Музыка к драматическому спектаклю 8 класс конспект кратко

Обновлено: 07.07.2024

«Чем чище музыка любви, тем громче музыка печали.

Б. Окуджава

Появилось и несколько музыкальных версий этой трагедии — произведений, написанных в самых разных жанрах: Увертюра-фантазия П. Чайковского, балет С. Прокофьева, мюзикл Л. Бернстайна, музыка из кинофильмов режиссеров Ф. Дзиферелли и Б. Лурманна.

Все произведения написаны в разных жанрах, но их объединяет одна общая тема. Борьба любви и ненависти. Любовь – главное, ради чего человек живет на земле.

Одной из наиболее известных постановок на шекспировский сюжет стал спектакль Театра им. Е. Вахтангова (1956). Музыку к нему написал известный отечественный композитор Дмитрий Борисович Кабалевский (1904—1987) - советский композитор, дирижёр, пианист, педагог, публицист, общественный деятель.

Музыка явно выходила за рамки сопровождения к драматическому спектаклю, и композитор решил составить многочастный цикл — музыкальные зарисовки к трагедии Шекспира для большого симфонического оркестра, который часто называют симфонической сюитой.

Сюита - музыкальное произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла.

Жанр музыкальных зарисовок свидетельствует о живописности музыки, близости её к изобразительному искусству.

Целевая аудитория: учащиеся 8 класса.

Тип урока: урок открытия новых знаний .

Вид урока: урок-путешествие.

Создание яркого эмоционального впечатления учащихся от знакомства с лучшими образцами сценической музыки, созданной композиторами разных эпох для драматических спектаклей. Обобщение знаний о музыкально-театральном искусстве, как неотъемлемой части духовно-нравственного развития общества.

Задачи урока:

- Организ ация деятельности учащихся для знакомства с новыми произведениями, отработка умения определять характер музыки, давать характеристику музыкально -театральному произведению.

-Развитие творческого воображения, эмоционального отклик а на музыкальные произведения, музыкальной памяти.

-П робуждение интереса к музыка льно-театральному искусству, способствующему потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и театральными постановками .

Планируемые результаты:

Использовать полученные знания в практической деятельности: самостоятельное общение с высокохудожественной музыкально-театральной культурой.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, организация самостоятельной деятельности в группах, предварительная домашняя подготовка.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

1.Организационный момент:


Миг наступил бесценный,

В этом вся жизнь моя.

Я выхожу на сцену:

-Здравствуйте, вот он я.

Верьте в моё старание,

Слово я вам даю.

Всё, чем живу, сыграю,

Всё, что смогу - спою.

- О чем сегодня пойдет речь? Конечно, о театре и о музыке, созданной для драматических спектаклей.

2.Актуализация знаний:

http://bibliotaishet.ru/konkurs/karnav_maski.jpg

- Как вы понимаете эти слова великого английского драматурга Уильяма Шекспира? (ответы детей) Действительно, каждый в этом мире играет свою роль - положительную или отрицательную.

- Кто из вас любит театр? Часто ли вы туда ходите? (ответы детей).

- Театр – вид искусства, специфическим средством выражения которого является действие, актерская игра на сцене.

- Как правило, театральные представления носят комический, трагический, либо драматический характер. Театральное искусство по своей природе синтетично, поскольку объединяет в себе сразу несколько видов искусства.

- Назовите их (дети перечисляют сами):

  • сценическое действие,
  • литература,
  • музыка,
  • изобразительное искусство (костюмы, декорации),
  • возможны также танцы, пантомима, спецэффекты и т.д.

3.Изучение нового материала:


- Какую роль в этой драме играет вальс? Можно ли было обойтись в сцене бала без музыки? Конечно, нет. Музыка здесь не только создает особо праздничную атмосферу, но и играет весьма важную драматургическую роль. Вальс этот часто исполняется вне театральной постановки и приобрел мировую славу.

- Музыка к драматическому спектаклю была заказана Хачатуряну театром имени Е.Вахтангова, и первый раз она прозвучала на премьере в последний мирный вечер перед войной - 21 июня 1941 года. Молодой композитор в то время не написал ещё ни "Танец с саблями", ни балет "Спартак", но уже получил первую Сталинскую премию за свой знаменитый Скрипичный концерт.



- Какой характер носит эта музыка? Она создает ощущение скорости, движения, в ней чувствуется тревога и волнение. В 1954 году спектакль в переводе Б.Пастернака был поставлен режиссером Г.Козинцевым в Государственном академическом театре драмы имени А.С.Пушкина Санкт-Петербурга.



- Что передает эта музыка? Предвещает ли она беду? Интонационное своеобразие музыкального языка, колоритные краски симфонической палитры воссоздают атмосферу средневекового итальянского города, где разворачиваются события шекспировской трагедии.

- Вспомните, о чем повествует эта трагедия, какими словами она начиналась и как развивались основные сюжетные линии. На ближайших следующих уроках нам предстоит более подробно остановиться на этом и некоторых других спектаклях, музыка к которым вошла в золотой фонд мировой классики.

4.Организация вокально-хоровой деятельности:

- Театр всегда вызывал интерес общества и волновал воображение. Вот почему немало песен посвящено театру, и сегодня мы разучим одну из них.

1. Много в городе театров,

Много в городе артистов,

И растем мы им на смену,

Подрастаем очень быстро,

А у нас сегодня праздник

Тихо занавес раскрылся

И на сцене вдруг проказник

Буратино появился.

Припев:

Чудо есть на белом свете,

В сказку верится не даром,

Это чудо, знают дети, –

Называется театром!

2. Парики наденем сами,

Будем плакать и смеяться,

А в костюмы и в героев

Начинаем превращаться.

Много музыки на сцене,

Много плясок много песен,

Дети любят свой театр,

Он всегда им интересен.

Припев:

Чудо есть на белом свете,

В сказку верится не даром,

Это чудо, знают дети,–

Называется театром!

5.Практическая работа:

- Посмотрите на следующий слайд.


- Как вы думаете, где мы сейчас находимся? Это знаменитый Большой театр в Москве - крупнейший в мире центр музыкально-театральной жизни. Именно на этой сцене впервые проходили многие музыкальные спектакли мира. Давайте вспомним некоторые значительные произведения музыкального театра.

- Откройте свои тетради и посмотрите на экран. Перед вами названия сценических произведений. Распределите их по жанрам и впишите в таблицу, классифицируя по следующему принципу:

Музыка к драматическим спектаклям

6.Подведение итогов:

- В 20 веке музыку к драматическим спектаклям писали многие знаменитые композиторы, среди них Д.Шостакович, Г.Свиридов, А.Хачатурян, А.Шнитке, И.Дунаевский, Д. Кабалевский и другие.

7.Рефлексия:

- Что нам удалось выяснить о роли музыки в спектакле?

- Почему театр, существуя уже более 2000 лет, не теряет в наши дни своей актуальности? Может ли телевизионная постановка заменить театральное зрелище?

- Вспомните, какие театры есть в вашем городе, и на каких спектаклях вы побывали. Какую роль играла в них музыка?

Домашнее задание:

- Подберите цитаты или высказывания великих людей о театре. Объясните их значение и сформулируйте своё отношение к ним.

- Разыграйте сцену из любимого спектакля, подобрав к ней музыку, и распределив роли между собой.

- Завершить сегодняшний урок я хочу словами К.С.Станиславского:

Музыка — необходимая составляющая драматического спектакля. Она создаёт особое настроение, усиливая чувства зрителей, вызывая то смех, то слёзы. В драмах, в театральных пьесах музыка может эмоционально объединять исполняемую сцену, пробуждая чувства зрителей, создавать фон для монолога или диалогов действующих лиц, возникать в виде музыкальных вставок, создавать настроение последующей сцены. Все эти формы слияния сценического действия и музыки подготовили восприятие звукового фильма.



  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 1. МУЗЫКА К ДРАМАТИЧЕСКОМУ СПЕКТАКЛЮ

Образовательные цели и задачи:

- актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли музыки в сценическом действии;

- изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям;

- выявление контрастности образных сфер театральной музыки;

- закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы;

- понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий;

- знакомство с краткой историей становления музыки со времён античного театра до современного драматического спектакля и различными формами слияния сценического действия и музыки;

- создание яркого эмоционального впечатления учащихся от знакомства с лучшими образцами сценической музыки, созданной композиторами разных эпох для драматических спектаклей;

- пробуждение интереса к музыкально-театральному искусству, формирование потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и театральными постановками; развитие творческого воображения, эмоционального отклика на музыкальные произведения, музыкальной памяти;

- осознание роли музыки в драматическом спектакле, понимание её значимости для возведения той или иной пьесы на уровень мирового шедевра.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты: Использование полученных знаний в практической деятельности - самостоятельное общение с высокохудожественной музыкально-театральной культурой.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, компьютер, мультимедийная аппаратура, презентация.

1. Организация начала урока

Миг наступил бесценный,

В этом вся жизнь моя.

Я выхожу на сцену:

- Здравствуйте, вот он я.

Верьте в моё старание,

Слово я вам даю.

Всё, чем живу - сыграю,

Всё, что смогу - спою.

- Прозвучал фрагмент выступления всеми любимого артиста Андрея Миронова. Предположите, о чём сегодня пойдёт речь?

Ответы учащихся.

- Теперь представьте, что вы посмотрели спектакль в драматическом театре. Пьеса была очень интересная, но в ней не прозвучало ни одной песни, ни единой инструментальной мелодии. Как вы думаете, такое возможно?

- Много ли существует таких театральных постановок – совсем без музыкального сопровождения?

Ответы учащихся.

· узнаем, какую роль играет музыка в драматическом спектакле;

· познакомимся с краткой историей её становления с античных времён до современного драматического спектакля и различными формами слияния сценического действия и музыки;

2. Актуализация знаний

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова великого английского драматурга Уильяма Шекспира?

Ответы школьников.

- Действительно, каждый в этом мире играет свою роль - положительную или отрицательную.

Кто из вас любит театр? Много ли раз вы в нём бывали?

Ответы учащихся.

- Театр – вид искусства, специфическим средством выражения которого является действие, актёрская игра на сцене. Как правило, театральные представления носят комический, трагический либо драматический характер. Театральное искусство по своей природе синтетично, поскольку объединяет в себе сразу несколько видов искусства. Назовите их.

Предположительные ответы учащихся:

- Сценическое действие;

- Литература;

- Изобразительное искусство (костюмы, декорации).

- Возможны также танцы, пантомима, спецэффекты и т.д.

3. Основной этап урока

1) Работа по теме

Со времён античного театра, древнегреческой драмы музыка связана со сценой и драматическим действием. В эпоху Возрождения (15-16 вв.) музыка участвовала во многих сценических формах:

· в Италии – в театральных интермедиях (от лат. intermedius – находящийся посередине – небольшая пьеса или сцена, обычно комического характера, разыгрываемая между действиями драмы;

· в Испании – в театрализованных зрелищах.

Позднее взаимодействие искусств перешло в новые жанры музыки – оперу, балет, сценической основой которых стало либретто. В опере музыка всегда связана с развитием действия и со словом, в балете – также сочетается с действием и становится организатором каждого движения, каждого жеста танцоров.

Прочитайте (на экране) высказывание классика русской литературы, драматурга Н.В. Гоголя:

«Три чудные сестры посланы украсить и усладить мир: без них он был бы пустыня. …Музыка вся – порыв; она вдруг… отрывает человека от земли… оглушает его громом своих могучих звуков и разом погружает… в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет.

3) Роль музыки в спектакле на примерах

а) Точный повтор б) Варьирование в) Контраст

а) Деревянные духовые б) Медные духовые в) Струнные смычковые



Реж. - Ф. Дзеффирелли

Этот романс из рок-оперы А. Рыбникова мы сегодня разучим и исполним.

5. Рефлексия. Итог

- Какую роль в спектакле играет музыка?

- Какие жанры театральной музыки вам известны?

- Рассмотрите иллюстрации. Подумайте, каким театральным постановкам они созвучны по настроению, по художественным образам?

ИЭ_3_1_2

1)

ИЭ_3_1_1

2)

ИЭ_3_1_3

3)

а) Эгмонт б) Ревизская сказка в) Пер Гюнт

6. Домашнее задание

Задачи: Закрепление знаний о взаимодействии разных видов искусства (музыки и литературы, музыки и кино), активизация художественно-познавательной деятельности учащихся, способствование их социализации. Развитие чувства стиля на основе сравнительного анализа музыкальной речи разных композиторов и произведений разных жанров (опера, балет, мюзикл, кино).


Мультимедийная презентация подкрепляет слуховые представления, сделает изучаемые произведения более наглядными и яркими для восприятия.

Так как это не первое знакомство с музыкой Э. Грига, возможно прослушивание не всех 5 произведений целиком, а в виде музыкальных законченных фрагментов. Поэтому и нотный текст в презентации приводится не полностью, а частично..

Цель : углубление представлений о программной музыке, музыкальном образе и содержании музыкальных произведений.

  • расширение знаний о творчестве Э. Грига;
  • совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на произведение;
  • формирование устойчивого интереса к классической музыке.

Оборудование и музыкальный материал : диапроектор; экран; ноутбук; презентация; аудиозапись сюиты Э.Грига “Пер Гюнт”; мультипликационный фильм “Гномы и горный король”; ноты пьес “Утро”, “Смерть Озе”, “Танец Анитры”, “В пещере горного короля”, “Песня Сольвейг”; цветные карандаши (у каждого ученика); листы для детей с индивидуальными заданиями (таблица выразительных средств, таблица для викторины, 2 контура Сольвейг).

Структура урока: организационный момент; повторение изученного материала; закрепление изученного материала; практическая работа; диагностика; оценивание.

Виды деятельности учащихся: слушание музыки; выполнение творческого задания в процессе слушания музыки; наблюдение музыки по нотам; ответы на поставленные вопросы.

Методы обучения: словесный; наглядно-слуховой; стимулирование творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций; обобщение; анализ.

Часто в драматических спектаклях звучит музыка, создавая особое настроение, усиливая чувства зрителей, вызывая то смех, то слезы. Музыка – необходимая составляющая таких спектаклей. Истории известны случаи, когда именно она поднимала пьесу драматурга на уровень мирового шедевра.

В любом музыкальном произведении есть свое содержание. Это содержание отражает окружающий нас мир. Музыкальный образ – условный персонаж музыкального произведения. Богатые средства музыкальной выразительности позволяют создать самые разные образы.

Их можно обозначить как образ-портрет, образ-сцена, образ-пейзаж, образ-настроение. В зависимости от содержания и замысла композитора в музыкальном произведении может быть один или несколько образов.

[Слайд № 2]. Сегодня мы вспомним творчество норвежского композитора Эдварда Грига и услышим музыку к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”.

1. Кто такой Генрих Ибсен? Генрих Ибсен - норвежский драматург.

2. Как зовут норвежского композитора, автора музыки к драме? Композитор Эдвард Григ.

3. Что вы знаете о содружестве композитора и драматурга? Композитор написал музыку к драме Генриха Ибсена “Пер Гюнт” - свое самое значительное произведение. Премьера спектакля состоялась в 1876 г., и ей сопутствовал огромный успех. Впоследствии из музыки к спектаклю композитор составил две сюиты для оркестра.

4. Что такое сюита? Сюита (от французского “ряд”, “последовательность”) – последовательность, или цикл пьес разного характера .

5. Нам помогут вспомнить сведения о Эдварде Григе предложения с пропущенными словами.

1. Эдвард Григ - великий норвежский композитор, … , … (пианист, дирижер).

2. Э. Григ жил и работал в … веке (XIX веке).

3. Он написал много замечательных произведений в различных жанрах: … , … , … (сонаты, “Лирические пьесы” для фортепиано сюиту “Пер Гюнт”, вокальные произведения).

4. Музыка Грига проникнута интонациями … народных песен и …(норвежских, танцев).

5. В произведениях композитора воплощены образы … природы, картины … жизни (северной, народной).

У.: Музыка Грига вышла за рамки простого сопровождения и приобрела самостоятельное значение, самостоятельным художественным произведением. Герой пьесы, деревенский парень Пер Гюнт, cорок лет странствует по разным странам. Был он и в Америке, и в Китае, и в Африке. Несколько раз наживал он нечестным путем огромное богатство, но к концу жизни все растерял. Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину. Приготовившись бесславно умереть, он встречает Сольвейг, которая все ему прощает. Все лучшее, что было когда-то в душе Пера, Сольвейг сохранила в своем сердце.

[Слайд № 7]. В пьесе Ибсена много сатиры, он жестко высмеивает худшие стороны жизни.

Но это мало интересовало Грига. “Я вижу другого Пера. Самим собой он остался в сердце Сольвейг, и таким я хочу сохранить его в своей музыке”, - писал Григ Ибсену.

Кто же он герой поэмы? В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы Пер Гюнт - крестьянский парень из норвежской деревушки. Жители одной из норвежских деревень рассказывали автору пьесы о том, что в их краях действительно жил человек, мечтавший о путешествиях в дальние страны. И однажды он отправился искать счастья.

В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты - сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту. Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг, которую он вновь обретает в её избушке - последнем своём пристанище.

Музыка Грига так поправилась публике, что впоследствии, для того чтобы она могла звучать не только в драматическом театре, но и в концертном исполнении, композитор составил две сюиты для оркестра.

Прочитайте сюжет поэмы, выпишите из текста слова характеризующие жизненное кредо главного героя (убеждение этого человека, ценности которыми он живёт, которые хочет достичь) .

Но это мало интересовало Грига. “Я вижу другого Пера. Самим собой он остался в сердце Сольвейг, и таким я хочу сохранить его в своей музыке”, - писал Григ Ибсену.

У.: В спектакле пьеса звучит как вступление к IV действию, которое происходит в Африке. Но нам представляется северное норвежское утро. Пер вспоминает о своей далекой родине. Сейчас зазвучит музыка, и мы услышим приветливую песню пастушка, журчание ручейка, увидим, как прекрасна долину, прозрачен и чист воздух. Все это рисует изумительная музыка Грига. “Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака”, - говорил Э. Григ.

[Слайд № 9]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 3,57 сек.

4. Какие особенности у мелодии в пьесе “Утро”?

5. Как форма и оркестровка раскрывают содержание пьесы “Утро”?

[Слайд № 10] 6. Посмотрите на экран. Какие изображены музыкальные инструменты? Почему композитор не включил их в партитуру?

7. К какой группе образов принадлежит пьеса “Утро”? Образ-пейзаж.

8. Заполни таблицу (Приложение 1).

Познакомившись с музыкой, попробуйте выбрать подходящее определение основных элементов музыкального языка к каждой пьесе: (1).

[Слайд № 12]. “Смерть Озе”.

[Слайд № 13]. У.: Норвежские газеты писали после премьеры “Пера Гюнта”: “Смерть Озе” - “это маленький симфонический шедевр. Музыка потрясает слушателя силой скорби и боли, выраженных с поразительной простотой и искренностью”. Озе умирает. Пер рассказывает ей сказку. В волшебных грезах, счастливая, она засыпает навсегда.

[Слайд № 14]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 4,38 сек.

[Слайд № 15] . 4. Какие еще элементы музыкального языка использовал композитор для создания образа?

[Слайд № 16]. 5. К какой группе образов принадлежит пьеса “Смерть Озе”? Образ-сцена.

6. Заполни таблицу ( Приложение 1 ) : (2). “Смерть Озе”.

[Слайд № 17]. “Танец Анитры”.

[Слайд № 18]. У.: Путешествуя по африканской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю арабских кочевников – бедуинов. Дочь вождя, Анитра, в танце хочет очаровать Пера своей красотой.

[Слайд № 19]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 3,35 сек.

5. Можно ли назвать эту пьесу портретом?

6. Заполни таблицу (Прил. 1): (3). “Танец Анитры”.

[Слайд № 21]. “В пещере горного короля”.

1. Какая пьеса из музыки к драме “Пер Гюнт” имеет фантастический характер?

У.: Горный король – это тот самый злой король троллей. Это он внушил Перу свои жизненные правила и Пер стал совершать дурные поступки. В подземном царстве троллей Пера вовлекают в дикую пляску, от которой он теряет сознание.

“Верил я, сходя впервые
В недра мрачные земные:
Духи тьмы там, в глубине,
Тайну тайн откроют мне”.

[Слайд № 22]. Слушание музыки. Фрагмент из мультипликационного фильма “Гномы и горный король”. 2,34 сек.

2. Созвучны ли стихи музыке?

3. В какой форме написана пьеса “В пещере горного короля”?(вариации)

[Слайд № 23]. 4. Что изменяется с каждым проведением темы пьесы “В пещере горного короля”?

[Слайд № 24] 5. Какие инструменты мы видим на экране? В чем особенность оркестровки пьесы “В пещере горного короля”?

[Слайд № 25]. 6. Как вы думаете, какой образ присутствует в пьесе: образ-настроение или образ-сцена? Образ-сцена.

7. Заполни таблицу ( Приложение 1 ): (4). “В пещере горного короля”.

У.: Вторая сюита тоже состоит из четырех частей: “Жалоба Ингрид”, “Арабский танец”, “Возвращение Пера Гюнта” и “Песня Сольвейг”.

[Слайд № 26]. “Песня Сольвейг”.

У.: В сюите “Песня Сольвейг” звучит как оркестровая пьеса, хотя в спектакле она существует и как песня, со словами. Эта музыка неоднократно проходит в спектакле в разных вариантах. Наиболее близким Григу в драме Ибсена оказался образ верной и любящей Сольвейг. Тема ее песни становится лейтмотивом музыки к спектаклю.

[Слайд № 28]. 2. Какой дополнительный инструмент появился в Песне Сольвейг и почему Григ здесь его использовал? (Арфа).

[Слайд № 29]. “Пожалуй, это, наверное, единственная из моих песен, где можно обнаружить прямое подражание народной мелодии”, - писал Григ о “Песне Сольвейг”.

[Слайд № 30]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 5,20 сек.

3. В какой форме написана “Песня Сольвейг”? Каков характер каждого раздела? Песня Сольвейг написана в куплетной форме . Запев и припев — два разных музыкальных образа, контрастных между собой

[Слайд № 31] 4. Выполнение творческого задания под музыку. Необходимо раскрасить два контура Сольвейг в соответствии с настроением каждого раздела . 5,20 сек. Приложение 2 .

Дети показывают свои работы.

5. Заполни таблицу (Прил. 1): (5). “Песня Сольвейг”.

[Слайд № 32]. Проверка письменных работ. Сейчас мы проверим правильность выполнения задания, которое вы выполняли на протяжении всего урока. Верные ответы вы найдете на экране.

[Слайд № 33]. Проверь себя, ответив на вопросы теста.

1. Норвежский драматург, автор пьесы “Пер Гюнт”:

а) Г.Х. Андерсен; б) Г. Ибсен.

2. Как звали возлюбленную Пера Гюнта?

а) Анитра; б) Сольвейг.

3. В какой пьесе появляется тема троллей?

а) “В пещере горного короля”; б) “Смерть Озе”.

4. Развитие какой пьесы сопровождается ростом звучности от piano к fortissimo?

а) “Танец Анитры”; б) “Утро”.

5. Как строится пьеса “В пещере горного короля”?

а) как ряд вариаций; б) как куплет и припев.

6. Мелодия какой пьесы напоминает наигрыш пастушеского рожка?

а) “Утро”; б) “Танец Анитры”.

7. Где Григ вводит прямое подражание народной мелодии?

а) в “Песне Сольвейг”; б) в пьесе “Смерть Озе”.

8. Какая пьеса не входит в музыку к драме “Пер Гюнт”?

а) “Шествие гномов”; б) “В пещере горного короля”

9. В какую пьесу композитор вводит ударный музыкальный инструмент – треугольник?

а) “В пещере горного короля”; б) “Танец Анитры”.

Викторина . Напротив названия каждой пьесы поставьте номер от 1 до 5 в порядке ее звучания.

“В пещере горного короля”

Рефлексия -Подведение итогов.

У.: Вам сложно было воспринимать музыку, созданную композитором Эдвардом Григом, понятна она вам?

У.: Значит, можно сделать вывод, что мы, современные люди, с интересом слушаем, анализируем, понимаем музыку, которая написана более 100 лет назад.

Многие режиссеры в разных странах неоднократно обращались к пьесе Генриха Ибсена, используя в своих постановках музыку Эдварда Грига.

[Слайд № 35]. У.: Содержание музыкальных произведений трудно передать словами. Его нельзя увидеть или прочесть – лишь почувствовать, пережить. Слушая музыку, мы способны разделить те же чувства, настроения, мысли, которые овладевали композитором во время создания произведения, и которые он стремился передать нам.

1. Почему вы легко определили настроение и образ каждого музыкального номера сюиты? Что помогло вам?

2. Как выразительные средства способствовали созданию образа?

3. Если изменить некоторые выразительные средства, изменится ли образ произведения?

4. Как вы думаете, достаточно ли какого-либо одного вида развития музыки для того, чтобы создать образ?

[Слайд № 36]. Как сказал однажды композитор Э. Григ, “слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем”. Музыка Грига проверена временем, и об этом говорят многочисленные альбомы, диски с записью сюиты в исполнении лучших оркестров мира, издаваемые до сих пор в разных странах.

“Пер Гюнт” - величайшее творение двух норвежских мастеров – Г.Ибсена и Э.Грига. Не только тема, заложенная драматургом (трагедия личности, право на свободу, выбор собственного пути), но и потрясающая музыка композитора сделали это произведение бессмертным.

Читайте также: