Двоичная система счисления двоичная арифметика 8 класс босова конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Цель урока: Формирование представления о двоичной системе счисления.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные — навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; умения выполнения опе­раций сложения и умножения над небольшими двоичны­ми числами;
  • метапредметные — умение анализировать любую пози­ционную систему счисления как знаковую систему;
  • личностные — понимание роли фундаментальных зна­ний как основы современных информационных техноло­гий.

Решаемые учебные задачи:

  • рассмотрение двоичной системы счисления как знако­вой системы;
  • рассмотрение правила перевода двоичных чисел в деся­тичную систему счисления;
  • рассмотрение правила перевода целых десятичных чи­сел в двоичную систему счисления;
  • знакомство с операциями сложения и умножения в двоичной системе счисления.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • система счисления;
  • цифра;
  • алфавит;
  • позиционная система счисления;
  • основание;
  • развернутая форма записи числа;
  • свернутая форма записи числа;
  • двоичная система счисления;
  • двоичная арифметика.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

  • персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедий­ный проектор, интерактивная доска;
  • ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю, Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 160 с.

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

Цели урока – развитие интересов и способностей учащихся к информатике на основе изучения двоичной системы счисления и арифметических действий на ней.

Задачи урока:

показать на примерах перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления

объяснить алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления

научить выполнять основные арифметические действия с числами в двоичной системе счисления (сложение, вычитание, умножение)

Развивающие:

развивать умение формулировать мысли, критически оценивать свою деятельность;

развивать умение обобщать полученные знания, проявлять волевые усилия в самовоспитании;

развивать у учащихся умения анализа условия задачи перед выбором способа её решения;

активизировать познавательную деятельность посредством использования компьютерных технологий;

развивать навыки самоконтроля и самооценки, самоанализа своей деятельности.

Воспитательные:

воспитывать информационную культуру;

побудить интерес к изучению информатики;

формирование умения работать самостоятельно, в группах, принимать решения и делать выводы.

знать основные сведениями о двоичной системе счисления (алфавит, мощность алфавита, основание системы счисления);

уметь выполнять перевод с двоичной системы счисления в десятичную и наоборот;

уметь выполнять основные арифметические операции над числами в двоичной системе счисления.

Метапредметные:

уметь анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;

уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе,

аргументировать и отстаивать свое мнение;

понимать значения двоичной системы счисления для жизни человека и человечества; развивать интерес к изучению предмета Информатика

Урок открытия нового знания

Основные термины и понятия

Двоичная система счисления, основание, алфавит, правила перевода из двоичной системы в десятичную и обратно, правила выполнения арифметических действий.

Предметные результаты:

уметь определять основание системы счисления и ее алфавит;

уметь выполнять переводы из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот;

уметь выполнять арифметические операции с числами в двоичной системе счисления.

Метапредметные результаты:

уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;

определять цель учебной деятельности;

уметь планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Познавательные УУД:

уметь определять понятия, устанавливать аналогии;

уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

уметь пользоваться различными источниками информации;

уметь наблюдать, читать, слушать;

уметь анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

уметь сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;

уметь работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.

Коммуникативные УУД:

уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками;

уметь слушать и понимать речь других;

уметь задавать вопросы по теме;

уметь работать индивидуально и в группе.

Регулятивные УУД:

уметь понимать свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно;

владеть основами самоконтроля, самооценки;

уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Личностные результаты:

понимать роль фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

Виды деятельности на уроке

коллективная (фронтальная) работа,

работа в малых группах (парная), самостоятельная работа

технологии проблемного обучения;

Используемые виды контроля и оценивания на уроке

контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся (осуществляется учителем);

самоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы (осуществляется обучающимся: самопроверка, взаимопроверка)

магнитная белая доска;

Наглядно-демонстрационный материал и оборудование

презентация по теме урока – Приложение 2 ;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование знаний о двоичной системе счисления, формирование навыков перевода из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот.

Задачи урока:

Образовательные:

закрепить знания о позиционных системах счисления;

закрепить навыки записи развернутой и свернутой записи чисел;

сформировать знания о двоичной системе счисления;

сформировать навыки перевода из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот.

Развивающие:

научить составлять логическую цепочку рассуждений;

научить наблюдать, делать выводы;

научить преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

воспитать положительного отношения к знаниям, усидчивости, трудолюбия;

привить интереса к Информатике;

сформировать навыки самоорганизации и самоконтроля;

воспитать информационную культуру.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Основные понятия: система счисления, позиционная система счисления, развернутая форма записи числа, свернута форма записи числа, двоичная система.

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка присутствующих учащихся на уроке.

II. Актуализация знаний.

Учитель задает вопросы ученикам:

Что такое система счисления? Цифры? Алфавит?

Какие вы знаете виды систем счисления?

Что такое представляет собой каждая из них?

Что называется развернутой и свернутой формой записи числа?

III. Постановка проблемы

Ребята, ответьте на вопрос, в каком виде информация хранится в памяти компьютера? (в виде двоичного кода)

Компьютеру неважно содержание информации. Для него все текстовые документы, картинки, музыка и видео представляют собой последовательности нулей и единиц. Скажите, а можете ли вы сейчас взять и перевести любую информацию в двоичный код?

Сегодня мы узнаем, как перевести числовую информацию из привычной нам десятичной СС в СС, понятную компьютеру.

Давайте определим цель нашего урока. Для этого скажите, на какие вопросы вы бы хотели сегодня получить ответы?

IV. Повторение полученных знаний

Учитель показывает на примере правило перевода чисел:

V. Закрепление полученных знаний

Ученики решают задания (один работает у доски, остальные – в тетрадях)

Решаемые учебные задачи:
1) рассмотрение двоичной системы счисления как знаковой системы;
2) изучение правил перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления;
3)изучение правил перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления;
4) знакомство с операциями сложения и умножения в двоичной системе счисления.



Читайте также: