Рациональное использование природных ресурсов 8 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

воспитывающая: развитие экологического мышления.

- познакомиться с видами природных ресурсов, проблемами их использования

- определить пути решения данных проблем

- продолжить формирование умения работать в группе

- повысить мотивацию к изучению географии через использование

видеопроектор, экран, презентация учителя

Учитель: Доброе утро! Садитесь! (учащиеся сидят по рабочим группам). Перед началом нашей работы выполним традиционное упражнение – помассируем мочки ушей. Зачем мы это делаем?

Учащиеся: Для того, чтобы кровь прилила в голову и это способствовало активизации мыслительной деятельности.

Учитель: Итак, готовы? Молодцы!

Перед вами карта (слайд №1). Назовите территорию, свой ответ аргументируйте. Какие географические объекты скрываются под знаками вопроса?

Учащиеся: Русская равнина (границы, площадь территории, показатель протяженности с севера на юг).

Учитель: Проверяем (слайд №2). Молодцы!

Руководители групп комментируют слайды (приложение 1).

Учитель: Спасибо. Сейчас я хочу вам представить свой синквейн (слайд №3). Как вы думаете, какие вопросы, проблемы вызвали у меня такие ассоциации на заданную тему?

Совместно формулируем тему урока:

Рациональное использование природных ресурсов Русской равнины

(слайд №4) ,

Учитель: Какова цель нашего сегодняшнего занятия?

- определение видов природных ресурсов, проблем их использования, поиск путей решения этих проблем.

Учитель: По представленным иллюстрациям определите виды природных ресурсов:

- водные (слайд №5)

- лесные (слайд №6)

- минеральные (слайд №7)

- почвенные (слайд № 8 )

- рекреационные (слайд № 9 )

Учитель: Каждая группа будет специализироваться на определенном виде ресурса.

Задания для групп (слайд №10):

1. Разгадайте кроссворд (приложение 2) (при правильном разгадывании кроссворда в выделенной вертикальной колонке вы увидите слово, характеризующее проблему, возникающую при использовании данного вида ресурса).

2. Предложите пути решения данной проблемы

Источники получения информации : учебник (&29), карты атласа, Интернет.

Проверка правильного выполнения кроссвордов осуществляется при помощи слайдов:

слайд 11 – водные (загрязнение), слайд 12 – лесные (вырубка лесов), слайд 13 – почвенные (истощение), слайд 14 – рекреационные (слабое освоение), слайд 15 – минеральные (истощение).

Представители группы предлагают пути решения проблемы.

Учитель: Итак, какой общий вывод мы можем сделать? Достигли ли мы цели нашего занятия?

Учащиеся: Человек использует в своей деятельности большое количество природных ресурсов, это приводит к проблемам. Поэтому необходимо рационально использовать ресурсы.

Учитель: Для того, чтобы узнать мнение каждого о нашем сегодняшнем уроке, я вам предлагаю заполнить карточки, которые находятся на ваших столах. Руководители оценивают работу группы в бланках (приложение 3 ) .

Учитель: Урок окончен, всем спасибо.

Домашнее задание: &29, составить презентацию- обобщение материала урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Природные ресурсы и их рациональное использование

(Урок географии в 8 классе)

Технологическая карта урока

Учебный предмет : география

Класс : 8 класс.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Цель урока : создать условия для формирования представления о видах природных ресурсов, их охране и рациональном использовании.

Обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД : умения формулировать цель урока, планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию;

познавательных УУД : умения выделять проблему, находить и обосновывать пути решения проблемы, выявлять закономерности, обобщать знания в виде выводов;

коммуникативных УУД : умения использовать средства географического языка для получения и передачи информации, участвовать в продуктивном учебном диалоге, строить монологиче ские высказывания;

личностных УУД : умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;

Создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Образовательные результаты:

Личностные: развитие навыков коммуникативной компетентности; воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления, осознание практической значимости рационального природопользования

Метапредметные результаты: развитие умения работать в соответствии с поставленной задачей, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; совершенствование рефлексивных умений учащихся.

Предметные результаты : умение характеризовать конкретные виды природных ресурсов, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский

Проект урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия

Организационный момент (Создание благоприятной атмосферы на уроке. Мотивация учащихся)

Занимают места за партами. Приветствуют учителя.

Настраиваются на плодотворную работу.

Подписывают листы самооценки.

Приветствует учащихся. Создает благоприятную атмосферу на уроке. Контролирует готовность рабочего места. Осуществляет психологический настрой на работу.

Мотивирование к учению. Волевое саморегулирование. Ценностно-смысловое ориентирование.

Постановка темы урока. Мотивация учащихся

Участвуют в беседе. Предлагают и согласовывают тему урока. Выполняют самооценку и выставляют баллы в листе самооценки.

Воспроизведение и фиксация ЗУНов, достаточных для определения темы урока

Мотивирование и развивание интересов к познавательной деятельности. Произведение мыслительных операции (анализ, обобщение).

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Постановка целей и задач урока. Планирование деятельности.

Формулируют цель и задачи урока. Планируют пути достижения цели. Работают с листом самооценки.

Определение конкретной цели своих будущих учебных действий.

Самостоятельное выделение и формулирование цели. Постановка и формулирование задач. Соотнесение своих действий с планируемыми результатами. Самоопределение. П ланирование успешного сострудничества

Самостоятельно отвечают на вопросы индивидуальных заданий. Осуществляют самоконтроль и взаимный контроль по образцу. Выставляют баллы в лист самооценки

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания.

Воспроизведение и фиксация ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий

Произведение мыслительных операций(обобщение, анализ, синтез, сравнение). Выполнение пробного задания.

Контролирование и оценивание своих действий. Волевое саморегулирование.

Изучение нового материала

Обсужд ают значение природных ресурсов для человека.

Выявля ют различные группы природных ресурсов на основании материалов учебника.

Обсужда ют и сравнива ют пути и способы охраны и рационального использования различных групп ресурсов .

Корректируют при необходимости записи.

Выполняют самооценку и выставляют баллы в листе самооценки.

Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия. Организовывает самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для учащихся, допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения.

Выявление существенны х признак ов конкретного понятия. Систематизирование и классифицирование различных групп природных ресурсов. Выявление значени я природных ресурсов для человека, способов

охраны и рационального использования различных групп ресурсов .

Добывание новых знаний. Поиск и выделение необходимой информации. Построение логических рассуждений, анализирование, обобщение, сравнение, выявление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и обоснование их.

Использование знаково-символических средств. Аргументация своего мнения и понимание других позиций.

Фиксирование индивидуальных затруднений в учебном действии. Волевое саморегулирование в затруднении.

Первичное закрепление изученного материала

Составля ют характеристику одного из видов природных ресурсов по самостоятельно разработанному плану.

Осуществляют самооценку и взаимооценку.

Организует выполнение задания, в котором новый способ действий связан с ранее изученными.

Составление плана характеристики ресурса.

Построение логической цепи рассуждений.

Описание объекта по плану.

Постановка домашнего задания

Записывают домашнее задание в дневники

Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества.

Воспроизведение и фиксация ЗУНов

Выполнение выбора. Самоопределение.

Итог урока. Рефлексия

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия. Заполняют лист самооценки.

Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Подводит итоги.

Выполнение рефлексии и оценивание предметных результатов деятельности

Оценивание способов своей деятельности. Самооценивание на основе критериев успешности.

Приложение 1

Содержательное наполнение урока

Создание благоприятной атмосферы на уроке. Мотивация учащихся.

Для создания благоприятной атмосферы на уроке и настроя на продуктивную деятельность используется аффирмация, которую учитель произносит совместно с учениками после приветствия:

- Я вижу. Я слышу. Я понимаю. Я ясно мыслю. Я эффективно действую.

Я избираю путь радости, мира и успеха. Я работаю с хорошим настроением.

- Каждый человек желает, чтобы его работа была отмечена, оценена. Сегодня вы сами будете оценивать свою работу. Чтобы ваша оценка была объективной, в процессе работы на каждом этапе урока вы будете заполнять лист самооценки (Приложение 2) по определенным критериям и выставлять баллы. В конце урока полученные баллы переведете в отметку. Желаю вам хорошей плодотворной работы и отличных оценок!

2. Постановка темы урока.

Человек существует в природной среде. Он удовлетворяет свои потребности за счет природы, пользуясь природными компонентами. Но не все компоненты природы используются человеком в одинаковой степени. Какие компоненты и как используются человеком? (Ответ: Древесина - для производства мебели, газ – в качестве топлива, почва – для выращивания сельскохозяйственных культур и т.д.) Как одним словом можно назвать все эти компоненты природы? (Ответ: ресурсы). Человек с давних пор пользуется природными ресурсами. Население земного шара увеличивается очень быстро. Уже сейчас оно составляет более 7 млрд.человек. И все люди желают жить в комфортных условиях, хорошо одеваться, вкусно кушать, ездить на машинах… Чтобы обеспечить себе эти условия им приходится использовать все большее количество ресурсов. Какая проблема встает перед человечеством в связи с этим? (Ответ: оскудение ресурсов, и, следовательно, рациональное их использование). А теперь попробуйте сформулировать тему урока. (Ответ: Природные ресурсы и их рациональное использование)

Учитель просит учащихся выполнить самооценку и занести баллы в лист самооценки.

3. Постановка целей и задач урока. Планирование деятельности.

Какова цель урока? (Ответ: Узнать о видах природных ресурсов. Изучить принципы рационального использования природных ресурсов)

Как вы спланируете свою деятельность по достижению целей урока? (Ответ: Поэтапное решение поставленных задач с привлечением различной информации)

Как вы сможете узнать, что достигли цели урока? ( Ответ: Сможем дать характеристику природного ресурса. Определить принципы рационального использования различных видов природных ресурсов)

Учитель фиксирует цели и задачи на доске. Хвалит учеников и предлагает заполнить лист самооценки.

4. Актуализация знаний.

Выполните задания индивидуальной карточки. (Приложение 3)

Проверим выполненные задания и сделаем вывод. (Вывод: Природные ресурсы очень разнообразны; использование их разобщено во времени и приводит к ухудшению экологического состояния природной среды.)

Заполните лист самооценки.

5. Изучение нового материала.

С соседом по парте обсудите значение природных ресурсов в жизни человека. Результаты обсуждения зафиксируйте в тетради. Сверьтесь с материалом учебника. При необходимости скорректируйте записи. Оцените свою работу.

С помощью учебника составьте классификацию природных ресурсов по принципу исчерпаемости (Задание 2. Приложения 4)

Какую еще классификацию и по какому признаку вы можете предложить? (Ответ: по характеру использования)

По мере развития цивилизации все большее количество природных компонентов и свойств природной среды становятся природными ресурсами. Увеличиваются и объемы использования ресурсов. Все это приводит к истощению природных ресурсов. Но существует еще одна проблема, связанная с использованием ресурсов. Добыча и переработка ресурсов сопровождается образованием отходов. Пока отходов было мало, природа сама справлялась с их переработкой. Лавинообразный рост отходов ведет к загрязнению среды обитания, ухудшению качества окружающей природной среды, что становится угрозой самому существованию человеческого общества. Поэтому необходимо охранять и рационально использовать природные ресурсы. Предложите пути их рационального использования. Можно ли утверждать, что каждый из видов природных ресурсов предполагает особый способ охраны и рационального использования? (Ответ: Да)

6. Первичное закрепление изученного материала.

В качестве закрепления предлагается выполнить задание Приложения 5. Можно дать характеристику любого природного ресурса по выбору учащихся или конкретного на выбор учителя. План характеристики можно предложить разработать учащимся самостоятельно и дополнить им характеристику Приложения 5.

7. Постановка домашнего задания.

Прочитать параграф 53, ответить на вопросы 2,4. Выполнить задание №3 в рабочей тетради ( Задание 3. Приложение 4)

8. Итог урока. Рефлексия.

- Какова тема урока?

- Какова цель урока?

- Достигли цели урока?

- Что узнали нового?

- Какие задания было особенно интересно выполнять?

- В чем испытывали затруднения?

Посчитайте количество баллов в листе самооценки и переведите их в оценку за урок.

Внизу листа самооценки нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока.

Оцените свою деятельность, деятельность класса по пятибалльной шкале.

Учитель подводит итог после заполнения учащимися листа самооценки. Хвалит и благодарит учащихся за работу на уроке. Объявляет окончание урока.

Приложение 2

С помощью учителя, одноклассников-0,5баллов

2.Формулировка цели урока

С помощью учителя, одноклассников-0,5баллов

3. Работа по карточкам

За каждое правильно выполненное задание – 1 балл

Самостоятельно сформулировал(а) определение и выполнил(а) задание -1балл

С помощью учебника-0,5баллов

5. Применение знаний

Выявление значения природных ресурсов в жизни человека

Классификация природных ресурсов по исчерпаемости. Задание 2.

Самостоятельно составил(а) классификацию-1 балл. С помощью учебника – 0,5 баллов

Самостоятельная разработка плана характеристики

Разработал(а) самостоятельно- 1 балл

Характеристика природного ресурса

Характеристика дана верно и в полном объеме – 2 балла

Характеристика дана с небольшими недочетами, но в полном объеме – 1 балл

Характеристика дана с небольшими недочетами и не в полном объеме - 0,5 балла

Общее количество баллов:___

Отметка за урок_____

Подчеркни предложения, если согласен (а) с высказываниями:

Тема урока важная.

Испытывал затруднения на уроке.

На уроке мне было интересно.

Замысел урока понравился.

Учитель хорошо организовал работу на уроке.

Добавь свои высказывания:

Нарисуй смайлик, который соответствует твоему настроению в конце урока

Приложение 3

Перечислите природные ресурсы Русской равнины.

Как давно и в каких объемах они используются человеком?

Какие проблемы возникают при использовании ресурсов равнины?

Перечислите природные ресурсы Западной Сибири.

Как давно и в каких объемах они используются человеком?

Какие проблемы возникают при использовании ресурсов равнины?

Перечислите природные ресурсы Урала.

Как давно и в каких объемах они используются человеком?

Какие проблемы возникают при использовании ресурсов этого района?

Перечислите природные ресурсы Восточной Сибири.

Как давно и в каких объемах они используются человеком?

Какие проблемы возникают при использовании ресурсов этого района?

Приложение 4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представлена по естественно - научному направлению.

Тема урока соответствует §36 в учебнике по географии для учащихся 8 класса.

В учебном базисном плане на изучение географии отведено 68 часов в год (2 часа в неделю-34 учебные недели). Учебно – методический комплект:

Технологическая карта урока географии

Дата: 10.02.2020г

Учитель: Власова Наталья Николаевна

Тип урока: Урок первичного предъявления и усвоения новых знаний.

Цель урока: формирование представления учащихся о рациональном и нерациональном использовании природных ресурсов человеком.

Задачи урока:

Образовательные: углубить знания о видах природных ресурсов, о рациональном и нерациональном использовании природных ресурсов.

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы обучения: индивидуальные, фронтальные, групповые.

Основные понятия: природные ресурсы, рациональное природопользование, альтернативные источники энергии, приливная электростанция, геотермальная энергия, оборотное водоснабжение, рекреационные ресурсы.

Межпредметные связи: география, экология.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные УУД

Личностные УУД

давать определения терминов, понятий по тематике уро­ка;

характеризовать конкретные виды природных ресурсов, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

Выявлять существенные признаки конкретного понятия;

Систематизировать и классифицировать различные группы природных ресурсов;

работать с тематически­ми картами.

познавательные: находить достоверные сведения в источ­никах географической информации; анализировать (в т.ч. вы­делять главное, делить текст на части) и обобщать тематичес­кий материал; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; вы­бирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.

коммуникативные: излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диа­лог с автором текста); различать в речи другого мнения, дока­зательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректироватъ своё мнение под воздействием контраргументов; осознан­но использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

осознание целостности мира и многообразия взглядов на него;

сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих пози­ций;

понимание практической значимости рационального природопользования;

осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Деятельность

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Личностные результаты

Метапредметные

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.

Приветствие, проверка присутствующих, готовность к уроку.

- Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Проверьте всё готово у вас к уроку? Хорошо.

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится

Грусть-тоска её боится.

- Подарим друг другу улыбки и начнём работу.

- Каждый человек желает, чтобы его работа была отмечена, оценена. Сегодня вы сами будете оценивать свою работу. Чтобы ваша оценка была объективной, в процессе работы на каждом этапе урока вы будете заполнять лист самооценки (Приложение 2) по определенным критериям и выставлять баллы. В конце урока полученные баллы переведете в отметку. Желаю вам хорошей плодотворной работы и отличных оценок!

Личностные результаты: Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Познавательные:

- Представляют информацию в виде ответа на вопрос.

- осознают познавательную деятельность.

- Учащиеся отвечают на вопрос.

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Образовательные задачи: Ввести новые понятия: природопользование, особо охраняемые природные территории, устойчивое развитие. Сформировать знания у учащихся о рациональном и нерациональном природопользовании.
Развивающие задачи: Развивать у учащихся учение работать с учебником и атласом. Развивать у учащихся глобальное мышление (необходимость рационального природопользования и устойчивого развития общества).
Воспитательные задачи: Учащиеся должны убедиться в том, что создание особо охраняемых природных территорий – важная задача любого государства в решении проблемы рационального природопользования. Воспитание у учащихся стремления к познанию нового.
Методы обучения: Объяснительно - иллюстративный. Практический.
Оборудование: Учебник (География природа России. Автор И.И. Баринова), проектор, мультимедийная интерактивная доска, интернет ресурсы.


Рекомендации:






Цель урока: познакомить учащихся с основами рационального природопользования.

Образовательные задачи: Ввести новые понятия: природопользование, особо охраняемые природные территории, устойчивое развитие. Сформировать знания у учащихся о рациональном и нерациональном природопользовании.
Развивающие задачи: Развивать у учащихся учение работать с учебником и атласом. Развивать у учащихся глобальное мышление (необходимость рационального природопользования и устойчивого развития общества).
Воспитательные задачи: Учащиеся должны убедиться в том, что создание особо охраняемых природных территорий – важная задача любого государства в решении проблемы рационального природопользования. Воспитание у учащихся стремления к познанию нового.
Методы обучения: Объяснительно - иллюстративный. Практический.
Оборудование: Учебник (География природа России. Автор И.И. Баринова), проектор, мультимедийная интерактивная доска, интернет ресурсы.

Читайте также: