Конспект по истории беларуси 10 класс

Обновлено: 06.07.2024

Образовательная – способствовать формированию представлений о политической системе СССР.

Развивающая – развить умения работы с картой, умения характеризовать историческую личность, построения логических схем, выявления предпосылок, сути, основных направлений развития того или иного процесса, определять его итоги, положительные и отрицательные стороны, значение и роль, развитие умения выявления причинно-следственных связей, находить общие и частные черты, развитие логического мышления, умения анализировать, развитие умения самостоятельной работы с текстом учебника, исторического источника, умения схематического изображения материала.

Воспитательная – формирование личностной оценки к данному историческому процессу, воспитание нравственных качеств личности, показать противоречия тоталитарного режима;

Оборудование к уроку : учебник, параграф 15, иллюстрации к нему, вопросы и задания в конце параграфа, рабочие тетради, карточки, атлас.
Оформление доски

14.03.2013


  1. Формирование советской общественно-политической системы

  2. Политические репрессии

  3. Конституция БССР 1937 г.

  4. Конфессиональная политика Советского государства

План урока:




Этап урока

Приёмы и методы

Время (мин)

1.

Орг. момент

Приветствие, проверка готовности к уроку. Концентрация внимания.

2 мин.

2.

Актуализация знаний

Постановка вопросов по параграфу 14.

10 мин.

3.

Изучение нового материала

Рассказ-повествование учителя.

20 мин.

4.

Закрепление изученного материала

Ответы на вопросы учителя

10 мин.

5.

Д/з

Параграф 15.

3 мин.

Проверка домашнего задания

Для работы с карточками:
1. К основным видам кооперации индивидуальных сельских хозяйств относят:

Д) ШКМ
2. Цели коллективизации:

А) повышение эффективности хозяйствования

Б) улучшение благосостояния населения

В) коренизация управленческого аппарата

Г) перерождение советской бюрократии

Д) переселение крестьян на хутора
3. Основная форма кооперирования индивидуальных крестьянских хозяйств:

Г) совхоз
4. Переход к сплошной коллективизации и форсирование её темпов началось в:

В) конце 1922-начале 1923 г.

Г) второй половине 1929-начале 1930 г.
5. Соотнесите понятие и его определение:

А) кулак 1) найбеднейшая часть крестьянства

Б)середняк 2)зажиточное крестьянство, сельская буржуазия

В)бедняк 3)часть крестьянства среднего материального достатка
6. К итогам коллективизации можно отнести:

А) Высокие темпы индустриализации

В) Создание национальных территориальных воинских частей и соединений

Г) Рост производства сельскохозяйственной продукции

Д) Рост производительности труда

Е) Стабильность положения сельского хозяйства

8. В каком году был разработан курс на проведение коллективизации?

9. Дайте собственную оценку коллективизации сельского хозяйства в БССР (возможно использование памятки на с.170, выполняются ВСЕ задания 2 пункта памятки).


  1. Формирование советской общественно-политической системы

  2. Политические репрессии

  3. Конституция БССР 1937 г.

  4. Конфессиональная политика Советского государства

  1. Формирование советской общественно-политической системы


1921-1924 гг.

1924-1930

1930-е

губерни

округа

области

уезды

районы

районы

волости

сельсоветы

сельсоветы

Что такое политическая система? Какие типы политических систем вы знаете?

Структура государственной власти БССР

Верховный Совет БССР

Исполнительные комитеты (в областях, городах, районах, сельсоветах)

трудящихся Суды внесудебные

Верховный суд СССР

совещание
Верховный суд БССР

Ознакомьтесь с краткой биографией Н. Голодеда и Н. Гикало. Что у них общего? Какие люди занимали руководящие посты в республике?


  1. Ввод паспортного режима (кроме колхозников)

  2. Основа общества – партия

  3. Централизация

  4. Административно-директивные методы управления

  5. Снижение активности общественных организаций

  1. Комсомол

  1. Профсоюзы

Задания для работы по вариантам:

Таким образом, политические репрессии – это меры карательного характера тоталитарного государства, направленные на подавление, наказание граждан, оказывающих активное или пассивное сопротивление власти . Их цель – подавление противников советской власти. В конце 1920-х наиболее распространённой причиной репрессий стало обвинение в национал-демократизме.
4.Конституция БССР 1937 г.
Что такое Конституция? Какой по счету была Конституция БССР 1937 г.? Назовите даты принятия первой и второй конституции БССР.

19 февраля 1937 г. – третья Конституция БССР.

Конституция 1937 г. законодательно закрепила сложившуюся политическую систему, а также определила политическую и экономическую основу государства.

Таким образом, 19 февраля 1937 г. была принята третья Конституция БССР.
5.Конфессиональная политика Советского государства
Начало 1920-х – борьба с церковью.

Церковь – марксистко-ленинская идеология

Формы борьбы

Закрытие церковных учебных заведений

Закрытие и разрушение храмов

Уничтожение предметов культа

Репрессии против духовенства и верующих
Внутреннее разрушение

Раскол внутри церкви

Таким образом, в конце 1920-х начинается активная борьба советской власти против религиозного культа, которая была направлена на внешнее и внутреннее уничтожение церкви.

Актуализация знаний учащихся в виде фронтального опроса

Работа с тестами для 3-х человек

Запись темы и даты в тетрадь,

Актуализация знаний
Построение таблицы,
Актуализация знаний по курсу обществоведения

Построение схемы в тетрадь, комментарии учителя

Самостоятельная работа с биографиями исторических личностей на с. 82
Актуализация знаний

Актуализация знаний
Рассказ учителя

Обобщение 1 пункта

Разделение класса на 2 варианта, самостоятельная работа с текстом на с. 84
С.86-87

Беларусь в условиях германской оккупации.

Попытки государственного самоопределения Беларуси после Октябрьской революции.

Польско-советская война 1919–1921 гг. и второе провозглашенне Советской Социалистической Республики Беларуси.

Раздел II. БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА. ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ ПОД ВЛАСТЬЮ ПОЛЬШИ

БССР в годы новой экономической политики . — План-конспект урока

Общественно-политическая жизнь БССР в 1920-е гг..

Политика белорусизации.

Проведение индустриализации в БССР.

Коллективизация сельского хозяйства в БССР . — План-конспект урока

Общественно-политическая жизнь в конце 1920-х — 1930-е гг. — План-конспект урока, План-конспект урока

Развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920–1930-е гг. — План-конспект урока

Западная Беларусь под властью Польши.

Б елорусская культура в Западной Беларуси . — План-конспект урока

Раздел III. БССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ
И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН (10 ч)

Германский оккупационный режим.

Развертывание борьбы против оккупантов.

Расширение движения Сопротивления.

Освобождение БССР от германских захватчиков . — План-конспект урока

Вклад белорусского народа в победу над нацистской Германией.

БССР — участница основания ООН.

Дополнительно:

Полезно:

На сайте размещены отсканированные материалы (статьи) из печатных изданий "Беларускі гістарычны часопіс" и "Гісторыя і грамадазнаўства" (архив)



Период отечественной истории, который вы начинаете изучать, насыщен многочисленными историческими событиями, явлениями, процессами. В 1917— 1945 гг. существенные изменения происходили во всех сферах белорусского общества — экономической, социальной, политической, духовной. Белорусский народ в этот период вместе с другими народами СССР строил социалистическое общество, с оружием в руках мужественно защищал свое Отечество от внешних врагов. Благодаря плодотворному труду и энтузиазму людей в 1920—1930-е гг. в БССР было создано крупное машинное производство, республикой был сделан большой шаг вперед в развитии образования, науки и культуры.

Предложенный список литературы для дополнительного чтения поможет вам расширить знания об изучаемом периоде отечественной истории, найти ответы на вопросы, заинтересовавшие во время ее изучения.

Надеемся, что работа с учебным пособием позволит вам осознать место и роль Беларуси в историческом процессе, понять обусловленность современных событий особенностями исторического развития нашей страны.

Желаем успехов в изучении отечественной истории!

История Беларуси, 1917—1945 гг.: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е. К. Новик; автор метод. аппарата В. В. Гинчук; пер. с белорус. яз. Н. Л. Стрехи. — Минск: Нар. асвета, 2012. — 182 с.: ил.


Проверь свои знания с помощью теста (тест не электронный, нужно скачать или подойти ко мне, сделать и самостоятельно проверить;)
Тут вы можете посмотреть этот же тест с ответами.
Фильм про З. Жилуновича

(рекомендую посмотреть, найти ответ на вопрос: какую роль в истории Беларуси сыграл этот исторический деятель)

9. Политика белорусизации

8. Общественно-политическая жизнь БССР в 1920-е гг.

7. БССР в годы новой экономической политики

Вопросы для тематического контроля по теме "Октябрьская революция. Создание белорусской государственности"

Для этого, посмотрите фильм и выполните задание 7 стр. 30 и 5 стр. 40 учебного пособия.
Фильм, где дается оценка Рижскому мирному договору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока по истории Беларуси в 10 классе. 2 урок в разделе 1 урок в теме. Урок построен методически грамотно и проходит 7 этапов: организационный, актуализации субъективного опыта учащихся, изучения нового материала, первичной проверки знаний и способов деятельности, этап контроля и самоконтроля, рефлексия и этап информации домашнего задания. Для изучения организована индивидуальная работа, в парах, группах. К данному конспекту есть полныйконплект приложений, который поможет учителю реализовать урок без особых временных затрат. Отдельно взятые используемые приёмы можно применять и при изучении других тем по истории.

Учитель Клак Ирина Богдановна

Предмет История Беларуси

Тема урока БССР в годы новой экономической политики

Место урока в разделе, теме 2 урок в разделе, 1 урок в теме

Тип урока урок изучения знаний и способов деятельности

Развивающая: создать условия для развития навыков критического мышления, умений определять местонахождение изучаемых исторических объектов, выявлять территориальные изменения на карте, характеризовать деятельность исторических личностей, классифицировать исторические факты и понятия, умений работать с материалом учебника.

Воспитательная: содействовать воспитанию чувства сопричастности к историческим событиям, создать условия для формирования коммуникативных навыков.

Обеспечение урока: История Беларуси, 1917-1945 гг.: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. Среднего образования с рус. Яз. Обучения/ Е.К. Новик; автор метод. аппарата В.В. Гинчук; пер. с белорус. яз. Н.Л. Стрехи.- Минск: Нар. асвета, 2012., карта современной территории РБ и её элементы, вырезанные из листов ватмана, магниты, бейджики, распечатанные приложения к уроку.

1.Организационный этап (1 мин).

Задачи этапа: психологически подготовить учащихся к восприятию учебного материала по теме урока.

Деятельность учащихся: приветствуют учителя, подбирают слова к буквам, высказывают предположения о том, каким хотели бы видеть урок.

Предполагаемые ответы: Н - необычный, Э – эффективный, П – полезный.

Оборудование: приложение 1(буквы).

Комментарии к уроку: буквы до начала урока размещены на доске с помощью магнитов.

2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся (8 мин).

2.1. Задачи этапа:, актуализировать субъективный опыт учащихся, тем самым обеспечить мотивацию учения школьников.

Деятельность учащихся: работают в паре с карточками, соотносят дату с историческим событием. Двое учащихся работают у доски с такими же карточками.

Деятельность учителя: задаёт уточняющие вопросы к каждой дате.

- Какие территории вошли в состав БССР после первого укрупнения? Разместите эти территории на карте современной Республики Беларусь

- Какие территории вошли в состав БССР после второго укрупнения? Разместите эти территории на карте современной Республики Беларусь.

- Что вы можете сказать о западной части территории современной Республики Беларусь в 20-е годы XX века? Предполагаемый ответ: с 1921г. по 1939г. входила в состав Польши, а значит, нэп не проводился на указанной территории в данный период. Акцентирует внимание на изучение данного вопроса на последующих уроках.

- Сколько всего конституций было принято в истории существования белорусской государственности. Назовите годы принятия конституций. Работают в паре с карточками, соотносят дату с историческим событием. Двое учащихся работают у доски с такими же карточками. Предполагаемый ответ: 5. 1919, 1927, 1936, 1978, 1994.

Оборудование: приложение 2 (карточки с датами и событиями), карта современной РБ и ее элементы, вырезанные из листов ватмана.

Комментарии к этапу: учащиеся размещают карточки на доске в качестве образца правильного ответа. Учитель при необходимости проводит коррекцию. Учащегося, давшего полный и правильный ответ на последний вопрос можно оценить.

Задачи этапа: обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению задач учебного занятия.

- Какое событие лишнее? Почему? (по ассоциации: 1921 г – введение нэпа, другие даты напрямую не относятся к экономическому развитию БССР).

Деятельность учителя: знакомит учащихся с опорным конспектом.

Задача 1: выявить характерные черты нэпа в БССР.

Задача 3: определить влияние нэпа на развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта БССР.

Задача 4: определить отношение к нэпу различных слоёв населения Беларуси.

Деятельность учащихся: записывают тему урока в опорный конспект. Определяют задачи урока с опорой на конспект.

Оборудование: приложение 3 (карточки), 4 (опорный конспект), 5 (карточки с задачами урока).

3. Этап изучения нового материала (7 мин).

Задачи этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание уч-ся материала по теме урока. Содействовать осмыслению усваиваемых учащимися характерных черт нэпа, особенностей проведения на территории Беларуси.

Деятельность учителя: организует фронтальный опрос о положении Беларуси накануне введения нэпа:

- В каком состоянии была экономика после войн? (из 715 предприятий работали 235).

- Как экономический кризис сказался на населении? (сокращение численности).

- Как это отразилось на духовной сфере общества? (упадок морали).

-Почему возникла необходимость новой экономической политики? (из-за угрозы потери власти большевиками).

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя.

Предлагает учащимся самостоятельно договориться о распределении ролей в группе.

Знакомит учащихся с содержанием заданий для групп.

Группы учащихся работают с информацией, создают продукт деятельности.

Группа 2 графически изображает основные идеи Д. Прищепова.

Группа 3 отмечает на карте восстановленные и построенные предприятия, делает вывод о влиянии нэпа на народное хозяйство.

Группа 4 определяет отношение разных социальных слоёв населения к нэпу.

Оборудование: бейджики с названием ролей по количеству участников групп, учебное пособие, опорный конспект, карта современной территории РБ. Раздаточный материал для работы групп. Приложение 6,7,8,9,10.

Комментарии к этапу: членов группы учащиеся сами определяют до урока. Презентовать результаты работы своей группы могут несколько учащихся или все представители группы. Распределение ролей условно. После урока учащиеся возвращают бейджики учителю.

4. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности (13 мин).

Задачи этапа: установить правильность и осознанность изученного материала.

Группе 2: почему на сердце расположили выбранную вами именно эту идею (озвучить её) Д. Прищепова?

Группе 3: какие предприятия, восстановленные и построенные в годы нэпа, действуют и в наши дни?

Группе 4: почему так неоднозначно относились к нэпу различные слои населения БССР?

Оборудование: опорные конспекты, продукты деятельности групп, карта современной территории РБ с заполненными фрагментами для работы группы 3.

5. Этап контроля и самоконтроля (9 мин).

Задачи этапа: выявить качество усвоения знаний и способов действий. Определить недостатки в знаниях и способах действий. Обеспечить развитие у учащихся способности к оценочным действиям.

Деятельность учителя: организует проверку усвоения учебного материала, предлагает тест по теме урока. Организует проверку правильности выполнения теста (фронтально), корректирует ответы учащихся.

Деятельность учащихся: выполняют тест по теме. Осуществляют самопроверку и самооценку по предложенным критериям. Анализируют свой уровень усвоения материала.

Оборудование: приложение 11 (тест по количеству учащихся).

6. Этап рефлексии (4 мин)

Задачи этапа: инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности, взаимодействия с группой.

Деятельность учителя: предлагает оценить свою деятельность в группе, добавив к своему тесту 1 балл. Выясняет, как учащиеся оценили свою работу в группе, предлагая им поднять руку. Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Деятельность учащихся: осуществляют оценку работы членов группы, добавляя (или нет) 1 балл к тесту.

Комментарии к этапу: в журнал отметки выставляются только за тест.

7. Этап информации о домашнем задании (1 мин).

Задачи этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Деятельность учителя: предлагает дифференцированное домашнее задание.

1. Кто выполнил тест на 9-10 баллов - готовится по опорному конспекту урока;

* подготовить информацию об экономическом развитии Западной Беларуси в 1920-е годы

2. Кто выполнил тест ниже 9 – готовится по § 9 с опорой на конспект урока.

Деятельность учащихся: выбирают вариант задания, записывают в дневник.

Оборудование: приложение 4 (опорный конспект).

Комментарии к этапу: в целях экономии времени, домашнее задание напечатано в опорных конспектах учащихся.

8. Этап подведения итогов урока (2 мин).

Задачи этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Деятельность учащихся: выражают своё отношение о том, каким был урок.

Я выступаю в роли судьи.

В качестве обвиняемого НЭП.

Предлагаю слово крестьянину (выступление)

Теперь слово предоставляется рабочему (выступление).

Следующий свидетель горожанин (выступление).

Приглашается следующий свидетель коммунист (выступление).

Я выступаю в роли крестьянина.

Новая экономическая политика мне….

Я выступаю в роли рабочего.

Новая экономическая политика мне….

Я выступаю в роли горожанина.

Новая экономическая политика мне….

Я выступаю в роли коммуниста.

Новая экономическая политика мне….

а) использование наемной рабочей силы;

б) изъятие излишков;

в) налог, размер которого исчислялся из площади посевов.

Назовите три промышленных предприятия,

восстановленных в годы нэпа.

Подчеркните термины, которые характеризуют положение БССР в годы НЭПа:

продналог, продразверстка, карточная система, денежная реформа, запрет частной торговли, хуторизация.

Читайте также: