Конспект занятия с больным с амнестической афазией 13 лет

Обновлено: 05.07.2024

Возраст-(13 лет).
Ход занятия:

Организационный момент:

1. Давайте вспомним, как мы проводим лето.

Кто как проводит лето?

Кто из вас был на море?

А кто ездил летом на дачу?

Кто гулял по лесу?

Отвечают пациенты

Основная часть:

2. Вопрос на выбор (по картинкам с изображением моря, леса, дачного домика):

Логопед показывает картинку с изображением леса, моря, леса. Задает вопросы?

- Это море или речка?

Оно большое или маленькое?

Глубокое или мелкое?

- Это поле или лес?

Он зеленый или желтый?

Он березовый или сосновый?
-Это летний домик или огромный особняк?

Там живут круглый год или приезжают летом?

Там садят грядки?
3. Синхронное проговаривание совместно с логопедом:

Море Чёрное.
Лес зеленый.

4. Повторять предложения (каждый попорядку):

Я летом был на Чёрном море.

Я летом был на даче.

Я летом был в лесу.

Я гулял по пляжу.

Я собирал грибы.

Я копал грядки.
5. Подобрать слова – действия. Что можно делать на море, в лесу, на даче?

На море плавать, собирать ракушки, гулять по пляжу, загорать.
В лесу слушать пение птиц, собирать ягоды, собирать грибы, гулять.
На даче полоть грядки, садить грядки, косить траву.
6. Подобрать слово (варианты предлагают пациенты)слайды те же:

Вставить слова, в необходимые клетки. Чертится кроссворд, где указаны начальные буквы.

Море, моряк, лесной, лесничий, дачник, дачный, дача.

8.Придумать предложения с каждым из заданных слов:

Лесной, дачник, лесовик, море, дачный участок.

Спросить как они понимают значения данных слов.
9. Синхронно договорить последнее слово во фразе:

Бьётся о берег морская … (волна)

Якорь опустился на морское … (дно).

Лесные звери живут в …(лесу).

Первый цветок после зимы в лесу – это (подснежник).

Мы поехали на дачу на … (автобусе).

На выходных мы вместе пололи (грядки).
10. Выучить наизусть. Повторить синхронно.

Опять смеется лето

В открытое окно,

И солнышка, и света

Полным, полным-полно!
Конец занятия.
Вам понравилось сегодняшнее занятие? Да или нет?

Центр развития речи МАЯЧОК

Центр развития речи МАЯЧОК

Центр развития речи МАЯЧОК запись закреплена
Частная группа

💫

Конспекты занятий (афазия) 7 конспектов с шаблонами

Конспекты занятий (афферентная моторная афазия, сенсорная акустически-гностическая афазия, семантическая афазия, акустико-мнестическая афазия).
Темы-цели:
Изжитие кинестетической апраксии.
Затормаживание непродуктивной речи.
Упорядочивание общего и речевого поведения.
Преодоление дефектов пространственных координат.

В случае, когда пациенты проходят курс восстановительного обучения и лечения в условиях стационара, данные конспекты могут использоваться при проведении групповых занятий.

Если пациенты проходят лечение и восстановительное обучение в поликлинике или на дому, они послужат основой для составления индивидуальной программы по восстановлению речи.

Группа формируется из больных со следующими формами афазии:

  • афферентная моторная афазия средней степени выраженности;
  • эфферентная моторная афазия средней степени выраженности;
  • сенсорная афазия средней степени выраженности;
  • динамическая афазия средней степени выраженности;
  • акустико-мнестическая афазия средней степени выраженности.

Анализируя описание этих форм афазии средней степени выраженности, можно отметить общую тенденцию. У таких больных спонтанная речь бедная, состоит из простых по структуре, примитивных фраз, активный словарь представлен частотной лексикой; речевая активность недостаточная. Ответы таких больных в диалоге носят стереотипный характер, наиболее доступен ситуативный диалог. У всех больных в той или иной степени нарушен звуко-буквенный анализ состава слова.

Структура занятий, представленных в статье, предполагает обязательную работу по восстановлению высших психических функций (внимания, памяти, мышления, мотивации к общению (диалог)), улучшению понимания речи, расширению активного словаря, восстановлению лексического и грамматического строя речи, связной речи.

При работе с данной группой пациентов, учитывая степень нарушения речи и форму, особое внимание требует глагольный словарь. Для этого на каждом занятии уделяется особое внимание упражнениям, направленным на активизацию наиболее употребительных глаголов.

Формирование грамматического строя речи предполагает усвоение моделей словообразования, словоизменения и синтаксических конструкций. Поэтому в процессе занятия необходимо включать разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных грамматических форм (упражнения на согласования различных частей речи, образование наиболее продуктивных словообразовательных моделей, построение фраз, от простых до распространенных).

При восстановлении связной речи необходимо уделить особое внимание пониманию обращенной речи, способности вступать в диалог со специалистом, с другими пациентами, людьми (с близкими людьми и не знакомыми), отвечать и задавать вопросы. Наиболее доступна и важна в процессе восстановления речи при афазии диалогическая речь, поскольку в естественных условиях восстановление утраченной речи идет именно на основе диалога-части совместной деятельности пациента с семьей и при помощи специалиста.

Таким образом, на каждом групповом занятии реализуется комплексный подход, предполагающий, что на одном и том же речевом материале необходимо решать различные речевые задачи.

Важный момент – сохранение единой тематической линии на протяжении всего группового занятия с постепенным усложнением речевого материала.

Групповые занятия одна из основных форм организованной восстановительной деятельности, в процессе которых происходит воспоминание сведений о предметах и объектах окружающего мира, уточнение, закрепление, обобщение и систематизация речи. Взаимодействие пациентов в группе позволяет им определить свой вклад в общее дело, согласовывать свои действия с другими, переживать групповой успех как свой собственный. Это помогает пациентам с афазией испытывать ощущения своей принадлежности к группе, чувство общности, что способствует успешной социализации.

Структура группового занятия

I. Повышение концентрации произвольного внимания, его распределения и переключения. Восстановление контроля за речью.

II. Расширение словаря:

1. Подбор слов, заданной категории.
2. Описание предмета (определения)
3. Подбор слов-действий
4. Подбор наречий.
5. Подбор антонимов, синонимов.

III. Развитие фразовой речи.

1. Продолжить фразу
2. Составление предложений с парами слов.
3. Составить предложение со словосочетанием.
4. Развернутые ответы в диалоге на заданную тему.

Примерные конспекты занятий:

Ход занятия

Этап занятия

Речь логопеда

Примерные ответы пациентов

Представьтесь, и скажите, сколько сейчас времени.

Представьтесь, и скажите, какой сегодня день недели.

Представьтесь и скажите, какая сегодня погода.

Скажите, сколько человек в комнате?

Закройте глаза и ответьте на вопрос:

окно в комнате открыто или закрыто?

Есть ли в комнате зеркало?

Меня зовут Наталья Петровна. Сейчас два часа.

Меня зовут Надежда Николаевна. Сегодня среда.

Меня зовут Леонид Николаевич. Сегодня теплая погода.

В комнате семь человек

Скажите, в каком городе Вы родились?

Задайте этот вопрос кому-нибудь из нас

(по кругу каждый пациент задает вопрос и отвечает на него).

На какой улице Вы живете?

Задайте этот вопрос кому-нибудь из нас

Л.Н., в каком городе Вы родились?

Я живу на Ленинском проспекте.

Наша Родина огромна, в ней очень много городов. Самый главный город в стране называется столицей. У нас это город Москва. В Москве много красивейших мест. Это улицы, парки, пруды, мосты. Многие улицы получили свои названия в честь известных людей — Мусы Джалиля, Кузнецова, Кутузовский проспект, Ломоносовский проспект и т. д., событий — Площадь Революции, Олимпийский проспект, Охотный ряд, Баррикадная, Героев Панфиловцев.

Ответьте на вопросы:

какой город является столицей нашей Родины?

Чего много в Москве?

Как получили свои названия улицы, площади и проспекты?

Приведите примеры таких названий.

  • Пациентам предлагаются для рассмотрения фотографии с видами Москвы и дается задание подобрать прилагательные:
  • Пациентам раздаются карточки с изображением частей города. Каждый пациент по очереди описывает изображение, а остальные угадывают, что изображено на картинке.

(каждый пациент по очереди описывает свою картинку).

В Москве много красивых улиц, парков, прудов.

Они названы в честь знаменитых людей, известных событий.

Большой, праздничный, пыльный, ночной, известный, красивый.

Широкая, пешеходная, чистая, зеленая.

Тихий, шумный, пустой, старый.

Большая, знаменитая, старинная

Известный, городской, исторический, большой

Рынок, парк, музей, пруд

Музей, памятник, дом

- на какой улице вы живете?

У вас спальный район?

-Восстанавливать и тренировать слухоречевую память.

- Восстанавливать понимание слов.

- Восстанавливать умение согласовывать существительные и прилагательные, существительные и глаголы (согласовывать слова в предложении).

- Восстанавливать правильность собственной речи.

- Развивать (тренировать) память, логическое и ассоциативное мышление, слух.

- Развивать, тренировать слухоречевую память и слуховой контроль за чужой и собственной речью.

-Развивать мелкую моторику.

- Воспитывать уверенность в собственных силах, в положительном результате логопедической работы, способствовать повышению самооценки.

I. Организационный момент.

II. Проверка выполнения домашней работы (в тетради).

III. Основная часть занятия:

9.Упражнение на умения согласовывать существительные и глаголы, на восстановление правильности собственной речи.

IV. Итог занятия.

ВложениеРазмер
babich_n.m._akustiko-mnesticheskaya_afaziya.pptx 2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Конспект индивидуального логопедического занятия при сенсорной акустико – мнестической афазии С тадия расстройств средней степени тяжести. Возраст больного 45 лет. Подготовила учитель-логопед: Бабич Наталья Михайловна

Пациентка - женщина Н.М. Профессия – повар. Образование - среднее. Возраст - 45 лет. Форма афазии – акустико - мнестическая . Степень выраженности заболевания - средняя. Причина повреждения КГМ - инсульт. У больной Н.М. отмечаются следующие речевые особенности: - Собственная речь сужена, но не отсутствует полностью, то есть больная не молчит, но и не многословна. Речь больной в значительной степени непонятна. - Имеется нарушение понимания обращенной речи и затруднения при выполнении заданий, проявляющие при увеличении темпа или объёма. -Понимание обращенной речи и выполнения заданий нарушены негрубо. -Отсутствуют моторные трудности. - Относительно сохранны письменная речь и чтение. Она может под диктовку написать короткие слова и даже предложения, состоящие из нескольких слов (при опоре на графический образ слова). -У больной есть трудности в восприятии многоступенчатых устных инструкций, в восприятии развёрнутых текстов из-за сужения объема восприятия вербального материала. - В собственной речи у Н.М. основным симптом является словарный дефицит, возникающий в результате амнезии на слова.

Материалы и оборудование: -Предметные картинки, -Надписи к картинкам, -Карточки с текстами, -Ручка, -Карандаш.

3. Упражнение на установление ассоциативных связей. Цель: Развитие процессов мышления. Логопед : посмотрите на картинки. Какие предметы подходят друг другу по смыслу? Подумайте. Найдите пару каждому предмету, соедините их линиями. Объясните свой выбор. Повторяется 2-3 раза.

6 . Подбор существительных к заданным прилагательным. Цель: Восстанавливать умение согласовывать существительные и прилагательные. Логопед: посмотрите на картинки. Подберите и произнесите, а затем запишите слова по примеру: Красные (что?) помидоры Белый (что?) ______ Индийский(что?) ______ Стеклянный (что?) ______ Металлические (что?) ______ Деревянная (что?) _____ Деревянный (что?) _____ Растворимый (что?) _____ Слова для справок: стакан, кофе, дерево, ложки, посуда, стол, чай, колпак. Повторяется 2-3 раза.

9 . Упражнение на восстановление умения согласовывать существительные и глаголы, на восстановление правильности собственной речи. Цель: восстановление умения согласовывать существительные и глаголы, восстановление правильности собственной речи. Логопед: Расскажите, что делают люди, животное на каждой из картинок, используя глаголы: резать, ждать, пробовать, помогать, взбивать, слушать, рассказывать, говорить, жарить, раскатывать, готовить.

Логопед : Прочтите текст и вставьте недостающие слова. Наша мама-повар. Наша мама по профессии __________ Она умеет вкусно _________. Настроение у мамы, когда она готовит__________. Лучше всего у неё получается жарить ____. Кот тоже любит, когда мама готовит ______. Кот хотел стащить ____________ рыбу. Подчеркните окончания глаголов. 10. Упражнение на восстановление собственной речи. Цель: Восстанавливать правильность собственной речи.

IV . Итог занятия. Логопед: Наше занятие подошло к концу. Сегодня Вы проделали большую работу! Вы назвали много слов, составляли словосочетания и предложения. Вы рассказали рассказ по картинке. Вы писали слова и словосочетания, анализировали текст. Ваши успехи позволят Вам и дальше быстрыми темпами восстанавливать вашу речь! Вспомним задания, которые вы выполняли. Какое задание вам понравилось больше других? Какое было самым трудным? Логопед: сегодня вы очень хорошо занимались. До свиданья!

Домашнее задание. Логопед: К следующему занятию прошу Вас подготовить два домашних задания. Первое задание на преодоление нарушений понимания многозначности слов. Задание 1 . Найдите ошибку в предложении, перепишите правильно их в тетрадь . Кашу пьют, воду едят . Собака лает, собака мяукает. Летом идёт снег, зимой жарко. Ночью светит солнце. Корова мычит, корова лает. Хозяйка варит хлеб . Повар печет суп.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект индивидуального логопедического занятия"Дифференциация [ч]-[щ] в словосочетаниях и предложениях"

На индивидуальном логопедическом занятии проводятся упражнения для развития кинестетических и кинетических движений руки, а также развития зрительного восприятия и мелкой моторики. Речевой материал по.


Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [с] в слогах.

Конспект индивидуального логопедического занятия в 4 классе на тему: "Дифференциация звуков [з] - [с], [з\'] - [с\']"

Индивидуальное логопедическое занятие.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [р]

Конспектиндивидуального логопедического занятия Тема: звук [р]Цель: совершенствование произношения звука [р] в слогах и словах.Задачи:Образовательные: расширять активный с.


- закрепить четкое произношение звука С в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Читайте также: