Русская культура второй половины 13 15 веков конспект

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока: развитие интереса к истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям.

  1. Проверить и получить знаниями о культуре Руси II половины XIIIв – XV вв.
  2. Формировать коммуникативные навыки, умения работать в группе, развивать чувства гордости за Русскую землю, за наших предков, развивать воображение.
  3. Воспитывать умение давать объективную самооценку.
    фотографии берестяных грамот, азбуки на деревянной дощечке;
  1. репродукции икон Андрея Рублева и Феофана Грека;
  2. фотографии церквей и соборов;
  3. рисунки учащихся;
  4. деревянная посуда, глиняные кувшины, крынки, миски;
  5. тряпичная кукла Петрушка, вышитые полотенца.
  1. Краткая характеристика особенностей русской культуры данного периода.
  2. Устное народное творчество.
  3. Письменные памятники культуры.
  4. Архитектура.
  5. Живопись (и ремесленные ювелирные изделия)
  6. Жизнь и быт людей.

Последовательность отдельных этапов урока:

1. Урок начинается со вступления.

Ребята, сегодня нам с вами предстоит познакомиться с культурой Древней Руси II половины XIII-XV вв., выявить основные особенности развития русской культуры этого периода.

Но прежде вспомним о развитии культуры X – XIII вв., какие события в истории России происходят к XIII – XV вв.?

- татаро-монгольское нашествие
- битва на реке Калке
- раздробленность Руси и т.д.

Как вы думаете, эти события, могли ли повлиять на развитие русской культуры? Каким образом?

Да, нашествие татаро-монгольское нашествие на Русь имело катастрофические последствия для ее экономики и культуры. Полное разорение, разрушение городов, храмов, истребление значительной части населения, потеря ремесел, установление жесткого, жестокого золотоордынского ига на два с половиной столетия, частые набеги, дань – все это создало крайне неблагоприятные условия для восстановления, развития культуры. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесел вообще исчезли. На полвека прекратилось каменное строительство (из-за отсутствия материальных средств и мастеров-строителей), оказались утраченными основные виды используемой ранее строительной техники, поэтому здания были так недолговечны. Деревянное зодчество погибло в огне. В огне погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание, живопись, прикладное искусство.

Но культура Руси сохранила свой национальный облик. Монголо-татары не обогатили ее, их влияние было весьма незначительным и ограничилось лишь заимствованием некоторого количества восточных слов, отдельных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды феодальных верхов.

-Ребята, как вы думаете, сохранилась ли древняя русская культура? Где? Почему? ( Новгород, Псков, т.к. трудно было добраться до этих мест.)

Новгородская и Псковская земля стали центрами возрождения русской культуры. Сюда стекается население из южных, всех центральных регионов России. Здесь сохраняются старые традиции русской культуры, сохраняются многие ремесла.

Монголо-татарское нашествие способствовало углублению феодальной раздробленности, т.к. поощряется и разжигается борьба русских князей. Это обособляло местные культуры и усиливало в них локальные особенности. Однако в княжествах были силы, стремившиеся к ликвидации феодальной раздробленности, государственному единству. Их настроение и активная борьба получили отражение в памятниках культуры. Постепенно все отчетливее появляется тенденция к объединению земель. Идея единства Руси и борьба с иноземным игом становится одной из ведущих в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи и архитектуры.

Для культуры этого времени характерна так же идея неразрывной связи Руси 14-15 вв. с Киевской и Владимиро-Суздальской Русью.

В пределах рассматриваемого периода можно выделить 2 этапа историко-культурного процесса:

1 этап: приблизительно до середины XIV столетия происходит значительный упадок в различных сферах культуры, прерваны внешние связи культуры, только Псков и Новгород сохраняют старые традиции.

2 этап: II половина XIV – XV вв. – подъем русской культуры, обусловлена успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над захватчиками – важная роль Москвы в объединении русских земель, как культурного центра – влияние южнославянской культуры на литературу.

Сейчас нам предстоит экскурсия по памятникам культуры Руси второй половины XIII – XV вв., в ходе которой мы познакомимся с творчеством того времени.

/материал экскурсии готовится заранее/

1 зал. Зал, устного народного творчества.

Перед нами экскурсовод, он расскажет об устном народном творчестве:

Экскурсовод одет в одежду старца, в руках гусли (возможен вариант использование посоха)

Экскурсовод: Я вижу много красных девиц и юных воинов, которым поведаю разные сказания о земле Русской, о богатырях-молодцах, о их подвигах против ворога русского, чужеземных захватчиков.

- жанр исторической песни.
- былины. ( Владимир Красное Солнышко, Василий Буслаев, Садко )

Исторические песни, посвященные времени монголо-татарского ига ( “Князь Роман и Марья Юрьевна”, “Авдотья- Рязаночка”, “Девушка спасается от татар”, “Мать встречает дочь в татарском плену”, песни о девушках-полонянках), раскрывают в поэтической форме глубокий драматизм положения народа в условиях опустошительных нападений врага, благородство и мужество простых людей, отстаивающих честь и свободу. Образ страдающей под тяжким игом Русской земли воплощается чаще всего в образе чистой и стойкой духом красавицы-невесты, похищаемой злым врагом и попадающей в ненавистный плен.

Ряд сказаний и песен возник в связи с Куликовской битвой. В одной из песен говорится о богатыре Сухмане, побившем врагов и истекшем кровью на берегу Непры-реки – по- видимому, Непрядвы. Народно- поэтическая основа видна и в рассказе “Сказание о Мамаевом побоище” о поединке богатырей в начале битвы – русского монаха Пересвета с ордынцами.

Особый цикл песен и повестей был связан с Великим Новгородом и среди них- знаменитые былины о Василии Буслаеве, Садко. В новгородских былинах отразились богатство и могущество Великого Новгорода, его внутреннее устройство, смелые и сильные образы новгородцев.

Далее возможно краткое изложение былин.

2 зал. Следующий экскурсовод знакомит с развитием письма на Руси, используя фотографии берестяных грамот.

Экскурсовод: Перед нами Новгородские берестяные грамоты.

Более 600 берестяных грамот было найдено при раскопках в Новгороде. Они содержат повседневную переписку новгородцев, раскрывая самые разные стороны жизни. Многие грамоты посвящены хозяйственным вопросам: “Поклон от Михаила к господину своему Тимофею. Земля готова, нужны семена. Пришли, господин, человека, а мы не смеем брать рожь без твоего слова”,- это писал, вероятно, приказчик своему господину. Есть грамоты, фиксирующие повинности крестьян. “На Терехе и на Лутьяне рубль. И на их внучате, на Микифоре на Григорь 4 гривне”. Некий “раб божий Селивестр”, очевидно, ростовщик, перечислил своих должников: “У Лунька полтина. У Захарья полтина… У Бориска полутора рубля… Есть грамоты о покупке земель, о торговле, о военных походах. Есть грамоты связанные с деятельностью новгородского посадника Юрия Онцифоровича и его сына Михаила, найденные в том месте, где в XV в. стоял один из каменных домов в Новгороде. Много грамот посвящено бытовым делам. Борис сообщает жене Настасье о том, что задерживается по делам и просит выслать ему рубашку. Одна из грамот содержит брачное предложение.

Найдена и деревянная дощечка с азбукой, по которой учили новгородских ребятишек читать и писать пять-шесть столетий тому назад.

Стены новгородских и псковских церквей покрыты многочисленными надписями, процарапанными на камне и очевидно похожими на письмо берестяных грамот. Люди верили, что надпись, начертанная на стене храма, поможет им или будет иметь силу клятвы: “Господи, помози рабу своему…”

На одном из внутренних столбов церкви на Нередице отчетливо видна запись какой-то женщины, фиксировавшая взятый долг: “ на Лукин день взяла проску и пшеницю”. Такие надписи принадлежали, конечно, простым людям и являются свидетельством их грамотности.

Значительно большее, чем прежде, развитие получила в XIV-XV вв.письменная документация, летописи, различные книги, которые писались на пергаменте и на бумаге. Пергамент был не только дорог, но и быстро писать было сложно, поэтому, спрос на бумагу возрастал. Бумага позволяла быстро писать, увеличивая выпуск книг. На Русь бумагу доставляли из Италии, Франции, немецких земель. Листы бумаги разрезались и склеивались в виде длинных свитков, иногда в виде тетради из 4 листов. Из нескольких сшитых тетрадей делалась книга, которая заключалась в массивную кожаную или деревянную обложку, нередко богато украшенную серебряным с позолотой “окладами”, бархатом и т.п. Писали гусиными перьями. Чернила делались из железной ржавчины, дубовой коры, вишневого клея, кваса или кислых щей, меда, которые определенным образом смешивались, кипятились, выдерживались и давали вещество, удобное для письма и имевшее необходимую вязкость и блеск. В виде причудливых картинок изображались заглавные буквы начала текста. Часто применялся орнамент из изображений фантастических существ, а с XV в. получил распространение плетеный и растительный орнамент. Русские люди любили и ценили книгу, не жалели сил для ее украшения. Книга была драгоценностью не меньшей, чем ювелирные изделия.

3 зал. Следующий зал познакомит нас с архитектурой.

“Архитектура – это душа народа, застывшая в кармане” Н.М.Карамзин.

Здесь экскурсовод говорит о том, что во времена татаро-монгольского нашествия деревянное зодчество было сожжено, каменное – разрушено, утеряна технология, первые строения этого периода разваливались, но постепенно восстанавливается ремесло, начинается строительство городов, храмов, оборонительных сооружений. Наиболее ярко “душа народа”, ее особенность и величие проявилось в строительстве храмов. Древние традиции не прерывались

Экскурсовод рассказывает о них, используя картины.

Тверь стал первым городом Северо-Восточной Руси, где после нашествия снова начали каменное строительство (храм Спаса-Преображения в 1285-1290 гг.) Храм построен в стиле традиций владимиро-суздальского зодчества. Это был шестистолпный, крестово-купальный храм, украшенный белокаменными рельефами, медными дверями, майоликовым полом.

Новгород в XIV-XV вв.находится в период экономического и политического подъема.

Скажите, ребята, с чем это связано?

Церковь Николы на Липне близь Новгорода была построена в 1292 г. Она являлась как бы форпостом на пути к Новгороду. Сохранив традицию четырехстолпного одноглавого храма, новгородские зодчие внесли много нового в конструкцию. Покрытие было сделано трехлопастным (позднее переделано на четырехскатное), вместо трех аспид осталась одна в центре, опущенная до половины здания, не стало деления фасадов лопатками, и здание приобрело массивность и монолитность.

Во второй половине XIV в. в новгородском стиле появляется стремление к нарядному, декоративному убранству постройки. Это проявилось в церкви Спаса на Ильне, построенного в 1374 г. Здесь декоративная обработка фасадов и аспид еще более разнообразна и богата.

Своей красотой и строгостью поражает церковь Петра и Павла в Кожевниках. Новгород. 1406-1407 гг.

В Пскове в 1413 г. была построена Церковь Василия на Горке. Эта церковь представляла собой небольшие кубические постройки с одной главной, украшенной простыми поясками в виде треугольных и квадратных углублений.

Церковь Богоявления со звонницей на Запсковье, построенная в 1496 г.

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIV в. Сохранившимися памятниками того времени являются Успенский собор в Звенигороде (около 1400 г.), Собор Саввина-Сторожевского монастыря в Звенигороде (1405) и Троицкий собор в Троице-Сергиева монастыря в Загорске (1422 г.)

В конце XV в. был построен Успенский собор Московского Кремля (1475-1479 гг.), Благовещенский собор Московского Кремля (1484-1489 гг.), Грановитая палата Московского Кремля (1487-1491 гг.).

О памятниках зодчества можно подготовить дополнительный материал, используя дополнительную литературу.

4 зал. Зал живописи.

Экскурсовод показывает репродукции икон известных мастеров, рассказывает об иконах и их авторах.

а) Феофан Грек, Андрей Рублев.

Феофан Грек приехал на Русь из Константинополя. Принеся лучшие традиции византийского искусства, Феофан Грек органически соединил их с русским искусством, став крупнейшим мастером русской живописи.

Андрей Рублев предположительно родился около 1360 г., умер 29 января 1430 г. Он был иноком Троице-Сергиева, а потом Спосо-Андронникова монастырей. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца Андрей Рублев расписывал Благовещенский собор, в 1408 г. работал над росписью восстанавливавшегося Успенского собора во Владимире вместе с Даниилом Черным. Между 1425 и 1427 гг. принимает участие в росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а в 1427-1430 гг. работает над фресками Спасо-Андронникова монастыря.

б) изделия мастеров ювелирного дела:

- шапка Мономаха
- золотой кубок
- расшив жемчугом и т.д.

Экскурсовод рассказывает о том, из чего и как были созданы эти шедевры.

5зал. Зал, рассказывающий о жизни и быте русского народа.

Нас встречает Петрушка – это национальная игрушка, которая была любимым персонажем народа. Она нам расскажет о жизни и быте народа.

В качестве экспоната могут быть применены: рисунки с изображением быта, одежды, деревянная посуда, глиняные горшки и т.д.

Крестьяне и ремесленники жили в деревянных избах и жилищах полуподземного типа (на юге), топившихся по-черному. Феодальная и городская знать возводила большие терема и дворцы, иногда из нескольких этажей или нескольких зданий, соединенных между собой переходами. Внутреннее убранство помещений было скромным, предметы обихода были большей частью деревянными. Помещения освещались лучинами, но в богатых домах горели светильники, наполненные маслом.

Заметные различия были и в одежде. Простые люди носили короткое, удобное для работы платье, знать, наоборот, наряжалась тяжелые и длинные одежды, украшенные дорогим шитьем и драгоценностями. Крестьяне ходили в лаптях, горожане, как в Новгороде, носили кожаную обувь.

В пищу употреблялся хлеб, выпекавшийся из ржи и пшеницы; из пшена делали кашу с медом, из гороховой и овсяной муки варили кисели. Употребляли овощи- капусту, репу, морковь, огурцы, свеклу, лук, редьку, чеснок; мясо- говядину, баранину, свинину. Много было рыбы, которая в изобилии водилась в реках и озерах. Из молочных продуктов известных с древнейших времен: молоко, масло, сыр. Изготовляли разные напитки: квас, пиво, варили мед.Мпотребляли овощи- капусту, репу, морковь, огурцы, свеклу, лук, редьку, чеснок; мясо- говядину, баранину, свинину. собой несколь

Обобщаем весь материал.

Класс делим на 4 группы для оптимальной работы и повышения активности на уроке учащихся.

Ребята, мы провели экскурсию, а теперь давайте ответим на вопросы, которые каждая группа получила в конце экскурсии.

Внутренним рубежом в развитии русской культуры XIII—XV веков стала Куликовская битва. Восстанавливающаяся экономика предопределила общий подъем русской культуры в конце XIV—XV веках. Восстанавливались связи с Византией и южнославянскими государствами. Со второй половины XV века в России стали работать итальянские мастера.

Литература

Архитектура

В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство (церкви Федора Стратилата (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, расписанная внутри Феофаном Греком, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове).

Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV—XV век (храмы в Звенигороде, Загорске, собор Андронникова монастыря в Москве). При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля. Спустя сто лет участием итальянских мастеров был созван ансамбль Московского Кремля, во многом хранившийся до наших дней.

В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был создан главный храм Московского Кремля — Успенский собор. В 1484— 1489 годах псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. Тогда же (в 1487—1491гг.) была построена Грановитая палата.

Живопись

Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века). В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Высший подъем русской живописи этого периода связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV—XV веков.

Основные документы эпохи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа предназначена для учителей истории, работающих в 6 классе. Конспект урока отражает основные направления культуры Руси XIII -XV веков: архитектура, иконопись, литературные произведения. С целью создания единого образа национальной культуры отражены основные этапы исторических событий данного периода. Итог урока подведен в виде викторины и путешествия по станциям.

Горбенко Олеся Викторовна

учитель истории МБОУСОШ № 44

ст. Северской Краснодарского края

Урок истории в 6 классе

Тема урока: Особенности русской культуры второй половины XIII- XV веков.

Цель урока: развитие интереса к истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям.

Задачи урока:

Проверить и получить знаниями о культуре Руси II половины XIIIв – XV вв.

Формировать коммуникативные навыки, умения работать в группе, развивать чувства гордости за Русскую землю, за наших предков, развивать воображение.

Воспитывать умение давать объективную самооценку.

Оборудование урока:

фотографии берестяных грамот, азбуки на деревянной дощечке;

репродукции икон Андрея Рублева и Феофана Грека;

фотографии церквей и соборов;

деревянная посуда, глиняные кувшины, крынки, миски;

тряпичная кукла Петрушка, вышитые полотенца.

Краткая характеристика особенностей русской культуры данного периода.

Устное народное творчество.

Письменные памятники культуры.

Живопись (и ремесленные ювелирные изделия)

Жизнь и быт людей.

Последовательность отдельных этапов урока:

1. Урок начинается со вступления.

Ребята, сегодня нам с вами предстоит познакомиться с культурой Древней Руси II половины XIII-XV вв., выявить основные особенности развития русской культуры этого периода.

Но прежде вспомним о развитии культуры X – XIII вв., какие события в истории России происходят к XIII – XV вв.?

- татаро-монгольское нашествие
- битва на реке Калке
- раздробленность Руси и т.д.

Как вы думаете, эти события, могли ли повлиять на развитие русской культуры? Каким образом?

Да, нашествие татаро-монгольское нашествие на Русь имело катастрофические последствия для ее экономики и культуры. Полное разорение, разрушение городов, храмов, истребление значительной части населения, потеря ремесел, установление жесткого, жестокого золотоордынского ига на два с половиной столетия, частые набеги, дань – все это создало крайне неблагоприятные условия для восстановления, развития культуры. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесел вообще исчезли. На полвека прекратилось каменное строительство (из-за отсутствия материальных средств и мастеров-строителей), оказались утраченными основные виды используемой ранее строительной техники, поэтому здания были так недолговечны. Деревянное зодчество погибло в огне. В огне погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание, живопись, прикладное искусство.

Но культура Руси сохранила свой национальный облик. Монголо-татары не обогатили ее, их влияние было весьма незначительным и ограничилось лишь заимствованием некоторого количества восточных слов, отдельных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды феодальных верхов.

-Ребята, как вы думаете, сохранилась ли древняя русская культура? Где? Почему? ( Новгород, Псков, т.к. трудно было добраться до этих мест.)

Новгородская и Псковская земля стали центрами возрождения русской культуры. Сюда стекается население из южных, всех центральных регионов России. Здесь сохраняются старые традиции русской культуры, сохраняются многие ремесла.

Монголо-татарское нашествие способствовало углублению феодальной раздробленности, т.к. поощряется и разжигается борьба русских князей. Это обособляло местные культуры и усиливало в них локальные особенности. Однако в княжествах были силы, стремившиеся к ликвидации феодальной раздробленности, государственному единству. Их настроение и активная борьба получили отражение в памятниках культуры. Постепенно все отчетливее появляется тенденция к объединению земель. Идея единства Руси и борьба с иноземным игом становится одной из ведущих в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи и архитектуры.

Для культуры этого времени характерна так же идея неразрывной связи Руси 14-15 вв. с Киевской и Владимиро-Суздальской Русью.

В пределах рассматриваемого периода можно выделить 2 этапа историко-культурного процесса:

1 этап: приблизительно до середины XIV столетия происходит значительный упадок в различных сферах культуры, прерваны внешние связи культуры, только Псков и Новгород сохраняют старые традиции.

2 этап: II половина XIV – XV вв. – подъем русской культуры, обусловлена успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над захватчиками – важная роль Москвы в объединении русских земель, как культурного центра – влияние южнославянской культуры на литературу.

Сейчас нам предстоит экскурсия по памятникам культуры Руси второй половины XIII – XV вв., в ходе которой мы познакомимся с творчеством того времени.

/материал экскурсии готовится заранее/

1 зал. Зал, устного народного творчества.

Перед нами экскурсовод, он расскажет об устном народном творчестве:

Экскурсовод одет в одежду старца, в руках гусли (возможен вариант использование посоха)

Экскурсовод: Я вижу много красных девиц и юных воинов, которым поведаю разные сказания о земле Русской, о богатырях-молодцах, о их подвигах против ворога русского, чужеземных захватчиков.

- жанр исторической песни.
- былины. ( Владимир Красное Солнышко, Василий Буслаев, Садко )

Исторические песни, посвященные времени монголо-татарского ига ( “Князь Роман и Марья Юрьевна”, “Авдотья- Рязаночка”, “Девушка спасается от татар”, “Мать встречает дочь в татарском плену”, песни о девушках-полонянках), раскрывают в поэтической форме глубокий драматизм положения народа в условиях опустошительных нападений врага, благородство и мужество простых людей, отстаивающих честь и свободу. Образ страдающей под тяжким игом Русской земли воплощается чаще всего в образе чистой и стойкой духом красавицы-невесты, похищаемой злым врагом и попадающей в ненавистный плен.

Ряд сказаний и песен возник в связи с Куликовской битвой. В одной из песен говорится о богатыре Сухмане, побившем врагов и истекшем кровью на берегу Непры-реки – по- видимому, Непрядвы. Народно- поэтическая основа видна и в рассказе “Сказание о Мамаевом побоище” о поединке богатырей в начале битвы – русского монаха Пересвета с ордынцами.

Особый цикл песен и повестей был связан с Великим Новгородом и среди них- знаменитые былины о Василии Буслаеве, Садко. В новгородских былинах отразились богатство и могущество Великого Новгорода, его внутреннее устройство, смелые и сильные образы новгородцев.

Далее возможно краткое изложение былин.

2 зал. Следующий экскурсовод знакомит с развитием письма на Руси, используя фотографии берестяных грамот.

Экскурсовод: Перед нами Новгородские берестяные грамоты.

Более 600 берестяных грамот было найдено при раскопках в Новгороде. Они содержат повседневную переписку новгородцев, раскрывая самые разные стороны жизни. Многие грамоты посвящены хозяйственным вопросам: “Поклон от Михаила к господину своему Тимофею. Земля готова, нужны семена. Пришли, господин, человека, а мы не смеем брать рожь без твоего слова”,- это писал, вероятно, приказчик своему господину. Есть грамоты, фиксирующие повинности крестьян. “На Терехе и на Лутьяне рубль. И на их внучате, на Микифоре на Григорь 4 гривне”. Некий “раб божий Селивестр”, очевидно, ростовщик, перечислил своих должников: “У Лунька полтина. У Захарья полтина… У Бориска полутора рубля… Есть грамоты о покупке земель, о торговле, о военных походах. Есть грамоты связанные с деятельностью новгородского посадника Юрия Онцифоровича и его сына Михаила, найденные в том месте, где в XV в. стоял один из каменных домов в Новгороде. Много грамот посвящено бытовым делам. Борис сообщает жене Настасье о том, что задерживается по делам и просит выслать ему рубашку. Одна из грамот содержит брачное предложение.

Найдена и деревянная дощечка с азбукой, по которой учили новгородских ребятишек читать и писать пять-шесть столетий тому назад.

Стены новгородских и псковских церквей покрыты многочисленными надписями, процарапанными на камне и очевидно похожими на письмо берестяных грамот. Люди верили, что надпись, начертанная на стене храма, поможет им или будет иметь силу клятвы: “Господи, помози рабу своему…”

На одном из внутренних столбов церкви на Нередице отчетливо видна запись какой-то женщины, фиксировавшая взятый долг: “ на Лукин день взяла проску и пшеницю”. Такие надписи принадлежали, конечно, простым людям и являются свидетельством их грамотности.

Значительно большее, чем прежде, развитие получила в XIV-XV вв.письменная документация, летописи, различные книги, которые писались на пергаменте и на бумаге. Пергамент был не только дорог, но и быстро писать было сложно, поэтому, спрос на бумагу возрастал. Бумага позволяла быстро писать, увеличивая выпуск книг. На Русь бумагу доставляли из Италии, Франции, немецких земель. Листы бумаги разрезались и склеивались в виде длинных свитков, иногда в виде тетради из 4 листов. Из нескольких сшитых тетрадей делалась книга, которая заключалась в массивную кожаную или деревянную обложку, нередко богато украшенную серебряным с позолотой “окладами”, бархатом и т.п. Писали гусиными перьями. Чернила делались из железной ржавчины, дубовой коры, вишневого клея, кваса или кислых щей, меда, которые определенным образом смешивались, кипятились, выдерживались и давали вещество, удобное для письма и имевшее необходимую вязкость и блеск. В виде причудливых картинок изображались заглавные буквы начала текста. Часто применялся орнамент из изображений фантастических существ, а с XV в. получил распространение плетеный и растительный орнамент. Русские люди любили и ценили книгу, не жалели сил для ее украшения. Книга была драгоценностью не меньшей, чем ювелирные изделия.

3 зал. Следующий зал познакомит нас с архитектурой.

“Архитектура – это душа народа, застывшая в кармане” Н.М.Карамзин.

Здесь экскурсовод говорит о том, что во времена татаро-монгольского нашествия деревянное зодчество было сожжено, каменное – разрушено, утеряна технология, первые строения этого периода разваливались, но постепенно восстанавливается ремесло, начинается строительство городов, храмов, оборонительных сооружений. Наиболее ярко “душа народа”, ее особенность и величие проявилось в строительстве храмов. Древние традиции не прерывались

Экскурсовод рассказывает о них, используя картины.

Тверь стал первым городом Северо-Восточной Руси, где после нашествия снова начали каменное строительство (храм Спаса-Преображения в 1285-1290 гг.) Храм построен в стиле традиций владимиро-суздальского зодчества. Это был шестистолпный, крестово-купальный храм, украшенный белокаменными рельефами, медными дверями, майоликовым полом.

Новгород в XIV-XV вв.находится в период экономического и политического подъема.

Скажите, ребята, с чем это связано?

Церковь Николы на Липне близь Новгорода была построена в 1292 г. Она являлась как бы форпостом на пути к Новгороду. Сохранив традицию четырехстолпного одноглавого храма, новгородские зодчие внесли много нового в конструкцию. Покрытие было сделано трехлопастным (позднее переделано на четырехскатное), вместо трех аспид осталась одна в центре, опущенная до половины здания, не стало деления фасадов лопатками, и здание приобрело массивность и монолитность.

Во второй половине XIV в. в новгородском стиле появляется стремление к нарядному, декоративному убранству постройки. Это проявилось в церкви Спаса на Ильне, построенного в 1374 г. Здесь декоративная обработка фасадов и аспид еще более разнообразна и богата.

Своей красотой и строгостью поражает церковь Петра и Павла в Кожевниках. Новгород. 1406-1407 гг.

В Пскове в 1413 г. была построена Церковь Василия на Горке. Эта церковь представляла собой небольшие кубические постройки с одной главной, украшенной простыми поясками в виде треугольных и квадратных углублений.

Церковь Богоявления со звонницей на Запсковье, построенная в 1496 г.

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIV в. Сохранившимися памятниками того времени являются Успенский собор в Звенигороде (около 1400 г.), Собор Саввина-Сторожевского монастыря в Звенигороде (1405) и Троицкий собор в Троице-Сергиева монастыря в Загорске (1422 г.)

В конце XV в. был построен Успенский собор Московского Кремля (1475-1479 гг.), Благовещенский собор Московского Кремля (1484-1489 гг.), Грановитая палата Московского Кремля (1487-1491 гг.).

О памятниках зодчества можно подготовить дополнительный материал, используя дополнительную литературу.

4 зал. Зал живописи.

Экскурсовод показывает репродукции икон известных мастеров, рассказывает об иконах и их авторах.

а) Феофан Грек, Андрей Рублев.

Феофан Грек приехал на Русь из Константинополя. Принеся лучшие традиции византийского искусства, Феофан Грек органически соединил их с русским искусством, став крупнейшим мастером русской живописи.

Андрей Рублев предположительно родился около 1360 г., умер 29 января 1430 г. Он был иноком Троице-Сергиева, а потом Спосо-Андронникова монастырей. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца Андрей Рублев расписывал Благовещенский собор, в 1408 г. работал над росписью восстанавливавшегося Успенского собора во Владимире вместе с Даниилом Черным. Между 1425 и 1427 гг. принимает участие в росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а в 1427-1430 гг. работает над фресками Спасо-Андронникова монастыря.

б) изделия мастеров ювелирного дела:

- шапка Мономаха
- золотой кубок
- расшив жемчугом и т.д.

Экскурсовод рассказывает о том, из чего и как были созданы эти шедевры.

5зал. Зал, рассказывающий о жизни и быте русского народа.

Нас встречает Петрушка – это национальная игрушка, которая была любимым персонажем народа. Она нам расскажет о жизни и быте народа.

В качестве экспоната могут быть применены: рисунки с изображением быта, одежды, деревянная посуда, глиняные горшки и т.д.

Крестьяне и ремесленники жили в деревянных избах и жилищах полуподземного типа (на юге), топившихся по-черному. Феодальная и городская знать возводила большие терема и дворцы, иногда из нескольких этажей или нескольких зданий, соединенных между собой переходами. Внутреннее убранство помещений было скромным, предметы обихода были большей частью деревянными. Помещения освещались лучинами, но в богатых домах горели светильники, наполненные маслом.

Заметные различия были и в одежде. Простые люди носили короткое, удобное для работы платье, знать, наоборот, наряжалась тяжелые и длинные одежды, украшенные дорогим шитьем и драгоценностями. Крестьяне ходили в лаптях, горожане, как в Новгороде, носили кожаную обувь.

В пищу употреблялся хлеб, выпекавшийся из ржи и пшеницы; из пшена делали кашу с медом, из гороховой и овсяной муки варили кисели. Употребляли овощи- капусту, репу, морковь, огурцы, свеклу, лук, редьку, чеснок; мясо- говядину, баранину, свинину. Много было рыбы, которая в изобилии водилась в реках и озерах. Из молочных продуктов известных с древнейших времен: молоко, масло, сыр. Изготовляли разные напитки: квас, пиво, варили мед.Мпотребляли овощи- капусту, репу, морковь, огурцы, свеклу, лук, редьку, чеснок; мясо- говядину, баранину, свинину. собой несколь

Обобщаем весь материал.

Класс делим на 4 группы для оптимальной работы и повышения активности на уроке учащихся.

Ребята, мы провели экскурсию, а теперь давайте ответим на вопросы, которые каждая группа получила в конце экскурсии.

Определите особенности национальной культуры Руси в конце XIII-XV вв.

На примере развития культуры и быта XIV – XV вв. покажите их связь с важнейшими историческими событиями, состоянием дел в жизни русских земель того времени.

Есть ли на ваш взгляд, преемственность культуры XIV – XV вв. и культуры предшествующего периода? Как и в чем она проявляется?

Какие идеи несли в себе памятники зодчества и живописи?

Ребята самостоятельно оценивают ответы и работу в группах.

Д/з: Напишите отзыв, опишите свои впечатления об экскурсии.

А.В. Муравьев, А.М. Сахаров. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. М., Просвещение, 1984.

Школьная энциклопедия. История России IX-XVII вв. М., “Олма-Пресс Образование”,2003.

Энциклопедия для детей. Аванта. История России. От древних славян до Петра Великого. М., Аванта+, 2004.

Татары увели в свои земли большое количество русских ремесленников. Города, служившие местом ремесла, были разрушены. Этими факторами обусловлен упадок ремесленного производства. Однако уже в конце XIII века началось его постепенное возрождение. Начали развиваться обработка металла, ювелирное производство, искусство резьбы по дереву, литейное дело.

Литература и письменность.

Главными произведениями письменности на Руси после монгольского нашествия остались летописи, литературные и религиозные сочинения. Как известно, после начала раздробленности на Руси в каждой столице княжества существовало собственное летописание. После установления монголо-татарского ига летописцев перестают занимать события в других землях, и они пишут исключительно о внутренних делах в своём княжестве. Этот факт говорит об усилении разобщённости русских земель после нашествия Батыя.


Памятник Евпатию Коловрату в Рязани.

Литературные сочинения того времени отражают важнейшие события борьбы с ордынскими захватчиками. Так, были написаны “Слово о погибели Русской земли”, “Повесть о разорении Рязани Батыем” (в неё вошло сказание о Евпатии Коловрате). Эти сочинения показывают храбрость и самоотверженность русских воинов во время защиты русских земель от татар.

Позднее в конце XIV-начале XV вв. были созданы произведения, освещающие события Куликовской битвы: “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”. Этот факт говорит о том, что современники придавали победе Дмитрия Донского огромное значение. Сочинения также прославляют отважность защитников Руси.

Также в XIII веке были созданные многочисленные жития святых: Александра Невского, митрополита Петра, Михаила Ярославича Тверского, Сергия Радонежского и т.д. Они преподносили нравственные уроки русским людям.

Известнейшим произведением XV в. было “Хождение за три моря” тверского купца Афанасия Никитина, который первым из русских побывал в Индии. Сочинение описывает экзотику зарубежных стран, но в то же время проникнуто тоской по родине, Руси.

Архитектура

После нашествия монголо-татар каменное зодчество на Руси пришло в упадок на


Московский Кремль при Иване III. А.М. Васнецов.

Юге и Северо-Востоке. Оно сохранилось лишь в не разорённом Новгороде, где были построены церкви Николы на Липне, Фёдора Стратилата, Спаса на Ильине улице. При Иване Калите каменное строительство было начато в московском Кремле. В эпоху Дмитрия Донского был воздвигнут первый каменный Кремль на Северо-Востоке Руси.

Позднее каменное зодчество развивалось и в других городах. Появились Успенский Собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и др.

Во второй половине XV века развернулось облагораживание московского Кремля. Сам детинец стал краснокирпичным. Были разобраны храмы, построенные при Иване Калите и воздвигнуты новые. Для этого Иван III пригласил итальянских мастеров. В то время появились те самые соборы, которые можно наблюдать и по сей день. Был построен Успенский собор под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Псковскими мастерами был воздвигнут Благовещенский храм. Также появилась Грановитая палата (итальянские архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари).

“Троица”. А. Рублёв.

Изобразительное искусство

Цель урока: развитие интереса к истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям.

  1. Проверить и получить знаниями о культуре Руси II половины XIIIв – XV вв.
  2. Формировать коммуникативные навыки, умения работать в группе, развивать чувства гордости за Русскую землю, за наших предков, развивать воображение.
  3. Воспитывать умение давать объективную самооценку.
    фотографии берестяных грамот, азбуки на деревянной дощечке;
  1. репродукции икон Андрея Рублева и Феофана Грека;
  2. фотографии церквей и соборов;
  3. рисунки учащихся;
  4. деревянная посуда, глиняные кувшины, крынки, миски;
  5. тряпичная кукла Петрушка, вышитые полотенца.
  1. Краткая характеристика особенностей русской культуры данного периода.
  2. Устное народное творчество.
  3. Письменные памятники культуры.
  4. Архитектура.
  5. Живопись (и ремесленные ювелирные изделия)
  6. Жизнь и быт людей.

Последовательность отдельных этапов урока:

1. Урок начинается со вступления.

Ребята, сегодня нам с вами предстоит познакомиться с культурой Древней Руси II половины XIII-XV вв., выявить основные особенности развития русской культуры этого периода.

Но прежде вспомним о развитии культуры X – XIII вв., какие события в истории России происходят к XIII – XV вв.?

- татаро-монгольское нашествие
- битва на реке Калке
- раздробленность Руси и т.д.

Как вы думаете, эти события, могли ли повлиять на развитие русской культуры? Каким образом?

Да, нашествие татаро-монгольское нашествие на Русь имело катастрофические последствия для ее экономики и культуры. Полное разорение, разрушение городов, храмов, истребление значительной части населения, потеря ремесел, установление жесткого, жестокого золотоордынского ига на два с половиной столетия, частые набеги, дань – все это создало крайне неблагоприятные условия для восстановления, развития культуры. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесел вообще исчезли. На полвека прекратилось каменное строительство (из-за отсутствия материальных средств и мастеров-строителей), оказались утраченными основные виды используемой ранее строительной техники, поэтому здания были так недолговечны. Деревянное зодчество погибло в огне. В огне погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание, живопись, прикладное искусство.

Но культура Руси сохранила свой национальный облик. Монголо-татары не обогатили ее, их влияние было весьма незначительным и ограничилось лишь заимствованием некоторого количества восточных слов, отдельных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды феодальных верхов.

-Ребята, как вы думаете, сохранилась ли древняя русская культура? Где? Почему? ( Новгород, Псков, т.к. трудно было добраться до этих мест.)

Новгородская и Псковская земля стали центрами возрождения русской культуры. Сюда стекается население из южных, всех центральных регионов России. Здесь сохраняются старые традиции русской культуры, сохраняются многие ремесла.

Монголо-татарское нашествие способствовало углублению феодальной раздробленности, т.к. поощряется и разжигается борьба русских князей. Это обособляло местные культуры и усиливало в них локальные особенности. Однако в княжествах были силы, стремившиеся к ликвидации феодальной раздробленности, государственному единству. Их настроение и активная борьба получили отражение в памятниках культуры. Постепенно все отчетливее появляется тенденция к объединению земель. Идея единства Руси и борьба с иноземным игом становится одной из ведущих в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи и архитектуры.

Для культуры этого времени характерна так же идея неразрывной связи Руси 14-15 вв. с Киевской и Владимиро-Суздальской Русью.

В пределах рассматриваемого периода можно выделить 2 этапа историко-культурного процесса:

1 этап: приблизительно до середины XIV столетия происходит значительный упадок в различных сферах культуры, прерваны внешние связи культуры, только Псков и Новгород сохраняют старые традиции.

2 этап: II половина XIV – XV вв. – подъем русской культуры, обусловлена успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над захватчиками – важная роль Москвы в объединении русских земель, как культурного центра – влияние южнославянской культуры на литературу.

Сейчас нам предстоит экскурсия по памятникам культуры Руси второй половины XIII – XV вв., в ходе которой мы познакомимся с творчеством того времени.

/материал экскурсии готовится заранее/

1 зал. Зал, устного народного творчества.

Перед нами экскурсовод, он расскажет об устном народном творчестве:

Экскурсовод одет в одежду старца, в руках гусли (возможен вариант использование посоха)

Экскурсовод: Я вижу много красных девиц и юных воинов, которым поведаю разные сказания о земле Русской, о богатырях-молодцах, о их подвигах против ворога русского, чужеземных захватчиков.

- жанр исторической песни.
- былины. ( Владимир Красное Солнышко, Василий Буслаев, Садко )

Исторические песни, посвященные времени монголо-татарского ига ( “Князь Роман и Марья Юрьевна”, “Авдотья- Рязаночка”, “Девушка спасается от татар”, “Мать встречает дочь в татарском плену”, песни о девушках-полонянках), раскрывают в поэтической форме глубокий драматизм положения народа в условиях опустошительных нападений врага, благородство и мужество простых людей, отстаивающих честь и свободу. Образ страдающей под тяжким игом Русской земли воплощается чаще всего в образе чистой и стойкой духом красавицы-невесты, похищаемой злым врагом и попадающей в ненавистный плен.

Ряд сказаний и песен возник в связи с Куликовской битвой. В одной из песен говорится о богатыре Сухмане, побившем врагов и истекшем кровью на берегу Непры-реки – по- видимому, Непрядвы. Народно- поэтическая основа видна и в рассказе “Сказание о Мамаевом побоище” о поединке богатырей в начале битвы – русского монаха Пересвета с ордынцами.

Особый цикл песен и повестей был связан с Великим Новгородом и среди них- знаменитые былины о Василии Буслаеве, Садко. В новгородских былинах отразились богатство и могущество Великого Новгорода, его внутреннее устройство, смелые и сильные образы новгородцев.

Далее возможно краткое изложение былин.

2 зал. Следующий экскурсовод знакомит с развитием письма на Руси, используя фотографии берестяных грамот.

Экскурсовод: Перед нами Новгородские берестяные грамоты.

Более 600 берестяных грамот было найдено при раскопках в Новгороде. Они содержат повседневную переписку новгородцев, раскрывая самые разные стороны жизни. Многие грамоты посвящены хозяйственным вопросам: “Поклон от Михаила к господину своему Тимофею. Земля готова, нужны семена. Пришли, господин, человека, а мы не смеем брать рожь без твоего слова”,- это писал, вероятно, приказчик своему господину. Есть грамоты, фиксирующие повинности крестьян. “На Терехе и на Лутьяне рубль. И на их внучате, на Микифоре на Григорь 4 гривне”. Некий “раб божий Селивестр”, очевидно, ростовщик, перечислил своих должников: “У Лунька полтина. У Захарья полтина… У Бориска полутора рубля… Есть грамоты о покупке земель, о торговле, о военных походах. Есть грамоты связанные с деятельностью новгородского посадника Юрия Онцифоровича и его сына Михаила, найденные в том месте, где в XV в. стоял один из каменных домов в Новгороде. Много грамот посвящено бытовым делам. Борис сообщает жене Настасье о том, что задерживается по делам и просит выслать ему рубашку. Одна из грамот содержит брачное предложение.

Найдена и деревянная дощечка с азбукой, по которой учили новгородских ребятишек читать и писать пять-шесть столетий тому назад.

Стены новгородских и псковских церквей покрыты многочисленными надписями, процарапанными на камне и очевидно похожими на письмо берестяных грамот. Люди верили, что надпись, начертанная на стене храма, поможет им или будет иметь силу клятвы: “Господи, помози рабу своему…”

На одном из внутренних столбов церкви на Нередице отчетливо видна запись какой-то женщины, фиксировавшая взятый долг: “ на Лукин день взяла проску и пшеницю”. Такие надписи принадлежали, конечно, простым людям и являются свидетельством их грамотности.

Значительно большее, чем прежде, развитие получила в XIV-XV вв.письменная документация, летописи, различные книги, которые писались на пергаменте и на бумаге. Пергамент был не только дорог, но и быстро писать было сложно, поэтому, спрос на бумагу возрастал. Бумага позволяла быстро писать, увеличивая выпуск книг. На Русь бумагу доставляли из Италии, Франции, немецких земель. Листы бумаги разрезались и склеивались в виде длинных свитков, иногда в виде тетради из 4 листов. Из нескольких сшитых тетрадей делалась книга, которая заключалась в массивную кожаную или деревянную обложку, нередко богато украшенную серебряным с позолотой “окладами”, бархатом и т.п. Писали гусиными перьями. Чернила делались из железной ржавчины, дубовой коры, вишневого клея, кваса или кислых щей, меда, которые определенным образом смешивались, кипятились, выдерживались и давали вещество, удобное для письма и имевшее необходимую вязкость и блеск. В виде причудливых картинок изображались заглавные буквы начала текста. Часто применялся орнамент из изображений фантастических существ, а с XV в. получил распространение плетеный и растительный орнамент. Русские люди любили и ценили книгу, не жалели сил для ее украшения. Книга была драгоценностью не меньшей, чем ювелирные изделия.

3 зал. Следующий зал познакомит нас с архитектурой.

“Архитектура – это душа народа, застывшая в кармане” Н.М.Карамзин.

Здесь экскурсовод говорит о том, что во времена татаро-монгольского нашествия деревянное зодчество было сожжено, каменное – разрушено, утеряна технология, первые строения этого периода разваливались, но постепенно восстанавливается ремесло, начинается строительство городов, храмов, оборонительных сооружений. Наиболее ярко “душа народа”, ее особенность и величие проявилось в строительстве храмов. Древние традиции не прерывались

Экскурсовод рассказывает о них, используя картины.

Тверь стал первым городом Северо-Восточной Руси, где после нашествия снова начали каменное строительство (храм Спаса-Преображения в 1285-1290 гг.) Храм построен в стиле традиций владимиро-суздальского зодчества. Это был шестистолпный, крестово-купальный храм, украшенный белокаменными рельефами, медными дверями, майоликовым полом.

Новгород в XIV-XV вв.находится в период экономического и политического подъема.

Скажите, ребята, с чем это связано?

Церковь Николы на Липне близь Новгорода была построена в 1292 г. Она являлась как бы форпостом на пути к Новгороду. Сохранив традицию четырехстолпного одноглавого храма, новгородские зодчие внесли много нового в конструкцию. Покрытие было сделано трехлопастным (позднее переделано на четырехскатное), вместо трех аспид осталась одна в центре, опущенная до половины здания, не стало деления фасадов лопатками, и здание приобрело массивность и монолитность.

Во второй половине XIV в. в новгородском стиле появляется стремление к нарядному, декоративному убранству постройки. Это проявилось в церкви Спаса на Ильне, построенного в 1374 г. Здесь декоративная обработка фасадов и аспид еще более разнообразна и богата.

Своей красотой и строгостью поражает церковь Петра и Павла в Кожевниках. Новгород. 1406-1407 гг.

В Пскове в 1413 г. была построена Церковь Василия на Горке. Эта церковь представляла собой небольшие кубические постройки с одной главной, украшенной простыми поясками в виде треугольных и квадратных углублений.

Церковь Богоявления со звонницей на Запсковье, построенная в 1496 г.

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIV в. Сохранившимися памятниками того времени являются Успенский собор в Звенигороде (около 1400 г.), Собор Саввина-Сторожевского монастыря в Звенигороде (1405) и Троицкий собор в Троице-Сергиева монастыря в Загорске (1422 г.)

В конце XV в. был построен Успенский собор Московского Кремля (1475-1479 гг.), Благовещенский собор Московского Кремля (1484-1489 гг.), Грановитая палата Московского Кремля (1487-1491 гг.).

О памятниках зодчества можно подготовить дополнительный материал, используя дополнительную литературу.

4 зал. Зал живописи.

Экскурсовод показывает репродукции икон известных мастеров, рассказывает об иконах и их авторах.

а) Феофан Грек, Андрей Рублев.

Феофан Грек приехал на Русь из Константинополя. Принеся лучшие традиции византийского искусства, Феофан Грек органически соединил их с русским искусством, став крупнейшим мастером русской живописи.

Андрей Рублев предположительно родился около 1360 г., умер 29 января 1430 г. Он был иноком Троице-Сергиева, а потом Спосо-Андронникова монастырей. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца Андрей Рублев расписывал Благовещенский собор, в 1408 г. работал над росписью восстанавливавшегося Успенского собора во Владимире вместе с Даниилом Черным. Между 1425 и 1427 гг. принимает участие в росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а в 1427-1430 гг. работает над фресками Спасо-Андронникова монастыря.

б) изделия мастеров ювелирного дела:

- шапка Мономаха
- золотой кубок
- расшив жемчугом и т.д.

Экскурсовод рассказывает о том, из чего и как были созданы эти шедевры.

5зал. Зал, рассказывающий о жизни и быте русского народа.

Нас встречает Петрушка – это национальная игрушка, которая была любимым персонажем народа. Она нам расскажет о жизни и быте народа.

В качестве экспоната могут быть применены: рисунки с изображением быта, одежды, деревянная посуда, глиняные горшки и т.д.

Крестьяне и ремесленники жили в деревянных избах и жилищах полуподземного типа (на юге), топившихся по-черному. Феодальная и городская знать возводила большие терема и дворцы, иногда из нескольких этажей или нескольких зданий, соединенных между собой переходами. Внутреннее убранство помещений было скромным, предметы обихода были большей частью деревянными. Помещения освещались лучинами, но в богатых домах горели светильники, наполненные маслом.

Заметные различия были и в одежде. Простые люди носили короткое, удобное для работы платье, знать, наоборот, наряжалась тяжелые и длинные одежды, украшенные дорогим шитьем и драгоценностями. Крестьяне ходили в лаптях, горожане, как в Новгороде, носили кожаную обувь.

В пищу употреблялся хлеб, выпекавшийся из ржи и пшеницы; из пшена делали кашу с медом, из гороховой и овсяной муки варили кисели. Употребляли овощи- капусту, репу, морковь, огурцы, свеклу, лук, редьку, чеснок; мясо- говядину, баранину, свинину. Много было рыбы, которая в изобилии водилась в реках и озерах. Из молочных продуктов известных с древнейших времен: молоко, масло, сыр. Изготовляли разные напитки: квас, пиво, варили мед.Мпотребляли овощи- капусту, репу, морковь, огурцы, свеклу, лук, редьку, чеснок; мясо- говядину, баранину, свинину. собой несколь

Обобщаем весь материал.

Класс делим на 4 группы для оптимальной работы и повышения активности на уроке учащихся.

Ребята, мы провели экскурсию, а теперь давайте ответим на вопросы, которые каждая группа получила в конце экскурсии.

Читайте также: