Дед баба и алеша конспект занятия

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Примеры технологических карт

Образовательные области: речевое, социально-коммуникативное развитие

Тема занятия: Давайте жить дружно

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7лет)

Образовательный продукт: объяснение того, почему мальчик соглашался с мнением бабушки и дедушки во время спора

Описать действия главного героя во время спора бабы и деда

Вспомнить, что говорил мальчик, когда баба и дед спорили

Объяснить , как нужно себя вести, чтобы избежать ссоры

Дать оценку поведению мальчика во время спора бабушки и дедушки

2) Дидактическая задача: закрепление понимания того, какие поступки помогают избежать конфликта.

Словарная работа: запрягать

Материалы и оборудование:

Оборудование: ИКТ- оборудования; документ-камера; Smart доска, книга

Переключить внимание детей на предстоящую деятельность.

Стимулировать интерес к ней.

- Эй девчонки и мальчишки;

Молчуны и шалунишки,

Подбегайте все скорей,

Вместе будет веселей

Мне пришла посылка в которой лежит письмо и какой - то зашифрованный сундучок. Давайте прочтем письмо (Чтение письма) В нем говорится, о том чтобы расшифровать сундучок нужно отгадать загадку.

Она всё знает – просто шок! А сама всегда — молчок! Чтобы с нею подружиться, Нужно чтению учиться. (Книга)

Аннотация к книге

Дети собрались возле воспитателя (игровая, двигательная)

Дети отгадывают загадку

Дети переключили внимание на предстоящую деятельность

У них появился интерес к этой деятельности

2. Основной этап

Этап постановки проблемы

Поставить проблему перед детьми или поставить цель предстоящей деятельности

Как вы думаете, к чему привело такое поведение мальчика, правильно ли он поступал?

Дети отвечают на проблемный вопрос (коммуникативная)

Детям стало интересно узнать, что же произошло с главным героям в рассказе

Услышав проблемный вопрос, ответили так как они считают

Этап ознакомления с новым материалом

Актуализировать имеющиеся знания, представления

Сформировать новые представления

Беседа по произведению:

Ребята, какое произведение мы сейчас прочли, как оно называется? Кто является автором этого произведения?

Вы запомнили главных героев этого рассказа? Давайте посмотрим на наших главных героев.

Ребята, как вёл себя мальчик когда баба и дед спорили между собой? Давайте вспомним, что говорил мальчик, когда баба и дед спорили. Как вы думаете почему мальчик соглашался с мнением и бабушки, и дедушки? Вы запомнили, что сказал главный герой бабе и деду в конце?

Хорошо ли мальчик поступил? Почему? А что было бы, если бы мальчик согласился с мнением только бабушки или дедушки? Так нужно ли уметь выходить из конфликтных ситуаций? Физминутка: Давайте запряжем лошадь, сядем в санки и помчимся как Алёша в лес.

- Скажите, а что такое семья? Семья - самые родные и близкие люди, это мама, папа, дедушки и бабушки. Это люди, которые о вас заботятся, вас любят. Ребята, а вы любите свою семью? А как вы думаете, на кого вы похожи?

- Я знаю историю про одного мальчика, который хотел бы быть похожим на бабушку и на дедушку. Хотите узнать, что же это за история?
- Сегодня я вам прочитаю интересный рассказ "Дед, баба и Алеша", которую сочинил Юрий Коваль. (показ портрета)

- Он жил сто лет тому назад. Ю.Коваль любил детей и писал для них рассказы и сказки. В рассказе "Дед, баба и Алеша" говорится о том, как дедушка и бабушка спорили о том, на кого похож их внук Алеша.

- Мне этот рассказ нравится, потому что он напомнил мне моего дедушку и бабушку, которые тоже спорили, на кого из них похожа я, но я с уважением относилась и к дедушке, и к бабушке и разрешила их спор, сказав, что похожа на них двоих.
- Ребята, а нужно ли уважать старших? Почему вы так думаете?

- Сейчас мы с вами и узнаем. Сели удобно и слушаем внимательно.
- Ю. Коваль, рассказ "Дед, баба и Алеша". (Чтение сказки)
- Ребята, вам понравился рассказ?

- Кто его написал?
- О ком этот рассказ?
- О чем спорили дедушка и бабушка?
- Почему Алеша хочет быть похожим и на бабушку и на дедушку? (он их уважает)

- Как Алеша относится к дедушке и к бабушке? (с уважением)
- Правильно. Ребята, в рассказе встретилось слово "щиплют стожки", как вы думаете, что оно означает?

- Стожки - это большое количество сена, сухой травы.
- А сейчас немного отдохнем, встаем

Физминутка "Бабушка"

Устала наша бабушка, (стоят в кругу)
Присела на порог: (приседают)
"Куда пропал, куда пропал, (берется за голову, раскачивают из стороны в сторону)
Куда пропал внучок?"

Подумала, поохала,
Потом тихонько встала, (встают)
Пошла вокруг да около (идут по кругу)
Искать внучка сначала.

- Молодцы, присаживайтесь.
- Ребята, мы прочитали рассказ "Дед, баба и Алеша" и выяснили, что бабушка и дедушка хотели, чтобы их внук был похож на них. Я подобрала пословицу "У всякого свое желание", как вы думаете, что она означает?

- Правильно! Эта пословица означает, что у каждого человека свое желание, но к сожалению не все желания можно выполнить. Но Алеша выполнил. Вспомните, как Алеша поступил, чтобы не обидеть своих близких?
- А сейчас мы с вами поиграем в игру "Подарок для Алеши"

- Молодцы! А сейчас дадим нашим глазкам отдохнуть. (Гимнастика для глаз)
- А теперь я предлагаю поиграть в другую игру, "Закончи предложение". Я буду говорить начало предложения, а вы конец"

Рефлексия

- Что вам больше всего понравилось?
- С каким рассказом мы сегодня познакомились?

- Кто написал рассказ?
- Как бы вы разрешили этот спор?
- Чему вас научил рассказ "Дед, баба и Алеша"?

2. Углублять представления о том, что делают члены семьи друг для друга, и как важен их труд и забота в жизни семьи.

3. Учить создавать простейшее генеологическое древо с опорой на историю семьи.

Оборудование: презентация.

Словарная работа: поколение, многодетная семья, отчество, генеологическое древо.

Ход совместной деятельности.

1. Вступительное слово воспитателя.

Каждый из вас - счастливый человек, потому что у каждого есть семья. Что такое семья? Запомните, семья – это близкие люди, которые живут вместе и заботятся друг о друге. И чем больше близкие люди заботятся друг о друге, тем счастливей, дружней и крепче эта семья.

В семьях вместе могут жить два или три поколения. Например, кроме родителей и детей, могут жить бабушка и дедушка.

Если детей в семье трое и больше, семья считается многодетной.

У каждого члена семьи есть имя и отчество, а у всей семьи – общая фамилия. Наши предки давали фамилию по имени отца или матери, по роду их занятий или даже по прозвищу. Фамилия передаётся от отца сыновьям. Имена детям родители выбирают вместе, а отчество присваивается по имени отца.

2. Расскажи о своей семье по плану.

- Сколько человек в твоей семье?

- Сколько в ней живёт поколений?

- С кем ты играешь в свои любимые игры?

(Валера играет вместе с мамой Еленой Александровной.)

- Как зовут полным именем твоих родителей, бабушек и дедушек?

(Лена с бабушкой Мариной Сергеевной.)

- Почему тебя решили так назвать?

- Кем работают твои родители?

1). Готовить и убираться. (Ответы детей: к маме, к бабушке).

2). Хвалить и заботиться. (Ответы детей: к маме, к папе, к бабушке, к дедушке).

3). Любить и помогать. (Ответы детей: к маме, к папе, к бабушке, к дедушке, к брату, к сестре).

4). Чинить и мастерить. (Ответы детей: к папе, к дедушке).

Раз, два, три, четыре (Хлопки в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Повороты в стороны с подниманием плеч).

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши.)

Всех могу пересчитать; (Указательным пальцем пересчитывают.)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я -

Вот и вся наша семья! (Загибают поочередно пальцы на руке.)

Задание. Вставь в начало предложения того члена семьи, кто выполняет эту работу.

1). … готовит обед. (Ответы детей: мама).

2). … помогает папе починить табуретку. (Ответы детей: сын).

3). … гуляет с внуками. (Ответы детей: бабушка, дедушка).

4). … убирается в квартире. (Ответы детей: мама).

5). … чинит велосипед. (Ответы детей: папа).

6). … гуляет с собакой. (Ответы детей: дочь).

Заспорили дед да баба, на кого похож их внук.

Баба говорит: «Алёша на меня похож. Такой же умный и хозяйственный.

- Чем, по словам бабушки, Алёша похож на неё? (Ответы детей: умный, хозяйственный, любит пить чай с мёдом и ватрушками).

- Чем, по словам деда, Алёша похож на него? (Ответы детей: такие же чёрные красивые глаза, любит запрягать лошадь).

- Чем и на кого похож каждый из вас? (Ответы детей: на маму, потому что такие же светлые волосы и голубые глаза. А я на папу – у меня темные волосы, карие глаза, курносый нос и хожу я, как папа, размахивая руками).

8. Составление генеалогического древа.

Сегодня я хочу показать, как составить генеологическое древо семьи.

Представьте себе, что ваша семья - это дерево, а каждый член семьи - листочек. Пока дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут картинки с изображением бабушек, дедушек, мамы, папы. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев, и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?

Попробуйте дома с помощью родителей составить генеологическое древо вашей семьи.

8. Итог.

— Алёша на меня похож. Такой же умный и хозяйственный.

— Верно, верно, я весь в бабу.


— А, по-моему, Алёша на меня похож. У него такие же глаза — красивые, чёрненькие. И наверно, у него такая же борода большая вырастет, когда Алёша и сам вырастет.

Алёше захотелось, чтоб у него выросла такая же борода, и он говорит:

— Верно, верно, я больше на деда похож.

— Какая борода большая вырастет, это ещё неизвестно. Но Алёша на меня куда сильнее похож. Он так же, как я, любит чай с мёдом, с пряниками, с вареньем и с ватрушками с творогом. А вот как раз самовар поспел. Сейчас посмотрим, на кого больше похож Алёша.

Алёша подумал немного и говорит:

— Пожалуй, я всё-таки сильно на бабу смахиваю.

Дед почесал в затылке и говорит:

— Чай с мёдом — это ещё не полное сходство. А вот Алёша точно так же, как я, любит лошадь запрягать, а потом на санках в лес кататься. Вот сейчас заложим санки да поедем в лес. Там, говорят, лоси объявились, сено из нашего стожка щиплют. Надо поглядеть.

Алёша подумал-подумал и говорит:

— Знаешь, деда, у меня так странно в жизни получается. Я полдня на бабу похож, а полдня — на тебя. Вот сейчас чаю попью и сразу на тебя похож буду.

Читайте также: