Русская народная сказка бабушка внучка да курочка конспект занятия

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«Фистиваль открытых занятий

Конспект НОД по восприятию художественной литературы с использованием потехнологии продуктивного чтения-слушания в с редней группе

Подготовила: воспитатель первой

Горянина Екатерина Александровна

Образовательная область : речевое развитие.

Формы образовательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Образовательные з адачи:

- П родолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль ;

- Ф ормировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения ;

- П обуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме ;

- Ф ормировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к геро ям сказки.

- Р азвивать речевое внимание (внимательно слушать сказку), развивать любознательность, память и мышление

- Развивать речь, умение действовать согласованно.

- В оспитывать умение слушать друг друга, интерес к книге, познавательную активность , отрицательное отношение к трусости.

Методы: наглядный, словесный, демонстрационная форма организации детей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, иллюстрации, текст сказки, музыкальное сопровождение.

Применяемая технология: технология продуктивного чтения – слушания

Технологическая карта НОД

Деятельность педагога (взрослого)

Дети стоят в кругу. Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро продлится до вечера! - Давайте друг другу улыбнёмся!

Работа с текстом до чтения-Знакомство с сказкой Рассматривание иллюстрации.

Работа с текстом во время чтения.

Работа с текстом после чтения.

- Какую сказку мы сегодня с вами прочитали? - О чем была эта сказка? (о трусости) - П онравилась вам сказка? Чем? - С какой поговоркой вы познакомились? - Чему учит эта сказка? (что не надо бояться) высмеивает трусость, быть смелыми)

Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию.

Приложение №1

Завершающее 2-ю четверть, занятие № 16 в 1 классе.

Длительность занятия – 35-45 мин.

Автор: Евсевская Наталия Валентиновна,

педагог ГБОУ СОШ 541 Курортного района

Санкт-Петербурга , Сестрорецк 2016

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  • Воспитание гражданственности и патриотизма.
  • Закреплять умение пересказа по картинкам.
  • Развивать умение раскрашивать аккуратно, не заходя за контуры рисунка.
  • прививать интерес и внимание к сказкам; побуждать детей к пересказу знакомой сказки;
  • развивать познавательную активность детей, образное мышление, речь, память;
  • прививать навыки коммуникативного общения.

Личностными результатами являются • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

• высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок, к их поступкам.

Мета предметными результатами

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией сказки;
  • подробно пересказывать небольшие тексты.
  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

• оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

• слушать и понимать речь других;

• выразительно читать и пересказывать текст;

• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

• учиться работать в группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения является формирование следующих умений :

  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный пересказ по картинкам;

Материалы для занятия

Приложение 1. – 10 шт. раскраски по разным рус. народ. сказкам;

Для раскрашивания раздаются листики-раскраски оба приложения одновременно - приложение 1 и 2. Если детей мало необходимо приложение 1 дать раскрасить детям заранее, или использовать не все, а только часть. Главное, чтобы все дети были заняты раскрашиванием.

Приложение 3 –а. –лист с пословицами целиком вывешивается на доску, в начале занятия.

Приложение 3-б. – Заранее разрезать, наклеить на картон (начало пословицы – зелёный цвет, конец пословицы - жёлтый цвет)

Приложение 4. – Заранее разрезать на 5 отрывков.

Оформление доски . Визуально она разделена на три части –

центральная часть больше и две небольшие по бокам.

пункт 2) - если Приложение 1. было раскрашено заранее, то учитель вывешивает его, пока дети раскрашивают Приложение 2 в правой половинке доски сверху вниз столбиком. Либо по завершению раскрашивания картинки (только Приложение 1 ) занимают своё место на доске.

  1. Вы знаете, что такое пословица? (Это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт).

Как вы понимаете эти пословицы? Подойдите к доске и прочитайте их. Когда будете готовы отвечать сядьте на место и поднимите руку, от команды по три пословицы.

  1. Узнай сказку по отрывку. (Учитель раздаёт отрывки детям из Приложения 4) Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки, и скажите, как она называется, о чём она. Ребёнок читает свой отрывок выразительно. А затем ребята поднимают руку, если готовы ответить.

1. ("У страха глаза велики")

Возрастная группа детей подготовительная группа.

Цель: Создать условия для обучения детей пересказу.

Задачи: Совершенствовать умение передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений. Закрепить знания образования степеней сравнения прилагательных и наречий разными способами и подбирать синонимы и антонимы к заданным словам.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Форма организации детей: групповая.

Предварительная работа: Чтение произведений животных. Заучивание стихов, Рисование, Проведение «Дидактических игр, Лексических и грамматических упражнений

Методы и приё мы: Чтение, Повторное чтение, Вопросы, Художественное слово, Лексические и грамматические вопросы, Хоровые и индивидуальные приёмы, Анализ детских рассказов.

Ход НОД:

1 часть – вводная.

Цель: Создать условия для обучения детей пересказу.

Создание образовательной ситуации:

Коза, козлята, волк, кузнец, съел

Дед, баба, яичко, курочка, мышка

Лиса, заяц, избушка ледяная, избушка лубяная, собака, медведь, бык, петух

-правильно, «Лиса и заяц).

- Молодцы! А сейчас навострите ушки и слушайте внимательно!.

Детям предлагается построиться в круг.

Мотивация детей на предстоящую деятельность:

Ребята, представьте, что вы хмуритесь, как осенняя тучка

- А сейчас вы - человек, который сердится, изобразите это как?

- А теперь улыбнитесь, как улыбается солнышко

- Покажите, как пугается заяц, увидевший волка.

-Вы широко раскрыли глаза, некоторые открыли рот. Точно, видно, что заяц испугался.

- Ребята, а что такое страх?

-правильно, страх - это когда кто-то чего-то боится.

- А чего можно испугаться?

-правильно, темноты, чужого человека, грома, сказочного существа и т. п.

- А я знаю "прогонялку", с помощью, которой можно прогнать страх.

"Страх, страшок, страшилка.

Брысь, брысь, брысь!

В смех, смешок, смешинку

-давайте повторим прогонялку.

2 часть - основная2 часть – основная.

Цель: Совершенствовать умение передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми:

- Ребята, были ли у вас такие случаи, когда вы испугались того, чего можно было бы и не бояться, чего на самом деле и не было?

- Я вас хочу познакомить со сказкой, где с главными героями случилась именно такая история, где они испугались того, чего бояться не надо было.

-давайте сядем на стульчики. Ноги поставим вместе, руки положим на колени.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности осуществляемой в тесном контакте с взрослым.

Слушайте, внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.

Русская народная сказка "у страх глаза велики"

Сказка У страха глаза велики

На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвастушка да мышка-хлопотушка.

Бабушка со внучкой хозяйничали во всей избе, курочка - за печкой, а мышка - в норке.

Бабушка каждый день за водой ходила, и внучка воду носила, и курочка к себе за печку воду таскала, и мышка водицу добывала. У бабушки были вёдра большие, у внучки - поменьше, у курочки были ведёрки с огурчик, у мышки - ведёрочки с напёрсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка - из колоды, курочка - из лужицы, а мышка - из следа из поросячьего копытца.

Бабушка воду зачерпнёт, домой понесёт. А вёдра-то у неё трех-тре-ех! Вода из вёдер пле-ех, пле-ех! Да на землю ручейками. А внучка-то за бабушкой поторапливается. Ведёрки у неё трех-трех! Водица из ведёрок плех-плех, плех-плех! Да на землю струйками, струйками.

Курочка за внучкой спешит. Ведёрки у неё трех-трех-трех! Водичка-то на землю плех-плех-плех - ниточкой, ниточкой.

Мышка бежит, торопится. Ведёрочки-то у неё трех-трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-кап-кап - капелькой, капелькой.

Так-то они и носили воду.

А в сторонке, в зелёном садочке, под яблонькой зайка отдыхал да и задремал.

А на яблоньке, на длинной веточке, на коротеньком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть.

А тут налети и ветерок-непоседа. Яблоньку тряхнул, веточки качнул, а спелое яблочко с веточки бу-ух! Да зайке по носу!

Зайка спросонья вскочил, со страху ничего не видит, ничего не понимает.

- Ой, батюшки! Охотники! Стреляют! - Да бежать.

А на встречу ему шли бабушка с внучкой, с курочкой и с мышкой. Все с вёдрами, с коромыслами да с водичкой.

Зайка с перепугу, со всего разбегу, им прямо под ноги! Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спинку, мышку лапкой прижал да и был таков!

А у наших водоносов вёдра раскатились, вода разлилась, коромысла в сторону отлетели. Шу-му-то, грому со страху они никак не опомнятся! Насилу поднялись да домой бежать!

Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.

Бабушка сидит на лавке, со страху-то у неё в голове помутилось. Никак она не поймёт, что за зверь такой ей под ноги шарахнулся.

- Не иначе как медведище! И как я ещё, старая, жива-то осталась!

Внучка у неё за спиной в голос плачет:

Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то что свечки горят! Зубами щёлкает, а хвост-то какой! Я думала он съест меня!

Так-то вот мои детушки. С той поры, с того времечка и говорят люди добрые

Сказка У страха глаза велики

На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвастушка да мышка-хлопотушка.

Бабушка со внучкой хозяйничали во всей избе, курочка - за печкой, а мышка - в норке.

Бабушка каждый день за водой ходила, и внучка воду носила, и курочка к себе за печку воду таскала, и мышка водицу добывала. У бабушки были вёдра большие, у внучки - поменьше, у курочки были ведёрки с огурчик, у мышки - ведёрочки с напёрсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка - из колоды, курочка - из лужицы, а мышка - из следа из поросячьего копытца.

Бабушка воду зачерпнёт, домой понесёт. А вёдра-то у неё трех-тре-ех! Вода из вёдер пле-ех, пле-ех! Да на землю ручейками. А внучка-то за бабушкой поторапливается. Ведёрки у неё трех-трех! Водица из ведёрок плех-плех, плех-плех! Да на землю струйками, струйками.

Курочка за внучкой спешит. Ведёрки у неё трех-трех-трех! Водичка-то на землю плех-плех-плех - ниточкой, ниточкой.

Мышка бежит, торопится. Ведёрочки-то у неё трех-трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-кап-кап - капелькой, капелькой.

Так-то они и носили воду.

А в сторонке, в зелёном садочке, под яблонькой зайка отдыхал да и задремал.

А на яблоньке, на длинной веточке, на коротеньком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть.

А тут налети и ветерок-непоседа. Яблоньку тряхнул, веточки качнул, а спелое яблочко с веточки бу-ух! Да зайке по носу!

Зайка спросонья вскочил, со страху ничего не видит, ничего не понимает.

- Ой, батюшки! Охотники! Стреляют! - Да бежать.

А на встречу ему шли бабушка с внучкой, с курочкой и с мышкой. Все с вёдрами, с коромыслами да с водичкой.

Зайка с перепугу, со всего разбегу, им прямо под ноги! Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спинку, мышку лапкой прижал да и был таков!

А у наших водоносов вёдра раскатились, вода разлилась, коромысла в сторону отлетели. Шу-му-то, грому со страху они никак не опомнятся! Насилу поднялись да домой бежать!

Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.

Бабушка сидит на лавке, со страху-то у неё в голове помутилось. Никак она не поймёт, что за зверь такой ей под ноги шарахнулся.

- Не иначе как медведище! И как я ещё, старая, жива-то осталась!

Внучка у неё за спиной в голос плачет:

Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то что свечки горят! Зубами щёлкает, а хвост-то какой! Я думала он съест меня!

Так-то вот мои детушки. С той поры, с того времечка и говорят люди добрые

-почему это произведение называется сказкой?

-правильно. Курочка и мышка не могут воду носить в ведрах.

-как называется сказка?

-правильно, у страха, глаза велики.

-правильно, от испуга героям показалось то чего нет.

-о чем рассказывается в этой сказке?

-правильно, как бабушка, внучка, курочка и мышка пошли за водой, а зайчик спал под деревом. На зайчика упало яблоко, он с испугу побежал и сбил с ног бабушку, внучку, курочку и мышку.

-вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка?

- Как вы думаете, почему они так названы?

-правильно, потому что они воду несли.

- От каких двух слов образовалось это слово?

-правильно, воду - носить.

-какие у них были ведра?

- воспитатель выставляет модели и голосом выделяет: у бабушке - большие (басом, у внучки - поменьше (обычным голосом, у курочки - ещё меньше (тонким голосом, у мышки - маленькое, малюсенькое (писк)

- с чем сравнивали вё дра: у курочки - с огурчиком; у мышки - с наперсточек.

- Откуда брали воду наши водоносы?

-правильно, бабушка из колодца; внучка из колоды (колода - это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой; курочка из лужицы; мышка из поросячьего копытца

- Когда несли воду, он как плескалась?

-правильно, у бабушке - тре-е-х, пле-е-х; у внучки - трех, плех; у курочки - трех-трех, плех-плех; у мышки - трех-трех-трех, плех-плех-плех

-какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке?

Правильно, бабушке - медведь, как она про него говорила с испуга - медведище; - а когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем? (медведюшка, мишенька)

внучке - волк страшный, как можно назвать большого сильного волка - волчище. А не очень большого, не сильного? (волчишка)

курочке - лиса; - как называем лису ласково? (лисичка, лисонька, лисичка-сестричка)

мышке - кот, котище, - а как ласково сказать про кота? (котик, котенька)

зайцу - четыре охотника, и все с собаками.

_ Что же на самом деле произошло?

-правильно, все герои сказки испугались, а сами даже не знали чего на самом деле.

- Какими словами заканчивается сказка?

-правильно, у страха глаза велики : чего нет, и то видят.

- Как вы понимаете эти слова?

- Как вы думаете, ребята, могли ли герои сказки, после того, что с ними случилось, посмеяться над собой?

-правильно, Да, они испугались, того, чего не надо было бояться.

-в сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать?

-какие они были? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые).

-подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые)

-что вам больше всего понравилось в сказке?

Физкультминутка "Мы в лесу".

Давайте встанем в круг,

У нас славная осанка.

Мы свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька трусишка,

И как серый волк-волчишка.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся. (Выполняется с движениями, 2-3 раза)

-я сейчас вам прочитаю еще раз сказку, и мы ее перескажем нашим гостям.

Этап осуществления самостоятельной работы детей:

- Ребята, когда будете пересказывать, не забудьте рассказать о водоносах. Куда они пошли, какие вёдра у них были, откуда набирали воду, затем как испугались и куда разбежались, кто почудился, и чем сказка закончилась.

-а в этом вам поможет модель последовательности сказки.

-кто хочет пересказать. (2 человека)

-а теперь мы покажем спектакль для гостей.

-возьмите каждый себе по маске, кто кем хочет быть.

Ведущий начинает рассказывать сказку, а вы все внимательно слушайте. Каждый из персонажей должен сказать свои слова так, что бы мы поняли, как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка.

-чей пересказ вам больше всего понравился и почему.

-Кто сумел передать чувство страха?

-Чему же нас учит сказка? (ответы детей)

3 часть – заключительная.

Цель: Создать у детей радостное настроение от хорошо выполненной работы.

Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка деятельности детей. :

С какой сказкой мы познакомились?

- Что помогло вам запомнить сказку?

- Что понравилось на занятии?

- Кто считает, что он справился сегодня с пересказом сказки?

- Что было трудным?

Плавный вывод детей из НОД в самостоятельную деятельность:

А теперь давайте сядем и нарисуем картинки к сказке для организации выставки в группе.

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников

Адыгский орнамент в декоративно-прикладном искусстве

Адыгский орнамент в декоративно-прикладном искусстве Цель: познакомить детей с национальным декоративным искусством адыгского народа. Задачи: создать условия для ознакомления детей с орнаментным творчеством; сформировать.

Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с…

Использование мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста


Использование мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста Как известно одним из главных новообразований раннего возраста, несомненно, является речь. Речь - это.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности


Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности «Край родной, то солнечный, то вьюжный, Мудростью силён и красотой – Пояс гор.

Совместный праздник здоровья для детей и их родителей «Путешествие в…


Читайте также: