Русская народная сказка бабушка внучка да курочка конспект занятия
Обновлено: 04.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
«Фистиваль открытых занятий
Конспект НОД по восприятию художественной литературы с использованием потехнологии продуктивного чтения-слушания в с редней группе
Подготовила: воспитатель первой
Горянина Екатерина Александровна
Образовательная область : речевое развитие.
Формы образовательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Образовательные з адачи:
- П родолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль ;
- Ф ормировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения ;
- П обуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме ;
- Ф ормировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к геро ям сказки.
- Р азвивать речевое внимание (внимательно слушать сказку), развивать любознательность, память и мышление
- Развивать речь, умение действовать согласованно.
- В оспитывать умение слушать друг друга, интерес к книге, познавательную активность , отрицательное отношение к трусости.
Методы: наглядный, словесный, демонстрационная форма организации детей.
Оборудование: мультимедийное оборудование, иллюстрации, текст сказки, музыкальное сопровождение.
Применяемая технология: технология продуктивного чтения – слушания
Технологическая карта НОД
Деятельность педагога (взрослого)
Дети стоят в кругу. Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро продлится до вечера! - Давайте друг другу улыбнёмся!
Работа с текстом до чтения-Знакомство с сказкой Рассматривание иллюстрации.
Работа с текстом во время чтения.
Работа с текстом после чтения.
- Какую сказку мы сегодня с вами прочитали? - О чем была эта сказка? (о трусости) - П онравилась вам сказка? Чем? - С какой поговоркой вы познакомились? - Чему учит эта сказка? (что не надо бояться) высмеивает трусость, быть смелыми)
Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию.
Приложение №1
Завершающее 2-ю четверть, занятие № 16 в 1 классе.
Длительность занятия – 35-45 мин.
Автор: Евсевская Наталия Валентиновна,
педагог ГБОУ СОШ 541 Курортного района
Санкт-Петербурга , Сестрорецк 2016
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание гражданственности и патриотизма.
- Закреплять умение пересказа по картинкам.
- Развивать умение раскрашивать аккуратно, не заходя за контуры рисунка.
- прививать интерес и внимание к сказкам; побуждать детей к пересказу знакомой сказки;
- развивать познавательную активность детей, образное мышление, речь, память;
- прививать навыки коммуникативного общения.
Личностными результатами являются • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок, к их поступкам.
Мета предметными результатами
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией сказки;
- подробно пересказывать небольшие тексты.
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
• оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
• учиться работать в группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения является формирование следующих умений :
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный пересказ по картинкам;
Материалы для занятия
Приложение 1. – 10 шт. раскраски по разным рус. народ. сказкам;
Для раскрашивания раздаются листики-раскраски оба приложения одновременно - приложение 1 и 2. Если детей мало необходимо приложение 1 дать раскрасить детям заранее, или использовать не все, а только часть. Главное, чтобы все дети были заняты раскрашиванием.
Приложение 3 –а. –лист с пословицами целиком вывешивается на доску, в начале занятия.
Приложение 3-б. – Заранее разрезать, наклеить на картон (начало пословицы – зелёный цвет, конец пословицы - жёлтый цвет)
Приложение 4. – Заранее разрезать на 5 отрывков.
Оформление доски . Визуально она разделена на три части –
центральная часть больше и две небольшие по бокам.
пункт 2) - если Приложение 1. было раскрашено заранее, то учитель вывешивает его, пока дети раскрашивают Приложение 2 в правой половинке доски сверху вниз столбиком. Либо по завершению раскрашивания картинки (только Приложение 1 ) занимают своё место на доске.
- Вы знаете, что такое пословица? (Это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт).
Как вы понимаете эти пословицы? Подойдите к доске и прочитайте их. Когда будете готовы отвечать сядьте на место и поднимите руку, от команды по три пословицы.
- Узнай сказку по отрывку. (Учитель раздаёт отрывки детям из Приложения 4) Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки, и скажите, как она называется, о чём она. Ребёнок читает свой отрывок выразительно. А затем ребята поднимают руку, если готовы ответить.
1. ("У страха глаза велики")
Возрастная группа детей подготовительная группа.
Цель: Создать условия для обучения детей пересказу.
Задачи: Совершенствовать умение передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений. Закрепить знания образования степеней сравнения прилагательных и наречий разными способами и подбирать синонимы и антонимы к заданным словам.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.
Форма организации детей: групповая.
Предварительная работа: Чтение произведений животных. Заучивание стихов, Рисование, Проведение «Дидактических игр, Лексических и грамматических упражнений
Методы и приё мы: Чтение, Повторное чтение, Вопросы, Художественное слово, Лексические и грамматические вопросы, Хоровые и индивидуальные приёмы, Анализ детских рассказов.
Ход НОД:
1 часть – вводная.
Цель: Создать условия для обучения детей пересказу.
Создание образовательной ситуации:
Коза, козлята, волк, кузнец, съел
Дед, баба, яичко, курочка, мышка
Лиса, заяц, избушка ледяная, избушка лубяная, собака, медведь, бык, петух
-правильно, «Лиса и заяц).
- Молодцы! А сейчас навострите ушки и слушайте внимательно!.
Детям предлагается построиться в круг.
Мотивация детей на предстоящую деятельность:
Ребята, представьте, что вы хмуритесь, как осенняя тучка
- А сейчас вы - человек, который сердится, изобразите это как?
- А теперь улыбнитесь, как улыбается солнышко
- Покажите, как пугается заяц, увидевший волка.
-Вы широко раскрыли глаза, некоторые открыли рот. Точно, видно, что заяц испугался.
- Ребята, а что такое страх?
-правильно, страх - это когда кто-то чего-то боится.
- А чего можно испугаться?
-правильно, темноты, чужого человека, грома, сказочного существа и т. п.
- А я знаю "прогонялку", с помощью, которой можно прогнать страх.
"Страх, страшок, страшилка.
Брысь, брысь, брысь!
В смех, смешок, смешинку
-давайте повторим прогонялку.
2 часть - основная2 часть – основная.
Цель: Совершенствовать умение передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений.
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми:
- Ребята, были ли у вас такие случаи, когда вы испугались того, чего можно было бы и не бояться, чего на самом деле и не было?
- Я вас хочу познакомить со сказкой, где с главными героями случилась именно такая история, где они испугались того, чего бояться не надо было.
-давайте сядем на стульчики. Ноги поставим вместе, руки положим на колени.
Уточнение знаний детей в процессе деятельности осуществляемой в тесном контакте с взрослым.
Слушайте, внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.
Русская народная сказка "у страх глаза велики"
Сказка У страха глаза велики
На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвастушка да мышка-хлопотушка.
Бабушка со внучкой хозяйничали во всей избе, курочка - за печкой, а мышка - в норке.
Бабушка каждый день за водой ходила, и внучка воду носила, и курочка к себе за печку воду таскала, и мышка водицу добывала. У бабушки были вёдра большие, у внучки - поменьше, у курочки были ведёрки с огурчик, у мышки - ведёрочки с напёрсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка - из колоды, курочка - из лужицы, а мышка - из следа из поросячьего копытца.
Бабушка воду зачерпнёт, домой понесёт. А вёдра-то у неё трех-тре-ех! Вода из вёдер пле-ех, пле-ех! Да на землю ручейками. А внучка-то за бабушкой поторапливается. Ведёрки у неё трех-трех! Водица из ведёрок плех-плех, плех-плех! Да на землю струйками, струйками.
Курочка за внучкой спешит. Ведёрки у неё трех-трех-трех! Водичка-то на землю плех-плех-плех - ниточкой, ниточкой.
Мышка бежит, торопится. Ведёрочки-то у неё трех-трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-кап-кап - капелькой, капелькой.
Так-то они и носили воду.
А в сторонке, в зелёном садочке, под яблонькой зайка отдыхал да и задремал.
А на яблоньке, на длинной веточке, на коротеньком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть.
А тут налети и ветерок-непоседа. Яблоньку тряхнул, веточки качнул, а спелое яблочко с веточки бу-ух! Да зайке по носу!
Зайка спросонья вскочил, со страху ничего не видит, ничего не понимает.
- Ой, батюшки! Охотники! Стреляют! - Да бежать.
А на встречу ему шли бабушка с внучкой, с курочкой и с мышкой. Все с вёдрами, с коромыслами да с водичкой.
Зайка с перепугу, со всего разбегу, им прямо под ноги! Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спинку, мышку лапкой прижал да и был таков!
А у наших водоносов вёдра раскатились, вода разлилась, коромысла в сторону отлетели. Шу-му-то, грому со страху они никак не опомнятся! Насилу поднялись да домой бежать!
Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.
Бабушка сидит на лавке, со страху-то у неё в голове помутилось. Никак она не поймёт, что за зверь такой ей под ноги шарахнулся.
- Не иначе как медведище! И как я ещё, старая, жива-то осталась!
Внучка у неё за спиной в голос плачет:
Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то что свечки горят! Зубами щёлкает, а хвост-то какой! Я думала он съест меня!
Так-то вот мои детушки. С той поры, с того времечка и говорят люди добрые
Сказка У страха глаза велики
На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвастушка да мышка-хлопотушка.
Бабушка со внучкой хозяйничали во всей избе, курочка - за печкой, а мышка - в норке.
Бабушка каждый день за водой ходила, и внучка воду носила, и курочка к себе за печку воду таскала, и мышка водицу добывала. У бабушки были вёдра большие, у внучки - поменьше, у курочки были ведёрки с огурчик, у мышки - ведёрочки с напёрсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка - из колоды, курочка - из лужицы, а мышка - из следа из поросячьего копытца.
Бабушка воду зачерпнёт, домой понесёт. А вёдра-то у неё трех-тре-ех! Вода из вёдер пле-ех, пле-ех! Да на землю ручейками. А внучка-то за бабушкой поторапливается. Ведёрки у неё трех-трех! Водица из ведёрок плех-плех, плех-плех! Да на землю струйками, струйками.
Курочка за внучкой спешит. Ведёрки у неё трех-трех-трех! Водичка-то на землю плех-плех-плех - ниточкой, ниточкой.
Мышка бежит, торопится. Ведёрочки-то у неё трех-трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-кап-кап - капелькой, капелькой.
Так-то они и носили воду.
А в сторонке, в зелёном садочке, под яблонькой зайка отдыхал да и задремал.
А на яблоньке, на длинной веточке, на коротеньком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть.
А тут налети и ветерок-непоседа. Яблоньку тряхнул, веточки качнул, а спелое яблочко с веточки бу-ух! Да зайке по носу!
Зайка спросонья вскочил, со страху ничего не видит, ничего не понимает.
- Ой, батюшки! Охотники! Стреляют! - Да бежать.
А на встречу ему шли бабушка с внучкой, с курочкой и с мышкой. Все с вёдрами, с коромыслами да с водичкой.
Зайка с перепугу, со всего разбегу, им прямо под ноги! Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спинку, мышку лапкой прижал да и был таков!
А у наших водоносов вёдра раскатились, вода разлилась, коромысла в сторону отлетели. Шу-му-то, грому со страху они никак не опомнятся! Насилу поднялись да домой бежать!
Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.
Бабушка сидит на лавке, со страху-то у неё в голове помутилось. Никак она не поймёт, что за зверь такой ей под ноги шарахнулся.
- Не иначе как медведище! И как я ещё, старая, жива-то осталась!
Внучка у неё за спиной в голос плачет:
Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то что свечки горят! Зубами щёлкает, а хвост-то какой! Я думала он съест меня!
Так-то вот мои детушки. С той поры, с того времечка и говорят люди добрые
-почему это произведение называется сказкой?
-правильно. Курочка и мышка не могут воду носить в ведрах.
-как называется сказка?
-правильно, у страха, глаза велики.
-правильно, от испуга героям показалось то чего нет.
-о чем рассказывается в этой сказке?
-правильно, как бабушка, внучка, курочка и мышка пошли за водой, а зайчик спал под деревом. На зайчика упало яблоко, он с испугу побежал и сбил с ног бабушку, внучку, курочку и мышку.
-вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка?
- Как вы думаете, почему они так названы?
-правильно, потому что они воду несли.
- От каких двух слов образовалось это слово?
-правильно, воду - носить.
-какие у них были ведра?
- воспитатель выставляет модели и голосом выделяет: у бабушке - большие (басом, у внучки - поменьше (обычным голосом, у курочки - ещё меньше (тонким голосом, у мышки - маленькое, малюсенькое (писк)
- с чем сравнивали вё дра: у курочки - с огурчиком; у мышки - с наперсточек.
- Откуда брали воду наши водоносы?
-правильно, бабушка из колодца; внучка из колоды (колода - это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой; курочка из лужицы; мышка из поросячьего копытца
- Когда несли воду, он как плескалась?
-правильно, у бабушке - тре-е-х, пле-е-х; у внучки - трех, плех; у курочки - трех-трех, плех-плех; у мышки - трех-трех-трех, плех-плех-плех
-какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке?
Правильно, бабушке - медведь, как она про него говорила с испуга - медведище; - а когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем? (медведюшка, мишенька)
внучке - волк страшный, как можно назвать большого сильного волка - волчище. А не очень большого, не сильного? (волчишка)
курочке - лиса; - как называем лису ласково? (лисичка, лисонька, лисичка-сестричка)
мышке - кот, котище, - а как ласково сказать про кота? (котик, котенька)
зайцу - четыре охотника, и все с собаками.
_ Что же на самом деле произошло?
-правильно, все герои сказки испугались, а сами даже не знали чего на самом деле.
- Какими словами заканчивается сказка?
-правильно, у страха глаза велики : чего нет, и то видят.
- Как вы понимаете эти слова?
- Как вы думаете, ребята, могли ли герои сказки, после того, что с ними случилось, посмеяться над собой?
-правильно, Да, они испугались, того, чего не надо было бояться.
-в сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать?
-какие они были? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые).
-подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые)
-что вам больше всего понравилось в сказке?
Физкультминутка "Мы в лесу".
Давайте встанем в круг,
У нас славная осанка.
Мы свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька трусишка,
И как серый волк-волчишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся. (Выполняется с движениями, 2-3 раза)
-я сейчас вам прочитаю еще раз сказку, и мы ее перескажем нашим гостям.
Этап осуществления самостоятельной работы детей:
- Ребята, когда будете пересказывать, не забудьте рассказать о водоносах. Куда они пошли, какие вёдра у них были, откуда набирали воду, затем как испугались и куда разбежались, кто почудился, и чем сказка закончилась.
-а в этом вам поможет модель последовательности сказки.
-кто хочет пересказать. (2 человека)
-а теперь мы покажем спектакль для гостей.
-возьмите каждый себе по маске, кто кем хочет быть.
Ведущий начинает рассказывать сказку, а вы все внимательно слушайте. Каждый из персонажей должен сказать свои слова так, что бы мы поняли, как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка.
-чей пересказ вам больше всего понравился и почему.
-Кто сумел передать чувство страха?
-Чему же нас учит сказка? (ответы детей)
3 часть – заключительная.
Цель: Создать у детей радостное настроение от хорошо выполненной работы.
Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка деятельности детей. :
С какой сказкой мы познакомились?
- Что помогло вам запомнить сказку?
- Что понравилось на занятии?
- Кто считает, что он справился сегодня с пересказом сказки?
- Что было трудным?
Плавный вывод детей из НОД в самостоятельную деятельность:
А теперь давайте сядем и нарисуем картинки к сказке для организации выставки в группе.
Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников
Адыгский орнамент в декоративно-прикладном искусстве
Адыгский орнамент в декоративно-прикладном искусстве Цель: познакомить детей с национальным декоративным искусством адыгского народа. Задачи: создать условия для ознакомления детей с орнаментным творчеством; сформировать.
Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с…
Использование мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста
Использование мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста Как известно одним из главных новообразований раннего возраста, несомненно, является речь. Речь - это.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности «Край родной, то солнечный, то вьюжный, Мудростью силён и красотой – Пояс гор.
Совместный праздник здоровья для детей и их родителей «Путешествие в…
Читайте также: