Конспект урока по грамматике 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

will change the sentences t o describe y our friend. Be caref ul, please.

( Учитель предлага ет у чащимся прослушать пре дложения, измен ить их и

I go to the park e very day . (My friend goes to the park every day.)

- Let’s check y our homew ork. Please act o ut the dialogue.

( Учащиеся вы разительно читают д иалог по ролям с. 63 упр. 40).

- Stand up pleas e. Now I will ask you to do something. L isten to m e carefully and

do what I as k you to do if I s ay the word “ please”.

( Учитель просит учащихся вып олнить ту или иную кома нду, если они

Ознакомление уч ащихся с н астоящим продолж енным временем.

Today we sha ll learn the new English te nse. Look at the board, plea se.

(Учитель знак омит у чащихся с новым английским вре менем, пок азывая

( Особое вним ание учеников о бращаем на то, как у потребляе тся данная ви до -

временная ф орма и образу ются утвердител ьные, отрицател ьны е и

- Now we shall learn to read the verbs with – ing. Open y our books on page 66,

exercise 48. Li sten to the speaker a nd repeat the w ords after him.

( Ученики повт оряют слова за д иктором, а затем читают их в парах.)

- It’s time to rea d and translate som e sentences from English int o Russian. Ope n

- Look at the b lackboard now. Ca n you open t he brackets in these sen tences?

(После выпол нения у пр. 47 учитель обращает в нимание у чащихся на

предложени я, записанные на доске. За дание для дете й – раскрыть скобк и в

предложени ях, использу я настоящее продолже нное время.)

4. It is seven o’cl ock now. Childre n (to clean ) their teeth.

- T hat’s all we have time for. W hat did we learn t oday?

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по грамматике в 5 классе для детей с нарушением слуха

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об однородных членах предложения.

- развивать умения распознавать однородные члены предложения;

-развивать речь учащихся, обогащать словарный зпас;

-учить отличать предложения с олднородными членами от других предложений, соотносить предложения со схемами;

- учить формулировать связный ответ на поставленный вопрос

-Внимание! Был звонок. Вы готовы к уроку?

-Саша, спроси у Кирилла, он готов к уроку.

- [Какой сейчас урок?]

-[Что будем делать?]

Внимание! Давайте прочитаем стихотворение. Будем говорить правильно, выразительно, соблюдая паузы и ударение.

Говорите вместе со мной. Старайтесь говорить хорошо.

Прозвенел уже звонок,

Будем думать, размышлять,

Будем грамотно писать!

(Дети читают вместе со мной, затем каждый по строчке)

- Запись в словарь.

Грамотно – без ошибок.

- Составьте словосочетания с этим словом.

-Выберите однокоренные слова. (грамм, грамотный, грамота, грамматика)

Проверка домашнего задания.

- Какую тему мы изучаем? (однородные члены предложения)

- Прочитайте тему урока.

- Какое было домашнее задание? (составить предложения)

- Внимание! Будем проверять домашнее задание.

(дети читают предложения)

- Какие члены предложения называются однородными?

Работа по теме урока.

Что вы знаете об однородных членах?

- отвечают на один и тот же вопрос

- относятся к одному и тому члену предложения

- бывают однородные подлежащие и однородные сказуемые

- Какие ещё члены предложения вы знаете?

(дополнение, определение, обстоятельство)

- Как вы думаете, они могут быть однородными?

- Сегодня на уроке мы узнаем, какие ещё члены предложения могут быть однородными.

Хочу узнать: Какие ещё члены предложения могут быть однородными.

Работа в тетрадях.

- Запишите число, классная работа, тему урока.

- Внимание! [Какое сейчас время года? ] (весна)

- Вам нравится весна? Почему? (стало тепло, светит солнце….)

- Да, все мы радуемся весне, потому что стало тепло, светит солнце.

- Внимание! Дополните предложение.

Весной наступают …, . … дни.

- Таблички: холодные, ясные, солнечные, тёплые, пасмурные.

- Чтение составленного предложения.

Весной наступают ясные солнечные тёплые дни.

- Какие слова отвечают на один и тот же вопрос? (ясные, солнечные, тёплые)

- Каким членом предложения они являются? (определением)

- Что забыли сделать? (поставить запятые)

- У вас на партах лежат схемы. Найдите схему, которая подходит к этому предложению.

- Запишите в тетрадь.

- Мы выяснили, что бывают однородные определения.

- Внимание! А теперь задание посложнее. Будем составлять предложение.

Осветило деревья солнце кусты поляны.

(Солнце осветило деревья, кусты, поляны)

- Найдите однородные члены. Каким членом предложения они являются? (дополнением)

- Что узнали? (однородными могут быть дополнения)

- Внимание! Будем работать с предложениями. Найдите предложения с однородными членами.

Полил сильный дождь. Искры летели направо, налево, вверх. На озере плавали утки.

- Каким членом предложения они являются? (обстоятельством)

- Найдите схему этого предложения.

- Что узнали? (могут быть однородные обстоятельства)

Давайте вернемся к нашей

- Что узнали на уроке?

Могут быть однородные дополнения, определения, обстоятельства.

- Какая была тема урока?

- Что мы делали на уроке?

- Что вам понравилось?

- Какие задания были трудными?

- Словарь. Составить предложения с однородными определениями, дополнениями, обстоятельствами.

Краткое описание документа:

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об однородных членах предложения.

- развивать умения распознавать однородные члены предложения;

-развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;

-учить отличать предложения с однородными членами от других предложений, соотносить предложения со схемами;

- учить формулировать связный ответ на поставленный вопрос

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 030 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.05.2019 170
  • DOCX 16.1 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Зеленова Оксана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

целью определения уровня ЗУН; способствовать повышению интереса уровня грамотности, умения использовать полученные на практике.

Развивающие: учащиеся разовьют устную и письменную речь, творческое мышление, орфографическую зоркость, обогатят и закрепят словарный запас слов,

разовьют логическое мышление, память, воображение.

Воспитательные: воспитают наблюдательность, любознательность, внимательность, толерантность, самостоятельность, культуру речевого этикета

Ресурсы: экран, проектор, смайлики, стикеры, плакаты А3 (ватман), маркеры, магнитики, магнитная доска

М/п связи: казахский язык, литература, самопознание, этика, история.

Технологии: КМ, игровая, групповая.

*Чтение стихотворения о знании нескольких языков из учебника русского языка для 7 класса (ученик читает наизусть)

*Знакомство учащихся с членами жюри

*Деление на группы методом выбора фигурок

*Название команд (групп). Подготовка девиза о языке в группе

*Представление команд (групп)

*Задания для команд (групп) – решение ребуса

Расставь буквы в другом порядке (названия овощей):

кадерис, качёбак, тусакап, допирам, комровь, кваты, фокартель, сатал

Из каждого слова исключи по одному звуку, чтобы получилось новое слово, например : горсть – гость.

Клуб, удочка, стол, смех, олень.

Прямое значение – переносное значение

Железный гвоздь, холодный ветер, волк воет, золотое кольцо, горячий суп

Скажите одним словом:

Зарубить на носу –

Вставлять палки в колёса –

О ком так говорят?

Белая ворона; желторотый птенец; собаку съел;

И нам с тобой пришёл черёд

Переведите на русский. язык Какое слово получилось из первых букв?

Шеге - ойын - сут – жiп

Прочитайте надпись:

ГУРД ЙИШЧУЛ – АГИНК

Гря_ка, заря_ка, тра_ка, голу_ка

Радос_ный, извес_ный, вкус_ный, мес_ный

Камыш_, лыж_, мыш_, ч_до, ч_сы, щ_вель

Расставь буквы в другом порядке (названия животных):

рковао, ольдша, цаво, нараб, окза, етконлё, ежбёконер.

Из каждого слова исключи по одному звуку, чтобы получилось новое слово, например : горсть – гость.

Снаряд, скот, краски, крот, тепло.

Прямое значение – переносное значение

Человек улыбается, деревянная ложка, стеклянная посуда, ребёнок идёт, дитя плачет.

Скажите одним словом:

Обвести вокруг пальца –

О ком так говорят?

Звёзд с неба не хватает; язык без костей; и швец, и жнец, и на дуде игрец.

И нам с тобой пришёл черёд

Переведите на русский язык

Какое слово получилось из первых букв? Кала – бiрлiк – кол – кой

Прочитайте надпись:

ЕИНЕЧУ ЕЕШЧУЛ ТОВ - ЕИНЕТЧ

Ука-ка, ска_ка, селё_ка, морко_ка

Ненас_ный, опас_ный, прекрас_ный, чудес_ный

Ж_знь, ч_лан, щ_ка, ж_р, маш_на, ч_щ_

Работа с болельщиками:

1. Переведите на русский язык. Какое слово получилось из первых букв?

Ит-…. есім-…, сут-…, су-…., от-…, жаз-

2. Вставьте как можно быстрее вместо точек нужные слова:

1. Хоть пруд пруди 2 Слово в слово 3 Во все лопатки

Кот наплакал Тютелька в тютельку Сломя голову

Тьма-тьмущая Вилами на воде писано Черепашьим шагом

Яблоку негде упасть Комар носа не подточит В мгновенье ока

4. Отделите государство от столицы: КААСЗАХТАСТНААН

5. Отделите один язык от другого: КАРУЗАСИИЙХСКИЙСК

Выговори без запинки:

Уж и ужи в луже.

Опять пять ребят нашли пять опят

- Наше внеклассное мероприятие завершается и, несомненно, каждый из вас ощутил радость поиска, показал свои способности, проявил инициативу. Я уверена, что вы выберете путь в Мир Знаний, который будет беспрепятственным и лёгким!

Слово жюри: Баллы, награждения, напутственные слова.

КВН "Занимательная грамматика" (5 класс)

1. Развитие интереса к изучению литературы и русского языка, его фонетики и орфографии.

2. Обогащение словарного запаса учащихся.

3. Развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности.

4. Укрепление и сплочение детского коллектива.

карточки с гласными О ОО ООО;

карточки – слова;

конверты с частями пословицы;

заглавные буквы – В, У, Б, К, Ы;

Ведущий: Здравствуйте! Начинаем познавательную и занимательную игру – КВН “Занимательная грамматика”. Мы будем, играя, состязаться в познаниях по русскому языку.

Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Но он непрост в изучении, имеет множество разделов и правил, орфограмм и упражнений. И грамотному человеку следует их знать и понимать.

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.

1) Рукавом махнул, дерева погнул. (ветер) В

2) Плывёт пароход, то взад, то вперед. (утюг) У

3) Два братца
В воду глядятся
Век не сойдутся. (берега) Б

4) Растёт на суше, голова из плюша. (камыш) К, Ы

1) Не огонь, а жжётся (крапива) К

2) Кто на себе свой дом таскает? (улитка) У

3) Чёрненька собачка,
Свернувшись, лежит,
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок) З

4) Два братца
Пошли в воде купаться. (вёдра) В

5) Что находится между горой и долиной? (буква И) И

- Теперь из букв составьте название своей команды.

Получатся названия команд – “БУКВЫ” и “ЗВУКИ”.

Ведущий: Ребята, слово сопровождает нас в течение всей жизни, и оно само её часть, дух и плоть.

Известный русский философ Н. Бердяев писал: “Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём их в царстве”. Пусть будет оно всегда чистым и новым.

2. СОСТАВЬТЕ СЛОВА.

Каждая команда составляет слова, используя имена существительные, в которых есть одна гласная буква О, две гласных ОО, три гласных ООО.

3. БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ.

- Я буду читать стихи, а вы, если заметите букву – путешественницу, хором назовёте нужное слово с буквой, соответствующей нужному звуку, взамен неверного.

1)Закричал охотник: “Ой!
Двери гонятся за мной!”

2) Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.

3) Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.

1) На виду у детворы
Крысу красят маляры.

2) Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.

3) Мы собрали васильки,
На головах у нас щенки.

4. ПРОДОЛЖИТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ.

- Я буду читать отрывки из разных стихотворений, но только по две – три строчки, а вы будете продолжать и назвать автора.

1) У лукоморья дуб зеленый….
(Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.) А. ПУШКИН

2) Люблю грозу в начале мая…
(Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.) Ф. ТЮТЧЕВ

3) Черёмуха душистая
С весною расцвела….
(И ветки золотистые,
Что кудри завила.) С. ЕСЕНИН

1) Унылая пора! Очей очарованье.
(Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.) А. ПУШКИН

2) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.) А. ПУШКИН

3) Вот моя деревня….
(Вот мой дом родной
Вот качусь я в санках
По горе крутой.) И. СУРИКОВ

5. УДАРЕНИЕ – ВОЛШЕБНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ.

- Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение. Например: замок – замок, рожки – рожки. Для каждой команды даётся задание – упражнение.

Правильно расставить ударение в предложенных стихотворных строчках, в словах с одинаковым написанием.

Белки прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белки,
И печенье испеки.

Ставь козлы посреди двора,
Дрова пилить начнём с утра.

Козлы сердиты и рогаты,
Вы не сердите их, ребята!

В дом войти никто не мог:
На двери висел замок.

Я песок руками рою,
Королевский замок строю.

Плывут по озеру пироги
На остров нет другой дороги.

Любишь кушать пироги
Печь их маме помоги.

Из стенки гвоздики торчат,
Повешу я на них плакат.

Гвоздики, розы, маргаритки
Растут на клумбе у калитки.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАЛА.

“Слово спрятано в слове”.

ХЛЕВ – ЛЕВ, УТОЧКА – ТОЧКА, СТОЛБ – СТОЛ,

ЩЕЛЬ – ЕЛЬ, ПОЛК – ПОЛ, ЗУБР – ЗУБ, КОСА – ОСА,

МРАК – РАК, УДОЧКА – ДОЧКА, ДРАМА – РАМА.

6. ИГРА В СЛОВА “ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ!”.

- Я буду называть слово. Если это слово обозначает предмет, который летает, то вы хором говорите: “Летает!” и поднимаете руки. Если наоборот, то “Не летает!”, и руки должны быть опущены.

Самолёт, башмак, ворона, дерево, дом, синица, сова, голова, воробей, корова.

Вертолёт, сапоги, сорока, мел, ручка, птица, грач, руки, галка, овца.

7. СОБЕРИТЕ ПОСЛОВИЦУ.

- Вручаю командам конверты со словами пословицы.

Составьте пословицу. Постарайтесь составить так, чтобы её можно было прочесть.

СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: ВЫЛЕТИТ - НЕ ПОЙМАЕШЬ.

НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ, ТОРОПИСЬ ДЕЛОМ.

8. РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА.

1) Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём. (часы)

2) Где упрётся хвостом,
станет дырка потом. (шило)

3) Ходят с края на край,
режут чёрный каравай. (ножи)

4) Всем, кто придёт,
И всем, кто уйдёт,
Она ручку подаёт. (дверь)

5) Круглое, румяное
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)

- После разгадывания кроссворда по вертикали получится “СЛОВО”. Это обозначено с цифрой 6.

Жюри подводит итоги.

Ведущий: “Хромое слово – кривая речь” - гласит русская народная пословица. Чтобы речь не была “кривой”, а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться.

СЛОВО О СЛОВАХ.

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт,
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.

Она одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

Ведущий: А теперь послушаем жюри.(выступление жюри)

Лингвистический КВН по теме "Сложное предложение."

1. Приветствие команд
2. Разминка
3. Конкурс капитанов
4. Конкурс зрителей
5. Домашнее задание

КВН по сложному предложению имеет целью не только углубить знания учащихся по этому нелёгкому разделу курса русского языка. Эта игра сможет опровергнуть расхожее мнение о том, что сложное предложение сухо и неинтересно по своей сути. Она сможет убедить и наглядно показать все стилистические возможности сложного предложения, которое может быть интересным и занимательным по смыслу, нести искромётный юмор, таить экспрессивные возможности, заражать оптимизмом.

Связь лингвистического КВН с художественной литературой покажет функциональный аспект сложного предложения, продемонстрирует талант и языковое мастерство писателя, будет способствовать формированию языкового вкуса учащихся.

Каждый ответ оценивается одним баллом (единицей).

1. Продолжите следующие предложения и определите вид придаточных:

-Слова Левко: «Ты боишься, верно, Галю, чтобы . (нас кто не увидел).
-О голове: « На селе поговаривают, будто …(голова любит иногда прикинуться глухим)

2. Какой знак препинания уместен в следующих сложных предложениях? Почему?

-Но ведьма и тут нашлась (:) оборотилась под водою в одну из утопленниц и через то ушла от плети из земного тростника.
-Да тебе только стоит, Левко, слово сказать (-) и всё будет по-твоему.

-Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что месяц зашатался посреди неба.
-Но незнакомец продолжал так тихо, что нельзя было ничего расслышать.
-Я не забыл, что проклятые сорванцы вогнали в огород стадо свиней, переевших мою капусту и огурцы.

-Будешь ли ты меня нежить по-старому, батьку, когда возьмёшь другую жену?
-А вот в старое время, когда провожал я царицу по Переяславской дороге, ещё покойный Безбородько…
-Была ли в одноглазой башке твоей хоть капля мозгу, когда толкнул ты меня в тёмную комору?
-Все знают, пан голова, когда ты выслужил царскую ласку.

2. Продолжите главное предложение 10-ю придаточными по данной схеме.

3. Определите тип придаточных предложений. Составьте схему:

-Впрочем, может быть, к этому подало повод и то, что свояченице всегда не нравилось, если голова заходил в поле, усеянное жницами, или к казаку, у которого была молодая дочка.

Задание ведущего обеим командам:

(максимальная общая оценка за этот конкурс 8 баллов)

-Неподвижный пруд подул свежестью на усталого пешехода (?) и заставил его отдохнуть на берегу.
-Угадала бедная панночка, что мать её ведьма (?) и что она ей перерубила руку.
-Сильно и звучно перекликались блистательные песни соловьёв (?) и вскрикнул он от изумления, почувствовавши в руке записку.

А) Хлопцы бесятся, бесчинствуют целыми кучами по улицам, твою милость, голова, величают такими словами, что пьяный москаль побоится вымолвить их нечестивым своим языком.
Б) Изумлённая не менее их, свояченица немного очнулась и сделала движение, чтобы подойти к ним.

-Мне всё что-то, Левко, будто на ухо шепчет, что вперёд нам не видаться так часто.
-Женю я тебя, Левко, только наперёд попробуешь ты нагайки, что висит у меня на стене возле покута.

-Постой же, старый хрен, ты у меня будешь знать, как шататься под окнами молодых девушек, как отбивать чужих невест!
-Покамест те съели по одной галушке и опустили спички за другими, дно было гладко, как панский помост.

А) Каленик приподнялся немного и узнал, наконец, то место, где неодолимая сила приковала его к скамейке.
Б) Толпа шумно неслась по улицам, несмотря на то, что благочестивые старушки подымали окошки и крестились.

(ответы оцениваются с точки зрения грамматической правильности, близости предложений к гоголевскому стилю и содержанию повести)

Вопросы к болельщикам за обе команды задаются ведущим. Каждый верный ответ оценивается одним баллом, приблизительный – в полбалла, неверный – нулём.

1. Приведите примеры пословиц – сложноподчиненных предложений с придаточными места и времени.

- Где труд, там и счастье.
- Откуда ветер дует, оттуда и дым.
- Берегись бед, пока их нет и т.д.

Вопрос задаётся к болельщикам обеих команд одновременно. Ответы опрашиваются поочерёдно. Выигрывает последний отвечающий.

2. Какова разница между повторяющимся союзом не то – не то и одиночным союзом не то?

Посторонись, не то толкнут.)

Засчитывается первый правильный ответ, оценивается баллом 3, т.к. вопрос объективно трудный.

3. Какую песню пел Левко?

Назовите тип сложного предложения в двух первых строчках этой песни.

(оценка 2 балла)

Первая команда демонстрирует показ современных мод на подиуме (Костюм двубортный. Легко, свободно, оригинально. Брюки клёш. Свежее решение. Мода 2007 года…)

Вторая команда инсценирует стихотворение А.Блока (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.)

- На доске зашифровано предложение. Попробуйте его расшифровать.


- Сверим, что получилось. Одинаковые ли получились предложения? Почему? Было ли трудно выполнять задание? Что помогало выполнить задание?

Постановка темы и целей.

- Итак, отгадать предложение вам помогали окончания слов. На протяжении всех лет вашей жизни вы сначала интуитивно, а затем осознанно изучали русский язык, и поэтому, знаете, что если слово имеет окончание -ому, то это скорее всего прилагательное, если –у, то это существительное, если –ит, то перед нами глагол. А как одним словом назвать эти слова – имя существительное, имя прилагательное, глагол? Как можно продолжить это перечисление? Что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

- Прочитайте текст на карточке. Какой раздел лингвистики изучает части речи?


Изучение нового.

- Термин морфология ввёл великий учёный и писатель И.В. Гёте, много лет изучавший науку о строении животных и растений. Строение бывает не только у живых организмов, но и у слов. Например, слово книга не похоже на слово писать, а то в свою очередь не похоже на слово интересный. Чтобы составить из этих слов предложение, надо каждому слову придать необходимую форму (но не любую!). Составьте предложение из этих слов. Иностранцу, начинающему изучать русский язык, трудно усвоить правила формообразования частей речи, а мы их усваиваем интуитивно. Запишем эпиграф к нашей теме (с. 208 учебника), запомним, что изучает морфология (с. 208 учебника – жирный шрифт)

- Части речи делят на несколько групп. Вспомним их и составим схему:


- Прочитайте в таблице на с. 209 об особой роли междометий и звукоподражательных слов.

-Как вы определяете части речи? (по общему значению, вопросу, морфологическим признакам) В начале урока вы увидели, что часть речи можно определять и по форме слова, т.е. по окончанию.

- В учебнике есть таблицы-помощники, которые помогут в определении частей речи (с. 209, форзац)

Применение знаний в стандартной ситуации

- Прочитаем отрывок из стихотворения А.Фета на карточке.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

- Определим части речи и выделим окончания в существительных, прилагательных, глаголах.

- Какая самостоятельная часть речи нам не встретилась?

- Наречие – своеобразная часть речи, потому что в отличие от других самостоятельных частей речи оно не изменяется, а значит, не имеет окончания. Дома вы будете выполнять упражнения, чтобы хорошо знать эту часть речи.

Приведение знаний в систему

Фронтальный контроль пройденного на уроке материала

- Чтобы проверить, насколько вы усвоили материал урока, закончим начатые предложения:

Морфология – это раздел науки о языке, … (который изучает слово как часть речи)

Части речи делятся на 3 группы: …. (самостоятельные, служебные, междометие)

Междометие – это особая часть речи, которая …. (выражает чувства, не называя их)

По окончанию можно определить …. (часть речи и её морфологические признаки)

Окончание служит для того, чтобы…. (менять форму слова и связывать слова друг с другом)

Морфология тесно связана с таким разделом лингвистики, как …. (правописание)

Домашнее задание: с. 208 (повторить), упр. 586 или 587, 588 (подготовиться к словарному диктанту)

Иванов В.А. и др. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

Карточка для учеников

1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.





    • Каким термином можно обозначить слова, перечисленные в последнем предложении?
    • Какой раздел науки о языке изучает части речи?

2. Над каждым словом подпишите часть речи. Выделите окончания существительных, прилагательных, глаголов.

Читайте также: