Руководство боевой подготовкой конспект

Обновлено: 03.07.2024

Занятие № 1.1.1 Организация служебно-боевой подготовки
(групповое занятие)
Цели занятия:
изучить:
- содержание основных руководящих документов по организации служебно-боевой
подготовки;
- порядок присвоения (подтверждения, снижения) военнослужащему классной
квалификации;
- порядок подготовки руководителя к проведению занятия;
- методику оценки военнослужащего и подразделения по предметам служебнобоевой подготовки.
Учебные вопросы:
1. Руководящие документы по организации служебно-боевой подготовки
2. Подготовка руководителя к проведению занятия
3. Методика оценки военнослужащего и подразделения по предметам служебно-боевой
подготовки
4. Порядок присвоения (подтверждения, снижения) классной квалификации
военнослужащему

Руководящие документы по организации служебно-боевой подготовки
Наставление по СБП
ОМУ по СБП военнослужащих на очередной год
Программы СБП подразделений
Наставление по физической подготовке
Общевоинские уставы ВС РФ
Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин
Методика определения оценки состояния СБП

Под служебно-боевой подготовкой понимается направление служебной
деятельности структурных подразделений, Академии и подразделений,
входящих в их состав, представляющее собой не связанный с
осуществлением
образовательной
деятельности
процесс
обучения
военнослужащих, направленный на приобретение и совершенствование
воинского мастерства - знаний, умений и навыков, необходимых для
успешного выполнения возложенных на них должностных (специальных)
обязанностей как самостоятельно, так и в составе подразделений.
Служебно-боевая подготовка организуется
выполнения возложенных на подразделение задач
в
ЦЕЛЯХ

Основными задачами СБП являются
приобретение, поддержание и совершенствование знаний, умений и навыков,
необходимых военнослужащим для успешного выполнения возложенных на них
должностных (специальных) обязанностей
совершенствование слаженности действий военнослужащих в составе подразделений
поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности подразделений
воспитание у военнослужащих патриотизма, преданности Российской Федерации,
чувства ответственности за выполнение служебного долга
формирование и развитие у военнослужащих высоких личностных,
профессиональных и психологических качеств
укрепление в подразделениях воинской дисциплины и организованности.

Требования, предъявляемые к служебно-боевой подготовке
Достижение необходимого уровня подготовленности военнослужащих
Согласованность целей, задач, содержания обучения, места и времени
проведения занятий по служебно-боевой подготовке
Практическая направленность
Изучение достижений военной науки, опыта служебной деятельности
подразделений и внедрение их в практику служебно-боевой подготовки
Рациональное использование и совершенствование учебной материальнотехнической базы

Принципы служебно-боевой подготовки
законность
единство обучения и воспитания
научность
плановость, системность и последовательность
наглядность, максимальное приближение процесса обучения к реальным
и прогнозируемым условиям обстановки
доступность
комплексный подход к применению форм
и методов обучения

общая подготовка
Подготовка
руководителя
занятия
непосредственная
подготовка
показные
занятия; ИМЗ;
УМС;
инструктажи;
самостоятельн
ая подготовка
– собственная (личная)
подготовка;
– подготовка
руководителей занятий на
учебных местах;
– составление документов
для проведения занятия
заключительный
этап
Подготовка:
-места
проведения
занятия;
- учебных
мест;
- МТО;
- обучаемых

Собственная (личная) подготовка руководителя включает:
определение и уточнение
исходных данных
расписание занятий;
программы СБП;
указаний начальника
изучение руководящих
документов и материалов
определение
последовательности
проведения занятия
подготовку документов для
проведения занятия
план, план-конспект, конспект,
инструктивная записка

Руководитель занятия должен определить и уяснить следующие
данные:
тему занятия;
цель занятия;
содержание учебных вопросов (выполняемые упражнения,
нормативы, приемы и др.);
метод проведения;
место проведения;
время и продолжительность занятия;
руководства, пособия и литература, используемая для
подготовки к занятию;
материально-техническое обеспечение (наглядные и
технические средства обучения, количество боеприпасов,
транспорта, техники и др.), необходимое для занятия.
13

Цель занятия должна быть:
а) четко сформулирована на языке результата;
б) конкретна;
в) диагностируема;
г) понятна обучающимся;
д) достижима.
14

Схема проведения занятия может предусматривать отработку
учебных вопросов на нескольких учебных местах.
Руководитель занятия определяет:
количество учебных мест и вопросы, отрабатываемые на них;
время на отработку учебных вопросов;
руководителей занятий на учебных местах;
порядок смены на учебных местах;
необходимое материально-техническое обеспечение по учебным
местам и др.
15

Третий учебный вопрос.
Методика оценки военнослужащего и
подразделения по предметам служебно-боевой подготовки

Состояние служебно-боевой подготовки проверяется и
оценивается в ходе обучения, проведения итоговых,
инспекторских и иных проверок
Текущий контроль
(в ходе обучения)
Инспекторские и итоговые
проверки
Письменные и устные
ответы в ходе занятий.
Решение тестов.
Сдача нормативов.
Контрольно-проверочные
занятия
Зачет
Экзамен

Не подлежат проверке:
военнослужащие, в отношении которых в установленном
порядке осуществляется наставничество;
военнослужащие, отсутствовавшие в общей сложности
6 и более месяцев в течение календарного года,
предшествовавшего проверке, по причине болезни,
нахождения в отпуске по беременности и родам или в
отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста
3 лет.

Оценка подразделению по предметам обучения выставляется
при условии, если к проверке привлечено не менее 70 %
списочного состава военнослужащих подразделения,
подлежащих проверке (за исключением физической
подготовки)
Вновь прибывшие военнослужащие, не прошедшие обучение по
программе служебно-боевой подготовки подразделения, в текущем году
проверкам не подлежат

Руководство боевой подготовкой – целенаправленная деятельность командующих (командиров, начальников, военных комиссаров) и других должностных лиц органов военного управления по контролю за ходом выполнения планов боевой подготовки, оказанию помощи в организации боевой подготовки, слаживании подразделений, воинских частей, соединений и их органов военного управления, обобщению опыта боевой подготовки и доведение его до личного состава органов военного управления и воинских частей (подразделений), учету проводимых мероприятий по боевой подготовке и отчетности по ним.

Целью руководства боевой подготовкой является полное и качественное выполнение ее программ и планов.

Основными мероприятиями по руководству боевой подготовкой являются:

- организация контроля за ходом боевой подготовки;

- оказание помощи командирам в выполнении мероприятий по боевой подготовке в подчиненных воинских частях (подразделениях);

- подготовка командиров и офицеров штабов к руководству боевой подготовкой;

- постоянное изучение и оперативное внедрение передового опыта в практику обучения войск;

- организация работы по повышению (подтверждению) классной квалификации военнослужащих;

- организация конкурсов, состязаний (соревнований) среди военнослужащих и подразделений по задачам и нормативам;

- постоянное совершенствование УМБ и своевременное внедрение в практику боевой подготовки новых средств обучения;

- учет и отчетность, своевременное и объективное подведение итогов боевой подготовки.

Перед проведением мероприятий по боевой подготовке командир (начальник) проводит практические занятия по требованиям безопасности и добивается их усвоения обучаемыми.

Руководство боевой подготовкой – целенаправленная деятельность командующих (командиров, начальников, военных комиссаров) и других должностных лиц органов военного управления по контролю за ходом выполнения планов боевой подготовки, оказанию помощи в организации боевой подготовки, слаживании подразделений, воинских частей, соединений и их органов военного управления, обобщению опыта боевой подготовки и доведение его до личного состава органов военного управления и воинских частей (подразделений), учету проводимых мероприятий по боевой подготовке и отчетности по ним.

Целью руководства боевой подготовкой является полное и качественное выполнение ее программ и планов.

Основными мероприятиями по руководству боевой подготовкой являются:

- организация контроля за ходом боевой подготовки;

- оказание помощи командирам в выполнении мероприятий по боевой подготовке в подчиненных воинских частях (подразделениях);

- подготовка командиров и офицеров штабов к руководству боевой подготовкой;

- постоянное изучение и оперативное внедрение передового опыта в практику обучения войск;

- организация работы по повышению (подтверждению) классной квалификации военнослужащих;

- организация конкурсов, состязаний (соревнований) среди военнослужащих и подразделений по задачам и нормативам;

- постоянное совершенствование УМБ и своевременное внедрение в практику боевой подготовки новых средств обучения;

- учет и отчетность, своевременное и объективное подведение итогов боевой подготовки.

Перед проведением мероприятий по боевой подготовке командир (начальник) проводит практические занятия по требованиям безопасности и добивается их усвоения обучаемыми.


Боевая подготовка — это один из важнейших видов подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, который представляет собой целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, а также регулирования межличностных отношений подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением. [5]

Боевая подготовка, как вид деятельности, является основным содержанием повседневной деятельности командующих (командиров), органов управления (штабов) и войск. Она проводится как в мирное, так и в военное время и обусловлена потребностями министерства обороны в качественной подготовки военнослужащих, подразделений, частей и соединений, способных успешно выполнять возложенные на них задачи в соответствии с уставом вооруженных сил. [1]

Непосредственным и основным организатором боевой подготовки в подразделении является командир подразделения, который согласно Устава внутренней службы обязан:

– в ходе выполнения повседневных задач организовывать в роте боевую подготовку, составлять расписание занятий на неделю, проводить занятия с офицерами, прапорщиками и сержантами, а также с личным составом подразделения;

– проверять знания и практические навыки солдат, сержантов и офицеров роты;

– еженедельно подводить итоги состояния боевой подготовки и проводить анализ;

– проверять подготовку и состояние вооружения и военной техники подразделения перед каждым выходом на учения или занятия, а также их наличие по возвращении с учений или занятий;

– принимать меры по предупреждению катастроф, аварий и поломок вооружения и военной техники, обеспечивать выполнение личным составом требований безопасности при проведении занятий, стрельб, учений и работ.

В каждой части устанавливается время, в которое командиры подразделений и взводов проверяют готовность подчиненных к занятиям, проводят инструктажи с сержантами и старшинами, проводят инструкторско — методические занятия по методике и порядку проведения предстоящих занятий, использованию тренировочных средств, учебных пособий, книг, рекомендации по организации состязания, устанавливают требования безопасности и утверждают планы проведения занятий.

Затем указанные командиры докладывают старшим начальникам о готовности руководителей и подразделений к занятиям на очередной день.

Воспитанием и обучением личного состава подразделения занимается непосредственно командир взвода. Он обязан:

– проводить занятия с личным составом взвода по боевой подготовке и следить за правильным обучением солдат командирами отделений;

– проверять подготовку вооружения и военной техники к выходу на каждое учение или занятие, а также их наличие и состояние по возвращении с учения или занятия;

– обеспечивать выполнение требований безопасности на занятиях, стрельбах, учениях и при работе с вооружением и военной техникой;

– вести учет и анализ боевой подготовки взвода.

В соответствии с уставом вооруженных сил ему предоставляется право устанавливать продолжительность отработки учебных вопросов при проведении занятий.

Планирование боевой подготовки является творческим процессом, то есть его содержание зависит непосредственного от командира подразделения. Это делается для обеспечения своевременного и качественного выполнения поставленных задач по обучению и воспитанию личного состава.

Основой для планирования является решение командира полка на организацию боевой подготовки части. Для полноты и качества этого планирования должны выполняться следующие принципы:

– органическое единство обучения и воспитания солдат, пошаговое обучение;

– обеспечение постоянной боевой и мобилизационной готовности, полевой выучки и подчиненности всех предметов обучения тактической (тактико-специальной) подготовке;

– максимальное приближение боевой подготовки к реальной обстановке; согласованность и понимание при подготовке личного состава по задачам, предметам, срокам обучения с мероприятиями, определяющими повседневную деятельность подразделений; реальность и оперативность планирования; умелое и эффективное использование учебной материально-технической базы и учебного времени, а также стремление военнослужащих к обучению.

Соблюдение этих принципов и правил позволяет разработать согласованные по месту и времени продуманные планы, которые способствуют качественной подготовке и решению всех вопросов боевой подготовки в подразделении.

При планировании боевой подготовки разрабатываются и утверждаются план боевой подготовки на период обучения с тематическим расчетом часов и дней, также расписание занятий на месяц в подразделениях.

План боевой подготовки батальона на период обучения состоит из разделов и подразделов. В него входят отдельно: подготовка офицеров, прапорщиков и сержантов; подготовка подразделений; мероприятия по руководству обучением, воспитанием, укреплением и поддержанием воинской дисциплины и сплоченности. Конкретное содержание каждого раздела плана боевой подготовки зависит от условий, в которых будет организовываться и проводиться боевая подготовка.

Кроме того, в батальоне на период обучения, на основании плана боевой подготовки части на год, разрабатывается план-календарь основных мероприятий на месяц, в котором определяются виды и формы проведения учебных занятий, разрабатывается общий расчет часов учебного времени на месяц и понедельный расчет часов по предметам обучения, определяются темы занятий, количество часов на каждое из них, отрабатываемые упражнения стрельб, вождения и нормативы по боевой подготовке для всех специальностей.

Основным планирующим документом в роте является расписание проводимых занятий на неделю. Как правило, в четверг текущей недели под руководством командира батальона, командиры рот лично составляют это расписание.

Командир подразделения в установленное время дает указания по планированию боевой подготовки на очередную неделю. Для получения задачи, командиры рот и отдельных взводов прибывают с программами боевой подготовки, рабочими тетрадями и чистыми бланками расписаний занятий. Командир подводит итоги боевой подготовки, указывает положительные стороны и недостатки, отмечает отличившихся и отстающих за прошедшую неделю. Затем он ставит задачи по основным предметам обучения на очередную неделю, указывая с какими категориями офицеров, прапорщиков и сержантов и в какие дни и часы будут проводиться командирские занятия и прием зачетных стрельб.

Командиры подразделений на основе указаний командира батальона и расчета часов по предметам обучения на неделю, составляют расписание занятий.

Исходные данные для составления расписания занятий берутся:

– из выписки плана боевой подготовки батальона на предстоящую неделю, в которую входят темы занятий, сроки их отработки и время;

– из графика несения службы в гарнизонном и внутреннем наряде;

– из графика вариантов проведения физической зарядки;

– из выписки графика выделения подразделениям объектов учебно-материальной базы.

Дополнительно командир подразделения учитывает тематику, сроки и порядок проведения занятий старшими начальниками с личным составом.

При подготовке к составлению расписания занятий командир роты обязан:

– изучить выписку из плана боевой подготовки подразделения на текущую неделю;

– изучить содержание отрабатываемых тем по программе боевой подготовки подразделений;

– провести рефлексию степени усвоения личным составом пройденного материала по каждому предмету обучения, а также качество отработки нормативов по боевой подготовке;

– предусмотреть комплексирование предметов обучения, особенно тактической и огневой подготовки, вождения, а также попутное использование учебных объектов.

Выписать тематику командирских занятий и определить содержание инструкторско-методических занятий с сержантами роты. Совместно с заместителем командира роты по воспитательной работе (если он имеется по штату) определить мероприятия по воспитательной, культурно досуговой и спортивно-массовой работ с учетом задач, проводимых старшими командирами. [3]

В последующем командир роты заполняет в бланке графы ротного расписания где указывает: конкретное время проведения занятий, должность руководителя, средства материального обеспечения, выделяемые на занятия, руководства и пособия с указанием статей или страниц.

В соответствии с распорядком дня планируется уход за военной техникой и вооружением, где указываются конкретные мероприятия, проводимые личным составом подразделения.

Самостоятельная подготовка в расписании определяется только по времени, так как содержание ее определяют командиры взводов. Содержание работ (занятий) в парково-хозяйственные дни также должно отображаться в расписании с обязательным указанием руководителя или ответственного лица за их организацию и проведение.

При планировании командир роты должен проявлять творчество с учетом требований предъявляемых полевой выучке, уровня подготовки личного состава и местных условий, в которых проводится обучение. Шаблона в деятельности командира роты при составлении расписания быть не может. Последовательность его работы в этом вопросе может быть различной. Это зависит от его опыта работы, знания им подчиненных и других факторов. Личностных качеств, степени образованности и морально — волевых особенностей.

В пятницу ротные расписания вывешиваются на видном месте с тем, чтобы с ними ознакомился весь личный состав. Отработанные расписания хранятся в течение всего учебного года, как отчетный документ выполнения программы боевой подготовки. Расписание занятий утверждается командиром батальона не позднее пятницы каждой недели. Перед его утверждением командир роты представляет его начальнику штаба, который проверяет правильность планирования всех занятий и других мероприятий. Он определяет полноту включения в расписание всех тем, количество часов на их отработку, руководителей и учебные места.

Каждый командир подразделения обязан вести учет результатов боевой подготовки, во взводе индивидуальный и за отделения; в роте за отделения — экипажи, взводы и сержантов роты; в штабе батальона за роты, отдельные подразделения и офицеров. Учет должен быть, качественным, своевременным, объективным и регулярным.

Главным документом по учету боевой подготовки в подразделении является журнал учета боевой подготовки роты на учебный год. Он ведется лично командиром роты и хранится в канцелярии роты в течение года, потом сдается в архив.

Журнал учета боевой подготовки роты состоит из десяти разделов в него входят:

Журнал учета боевой подготовки взвода на период обучения ведется на всех занятиях лично командиром взвода, а в его отсутствие заместителем командира взвода и хранится в канцелярии роты.

Журнал учета боевой подготовки взвода состоит из шести разделов:

Правила ведения журнала.

Именной список личного состава. Он составляется согласно штатно-должностному расчету взвода и включает анкетные данные на каждого военнослужащего, необходимые командиру для проведения индивидуальной воспитательной работы.

Учет посещаемости занятий, успеваемости и отработанных тем (нормативов) по предметам обучения. На каждый предмет обучения отводится количество листов, необходимое для занесения в него всех занятий (учений, стрельб, тренировок) по данному предмету. В этом же разделе учитываются выполнение нормативов и время работы каждого военнослужащего на технике. Слева подклеивается список взвода, где указывается должность, воинское звание, фамилия и инициалы. По каждому занятию руководитель выставляет индивидуальные оценки всем опрошенным (проверенным) военнослужащим, а по окончании отработки темы каждому солдату (сержанту) выводит итоговую оценку по пройденной теме. Итоговые оценки заносятся в очередную свободную графу и по ним определяется оценка каждого отделения (экипажа) и за весь взвод.

Учет результатов выполнения упражнений стрельб. В этом разделе учитываются оценки как за все стрельбы, так и за работу на учебных местах при выполнении упражнений и на огневых тренировках.

Учет результатов выполнения упражнений по вождению машин. В этом разделе учитываются оценки за все выполняемые упражнения в целом и отдельно по скорости и за технику вождения и другие данные, необходимые для анализа качества подготовки обучаемого по данному упражнению.

Замечания старших начальников. После проверки занятий во взводе проверяющий в этом разделе записывает недостатки и рекомендации по проверенным занятиям.

Журналы учета боевой подготовки систематически проверяются старшими начальниками и обязательно при проверке и инспектировании подразделения.

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий: Результативность каждого занятия зависит, прежде всего, от военно — профессиональных знаний командира и его методического мастерства. Однако какими бы знаниями и опытом ни обладал командир, он должен всегда тщательно готовиться к каждому занятию и знать углубленно материал. Всегда необходимо помнить, что военное обучение и воспитание — это творческий процесс, нуждающийся в постоянном совершенствовании и требующий чуткого психологического понимания подчиненных, это достигается при частых занятиях с личным составом и при работе с ним. Полноценность занятия достигается всесторонней подготовкой не только командира, но и подчиненных. Занятие должно быть понятным по цели, конкретным по содержанию, наглядным и четко организованным по возможности использование мультимедийных систем и обучающих фильмов.

При подготовке к занятию необходимо ознакомиться с расписанием занятий и программой боевой подготовки, тему и содержание занятия, выделив в нем главное, определить и четко сформулировать цель занятия, т. е. то, чему необходимо обучить солдат и сержантов. После этого определить метод проведения занятия, наметить приемы и действия по изучению отдельных вопросов, а также продумать вопрос о том, как увязать данную тему с предыдущей, а также произвести расчет времени. Затем изучить соответствующие статьи уставов, наставлений, приказы Министра обороны РФ, а также другие руководящие указания и документы, учебные пособия, освещающие методику обучения солдат и сержантов по вопросам темы;

– подобрать поучительные примеры из жизни своего подразделения или других подразделений части;

– отработать приемы и действия, необходимые для показа солдатам и сержантам;

– определить место проведения занятия и подготовить его;

– подготовить необходимое материальное обеспечение: учебные пособия, схемы, плакаты, чертежи, таблицы, учебные приборы, макеты, учебное оружие, диафильмы, кинофильмы и т.д.;

– продумать организацию и порядок проведения занятия и составить план-конспект;

– подготовить себе помощников, провести (если требуется) инструктаж сержантов и помощников к предстоящим занятиям;

– проверить, как солдаты и сержанты готовятся к занятию.

Готовясь к занятию, руководитель кроме того должен учесть степень подготовки обучаемых, опыт проведения предыдущих занятий, степень их подготовки, состояние и наличие материальной и технической базы. Методические советы и рекомендации по проведению инструктажа сержантов. Инструктаж сержантов следует проводить перед каждым занятием. (как правило, он проводится во время самоподготовки), продолжительность его не должна превышать 25 — 30 мин. Инструктаж необходимо проводить практически и желательно на том месте, где будет проводиться занятие с личным составом. Порядок проведения инструктажа:

– проверка теоретических знаний и практических навыков сержантов по вопросам предстоящих занятий с солдатами;

– в роли командира взвода наглядно показать, как надо организовать, материально обеспечить занятие и методически правильно обучать солдат;

– пройтись по каждому учебному вопросу приказать отдельным сержантам повторить в роли руководителя все, что было сказано;

– заставить других сделать разбор, чтобы они указали на недостатки и показали, как они сами обучали в данном случае.

В конце инструктажа инструктирующий делает разбор, указывает, какие статьи уставов и наставлений изучить к предстоящим занятиям, как эти же занятия материально обеспечить, распределяет ответственных за выполнение поручений, разглашает порядок составления плана-конспекта и время его утверждения в соответствии с УВС РФ.

Основные термины (генерируются автоматически): боевая подготовка, занятие, личной состав, предмет обучения, журнал учета, командир подразделения, командир роты, период обучения, расписание занятий, сержант.

Похожие статьи

Командиры воинских частей организуют учет, хранение и выдачу оружия и боеприпасов к нему, а также инженерных боеприпасов. Пристальное внимание уделяется обеспечению сохранности оружия и боеприпасов в ходе проведения занятий по боевой подготовке, полевых выездов.

Проведение дисциплинарной практики | Статья в журнале.

Журнал учета преступлений и происшествий ведется в масштабе полка, которая хранится в штабе полка.

– на солдат, матросов, сержантов и старшин — командирам рот и им соответствующим ежедневно

Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале.

Командир роты и равных ей подразделений организует боевую и политическую подготовку, составляет расписание занятий, лично проводит занятия с офицерами и вариантами, а также со взводами роты.

Решение командира подразделения | Статья в журнале.

Грамотная управленческая деятельность командира — является одним из важнейших условий продуктивной жизнедеятельности подразделений в мирное время, когда закладываются основные навыки среди личного состава подразделения.

Роль и место информационно-обучающих тренажеров в боевой.

Тактическая подготовка является основным и ведущим предметом обучения подразделений и частей воздушно-десантных войск. Она проводится в соответствии с требованиями Боевого устава ВДВ, наставлений, программ боевой подготовки.

Авторитет командира как основа воинского обучения.

Методы обучения используемые командирами: - методы при участии обучающего

Форма обучения — это установленный порядок и режим деятельности обучаемого и обучаемых, вид учебного занятия, выражение организационной стороны обучения.

Организация воспитательной работы командира подразделения.

воспитательная работа, воинская часть, командир подразделения, воинское подразделение, воспитательный процесс, Российская Федерация, боевая служба, личной состав, военнослужащий ВС РФ, командир.

Укрепление воинской дисциплины командирами подразделений

– проводить мероприятия по обеспечению теоретической и методической подготовкой всех категорий командиров.

Информирование личного состава; Инструктажи подразделения по вопросам воинской дисциплины.

• подготовка района (места) проведения занятия и его материального обеспечения.

Рассмотрим каждый из перечисленных этапов.

Подготовка руководителя к занятию означает:

• определение и уяснение исходных данных (к ним относятся состав обучаемых, тема, учебные цели и вопросы (содержание) и условия проведения занятия, продолжительность, район (место) проведения, нормы расхода моторесурсов и других материальных средств, состав обеспечивающих (обслуживающих) подразделений);

• изучение необходимых учебных материалов и литературы;

• разработку документов для проведения занятия;

• проведение рекогносцировки района (места) занятия;

• планирование материального и технического обеспечения места (района) занятия;

• завершение разработки документов для проведения занятий;

• определение задач на подготовку обучаемых к занятию;

• определение помощников руководителя занятия и их инструктирование (при необходимости).

Руководитель разрабатывает один из следующих документов: план (краткое отражение хода занятия), план-конспект или конспект (полное, развернутое отражение содержания занятия). Он вправе выбрать сам тип документа, что зависит от уровня его подготовки, сложности изучаемого материала и удобства пользования. Кроме указанного, по своему усмотрению его также разрабатывает схемы, графики, выписки и т. д.

План проведения занятия может быть представлен текстуально в тетради, на схеме (карте) или текстуально с приложением схемы. В нем отражаются исходные данные; тактический замысел (при необходимости) или ход занятия – общий и для отработки каждого учебного вопроса (при необходимости); мероприятия, проводимые руководителем занятия, с расчетом времени; материально-техническое обеспечение; порядок обозначения и имитации противника в ходе занятия (при необходимости); сигналы оповещения, управления и взаимодействия и др.

План-конспект включает исходные данные и излагает ход занятия (общий и для отработки каждого учебного вопроса). Последний расписывается, как правило, по трем частям: вступительной, основной и заключительной.

Во вступительной части отражаются: порядок приема доклада от командира подразделения (дежурного); порядок проверки наличия обучаемых, их внешнего вида и материального обеспечения; порядок осуществления контроля подготовленности обучаемых к занятию (при необходимости); требования безопасности (при необходимости); тема занятия, ее актуальность, учебные и воспитательные цели, вопросы занятия; порядок отработки учебных вопросов.

Основная часть содержит: наименования учебных вопросов и время их отработки; действия руководителя при отработке каждого учебного вопроса; ожидаемые действия обучаемых при этом.

Заключительная часть включает: порядок подведения итогов занятия (степень достижения целей, оценки обучающихся, выводы о качестве их подготовки к занятию, ответы на возникшие вопросы); постановку задачи на подготовку к очередному занятию; указания по проверке наличия материально-технического обеспечения и литературы, использованных в ходе занятия.

Степень детализации зависит от опыта и методических навыков руководителя. Если для проведения занятия назначается помощник руководителя, то его действия также отображаются в плане (плане-конспекте).

План (план-конспект) для проведения занятия утверждается старшим (обычно непосредственным) начальником и заблаговременно: командиром части – за неделю; командиром батальона (дивизиона) – за 3-4 дня; командиром роты (батареи) – за 2-3 дня. При этом утверждение должно стать элементом методической подготовки руководителя, так как старший командир (начальник), изучая представленный план (план-конспект) и беседуя с руководителем, определяет степень его подготовленности и, если необходимо, дает ему методические советы и рекомендации по проведению и материальному обеспечению занятия.

Кроме плана (плана-конспекта), для подготовки и проведения занятия могут разрабатываться другие документы: частные планы, задания, справочные данные, схемы, выписки и т. д. Порядок создания частного плана аналогичен рассмотренному выше.

В ходе подготовки обучающихся к занятию руководитель строит работу следующим образом:

• оповещает личный состав о предстоящем занятии;

• организует самостоятельную работу обучающихся накануне занятия;

• ставит задачу по изучению личным составом боевых уставов, наставлений, руководств, своих функциональных обязанностей по занимаемой должности, нормативов, подлежащих отработке, а также требований безопасности на занятии;

• контролирует подготовку обучающихся к занятию.

При подготовке района (места) занятия и материально-технического обеспечения руководитель обязан: определить, что требуется для обозначения противника, соседей и имитации огня (при необходимости); какие работы следует провести в целях подготовки района (места) занятия; конкретно указать, какие материальные средства, в каком количестве и к какому сроку подготовить.

Подготовка района (места) для проведения занятия возлагается на его руководителя, а в отдельных случаях и на других должностных лиц. Эта работа осуществляется заблаговременно. Выбирая место проведения, руководитель должен продумать и определить, где наиболее удобно отработать тот или иной учебный вопрос и какую материальную базу при этом использовать.

Подготовка штатной техники, вооружения, приборов, средств связи и других материальных средств возлагается на командиров подразделений, привлекаемых на занятия.

один из основных видов подготовки ВС, представляющий собой комплекс спланированных, организованных и систематически проводимых мероприятий по воинскому обучению и воспитанию лич. состава, слаживанию (боевому слаживанию) подразд., частей, соед. и их органов управления (штабов) для выполнения боевых задач и обеспечения боевых действий в соответствии с их предна-значением. В частях и соед., несущих боевое дежурство, Б.п. кроме того, включает подготовку лич. состава к самостоят. работе на технике, несению боевого дежурства (дежурства) в составе смен и расчётов.

Б.п., как вид подготовки ВС, является основным содержанием повседневной деятельности войск (сил). Б.п. организуется и проводится постоянно, как в мирное, так и в военное время.

Целью Б.п. является обеспечение постоянной готовности войск и органов управления, слаженности (боевой слаженности) экипажей, расчётов, подразд., частей, соед. и их органов управления (штабов) для выполнения боевых и др. задач в соответствии с их предназначением.

Направленность Б.п. определяется, исходя из положений Военной доктрины РФ, Основ (Концепции) гос. политики РФ по стр-ву и подготовке ВС с учётом тенденций развития военного искусства. Она строится на научной основе с использованием её последних достижений, общей и военной психологии и педагогики, опыта войн, вооруж. конфликтов и проведённых учений, перспектив развития орг. форм и техн. оснащения войск (сил), а также опыта под-готовки армий иностр. гос-в.

Б.п. включает: одиночную (индивидуальную) подготовку военнослужащих; подготовку (слаживание) подразд. (воинских формирований), частей и соед.; подготовку (слаживание) органов управления (штабов).

Система Б.п. включает основные элементы: центр. органы МО РФ, определяющие цели, задачи, структуру и осн. содержание Б.п.; органы военного управления, непосредственно осуществляющие управ-ление Б.п., проведением её мероприятий и всесторонним обеспечением; экипажи, расчёты, подразд., части, соед. и их органы управления (штабы), с к-рыми проводится обучение; учебная материально-техн. база Б.п.

Основными принципами Б.п. являются: учить тому, что необходимо на войне; обеспечение постоянной боевой готовности; научность обучения; сознательность и активность обучаемых; наглядность обучения, максимальное его приближение к обстановке реального боя; систематичность и последова-тельность обучения; прочность усвоения знаний, выработка умений, практич. навыков и постоянное их совершенствование; коллективный и индивидуальный подход к обучению; единство обучения и воинского воспитания.

В ходе Б.п. проводятся учения, различные формы занятий, боевые стрельбы, тренировки и др. формы обучения. Б.п. проводится согласно требований уставов, наставлений, программ Б.п., инструкций, руководств, приказов и директив командования.

Задачи по Б.п. в ВС РФ ставятся в приказах мин. обороны. Главнокоманд. видами (родами войск) ВС, команд. (нач-ки) родами войск (спец. войск) организуют их выполнение через штабы и органы Б.п. В военных округах (флотах), в соед. и частях планирование Б.п. и руководство ею осуществляют команд. (ком-ры), нач-ки родов войск и спец. войск. Ком-ры соед. и частей организуют Б.п. и лично проводят командирские, показные, контрольные занятия с офицерами и учения с частями (подразделениями). Нач-ки родов войск (служб) соед. и частей руководят Б.п. подчинённых частей, подразд. и проводят занятия с офицерами соед. (части, подразд.) и подразд. по своей специальности. Ком-ры подразд. непосредственно организуют Б.п. в соответствии с планом части, проводят занятия с подчинёнными подразд. и от-дельными категориями военнослужащих. В соед. и частях Б.п. планируется на год (в батальонах, дивизионах – на период обучения), уточняется на период обучения и на каждый месяц. В ротах, батареях составляется расписание занятий на каждую неделю.

Читайте также: