Конспект логопедического занятия звук и буква л 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

4. Изучение нового материала.
На доске изображения стула и руля. Произнесите эти слова, какие звуки слышим на конце слов? ([л],[л’])

- Произнесите эти звуки. Какие они гласные или согласные? Почему? ( согласные, они произносятся с трудом, мешает язык)
- Что можно сказать об этих звуках [л],[л’]? ( один звук твердый, другой мягкий)
- Приложите руки к ушкам, скажите, какие это звуки: глухие или звонкие? ( звонкие, они произносятся звонко, в ушах звенит)
- Сейчас я вам прочитаю рассказ, запомните как можно больше слов в этом рассказе со звуками [л],[л’].
Учитель читает рассказ. Дети слушают.
Лисенок и лягушонок.
В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке.
Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился:
- Зеленее всех зеленок – лупоглазый ля-гу-шо-нок!
И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…
- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

5. Физкультминутка.
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо…
Получается на славу.
Молодцы!
Влево-вправо, влево-вправо…

6. Чтение слогов с буквой Л
- А давайте попробуем соединить нашу букву с гласными буквами, что мы получим? (ла,ло, лу, лы, ли) Запишите слоги к себе в тетрадь.
- Какой слог получился с мягким звуком [л’]. Почему?

7. Чтение слов с буквой л.
- Посмотрите на слова, которые написаны на доске.
- Прочитайте их про себя и приготовьтесь читать их вслух.
- Прочитайте слова по порядку.
- Прочитайте слова, в которых один слог, два слога.
(стол - 1 слог, кукла, куклы, катал, уснул - 2 слога)
- Молодцы! Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог, на второй слог.
(стол, кукла, куклы - на первый слог; катал, уснул - на второй слог)
- Прочитайте слова, выделяя ударные слоги.
- Скажите, когда мы говорим кукла, а когда куклы?
(Кукла - один предмет, а куклы - несколько)
- Выйдите и покажите в словах букву, которую мы сегодня изучили.
- Спасибо.

8. Зарядка для глаз
Упражнение 1. Сделайте 10 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо
Упражнение 2. 10 колебательных движений глазами по вертикали – вверх-вниз и вниз-вверх
Упражнение 3. Тоже 10, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.
Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.
Упражнение 5. Сделайте по 10 круговых вращательных движений глазами слева-направо.

9. Чтение предложений, включающих слова с буквой л.
- Откроем "Азбуку".
- Рассмотрите рисунок под текстом, который мы будем сейчас читать.
- Как вы думаете, о чем будет рассказ?
- Давайте, проверим, правильно ли мы предложили?
- Прочитайте первое предложение. О ком вы прочитали? (об Оле)
- А что вы знаете о ней?
(что у Оли куклы)
- Прочитайте второе предложение и скажите, о чем говориться в нем?
(что Оля катала кукол)
- Прочитайте третье предложение. О чем говориться в этом предложении?
- Ребята, давайте еще раз прочитаем текст
- О ком и о чем говориться в тексте?
(В тексте говориться о том, как Оля играла в куклы.)
- Ребята, мы правильно определили, о чем будет текст?
- Кто хочет рассказать, как вы играете на улице?
- Спасибо. Мне очень понравилось.

10. Рефлексия.
- Скажите, кто из вас сегодня хорошо работал?
- Кто не очень хорошо, мог бы и лучше?
- Кто был невнимательным и не всегда слушал нас?
- Кого бы из класса вы наградили за хорошую работу на уроке?

11. Итог урока.
- Итак, с какой же буквой мы сегодня познакомились на уроке?
(с буквой "эль")
- Какие звуки она обозначает? ( [л] и [л'] )
- Какие это звуки?
(Звук [л] - согласный, твердый, а звук [л'] - согласный, мягкий)
- На какое место в ленте букв мы поставим букву Л?

Лексический материал: прямые и обратные слоги со звуком Л, стихотворения, загадки, речевые разминки, название предметов, животных, овощей, инструментов, мебели, продуктов питания, игрушек и т.д.

Оборудование: карточки с заданиями, предметные картинки, Звукознайкин, Буквознайкин, Звук Л, Лисичка, слоговые таблицы, мешочки с крупой для развития мелкой моторики, лампочки для гирлянды со слогами (прямыми и обратными), ёлка с гирляндой, проектор и компьютер, указка, мел четырёх цветов (синий, белый, зелёный, красный), дом, индивидуальные зеркала, носовые платочки или салфетки, рабочая тетрадь, авторучка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный).

Ход занятия

I Орг. момент

- Какой звук был у нас в гостях на прошлом уроке? (Л)
- Какой звук принесли с собой на занятие? (Л)
- Чему будем учиться на занятии? (Правильно произносить звук Л)

Подготовительная работа

- А помогут нам в этом наши помощники. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё … (видят).

2.
Пять братьев:
Годами равные,
Ростом разные.
Кто такие? (Пальцы)

- Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)!

3.
Если б не было его,
не сказал бы ничего.
Это - … (язык, рот…)

- Поможем речевым органам стать сильными и послушными.

- Вы научились правильно произносить звук Л. Он очень рад. Сегодня он пришёл к нам в гости. Мы будем учиться слышать его в слогах, словах, предложениях и правильно его произносить.

III. Характеристика звука Л по артикуляционным и акустическим признакам

- А теперь давайте вспомним, как произносится звук Л. Раскройте его тайну.

Работа в тетради.

- Откройте тетради. Какое сегодня число? Запишите. А какой день недели? Месяц? Время года?

- На что похож звук Л? (Пароход гудит, самолёт летит) (Презентация, Слайд №1)

- Это к нам Звукознайкин летит. Вы с ним знакомы? Кто он? (Сказочный герой, который знает всё о звуках)

- Вы научились правильно произносить звук Л. Звук Л очень рад и хочет познакомить Вас со своей подружкой буквой Л (Эль). Называйте её просто, как звук [Л]. Мы отправимся с ними в путешествие, будем выполнять вместе разные интересные задания. Только где же буква Л?

- А вот и Буквознайкин появился. Что он нам принёс? (Буквы!)

IV. Автоматизация звука Л в слогах

- Давайте найдём среди этих букв буквы Л и назовём их, а потом обведём всем буквам Л ножки, чтобы они могли с нами путешествовать. (Приложение 2)


- Буква Л любит переодеваться в разную одежду. Её бывает трудно узнать. Давайте попробуем узнать её в разных нарядах. Называйте все буквы Л и подчёркивайте их. (Приложение 3)


- Буква Л решила поиграть с Вами в прятки. Найдите все буквы Л на картинках, покажите их указкой и назовите. (Слайд №2)


- Буква Л хочет вам рассказать о своих подружках - балаболках. Они все время что-то болтают. Для того чтобы разговаривать с ними, попробуйте запомнить их язык. (Слайд №3)


Логопед читает ребенку по три слога. Ребенку нужно запомнить и повторить за логопедом три слога подряд в том же порядке.

ЛА ЛО ЛУ (вопросительная интонация – пригласим ли мы их в гости?);
ЛА ЛО ЛУ (с просьбой);
ЛО ЛУ ЛЫ (утвердительно);
ЛВА ЛВО ЛВУ ЛВЫ (радостно!)

Тренировка звука на аналогах слов: (Дети читают слоги, выделяя ударные)

- Скоро новый год. Буква Л решила нарядить ёлку на Новый год. А какая же ёлка без гирлянды? Но в гирлянде несколько лампочек перегорели. Давайте поможем Л найти их. На перегоревших лампочках Л в конце слога. А на исправных лампочках Л …(- в начале слога). Читайте все слоги. (Приложение 4, Приложение 5)

Дети выбирают исправные разноцветные лампочки и украшают ими ёлку.


- Куда ещё кроме ёлки, можно повесить гирлянды.

V. Автоматизация звука Л в словах

- Л хочет построить улицу для своих друзей. Давайте поможем построить ей первый дом.

VI. Физминутка

VII. Автоматизация звука Л в словах

- На этой улице могут быть только домики, где живут картинки, в названии которых есть звук Л. Выберите картинки и расселите в этом доме. В первом подъезде будут жить те, где Л вначале, во втором, где Л в конце, а на чердаке те, где Л в середине. (Приложение 6)


- В этой комнате живет Л. Найдите в комнате предметы, в названиях которых есть звук Л. Назовите эти предметы. (Слайд №6)


- В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назовите, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать вам вопросы. Постарайтесь правильно ответить на них. (Слайд №7)

- Что находится между яблоком и луком? (Свёкла)
- Что находится слева от куклы и над яблоком? (Юла)
- Что находится под луком и справа от ложки? (Молоток)
- Что находится между лопаткой и молотком? (Лук)
- Что находится под юлой и над вилкой? (Яблоко)


VIII. Обучение элементам грамоты

- Мама дала букве Л задание написать слова с буквой Л. Но Л ещё недостаточно хорошо умеет писать. Помогите ей, пожалуйста, написать слова. (Слайд №8)

- С каким звуком работали? (Л)

- Маме понравилось выполненное задание. Выполнено правильно, чисто и красиво.

IX. Итог занятия

- Вам понравилось путешествие?




- Ой! А это кто? (Лисичка!)
- А почему она к нам прибежала? (В слове лисичка тоже есть звук Л)
- А чем он отличается от звука Л? (Он мягкий)
- С каким звуком будем работать на следующем уроке? (Со звуком Л’)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать артикуляционную моторику, через артикуляционную гимнастику для губ и языка.

Развивать мелкую моторику с помощью здоровьесберегающих технологии.

Воспитать усидчивость и внимание при выполнении заданий

Уточнение акустического и произносительного образа звука [Л].

Оборудование: Индивидуальные зеркала, сухой бассейн с гречкой, ватный диск на ниточке, мячики Су-джок, прищепки, дудочки, образ артикуляции звука [Л], картинки со звуком [Л], предметные картинки, пластилин.

- Ребята к нам пришли гости, они хотят посмотреть, как мы с вами научились красиво говорить. Давайте их поприветствуем.

-Вспомним с чего мы начинаем наше занятие?

-Правильно с девиза дня!

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, чётко, говорим,

Потому что не спешим,

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем.

-Посмотрите, а что у нас лежит на столе?

-Правильно, сухой бассейн с гречневой крупой.

- Положите свои ладони в бассейн, закройте глаза, почувствуйте, как вам тепло, приятно, крупинки чуть колют ваши ладони. Можно погладить ладонями по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинайте погружать руки внутрь. Сжимайте ладони, перебирайте крупинки. Что вы чувствуете? (ответы детей-крупинки острые, они сильно колют наши ладошки, пальчики.) Давайте погрузим ладони поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

Дети обнаруживают пазлы – элементы картинки, которую затем собирают на столе.

-Что изображено на картинке? (ответы детей- это звук Л)

-Как вы думаете, чем мы сегодня на занятии будем заниматься?

-(ответы детей- мы вспомним, как правильно произносится звук Л).

-Да, ребята, вы правы.

2. Артикуляционная гимнастика

-Скажите ребята, чтобы наш язычок был ловким и сильным что мы с вами делаем?

- Правильно, артикуляционную гимнастику

3. Правильная артикуляция звука [Л].

-Ребята, вспомните как правильно произносится звук Л?

-Скажите что делают губы? (ответы детей- губы в улыбке)

-Какое положение занимает язычок? (ответы детей- кончик языка поднимается и упирается за верхними зубами)

-А теперь, поднесите ладошки к губам и произнесите звук Л, по ощущениям воздушная струя какая? (ответы детей- идёт теплая воздушная струя)

4. Пальчиковая гимнастика с мячиком Су-Джок:

-Язычки мы с вами размяли. Вы молодцы! А теперь потренируем наши пальчики.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)

Хорошо, теперь откройте мячики и с помощью колечек ещё помасируйте свои пальчики.

- Мальчик-пальчик, Где ты был? (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су-Джок на

-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су-Джок на

-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су-Джок на

-С этим братцем песни пел. (надеваем кольцо Су-Джок на

Как только услышите звук [Л], сразу ловите его - хлопая в ладошки:

М-Л-К-Л-Т-Н-Л-Д-П-Л-Ц-С-Л; (ловим хлопками)

ХА – ЛА – ЛА – ПА – ЛА-ДО-ЛО-ЛУ-МЫ-ЛЫ;

ПАЛКА – ОСЕНЬ – ЛУЖА – КОШКА – ЛУК - СУМКА – КАША-ЛАМПА-ВОЛК-РУКА-ЛОЖКА.

Очень хорошо у вас получилось!

6. Изолированное произношение звука [Ш]

Я вам предлагаю поиграть в игры.

Помогите мне договорить слово. Я буду говорить начало слова и бросать мячик вам, а вы произносите только последний звук.

Например: Го(Л), Футбо(Л), Сту(Л), За(Л), Уко(Л), Пена(Л), Сто(Л), Бока(Л).

Хорошо у вас получилось!

7.Физминутка.

Наша Луша потянулась

Раз нагнулась, два нагнулась.

По дороге зашагала.

8. Определение наличие звука [Ш] в словах.

9. Образование относительных прилагательных.

- Ребята вы любите пирожки? (ответы детей-да) Посмотрите, сколько здесь пирожков.

Этот пирожок с малиной, он малиновый.

С яблоками – яблочный.

С клубникой.. (Клубничный.)

Со сливой – (сливовый)

С луком- (луковый)

Со свёклой – (свекольный)

- Звук Л любит играть в разные игры. Особенно он любит играть в прятки. Посмотрите на картину и скажите, куда спрятался звук Л ?

Очень хорошо у вас получается! Молодцы!

11.Развитие мелкой моторики и закрепление звука Л в чистоговорках.

Ребята у вас на столах лежат мешочки. Посмотрите что в них?

-Правильно, это шарики из пластилина, но они необычные, вам нужно развернуть каждому свой шарик и посмотреть что в них спрятано.

-Правильно, спрятаны чистоговорки. Прочитайте каждый свою чистоговорку по очереди.

-Ла-Ла-Ла-Лана ягодку нашла.

-Ло-Ло-Ло-в лесу светло.

-Лы-Лы-Лы-наши ягоды малы.

-Лу-Лу-Лу-лукошко на полу.

-Ал-Ал-Ал-все ягоды собрал.

Ол-Ол-Ол-вывалил на стол.

Ыл-Ыл-Ыл-потом ягоды помыл.

-Ул-Ул-Ул-после дома отдохнул.

12. Развитие связной речи. Прочитайте рассказ, и ответь на вопросы.

Необычный колышек

Павел посадил в саду маленькую яблоньку. Ствол у яблоньки был тоненький — того и гляди, сломается. Сделал Павел кол и воткнул его в землю около яблоньки. Слабый ствол яблоньки и колышек Павел соединил бинтом. Подвязал яблоньку и успокоился. Оставалось ждать зелёных листьев.

Каждый день Павел ходил к яблоньке, поливал её. Внимательно наблюдал за ветками. Но зелёных листьев всё не было и не было!

-Что посадил Павел в саду?

-Зачем Павел сделал кол и воткнул его в землю около яблоньки?

-Чем соединил Павел слабый ствол яблоньки и колышек?

-Зачем так внимательно Павел наблюдал за ветками?

-Что увидел Павел из окна?

-Где Павел увидел несколько зелёных листиков?

-Молодцы! Хорошо получилось!

13. Итог занятия: Наше занятие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, какой звук мы сегодня закрепляли? Какое задание для вас было самым интересным?

14. Рефлексия

Ребята на доске у нас прикреплён круг от солнышка, я раздам вам лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики вам нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, и я получил (а) много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

- Учить вырабатывать определённые положения органов артикуляционного аппарата. Учиться воспроизводить слоговые ряды, подбирать слова на заданный звук,опознавать заданный звук в слогах, словах, предложениях.

Ход логопедического занятия:

Погладим глазки? (поглаживаем веки глаз)
Да!
Погладим ушки?
Да! (погладили,пощипали ушки)
А наши ручки готовы к работе?
Да! (растираем ладошки, чтобы стали горячими)

1. Сегодня мы поговорим о звуках, которые при произнесении слов (запись на доске) будут звучать громче остальных:

Ложка, пила, лыжи, лес.

- Это звуки разные, звук [л] — звучит твердо, а звук [л'], — мягко.

2. Артикулема звука:

- Закройте глаза и произнесите звук [л'], [л]. Послушайте свой язычок. Поднесите ладошку к губам. Открываем глаза. Смотрим в зеркало(индивидуальные зеркала на каждой парте). Где живет звук [л] и [л']?

3. Хлопните, когда услышите звук [л], топните, когда услышите [л'] в стихотворении:

Будто солнцу улыбаясь.
На соломке молодой
Дремлет, медленно качаясь,
Ржи колосик золотой.

- Какие слова со звуком [л] вы услышали, назовите?

- Какие слова со звуком[л'] вы услышали, назовите?

4. Допиши буквы, у которых не хватает элементов (самостоятельная работа с карточками).

5. Записываем под диктовку:

Ала , оло, аля, оля, оле, ыля, ыле.

6. Физминутка (речь с движением):

Буквой Л раставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу!

7. Запишем в тетрадь только те слоги, в которых звук [л'] мягкий:

Док, люк, лук, лоб, лён, лон, плу, для, кля, клее, пло, плу, пли, плё, шло, ела, сля, еле, млу, ели, слё, тля, длё, длы, дле, длю, дло.

8. Произносим слоговые цепочки друг за другом:

ла -ло-лы-лу
ло-лу-ла-лы
лу-ла-лы-ло
лы-лу-лу-ла
лы-ла-ло-лэ

9. Назови слова, которые начинаются на слог:

ла (лампа, лавка, лак , лапа);
ло (лошадь, локоть, ложка, лом, лодка);

- Сколько гласных? (Три)

- Значит, сколько слогов? (Три)

- Сколько раз будем хлопать? (Три)

- Произнесите слово по слогам и прохлопайте. (бу-лав-ка)

- А теперь запишем гласные из слов: платок, клумба, колючка, тюльпаны, лютики.

11. Доскажи словечко со звуками [л] и [л']:

Тихо–тихо снег идет,
Белый снег,мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе … (лопатой).
Поэт нашел в себе слова
И написал их строчкой,
И вырос … (лес)
Шумит листва.
И гриб сидит под кочкой.
Ведь это чудо из чудес-
Когда из слов вдруг вырос … (лес)

В зоопарке разные звери: рыжая (лиса), сильный (лев), красивый (лось), белокрылый (лебедь).
Я положила в стакан кислый (лимон).
Мы любим ходить в (лес).

Разложить картинки со звуками [л] и [л']. Команды проверят задания друг друга.

13. Подведение итога логопедического занятия. (Самооценка)

- Если вы считаете, что хорошо работали в тетрадях и отвечали, то возьмите желтые камешки, а если нет, то синие. Проверьте задания друг друга, правильно ли вы оценили себя?

- Чему мы учились сегодня? Различать звуки [л] и [л']; слышать их в слогах, словах, загадках.

Яковлева Олеся Дмитриевна,
учитель-логопед,
МБОУ СОШ №8, г. Инта, Республика Коми

Читайте также: