Конспект осень золото роняет

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Шевченко Валентина Сергеевна

Населенный пункт: Ростовская область. Азовский район, с. Пешково

Цели:

  • Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их.
  • Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью.
  • Продолжать учить различать некоторые лиственные деревья.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

Материалы к занятию: осенние листья березы, дуба, рябины. Плоды деревьев: сережки березы, ягоды рябины, шишка сосны. Презентация осень. Игрушка белочка.

Словарная работа: золотая осень, разноцветная, сосновая шишка, плоды и семена.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Ход занятия:

Воспитатель: К нам прилетел листочек, а там записка от белочки, она приглашает нас в гости, в лес. Но прежде, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Как надо вести себя в лесу?(стали в круг)

Дети: Нельзя шуметь, чтобы не потревожить лесных жителей, нельзя мусорить, ведь лес - это дом зверей и птиц, а в доме должно быть чисто.

Воспитатель: Молодцы, знаете правила.

А сейчас немножко поволшебничаем, глазки закрыли и покружились на месте и вот мы с вами очутились в лесу.

Какие красивые картины. Какое время года изображено на ней?

Дети: Осень.

Воспитатель: - Почему вы так думаете?

Воспитатель: потому что деревья разного цвета, много листьев на земле.

Ребята, вы любите осень?

Дети: Любим.

Воспитатель: за что вы любите осень?

Дети: Осенью красиво, много листьев на земле, можно прошуршать, поиграть и т.д.

Воспитатель: осень чудесное время года. Природа дарит деревьям разные краски.

Идем дальше по лесу.

Дует, дует ветер, дует - задувает,

Желтые листочки с дерева срывает.

Я нашла листочек, как вы думаете, с какого дерева он улетел?

Дети: с березы.

Воспитатель: Какай он?

Дети: желтый, березовый.

Воспитатель: верно. Это береза. А по каким признакам ее можно узнать? Что ее отличает от других деревьев?

Дети: белая кора.

Воспитатель: конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее говорят: белоствольная. Она стройная. У нее длинные тонкие ветви.

Подходим к следующему дереву.

Воспитатель: Какое дерево потеряло вот этот лист?

Дети: дуб.

Воспитатель: на что похож листочек?

Дети: на ладошку.
Воспитатель: Как он называется?

Дети: дубовый листочек

Воспитатель: какого цвета осенние листочки?

Дети: красные, рыжие.

Воспитатель: с какого дерева опали эти иголочки?

Дети: с сосны
Воспитатель: Какие они?

Дети: зеленые, длинные, колючие.

Загадка.
Прилетает в гости к ней,

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют.

Дети: рябина.

Воспитатель: на что походит листочек рябины?

Дети: на перышко, много маленьких листиков на одной веточке сидят.

Воспитатель: а вот и к белочке пришли. Она встречает нас с корзиной, что же у нее там лежит?

Дети: плоды рябины, сережки березы, сосновая шишка.

Воспитатель: давайте мы с вами присядем и рассмотрим содержимое корзины.

Это плоды , которые вырастают на деревьях и
кустарниках. Мы знаем, что растения живые. Они дышат, питаются,
растут, размножаются, т.е. их становится много.

А как это происходит?

Дети: плоды рябины разносят птицы, сережки березовые разносит ветром.

Воспитатель: а как вы думаете, как появляется молодое дерево - сосны?

Ответы детей.(семечки, саженцы)

Воспитатель: семя сажают в землю, ее солнышко пригревает, дождик поливает и из нее вырастет молодое дерево.

- А белочка приготовила нам подарки, осенние листочки, чтобы вы помнили о нашей прогулке в лес. Выберите тот листочек, который вам понравился.

А теперь пора нам возвращаться в детский сад.

Идем по тропинке, а там лежат листья и шуршат под ногами.)

Воспитатель: посмотрите, ребята, когда мы пришли в лес, на деревьях были листочки, а сейчас они опали, деревья стоят голые. Подул ветер, и листья оторвались от своих веточек.

Как называется это явление?

Дети: листопад.

Воспитатель: Давайте соберем с вами красивый осенний букет!?

Дети: Да!

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята , вам понравилось наше путешествие по лесу? О чем мы говорили? Что вам больше всего запомнилось? Мы еще будем путешествовать?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(Конспект НОД для разновозрастной группы)

Младший возраст.

Цель . Формировать знания и представление детей о сезонных изменениях в природе.

Расширять представление детей о характерных признаках осени, уточнить представление детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, животных.

Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

Межпредметная связь. Ознакомление с окружающим миром, развитие речи, экология.

Старший возраст.

Образовательные: Закрепить в сознании детей представления о сезонных изменениях в природе.

Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени. Вспомнить пословицы и поговорки.

Воспитательные: Воспитывать чувство любви к родной природе.

Продолжать ознакомление детей с русской народной культурой.

Развивающие: Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.

Развивать внимание и память.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришел Зайчик (мягкая игрушка).

И он у вас спрашивает, пора ли им менять серые шубки на белые. Дело в том, что в лесу у зайцев получился спор. Одна половина зайцев считает, что уже пора менять летнюю шубку на зимнюю, а другая половина зайцев доказывают, что еще рано, до зимы далеко. Одни показывали, что небо уже хмурое, а другие, что трава еще зеленая. Одни говорили, что осень наступила, а другие спорили, что осень еще далеко.

И вот, зайка принес нам письмо. Давайте прочитаем…

« Здравствуйте, дорогие ребята!

На заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, ребята! Вы уже взрослые, умные, много в детском саду узнали. Объясните нам, далеко ли осень и скоро ли она будет в нашем лесу. Предоставьте нам убедительные доказательства. Ведь менять шубки – для зайцев дело не простое! Надеемся на вашу помощь.

Воспитатель . Ну, что, поможем?

Воспитатель. Ребята, прослушайте рассказ - загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь. (Дети сидят на ковре, звучит музыка П.И. Чайковского из сборника "Времена года").

"В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела.

Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.

(Отрывок из рассказа О. Иваненко "Спокойной ночи")

- О каком времени года идет речь?

- Как вы догадались?

- Что изменилось в природе с приходом осени?

(Дети читают стихи об осени.)

Скупо греешь ты.

Желтые, да алые кружатся листы.

В шелесте, да в шорохе наш осенний сад.

На дорожках ворохи пестрые лежат.

Воспитатель . Ребята, посмотрите, у меня в руках большой круг. Что он вам напоминает? Правильно, колесо. Вот здесь отверстие для оси. А знаете ли вы, что давным-давно, в старинные времена, на Руси год представляли в виде колеса, медленно совершающего движение по Солнцу? Отсюда и название – круглый год.

Наше годовое колесо, или круглый год, разделено на четыре разноцветные части. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) правильно, это четыре времени года. Вспомните их названия.

Физкультминутка: "Осень".

Дует, дует ветер, (изображаем ветер)

С дерева срывает.

Кружат по дорожке, (кружатся)

Падают листочки (приседают)

Прямо нам под ножки.

(Младший возраст) – игра.

За окошком кто шалит? – Тук-тук-тук (дети)

Кто по стеклышку стучит? – Тук-тук-тук

Может, это птички? – Нет-нет-нет.

Может, ребятишки? – Нет-нет-нет.

Может, капельки дождя? – Да-да-да!

Воспитатель . У каждого времени года есть три сына. Что это за сыновья? Правильно, месяцы. Как зовут сыновей Осени?

Правильно, осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху: растения будут спать под снежным одеялом, некоторые животные впадут в спячку, а другие будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом.

Поэтому, зайка, ты передай всем в лесу, что уже наступила Осень, и им нужно готовиться к Зиме.

Воспитатель. А как же готовятся люди к зиме?

Правильно, это - прежде всего, сбор урожая. Позаботился человек о зерне, об овощах пора подумать.

Ребята, какие овощи собирают на полях? (Картофель, помидоры, огурцы, свеклу, морковь, капусту, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, репу, редьку и др.)

Дождь – дождик, дождичек,

Лист – листок, листик, листочек,

Игра с детьми старшего возраста «Назови, какая погода?

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,

… дует ветер – ветреная;

Если на улице холодно, какая погода? – холодная;

Если пасмурно – пасмурная.

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветра, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик – мед, белка – орешки, медведь – яблоки. С юга прилетели птицы. Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

Воспитатель. Русский народ очень наблюдательный, до нас дошло очень много пословиц, примет и поговорок. Расскажите зайчику, какие вы знаете приметы, поговорки…

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

Сильный ветер во время дождя – к хорошей погоде.

Перед дождем дождевые черви выползают из нор.

Появились комары поздней осенью – к мягкой зиме.

От осени к лету поворота нету.

Осенняя пора – птицы со двора.

День прозевал – урожай потерял.

Октябрь землю покроет – где листком, где снежком.

Воспитатель . Как ни хороша осенняя погода, как ни сытен сентябрьский лес, а все в природе готовятся к суровым холодам.

Воспитатель. Ребята, почему заяц переодевается из серой шубки в белую? Почему?

(Ответы детей старшего возраста)

Правильно, у зайца слишком много врагов, а на белом снегу его зимой не

Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

(Ответы детей младшего возраста, затем старшего.)

Правильно, необходимо купить теплые вещи – шубу, шапку, обувь, варежки и т.д.)

Пока мы ходили по осеннему участку, и птичьих голосов стало слышно все меньше и меньше. Почему?

Правильно, птицы улетают в теплые края. Все птицы улетают в теплые края?

Какие птицы улетают? (Ласточки, скворцы, соловьи, иволги, стрижи, дрозды, журавли, лебеди)

Как называются птицы, которые покидают родные края и улетают?

Дети. Перелетные.

Воспитатель. Почему они не смогут перезимовать у нас?

Воспитатель. Перелетные птицы – насекомоядные. Зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма.

Ну, а мы с вами будем их ждать и заботиться о тех птицах, которые останутся с нами на долгую холодную зиму. А как мы будем заботиться?

(Ответы детей – вешать кормушки, сыпать корм, хлебные крошки ит.д.)

Осень ранняя – осень поздняя

День веселый – день грустный

День солнечный – день пасмурный

Облако белое – туча черная

Воспитатель. Да, ребята, много работы осенью у человека на земле. Но и звери в лесу не сидят, а тоже готовятся к зиме. А как они готовятся, мы сейчас с вами посмотрим…

Деятельность: познавательная, коммуникативная.

Форма: проблемная ситуация.

  • Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их.
  • Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.
  • Развивать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему.
  • Воспитывать бережное отношение к природе через разрешение проблемных ситуаций.

Материалы к НОД: осенние листья березы, тополя, рябины. Плоды деревьев: сережки березы, ягоды рябины, еловая шишка. Картинки с изображением леса осенью. Игрушка белочка.

(На окошке в группе дети замечают осенний листочек.)

Работа с календарем погоды.

- Выберите картинку, которая подходит к осени. Почему выбрали эту? (Небо хмурое, часто идет дождь, а иногда снег.)

- Возьмите те листики-кружочки, которые бывают осенью, украсим дерево.

- Ребята, превратимся в осенние листики. (Раздаю каждому ребенку листочки.)

Мы – листочки. (Дети стоят свободно, руки вверх.)

Мы – осенние листочки.

Мы – на веточки сидели, (Покачиваются.)

Ветер дунул – полетели. (Разбегаются.)

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали. (Бегают, кружатся.)

Перестал дуть ветерок

Мы присели все в кружок. (Приседают.)

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели. (Вновь разбегаются, помахивая руками.)

- Ребята, почему птицы так разволновались, куда они собираются? (В теплые края.)

- Как называются птицы, которые улетают? (Перелетные.)

- А как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

- Послушайте загадку и узнаете кто спрятался под кустиком:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

И стоит среди травы,

Уши больше головы? (Заяц.)

Вот где зайка спрятался. Тихонько понаблюдаем за ним, чтобы не напугать. Заяц готовится к зиме. Интересно, как он это делает?

- Осенью заяц линяет.

- Какая шерсть у него вырастает? (Белая, теплая.)

- Почему у зайца зимой шерстка белая? Теплая?

- Зайчик кого-то испугался, кто это?

И мохнатой лапой

Он кору дерёт. Кто это? (Медведь.)

- Как медведь готовится к зиме? Что он делает зимой? (Спит, впадает в спячку.)

- Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же умрёт с голоду.

(Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, посмотрите.)

- Где медведь спит зимой? (В берлоге.)

- До свидания, мишка, до весны!

- Посмотрите, какая картина у нас получилась. Расскажите листочку, что такое осень? (Ребенок поочередно выкладывая картинки составляет рассказ.)


Занятие проводится в средней группе. Развивает у детей речь,способность определять признаки времени года, формирует творческие способности.

Содержимое разработки

по ознакомлению с окружающим миром

Программное содержание:

Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их.

Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.

Учить устанавливать причинно - следственные связи на примере образования плода.

Продолжать учить различать некоторые лиственные деревья.

Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

Материалы к занятию: осенние листья березы, клена, дуба, рябины. Плоды деревьев: сережки березы, ягоды рябины, кедровая шишка. Картинки с изображением леса осенью. Игрушка белочка.

Словарная работа: золотая осень, разноцветная, кедровая шишка, плоды и семена.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Ход занятия:

Воспитатель: К нам прилетел листочек, а там записка от белочки, она приглашает нас в гости, в лес. Но прежде, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Как надо вести себя в лесу?

Дети: Нельзя шуметь, чтобы не потревожить лесных жителей, нельзя мусорить, ведь лес - это дом зверей и птиц, а в доме должно быть чисто.

Воспитатель: Молодцы, знаете правила.

Пойдемте по тропинке. Остановились, глазки закрыли и покружились на месте и вот мы с вами очутились в лесу.

Какие красивые картины. Какое время года изображено на ней?

Дети: Осень.

Воспитатель: - Почему вы так думаете?

Воспитатель: потому что деревья разного цвета, много листьев на земле.

Ребята, вы любите осень?

Дети: Любим.

Воспитатель: за что вы любите осень?

Дети: Осенью красиво, много листьев на земле, можно прошуршать, поиграть и т.д.

Воспитатель: осень чудесное время года. Природа дарит деревьям разные краски.

Идем дальше по лесу.

Дует, дует ветер, дует - задувает,

Желтые листочки с дерева срывает.

Я нашла листочек, как вы думаете, с какого дерева он улетел?

Дети: с березы.

Воспитатель: Какай он?

Дети: желтый, березовый.

Воспитатель: верно. Это береза. А по каким признакам ее можно узнать? Что ее отличает от других деревьев?

Дети: белая кора.

Воспитатель: конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее говорят: белоствольная. Она стройная. У нее длинные тонкие ветви.

Подходим к следующему дереву.

Улетели с ветки желтые монетки.

- С какого дерева они улетели?

Дети: с осины.

Воспитатель: Какие они?

Дети: Осиновые, желтые, они похожи на монетки.

Воспитатель: Какое дерево потеряло вот этот лист?

Воспитатель: на что похож листочек?

Дети: на ладошку.
Воспитатель: Как он называется?

Дети: кленовый листочек

Воспитатель: какого цвета осенние кленовые листочки?

Дети: красные, рыжие.

Воспитатель: с какого дерева опали эти листья?

Дети: с дуба.
Воспитатель: Какие они?

Дети: дубовые, желтые.

Загадка.
Прилетает в гости к ней,

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют.

Дети: рябина.

Воспитатель: на что походит листочек рябины?

Дети: на перышко, много маленьких листиков на одной веточке сидят.

Воспитатель: а вот и к белочке пришли. Она встречает нас с корзиной, что же у нее там лежит?

Дети: плоды рябины, сережки березы, кедровая шишка.

Воспитатель: давайте мы с вами присядем и рассмотрим содержимое корзины.

Это плоды и семена, которые вырастают на деревьях и
кустарниках. Мы знаем, что растения живые. Они дышат, питаются,
растут, размножаются, т.е. их становится много.

А как это происходит?

Дети: плоды рябины разносят птицы, сережки березовые разносит ветром.

Воспитатель: а вот это плод кедра, кедровая шишка. Внутри шишки - орешки.

А эти орешки можно кушать?

Воспитатель: а как вы думаете, как появляется молодое дерево - кедр?

Воспитатель: орешка попадает в землю, ее солнышко пригревает, дождик поливает и из нее вырастет молодое дерево.

- А белочка приготовила нам подарки, осенние листочки, чтобы вы помнили о нашей прогулке в лес. Выберите тот листочек, который вам понравился.

А теперь пора нам возвращаться в детский сад.

(Идем по тропинке, а там лежат листья и шуршат под ногами.)

Воспитатель: посмотрите, ребята, когда мы пришли в лес, на деревьях были листочки, а сейчас они опали, деревья стоят голые. Подул ветер, и листья оторвались от своих веточек.

Как называется это явление?

Дети: листопад.

Итог занятия.

Воспитатель: вам понравилось наше путешествие по лесу? О чем мы говорили? Что вам больше всего запомнилось?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: учить самостоятельно, находить характерные признаки осени. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Развивать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему. Воспитывать бережное отношение к природе через разрешение проблемных ситуаций.

Ұымыдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы

Технологическая карта организационной учебной деятельности

Жыл/год __________күні_____________апта күн недели_______________________________________________________________________________

Топ/ Группа: Средняя Тәрбиеші/воспитатель Фесюк О.П.

Білім беру салалары/ Образовательные области:Познание Бөлімі / Раздел: Экология Сабақ/ занятие_____________________

Тақырыбы/ Тема: Осень золото роняет.

Мақсаты: Расширять представления о характерных признаках осени

Міндеттері/Задачи: учить самостоятельно, находить их. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Развивать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему. Воспитывать бережное отношение к природе через разрешение проблемных ситуаций.

Құрал-жабдықтар/Оборудование: осенние листья березы, тополя, рябины. Плоды деревьев: сережки березы, ягоды рябины, еловая шишка. Картинки с изображением леса осенью. Игрушка белочка.

Читайте также: