Конспект урока речь и альтернативная коммуникация 1 класс вариант 2

Обновлено: 07.07.2024

Цель: обогащения активного и пассивного словаря расширением представлений о свойствах предметов.

• Образовательная – учить ориентироваться на свойства предмета и называть их

-развитие тактильного восприятия предмета;

-развитие мелкой моторики.

• Воспитательные: Воспитывать интерес к развитию речи

Воспитывать усидчивость на уроке

Планируемые результаты

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу

Предметные: различать предметы и формировать навыки находить предмет по его свойствам.

Базовые учебные действия:

Ориентация в учебной среде (пространство, материалы) класса;

Подражание простым движениям и действиям с предметами;

Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);

Выполнение действий с предметами (по подражанию);

Выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу).

Межпредметные связи: изобразительная деятельность, математические представления и конструирование.

Ресурсы для учителя:

• программа, конспект урока, наглядный материал. Ресурсы для учащихся:

• мячики, кубики, палочки, камушки, ракушки, шишки и т. п.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

I Орг. Момент

На парте у каждого ученика расписание с активностями на урок разной структуры и доступной для ребенка визуальной формы (пиктограммы).

Актуализация внимания обучающихся.

Виды деятельности обучающихся :Ученики смотрят и слушают.

II Основная часть

Учитель: Я принесла нам игрушки (педагог показывает игрушки и спрашивает) - Что это? (Это мячи.)

Учитель: А это что? (Это кубики).

Учитель: Как, одним словом назвать эти предметы? (Игрушки).

Учитель: А это что? (Шишки)

Учитель: А это что? (Разноцветные камушки)

Учитель: А это что? (Разноцветные палочки)

Постановка учебной задачи

Учитель берет мячи, кубики, шишки и разноцветные камушки, и кладет на стол.

Учитель: все предметы разные по размеру: есть большие и маленькие и по цвету.

Дети наблюдают, берут в руки предметы, рассматривают.

Работа по теме (изучение нового материала, повторение, формирование знаний, систематизация знаний)

Учитель берет маленький мяч и говорит:

- Это маленький мяч, он колючий и круглый его можно спрятать в ладошках, вот так.

Учитель берет большой мяч и говорит:

- Это большой мяч, он гладкий и круглый его нельзя спрятать в ладошках.

Учитель берет кубик и говорит:

-Это кубик, он деревянный и тяжелый, из кубиков можно построить башню.

Учитель берет шишки и говорит:

- Это шишки, они твердые, шершавые с определенными выступами.

Учитель берет разноцветные камушки и говорит:

- Это камушки, они более мелкие и гладкие.

Учитель берет разноцветные палочки и говорит:

- Это палочки, они длинные и гладкие.

Учитель: Давайте отдохнем.

(дети с педагогом играют).

Мишка косолапый по лесу идет

(Дети, переступая с ноги на ногу, проговаривают стихотворение)

Топ — топ — топ — топ.

(Проговаривают и одновременно топают ногами — в среднем темпе, ровными долями)

Шишки собирает, в сумочку кладет.

Под музыку собираем шишки и кладем в корзину

Щелк — щелк — щелк — щелк.

(Проговаривают и одновременно щелкают пальцами — в среднем темпе, ровными долями)

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб

(Поднять плечи — удивиться, указательный палец правой руки приставить ко лбу)

Бом — бом — бом — бом.

(Проговаривают и ладошками постукивают по грудной косточке)

Мишка рассердился и ногою топ.

Топ — топ — топ — топ.

(Проговаривают стихотворение и одновременно топают ногами — в среднем темпе, ровными долями)

Больше я не буду шишки собирать

(Качают указательным пальцем правой руки из стороны в сторону)

Сяду я в машину

(Берут в руки воображаемый руль)

(Положить руки под щечку)

(Руки держать под щечкой, покачаться с ноги на ногу в ритме)

Применение (отработка) знаний и умений

Педагог выкладывает на стол мячи, кубики, шишки, разноцветные камушки, палочки.

Учитель: Давайте сортировать наши предметы. Из кубиков мы построим башни, шишки положим в корзину, разноцветные камушки сложим в бутылочку, палочки положим в банку через специально сделанное отверстие, а колючими шариками мы сделаем массаж нашим ручкам.

•Выполнение задания самостоятельно

•При затруднении выполнения задания педагог помогает детям.

III.Заключительная

Итог занятия

Учитель: Вы молодцы, с заданием справились.

Показ работы с массажными мячиками.

Рефлексия деятельности

Массаж с массажным мячиком по показу педагога

Для поощрения используются наиболее значимые в данный момент для ребенка предметы: игрушки, отдых.

• Интерес к изучению нового материала со стороны детей.

• Сформировалось умение находить предмет по его свойствам

• Понимание инструкции к заданию

• Сложности в невербальной форме общения

Предложения

Индивидуальное логопедическое занятие по альтернативной коммуникации с применением МаКаТон I. Вводная часть 1. Организация начала занятия Посмотри, сколько гостей сегодня к нам пришло на занятие, давай со всеми поздороваемся.

Конспект индивидуального занятия по предмету Речь и альтернативная коммуникация на тему "Голоса животных" для дете с ОВЗ (VIII вид)1 класс.

ВложениеРазмер
rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya_golosa_zhivotnyh.docx 17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по предмету Речь и альтернативная коммуникация

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная.

Место проведения: на дому.

Цель: Овладение невербальными (альтернативными) средствами коммуникации.

- Формирование представлений о внешнем виде домашних животных.

- Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной моторики.

- Развитие ассоциативного и образного мышления ребенка: учить соединять слова и изображения, объединяя их по замыслу.

Развитие мелкой моторики и графических навыков.

- Повышать мотивацию к учебной деятельности.

- Воспитывать интерес к учёбе, предмету.

Оборудование: игрушки животных.

Сегодня к нам в гости пришли домашние животные. Давай рассмотрим их.

(Ребёнок вместе с учителем рассматривает животных).

Послушай стихи про них:

-Почему собака злая

Ходит, хвостиком виляя?

- То ли хвостик так обучен,

То ли плохо он прикручен!

Знают взрослые и дети,
И известно все планете,
Нет полезнее с утра —
Выпить чашку молока!
Чтобы были все здоровы,
Нам дает его корова!

Кушай, кошка,
Вот картошка,
Вот мука, а вот зерно,
Вот морковь, а вот пшено.

Но закрыла кошка рот
И картошку не берёт.
Ей не нравится мука —
Кошка хочет молока!

Мы становимся все выше, Ребёнок медленно поднимает руки вверх

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись

Три, четыре – руки вниз. Ребёнок опускает руки. Повторить 3 раза.

Посмотри, как много у нас разных животных, которые живут рядом с человеком, и человек заботится о них.

Ты знаешь, какие звуки они издают?

(Учитель вместе подражает голосам животных.)

Давай проверим, хорошо ли ты их запомнила. Выбери и покажи животное, которое я назову. (Ребенок с помощью учителя показывает названное учителем животное).

Давай теперь попробуем вместе сказать голосами животных.

К нам сегодня приходили домашние животные.

Как они говорят, давай вспомним.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.Смыслом об.


"Речь и альтернативная коммуникация"

Рабочая программа составлена для детей, с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в 1 классе по ФГОС.

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая.


Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант.


Речь и альтернативная коммуникация "Мир животных"

Конспект индивидуального урока для детей с ОВЗ (VIII вид) по предмету Речь и альтернативная коммуникация на тему "Мир животных". 1 класс.

Развитие речи на уроках "Речь и альтернативная коммуникация"

Речь и альтернативная коммуникацияПояснительная записка Цель программы – формирование коммуникативных и речевы.


Урок по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". "Дикие животные: лиса"

Урок по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для учащегося 2 класса (АООП, вариант 2, индивидуальное обучение по СИПР). .

Задачи: формирование представлений о семье;

формирование умений соотносить себя с соответствующей пиктограммой;

формирование умений узнавать / различать членов семьи;

формирование умений соотносить членов семьи с ответствующей пиктограммой и фотографией;

формирование интереса к процессу общения;

развитие навыков подражания: звукоподражаний, действий;

развитие мелкой моторики, внимания, памяти;

формирование усидчивости, аккуратности;

воспитание бережного отношения к учебным принадлежностям, тетрадям, воспитание доброжелательного отношения к одноклассникам.

Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начался урок. Садитесь.

Учитель открывает ученикам тетради на нужной странице, если дети сами не умеют (стр. 6).

Если ученики понимают обращенную речь в полном объеме, то работа идет фронтально. Если ученики с трудом понимают обращенную речь, работа строится с каждым ребенком индивидуально.




Покажи, где пиктограмма ребенок, где человечек на синем фоне?

Если ребенок сам не показывает пиктограмму, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

А где нарисован ребенок?

Что у ребенка в руках?

Если ребенок не говорит, учитель озвучивает, то, что показал ребенок.

Посмотри на прошлом уроке мы к этому изображению провели стрелку от пиктограммы.

Это ребенок (учитель показывает на пиктограмму).

Как тебя зовут? (показывает на надпись около изображения ребенка)

Учитель открывает ученикам тетради на нужной странице, если дети сами не умеют (стр. 3).


Скажи еще раз как тебя зовут?

А ты кто: девочка или мальчик?

Покажи где, на рисунке мальчик (девочка)?





Если ребенок сам не показывает нужный рисунок, учитель его рукой показывает и повторяет инструкцию снова.




Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого; на последней строчке сгибаются все пальчики одновременно. Повторяется 2 раза: для правой и левой руки.

Учитель открывает ученикам тетради на нужной странице, если дети сами не умеют (стр. 8, 6, 7).

Если ученики понимают обращенную речь в полном объеме, то работа идет фронтально. Если ученики с трудом понимают обращенную речь, работа строится с каждым ребенком индивидуально.




Найди здесь картинку, где нарисована мама.

Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

Проведем к ней стрелку.




Найди здесь картинку, где нарисован папа.

Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

Проведем к нему стрелку.




Найди здесь картинку, где нарисована бабушка.

Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

Проведем к ней стрелку.




Найди здесь картинку, где нарисован дедушка.

Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

Проведем к нему стрелку.



Найди здесь картинку, где нарисована вся семья: и мама, и папа, и бабушка, и дедушка.

Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

Проведем к ней стрелку.

Зажмурили сильно глазки, открыли глазки, зажмурили – открыли, зажмурили – открыли. Закрыли глазки, легли на парту на ручки, отдохнули (20-30 сек.). Зажмурили – открыли, зажмурили – открыли. Отдохнули и продолжаем работать.

Учитель открывает ученикам тетради на нужной странице, если дети сами не умеют (стр. 1).


Покажи, где здесь …… (имя ребенка).


…… (имя ребенка) кто: мальчик или девочка?





Покажи, где на фотографии мама.

Покажи, а где пиктограмма мама.

Покажи, где на фотографии папа.

Покажи, а где пиктограмма папа.

Покажи, где пиктограмма бабушка (баба).

Покажи, а где пиктограмма бабушка (баба).

Покажи, где пиктограмма дедушка (деда).

Покажи, а где пиктограмма дедушка (деда).

Если ученики понимают обращенную речь в полном объеме, то работа идет фронтально. Если ученики с трудом понимают обращенную речь, работа строится с каждым ребенком индивидуально.

Учитель показывает сюжетные картинки с членами семьи: мама, папа, бабушка, дедушка.


Ребята, наш урок заканчивается. Сегодня мы с вами познакомились с пиктограммами, которые обозначают членов ваших семей. Узнали как обозначаются мама, папа, бабушка и дедушка.

Ученики стоят возле парт и садятся по команде учителя.

Ученики открывают тетради, если умеют работать по образцу (стр. 6).

Ученик показывает пиктограмму (если может).

Ученик показывает на изображение ребенка.

Ученик повторяет за учителем действия.

Ученик показывает на свое имя или пытается его произнести.

Ученик показывает на свое имя или пытается его произнести.

Ученик повторяет за учителем действия.

Ученик повторяет за учителем действия и старается подражать произношению.

Ученик повторяет за учителем действия и старается подражать произношению.

Ученик повторяет за учителем действия и одновременно старается копировать речь учителя (произносить отдельные звуки, слоги, слова).

Ученик показывает картинку мамы.

Ученик карандашом проводит стрелку.

Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

Ученик показывает картинку папы.

Ученик карандашом проводит стрелку.

Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

Ученик показывает картинку бабушки (бабы).

Ученик карандашом проводит стрелку.

Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

Ученик показывает картинку дедушки.

Ученик карандашом проводит стрелку.

Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

Ученик показывает картинку всей семьи.

Ученик карандашом проводит стрелку.

Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Рисование ручкой на листе бумаги линий в различных направлениях (вертикальные линии).

Цель: способствовать формированию умению рисовать вертикальные линии в направлении сверху вниз.

Введение базовых учебных действий:

- формирование метапредметных результатов:

коммуникативные: поддерживать контакт во время урока; умение понимать обращенную речь учителя; правильно реагировать на просьбы учителя; вступать в диалог, используя вербальные и невербальные средства общения.

регулятивные: вести себя в соответствии с речевыми конструкциями педагога, не нарушать дисциплину во время урока, выражать свои желания приемлемым способом. Соблюдать правило очередности выполнения учебных заданий среди группы обучающихся.

- формирование личностных результатов: осознания ребенком себя как части детского школьного коллектива. Повышение мотивации обучения через похвалу и одобрение со стороны взрослых.

Формы и методы обучения : групповой метод обучения.

По способу передачи знаний : частично-поисковый.

Тип урока : урок открытия нового знания.

Вид урока: урок смешанного типа.

Оборудование и материалы:

Графомоторные многоразовые карточки.

Фломастеры и шариковые ручки по количеству учеников.

Кленовые листья разного цвета на деревянных шпателях по 2 на обучающегося.

Магнитные буквы А,О,И.

На доске нарисованные мелом облака, осеннее дерево, в котором есть дупло.

и актуализация знаний
(5 минут)

Доброе утро, дорогие ребята!

Вот весело звонит звонок- начинается урок! ( Учитель звенит в колокольчик ).

Давайте вспомним, какой сегодня день и составим расписание на сегодня.

Основные моменты повторения:

-Время года (осень)

- Этапы визуального расписания (речь, завтрак, изо, человек, обед, домой)

Сидят на рабочих местах, слушают учителя, повторяют слова и по приглашению учителя вывешивают карточки визуального расписания.

2. Постановка
учебной задачи (2 минуты)

Сейчас мы возьмем стульчики и перейдем к доске.

Мы изучим с вами слова, подпишем их и найдем в них знакомые буквы.

(Детям предоставляются изображения дерева, листа, белки, ореха и гриба. Учитель обращается с просьбой их подписать табличками с напечатанными словами.

В напечатанных словах следует найти буквы А,О,И.)

Обучающиеся берут в руки стульчики, перемещаются к доске и садятся в виде полукруга.

Выполняют задания учителя: прикрепляют карточки с изображением, с напечатанными словами, поиск букв А,О,И- при помощи элементов магнитной азбуки)

Коррекционно-образовательные задачи:

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, заботливости, навыков сотрудничества.
  • Коррекция эмоционального настроя.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной моторики.
  • Развитие ассоциативного и образного мышления ребенка: учить соединять слова и символы, объединяя их по замыслу.
  • Развитие мелкой моторики и графических навыков.

Ход занятий

– Ребята, прозвенел звонок …начался урок. Здравствуйте, ребята.

Самомассаж и позитивный эмоциональный настрой на работу:

- С помощью массажа настроимся на работу.

-Вы готовы глазки? (поглаживание век)

-Вы готовы ушки? (растирание мочек ушек)

-Вы готовы ручки? (поглаживание)

-Вы готовы? (развести руки в стороны и обнять себя)

-Улыбнулись друг другу и учителю. Я желаю вам успеха!

Вспомним сказку о язычке.

Живет язычок в домике. Вышел он погреться на солнышке, лег, расслабился (Кладем язык на нижнюю губу, расслабляем). Вдруг начался дождь (постучи по языку верхними зубами – т-т-т-т…). Спрятался язычок, в домике закрылся.

Бабушка: «Здравствуйте, ребята! Я так рада, что вы ко мне приехали. У меня в деревне очень интересно. У меня живет много животных.

- Посмотри, о ком мы сегодня будем говорить? Как можно назвать их, одним словом? Кивни мне - да, когда услышишь правильное название. Это Одежда? Птицы? Животные?

- Да, сегодня мы познакомимся с домашними животными, которые живут рядом с человеком и человек за ними ухаживает.

- Выбери животных и отложи в сторону которых ты уже видел (кошка, собака, корова). Я назову тебе остальных, а ты рассмотри их внимательно.

- Рассмотри изображения – как выглядят животные, послушай, какие звуки они издают, давай попробуем их повторить.

- Давай проверим, хорошо ли ты их запомнил. Выбери и покажи на животное, которое назову. (Ребенок показывает выбранную картинку). Ты все сделал правильно. Молодец!

  1. Соотнесение пиктограммы с реальным предметом, изображением на картинке

Я тебе покажу изображение- пиктограмму, а ты мне покажи такую же цветную картинку с животным.

  1. Закрепление нового материала. Узнавание пиктограмм

Давай теперь проверим, правильно ли ты запомнил.

- Покажи, что я назову (ребенок соотносит название с пиктограммой).

- Найди одинаковые картинки (из 4 пиктограмм - 2 одинаковые).

- Посмотри внимательно на изображение и найди среди остальных такую же картинку-пиктограмму (по данной пиктограмме ищет такую же).

- Покажи, о ком я говорю (выбрать пиктограмму с соответствующим изображением). Собака сторожит дом. О ком я сейчас говорила? Покажи. Это собака. Молодец. Слушай дальше. Кошка ловит мышей. Покажи, кто ловит мышей (выбор нужной пиктограммы). Корова дает молоко. Покажи, кто дает молоко (выбор нужной пиктограммы).

Физминутка

Раз- подняться, подтянутся

Два – согнуться, разогнуться

Три, четыре – руки шире

Пять, шесть – тихо сесть

Составление предложения

Составь из картинок (пиктограмм) предложение.

Посмотри, у меня на рисунке кошка, только она не раскрашена.

Возьми карандаши и раскрась ее. Сначала мордочку, потом туловище и лапы. Покажи, что будешь раскрашивать. Где у кошки мордочка (голова), где туловище, где лапы.

III. Итог занятия

Давай проверим, каких ты запомнил домашних животных. Покажи картинки с изображением кошки, собаки, и др. Выбери для них картинки-пиктограммы. Это все домашние животные. Они живут рядом с человеком и человек за ними ухаживает.

Пальчиковая гимнастика

Карандаш в руке катаю

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

- Число, месяц, день недели.

Читайте также: