План конспект просветительского мероприятия для учителей начальной школы

Обновлено: 07.07.2024

Цель: формирование нравственного качества личности – доброты.

воспитывать уважение друг к другу, стремление совершать добрые дела;

способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию;

формировать у учащихся понимания важности вежливого отношения к окружающим людям;

Форма проведения воспитательного мероприятия: этическая беседа, просмотр и обсуждение мультфильма, игровые моменты.

Место проведения воспитательного мероприятия: кабинет.

Содержание воспитательного мероприятия:

План воспитательного мероприятия:

Этапы мероприятия

Предполагаемое время

Организационный момент (приветствие, создание эмоционального настроя).

Основная часть (беседа, просмотр мультфильма, игры).

Заключительная часть (рефлексия – подведение итогов занятия, исполнение песни кота Леопольда).

Ход воспитательного мероприятия:

Организационный момент.

Хочется счастья вам пожелать.

Самое главное – не унывать.

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Учитель: Ребята, что я вам сейчас пожелала?

Ученики (примерные ответы) : Всего доброго, мирного, ясного, светлого, прекрасного. Одним словом – доброты.

Учитель: Да, верно. Вам было приятно?

Ученики (примерные ответы) : Конечно!

Ученики (примерные ответы) : Добро! Наше занятие будет посвящено доброте.

Учитель: Да. Сегодня мы с вами поговорим о доброте, добрых отношениях между людьми, друг с другом. Как вы считаете, что каждый из вас должен понять, осознать к концу нашего занятия?

Ученики (предположения) .

Учитель: Что ж, очень хорошо! Тогда наш урок доброты объявляется открытым!

Основная часть.

Учитель: Скажите, кто или что у нас бывает добрым?

Ученики (примерные ответы) : Мама, папа, учитель, солнце, утро, друг/подруга, сердце, слово, поступки и т.д.

Если учащиеся затрудняются в ответах, то учитель задает наводящие вопросы.

Учитель: Кто знает, где встречаются добро и зло, где всегда побеждает добро?

Ученики (примерные ответы) : В сказках.

На слайдах показываются сказочные герои: Красная Шапочка, Баба Яга, Золушка, Кощей Бессмертный, Снегурочка, Пират, Дед Мороз.

Учитель: Почему этих героев мы считаем добрыми? Можно ли про них сказать, что они дарили окружающим доброту?

Ученики (примерные ответы) : Можно, потому что они никому не делали ничего плохого, были хорошими, даже оказавшись в трудной ситуации, помогали другим.

Учитель: Какой герой вам больше нравится и почему?

Ученики (ответы) .

Учитель: Что такое доброта, по вашему мнению?

Ученики (примерные ответы) : Ласковое слово, добрый поступок, подарок, улыбка, готовность помочь тем, кто оказался в беде и т.д. Добрый человек любит людей, помогает им в трудную минуту, любит природу и зверей.

Учитель: Приятно ли вам было слышать такое обращение к себе? А произносить имена ласково?

Ученики (примерные ответы) : Да, это было очень приятно!

Учитель: Приятно ли вам было слышать хорошие слова о себе? А произносить хорошие слова о других?

Ученики (примерные ответы) : Да, это было очень приятно!

Просмотр и обсуждение мультфильма.

Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, который многим из вас, если не всем, очень хорошо знаком.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать после просмотра этого мультфильма?

Ученики (примерные ответы) : Доброта – одно из лучших качеств, нужно быть добрыми.

Учитель: А знаете ли вы, что про очень доброго человека говорят, что у него доброе сердце?

Ученики (предположения) .

Учитель: У кого из вас есть знакомые с добрым сердцем? Назовите их.

Ученики (примерные ответы) : У мамы, папы, учителя, брата/сестры, друга/подруги, бабушки, дедушки и т.д.

Учитель: Как вы считаете, а вас добрые сердца?

Ученики (ответы) .

Учитель: У вас на столах лежат раскраски – сердечки. Возьмите их в руки, рассмотрите, представьте, что оно ваше. Покажите красками, что оно у вас очень доброе

Дети раскрашивают сердца под спокойную красивую музыку.

Учитель: Ваши сердечки вы можете подарить своим близким (родителям, друзьям), друг другу с пожеланиями.

Заключительная часть

Учитель: Давайте встанем в большой круг дружбы и исполним песню кота Леопольда.

Ученики поют песню вместе с учителем (используется видео – караоке).

Учитель: Сегодня мы хорошо потрудились. Вы все большие молодцы! Спасибо за это интересное занятие! Будьте добрыми, и добро вернется к вам!

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспроизводить эмоции, уметь анализировать собственные эмоции.

Материалы: Плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций.

Ход занятия

I этап: Вводная часть

Вспомните, какое настроение чаще всего было за неделю:

Всегда ли вы были спокойны и веселы?

Всегда ли вы были внимательны и сосредоточены?

Были ли вспышки гнева?

Было ли вам неудобно за какое-то свое поведение?

От каких вредных привычек вы хотели бы избавиться?

При обсуждении эмоционального опыта желательно добиться информации от каждого участника. Чем больше будет проанализировано чувств и жизненных ситуаций, связанных с ними, тем лучше.

После обсуждения подвести ребят к выводу:

Вниманию ребят предлагается плакат со схематичным изображением эмоций. (Рисунок 1)

Ребята узнают и называют эмоции.

— Ребята, как вы считаете, что такое эмоции, как вы понимаете это слово?

Обобщая ответы детей, дается определение:

Эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.

— Могут ли эмоции нанести человеку вред? Какой вред? (потеря друзей, любви близких, одиночество, болезнь)

Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами (злость, агрессия, насмешка, грубость, ярость, и т. д.).

Посмотрите, на плакате хорошо видно, что даже выражение лица становится неприятным, когда человек становится рабом своих внутренних врагов. Общаться с такими людьми неприятно.

Как еще можно побороть своих внутренних врагов? (Досчитать до 20, побыть одному, улыбнуться, подумать о чем-то хорошем, написать на бумаге и разорвать.)

Назовите положительные эмоции (радость, нежность,доброжелательность, спокойствие, уверенность и т. д.).

Ведущий предлагает учащимся придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. «Я начну придумывать историю, а вы продолжите. Например, Таня вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у неё было вот такое…(показывается 1 карточка ) Затем Таня…(показывается следующую карточку).


Всем участникам раздаются карточки, на каждой написана эмоция, которую нужно изобразить без слов, - через мимику, жест, интонацию, позу и т.д., остальные угадывают, какая эмоция изображалась. На карточках написаны эмоции: радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и др. Какие причины (события) могут вызывать эти чувства?

Угадай эмоцию

Если ты не принесешь мне завтра же книгу, то тебе не поздоровится! Предупреждаю!

Извини, но мне очень нужна книга.

Немедленно верни книгу!

Послушай, что с тобой случилось? Ты здоров? Я волнуюсь, ты не принес мне книгу, может, я зайду к тебе?

Пожалуйста, принеси мне книгу, она мне нужна. Если захочешь, то я тебе потом дам её дочитать.

Ведущий предлагает детям обдумать, каким был их ответ:

Ведущий предлагается детям выбрать самый приемлемый ответ.

Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в другую сторону и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

Всем участникам раздаются бланки с перечисленнымиэмоциями (положительными и отрицательными) и предлагается поставить балл (от 1 до 3) около каждой эмоции в зависимости от того, как часто ее испытывает отвечающий.

Затем идет обсуждение:

Если эмоции могут быть нашими врагами, то нужно ли учиться управлять ими.

Как этому научиться?

Уважать права других.

Проявлять терпимость к чужому мнению.

Не причинять вреда и насилия.

Мириться с чужим мнением.

Не возвышать самого себя над другими.

III этап: Заключительная часть:

Анализируя разные способы выражения эмоций, важно подвести детей к выводу: «Эмоции очень трудно подавлять, это необязательно, если человек умеет их выражать мирно, не разрушая дружеские отношения и не нанося вред своему здоровью. Этому нужно учиться.

До следующего занятия постарайтесь понаблюдать за своим поведением в разных ситуациях общения и отметить, как вы владеете своими эмоциям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Просветительское занятие с элементами тренинга для педагогов ОУ

повысить уровень информированности педагогов ОУ по проблеме трудного поведения детей (тревожность, драчливость, нежелание учиться, склонность к воровству);

дать достоверную информацию о причинах появления трудностей в поведении детей;

Форма проведения: занятие с элементами тренинга.

Необходимые материалы: проектор, компьютер, буклеты для педагогов с подборкой занятий, бланки для обратной связи.

Ход мероприятия:

Наверняка, подобные дети встречались в вашей практике. И встреча с такими детьми вряд ли оставляет приятное впечатление, а иногда наоборот: мы можем испытывать злость, пренебрежение, раздражение, обиду, растерянность при работе с такими детьми.

(слайд2) Послушайте стихотворение:

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое - трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

С миром оборваны тонкие нити,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти :

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)

Для наглядности предлагаю вам вот этот кувшин (слайд5). Базовые потребности ребенка должны удовлетворяться в семье. Если этого не происходит, мы наблюдаем различные трудности в поведении ребенка. Их мы сейчас рассмотрим подробнее.

Кто же такой тревожный ребенок? (слайд6)

• Их отличает чрезмерное беспокойство;

• Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности;

• У них высокие требования к себе, они очень самокритичны;

• Низкая самооценка ( дети думают , что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие;

• Ищут поощрения, одобрения взрослых во всем.

Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван :

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными)

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях :

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Если ребенок драчливый ( слайд7 )

Что же является причинами детской агрессивности:

1. Неприятие детей родителями

2. Безразличие или враждебность со стороны родителей

3. Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека)

4. полное отсутствие такового (гипоопека) .

5. Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

6. Запрет на физическую активность

7. Подсознательное ожидание опасности

8. Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка.

Как помочь такому ребенку

Работа педагогов с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях :

1. обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;

2. формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;

3. прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.

Ребенок не желает учиться, не желает выполнять задания. Причины такого поведения кроются в следующем: (слайд8)

Что можете сделать вы как педагоги в таком случае: (слайд9)

Как быть с детским воровством? ( слайд10 )

Список причин может быть примерно таким:

у ребенка может быть еще не сформировано представление о собственности

воровство может быть привычкой, если так заведено в семье

нередко воруют дети, родители которых уверены, что они лучше знают, что им нужно

часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки

деньги или купленные на них сладости ребенок может воспринимать как символическое замещение родительской любви

иногда дети с трудным поведением, в частности с воровством, пытаются воздействовать на ситуацию в семье, интуитивно чувствуя, что в попытках решить его проблемы родители объединяются

ребенок может воровать от безвыходности: если у него вымогают деньги или он страдает каким-либо видом зависимости

Что делать, если ребенок замечен в воровстве:

2. Установить запрет на воровство, объяснить, что это плохо и это не разрешается не только взрослым, но и детям. Указать на возможность наказания и социального неодобрения (в классе, если там узнают о случившемся).

6. Не стремиться вызвать у ребенка открытое чувство вины, не разрушать психологические защиты ребенка. Ориентироваться необходимо не на собственные желания наказать ребенка, но на основную задачу – чтобы ребенок понял, что воровство осуждается всеми и приводит к ухудшению отношений, а результаты воровства (покупка дружбы украденным) не приводит к желаемым результатам.

7. Оказать ребенку эмоциональную поддержку. Обнаружение воровства приводит к тому, что ребенок чувствует себя незащищенным.

Необходимо выяснить причину, которая побудила ребенка совершить воровство и вместе с ребенком выработать иные пути достижения цели.

Если подвести итог вышесказанному, станет ясно, что трудности поведения ребенка напрямую зависят от ситуации в семье, от взаимоотношений с родителями. Напрашивается вопрос – что же можем мы, если все из семьи? На самом деле, мы можем главное:

заметить трудности в поведении ребенка

во время оказать ему поддержку

обратить внимание родителей на ситуацию

Конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем . (Слайд11)

Чтобы избежать противостояния с родителями:

• необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

• подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

• Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту) .

• Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

Для этого у нас есть следующие качества: (Слайд12)

Любовь. Без любви нет воспитания.

Уважение. Уважение к личности ребенка

Толерантность. Терпимость к каждому ребенку.

Оптимизм. Вера в лучшие качества воспитанника.

Эмпатия. осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека

Коммуникативность и педагогический такт.

Рефлексия. Упражнение на развитие позитивного мышления

Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье – это внутреннее состояние человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

Именно сегодня я включусь в жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.

Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.

Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.

Именно сегодня я продолжу свое нравственное самосовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье, себе самой.

Всероссийское просветительское мероприятие для учителей начальных классов.

Спикеры и модераторы мероприятия – представители Министерства просвещения Российской Федерации, руководители, эксперты и преподаватели ведущих институтов страны.

В программе планируется обсуждение актуальных направлений обновления содержания общего образования; общих подходов к обновлению содержания и методики обучения младших школьников; анализ примерных рабочих программ, разработанных в свете требований обновленного ФГОС НОО.
К участию приглашаются специалисты органов управления, отвечающие за общее образование, руководители региональных учебно-методических объединений, преподаватели и методисты институтов развития образования, учителя.

Читайте также: