Системы управления башенных кранов конспект

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «Строительные машины и средства

Специальность: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Методические рекомендации содержат конкретные указания по проведению лекции на тему "Башенные краны". Приведены основные данные о разновидностях башенных кранов, их составных частях, основные технические параметры кранов, система индексации. Детально разработана методика фронтального опроса с элементами игровых технологий.

Рецензенты:

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии строительных дисциплин

Протокол № 7 от 17.02.2016г.

1 План открытого занятия.

2 Ход и содержание занятия .

Приложение 1 Тесты.

Приложение 3 Технические параметры кранов.

Приложение 4 Индексация башенных кранов общего назначения…..

Строительство является одним из основных факторов развития экономики современного государства. Ни одна область экономики государства и повседневная жизнь человека не может существовать и развиваться без строительства. А строительство не может развиваться без развития строительной техники. Парк строительной техники очень разнообразный, но его ведущей машиной является монтажный кран. Монтажный кран - это шедевр работы инженеров, с помощью которого возводятся чудеса света.

Перед краностроителями стоит задача - не снижая прочности и эксплуатационных характеристик монтажного крана снизить его массу и стоимость применительно к современным требованиям. Строительное производство нуждается в кадрах, которые могли бы решать проблемы на строительной площадке быстро и квалифицированно. Эту проблему можно решить, выпуская из стен профессиональных учебных заведений квалифицированных специалистов. А это возможно – только при качественном уровне образования. Для решения этого вопроса возникла необходимость в детальной разработке темы "Башенные краны".

Представленная лекция основывается на использовании опорного конспекта, который позволяет максимально охватить важнейшие аспекты темы. Вопросы, рассматриваемые на лекции, помогут обучающимся свободно ориентироваться в разновидностях башенных кранов, их индексации, производить выбор кранов по техническим параметрам.

В целях интенсификации процесса обучения изложение материала проводилось с использованием макетов башенных кранов, наглядно-методических пособий, слайдов. Изложение лекционного материала базировалось на просмотре учебного видеофильма. Актуализация опорных знаний проводилась с использованием элементов деловой игры.

Тема лекции неразрывно связана с выполнением курсового проекта по дисциплине "Технология и организация строительных процессов".

Рассмотрено и утверждено УТВЕРЖДАЮ

На заседании цикловой комиссии Заместитель директора

открытого занятия по дисциплине

Строительные машины и средства малой механизации

Группа СЭЗ – 13 Дата 10.03.16 Количество студентов по списку 14 Пара 2 ауд. 103

Преподаватель Шишкина Надежда Константиновна

Специальность 08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

ПМ.01 УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

МДК.01.02 ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

РАЗДЕЛ 2 СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ

Тема занятия. Башенные краны

методическая - показать методику проведения информационной лекции с использованием технических средств обучения.

дидактическая - научить студентов ориентироваться в разновидностях башенных кранов, использовать полученные знания при выполнении курсового и дипломного проектов.

воспитательная - оказать содействие в воспитании деловых качеств студентов, развить интерес к строительной технике.

Вид занятия: лекция

Тип занятия: информационная лекция с использованием технических средств обучения.

Дисциплины, которые обеспечивают:

Дисциплины, которые обеспечиваются:

- Курсовое и дипломное проектирование.

Обеспечение занятия.

1 Наглядные пособия

2 Раздаточный материал

2.4 блок-схема опорного конспекта лекции.

Технические способы обучения. Мультимедийное оборудование, магнитные стенды, динамические планшеты.

Список основных и дополнительных источников

1 Назаренко И.И., Кархов А.А. Строительные машины и оборудование. - К .: Вища школа , 1986. – 278 с.

2 Заленский В.С., Иванов А.И. Строительные машины и оборудование .

- М.: Стройиздат , 1979. – 327 с.

Электронный ресурс

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1 Организационная часть

1.2 Информация об отсутствующих и запись в журнале

1.3 Проверка подготовки студентов и аудитории к занятию

2 Актуализация опорных знаний

2.1 Фронтальный опрос - проводится с использованием элементов деловой игры "Конструкторская мозаика".

Введение в игру. Имитация конструкторского отдела грузоподъемного

оборудования машиностроительного завода.

Объединение студентов в группы . Преподаватель – будущий руководитель конструкторского отдела, создает несколько бюро. В состав каждого бюро входят два студента (сотрудника): техники І и ІІ категорий.

Погружение в игру . Руководитель конструкторского отдела объявляет сотрудникам бюро о поступившем заказе на модернизацию стрелового крана. Специалистам выдается индивидуальное техническое задание:

Составить главный вид монтажного крана из отдельных узлов, используя динамические планшеты:

2.1.2 кран на автомобильном ходу с телескопической стрелой и основным крюком;

2.1.3 кран на гусеничном ходу с основной стрелой и вспомогательным крюком;

2.1.4 кран на гусеничном ходу с башенно - стреловым сменным оборудованием и основным крюком.

Игровой процесс. Сотрудники бюро детально знакомятся с исходными данными задания и на магнитной доске, используя динамические планшеты, составляют главный вид монтажного крана из отдельных узлов, согласно выданного технического задания.

Общая дискуссия. Сотрудники бюро представляют руководителю отдела вид монтажного крана, дают пояснения относительно выполненной работы

и отвечают на вопросы руководителя.

Подведение итогов игры . Рассмотрев предложенные варианты модернизированного крана и, выслушав всех сотрудников бюро, руководитель отдела выполняет анализ представленных работ и подводит итоги: подсчитываются баллы, штрафные и поощрительные очки, выяв­ляются лучший проект и специалисты.

2.2 Письменный опрос

- тестирование (Приложение 1)

3 Мотивация обучения.

Во все времена, развитое строительство объектов народного хозяйства отображало экономическое состояние государства. И чем выше экономика страны, тем быстрее развивается строительное производство, создается и модернизируется строительная техника. Ведущей машиной на строительной площадке является монтажный кран, с помощью которого возводятся чудеса света.

Изучение парка монтажных кранов поможет студентам не только расширить свой кругозор, выполнить курсовой и дипломный проекты, но и стать хорошим специалистом.

4. Изложение нового материала

4.1 Область применения и составные части кранов (слайды 1,2,4) .

Башенные краны перемещают грузы по сложным пространственным траекториям. Благодаря стреле, закрепленной в верхней части башни, они имеют большое подстреловое пространство, в котором располагается строящееся здание. Башенные краны используют в высотном строительстве.

Во многих сферах деятельности возникает проблема перемещения объектов большой массы и габаритов. Эту задачу успешно решает башенный кран. Он способен решать широкий круг задач, связанных с подъёмом и перемещением груза.

Подъемный башенный кран

Назначение крана башенного типа

К подобным устройствам относится подъёмный механизм, обладающий поворотной стрелой, лебёдкой и противовесом. Стрела закреплена сверху на башне. Она представляет несущую опору, выполненную из металла. Наиболее распространённым считается строительный башенный кран. Они способны производить следующие действия:

  • осуществлять подъём грузов большой массы на заданную высоту;
  • перемещать груз в пределах строительной площадки;
  • производить разгрузку и загрузку транспортных средств.

Назначение башенного крана

Современные башенные краны способны решать большой круг задач в различных условиях.

Устройство башенного крана и принцип его работы

Каждый механизм состоит из однотипного набора элементов. Устройство башенного крана включает:

  • опорную часть (основание);
  • поворотное устройство;
  • горизонтальную направляющую (стрела), по которой движется подъёмная лебёдка;
  • вертикальную стойку (башня);
  • кабину с элементами управления;
  • ходовую часть (механизм для перемещения всего агрегата).

Устройство башенного крана

Принцип работы башенного крана основан на подъёме объекта разрешенной массы с помощью грузовой лебёдки. Такая конструкция обеспечивает необходимый суммарный момент веса стрелы и противовеса с весом, закреплённого объекта. Противовес может состоять из нескольких наборных элементов, например, железобетонных конструкций. В итоге сумма так называемых стабилизирующих моментов всегда должна превышать сумму опрокидывающих моментов. На основании этого положения рассчитывается необходимый вылет стрелы. Обеспечение максимальной площади покрытия, необходимой для перемещения груза производится за счёт вылета стрелы, её поворота по горизонтали, движения грузовой лебёдки и перемещения самого агрегата.

Технические характеристики

Эксплуатационные возможности и область применения таких устройств определяют следующие характеристики:

  • размер увеличения стрелы (он измеряется в метрах и находится в интервале от двадцати пяти до сорока метров);
  • высота подъёма груза (отдельные краны могут поднимать груз на ста метров и более);
  • скорость подъёма груза (это параметр достигает 200 м/мин);
  • параметр, определяющий вращение башни (от 0,2 до 1 об/мин);
  • скорость перемещения ходовой части.

Грузоподъемные технические характеристики крана

Перечисленные параметры определяются перечнем решаемых задач. Все виды башенных кранов соответствуют принятой классификации. Она утверждёна существующими стандартами.

Маркировка включает последовательность заглавных букв и набора цифр. Первые три буквы указывают вид изделия. Например, К (кран) Б (башенный) М (модульный). Последующие цифры указывают: номер группы, вид базовой модели, порядковый номер исполнения всего агрегата.

  1. Номер группы определяет величину грузового момента.
  2. Вид базовой модели свидетельствует о том, является башня поворотной или нет. Номера от 01 до 69 обозначаются механизмы с поворотной башней. Номера от 71 до 99 с фиксированной башней.
  3. Порядковый номер исполнения свидетельствует об изменениях конструкции.

Маркировка башенного крана

Классификация

Башенные краны классифицируются по следующим показателям:

  • области решаемых задач и сфере применения;
  • грузоподъёмности;
  • типу смонтированной башни;
  • виду установленной стрелы;
  • виду ходовой части;
  • мобильности.

Основными сферами применения являются:

  • строительство объектов различного назначения (жилые дома, промышленные объекты, гидротехнические сооружения и много другое);
  • погрузка, разгрузка, перемещение груза к месту проведения работ.

Грузоподъёмность крана зависит от грузового момента, на который рассчитан данный агрегат. Например, для грузового момента, равного 10 тм, грузоподъёмность составляет 15 т, для 40 тм она уже достигает 80 т, а при 120 тм общая грузоподъёмность равна 250 т.

Классификация башенных кранов

По мобильности такой механизм бывает стационарный или передвижной. Степень его передвижения зависит от вида ходовой части.

В зависимости от конструкции каждый кран имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства определяются техническими характеристиками, которые указывает производитель. К недостаткам относятся те ограничения, при которых кран не в состоянии выполнять свои функции. Обычно это связано с грузоподъёмностью, мобильностью, величиной финансовых затрат на его эксплуатацию

По типу башни

Для современных изделий применяют следующие виды башен:

  • постоянной длины;
  • телескопические;
  • подращиваемые снизу;
  • с изменяемым углом поворота.

Телескопический башенный кран

Первый тип имеет фиксированную высоту. Её устанавливают в вертикальное положение с последующей фиксацией. Башенный кран с поворотной башней способен производить вращение вокруг своей оси.

По типу стрелы

У современных агрегатов имеются следующие типы таких устройств:

  • подъёмная стрела (позволяет изменять угол подъёма);
  • система балочного типа;
  • шарниросочленённая конструкция.

В первом типе вылет стрелы регулируется в горизонтальной плоскости с помощью поворота относительно шарнира. Они обладают высокой манёвренностью, грузоподъёмностью и большую высоту подъёма. Их достаточно легко транспортировать.

Виды стрел башенных кранов

У балочных конструкций вылет стрелы регулируется благодаря перемещению тележки, оснащённой прицепным устройством. Это значительно усложняет конструкцию и увеличивает вес. Однако в этом случае увеличивается величина рабочей зоны.

Последний вид агрегатов обладает высокой универсальностью. Они способны осуществлять регулировку величины вылета стрелы обоими способами (увеличением угла подъёма и длины горизонтальной направляющей). Это расширяет их возможности, но значительно увеличивает их стоимость.

По способу установки

Типы башенных кранов имеют следующее исполнение:

  • стационарное;
  • самоподъёмное;
  • передвижное.

Классификация по способу установки

К первой категории относятся механизмы, которые устанавливаются в заранее определённом месте. Без возможности перемещения. Они в основном применяются на строительных объектах.

Для поднятия грузов на высотных сооружениях применяют приставные краны. Отдельные из них выполняются самоподъёмными.

К передвижным кранам относятся все агрегаты, оснащенные ходовой частью. Они обладают хорошей манёвренностью, что повышает их эксплуатационные возможности.

По типу ходового механизма

Для передвижных применяются различные типы ходовых устройств. Наиболее эффективными считаются:

  • автомобильные и шасси на основе колёсных тележек;
  • гусеничные;
  • рельсовые;
  • шагающие;
  • пневмоколёсные.

Гусеничный башенный кран

Изделия на автомобилях или автомобильных шасси применяются для проведения погрузочно-разгрузочных работ, подъёма грузов небольшой массы на строительных площадках или логистических центрах. Башня опирается на автомобильное шасси, что позволяет достаточно легко перемещать такой механизм на большие расстояния. При необходимости проведения подобных работ на необорудованных площадках или мягком грунте применяют ходовую часть на гусеничном ходу. Они обладают меньшей подвижностью, но большей проходимостью.

Одним из оригинальных ходовых устройств, для тяжёлых механизмов, считается так называемая шагающая система. Она объединяет рельсовую конструкцию с элементами специальной опоры. Она выполнена в форме нескольких цилиндрических опорных башмаков. Перемещение всего агрегата производится с помощью электрических двигателей, приводящих в движение колёсную систему. В некоторых конструкциях в качестве двигательного механизма применяется опорная плита и две лыжи.

Рельсовый башенный кран

Наибольшее распространение получили башенные краны, движущиеся по рельсам. Их укладывают на незначительном удалении от строящегося объекта с таким условием, чтобы можно было обеспечить подъём, опускание, перемещение груза по всей строительной площадке. Расширения возможностей производится благодаря установленным рельсовым подъездным путям. Движение осуществляется с помощью электрического двигателя, приводящего в движение колёсную тележку.

Устройство систем управления кранами

Каждая успешная компания заинтересована в безопасности и эффективности своего производства. Управление грузоподъемным оборудованием в этом случае занимает немаловажную роль. С развитием технологических решений, предлагались новые системы и варианты управления крана. Сейчас, управление с кабины постепенно сменяется дистанционным. Дистанционное управление обеспечивает простоту контроля над краном, достаточный обзор рабочего пространства и, в то же время, безопасность оператора.

Виды дистанционного управления кранами

Пуль управления краном

Благодаря универсальности дистанционного управления, такой способ манипулирования широко применяется многими эксплуатантами грузоподъемного оборудования. Дистанционная система управления краном повсеместно используется для козловых, мостовых, консольных кранов, а также МПУ и электроталей. Выделяют два вида дистанционного управления кранами:

Кнопочное радиоуправление является более распространенным. Для осуществления манипуляций краном оператор использует настроенные на необходимый механизм кнопки. В случае необходимости на одну кнопку механизма можно задать до 2-ух скоростей его передвижения (дополнительно сообщаем, что для возможности настройки более 1 скорости, механизм должен быть оснащен электрическим двигателем с двумя обмотками или оборудован преобразователем частоты.)

Джойстиковое радиоуправление используется реже, в основном на площадках где скоростей у механизмов должно быть более 2-ух. Также в случае решения Заказчика о более удобном использовании в работе данного типа пульта. Пульт такого типа оператор не держит в руках, а закрепляет на шее с помощью специального ремня, для манипуляций краном используются специальные джойстики, настроенные на необходимый механизм. В случае необходимости на один джойстик механизма можно задать до 5-ти скоростей его передвижения (дополнительно сообщаем, что для возможности настройки более 1 скорости, механизм должен быть оборудован преобразователем частоты.)

Особенности радиоуправления

Управление с пола

Радиоуправление краном

Управление краном из кабины

Управление краном из кабины

Радиоуправление является наиболее современным вариантом контроля передвижения и манипулирования краном. Для радиоуправления необходимо осуществить подключение системы к цепи управления грузоподъемным механизмом. Важна готовность самого грузоподъемного оборудования к установке системы радиоуправления. При отсутствии пусковых резисторов (ступенчатого пуска двигателей) в схеме крана, дополнительно приобретается требуемое оборудование.

Преимуществами управления крановым оборудование при помощи радиоуправления является:

  • возможность управлять краном из любой точки помещения;
  • отсутствие дополнительных кабелей управления, кабины оператора;
  • возможно управлять сразу несколькими кранами одним пультом.

Установка радиоуправления начинается с анализа техдокументации грузоподъемного оборудования. Затем осуществляется осмотр крана и подбор комплекта радиоуправления. После согласования оптимальной системы выполняется установка радиоприемника в электрощитовую крана. Осуществляется настройка параметров крана, его проверка и последующее введение в эксплуатацию.

Радиоуправление состоит из радиоприемника, пульта-манипулятора (модуля управления краном) и блока передачи сигнала.

Устройства управления кранами

Радиоприемник. Приемник устанавливается в непосредственной близи от крана или на самом кране. С целью обеспечения безопасности работы и во избежание радиопомех при работе дистанционного управления применяется отдельный набор радиочастот.

Опционально, модуль радиоуправления можно снабдить обеспечением для ограничения зон работы крана и предотвращения попадания грузоподъемного оборудования в опасную зону.

Пульт управления. Радиус действия радиосигнала пульта в среднем составляет от 40 до 100 метров. Для удобства пульт радиоуправления можно крепить стационарно или на поясе/шее у оператора крана.

Как и для радиоуправления, так и для управления с пола применяются кнопочные, джойстиковые пульты. Простые кнопочные пульты имеют одну или две скорости. Более функциональные имеют до 5 скоростей и рычажные элементы управления с большим набором функций для управления краном.

Управление с пола представляет собой пульт на кабеле, который подводится непосредственно к грузоподъемному оборудованию. К преимуществам можно отнести:

Существенное улучшает производительность крана;

Повышение безопасность эксплуатации кранового оборудования;

Более точное позиционирование грузов, так как оператор наблюдает за перемещением груза в непосредственной близости;

Снятие с учета в Ростехнадзоре при переводе крана с грузоподъемностью до 10 тонн на управление с пола (при демонтированной кабине оператора).

В п 9.1.11 правил ПБ 10-382-00 отмечено, что: Краны, не подлежащие регистрации в органах Госгортехнадзора, а также съемные грузозахватные приспособления снабжаются индивидуальным номером и под этим номером регистрируются их владельцем в журнале учета кранов и грузозахватных приспособлений.

Как и в случае с радоуправлением устанавливается и разрабатывается согласно требованиям регламентной документации, требований РД 24.090.90-89 (Машины грузоподъемные Основные требования к техдокументации на реконструкцию). В этом документе предписывается исполнение работ специализированными организациями.

Согласно правилам ПБ 10-382-00 п. 9.1.3 не подлежат регистрации в органах Гостехнадзора краны мостового типа (мостовые, козловые, кран-балки) и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта.

После реконструкции крана (перевода на управление с пола), он переходит в разряд не требующих его регистрации (учета) в органах Ростехнадзора. Так в п. 9.2.6 сказано, что: Разрешение на пуск в работу кранов, не подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора, выдается инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов на основании документации предприятия-изготовителя и результатов технического освидетельствования. При этом обязательна проверка всех команд управления и аварийных защит при работе крана в режиме управления краном с пола.

Для особых условиях эксплуатации системы радиоуправления и управления с пола оснащаются дополнительной влаго- и пылезащитой, ударопрочным корпусом. Предусмотрена установка дублирующих систем, которые обеспечивают непрерывный процесс управления кранов в случае выхода из строя пульта. Также всегда возможно установить комбинацию радиоуправления и управления пультом на кабеле.

Принцип действия аппаратуры дистанционного управления краном

Сигнал, поступающий с пульта обрабатывается системой дистанционного управления, после чего на приемном узле осуществляется активация пусковых резисторов двигателя, которые приводят в движение кран. Возможности управления включают в себя контроль работы электромагнита, грейфера, освещения крана и других производственных элементов.

На заметку!

Так какие преимущества дает перевод крана на дистанционное управление?

  • достижение оптимального обзора рабочей области;
  • экономия электричества за счет сокращения холостых проходов крана;
  • экономия на персонале, работающем на кране - работу стропальщика и крановщика может выполнять один человек;
  • удаленное управление позволяет обезопасить персонал от работы в непосредственной близости от перемещаемого груза;
  • экономия на экспертизе промышленной безопасности (зданий, кранов, цехов, подкрановых путей);
  • экономия на страховке ОПО;
  • экономия на аттестации персонала;
  • оптимизация процесса, комфортное позиционирование оператора крана при работе с дистанционным управлением;
  • все функции крана, системы безопасности, блокировки и аварийной защиты при установке управления с пола на мостовых козловых кранах сохраняются.

Доступные и надежные системы дистанционного управления краном

Под заказ мы изготовим кран любой сложности и модификации с уже установленным на него нужным вариантом дистанционного управления. Предлагаем доставку и монтаж оборудования по всей территории Российской Федерации.

Если остались вопросы, получите более подробную информацию от наших специалистов — задайте вопрос любым удобным для Вас способом. Наши специалисты дадут всю необходимую информацию и помогут с выбором услуги или продукции.




К подобным устройствам относится подъёмный механизм, обладающий поворотной стрелой, лебёдкой и противовесом. Стрела закреплена сверху на башне. Она представляет несущую опору, выполненную из металла. Наиболее распространённым считается строительный башенный кран. Они способны производить следующие действия:

  • осуществлять подъём грузов большой массы на заданную высоту;
  • перемещать груз в пределах строительной площадки;
  • производить разгрузку и загрузку транспортных средств.


Современные башенные краны способны решать большой круг задач в различных условиях.





Устройство башенного крана и принцип его работы

Каждый механизм состоит из однотипного набора элементов. Устройство башенного крана включает:

  • опорную часть (основание);
  • поворотное устройство;
  • горизонтальную направляющую (стрела), по которой движется подъёмная лебёдка;
  • вертикальную стойку (башня);
  • кабину с элементами управления;
  • ходовую часть (механизм для перемещения всего агрегата).


Принцип работы башенного крана основан на подъёме объекта разрешенной массы с помощью грузовой лебёдки. Такая конструкция обеспечивает необходимый суммарный момент веса стрелы и противовеса с весом, закреплённого объекта. Противовес может состоять из нескольких наборных элементов, например, железобетонных конструкций. В итоге сумма так называемых стабилизирующих моментов всегда должна превышать сумму опрокидывающих моментов. На основании этого положения рассчитывается необходимый вылет стрелы. Обеспечение максимальной площади покрытия, необходимой для перемещения груза производится за счёт вылета стрелы, её поворота по горизонтали, движения грузовой лебёдки и перемещения самого агрегата.



Автомобильные чудо-краны

самые большие краны

Автомобильные краны уверенно оттесняют башенные, поскольку имеют ряд преимуществ. В первую очередь, они более мобильны, их не нужно собирать и разбирать, к тому же, они сами могут перевозить различные грузы. Во-вторых, из-за особенностей конструкции, благодаря которой наиболее тяжелые из нихимеют грузоподъемность, достигающую до 1000 тонн и больше, их популярность все больше растет.

Немецкий Liebherr LTM 11200-9.1 в свое время имел рекордную грузоподъемность 1200 тонн, а его 100-метровая телескопическая стрела считалась самой длинной. Для удлинения стрелы добавлялись 6 и 10-метровые секции. Стрела подъемная, ее максимальный угол доходит до 86 градусов. Максимальная высота подъема достаточно внушительная – 180 м. Но на этой высоте он способен выдержать груз весом не более 1.3 тонны.

Автокран крупнейшей китайской компании Zoomlion ZACB01 в 2015 году признан самым большим в мире. Его максимальная грузоподъемность достигает 2000 тонн, а вес – 69 тонны. Телескопическая стрела имеет длину 106 метров.

Zoomlion был создан на 12-осном полноприводном шасси. Оснащен 4 двигателями разной мощности (150, 260, 430 и 650 л.с.). Выпуск новинки был приурочен к 20-летней годовщине со дня образования компании. Благодаря своей разработке, Zoomlion попала в Книгу рекордов Гиннеса.


Технические характеристики

Эксплуатационные возможности и область применения таких устройств определяют следующие характеристики:

  • размер увеличения стрелы (он измеряется в метрах и находится в интервале от двадцати пяти до сорока метров);
  • высота подъёма груза (отдельные краны могут поднимать груз на ста метров и более);
  • скорость подъёма груза (это параметр достигает 200 м/мин);
  • параметр, определяющий вращение башни (от 0,2 до 1 об/мин);
  • скорость перемещения ходовой части.


Перечисленные параметры определяются перечнем решаемых задач. Все виды башенных кранов соответствуют принятой классификации. Она утверждёна существующими стандартами.

Маркировка включает последовательность заглавных букв и набора цифр. Первые три буквы указывают вид изделия. Например, К (кран) Б (башенный) М (модульный). Последующие цифры указывают: номер группы, вид базовой модели, порядковый номер исполнения всего агрегата.

  1. Номер группы определяет величину грузового момента.
  2. Вид базовой модели свидетельствует о том, является башня поворотной или нет. Номера от 01 до 69 обозначаются механизмы с поворотной башней. Номера от 71 до 99 с фиксированной башней.
  3. Порядковый номер исполнения свидетельствует об изменениях конструкции.


Гусеничные гиганты

самые большие краны

Гусеничное оборудование по праву считаются самыми тяжелыми и грузоподъемными. Они поднимают грузы, рекордным весом 3000 тонн, на что не способны никакие башенные и автомобильные модели. В этом сегменте в настоящее время лидируют китайские производители.

Ближайший конкурент китайским производителям – это немецкий Liebherr LR 13000, поднимающий до 3000 тонн груза. Максимальная высота подъема груза – 245 метров при вылете стрелы 196 метров. Он довольно популярен и востребован в нефтеперерабатывающей промышленности.

С каждым годом строительные работы усложняются, требования к грузоподъемности повышаются, а техника становится все мощнее. Отчетливо видно, что китайские компании всерьез берутся за разработку не только кранов, но и других видов спецтехники. На этом рынке каждая из перечисленных компания представляет несколько разных моделей для отдельных сегментов, которые отличаются по многим параметрам. Учитывая тенденции развития рынка и технологий, скорее всего, через десяток лет мы увидим гигантов подъемной спецтехники, способных поднимать более 5000 тонн.

Классификация

Башенные краны классифицируются по следующим показателям:

  • области решаемых задач и сфере применения;
  • грузоподъёмности;
  • типу смонтированной башни;
  • виду установленной стрелы;
  • виду ходовой части;
  • мобильности.

Основными сферами применения являются:

  • строительство объектов различного назначения (жилые дома, промышленные объекты, гидротехнические сооружения и много другое);
  • погрузка, разгрузка, перемещение груза к месту проведения работ.

Грузоподъёмность крана зависит от грузового момента, на который рассчитан данный агрегат. Например, для грузового момента, равного 10 тм, грузоподъёмность составляет 15 т, для 40 тм она уже достигает 80 т, а при 120 тм общая грузоподъёмность равна 250 т.


По мобильности такой механизм бывает стационарный или передвижной. Степень его передвижения зависит от вида ходовой части.

В зависимости от конструкции каждый кран имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства определяются техническими характеристиками, которые указывает производитель. К недостаткам относятся те ограничения, при которых кран не в состоянии выполнять свои функции. Обычно это связано с грузоподъёмностью, мобильностью, величиной финансовых затрат на его эксплуатацию

По типу башни

Для современных изделий применяют следующие виды башен:

  • постоянной длины;
  • телескопические;
  • подращиваемые снизу;
  • с изменяемым углом поворота.


Первый тип имеет фиксированную высоту. Её устанавливают в вертикальное положение с последующей фиксацией. Башенный кран с поворотной башней способен производить вращение вокруг своей оси.

По типу стрелы

У современных агрегатов имеются следующие типы таких устройств:

  • подъёмная стрела (позволяет изменять угол подъёма);
  • система балочного типа;
  • шарниросочленённая конструкция.

В первом типе вылет стрелы регулируется в горизонтальной плоскости с помощью поворота относительно шарнира. Они обладают высокой манёвренностью, грузоподъёмностью и большую высоту подъёма. Их достаточно легко транспортировать.


У балочных конструкций вылет стрелы регулируется благодаря перемещению тележки, оснащённой прицепным устройством. Это значительно усложняет конструкцию и увеличивает вес. Однако в этом случае увеличивается величина рабочей зоны.

Последний вид агрегатов обладает высокой универсальностью. Они способны осуществлять регулировку величины вылета стрелы обоими способами (увеличением угла подъёма и длины горизонтальной направляющей). Это расширяет их возможности, но значительно увеличивает их стоимость.

По способу установки

Типы башенных кранов имеют следующее исполнение:

  • стационарное;
  • самоподъёмное;
  • передвижное.


К первой категории относятся механизмы, которые устанавливаются в заранее определённом месте. Без возможности перемещения. Они в основном применяются на строительных объектах.

Для поднятия грузов на высотных сооружениях применяют приставные краны. Отдельные из них выполняются самоподъёмными.

К передвижным кранам относятся все агрегаты, оснащенные ходовой частью. Они обладают хорошей манёвренностью, что повышает их эксплуатационные возможности.

По типу ходового механизма

Для передвижных применяются различные типы ходовых устройств. Наиболее эффективными считаются:

  • автомобильные и шасси на основе колёсных тележек;
  • гусеничные;
  • рельсовые;
  • шагающие;
  • пневмоколёсные.


Изделия на автомобилях или автомобильных шасси применяются для проведения погрузочно-разгрузочных работ, подъёма грузов небольшой массы на строительных площадках или логистических центрах. Башня опирается на автомобильное шасси, что позволяет достаточно легко перемещать такой механизм на большие расстояния. При необходимости проведения подобных работ на необорудованных площадках или мягком грунте применяют ходовую часть на гусеничном ходу. Они обладают меньшей подвижностью, но большей проходимостью.

Одним из оригинальных ходовых устройств, для тяжёлых механизмов, считается так называемая шагающая система. Она объединяет рельсовую конструкцию с элементами специальной опоры. Она выполнена в форме нескольких цилиндрических опорных башмаков. Перемещение всего агрегата производится с помощью электрических двигателей, приводящих в движение колёсную систему. В некоторых конструкциях в качестве двигательного механизма применяется опорная плита и две лыжи.


Наибольшее распространение получили башенные краны, движущиеся по рельсам. Их укладывают на незначительном удалении от строящегося объекта с таким условием, чтобы можно было обеспечить подъём, опускание, перемещение груза по всей строительной площадке. Расширения возможностей производится благодаря установленным рельсовым подъездным путям. Движение осуществляется с помощью электрического двигателя, приводящего в движение колёсную тележку.

Устройство башенного крана

Краны башенного типа придумали больше ста лет назад. Их назначение - поднимать грузы на большую высоту. Понимать устройство башенного крана, типы конструкций и схему необходимо для правильной организации работ на строительной площадке.

За минувший век инженерная мысль продвинулась далеко вперед в развитии подъемной техники. Сегодня рынок предлагает широкий спектр этих сложных технических устройств, рассчитанных для различных видов работ. Если вам нужно арендовать автокран в Нижнем Новгороде, обращайтесь в компанию ООО КранСтрой.

Особенности крана башенного типа

Башенные краны перевозят в разобранном виде и собирают непосредственно на стройке. Сборка занимает четыре рабочих смены, для нее требуются автокран и 7-8 рабочих.

Есть у этих технических устройств и еще одна особенность: они способны сами себя строить. Когда высоты этого гиганта начинает не хватать, он сам поднимает наверх очередной пролет для своей башни, рабочие устанавливают его, и крановая конструкция как чулок наползает на новый пролет, поднимая стрелу выше.

Универсальное крановое оборудование башенного типа способно поднимать тяжести на высоту до двухсот метров. Но встречается техника, для которой и эта высота не предел. Без нее не обойтись при строительстве небоскребов.

Основные характеристики крана башенного типа:

  1. Высота подъема груза – от этой характеристики зависит высота здания, которое можно построить.
  2. Максимально допустимый вес груза – главный показатель мощности подъемного оборудования.
  3. Вылет стрелы – этот параметр определяет радиус действия крана и является важным показателем его эффективности.
  4. Скорость подъема груза.
  5. Скорость поворота стрелы.
  6. Скорость перемещения самой машины.

Эти характеристики влияют на производительность работ на стройплощадке.

Схема башенного крана

Электрическая схема башенного крана

Устройство башенного крана:

  • Рама – основа, на которую устанавливается остальное оборудование. Расположена внизу всей конструкции.
  • Ходовая тележка – с ее помощью машина передвигается. Тележка устанавливается под раму.
  • Опорно-поворотное устройство – с помощью опорно-поворотного устройства кран может поворачиваться вокруг своей оси.
  • Платформа – нужна для установки башни и противовеса.
  • Башня – вертикальная часть конструкции, на которую установлены стреловая часть и кабина. Именно башня делает крановую технику механизмом, способным поднимать тяжести на большую высоту.
  • Кабина – помещение в верхней части башни, где расположены органы управления и приборы.
  • Стрела – основный горизонтальный элемент конструкции. На стреловой части устанавливается грузоподъемное устройство.
  • Грузовая тележка – нужна для перемещения груза вдоль стреловой конструкции. Устанавливается только на стрелах балочного типа.
  • Консоль – расположена с противоположной части стреловой конструкции, поэтому у консоли есть второе название - контрстрела. Нужна, чтобы создать рычаг, который уравновесит рабочий вес стреловой части.
  • Оголовок – специальная секция, устанавливается на башню выше стреловых элементов. Через оголовок перекинуты тросы, которые поднимают и опускают стреловую конструкцию.
  • Противовес – обычно представляет собой набор бетонных плит, цель которых уравновесить груз, висящий под стрелой. Чаще всего противовес устанавливают внизу крановой конструкции, связывая его тросами со стрелой. Но противовес может быть установлен и на специальной консоли напротив стреловой части, уравновешивая ее.

Чем башенные краны отличаются друг от друга?

Высотная спецтехника бывает разных видов и различается по целому ряду конструктивных решений.

По принципу мобильности:

  1. Стационарные краны – не имеют ходовой части. Их часто делают приставными. Такие крановые конструкции накрепко присоединяют к зданию, которое они строят. Приставное крановое оборудование не может перемещаться по стройплощадке. Зато в сравнении с передвижным оно дешевле, обладает более высокой грузоподъемностью и его проще монтировать.
  2. Передвижные краны – могут перемещаться по стройплощадке. Различаются по типу ходовой тележки. Самый распространенный вариант - рельсовый. Рельсы надежны, дают возможность управлять движением башенного гиганта из кабины оператора. В то же время рельсы необходимо время от времени осматривать и проверять на дефекты. От того, как уложены рельсы и в каком состоянии они находятся, напрямую зависит устойчивость крана.

Кроме того, передвижное крановое оборудование может находиться на гусеничной или на автомобильной платформе, иметь пневмоколесную ходовую тележку. Встречается и шагающая спецтехника башенного типа.

По типу башни – с поворотной башней и с неподвижной. Кран с поворотной башней поворачивается целиком, за исключением рамы и ходовой тележки. Если башня неподвижная, то поворачивается только стреловая часть.

Кран башенный

По типу стреловой конструкции – стрела бывает подъемная и балочная. У подъемной стрелы подъемно-грузовое устройство расположено на конце. Стреловая часть может подниматься под углом к башне, или опускаться вниз. Балочная стрела неподвижна. На ней установлена грузовая тележка, которая перемещается по всей длине стреловой части, меняя положение грузоподъемного механизма.

Кроме того, крановые конструкции башенного типа бывают быстрого монтажа, безоголовочные и высотные. Первые сконструированы таким образом, чтобы их можно было максимально быстро собрать на стройплощадке.

В конструкциях безоголовочного типа стреловой элемент удерживается в горизонтальном положении не тросами, а с помощью других механических устройств. И наконец, высотное подъемное оборудование рассчитано на строительство небоскребов.

Видео: подъемный кран - из чего это сделано.

Почему он не падает?

На многометровый кран, пытаясь его уронить, действует множество сил. Самая большая - вес груза. Кроме того, при повороте крановых конструкций возникают центробежные силы. В результате торможения при подъеме или опускании груза, а также, когда кран двигался или разворачивался, появляются силы инерции.

Наконец, немалое влияние на устойчивость башенного гиганта оказывают атмосферные явления: ветер, снег и наледь на конструкциях. Все эти факторы учитываются при его проектировании:

  • В основе конструкции любого башенного крана лежит идея уравновесить вес груза, который тому предстоит поднимать. Эту задачу выполняет противовес. Он сдвигает центр тяжести крановой конструкции в свою сторону, создавая задел устойчивости. Она называется собственной. Когда крюк цепляет груз, центр тяжести смещается в сторону груза, но с учетом противовеса остается в допустимых пределах. Это называется грузовой устойчивостью.
  • Центробежные силы конструкторы ограничивают скоростью вращения узлов машины, от сил инерции избавляются, избегая резких остановок грузового троса и крановых механизмов.
  • Для каждого башенного крана есть ограничения по скорости ветра. В штормовой ветер все работы прекращаются. Кроме того кран конструируют так, чтобы он обладал минимально возможной парусностью.

Техника не стоит на месте. Теория и практика строительства подъемных механизмов, дающих возможность строить высокие здания, продолжает развиваться, выполняя главную задачу: поднять все более тяжелые грузы как можно выше.

Читайте также: