Конспект занятия по ознакомлению со скульптурой
Обновлено: 05.07.2024
Матрица занятия:
Развернутый план-конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Встречи с искусством на каждом этапе, занятия позволяет детям расширить их представления об искусстве, о мире природы, активная творческая деятельность каждого ребенка, воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. лепка помогает ребенку познать окружающий мир, формирует умение внимательно наблюдать и анализировать форму частей тела; развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувства доброты, сопереживания и сочувствия к окружающему муру, к живой природе. В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, само выражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Тема: Знакомство детей со скульптурой.
Ведущий вид деятельности: лепка
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Цель перспективная: Расширить представление о жанрах изобразительного - искусства. Развивать эмоционально-эстетические чувства, нравственно-эстетические суждения, основы эстетического вкуса, чуткости к красоте произведения.
Цель актуальная: создать скульптуру из пластилина по собственному замыслу.
Дать детям представления о понятии скульптуры, ее отличительных особенностях, материалах, используемых при создании.
Развивающие:
Развитие умения детей правильно изображать формы, создавать и дополнять композицию.
Развитие творческие способности ребенка: вкус, чувство цвета, композиционное решение, художественный выбор.
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к животным, и произведениям изобразительного искусства.
Воспитывать и формировать навыки межличностных отношений со сверстниками — установление дружеских контактов, стремление помочь друг другу, доброжелательность.
Техника выполнения творческой работы : пластилин, стеки.
Оборудование к занятию: ИКТ (презентация)
Материалы и средства: скульптуры малой формы (медведь, собака, петушок) из разных материалов, иллюстрации с изображением памятников и музейных скульптур, пластилин, дощечки, салфетки, стеки.
Зрительный ряд: Иллюстрации дымковской игрушки, иллюстрации собак, показ книг с иллюстрациями Е. Чарушина).
Игровая ситуация или игровой прием: К детям в гости приходит собака, сообщает о своей проблеме и просит у них помощи.
Словарная работа: дети должны запомнить, что такое анималистический жанр, запомнить художников анималистов.
Взаимодействие с родителями: Привлечение родителя к участию в роли собаки.
Организация образовательного пространства:
1 – демонстрационное пространство 2 – игровое пространство, 3 – пространство для творчества, 4- выставочное пространство.
Воспитывать интерес к профессии скульптора. Развивать художественный вкус, умение понимать красивое, учить правильно рассматривать скульптуру. Формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей со станковой скульптурой, её специальным жанром – анималистикой; рассказать о памятниках собакам; учить передавать строение фигуры собаки.
Вложение | Размер |
---|---|
konsp.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по ознакомлению детей со скульптурой
Воспитатель: Брыкова-Лукьянчикова Ю.А.
Цели: закрепить знание детей о том, что скульптура бывает монументальной и малой формы, изготовляются скульпторы из разных материалов.
Воспитывать интерес к профессии скульптора. Развивать художественный вкус, умение понимать красивое, учить правильно рассматривать скульптуру. Формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей со станковой скульптурой, её специальным жанром – анималистикой; рассказать о памятниках собакам; учить передавать строение фигуры собаки.
Задачи : Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию выразительных образов. Продолжать освоение скульптурного способа путем вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание).
Материал: скульптуры малой формы ( петушок, медведь, курица, ежи у гриба, бычок, собака и др.) из разных материалов, иллюстрации с изображением памятников и музейных скульптур, пластилин, дощечки, салфетки.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
На доске (мольберте) иллюстрации (монум. скульптуры, парковая, малой формы).
- Ребята, посмотрите и скажите, произведения какого вида искусства вы видите?(скульптуры)
- Как вы думаете, случайно ли они попали сюда?
- О чем же сегодня пойдет речь? (о скульптуре)
- Какая бывает скульптура? (монументальная и малой формы)
- Где можно встретить монументальную скульптуру?
- Как еще называют монументальную скульптуру? (памятник)
- Какие вы знаете памятники? (А.С.Пушкину, Ю.Долгорукому)
- Для чего делают памятники?
- Из каких материалов делают монументы? (металл, камень, бронза, гранит)
- Кто же делает скульптуры?
П. : Сначала скульптор делает эскиз, набросок, а потом уже воплощает задуманное в камне, металле, бронзе, дереве и т.д.
(Снимаю покрывало со стола).
- Посмотрите, что за чудесные фигурки у меня на столе? (скульптуры малой формы)
- Почему эти фигурки так называются?
- Для чего нужна скульптура м.ф.?
П .: Сделаны они из разных материалов.
- Из каких материалов делают эти скульптуры?
П .: Попытайтесь определить и назвать эти материалы (дерево, глина, фарфор, бронза, камень, стекло)
- Какой материал самый хрупкий;
- Из какого материала фигурки тяжелее?
П .: Скульптор делает эскиз, а на заводе уже запускают скульптуру в производство. У каждого завода есть свое клеймо, свой знак. Под Москвой есть завод Гжели, Вербилках (показать). Скульптор тоже оставляет свой знак.
П .: Среди скульптур малой формы чаще всего можно встретить скульптуры животных. Кого первыми стали изображать самые древние скульпторы? Как ни странно не человека, а животных. Первобытные люди понимали животных, чуть ли не лучше, чем самих себя. Ведь животное, добытое на охоте, служило им пищей и даже лекарством, их шкуры спасали от холода, а прирученный зверь становился другом и помощником. Изображение животных называется анималистикой.
П. : Отгадайте загадку:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Пробуждается от сна.
- Скажите, каким предстает перед нами медведь? (ответы детей)
- Давайте и мы передадим позу и характер медведя.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
(Руки на пояс, повороты головы вправо-влево.)
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
(Ходим, как медвежата, делаем наклоны вперед.)
Вот болотце на пути,
Как его нам перейти?
Прыг да скок, прыг да скок,
Веселей скачи, дружок.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
(Ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны туловища вправо- влево.)
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали,
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
К небу потянулись,
К земле нагнулись,
И на травку повалились. Бух!
П.: Е.Чарушин не только создавал скульптуры, но и был художником-иллюстратором, художником-анималистом, потому что изображал животных (показ книг с иллюстрациями Е. Чарушина).
- Чем отличаются нарисованные животные от их скульптурного изображения? (рисунок – изображение на плоскости, а скульптуру можно обходить и рассматривать с разных сторон).
(Садимся на ковер в группе)
Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и создать скульптуру животного, а какого – вы узнаете, отгадав загадку.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи.
А вот ныряльщик пес – в воде
Он проявляет выучку,
И если человек в беде,
Всегда придет на выручку.
И иллюстрации собак.
- Какие они, одинаковые или разных пород? (разные)
Настроен пес решительно,
Сперва взяла собака след
И следом нарушителя (Овчарка).
Зал аплодирует, хохочет:
Что за прыжки! Что за повадки!
В награду сахара кусочек,
Но труд артиста – ох не сладок(Пудель).
П .: Вот эта собака породы пудель, такса, овчарка.
- Какое у нее тело, уши, хвост?
- В какой позе изображена собака?
- А как удается скульптору передать, что тело собаки покрыто шерстью?
А теперь раз мы так хорошо узнали все о скульптуре, мы свами поработаем скульпторами и попробуем вылепить скульптуру собаки. ( Садимся за столы ).
П .: Перед началом работы проведем небольшую пальчиковую гимнастику.
У собаки нашей – Тяпки
Родились вчера щенятки.
( Руку поднять вверх ладонью к себе, пошевелить пальчиками).
Раз, два, три, четыре, пять –
(Несколько раз согнуть и разогнуть пальчики руки.)
Будем мы щенков считать:
(Пригнуть большой палец).
(Пригнуть указательный палец).
(Пригнуть средний палец).
(Пригнуть безымянный палец).
А теперь приступайте к работе, все необходимое имеется у вас на столах.
По окончанию работы рассмотреть получившиеся фигурки. (Выставить на отдельном столе. Дети рассказывают о своих работах.)
- Что нового сегодня узнали?
- Что запомнилось больше всего?
- Как называют скульпторов и художников, изображающих животных?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Какие бывают профессии"
Цель: расширять и закреплять знания детей о разных профессиях. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию.
Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Профессия - строитель"
Цель: развивать интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда.
Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Пет.
Данный материал поможет расширить представления детей об окружающем мире и дать представление об океане, познакомить детей с некоторыми обитателями океана.
Ознакомление детей с ПДД старшая группа
ПрезентацияОзнакомление детей с правилами дорожного движения.
Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля уж точно не окажется. Но если ребенок вовремя не пришел домо.
конспект по ознакомлению с окружающим, рисование старшая группа
конспект по ознакомлению с окружающим, рисование "Житель пустыни - верблюд".
Программное содержание: познакомить детей с такими понятиями, как скульптура, объёмное изображение, монументальная, станковая. Учить детей различать плоскостное и объёмное изображение предметов. Закрепить название народных промыслов России; умение определять материал изготовления. Развивать зрительное внимание, зрительную память. Воспитывать любовь уважение к русским традициям.
Материал: корзина,подлинные изделия декоративно прикладного искусства России: богородские игрушки, дымковские игрушки, филимоновские игрушки, скульптуры разных форм и жанров, стекляная посуда, муляжи фруктов, фартук, нарукавники, берет, кусок влажной глины. Иллюстрации дымковской игрушки, животных, птиц, людей, мольберт.
Ход НОД:
Воспитатель: сегодня я не воспитатель. Я – скульптор. А кто такой скульптор? Не знаете? А сейчас я всё вам расскажу и покажу. Но вначале отгадайте загадку:
Что за чудо? Это в ряд
Фигурки разные стоят
Из камня, дерева и глины
Их названия знать должны мы-
Птицы, звери, человек
Любовались ими б век
Называют их …?
Дети: (молчат) Не знаем.
Воспитатель: это скульптуры. Так что же такое скульптуры? Хотите узнать? Ну, тогда слушайте внимательно и смотрите.
(вывешивает на мольберт иллюстрации с изображением дымковской барышни, животных птиц, людей). Что это?
Дети: это рисунки.
Воспитатель: рисунки - это плоскостное изображение, нарисованное на листочке, на плоскости. Его нельзя не повернуть, ни посмотреть что там сзади, сбоку, сверху.
(поворачивает)
На листочке мы ничего не увидим. А скульптура – это объёмное изображение. Например:
(достаёт из корзины скульптуры барышни, животного, птицы).
Её можно потрогать, повернуть, рассмотреть со всех сторон. Она вылеплена или вырезана. Назовите её.
Дети: дымковская игрушка, филимоновская игрушка. богородская игрушка.
Воспитатель: правильно. Это не только игрушка, но и дымковская скаульптура, богородская скаульптура, филимоновская скульптура. Ведь она, СКУЛЬПТУРА, это объёмное изображение животного, птицы и человека. Давайте повторим.
Дети: объёмное изображение птиц, человека, зверей.
Воспитатель: (выставляет дымковские игрушки) Назовите их. Это скульптура? Почему? Из чего сделаны?
Дети: барышни, лошадка, олешек, курица, индюк, наездник на лошади, коза, козёл. Да! Это скульптура, потому что здесь и животные, и птицы, и человек. Сделаны из глины.
Воспитатель: (выставляет скульптуры малых форм). Назовите их. Из чего сделаны (спросить 2-3 детей)
Дети: это лошадь, сова, дама с собачкой, щенок, слонёнок, утята, дедушка, балерина, лебеди. Они сделаны из фарфора.
Воспитатель:(поочерёдно выставляет скульптуры).Из чего сделана эта скульптура?
Дети: из камня, дерева, глины, железа, стекла, фарфора, ракушек, гипса, бронзы, пластмассы. Пластилина?
Воспитатель: да! Из пластилин, на занятии, вы тоже делаете скульптуры.
(выставляет другие скульптуры) А как называется эта скульптура? Назовите их.
Дети: это гжельская скульптура. Сделана из фарфора. Это уточка, барышня, заяц, дбезьянка, котенок.
Воспитатель: (выставляет другие скульптуры).А как называется эта скульптура?
Дети: богородская игрушка. Медведь, гармонист, собака, орёл, ворона, сова, сундучок. А сундучок - лишний, потому что он не человек, ни птица, ни животное, а значит, не скульптура.
Воспитатель: правильно. Следите внимательно, может, я ошибусь, а вы исправите ошибку.
Но бывает ещё один вид скульптуры – это монументальная, а значит большая скульптура.
(выставляет фотографии памятников города на мольберте)
Дети: да это наш город! Наши памятники!
Вот так скульптор берёт влажную глину, кладёт на специальную подставку и начинает работать, поворачивая станок. (показ изготовления из глины лебедя, сопровождая словами объяснения приёмов лепки).
Воспитатель: ЗАГАДКА.
Что за чудо? Это в ряд
Фигурки разные стоят
Из камня, дерева, и глины
Их названье знать должны мы
Птицы, звери, человек,
Любовались ими б век
Дети: СКУЛЬПТУРЫ!
Воспитатель: как называется профессия человека изготавливающего скульптуру?
Дети: скульптор.
Воспитатель: что же такое скульптура? Для чего она нам нужна?
Дети: объёмное изображение человека, животного, птицы. Она нужна для красоты, что бы любоваться.
Воспитатель: из чего изготавливают скульптуры?
Дети: из глины, камня, дерева, фарфора, гипса, бронзы, стекла, пластмассы, ракушек.
Демонстрационный материал:
Солёные фантазии .
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
141301 Московская область, город Сергиев Посад, ул. Дружбы 10а
Конспект НОД
для детей подготовительной группы
Составила и провела:
воспитатель высшей категории: Лонькина С.В.
Февраль 2019 год
Цель: расширять знание детей о скульптуре.
Программные задачи:
Образовательные:
Закрепить знание детей о том, что скульптура бывает монументальной и малой формы и её изготавливают из разных материалов.
Учить детей видеть и определять содержание скульптуры, пластичность движения, учить видеть прекрасное в скульптурах.
Развивающие:
Расширять кругозор, развивать наблюдательность, воображение.
Развивать речь детей, умение аргументировано и развернуто оценивать произведение искусства, осмысленно отвечать на поставленные вопросы.
Формировать художественный вкус.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к труду скульптора, воспитывать любовь к народному искусству.
Воспитать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно творческой деятельности.
Предварительная работа.
Просматривание открыток, книг, посещение с родителями музея, рассматривание картин и иллюстраций. Организация выставки принесенных детьми скульптур малых форм.
Словарная работа: монументальная, эскиз, станковая скульптура.
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в волшебный мир искусства .
А что относится к искусству? (картины, стихи, музыка, красивые вещи, украшения сделанные мастерами)
Значит что такое искусство? (Искусство – это все прекрасное, что нас окружает)
Мы с вами знаем много знаменитых людей, которые пишут стихи, рассказы, сказки, пишут красивые картины. А есть люди, которые делают фигуры животных, птиц, людей.
Как называются эти люди? (скульпторами)
А как называются их работы? (скульптурами)
Чем же отличается скульптура от рисунка? (скульптуру можно потрогать руками, повернуть, рассмотреть со всех сторон, а то, что на рисунке мы можем рассмотреть с одной стороны, потому что изображение плоское)
Так что такое скульптура? (Скульптура – это объемное изображение птиц, человека, зверей)
Работа скульптора интересна и трудна . Сколько надо приложить усилий, труда, любви, таланта, чтобы скульптура получились такая красивая, интересная и выразительная. Работа скульптора - очень нужна. Его работа – это искусство . Она учит видеть красоту в природе, в человеке, заставляет задуматься над тем, как много в окружающей нас жизни прекрасного, удивительного, интересного.
Скульптор создает свои произведения в мастерской, используя различные инструменты. Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм, как работает скульптор (просмотр фильма)
- Какая бывает скульптура? (монументальная и скульптура малых форм)
- Что называют монументальной скульптурой? (памятники, стелы)
- Что еще вы можете рассказать про монументальную скульптуру?
(Монументальна скульптура может изображать какой то исторический момент. И её устанавливают там, где происходили различные события, которым они и посвящаются. Во время просмотра монументальных скульптур зрителю необходимо обходить вокруг монумента, чтоб разглядеть его.)
- Из каких материалов делают монументы? (металл, камень, бронза, гранит)
- Где их устанавливают? (на улицах, на площадях, в парках, в скверах)
- А зачем их устанавливают? (чтобы было красиво, что бы люди помнили великих поэтов, писателей, полководцев, известных людей, героев войны)
- Какие вы знаете памятники в нашем городе?
(памятник Сергию Радонежскому, памятник родителям Сергия Радонежского, мемориал Вечный огонь, памятник детям войны, памятник Савве Мамонтову, памятник Михаилу Пришвину)
Физкультминутка:
- Почему эту скульптуру назвали – скульптура малых форм (потому что скульптуры маленькие, их можно взять в руки и рассмотреть)
- Скажите, из какого материала сделаны эти скульптуры? ( камень, металл, стекло, глина, дерево)
- Для чего делают скульптуры малых форм? (Для украшения комнаты, чтобы любоваться, чтобы подарить в подарок)
- Какие народные игрушки вы увидели на нашей выставке скульптур? (дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская, гжельская)
- Эти народные игрушки можно называть скульптурами? (да)
- Некоторые маленькие скульптуры скульптор изготавливает на станке и поэтому её называют – станковая. Скульптор делает эскиз, а на заводе уже запускают скульптуру в производство. У каждого завода есть свое клеймо, свой знак (показать клеймо завода) Скульптор на своей работе тоже оставляет свое клеймо (показать фамилию автора)
- Ребята, недавно мы с вами побывали в музее богородских мастеров и познакомились там с разными видами скульптур.
- Какое животное является символом богородской скульптуры? (медведь)
- Из какого дерева скульпторы делают свои произведения искусства? (из липы, ольхи и осины)
- Какие инструменты используют? (топор, стамески и ножи разные для резьбы по дереву)
Цель игры: развивать художественный вкус, умение двигаться, снять зажатость.
- Что нового сегодня узнали?
- Что запомнилось больше всего?
Памятник выпускникам 1941 года.
Памятник М. Пришвину
Памятник преподобному Сергию Радонежскому, основателю Троицкого монастыря.
Мемориал славы погибшим в годы Великой Отечественной Войны
Область - познание , художес твенно творчес кая дея тельность.
Выявить представл ения д етей о своем наст оящем, прошлом и будущем.
Расширять представлени я детей о скульптуре как о виде изо - искусства , понимать назначени е
Учить детей лепить ску льптуру собаки, во врем я работы пользоваться игрушкой в качестве натуры .
Передавать строение фигуры собаки удлиненно е по горизонтали тулови ще ,округлая голова ,
передние и задни е лапы , вытянутая м ордочка , уш и.
Воспитывать б ережное отношен ие к живо тным ,аккуратн ость в работ е.
Развивать тв орчество , мелкую м оторику паль цев рук.
Ввести в пас сивный с ловарь слова : предки, п отомки, п ервобытные лю ди. Активн ый словарь :
Побуждать де тей отвечат ь на вопросы полным предложени ем.
Предварительная подготовка : беседа о скульптуре , рассматривани е иллюстрац ий скульптур
Оборудование : видеокассета, дворцы, фонтаны, фей верки Генделя, а удиокасс ета, салфетки ,
8.С.М.Вайнерман , А.С Большев «Сенсорно е развитие дошкольн иков на занятиях по
- Ребята ,сегодн я необычный день и я хочу вас пр игласить в путешеств ие во времени.
- Знаете ли вы , что такое время? (да, это часы ,буд ильник)
- Слышали ли вы , ч то время бывае т прошло е , настоящие , будущее ? (да)
Читайте также: