Методы обучения конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Методы и приемы обучения
Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы
методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения
в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.

Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Подласый И.П. Педагогика. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. –
М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 319.

Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.

Методы формирования новых умений
Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.

Методы обобщения и систематизации изученного
• Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт;
• Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.

Методы контроля результатов обучения
• Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.
• Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.
• Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др.
• Машинные: тест.

Методы стимулирования учебной деятельности
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.

конспект урока и его обоснование
Приложение № 11а

Приемы обучения в технологии развития критического мышления


Приемы мотивации и целеполагания на стадии Вызова

Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания:
• Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста)
• Дерево предсказаний
• Ключевые слова
• Перепутанные логические цепочки
• Верные и неверные утверждения
• Вводный вопрос

Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний:
• Вопросительные слова
• Тонкие и толстые вопросы
• Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)
• РИСК (фраза проблемного характера и вопросы к ней)
• Создание кластера
• Корзина фактов


Приемы работы с текстом на стадии Содержания

Организация информации с помощью схем:
• Кластер
• Фишбоун
• Понятийное колесо
• Граф
• Денотатный граф
• Пирамида
• Лестница
• Цепочка
• Лекция-визуализация

Остановки в чтении текста или в устном рассказе для осмысления прочитанного (услышанного) и прогнозирования дальнейшего содержания текста:
• Чтение с остановками (с прогнозированием)
• Продвинутая лекция


Приемы организации рефлексии на стадии Размышления

Устные формы рефлексии:
• Беседа по пометкам
• Беседа по вопросам
• Интервью участника событий

Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста):
• Резюме
• Эссе
• Синквейн
• Диаманта
• Хокку
• Телеграмма
• Благодарность
• РАФТ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методы обучения.

1. Понятие и сущность метода и приёма обучения.

Следовательно, понятие метода обучения отражает:

1) Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

2) Специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Таким образом методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Метод осуществления педагогического процесса расчленяются на составляющие его элементы, которые называются методическими приёмами.

По отношению к методу, приёмы носят частный подчиненный характер – они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приёмы могут быть использованы в разных методах и наоборот. Метод включает в себя ряд приёмов, но сам он не является их простой суммой. Приёмы определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. С методами и приёмами обучения тесно связаны и применяются в единстве средства обучения. К ним относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т.д.), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, художественная и научно-популярная литература, произведения искусства, технические приспособления, СМИ).

2. Классификация методов обучения.

В настоящее время нет единого подхода классификации методов обучения.

· Организация учебно-познавательной деятельности;

· Стимулирование и мотивация;

· Контроль и самоконтроль.

2) По источнику информации (словесные, наглядные, практические).

3) По характеру познавательной деятельности:

4) По дидактическим целям:

· Изложение новых знаний;

Методы обучения по источнику информации

Словесные

- работа с книгой

Наглядные

Практические

Словесные методы:

Рассказ – это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем.

К рассказу обычно предъявляется ряд педагогических требований:

· Рассказ должен обеспечивать достижение дидактических целей урока;

· Содержать только достоверные и научно проверенные факты;

· Включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

· Иметь четкую логику изложения;

· Излагаться простым и доступным языком;

· Отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение – словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала.

Использование метода объяснения требует:

· Точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

· Последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

· Использование сравнения, сопоставления, аналогии;

· Привлечения ярких примеров;

· Безукоризненной логики изложения.

Школьная лекция – продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приёмами активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной масли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала).

Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к понимаю нового материала или проверяется усвоение уже изученного.

Беседы бывают:

· Эвристическая – учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителем и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.

· Катехическая – используется при проверке того, что было предложено выучить. Ученики подводятся к самостоятельной умственной работе, к самостоятельному мышлению.

· Сократическая – устный диалогический метод, рассчитанный на то, что уже известно собеседнику и следует наводящими вопросами выяснить границы его знания и незнания и вместе с ним прийти, если для этого есть предпосылки, к открытию в себе прекрасного и разумного.

· Герменевтическая – у учащихся развивается умение самостоятельно пользоваться, например, книгами, картинами, моделями и т.д.

Работа с книгой – один из важнейших методов обучения. Работа с книгой может быть организована в двух формах: под непосредственным руководством учителя и в форме самостоятельной работы учащегося. Сущность этого метода ( в той и в другой форме) заключается в овладении с новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры, закономерности и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой.

Учебная дискуссия – метод обучения, основанный на обмене мнениями по определённой проблеме.

Наглядные методы:

Наблюдение – учащиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные черты.

К проведению наблюдения предъявляются следующие требования:

1. Следует дать по возможности исчерпывающие и точные описания поведения ребенка в самых разнообразных ситуациях.

2. Необходимо избегать субъективных толкований и оценок.

3. Точное описание факта, а не его толкование необходимо заносить в протокол, т.к. последнее может быть спорным.

4. При описании следует пользоваться словами и терминами, имеющими одно значение и точно соответствующими наблюдаемому явлению.

5. Делая обобщения и выводы наблюдений, следует учитывать все данные наблюдения.

Иллюстрация – показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на и доске и пр.

Демонстрация – метод обучающего взаимодействия педагога с детьми на основе показа реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях обращения внимания учащихся на существенные характеристики изучаемых предметов, явлений и процессов.

К иллюстрации и демонстрации предъявляются требования:

1) тщательный отбор материала (натуральные предметы, макеты, модели или изображения) и определение места и характера демонстрации (в статичном состоянии или в движении);

2) оптимальное количество демонстраций (ни много, ни мало);

3) обеспечение качественной стороны иллюстраций и демонстраций, их надежности, техники безопасности при выполнении;

4) доведение до сознания учащихся цели и содержания демонстрации;

5) обеспечение ясности и точности восприятия;

6) коллективное подведение итогов и самостоятельность выводов (при изложении нового материала).

Практические методы:

Упражнение – метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путём повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности.

· Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся.

· Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений письма.

· Графические упражнения заключаются в выполнении рисунков, зарисовок, при проведении экскурсий, практических работ, составление схем, чертежей, изготовление альбомов, плакатов.

· К практическим упражнениям относятся работы по математике, физике, химии и другим предметам, связанные с выработкой умений обращаться в предметами, инструментами (ножницы, игла и т.д.), проводить измерения и т.д.

Лабораторная работа – это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Требования к проведению лабораторных занятий:

1) укрепление связи с теоретическими занятиями;

2) приближение лабораторных занятий к требованиям непрерывно развиваю­щихся науки и техники;

3) развитие инициативы и само­стоятельности студентов в процессе выполнения лабораторных работ ;

4) использование индивидуального подхода к работе со студентами;

5) углубленное изучение отдельной темы, проблемы, вопроса.

Практические работы – осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта использования уже имеющихся знаний и получение новых, относящихся к использованию предмета знаний.

Краткое содержание метода

Деятельность обучающего

Деятельность обучаемого

1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации.

2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода – формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний.

2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения.

2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приёмами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий.

3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода – раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения.

3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдения и т.д.

3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего ( проблема, гипотеза, доказательство достоверности и ложности выдвинутых предложений и т.д.)

4. Частично-поисковый метод или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решении проблем.

4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведённых фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит системы взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы.

4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, овладении приёмами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождении путей её решения и т.д.

5. Исследовательский метод. Основное содержание метода – обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых значений. Сущность метода – обеспечение организации поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем.

5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий и т.д.

5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приёмов самостоятельной постановки проблем, нахождения способов их решения и т.д.

А.М.Данилов, Б.П.Есипов предложили классифицировать методы обучения по основным дидактическим целям и соответственно выделяли:

· Методы приобретения знаний;

· Методы формирования умений и навыков;

· Методы применения знаний;

· Методы контроля, точнее – методы закрепления и проверки знаний, умений и навыков.

Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет 3 группы методов:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

· Словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации);

· Индуктивные и дедуктивные (логические аспекты)

· Репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);

· Самостоятельные работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением)

2. Методы стимулирования и мотивации:

· Интереса к учению;

· Долга и ответственности к учению.

3. Методы контроля и самоконтроля в обучении:

· Устный, письменный, лабораторно-практический.

В.А. Онищук за основу классификации методов обучения предлагает принять дидактические цели и задачи занятий и соответствующие им виды деятельности учителя и учащихся. В соответствии с этим выделяют:

a) Коммуникативный метод обучения. Образовательная цель занятия: усвоение готовых знаний. Деятельность: изложение учителем нового материала, в том числе проблемное изложение, и восприятие его учащимися; беседа по содержанию нового учебного материала, в том числе эвристическая и проблемно-поисковая; работа с текстом учебника, в том числе самостоятельное изучение учащимися текста; оценка работы.

b) Познавательный метод обучения. Образовательная цель: восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала. Деятельность учащихся: наблюдение, моделирование, изучение иллюстраций, восприятие, анализ, и обобщение демонстрируемых материалов.

c) Преобразовательный метод обучения. Дидактическая цель: освоение учащимися и творческое применение умений и навыков. Деятельность учителя и учащихся: выполнение упражнений, проблемных заданий, познавательных задач, практическая и производственная деятельность.

d) Систематизирующий метод обучения. Дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Деятельность: обобщение и изложение учителем знаний по нескольким связанным между собой разделам программы; обобщающая беседа; составление систематизированных таблиц и т.д.

e) Контрольный метод обучения. Дидактическая цель: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция. Деятельность: выполнение учащимися по заданию учителя контрольных письменных работ, контрольный устный опрос учащихся, выполнение практических заданий.

Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание. Метод обучения характеризуется тремя признаками, он определяет:

1) цель обучения;

2) способ усвоения;

3) характер взаимодействия субъектов обучения.

1) первая состояла в том, что учителя-родители, служившие образцом, уступили место профессиональным учителям;

2) вторая связана с заменой устного слова письменным;

3) третья ввела в обучение печатное слово;

4) четвертая, происходящая в настоящее время, предполагает частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения.

Усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях:

1) осознанного восприятия и запоминания;

2) применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации;

3) творческого применения.

Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения. Методы обучения в практике многих учителей обеспечивают усвоение знаний и способов деятельности главным образом на первых двух уровнях. Причина недостаточного внедрения методов обучения, обеспечивающих творческое применение знаний, является слабая разработанность теоретической концепции методов обучения.

Классификации методов обучения различны.

В зависимости от того, как действует ученик в обучении, можно выделить:

1) активные методы – ученик работает самостоятельно (лабораторный метод, работа с книгой);

2) пассивные методы – ученики слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия).

Деление методов, связанных с живым словом учителя, по источнику передачи и приобретения знаний включает:

1) словесные методы – работу с книгой, эксперименты, упражнения;

2) практические методы – практические работы, письменные ответы.

По степени развития самостоятельности в познавательной деятельности учащихся выделяются:

1) объяснительно-иллюстративный метод – ученик усваивает готовые знания, сообщенные ему в самой различной форме;

2) эвристический метод – метод частично-самостоятельных открытий, совершаемых при направляющей роли учителя;

3) исследовательский метод – экспериментальная работа.

Классификация Ю. К. Бабанского:

1) организация и осуществление познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все

ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения Совершенствование процесса обучения происходит на протяжении всей истории развития педагогики. В настоящее время можно выделить наиболее актуальные аспекты этой проблемы.Личностно-ориентированный подход к ученикам.

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;2) принцип

ЛЕКЦИЯ № 38. Наглядные и практические методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 38. Наглядные и практические методы обучения Наглядные методы условно делятся на две группы:1) метод иллюстраций – показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и т. д. Иллюстративные пособия могут быть

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.Выделяются две основных формы организации обучения.1. Индивидуально-групповая система

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят

ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения

ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения В современной образовательной системе широко применяются технические средства обучения.Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации. К ним

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения Технология обучения – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Технология обучения

Методы обучения

Методы обучения Терапевт должен иметь представление о свойствах семей как системах, о процессе их трансформации и роли терапевта в этом процессе. Эти теоретические представления усваиваются дедуктивным путем. В отличие от них, конкретные навыки терапии передаются

43. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

70. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

70. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Методы обучения – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося, направленные на достижение целей обучения с образовательным, воспитательным и развивающим эффектом. Система методов, квалифицированных по

ВИДЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ВИДЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала. Распространенная классификация методов построена

СТАРЫЕ И НОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

СТАРЫЕ И НОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Описанные выше ситуации не могут удовлетворять ни одного заинтересованного в них человека, а возникают они по нескольким причинам, многие из которых уже были рассмотрены в предыдущих главах книги. Еще одна и основная причина плохих

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.

Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Рассмотрим три наиболее распространенные классификации методов обучения.

1. Классификация методов обучения по дидактической цели (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. В данной классификации выделяют следующие методы обучения :

формирования умений и навыков;

закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).

2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Перовский). Это более распространенная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово, наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.

Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику, групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).

Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.

Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Работа с книгой (учебником) также является одним из важнейших словесных методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

конспектирование – краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица. Предпочтительнее конспектирование от первого лица, т. к. в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления;

тезирование – краткое изложение основных идей в определенной последовательности;

реферирование – обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы;

составление плана текста – разбивка текста на части и озаглавливание каждой из них; план может быть простой и сложный;

цитирование – дословная выдержка из текста. При таком приеме работы необходимо соблюдать следующие условия: цитировать корректно, не искажая смысла; приводить точную запись выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

рецензирование – написание рецензии, т. е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему;

составление справки. Справка – сведения о чем- либо, полученные в результате поисков. Справки бывают биографические, статистические, географические, терминологические и др. ;

составление формально-логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного;

составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу или всей дисциплине;

составление матрицы идей (решетки идей, репертуарной решетки) – составление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;

пиктографическая запись – бессловесное изображение.

Мы рассмотрели словесные методы обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы.

К наглядным методам обучения относятся такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т. п.).

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.

Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.

К письменным тесно примыкают графические упражнения Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т д.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой, развивают конструкторско-технические умения.

Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий используются комментированные упражнения. Сущность их состоит в том, что учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.

Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т. е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.

Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.

Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.

К особому виду относятся практические занятия, которые проводятся с использованием тренажеров, обучающих и контролирующих машин.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемых по источникам знаний. Эту классификацию неоднократно и достаточно обоснованно в педагогической литературе подвергали критике, так как она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, степень их самостоятельности в учебной работе.

3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (ИЛ. Лернер, М. Н. Скаткин).

Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения : объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т. е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, – экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Такая цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.

Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных временных затрат. Существуют и другие классификации методов обучения.

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых : суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В. В. Петрусинский) – обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне; фармакопедия – обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. сети.

Методы и средства обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Методы и средства обучения дошкольников Методы и средства обучения дошкольников Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит.

Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика Процесс обучения – это соц. процесс, кот. зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Методы, средства обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.

Классификация методов и средств обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Читайте также: