Конспект занятия по ознакомлению со скульптурой

Обновлено: 05.07.2024

Матрица занятия:

Развернутый план-конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Встречи с искусством на каждом этапе, занятия позволяет детям расширить их представления об искусстве, о мире природы, активная творческая деятельность каждого ребенка, воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. лепка помогает ребенку познать окружающий мир, формирует умение внимательно наблюдать и анализировать форму частей тела; развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувства доброты, сопереживания и сочувствия к окружающему муру, к живой природе. В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, само выражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Тема: Знакомство детей со скульптурой.

Ведущий вид деятельности: лепка

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Цель перспективная: Расширить представление о жанрах изобразительного - искусства. Развивать эмоционально-эстетические чувства, нравственно-эстетические суждения, основы эстетического вкуса, чуткости к красоте произведения.

Цель актуальная: создать скульптуру из пластилина по собственному замыслу.

Дать детям представления о понятии скульптуры, ее отличительных особенностях, материалах, используемых при создании.

Развивающие:

Развитие умения детей правильно изображать формы, создавать и дополнять композицию.

Развитие творческие способности ребенка: вкус, чувство цвета, композиционное решение, художественный выбор.

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к животным, и произведениям изобразительного искусства.

Воспитывать и формировать навыки межличностных отношений со сверстниками — установление дружеских контактов, стремление помочь друг другу, доброжелательность.

Техника выполнения творческой работы : пластилин, стеки.

Оборудование к занятию: ИКТ (презентация)

Материалы и средства: скульптуры малой формы (медведь, собака, петушок) из разных материалов, иллюстрации с изображением памятников и музейных скульптур, пластилин, дощечки, салфетки, стеки.

Зрительный ряд: Иллюстрации дымковской игрушки, иллюстрации собак, показ книг с иллюстрациями Е. Чарушина).

Игровая ситуация или игровой прием: К детям в гости приходит собака, сообщает о своей проблеме и просит у них помощи.

Словарная работа: дети должны запомнить, что такое анималистический жанр, запомнить художников анималистов.

Взаимодействие с родителями: Привлечение родителя к участию в роли собаки.

Организация образовательного пространства:

1 – демонстрационное пространство 2 – игровое пространство, 3 – пространство для творчества, 4- выставочное пространство.

Воспитывать интерес к профессии скульптора. Развивать художественный вкус, умение понимать красивое, учить правильно рассматривать скульптуру. Формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей со станковой скульптурой, её специальным жанром – анималистикой; рассказать о памятниках собакам; учить передавать строение фигуры собаки.

ВложениеРазмер
konsp.docx 24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по ознакомлению детей со скульптурой

Воспитатель: Брыкова-Лукьянчикова Ю.А.

Цели: закрепить знание детей о том, что скульптура бывает монументальной и малой формы, изготовляются скульпторы из разных материалов.

Воспитывать интерес к профессии скульптора. Развивать художественный вкус, умение понимать красивое, учить правильно рассматривать скульптуру. Формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей со станковой скульптурой, её специальным жанром – анималистикой; рассказать о памятниках собакам; учить передавать строение фигуры собаки.

Задачи : Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию выразительных образов. Продолжать освоение скульптурного способа путем вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание).

Материал: скульптуры малой формы ( петушок, медведь, курица, ежи у гриба, бычок, собака и др.) из разных материалов, иллюстрации с изображением памятников и музейных скульптур, пластилин, дощечки, салфетки.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

На доске (мольберте) иллюстрации (монум. скульптуры, парковая, малой формы).

- Ребята, посмотрите и скажите, произведения какого вида искусства вы видите?(скульптуры)

- Как вы думаете, случайно ли они попали сюда?

- О чем же сегодня пойдет речь? (о скульптуре)

- Какая бывает скульптура? (монументальная и малой формы)

- Где можно встретить монументальную скульптуру?

- Как еще называют монументальную скульптуру? (памятник)

- Какие вы знаете памятники? (А.С.Пушкину, Ю.Долгорукому)

- Для чего делают памятники?

- Из каких материалов делают монументы? (металл, камень, бронза, гранит)

- Кто же делает скульптуры?

П. : Сначала скульптор делает эскиз, набросок, а потом уже воплощает задуманное в камне, металле, бронзе, дереве и т.д.

(Снимаю покрывало со стола).

- Посмотрите, что за чудесные фигурки у меня на столе? (скульптуры малой формы)

- Почему эти фигурки так называются?

- Для чего нужна скульптура м.ф.?

П .: Сделаны они из разных материалов.

- Из каких материалов делают эти скульптуры?

П .: Попытайтесь определить и назвать эти материалы (дерево, глина, фарфор, бронза, камень, стекло)

- Какой материал самый хрупкий;

- Из какого материала фигурки тяжелее?

П .: Скульптор делает эскиз, а на заводе уже запускают скульптуру в производство. У каждого завода есть свое клеймо, свой знак. Под Москвой есть завод Гжели, Вербилках (показать). Скульптор тоже оставляет свой знак.

П .: Среди скульптур малой формы чаще всего можно встретить скульптуры животных. Кого первыми стали изображать самые древние скульпторы? Как ни странно не человека, а животных. Первобытные люди понимали животных, чуть ли не лучше, чем самих себя. Ведь животное, добытое на охоте, служило им пищей и даже лекарством, их шкуры спасали от холода, а прирученный зверь становился другом и помощником. Изображение животных называется анималистикой.

П. : Отгадайте загадку:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Пробуждается от сна.

- Скажите, каким предстает перед нами медведь? (ответы детей)

- Давайте и мы передадим позу и характер медведя.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

(Руки на пояс, повороты головы вправо-влево.)

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

(Ходим, как медвежата, делаем наклоны вперед.)

Вот болотце на пути,

Как его нам перейти?

Прыг да скок, прыг да скок,

Веселей скачи, дружок.

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.)

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

(Ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны туловища вправо- влево.)

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали,

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

К небу потянулись,

К земле нагнулись,

И на травку повалились. Бух!

П.: Е.Чарушин не только создавал скульптуры, но и был художником-иллюстратором, художником-анималистом, потому что изображал животных (показ книг с иллюстрациями Е. Чарушина).

- Чем отличаются нарисованные животные от их скульптурного изображения? (рисунок – изображение на плоскости, а скульптуру можно обходить и рассматривать с разных сторон).

(Садимся на ковер в группе)

Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и создать скульптуру животного, а какого – вы узнаете, отгадав загадку.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи.

А вот ныряльщик пес – в воде

Он проявляет выучку,

И если человек в беде,

Всегда придет на выручку.

И иллюстрации собак.

- Какие они, одинаковые или разных пород? (разные)

Настроен пес решительно,

Сперва взяла собака след

И следом нарушителя (Овчарка).

Зал аплодирует, хохочет:

Что за прыжки! Что за повадки!

В награду сахара кусочек,

Но труд артиста – ох не сладок(Пудель).

П .: Вот эта собака породы пудель, такса, овчарка.

- Какое у нее тело, уши, хвост?

- В какой позе изображена собака?

- А как удается скульптору передать, что тело собаки покрыто шерстью?

А теперь раз мы так хорошо узнали все о скульптуре, мы свами поработаем скульпторами и попробуем вылепить скульптуру собаки. ( Садимся за столы ).

П .: Перед началом работы проведем небольшую пальчиковую гимнастику.

У собаки нашей – Тяпки

Родились вчера щенятки.

( Руку поднять вверх ладонью к себе, пошевелить пальчиками).

Раз, два, три, четыре, пять –

(Несколько раз согнуть и разогнуть пальчики руки.)

Будем мы щенков считать:

(Пригнуть большой палец).

(Пригнуть указательный палец).

(Пригнуть средний палец).

(Пригнуть безымянный палец).

А теперь приступайте к работе, все необходимое имеется у вас на столах.

По окончанию работы рассмотреть получившиеся фигурки. (Выставить на отдельном столе. Дети рассказывают о своих работах.)

- Что нового сегодня узнали?

- Что запомнилось больше всего?

- Как называют скульпторов и художников, изображающих животных?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Какие бывают профессии"

Цель: расширять и закреплять знания детей о разных профессиях. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию.


Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Профессия - строитель"

Цель: развивать интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда.


Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Пет.

Данный материал поможет расширить представления детей об окружающем мире и дать представление об океане, познакомить детей с некоторыми обитателями океана.


Ознакомление детей с ПДД старшая группа

ПрезентацияОзнакомление детей с правилами дорожного движения.

Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля уж точно не окажется. Но если ребенок вовремя не пришел домо.


конспект по ознакомлению с окружающим, рисование старшая группа

конспект по ознакомлению с окружающим, рисование "Житель пустыни - верблюд".

Программное содержание: познакомить детей с такими понятиями, как скульптура, объёмное изображение, монументальная, станковая. Учить детей различать плоскостное и объёмное изображение предметов. Закрепить название народных промыслов России; умение определять материал изготовления. Развивать зрительное внимание, зрительную память. Воспитывать любовь уважение к русским традициям.

Материал: корзина,подлинные изделия декоративно прикладного искусства России: богородские игрушки, дымковские игрушки, филимоновские игрушки, скульптуры разных форм и жанров, стекляная посуда, муляжи фруктов, фартук, нарукавники, берет, кусок влажной глины. Иллюстрации дымковской игрушки, животных, птиц, людей, мольберт.

Ход НОД:

Воспитатель: сегодня я не воспитатель. Я – скульптор. А кто такой скульптор? Не знаете? А сейчас я всё вам расскажу и покажу. Но вначале отгадайте загадку:

Что за чудо? Это в ряд

Фигурки разные стоят

Из камня, дерева и глины

Их названия знать должны мы-

Птицы, звери, человек

Любовались ими б век

Называют их …?

Дети: (молчат) Не знаем.

Воспитатель: это скульптуры. Так что же такое скульптуры? Хотите узнать? Ну, тогда слушайте внимательно и смотрите.

(вывешивает на мольберт иллюстрации с изображением дымковской барышни, животных птиц, людей). Что это?

Дети: это рисунки.

Воспитатель: рисунки - это плоскостное изображение, нарисованное на листочке, на плоскости. Его нельзя не повернуть, ни посмотреть что там сзади, сбоку, сверху.

(поворачивает)

На листочке мы ничего не увидим. А скульптура – это объёмное изображение. Например:

(достаёт из корзины скульптуры барышни, животного, птицы).

Её можно потрогать, повернуть, рассмотреть со всех сторон. Она вылеплена или вырезана. Назовите её.

Дети: дымковская игрушка, филимоновская игрушка. богородская игрушка.

Воспитатель: правильно. Это не только игрушка, но и дымковская скаульптура, богородская скаульптура, филимоновская скульптура. Ведь она, СКУЛЬПТУРА, это объёмное изображение животного, птицы и человека. Давайте повторим.

Дети: объёмное изображение птиц, человека, зверей.

Воспитатель: (выставляет дымковские игрушки) Назовите их. Это скульптура? Почему? Из чего сделаны?

Дети: барышни, лошадка, олешек, курица, индюк, наездник на лошади, коза, козёл. Да! Это скульптура, потому что здесь и животные, и птицы, и человек. Сделаны из глины.

Воспитатель: (выставляет скульптуры малых форм). Назовите их. Из чего сделаны (спросить 2-3 детей)

Дети: это лошадь, сова, дама с собачкой, щенок, слонёнок, утята, дедушка, балерина, лебеди. Они сделаны из фарфора.

Воспитатель:(поочерёдно выставляет скульптуры).Из чего сделана эта скульптура?

Дети: из камня, дерева, глины, железа, стекла, фарфора, ракушек, гипса, бронзы, пластмассы. Пластилина?

Воспитатель: да! Из пластилин, на занятии, вы тоже делаете скульптуры.

(выставляет другие скульптуры) А как называется эта скульптура? Назовите их.

Дети: это гжельская скульптура. Сделана из фарфора. Это уточка, барышня, заяц, дбезьянка, котенок.

Воспитатель: (выставляет другие скульптуры).А как называется эта скульптура?

Дети: богородская игрушка. Медведь, гармонист, собака, орёл, ворона, сова, сундучок. А сундучок - лишний, потому что он не человек, ни птица, ни животное, а значит, не скульптура.

Воспитатель: правильно. Следите внимательно, может, я ошибусь, а вы исправите ошибку.

Но бывает ещё один вид скульптуры – это монументальная, а значит большая скульптура.

(выставляет фотографии памятников города на мольберте)

Дети: да это наш город! Наши памятники!

Вот так скульптор берёт влажную глину, кладёт на специальную подставку и начинает работать, поворачивая станок. (показ изготовления из глины лебедя, сопровождая словами объяснения приёмов лепки).

Воспитатель: ЗАГАДКА.

Что за чудо? Это в ряд

Фигурки разные стоят

Из камня, дерева, и глины

Их названье знать должны мы

Птицы, звери, человек,

Любовались ими б век

Дети: СКУЛЬПТУРЫ!

Воспитатель: как называется профессия человека изготавливающего скульптуру?

Дети: скульптор.

Воспитатель: что же такое скульптура? Для чего она нам нужна?

Дети: объёмное изображение человека, животного, птицы. Она нужна для красоты, что бы любоваться.

Воспитатель: из чего изготавливают скульптуры?

Дети: из глины, камня, дерева, фарфора, гипса, бронзы, стекла, пластмассы, ракушек.

Демонстрационный материал:














Солёные фантазии

Солёные фантазии .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

141301 Московская область, город Сергиев Посад, ул. Дружбы 10а

Конспект НОД

для детей подготовительной группы

Составила и провела:

воспитатель высшей категории: Лонькина С.В.

Февраль 2019 год

Цель: расширять знание детей о скульптуре.


Программные задачи:


Образовательные:
Закрепить знание детей о том, что скульптура бывает монументальной и малой формы и её изготавливают из разных материалов.
Учить детей видеть и определять содержание скульптуры, пластичность движения, учить видеть прекрасное в скульптурах.

Развивающие:
Расширять кругозор, развивать наблюдательность, воображение.
Развивать речь детей, умение аргументировано и развернуто оценивать произведение искусства, осмысленно отвечать на поставленные вопросы.
Формировать художественный вкус.


Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к труду скульптора, воспитывать любовь к народному искусству.
Воспитать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно творческой деятельности.

Предварительная работа.
Просматривание открыток, книг, посещение с родителями музея, рассматривание картин и иллюстраций. Организация выставки принесенных детьми скульптур малых форм.

Словарная работа: монументальная, эскиз, станковая скульптура.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в волшебный мир искусства .

А что относится к искусству? (картины, стихи, музыка, красивые вещи, украшения сделанные мастерами)

Значит что такое искусство? (Искусство – это все прекрасное, что нас окружает)

Мы с вами знаем много знаменитых людей, которые пишут стихи, рассказы, сказки, пишут красивые картины. А есть люди, которые делают фигуры животных, птиц, людей.

Как называются эти люди? (скульпторами)

А как называются их работы? (скульптурами)

Чем же отличается скульптура от рисунка? (скульптуру можно потрогать руками, повернуть, рассмотреть со всех сторон, а то, что на рисунке мы можем рассмотреть с одной стороны, потому что изображение плоское)

Так что такое скульптура? (Скульптура – это объемное изображение птиц, человека, зверей)

Работа скульптора интересна и трудна . Сколько надо приложить усилий, труда, любви, таланта, чтобы скульптура получились такая красивая, интересная и выразительная. Работа скульптора - очень нужна. Его работа – это искусство . Она учит видеть красоту в природе, в человеке, заставляет задуматься над тем, как много в окружающей нас жизни прекрасного, удивительного, интересного.

Скульптор создает свои произведения в мастерской, используя различные инструменты. Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм, как работает скульптор (просмотр фильма)

- Какая бывает скульптура? (монументальная и скульптура малых форм)

- Что называют монументальной скульптурой? (памятники, стелы)

- Что еще вы можете рассказать про монументальную скульптуру?

(Монументальна скульптура может изображать какой то исторический момент. И её устанавливают там, где происходили различные события, которым они и посвящаются. Во время просмотра монументальных скульптур зрителю необходимо обходить вокруг монумента, чтоб разглядеть его.)

- Из каких материалов делают монументы? (металл, камень, бронза, гранит)

- Где их устанавливают? (на улицах, на площадях, в парках, в скверах)

- А зачем их устанавливают? (чтобы было красиво, что бы люди помнили великих поэтов, писателей, полководцев, известных людей, героев войны)

- Какие вы знаете памятники в нашем городе?

(памятник Сергию Радонежскому, памятник родителям Сергия Радонежского, мемориал Вечный огонь, памятник детям войны, памятник Савве Мамонтову, памятник Михаилу Пришвину)

Физкультминутка:

- Почему эту скульптуру назвали – скульптура малых форм (потому что скульптуры маленькие, их можно взять в руки и рассмотреть)

- Скажите, из какого материала сделаны эти скульптуры? ( камень, металл, стекло, глина, дерево)

- Для чего делают скульптуры малых форм? (Для украшения комнаты, чтобы любоваться, чтобы подарить в подарок)

- Какие народные игрушки вы увидели на нашей выставке скульптур? (дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская, гжельская)

- Эти народные игрушки можно называть скульптурами? (да)

- Некоторые маленькие скульптуры скульптор изготавливает на станке и поэтому её называют – станковая. Скульптор делает эскиз, а на заводе уже запускают скульптуру в производство. У каждого завода есть свое клеймо, свой знак (показать клеймо завода) Скульптор на своей работе тоже оставляет свое клеймо (показать фамилию автора)

- Ребята, недавно мы с вами побывали в музее богородских мастеров и познакомились там с разными видами скульптур.

- Какое животное является символом богородской скульптуры? (медведь)

- Из какого дерева скульпторы делают свои произведения искусства? (из липы, ольхи и осины)

- Какие инструменты используют? (топор, стамески и ножи разные для резьбы по дереву)

Цель игры: развивать художественный вкус, умение двигаться, снять зажатость.

- Что нового сегодня узнали?

- Что запомнилось больше всего?

hello_html_m2a4fcdfd.jpg

Памятник выпускникам 1941 года.

hello_html_m1ad2d9a2.jpg

Памятник М. Пришвину

hello_html_m752918.jpg

Памятник преподобному Сергию Радонежскому, основателю Троицкого монастыря.

hello_html_80a3a68.jpg

Мемориал славы погибшим в годы Великой Отечественной Войны

Область - познание , художес твенно творчес кая дея тельность.

Выявить представл ения д етей о своем наст оящем, прошлом и будущем.

Расширять представлени я детей о скульптуре как о виде изо - искусства , понимать назначени е

Учить детей лепить ску льптуру собаки, во врем я работы пользоваться игрушкой в качестве натуры .

Передавать строение фигуры собаки удлиненно е по горизонтали тулови ще ,округлая голова ,

передние и задни е лапы , вытянутая м ордочка , уш и.

Воспитывать б ережное отношен ие к живо тным ,аккуратн ость в работ е.

Развивать тв орчество , мелкую м оторику паль цев рук.

Ввести в пас сивный с ловарь слова : предки, п отомки, п ервобытные лю ди. Активн ый словарь :

Побуждать де тей отвечат ь на вопросы полным предложени ем.

Предварительная подготовка : беседа о скульптуре , рассматривани е иллюстрац ий скульптур

Оборудование : видеокассета, дворцы, фонтаны, фей верки Генделя, а удиокасс ета, салфетки ,

8.С.М.Вайнерман , А.С Большев «Сенсорно е развитие дошкольн иков на занятиях по

- Ребята ,сегодн я необычный день и я хочу вас пр игласить в путешеств ие во времени.

- Знаете ли вы , что такое время? (да, это часы ,буд ильник)

- Слышали ли вы , ч то время бывае т прошло е , настоящие , будущее ? (да)

Читайте также: