителя и учащихся.

Закрепление изученного материала.

Решение простой ариф. задачи.

-Школьный прозвенел звонок, начинается урок. Все готовы. Молодцы! Садитесь! Сели красиво, правильно. (Учащиеся садятся на свои места).

-Ребята, вы знаете, что сейчас проходит месячник математики. Царица Математика оставила для вас волшебный мешочек. Определите, что в нём лежит.

(Учитель вызывает ученика к доске, вкладывает в ладошку предмет из мешочка с просьбой назвать предмет: пластмассовые цифры 1, 2, 3, арифметические знаки: +, -).

-Сегодня на уроке мы будем решать примеры на сложение, вычитание с этими числами.

-Что ещё есть в мешочке, вы узнаете в конце урока, если будете правильно выполнять задания, будете активны, старательны, потому что царица Математика любит трудолюбивых и внимательных детей.

-На урок к нам пришёл голосистый гость в красивой пёстрой одежде. Кто это? (Петух).

-Что любит Петушок клевать? (Петушок любит клевать зёрнышки, крошки, крупу, червячков).

-Сейчас мы узнаем, сколько зёрнышек нашёл Петушок. Разложите карточки с цифрами, слушайте внимательно.

(Учитель стучит карандашом по столу, имитируя стук клюва, учащиеся поднимают карточку с цифрой).

Услышал Петушка маленький цып-

-Сколько стало птиц? (Птиц стало

-Как получили число 2?

(Один петушок и один цыплёнок,

будет две птицы.)

Слабые учащиеся работают счётны-ми палочками.

-Прибежал ещё один цыплёнок.

-Сколько всего цыплят?

(Всего два цыплёнка.)

-Сколько всего птиц?(3)

Слабые учащиеся пересчитывают

-Как получили число 3?(К двум при

бавили 1, к одному прибавили два.)

-Из каких двух чисел состоит число

3? (2 да 1, будет 3;1 да 2,будет 3).

1,2,3,4,5-все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже;

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

-Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл,

Два под берёзой,

Сколько их будет в плетёной корзине?

-Сколько грибов ёжик нашёл под берёзой? (Под берёзой ёж нашёл 2 гриба).

-Сколько грибов ёж нашёл под осиной? (Под осиной ёж нашёл 1 гриб).

-Сколько грибов всего нашёл ёжик? (Ёжик нашёл 3 гриба).

-Составьте пример. (2+1=3).

-Прочитайте его. (Учащиеся считают разными способами: два плюс один равно три; два да один, будет три; к двум прибавить один, получится три ).

-Запишем пример в тетрадь. (Учащийся 1 группы записывает пример на доске).

-Три яблока из сада Ёжик притащил.

Два самых румяных белке подарил.

С радостью подарок Белка

Сколько яблок на спине Ежа?

(Приложение, рис. 6).

-Сколько у ёжика было яблок? (у ёжика было 3 яблока).

-Сколько яблок он подарил белочке? (Он подарил белочке 2 яблока).

(Один учащийся выполняет действие с картинкой у доски).

-Сколько яблок у него осталось? (У ёжика осталось одно яблоко).

-Запишите в тетрадь. (Один учащийся на доске).

-Сколько шариков на первой картинке? (на картинке 3 шарика).

-Что изменилось на второй картинке? (Один шарик покатился).

-Сколько шариков осталось? (Осталось два шарика).

-Составьте пример. (3-2=1) (Устно).

-Сколько шариков на первой ступеньке первой картинки?

(На верхней ступеньке один шарик). (Приложение, рис. 7б).

-Что изменилось на второй картинке? (Один шарик покатился к двум шарикам).

-Сколько стало шариков? (Их стало три).

-Составьте пример. (1+2=3)(Устно).

-Составьте пример на сложение, чтобы в ответе было три? (2+1=3; 1+2=3).

-Составьте примеры на вычитание, чтобы в ответе было число один?

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом.

Левой –раз , правой - два ,

Посмотрите на меня .

Все захлопали в ладоши дружно ,

Застучали наши ножки

Громче и быстрей.

По коленочкам ударим

Тише, тише , тише .

Выше , выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Мы на месте повернулись

-Ребята,откройте учебники по за-

1.Знакомство с задачей.

Дети рассматривают иллюстрацию.

Учитель читает задачу.

2.Работа над содержанием задачи.

-О ком говорится в задаче?

(В задаче говорится о лисятах.)

-Сколько играло лисят?

(Играло трое лисят.)

-Сколько лисят убежало?

(Два лисёнка убежали.)

Что спрашивается в задаче?

( Сколько лисят осталось?)

3. Поиск решения.

-Представим, что лисята это круж-

-Выложите на наборное полотно

столько кружков, сколько было ли-

-Как показать, что двое лисят убе-

(Уч-ся убирают два кружка.)

-Сколько лисят осталось?

(Остался один лисёнок.)

-Каким действием решали задачу?

(Задачу решали вычитанием, из трёх вычитали два.)

4.Запись решения, формулировка

Один ученик записывает решение

на доске, самостоятельно выбирая

наименование, остальные - в тетради.

Устно формулируют ответ.

-Ребята, у одной девочки были кра-

-Нечаянно она их порвала, и бусин-

ки рассыпались. Помогите девочке

Учащиеся называют порядок расположения бусинок по цвету, величине. Коллективно составляют бусы из цветных кружков. Повторение правил штриховки. (Соблюдение контура, направление штриховки).

-Нарисуйте и раскрасьте бусинки в тетради. Постарайтесь, чтобы бусинки получились красивыми.

-Сравните свою работу с образцом.

-Молодцы. Столько красивых целых бус появилось у девочки, вы ей очень помогли.

-Закройте тетрадки. Сядьте красиво, правильно.

У меня карточка с цифрой, у вас тоже карточки с цифрами. По моему хлопку в ладоши быстро выйдут те дети, у которых карточка – соседнего моего числа. (Остальные учащиеся проверяют правильность числового ряда, называют данное число, его соседей).

-Очень хорошо, все ребята справились с заданием.

-Что мы сегодня повторили на уроке?

(Мы повторили из каких чисел состоят 2, 3. Решали примеры, задачу.)

-Какое задание понравилось выполнять больше других?

Учитель даёт словесную оценку работе каждого ребёнка (без отрицательных высказываний).

-Вы старались, были внимательны, трудолюбивы, значит заслужили подарков Царицы Математики из Волшебного мешочка. Учащиеся получают весёлые картинки.

-Урок окончен. Спасибо за работу.

Организованное начало урока настраивает учащихся на работу.

Контроль за соблюдением правил посадки способствует сохранению здоровья детей.

Постановка учебной задачи способ-

ствует формированию мотивацион-

ного компонента учебной деятельности (эмоциональный приём), введение сказочной ситуа-

Цель:формирование умений выполнять вычислительный навыки в пределах 3.

Образовательная: закрепить знания по нумерации чисел в пределах 3, умение математически правильно читать выражения, умения решать задачи;

Воспитательная: прививать интерес к чтению, любовь к книге, воспитывать аккуратность;

Коррекционная-развивающая: развивать зрительное восприятие, коррекция памяти, мелкой моторики, функций анализа и синтеза при решении задачи.

Оборудование: цифры, сказочные герои, счетный материал : цветы, бабочки, стрекозы, геометрические фигуры, пластилин.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, а вы любите сказки?

- Сегодня нас ждет путешествие в сказку. А в какую, попробуйте угадать.

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался … (колобок)

II. Актуализация знаний.

Жил на свете колобок,

Колобок – румяный бок.

Он из сказки укатился

И сегодня к нам, ребята,

На урок он прикатился. (Изображение колобка)

- Что напоминает колобок? Какую форму он имеет?

- Давайте вылепим колобков из пластилина. Цвет вы выберете сами.

- Молодцы. А теперь давайте покатаем его по квадрату.

III. Устный счет.

-Спрыгнул Колобок с окошка и покатился по тропинке. А навстречу ему кто?

А на полянке, посмотри,

Цветочки, бабочки, грибы.

Глазами пестрыми глядят

И как будто говорят:

Полюбуйся и сравни!

- Посмотрите, какая красивая поляна. Давайте выполним задание зайчика считать и сравнивать.

- Посчитайте сколько ромашек? Найдите соответствующую цифру.

- Сравните каких цветов больше?

- Что меньше 3 или 2?

- Какое число больше? (2 или 1)

- Сравните колокольчики и бабочек?

- На нашей полянке спрятались цифры, найдите их. Поставьте их в порядке убывания.

По лесной тропинке.

Вдруг у старой елки

Повстречал он волка.

Я с утра не ел совсем

Вот тебя сейчас я съем.

Что ты, серый, не спеши,

- Поможем волку выполнить задание?

1) Работа в тетради.

а) Помогите Колобку добраться до домика.

б) Реши примеры. (с. 88 № 55)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

И работать продолжаем.

Медведь: Колобок, я тебя съем!

Колобок: Что ты! Есть меня нельзя.

Посмотри со мной друзья!

Медведь: Ладно вкусный Колобок,

Отпущу тебя, дружок.

Пусть девчонки и мальчишки

Решат задание для мишки.

VI. Работа над задачей.

- Посмотрите на нашу поляну. Составьте задачу о стрекозах.

Разбор и решение задачи.

VII. Геометрический материал.

- Не устали? Можно идти дальше. А чей это рыжий хвостик мелькает в кустах?

Лиса: Я лисичка, я сестричка,

Я хожу неслышно.

Рано утром по привычке

Колобок, колобок, я тебя съем.

- Ребята, помните как закончилась сказка?

-Давайте изменим конец сказки. Лиса дай нам задание, мы его выполним и спасем Колобка.

- Вот вам задание. Из деталей постройте домик для Колобка.

- Какие геометрические фигуры у нас есть? (Один ученик у доски, остальные в тетрадях)

- Составляем и наклеиваем.

- Сколько фигур потребовалось?

- А какие фигуры вы еще знаете?

VIII. Итог урока.

- Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке и спасли Колобка.

- Что мы повторили сегодня на уроке?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- С какими трудностями встретился Колобок?

- Что вы сделали, чтобы ему помочь?

Рефлексия "Цветок настроения" (определяем как понравился урок и какое настроение у учащихся после урока)

Читайте также: