Корневые орфограммы 3 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

( Дети работают в тетради. ) Записываем первое слово – урожай .

Какие слова вы сейчас записали ? Названия овощей и фр уктов и ягод. А ещё?

Это был и словарные слова . Что значит словарные слова? Давайте прочитаем по

Без спорта – нет силы, без овощей и фр уктов – нет здоровья. Ребята, а почему

так необходимо , чтобы в рационе питания у каждого человека было как можно

больше овощей и фр уктов ? (ответы д етей). Больше всего витаминов как раз и

Чтобы у видеть в слове орфограмму, надо видет ь в какой части слова

находится данная орфограмма. Давайте вспомним состав сл ова (какие части

бывают у слова), разберём по со став у слова, которые демонстриру ются н а доске ,

запишем их и укажем, в какой части слова находится орфограмма. Записать и

Говорит, пр отекала, речка, п обежишь, гнездо, сторожк а, старушка.

В каких частях с лова мы встретили орфог раммы? (Дети отвеч ают: в корне, в

Ребята, а как вы думаете, почему есть орфограммы , т. е. буквы, написание

которых надо либо проверять, либо запомнить? Потому что произноше ние и

написание слов различаются . Различается произношени е как со гласны х, так и

гласных. Посмотрите: мы говорим [вада ], а пишем вода; мы говорим [дошт’ ],

а пишем дождь; мы говорим [ч’э сный], а пишем честный. Но мы знаем, корни

ПОЧТИ всегда пишутся одинаково. Написание одного слова мо жно проверит ь

другим: либ о этим же словом, только измен ённым, либо одн окоренным.

Сейчас мы запише м слова, которые я продикту ю , в 3 столбика (как м ы

делим ст раничку?) Мы должн ы дать НАЗВАНИ Е каждому столбик у по

корневой орфогра мме . Вспомните, каки е корневые орфограм мы вы уже знаете .

Дети дают названия ко рневым орфограммам. Далее запись слов в н у жный столбик

в зависимости от того, какая орфограмма пропущена в слове (безударная гласная,

парный согласны й, непроизносим ый согласный). Дети делят страницу двумя

линиями и записывают слово в нужный столбик . Дети по очереди гово рят, в

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по русскому языку

Цель: формировать умение находить проверочное слово путём изменения формы слова или подбора однокоренного слова; совершенствовать умения выполнять алгоритмы действий по решению орфографических задач (правописание слов с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне).

Оборудование: мультимедийная презентация, сигнальные карточки с гласными буквами; тесты для проверки знаний правил написания корня слов; карточки с дифференцированными домашними заданиями, с текстами; три волшебных сундучка; сладкие призы – шоколадные монетки.

Планируемые результаты

Обучать учащихся находить способы проверки слов с изучаемыми орфограммами, формировать умения применять полученные знания по теме.

Метапредметные:

Регулятивные

Учить детей ставить перед собой цели, способствующие поиску решений поставленной проблемы.

Определять степень успешности своей деятельности, контролировать свою деятельность, рассуждать, делать обобщения, выводы.

Познавательные

Развивать познавательную активность, речь, словесно – логическое мышление, память, внимание учащихся, эмоции.

Совершенствовать мыслительные операции: сравнения, сопоставления.

Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, действовать по ранее составленному плану (алгоритму).

Коммуникативные

Формировать умение учитывать разные мнения и интересы.

Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Воспитывать любовь к русскому языку.

Воспитывать активную личность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения.

Формировать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, учить доверять партнёру, уважать его мнение.

Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу. Хлопните в ладоши те, у кого хорошее, солнечное настроение. У всех солнечное настроение. Вот и к нам на урок заглянуло солнышко.

II. Введение в тему урока

Начинаем наш урок с арабского письма. Вы должны прочитать предложение начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд. (Слайд).

Прочитайте, что у вас получилось. (В Простоквашино живут дружные ребята).

В Простоквашино живут

Мальчик, пёс и кот –

Хоть и ссорятся порой –

Знаем мы из книжки,

Но надёжнее друзей

Нету у мальчишки.

О каких героях идёт речь? (О Дяде Фёдоре, псе Шарике, коте Матроскине).

Кто знает, как называется произведение Эдуарда Николаевича Успенского об этих друзьях? (Дядя Фёдор, кот и пёс).

С его произведениями мы познакомимся подробней на уроке внеклассного чтения. А сегодня на уроке мы отправимся вместе с героями Простоквашино искать клад. Каждый из героев должен преодолеть препятствия на своём пути. А мы будем помогать им. Вы согласны? Создавать препятствия будет ещё один герой этого произведения. Угадайте кто это?

Кто ворчит и почту носит?

Иногда приходит в гости

С целым ворохом газет.

Догадались или нет? (Это Печкин, почтальон).

Почтальон Печкин предлагает сегодня на уроке нам вспомнить 3 золотых правила русской орфографии. Кто может сформулировать тему нашего урока? (Корневые орфограммы)

Запишем в тетради число, классная работа.

III. Работа по теме урока

Закрепление знаний о правописании безударной гласной в корне слова.

Печкин предлагает Матроскину вспомнить одно из правил русского языка. (Слайд). Прочитайте слова:

Воробей, земляника, крестьяне, сова, помидор, ребята, дорога, берёза.

Почему? (это не словарное слово)

Можем ли мы слово сова написать без раздумий? Почему? (Слышится без ударения а, а надо писать о. Проверочное слово – совы.

Итак, сформулируйте тему, над корой Печкин предлагает поработать Матроскину. (Правописание безударных гласных в корне слова).

Но для начала вспомним: что мы называем корнем слова? (Общую часть родственных слов).

Как мы называем слова с одинаковым корнем? (Родственными или однокоренными). Как мы пишем корень в родственных словах? (Одинаково).

Вспомним алгоритм проверки безударного гласного звука в корне слова.

Почтальон Печкин предлагает эстафету – соревнование между рядами. Выигрывает ряд, который быстрее других и без ошибки выполнит задание. Каждый ряд записывает в тетрадях только гласные (Слайд).

ТР. ПА Г . РА СВ . ТЛЯЧОК

СТ. НА Р . КА П .ТЁРКА

П . ТНО ГР . БЫ СКР . ПАЧ

Ч . СЛО СЛ . ДЫ С . ДОВНИК

ГР . ЧИ М . ЧИ Л . СНИК

ПЛ . ТА С . СНА СН . ГОВИК

З . МЛЯ В . СНА ДР . ЖИТ

П . ЛЯ ДВ . РЫ КР . ЧТИ

В каком столбике написание гласных в словах можно проверить путём изменения формы слова? В первом и втором).

В каком - только подбором однокоренных слов? (В третьем).

Проверим вашу работу с помощью сигнальных карточек. Почтальон Печкин даёт ответы.

Помогите Матроскину – сделать вывод о правописании безударных гласных в корне слова (Слайд):

Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение.

2. Закрепление знаний о правописании парной согласной в корне слова.

А для Шарика Печкин подобрал задание на знание другого правила.

В нашем русском языке

ВЭ – ЭФ, ГЭ – КА, ДЭ – ТЭ.

ЖЕ – ША, ЗЭ – ЭС….(Стихотворение читает подготовленный ученик).

Вот какую проблему нам предстоит решить. Даны буквы, но некоторые из них пропущены. Вам нужно вставить пропущенную букву, которая должна стоять вместо знака вопроса (Слайд).

Б/П, Д/Т, Ж/?, ?/З, Г/К, ?/Ф (На месте вопросов должны быть буквы ш, с, в).

Чем похожи все эти буквы? (Согласные)

На какие группы можно их разбить? (Звонкие и глухие)

Чем они различаются между собой? (Произношением)

Сформулируйте тему, над которой Печкин предлагает поработать Шарику. (Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне).

Вспомним алгоритм проверки парного согласного звука в корне слова. (Слайд)

Печкин предлагает Шарику отгадать загадки и записать отгадки вместе с проверочными словами в тетрадь, выделить корень слова, подчеркнуть орфограммы.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь лесной - …(медведь).

Он большой, как мяч футбольный.

Если спелый – все довольны:

Так приятен он на вкус,

А зовут его -….(арбуз)

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ё ж)

Сам на свет явился.

Шапочкой прикрылся. (Гриб)

То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход.

Продырявишь море! (Утюг)

Он является ко мне,

И рисует. Как художник.

Он узоры на окне. (Мороз)

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы.

Работа в парах продолжается. Печкин предлагает вам прочитать текст и вставить в слова пропущенные буквы. Вы должны доказать друг другу, что правильно вставили буквы.

Солнечная пого.ка. Мы плывём на ло.ке к зелёному остро.ку. Под бере.ками прячутся гри.ки. Сла.кие яго.ки манят нас. Скорее на бере.!

Помогите Шарику – сделайте вывод о правописании слов с глухими и звонкими согласными звуками в корне!

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг:

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды –

Будешь грамотным и ты. (Слайд)

IV. Физкультминутка.

V. Продолжение работы по теме.

Закрепление знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными звуками в корне слова.

А дяде Фёдору Печкин предлагает вспомнить ещё одно золотое правило русской орфографии, позволяющее грамотно писать корень слова. (Слайд)

Составьте из данных слов предложение:

Приносит, тот, другим, кот, счастлив, счастье. (Счастлив тот, кто приносит счастье другим.)

К какому жанру устного творчества относится это предложение? (Это пословица).

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Назовите в этой пословице однокоренные слова. (Счастье, счастлив)

Назовите корень в этих словах.

Какое же правило русской орфографии предлагает вспомнить Печкин Дяде Фёдору? (Слова с непроизносимыми согласными звуками в корне слова).

Назовите слово, в котором этот звук слышится чётко. (Счастье).

Вспомните алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова. (Слайд).

Печкин предлагает вспомнить, что мы называем синонимами?

Проверим с Печкиным вашу работу.

Помогите Дяде Фёдору сделать вывод о написании непроизносимых согласных звуках в корне слова. (Слайд).

Играют с нами в прятки:

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке….

Молодцы! И в заключении Печкин предлагает вам выполнить проверочную работу – тест.

1.Родственными словами являются:

а) роль, ролевой, король;

б) вода, подводный, водить, водяной;

в) ледник, лед, ледяной, заледенеть;

г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).

2. проверочными словами к слову г.ра являются:

3. Безударный гласный звук в корне слова нельзя проверить в словах:

4.К словам из первого столбика подберите по смыслу слова из второго столбика. Соедините их стрелками. Вставьте пропущенные буквы.

Критерии оценивания работы:

VI. Итог урока.

Итак, какие золотые правила русской орфографии, позволяющие грамотно писать корень слова, вы сегодня вспомнили?

Наши герои благодаря вашей помощи отлично справились со всеми заданиями и, конечно нашли свой клад. А для чего они мечтали найти свой клад? (Слайд).

А знаете ли вы, что героям Простоквашино поставлен памятник в подмосковных Луховицах? (Слайд)

VII. Рефлексия.

Вспомните, какими вы хотели видеть себя на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания?

Составьте предложение по уроку –

Хлопните в ладошки у кого к концу урока сохранилось хорошее настроение.

VIII. Домашнее задание.

Повторив правила написания корня, мы тоже заработали свой приз. (Слайд). Он находится в трёх волшебных сундучках.

В первом сундучке – домашние задания для тех, кто умеет грамотно писать слова и не боится трудностей, может объяснить другим правила написания корня.

1. Исправь ошибки в словах и напиши текст правильно. Подчеркни буквы, в которых были допущены ошибки.

На пруду плавал белый лебеть. У воды рос камыж. На берек выполс уш. На высокий дуп сел ястреп. В лису раздался криг птицы.

2. Вставь пропущенные слова с парными согласными и подчеркни орфограммы во вставленных словах.

Ученик сделал в диктанте три __________.

В аквариуме живут золотые ___________.

К лесу вела узкая ____________.

Сторож живет в ____________.

У берега реки стояла ветхая ____________.

В берлогу зале_ бурый ____________.

Во втором сундучке – задания для тех, кто тему понял, но объяснить другому не может.

1. Вставь безударные гласные и подчеркни их.

л.сные цв.точки, п.св.тлело в л.су, з.л.тая ос.нь, курлыч.т жур.вли, в.рсистый к.вер, кр.чат гр.чи, в.сенние л.сточки, .сенняя кр.сота, с.дит с.ва, т.скает ч.рв.ков

2. Запиши проверочные слова. Вставь и подчеркни пропущенные буквы. Выдели корень.

__________ – дв.ры _________ – р.ды

__________ – гр.бок _________ – ш.ги

__________ – ч.сы _________ – гр.за

__________ – л.нейка _________ – к.за

__________ – ст.лбы _________ – д.жди

В третьем сундучке – задания для тех, кто тему не понял.

1. Вставь пропущенные буквы и подчеркни их, выдели корень.

cт.лы, м.сты, сл.ды, с.сновый, п.терка, с.нева, р.чушка, л.пили, г.ра, н.га, ч.сы, с.довник, т.нул, д.ска, к.вер, кр.ты, тр.вяной, р.са, п.ясок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию связей между изученными корневыми орфограммами, их обобщение и систематизация самими учащимися.


В ходе совместной деятельности вывести общее правило правописания слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова;
Упражнять учащихся в применении ими правила в конкретной ситуации;
Развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Учить анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
Формировать коммуникативные навыки (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе).

Урок русского языка в 3 классе

Цель:
- создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию связей между изученными корневыми орфограммами, их обобщение и систематизация самими учащимися.

Задачи:
- в ходе совместной деятельности вывести общее правило правописания слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова;
- упражнять учащихся в применении ими правила в конкретной ситуации;
- развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учить анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- формировать коммуникативные навыки (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе).

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация знаний.

Дети в тетрадях подписывают число.
На доске записано предложение.
В городке стоит грустная зима.

1. Учитель: Прочитайте запись. Что можете сказать?
Дети: Это предложение.
- По цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное.
- Распространенное.
Учитель: Какие задания можете предложить к этому предложению?
Дети: Разобрать по членам предложения.
- Определить части речи.
- Поставить в словах ударения.
- Разделить слова на слоги и т.д.
Учитель: Молодцы! Видите сколько знаний вы достали из своих сундучков!

3. Учитель: Вернемся к предложению. Запишите предложение в тетрадь, поставьте в словах ударения, подчеркните орфограммы и выделите корень.
Проверка.
Учитель: Что интересное подметили? (В случае затруднения задать подводящие вопросы: какие орфограммы встретились в словах? В какой части слова находятся эти орфограммы?
- Какими знаниями нужно обладать, чтобы правильно писать эти орфограммы в корне слова? (При затруднении задать вопрос: какие правила нужно знать?).
Дети: Написание безударных гласных в корне слова.
- Написание слов с сомнительной согласной в корне слова.
- Написание слов с непроизносимой согласной в корне слова.

ІІІ. Постановка проблемы.

Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Дети: О безударных гласных.
- О непроизносимых согласных.
- Об однокоренных словах.
- О написании парных согласных.
Учитель: Молодцы! Что мы по этой проблеме уже знаем?
Дети: Мы умеем проверять безударные гласные, парные согласные и непроизносимые согласные.
Учитель: А что можем еще исследовать по этой проблеме? (При затруднении задать вопросы: есть ли между этими орфограммами взаимосвязь? Как проверить безударную гласную в корне слова? Как проверить парную согласную в корне слова? Как проверить непроизносимую согласную в корне слова?).
Учитель: Нельзя ли попробовать сформулировать общее правило для всех трех случаев?
Дети: Нельзя, потому что это разные правила.
- А я думаю что можно, потому что все правила связаны с корнем слова.
- Во всех словах подбираем однокоренные слова, значит можно.
Учитель: Попробуем сформулировать цель урока.
Дети: Создать правило для однокоренных слов.
- Я хочу дополнить. Правило для безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных.
- Для проверки букв в корне слова.
Учитель: Молодцы! Сегодня мы повторим написание слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова и попытаемся сформулировать общее правило для всех трех случаев.

ІV. Поиск решения.

На доске записаны слова.
Рыбка, солнце, звездный, лесник, сказка, тянули, зуб, вестник, грибник.

Учитель: Прочитайте слова, подумайте, как можно их разбить на три группы по существенным признакам. Каждую группу запишите в отдельный столбик, выделите в словах корень (один ученик работает у доски).
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Проверка.

рыбка солнце лесник
сказка звездный тянули
зуб вестник грибник

Учитель: Почему именно так распределил слова в группы?
Ученик: Я распределил слова по орфограммам. В первый столбик записал слова с парной согласной в корне слова, во второй – слова с непроизносимой согласной в корне слова, а в третий – слова с безударной гласной в корне слова.
Ученица: А я по-другому распределила слова. У меня в первом столбике существительные, во втором – прилагательное, а в третьем – глагол.
Дети обсуждают различные варианты и приходят к выводу, что первый вариант более удачный.
Учитель: Молодцы. Вы нашли разные варианты классификации. Подумайте и скажите: какой вариант более существенный на сегодняшнем уроке?
Дети: Я думаю что вариант, в котором мы делили по орфограммам, потому что мы должны придумать общее правило для всех слов.
Учитель: Умница. Вспомним цель урока.
Дети: Изобрести общее правило для написания слов с безударной гласной в корне слова, с непроизносимой согласной в корне слова и с парной согласной в корне слова. Поэтому деление слов по орфограммам более существенно.
Учитель: Кто согласен с такой точкой зрения? (весь класс). И я тоже так считаю.
- Вернемся к словам первого столбика. Что их объединяет?
Дети: Парная согласная в корне слова.
Учитель: Устно проверим и подберем проверочные слова.
- Какое слово может быть лишним?
Дети: Зуб, оно мужского рода, а остальные слова женского рода.
Учитель: Что объединяет слова второго столбика?
Дети: Во всех словах в корне слова непроизносимая согласная.
Учитель: Устно проверим и подберем проверочные слова.
- Какое слово может быть лишним?
Дети: Я думаю что звездный, потому что это прилагательное, а остальные слова имена существительные.
Учитель: Что объединяет слова третьего столбика?
Дети: Во всех словах в корне слова безударная гласная.
Учитель: Устно проверим и подберем проверочные слова.
- Какое слово может быть лишним?
Дети: Тянули, это глагол, а остальные слова имена существительные.
Учитель: Какое правило помогло проверить слова первого столбика? (ответы детей).
Подобрать проверочное однокоренное слово, в котором после согласного стоял бы гласный звук.

Учитель: Какое правило помогло проверить слова второго столбика? (ответы детей).

Подобрать проверочное однокоренное слово, в котором этот звук произносится

Учитель: Какое правило помогло проверить слова третьего столбика? (ответы детей).

Подобрать проверочное однокоренное слово, чтобы проверяемый звук был под ударением.

Учитель: Сравните три правила. Что интересное заметили?
Дети: В каждом правиле нужно подобрать проверочное однокоренное слово.
- Все орфограммы проверяются одним способом, с помощью однокоренных слов.
Учитель: Вспомним цель нашего исследования.
Дети: создать общее правило для трех случаев.
Учитель: Кто попробует сформулировать общее правило для трех случаев?
Дети: - Нужно придумать однокоренные слова.
- Чтобы проверить орфограммы, нужно придумать однокоренные проверочные слова.
Учитель: Молодцы. Вы самостоятельно смогли сформулировать общее правило для трех случаев проверки орфограмм в корне слова.

Чтобы проверить безударную гласную, парную согласную и непроизносимую согласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное проверочное слово.

V. Физкультминутка.

VІ. Первичное закрепление.
Выполнение упражнения 246 из учебника самостоятельно с предварительным разбором.
Учитель: Прочитаем задание.
- Что нужно сделать? (ответы детей).
- Кому нужна помощь?
Самостоятельная работа.
Проверка.
Учитель: Какие орфограммы в корне проверяются одним способом? (ответы детей).

VІІ. Закрепление.
Самостоятельная работа на разноцветных карточках по выбору учащихся.

Исправь ошибки в тексте.
На дваре морос. Выпал пушистый снек. Саша надел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой.
Подчеркни букву, которую нужно вставить в слове, напиши проверочное слово.
обу(в, ф)ка _______________ прин(е, и)сти ______________
пя(д, т)кА ________________ остро(в, ф)ки ______________
п(е, и)чурка ______________ гиган(?)ский ______________
ненас(?)ный ______________ грус(?)ный ________________
выг(а, о)нять ______________ сн(и, е)жинка ______________

Образовать от имен существительных однокоренные слова прилагательные и глаголы. Выделить корень.
существительные прилагательные глаголы
грусть _____________ ____________
зелень _____________ ____________
синева _____________ ____________
веселье _____________ ____________
мороз _____________ _____________
звонок _____________ _____________

Проверка. Дети собираются в группы по цветам карточек, обсуждают выполнение задания. По одному человеку от каждой группы выходят для проверки к доске.

Учитель: Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку "Корневые орфограммы" 3-й класс УМК "Перспектива" с презентацией.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 40 им. Ю.А. ГАГАРИНА

Телышева Наталья Николаевна

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие орфографической зоркости;

- формирование умения находить корень и орфограмму в нем;

- систематизация знаний учащихся о корневых орфограммах и способах их проверки;

- формирование умения применить полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе;

- воспитание интереса к изучению русского языка.

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор, презентация, сигнальные карточки желтого и зеленого цвета, памятка работы над ошибками.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, настрой на работу.

- Проверим порядок на партах, улыбнемся друг другу и пожелаем плодотворной работы на уроке.

2. Минутка чистописания.

Учитель показывает на доске: Рр.

3. Словарная работа.

- Угадайте словарные слова по картинкам, запишите, подчеркните орфограммы:

Один ученик работает у доски

Файл (словарная работа-презентация к уроку)

Посмотрели на доску, проверим.

Сигнальными карточками покажем

- Посмотрите внимательно на слова и скажите, какое слово можно назвать лишним? Почему?

(АККУРАТНЫЙ, так как это имя прилагательное, остальные -существительные)

- Что такое прилагательное, вспомним правило?

- Образуйте имя прилагательное от последнего словарного слова КАПУСТАКАПУСТНЫЙ.

4. Работа с предложением.

- Составим предложение со словами КАПУСТНЫЙ и ОБЕД

(ученик у доски записывает предложение):

сущ. предл. сущ. гл. прилаг. сущ.

МАМА НА ОБЕД СВАРИЛА КАПУСТНЫЙ СУП.

- Найдем орфограммы в словах и выделим их.

ОБЕД – парн. согл. – ОБЕДЫ,

СВАРИЛА – безударная глас. – ВАРИТ.

КАПУСТНЫЙ – непроизн. согласн. – КАПУСТА.

оценка за работу у доски

Разбор предложения (ученик у доски).

- Найдем грамматическую основу предложения – это гл. члены предложения.

- О ком или о чем говорится в предложении? (МАМА – подлежащее)

- Какой частью речи выражено?

- Ищем сказуемое (сварила), какая часть речи (глагол).

- Как называются остальные части речи? (Второстепенные члены предложения).

- Подпиши, какими частями речи они являются?

- Дадим характеристику предложению, но сначала вспомним, что такое ПРЕДЛОЖЕНИЕ?

- Какими бывают предложения:

(по цели высказывания: - повествовательное; по интонации: - восклицательные;

оценка за работу у доски

5. Физминутка.

6. Продолжение работы по теме урока.

- Вернемся к словам в предложении и еще раз посмотрим на выделенные орфограммы.

- В какой части слова они находятся? (в корне?)

- Кто догадался, какая тема урока сегодня?

(КОРНЕВЫЕ ОРФОГРАММЫ – ответ детей).

- Давайте вспомним правило - КОРЕНЬ слова.

Корень – главная, общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.

Корень в родственных словах пишется одинаково




Пример: дом – домик – домашний

- Какие 3 корневые орфограммы можем проверить и как?

а) безударные гласные.

б) парные согласные: изменить форму слова или подобрать одинаковое слово, чтобы после согласной стоял гласный или звук [ н ].

в) непроизносимые согласные.

8. Выполняется задание по рядам самостоятельно, три ученика работают у доски.

Читайте также: