Конспект урока окончание 6 класс

Обновлено: 03.07.2024

Окончание – значимая часть слова, которая служит для образования формы слова.

Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.

Части речи – это основные лексико-грамматические классы, по которым распределяются слова языка.

Самостоятельные части речи – это слова, называющие предметы, признаки, действия, количество, состояния; являются в предложении его членами.

Служебные части речи – слова, которые не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматические значения.

Грамматическое значение – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания.

Морфологические признаки – это характеристики грамматической природы слов (формы слова), по которым определяется принадлежность к той или иной части речи. Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.

Синтаксическая роль – это характеристика слова как члена предложения.

Список литературы

Обязательная литература:

    Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 19– 23; 191. с.

Дополнительная литература:

1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 20, 23, 113 – 115; 159 с.

2. Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – с. 52 – 56, 230 – 231, 236 – 237; 285 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы знаете, что есть слова, отвечающие на вопросы (существительное, прилагательное, местоимение, глагол, наречие, числительное), есть такие слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, частицы, междометия и звукоподражательные слова). Слова с собственным лексическим значением – это самостоятельные (знаменательные) части речи, например: имя существительное – книга (предмет); имя прилагательное – синий (признак предмета); глагол – прыгать (действие предмета); имя числительное – семь (количество); наречие – скоро (признак действия); местоимение – он (указывает на предмет, но не называет его). Слова, имеющие только грамматическое значение, не являющиеся членами предложения – это служебные части речи: союзы (а, и, чтобы и др.); предлоги (в, на, про и др.); частицы (не, ни, бы и др.). Междометия (ох, ну, ах и др.) и звукоподражательные слова (мяу, гав и др.) не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи – это отдельная группа слов.

Каждая часть речи имеет общие грамматические признаки.

– постоянные (собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род (мужской, женский, средний), склонение);

– непостоянные (падеж, число).

Синтаксическая роль: существительное может быть любым членом предложения.

Енисей – (что?) существительное, так как обозначает предмет.

Начальная форма: Енисей; это имя собственное, неодушевлённое, мужского рода, 2-го склонения; слово употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в предложении является подлежащим.

Части речи делятся на изменяемые (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное) и неизменяемые (например, наречие). У изменяемых частей речи грамматическое значение выражено окончанием. Поэтому важно не только правильно определять окончание в слове, но и его писать.

У существительных безударное окончание можно проверить другим существительным того же склонения, числа и падежа, но с ударным окончанием:

Имена существительные женского рода на -ия (армия) в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа пишется на конце -ии (беседовать об арми[и]).

У существительных мужского рода на -ий[] (планетарий) и у существительных среднего рода на -ие (пение) в предложном падеже единственного числа пишется на конце -ии (в планетари[и]; о пени[и]).

Для проверки безударного окончания прилагательных нужно определить:

– к какому существительному относится прилагательное;

в осенн[_] порупору какую? – женский род, винительный падеж – осенн[юю].

У глаголов безударные окончания зависят от спряжения (спряжение определяем по неопределённой форме, которая должна быть того же вида):

– что сделает? обидит – что сделать? обидеть (2-е спряжение, исключение);

– что делает? обижает – что делать? обижать (1-е спряжение).

Если глагол первого спряжения – пишем -е; в 3-ем лице множественного числа – -у (-ю): колышут, полют. Если глагол второго спряжения, то пишем в окончании -и; в третьем лице множественного числа – -а (-я): смотрят, дышат. Исключения: гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть – глаголы второго спряжения; брить, стелить – первого спряжения. Помним, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные. Держать – второе спряжение; подержать – тоже второе спряжение.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

В каких рядах во всех словах пропущена буква и?

А) се_шь, кле_шь, бор_шься;

Б) увид_шь, жал_м, дыш_шь;

В) колыш_шь, стел_шь, завис_м.

Разбор задания: вспомним, что буква и пишется в окончаниях глагола 2-го спряжения. В первой строчке: сеешьсеять – 1-е спряжение, буква и не пишется. Во второй строчке: увидишь – 2-е спряжение, исключение; жалимжалить -2-е спряжение; дышишь – 2-е спряжение, исключение. В третьей строчке: колышешьколыхать – 1-е спряжение, буква и не пишется.

Ответ: Б) увид_шь, жал_м, дыш_шь.

  1. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Вставьте в текст пропущенные слова и словосочетания.

_______ обозначает действие предмета. Вид, _______, число, время (если есть), лицо (если есть), ______ (если есть) – ______________ признаки этой части речи. В предложении глагол обычно бывает __________, но может быть и _____________ предложения.

Глагол обозначает действие предмета. Вид, спряжение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть) – морфологические признаки этой части речи. В предложении глагол обычно бывает сказуемым, но может быть и другим членом предложения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык, 6 класс.

Дата___________________

Урок 23. Тема урока: Окончание.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: закреплять знания о составе слова.

Образовательные: формировать умения у учащихся находить и выделять окончания в словах.

Развивающие: коррекция и развитие внимания, расширение словарного запаса учащихся, аккуратность при письме.

Воспитательные: воспитывать уважение к окружающим, интерес к предмету.

1. Организационный момент.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Минутка чистописания.

За чужой щекой зуб не болит.

Глаза боятся, а руки делают.

3. Проверка д/з. упр. № 49 фронтально.

Слово учителя по теме урока, направленного на повторение, закрепление, систематизацию пройденного материала и знакомство с новой темой с примерами и пр.

5. Работа с учебником на стр. 33-34.

Работа со словарными словами: мужчина, женщина, стр. 33.

- запись в тетради словарных слов;

- составление 2-3 предложений устно с последующей записью лучшего предложения в тетрадь. Размещение словарного слова в наш словарь на уголок.

-Какие слова вам встретились на с.33?

- Что они обозначают?

- Выполните звуко-буквенный анализ этих слов.

Мужчина – муж-чи-на, 3 слога, 3гл., 4 согл., 7б., 7зв. /Поляков М./

Женщина – жен-щи-на, 3слога, 3гл., 4 согл.,7б., 7зв. /Дубовец Д./

- Выполните морфологический анализ этих слов.

Женщина – (кто?) сущ., н.ф. женщина, нариц., одуш., ед. ч., ж. р., 1скл., И.п. /Дегтярев Е./

Мужчина (кто?) сущ., н.ф. мужчина, нариц., одуш., ед. ч., м. р., 1скл., И.п. /Поляков С./

- Составьте предложения с этими словами.

6. Разбор выполнения упр. №__51____. Объяснительный диктант. С.35.

Письменное выполнение упражнения с выделением окончаний.

Во время работы класса постоянная индивидуально-дифференцированная работа со слабыми уч-ся Бартош С., Подшивалов А.

Проверка выполненного упражнения (чтение учащимися предложений с названием выделенных окончаний).

7. Физминутка (на 20 минуте урока)

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)

Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)

Будто в гости приглашает. (Голову прямо.) Продолжить 2 физических упражнения на повороты и наклоны туловища.

8. Устное выполнение упр. № 50.

9. Д/з. Разбор выполнения упр. № 52 стр. 35. (деформированный текст)

10. Выставление отметок учащимся с комментированием (возможно оценивание в течение урока).

11. Подведение итога учащимися, отвечающими на вопросы учителя:

– чем мы сегодня занимались?

- какие трудности были при выполнении заданий?

- что было легким и понятным?

- перечислите порядок разбора слова по составу.

- для чего служит окончание?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 247 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.11.2021 75
  • DOCX 15.9 кбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пилипчук Марина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

Познавательные: выполняют универсальные логические действия - анализ (выделение признаков)

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом выявляют все виды текстовой информации

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Наглядно-демонстрационный материал

Записи на доске

Организационная структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1) Организационный этап.

Организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность, собирает тетради с домашней работой

Слушают учителя, готовятся к работе

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Словарный диктант.

Глициния, на цыпочках, панцирь, пациент, принцип, цивилизация, цигарка, циклический, циклон, циклоп, цилиндр, цинк, цирк, циркулировать, цистерна, цитата, цитрус.

- Составьте словосочетание с одним из слов.

- Вспомните, что не является словосочетанием?

- Давайте произведем разбор 2-х словосочетаний: говор..шь быстро, пахн..т ромашками.

- Какие окончания следует писать?

- О чем будем говорить на уроке?

- Поставьте задачи себе на урок.

Отвечают на вопросы учителя, ставят перед собой и одноклассниками задачи на урок

Самоконтроль, прогнозирование результатов.

3) Актуализация знаний

Синего, жестокому, далекой, в крае, в поле, о папе, говоришь, пахнет, смотришь.

- Какие окончания следует писать?

Отвечают на вопросы.

умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации в учебнике,

смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

Физкультминутка

Выполняют за одноклассником (учителем)

Личностные – забота о здоровье

4) Обобщение и систематизация знаний

- Как их определить (по вопросу, по склонению и падежу, по спряжению соответственно у прилагательных, существительных, глаголов).

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, формулируют определения, контролируют себя и друг друга, выслушивая ответы одноклассников

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

Упр. 57 комментированное письмо.

Упр. 59 для сильных обучающихся.

Дополнительно упр. 54 – для сильных обучающихся, СР.

Читают теоретический материал, задания упражнений, выполняют задания и проверяют себя.

Отвечают на вопросы учителя, делают вывод о том, как применили знания и умения в новой ситуации

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

построение логической цепи рассуждения.

планирование учебного сотрудничества.

анализ, сравнение, синтез.

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Систематизируют материалы наблюдений, выполняют самоконтроль (взаимоконтроль), делают выводы по выполненным заданиям, уточняют нужное у учителя

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, самоконтроль (взаимоконтроль).

умение осознанно и произвольно строить высказывания.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

- В чем возникли затруднения?

- Над чем нужно поработать дома?

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, находят ошибки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит коррекционные задания (ребусы, зрителный диктант).

Предмет: русский язык

Учитель: Касимова О.В.

Дата: __________

Тема: Окончания имён прилагательных среднего рода ед.ч и мн. числа.

Цель: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико– грамматические признаки прилагательных.

1. Продолжать работу по формированию умений и навыков при работе с именами прилагательными. Развивать умения распознавать имена прилагательные среднего рода ед.ч и мн. числа. Закрепить знания, умения учащихся при согласовании имен прилагательных с именами существительными в среднем роде ед.ч и во мн. числе.

2. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления; развивать орфографическую зоркость.

3. Поддерживать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи; воспитывать чувство взаимовыручки.

Организационный момент.

Торопимся мы на урок,

Будут знания нам впрок.

Будем руки поднимать,

Точно, бойко отвечать!

Проверка домашнего задания.


- О какой части речи мы сегодня будем говорить?

Работа по новой теме.

1. Минутка чистописания.

Шш Шашуши ош аш ыш

У крошки матрешки пропали сережки.

2. Работа по учебнику

-С.139, упр.226, правило

Первичное закрепление материала.

Словарно-орфографическая работа.



Коррекционное задание.

Морозы сковали землю.

Замерзли реки и озера.

Везде лежит пушистый снег.

Дети рады зиме.

Серёжа и Женя играют в снежки.

Лиза и Зоя лепят снежную бабу.
Самостоятельная работа.

Читайте также: