Конспект занятия корень слова 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Правила речи.

– Давайте вспомним правила речи.

Каждый день
Всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2. Психогимнастика.

– С каким настроением вы пришли на занятие? Положите фишку на соответствующий вашему настроению рисунок.

II. Постановка темы занятия.

– Догадайтесь, какая тема сегодняшнего занятия.

.аволс ватсоС (Состав слова.)

III. Работа по теме.

1. Гимнастика для развития воздушной струи.

– Подуйте на пособие так, чтобы увидеть, что изображено внутри карточки. ( Карточки с условными обозначениями частей слова вывешиваются на доске.)

2. Прослушивание стихотворения.

Слово делится на части
Ах, какое это счастье.
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей.
На конце любого слова
Окончание ищет Вова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Окончание он найдёт,
Его в рамочку возьмёт.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки образуются слова.
После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу,
Обозначу уголком,
Называю суффиксом.

– О какой части слова в стихотворении не сказано? (О корне.)

3. Родственные слова.

– Какая часть слова самая главная? Почему?

– У чего ещё есть корень?

– Может ли растение жить без корня? Почему?

3.1 Работа по индивидуальным карточкам.

– Подбери к каждому слову по 3 родственных ему слова. Запиши слова, выдели корень.

  • Пять, пятно, пятнышко, пятнистый.
  • Полёт, лётчик, лето, летает.
  • Перо, перья, первый, пёрышко.
  • Гора, горка, горный, горюшко.

4. Образование слов с помощью приставок. (Чтение слов по табличкам.)

– Прочитайте слова. С помощью чего они образованы? Что называется приставкой?

4.1. Работа в тетрадях с взаимопроверкой.

  1. Выйти из состояния сна – проснуться.
  2. Присоединить с помощью верёвки – привязать.
  3. Сменить место проживания – переехать.
  4. Отделить ножницами часть ткани – отрезать.
  5. Проглотить таблетку с водой – запить.
  6. Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску – прибить.
  7. Старое пальто сшить иначе – перешить.
  8. Начать исполнять песню – запеть.

IV. Физкультминутка.

– Внимательно слушайте слова. Если в слове есть окончание – хлопайте в ладоши, если в слове есть приставка – приседайте, если есть суффикс – прошагайте на месте.

Слова: берёза, ротик, выход, малина, братец, зима, рассвет, столик, правнук, ложка, пёсик, зашёл, лесок, полил.

5. Суффиксальный способ образования слов. (Продолжение работы по теме занятия.)

Игра с перекидыванием мяча.

– Образуйте новые слова с помощью суффиксов:

лес – лесок стул – стульчик гусь – гусак
помидор – помидорчик день – денёк дом – домик
зуб – зубок пёс – пёсик дуб – дубок

6. Составление слов из частей слова.

– А сейчас попробуйте самостоятельно составить новые слова из частей данных слов. ( Таблички со словами вывешены на доске.)

занавес подготовить дочка луна заготовка
расписание краски речка роза раскраска
поход слово лисица лапа пословица
запел морозец печка орехи заморозки

– На каждом лепестке написано начало предложения, нужно закончить его и прикрепить лепесток, чтобы получилась ромашка.

  • Корень слова – это …
  • Слова с одним и тем же корнем называются …
  • Чтобы правильно найти в слове корень, нужно …
  • Суффикс – это …
  • Суффикс пишется …
  • Суффиксы образуют …
  • Приставка стоит …
  • Приставка пишется со словом …
  • Приставки образуют …
  • Окончание служит для …
  • Основа – это .
  • Окончание – это …

V. Итог занятия.

– Ребята, вы правильно выполнили все задания. Молодцы!

– Какие части слова повторяли сегодня на занятии?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык Урок №___________ 4 кл. Дата ________________

Тема урока: Части основы. Корень слова. Однокоренные слова. Чтение в лицах. Составление высказывания по пословице.

Цели : Образовательная: формировать у учащихся представление об однокоренных словах на основе родственных связей слов, представление об общей части родственных связей слов, закреплять представление об окончании и основе слова; Развивающая: развивать умение находить и обозначать корень в ряду однокоренных слов; Воспитательная: воспитывать интерес к языковым явлениям, к изучению русского языка.

Наглядный материал: раздаточный материал (карточки со словами), карточки с пословицами:, картинки, учебник.

Методы : фронтальный, индивидуальный, групповой (работа в парах).

Ожидаемые результаты: После урока дети смогут находить и обозначать корень в ряду однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

I. Органайзер.

Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее, начнём скорей урок.

Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

Надо просто улыбнуться.

Дети повернитесь друг к другу и скажите:

Привет, сосед, улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил, всем улыбку свою дарил.

-Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами.

- Правильно. Корень. Но слово корень – многозначное. Где в жизни вы уже встречались с этим словом? (Подземная часть растений, внутренняя часть зуба, волоса, ногтя.)

- У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем говорить о корне как части слова.

- Что вы ждёте от урока? - Каким хотите видеть урок?

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

Каллиграфическая минутка.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться

Улыбка никому не вредит. (японская пословица)

-Как вы понимаете данную пословицу?

Словарная работа. Поставить ударения в словах.

Тяжёлый, овощи, сентябрь, морковь, яблоко, огонь, воробей, погода, берёза, картофель, рябина, библиотека.

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

1. Работа с наглядным материалом.

-Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (На доске открывается плакат)

-Прочитайте внимательно слова, посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы детей)

-Правильно (открывается корень воз). Эта часть ВОЗ. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов корнем. Потом на глаза им попался ещё один маленький корешок ХОД, такой грустный, но уже очень юркий. И попросил он людей его тоже посадить в землю, пообещав разрастись в большое дерево. Не поверили люди, но всё же посадили его, не пропадать же ему совсем. Много, очень много ростков появилось от одного маленького корешка ХОД, и все они были чем-то похожи на своего предка. Попробуйте угадать и назвать эти слова.

- Чем же похожи эти слова? Какая часть в этих словах будет корнем? (Ход.)

- Правильно, корень ход и выделяется корень дугой. (Выделяем.)

- А попробуйте прочитать только корень. (Читают.)

- Вы поняли, что означает это слово? (Да.)

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)

- Ясен ли смысл слов? (Нет.)

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы детей.)

- Кто понял и сможет рассказать, что такое корень? (Ответы детей.)

- А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень земл, во втором – звер, в третьем – вод. У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.

- Начинаем заселять дома: (Дети по очереди прикрепляют свои слова.)

земляк зверь вода

землемер зверёк водолаз

землячка озвереть водоём

земляной звериный водяной

приземлить зверюшка водитель

- Внимательно посмотрите и скажите, все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее.)

- Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл.

- А как написан корень в однокоренных словах? (Ответы детей.)

- Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково.

- Взаимопроверка.

3 . Упражнение в выделении корня в однокоренных словах. (Карточки.)

- Так же, как и кустов, корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам.

- Спишите слова, выделите корень:

1 вариант: Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лёд.

2 вариант: Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

4 . - Кто из вас любит заниматься рыбной ловлей?

- Сейчас мы с вами образуем группу слов, связанных со словом “рыба”.

- Назовите, одним словом словосочетания и запишите эти слова, выделяя общую часть.

Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка).

Рыбная ловля. (Рыбалка).

Ловить рыбу. (Рыбачить).

Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак)

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление и осмысление изученного материала.

1. Упражнение в подборе однокоренных слов.

- Подобрать однокоренные слова. Слова записать в столбик. Работаем в парах. (Корни на листах прикреплены на доске)

1 ряд – мороз.

2 ряд – груз.

- Проверка ( Дети читают цепочкой):

1 ряд 2 ряд 3 ряд

мороз груз море

заморозки грузчик моряк

морозный грузовой приморье

заморозить грузить морской

морозильник погрузка мореход

- А у кого из вас встретилось словарное слово? (Ответы.)

- Верно, это слово мороз. Ещё раз запомните, как оно пишется.

На карточках: Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисёнок.

Лось, лоскут, лосёнок.

Горный, горка, городок.

Пёс, песочный, песок.

- Молодцы! А теперь на слух: Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи. Холод, холмик, холодок.

Носик, носит, носок. Семя, семечко, семь Вдруг, подруга, друзья.

Поле, полька, полюшко, полевод . (Полька - не однокоренное слово.)

VII. Творческая работа.

- Объясните смысл пословиц:

Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.

Все знания бог человеку не дал.

Знайка дорожкой бежит, Незнайка на печке лежит.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

1. - Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей.)

- Что же такое корень? (Главная часть однокоренных родственных слов.)

- Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково.)

2. Рефлексия.

1. Урок был – полезный, познавательный…

2. На уроке чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

4.Были ли вы на уроке внимательны друг к другу.

3. Выставление оценок.

Корень мой находится в цене, в очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали, вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)

- Молодцы! А исполнились ли ваши ожидания от урока?

I X . Домашнее задание.

- Придумать сказку про корень. Выполнить упражнение ___________ на с. _________ .

Учитель: Глубоко вздохните и выдохните.

Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения.

Вдохните в себя красоту сегодняшнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, доброту людей.

-Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

-Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым!

Нажмите, чтобы узнать подробности

- У чего есть корень? (растение, зуб). А еще корень есть у слова. Цветок может жить без корня? Слова тоже не бывают без корня?

читать, читатель, читаю

- Прочитайте и найдите корень в этих словах. Какую часть слова мы выделили? Правильно, у этих слов одинаковый корень.

Такие слова называются однокоренные.

5. Пальчиковая гимнастика.

Упражнения с мячом - ёжиком

6. Работа со словом.

Прочитайте. Выпишите слова с одинаковым корнем и выделите в них корень.

В школьной библиотеке много книжек. Они находятся на книжных полках.

7.Физкультминутка

8.Прочитайте и найдите лишнее слово (не однокоренное) (на экране)

Игрушка, игра, сидеть, играть

9. Работа с предложением

Прочитайте. Вставь пропущенные однокоренные слова (работа в карточках)

Слова для подсказки (сказку, сказочные) В библиотеке много книг, газет, журналов.

Сейчас мы с вами поиграем в библиотеку. Прочтите название книг. Это ваши любимые сказки. Разложите закладки по названию сказок.

- Расставьте книги на полочки. Найдите самую толстую книгу, поставьте ее с левой стороны полочки. Теперь найдите книгу тоньше предыдущей и поставьте её рядом.

- Молодцы! Расставили книги на полочках. Получилась маленькая библиотека.

11.Итог занятия

-Ребята, сегодня на занятие мы учились находить и выделять какую часть словах? Корень слова. Что мы знаем о корне слова? Корень - главная часть слова. Эти знания нужны будут вам на последующих занятиях.

12.Рефлексия

-Ребята, вам было интересно на занятие? И мне с вами было тоже интересно. Молодцы! Хорошо работали на занятие! Какое у вас настроение? Выберите смайлик. Ребята, я вам желаю, чтоб на всех уроках и занятиях всегда вам было интересно.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Представлен подробный конспект урока по учебно-методическому комплекту "Школа России" по русскому языку в 4 классе. Данный урок помогает систематизировать имеющиеся знания учащихся по теме "Значимые части слова. Корень", а также отработать умение образовывать однокоренные слова, выделять корень и различать однокоренные слова и формы слова.

Читайте также: