Ль й дифференциация конспект
Обновлено: 06.07.2024
даль, дай, боль, бой, моль, мой, куль, куй, роль,рой, лежи,ежи, ледок, едок, Любка, юбка, лямка, ямка.
1. Организационный момент
-Отгадайте, что еще есть на полянке?
1)У него на голове
Ветки. Даже сразу две.
Говорят: Всего два рога,
Да зато отростков много.
Как он носит этот груз,
Я сказать Вам не берусь.
Их носить ему не лень,
Потому, что он…(Олень)
2)На болоте, вдоль дорожки
Ягод красные горошки.
Кто рассыпал столько бус,
Красный цвет и кислый вкус! (Клюква)
3)Выросли звоночки в ряд,
Жалко только — не звенят.
Кто вспомнит все отгадки?
Д: - Олень, клюква, колокольчики.
Л: -Молодцы! Какой звук повторяется в этих словах?
Л: А теперь произнесите этот звук
Д: Хором и индивидуально произносят звук Ль
Л: -Звук Ль мягкий или твёрдый?
Л: -Мягкий будем обозначать облачком в квадрате. Так же звук Ль согласный и звонкий.
Повторим, звук Ль какой?Д: Он мягкий, согласный, звонкий.
ЛЬ Л Л ЛЬ Р Л РЬ ЛЬ Лена, Люба, Лида, Лада, Рик, люкМолодцы! Вы были очень внимательными!В лесу наступила тишина и мы с вами тихо присядем на свои места. Кажется,кто-то идёт…Нам принесли бандероль(маленькую посылку).А кто разносит письма и бандероли? Д: -Почтальон!
Л: -Здесь много разных картинок. Назовём их!
Д: называют что изображено на картинках(картинки выставляются на панно)
Д: ТЮЛЕНЬ, ДЕЛЬФИН, ЗЕМЛЯНИКА, ЦЫПЛЁНОК, ЛЕБЕДЬ, МАЯК, ПОПУГАЙ, ПЕЛИКАН, МАЙКА
Л: -А ещё здесь задание: выбрать картинки со звуком Ль
Д: -Тюлень, земляника, дельфин, лебедь и т.д.
Л: -Расскажите какой сегодня день?
Д: -Солнечный, холодный, морозный и т.д.
Л: -Какой звук вы произносите в конце этих слов?
Л: -Звук Й мы уже встречали в начале слова или после гласных. Он обозначался буквами е, ё, я. Расскажите, что вы знаете про звук Й.
Д: -Это звук согласный, всегда мягкий, звучит звонко.
Д: - Это моя майка .
Это мой попугай. Это моя земляника…. т.д.
Л: -В лесу бывает эхо. А сейчас вы станете моим эхом. Я буду называть звуки и слоги, а вы повторять их!
Цель: дифференцировать звуки [л’], [j].
Задачи:
- закреплять знание норм артикуляции звуков [л’] - [j];
- учить давать сравнительную характеристику звуков [л’] - [j];
- учить дифференцировать звуки [л’] - [j] в слогах, словах, предложениях, тексте;
- учить согласованию местоимений с существительными.
Оборудование: изображение львенка и ежа, зеркала, слоговая таблица, карандаши, ручки, тетради, мяч текст рассказа "Львенок и ежонок".
Ход занятия
Организационный момент
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Львенок и ежик)
- Львенок и ежик принесли вам свои любимые звуки и буквы. Угадайте их.
- У Львенка и ежика они стоят первыми в их именах? ([л’], [j])
Артикуляция гимнастика
Учитель-логопед: Начнем мы наше занятие с артикуляционной гимнастики.
- Упражнения для губ: "Птенчики".
- Упражнения для языка: "Чашечка", "Болтушка".
Характеристика звуков [л’] - [j]
Учитель-логопед: Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Звук [л’] – согласный, так как есть преграда – язык, мягкий, звонкий. Губы слегка улыбаются. Кончик языка упирается в верхние зубы. Спинка языка прогнута. Воздушная струя слабая, теплая, выходит по бокам языка.
Звук [j] – согласный, краткий. Бывает только после гласного звука.
Основная часть
Дифференциация звуков [л’] - [j]
Учитель-логопед диктует звуки, а обучающиеся рисуют стрелочки: стрелочку вверх услышав звук [л’], а вниз звук [j].
- Подпишите под каждой стрелочкой букву.
Чтение слогов по слоговой таблице
Дидактическая игра "Измени слово"
Юбка – Любка, йод – лед, мой – моль, юг – люк, поет – полет, галька – гайка, койка – Колька, роль – рой.
Загадки
Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец,
Так и выскочил жилец. (Яйцо)
Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные . (Блины)
В день веселых именин
Выпекают хлеб один,
И поют все: "Выбирай,
Кого любишь, …!" (Каравай)
Мы с изюмом, миндалем
Их на пасху испечем.
А лепить их во дворе
Тоже любо детворе. (Куличи)
Вы припомните скорей,
Кто источник сухарей? (Хлеб)
Ягоды в сметане
Для Вани и для Мани. (Йогурт)
В рекламе хвалят все его
И заправляют им хозяйки
Новогодние салаты. (Майонез)
Дидактическая игра "Прятки"
Учитель-логопед: Выберите картинки (картинки предыдущего занятия) для Львенка и ежика. Определите, где спрятались их любимые звуки, в начале, середине, конце?
Работа в парах.
Физкультминутка
Мы руками: хлоп – хлоп – хлоп
Мы ногами: топ – топ – топ
Кулачками постучим
Сядем помолчим.
Имена собственные
Учитель-логопед: Прочитайте имена: Юля, Оля, Майя, Валя, Эля, Аля, Тая, Ляля, Лиля, Лиза, Люба, Толя, Леша, Леня.
- Назови полные имена: Оля, Валя, Лиля, Лиза, Люба, Толя, Алеша, Леня, Коля, Вася.
Дидактическая игра с мячом "Мой, моя, мои, мое"
Учитель-логопед: Назовите только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мои, мое). (Составьте словосочетания по образцу. Образец: мой шиповник…)
Картинки: майка, зайка, сарай, змей, герой, край, лейка, мотыльки, листья.
Пересказ рассказа "Львята и ежик"
Логопед читает рассказ "Львенок и ежонок" с установкой на запоминание.
Львята и ежик
Гуляли львята на полянке и услышали, что в яме у сарая кто-то плачет. Подошли они к яме, а там маленький ежик. Помогли львята выбраться из ямы, положили его на полянку. А ежик испугавшись свернулся в клубок и покатился в ельник!
Обучающиеся пересказывают рассказ.
Итог занятия
- Молодцы, ребята! Вам понравилось играть с нашими гостями?
- Пора прощаться с ежиком и львенком, но на прощание скажите, с какими звуками мы сегодня работали?
- Что это за звуки?
- Где находится язычок при произношении звука [j]?
- А при произношении [л’]?
- Образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков Ль и Й, выделяя сходство и различия;
- добиваться чёткой дифференциации звуков на слух и в произношении;
- закрепить знания о характеристике звуков;
- правильно соотносить звуки с соответствующими буквами;
- учить детей отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
- развивать фонематический слух и анализ;
- работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
- предупреждение дисграфических ошибок;
- развитие мелкой моторики рук.
- воспитание умения понимать учебную задачу;
- воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркало, профили артикуляции звуков, картинки настроения, компьютер, презентация.
План занятия.
I. Оргмомент
II. Артикуляционная гимнастика.
III. Артикуляция звуков.
IV. Сравнение букв
V. Дифференциация изолированно, в слогах.
VI. Физминутка.
VII. Дифференциация в словах.
VIII. Дифференциация в предложениях.
IX. Итог занятия.
X. Домашнее задание
XI. Оценка деятельности учащихся.I. Оргмомент
– Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?
Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.- четко и правильно произносить близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л'];
- слышать и различать близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л'];
- читать слоги и слова с буквами Й и Л;
- правильно изменять слова.
III. Артикуляция и характеристика звуков
Попеременно произнеси звуки, стараясь почувствовать движение языка:
– Чем отличается звук от буквы?
– Звук мы слышим и произносим, а букву – видим, пишем, читаем.Ай, иль,ель, ой, эль, уй, юль, ёль, ый, яль.
Ле – й, лю – ю, ля – я, ли – й, лё – ё, ле – е.VI. Физминутка
VII. Дифференциация в словах
1. Прочитай и отгадай загадки.
2. Назови сказочных героев, чётко произнося звуки Ль,Й:
В каких словах тебе встретился звук Й, Ль, оба звука?
Зверь уснул, укрывшись гривой.
Хвостик с кисточкой игривой
Я бы тронул, осмелев,
Да боюсь, проснётся … лев.VIII. Дифференциация в предложениях
Измени предложения по образцу:
У Коли попугай.
– Это Колин попугай.
У Лёши койка.
– Это Лёшина койка.
У Лиды лейка.
– Это Лидина лейка.
У Любы зайка.
– Это Любин зайка.
У Лёвы гайка.
– Это …
У Лены линейка.
– Это …IX. Итог занятия
– Какие звуки мы учились сегодня различать?
– Чем отличаются эти звуки?X. Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь).
XI. Оценка деятельности учащихся.
Информационные ресурсы
учить детей отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
развивать фонематический слух и анализ;
работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
предупреждение дисграфических ошибок;
развитие мелкой моторики рук.
воспитание умения понимать учебную задачу;
воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.
Ход занятия:
– Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?
Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.Цели: мы должны научиться:
четко и правильно произносить близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л'];
слышать и различать близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л'];
2. Артикуляционная гимнастика
Артикуляция и характеристика звуков
Попеременно произнеси звуки, стараясь почувствовать движение языка:
Й – Л', Й – Л'; Л' – Й; Л' – Й.
Логопед спрашивает, дети по картинкам отвечают.
Кто там песенки поёт? – Я пою
Воду кто из ванны льёт? - Я лью
Кто цветы поливает? – Я поливаю
Кто слушает море? – Я слушаю
Кто летает в облаках? – Я летаю.
Кто ногою мячик бьёт? – Я бью.
Кто там хлебушек клюёт? – Я клюю.
Простудившись кто болеет? – Я болею.
Кто блины лепить умеет? – Я умею.
Кто не перепутал звуки, ну-ка, поднимите руки
Физминутка (выполнять пальцами сначала одной потом другой руки)
Листья с клёнов полетели произносить текст, соединяя
На пальто у Оли сели поочерёдно большой палец
Мы с тобою в лес пойдём с остальными.
Олю в листьях не найдём
Однажды в осенний, пасмурный день енотик гулял под дождевой тучей.
Без резиновой обуви его лапы намокли и мама уложила его в постель.
К енотику пришли гости: кот Баюн, медведь Яшка, лиса Юля и зайка Бояка. Друзья принесли еноту гостинцы: кот –вишневое варенье, медведь –корзину малины, лиса – липовый мёд, зайка – чайную заварку, мятную, вкусную. И мама енотиха заварила чай с ромашкой и мятой. «Бывает ромашка садовая и полевая, лекарственная, - сказала она.
Читайте также:
- Конспект занятия 1 мая в младшей группе
- Конспект по конструированию в старшей группе из природного материала божья коровка
- Нравственно философские мотивы драмы на дне конспект урока
- Правление елизаветы петровны конспект урока 8 класс андреев презентация
- Конспект развлечения для детей с дцп старшая группа