Оформительские умения в работе вожатого конспект

Обновлено: 07.07.2024

Характеристика личностных качеств вожатого. Педагогическая этика. Культура речи. Культура поведения. Нормативно-правовое регулирование летнего отдыха детей. Лагерь как образовательное учреждение: правовые аспекты. Закон об образовании. Конвенция о правах ребёнка. Ответственность вожатого (дисциплинарная, уголовная, административная, имущественная).

2. Логика развития лагерной системы

Периоды смены. Позиция вожатого в каждом из периодов. Организационный период: цели и задачи; учёт воспитанников смены; знакомство; целеполагание; планирование (план дня, план-сетка смены); основные дела; единые требования; законы и традиции лагеря. Основной период: цели и задачи; основные дела. Методика организации анализа жизни и деятельности в отряде.

3. Основы организаторской деятельности

Основы организаторской деятельности. План смены. План работы вожатого. Тематические дни и смены в лагере. Роль тематических дней в смене. Классификация тематических дней. Конструирование тематических дней. Тематические смены. Ролевые игры в лагере.

Раздел II
Развитие коллектива в условиях детского лагеря

1. Закономерности возрастного развития ребёнка

Особенности психического развития: младший школьник, подросток. Состояние ребёнка в различные периоды. Формы психолого-педагогической поддержки воспитанника.

2. Стадии развития коллектива

Стадии развития коллектива. Способы работы, способствующие развитию коллектива. Формы диагностики развития коллектива, критерии диагностики. Игры на формирование коллектива, позиция вожатого в игре.

3. Воспитательные возможности коллектива

Понятия: коллектив, временный детский коллектив. Педагогическое управление развитием коллектива. Психолого-педагогические методы изучения межличностных отношений в отрядах.

4. Методика работы с отрядом

Стили и методы управления. Микрогруппы, инициативная группа, деловая игра, мозговой штурм. Собрание, заседание. Способы принятия решений. Основы проведения собрания, заседания. Роль участников собрания, заседания.

Раздел III
Копилка отрядного вожатого

1. Самоуправление в лагере

Управление в лагере. Самоуправление: понятие, цели, принципы самоуправления. Формы организации самоуправления в лагере. Роль вожатого в организации самоуправления.

2. Развитие лидерских позиций в условиях лагеря, школы

Тематические основы лидерства. Типология лидеров. Качества лидера, развития лидерских качеств. Лидер как член отряда, влияние лидеров на членов отряда, организация работы лидеров.

Раздел IV
Игровая деятельность в лагере

1. Игровая деятельность

Различные подходы к понятию игры. Классификация игр. Этапы организации игры. Подготовка, проведение, анализ. Позиция вожатого. Игры в различные периоды смены: организационный, основной, заключительный.

Игры на знакомство на дискотеке, в ненастную погоду, с залом, подвижные игры.

Раздел V
Организация досуговой деятельности КТД

Методика конструирования и организация КТД. Этапы КТД: идея, создание, организация, проведение и анализ.

Разработка конкурсно-игровых программ

Необходимость самостоятельного творчества. Конкурсно-игровая программа: идея, содержание, создание, организация, проведение. Оформление. Призы. Анализ дела.

Раздел VI
Оформительские умения в работе вожатого

Стенная газета. Фон. Шрифты. Отрядный уголок. План работы: объявление, изготовление призов и т.д.

Сведения о программе

  • Закон об образовании РФ
  • Положение об учреждениях дополнительного образования

Данная программа создана на основе авторской программы Волобуевой И.И., Сборник № 6 Образовательные программы дополнительного образования детей. М. 2008 г.

Цель: повышение уровня профессионально-педагогической компетентности участников школьного актива.

  • обеспечение школ в г.п.Белый Яр вожатыми;
  • профессиональная подготовка вожатых для работы с воспитанниками;
  • целевая подготовка к включению в инновационную деятельность.
  • повышение интереса к профессии педагога;
  • расширение кругозора;
  • развитие творческих способностей.

Методическое обеспечение программы

Форма организаций занятий: урок-семинар, урок-практикум, урок-путешествие, урок-диспут.

Методы и приёмы обучения: беседа, лекции, рассказ, эвристические, частично-поисковые.

Формы подведения итогов: отчётное выступление, участие в конкурсах различного уровня.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа предназначена для вожатых, которые могут оказать помощь учащимся в оформлении различных работ, уголков и т.п.



Оформительский курс

Для работы необходимо: простой карандаш, ластик, цветные карандаши или гелиевые ручки, фломастеры, цветная или белая бумага, картон, ножницы, альбом, циркуль.

ШРИФТЫ ОТ РУКИ


Гвоздик - самый простой и быстрый по скорости написания шрифт. Выполняется следующим образом: рисуется печатная буква, после чего к каждой прямой или дуге этой буквы пририсовывается шляпка от гвоздика (тем самым создается впечатление, что, вся буква сложена из гвоздей).

Главное правило: каждая прямая должна иметь только одну шляпку.


Способы написания – чаще всего подбирают по необходимой тематике (звездочки, кружочки, цветочки, снежинки…)


Нарисуй 33 шарика и впиши в них буквы следующим образом.




Нарисуй 33 прямоугольника, необходимых для вписывания букв и заполни их следующим образом.


Способы написания – выполняется путем закругления прямых и углов.

Ознакомиться со следующими документами и нормативными актами и подготовить выборочные конспекты:

Подготовить ответы на вопросы:

1. Сколько воспитателей (вожатых) устанавливается на отряд?

2. В какие трудовые отношения вступает студент-практикант в период работы в ДОУ в качестве воспитателя (вожатого)?

4. Как заключить трудовой договор?

5. В каких случаях и как может быть расторгнут трудовой договор?

6. Что регламентирует трудовой договор?

8. Каковы основные должностные обязанности воспитателя (вожатого)?

9. Какова ответственность воспитателя (вожатого) во время работы в ДОЛ?

10. За что воспитатель (вожатый) несет материальную ответственность?

11. Каким должно быть рабочее время и время отдыха вожатого?

12. Как производится оплата труда воспитателя (вожатого)?

14. Каковы основные причины несчастных случаев и травматизма?

15. Какие инструктажи по безопасности и охране труда должен пройти воспитатель-вожатый в процессе работы в ДОУ?

16. Какие инструктажи воспитатель-вожатый обязан провести с воспитанниками в отряде.

Литература

Основная

  1. Анатенко С. Летний отдых юных Россиян: правовые и организационные проблемы отдыха и оздоровления детей. Народное образование№3,2005. С.9-10.

2. Арталиенова Л.Е. Летний лагерь: организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. 1-11 классы. – М.: ВАКО,2006.-288с.

3. Афанасьев С.П. Что делать с детьми в загородном лагере. Новая школа,1994.

  1. Шумилова Н.С. Терешкова Л.А. Тропина О.Н. Правовые аспекты деятельности воспитателя-вожатого, обеспечение безопасности и охраны труда: учебно-методическое пособие. Армавир: РИЦ АГПУ, 2008. – 28 с.

Дополнительная

1. Вифлеемский А., Чиркиня О. Летний отдых, практика и оплата труда. Народное образование№3,2004. С.62-68.

3. Воронова Б. Современные гигиенические требования и летнего отдыха детей и подростков. Народное образование№3,2005. С.77-85.

5. Духовная Т. Материальная ответственность работников детского оздоровительного учреждения. Народное образование№3,2006. С.51-58.

6. Казаков В. Опасный водоем. Народное образование.№3,2003 С.142-148.

7. Летний отдых детей: Статьи.//Народное образование,№3,2004.

9. Организация летнего общественно полезного труда школьников./Под ред. Л.К.Балясной. – М., Просвещение,1977.

10. Организация летнего общественного полезного труда школьников: Из опыта работы органов народного образования и пед. коллективов школ РСФСР./Под ред. Л.К.Балясной. – М.: Просвещение,1977

Практическое занятие №2. Периодизация лагерной смены

Цель: ознакомление студентов с периодами лагерной смены, формирование умений и навыков создания условий для успешного проведения организационного периода.

План:

Теоретические вопросы:

  1. Разделение смены на периоды и их характеристика. Режимные моменты в лагере.
  2. Возможные КТД в начале смены.
  3. План отряда. Составление и особенности реализации.
  4. Распределение поручений в отряде. Мотивация деятельности воспитанников.

Практическая работа:

- Отработка умений и формирование компетенций организации деятельности воспитанников в ДОУ во время организационного этапа.

- Составление перечнятрадиций, которые будут способствовать объединению и развитию детских коллективов.

Возможно использование новых компьютерных технологий: видеодемонстрация наглядного материала (текст программы работы в лагере в соответствии с периодами, презентация конкретного лагеря, детские песни).

СРС:

Литература

Основная:

Дополнительная:

1. КИПАРИС. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. / Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 224 с. - (Библиотека журнала "Вожатый века")

2. 100 замечательных идей для детских праздников. / Анисимова Т.Б. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 320 с. - (Мир вашего ребенка)

3. 100 затей для детей: Ребусы, кроссворды, загадки, раскраски. / Составитель И.Б.Нескуба. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 160 с. - (Мир вашего ребенка).

Практическое занятие №3. Планирование работы отряда на смену

Цель: формирование у студентов умений и компетенций планирования воспитательной работы в отряде на период смены, основываясь на принципах творческого сотрудничества с детьми.

План:

Теоретические вопросы:

  1. Алгоритм действий при организации совместного планирования работы в отряде.
  2. Учет возрастных особенностей детского коллектива при планировании.
  3. Способы совместного планирования.
  4. Организация самоуправления в условиях ДОУ.

Практическая работа:

Возможно использование новых компьютерных технологий: видеодемонстрация наглядного материала (презентации программ работы различных отрядов).

СРС:

Составление плана работы на смену с указанием тематики КТД.

Литература

Основная:

2. Маленкова Л.И и др., Большая книга вожатого. М. 2004.

3. Организация воспитательного процесса в школе. Под ред. М.И.Рожкова.-М.,2000.

4. Основы Педагогического мастерства. Под ред. Зязюна И.А. М., 1988

5. Соболева Е.А., Спирина В.И., Тупичкина Е.А.. Твори, выдумывай, пробуй… Армавир, 1995.

6. Организация работы педагогического коллектива пионерского лагеря. / Ковель М.Б. - М.,1982.

7. Оригинальные и веселые праздники, игры, конкурсы для детей. / Шин С.А. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 288 с. и цв. илл. - (Школа радости).

Дополнительная:

1. 365 развлечений для ребенка. / Составитель Е.А.Беляков. - М.:Рольф, 2000. - 224 с., илл. - (Внимание: дети!).

2. Веселые игры для дружного отряда. / Бесова М.А. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. - 160 с. - (После уроков).

3. Дневник вожатого. Практическое пособие. / Григоренко Ю.Н. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 80 с.

Практическое занятие №4. Оформительские умения в работе вожатого

Цель: формирование представлений о кружковой работе в условиях ДОУ и выявление способностей, развитие творческих умений студентов.

План:

Теоретические вопросы:

1. Организация кружковой работы в условиях ДОЛ. Виды кружков.

2. Праздничное оформление всех детских дел.

3. Элементарные шрифты. Фон. Способы наложение фона.

4. Стенная газета, отрядный уголок. Визитка. Объявления.

5. Изготовление призов.

6. Бумажная пластика.

Практическая работа:

- Изготовление различных творческих форм стенгазет и отрядных уголков. Форма работы: работа в микрогруппах.

- Выявление интересов студентов и их увлечений, способностей в организации деятельности по изготовлению различных поделок. Проведение конкурса поделок

СРС:

- Разработать программу работы кружка (по выбору студента).

- Пополнение педагогической копилки макетами стенгазет и отрядных уголков.

Литература

Основная:

2. Маленкова Л.И и др., Большая книга вожатого. М. 2004.

3. Организация воспитательного процесса в школе. Под ред. М.И.Рожкова.-М.,2000.

4. Основы Педагогического мастерства. Под ред. Зязюна И.А. М., 1988

5. Соболева Е.А., Спирина В.И., Тупичкина Е.А.. Твори, выдумывай, пробуй… Армавир, 1995.

Дополнительная:

1. Игротека вожатого. / Автор-составитель Ю.Н.Тимофеев. - М., 2001.

2. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. / Григоренко Ю.Н. - М., 2002.

3. Построение договорных отношений между подростками и взрослыми в условиях детского лагеря. Возможности проявления самостоятельности подростка в условиях детского лагеря. Материалы научно-практической конференции. / Под. Общей редакцией О.Г.Миронец, И.Н.Хуснутдиновой. - Самара, 2000.

Практическое занятие №5. Стимулирование здорового образа жизни вожатого и детей как основа воспитания

Цель: стимулирование стремления к здоровому образу жизни у студентов и развитие умения организации жизнедеятельности детей, опираясь на данный принцип.

План:

Теоретические вопросы:

1. Что такое здоровье и здоровый образ жизни.

2. Примерный план схема отслеживания своего физического состояния.

3. Забота о психическом здоровье.

4.Как организовать и провести поход, туристическую эстафету или викторину по ориентированию.

Практическая работа:

Возможно использование новых компьютерных технологий: видеодемонстрация наглядного материала (пропаганда здорового образа жизни).

СРС:

Литература

Основная:

1. Маленкова Л.И и др., Большая книга вожатого. М. 2004.

2. Соболева Е.А., Спирина В.И., Тупичкина Е.А.. Твори, выдумывай, пробуй… Армавир, 1995.

3. Шмаков С.А. Каникулы. М.,1994.

4. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.. 1998.

5. Щуркова Н.Е Собрание пестрых дел. М., 1998

Дополнительная:

6. Самоуправление в лагере. Методические рекомендации старшим и отрядным вожатым пионерских лагерей. / Составители Н.М.Костина, О.В.Малова, Э.А.Мальцева. - Устинов, 1992.

7. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском лагере: Методическое пособие. / Должиков И.И. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 176 с. - (Методика)

8. Лещинский В.И., Кульневич С.В., Учимся управлять собой и детьми: Пед. Практикум. – М.; Просвещение: Владос, 1995.- 240 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность данной программы очевидна, так как она позволяет подростку приобрести навыки вожатского мастерства, приобщиться к творческому делу, и научиться быть лидером, заводилой, организатором интересных творческих дел, через освоение первичных знаний, умений и навыков вожатского мастерства. В рамках программы, которая по направленности является образовательной, организаторской и практической, подросткам предоставляется возможность активно участвовать в процессе обучения, участвовать в создании интересных проектов, проявить свои способности и активно и с пользой провести свободное от учебы время.

Для участия в программе рассчитана на обучение подростков в возрасте от 14 до 17 лет.

Обучение дает как психолого-педагогические знания, так и возможность приобрести:

умение работать в команде;

мобильность и целеустремленность;

ораторское и актерское мастерство.

Цели программы: подготовка вожатых для работы в детских летних оздоровительных лагерях. Включение детей в социально-полезную деятельность, самоопределение, создание условий для формирования творческой личности и раскрытие ее в работе вожатого.

Для реализации этих целей программа предусматривает следующие задачи:

научить подростков вожатскому мастерству, дать представление о работе вожатого, понимая самого себя и окружающих;

обучить современным практическим умениям и навыкам по организации разнообразной деятельности детей и подростков в условиях временного детского коллектива;

воспитательные:

обеспечить благоприятные условия для формирования и развития детского коллектива;

способствовать воспитанию уважения к личности ребёнка;

формировать положительную мотивации на предстоящую деятельность, чувство коллективизма, самостоятельности, ответственности за результат своей деятельности;

совершенствовать навыки коммуникативной культуры, опыт работы в группе;

развивающие:

формировать профессионально значимые качества вожатого; развивать интерес к социально-значимой деятельности;

реализовать интересы и запросы обучающихся в приобретении навыков вожатского мастерства;

способствовать раскрытию организаторских и творческих способностей обучающихся;

создание условий для реализации навыков вожатского мастерства.

В образовательном процессе применяются методики и приёмы: викторины, соревнования, творческие конкурсы; коллективное творческое дело; тематические задания по подгруппам, пресс-конференция; тематическая дискуссия; групповая консультация; защита творческой работы; презентация (вида деятельности, проекта), мозговая атака, игра-путешествие.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название темы

Общее кол-во часов

Количество часов

Формы контроля

Социокультурный блок

Знакомство. Правила работы в объединении. Проведение инструктажа по технике безопасности

Вожатый - каким он должен быть

Загляни в душу ребенка

Особенности детского коллектива, стадии развития.

Основы организаторской работы

Что значит быть организатором

Социокультурный блок

Учимся создавать

Модели лагерной смены, сценарий

Сценарии тематических дней

Отрядные, коллективные дела

Спорт нам поможет силы умножить

Игра – гимнастика ума

Социокультурный блок

Музыкальный калейдоскоп.

Подбор и разучивание песен по теме лагерной смены

Это должен знать каждый вожатый

Меры безопасности в лагере

Оказание первой медицинской помощи

Безопасное поведение. Меры пожарной безопасности

Санитарно-гигиенические требования. Режим дня

Составление комплекса зарядки

Основы правовых знаний

Права ребенка, Декларация прав ребенка

Права, обязанности и ответственность вожатого

Социокультурный блок

Культурно массовые мероприятия, праздники

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Социокультурный блок. (2 ч.) Набор в объединение.

Тема 1. Знакомство. (2 ч.)

Теория: Знакомство. Правила работы в объединении. Правила внутреннего распорядка в объединении. Проведение инструктажа по технике безопасности.

Тема 2. Вожатый - каким он должен быть. (2 ч.)

Теория: Модели личности современного вожатого.

Тема 3. Загляни в душу ребенка. (2 ч.)

Теория: Особенности временного детского коллектива, стадии развития.

Тема 4. Основы организаторской работы. (10 ч.)

Социокультурный блок. (2 ч.) Проведение массовых мероприятий с учащимися в объединении.

Тема 5. Учимся создавать. (12 ч.)

Практика: Создание модели лагерной смены, создать сценарий лагерной смены. Создание тематических дней. Отрядное коллективное дело. Досуг в отряде.

Тема 6. Спорт нам поможет силы умножить. (4 ч.)

Теория: Правила организации спортивных мероприятий.

Практика: Организация спортивных игр и конкурсов. Организация спортивных мероприятий, соревнований и состязаний.

Тема 7. Игра – гимнастика ума. (12 ч.)

Теория: Игра - основной вид деятельности ребенка. Функции игры. Основные слагаемые игры. Классификация игр. Правила организации игр. Требования к проведению игр. Организации игр в отряде.

Практика: Игровой практикум. Игры активизации зала. Подвижные игры. Ролевые игры.

Социокультурный блок. (2 ч.) Проведение массовых мероприятий с учащимися в объединении.

Тема 8. Музыкальный калейдоскоп. (2 ч.)

Теория: Правила подбора лагерной, отрядной песни.

Практика: Подбор и разучивание песен по теме лагерной смены.

Тема 9. Это должен знать каждый вожатый. (12 ч.)

Теория: Санитарно-гигиенические нормы и правила в ОЛ. Режим дня. Зарядка. Оказание первой медицинской помощи. Меры безопасности в лагере. Безопасное поведение. Меры пожарной безопасности.

Практика: Составление комплекса зарядки. Оказание первой медицинской помощи.

Тема 10. Основы правовых знаний. (2 ч.)

Теория: Права ребенка, Декларация прав ребенка;

Права, обязанности и ответственность вожатого.

Тема 11. Социокультурный блок. (2 ч.)

Практика: Культурно массовые мероприятия, праздники.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И

СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Планируемые предметные результаты

иметь представления об эффективном взаимодействии лидера с группой;

знать основные понятия;

знать основные структуры, функции и полномочия работы вожатого ;

иметь представление о роли вожатого, как эффективном способе осуществления решения социальных проблем;

владеть навыками вожатского мастерства;

уметь исполнять заданную роль в различных формах организации игрового моделирования.

Планируемые метапредметные результаты

В результате реализации программы будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия :

мотивация к участию в вожатской деятельности;

позитивное отношение к жизненным;

жизненное самоопределение личности.

Познавательные универсальные учебные действия:

поиск и выделение необходимой информации, ее структурирование, критическая оценка и интерпретация;

определение способов, действий для решения выявленной проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

владение монологической и диалогической формами коммуникаций, используя, в том числе;

умение работать с детьми;

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, несовпадающих с его собственной;

умение работать в детьми, устанавливать творческие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной совместной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия :

формирование постановки цели и ее достижение, развитие самоконтроля, оценивания (включая адекватное восприятие предложений и оценки другими людьми), коррекция;

Способы проверки результатов

Презентация творческих работ

Коллективный анализ работ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Участником программы может стать любой старшеклассник, студент, проявляющий интерес к организаторской деятельности, и желающие попробовать себя в роли вожатого. В объединение принимаются все желающие подростки в возрасте 14-17 лет.

Занятия по программе проводятся в группе не менее 8 человек, чтобы была возможность у каждого обучающегося видеть педагога и общаться с ним. Занятия по программе проводятся один раз в неделю по 2 часу. Для реализации программы с октября по май месяц, потребуется 72 часа.

Программа направлена на обучение организации и проведению практико – обучающих мероприятий по организации летнего отдыха детей.

На занятиях учебных групп могут использоваться различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог.

Должны иметься в наличии видеоматериалы, диски, фонотека, разработки игр, тренингов упражнений, конкурсов, диагностические тесты, раздаточный материал для проведения различных занятий по программе (рекомендации, памятки, советы), материалы из сети Интернет и методическая литература.

Для реализации программы так же необходимо:

Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий.

Создание атмосферы комфорта, доброжелательности и конфиденциальности.

Материально – техническое обеспечение:

канцелярские принадлежности (бумага формата А4, А3; цветная бумага, картон, цветные, простые карандаши; клей, ножницы, ластики, точилки, кисточки, краски, фломастеры, тетради.)

Информационные источники:

Андрогогическая копилка - Екатеринбург 2003г.

Конвенция о правах ребёнка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

И каждый час, и каждую минуту О чьих-то судьбах вечная забота.

Кусочек сердца отдавать кому-то - Такая, брат, у нас с тобой работа.

Кто такой вожатый? Что это за деятельность и профессия такая?

Вожатый – это лидер, организатор! Но не распорядитель-функционер!

Вожатый – это наставник, педагог, воспитатель. Но не надзиратель за детьми!

Вожатый - это старший друг и старший брат! (но не ровня! без панибратства!)

Вожатый - это артист и режиссер (но не единственная суперзвезда!)

Вожатый - это Мама и папа в одном лице! (но не нянька!)

Вожатый – это творческая и яркая личность!

Вожатый – это батарейка оптимизма и хорошего настроения!

Вожатый – это целый мир! И интересная профессия.

Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он? Не забывайте, что вожатый - уже взрослый человек, просто очень молодой. Итак, вожатый - …

1. Доброжелательный. Каждый ребенку в отряде очень желательно быть уверенным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

2. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых всегда дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.

4. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.

6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.

7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по- своему. К этому надо приспособиться.

8. Заботливый о детях (особенно о маленьких) На 18 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом. Поэтому вы должны следить за такими (на первый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:

- утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги.

- расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).

- одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать.

- все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда - то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка).

- промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.

Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Неплохо, правда?

Как воплотить портрет вожатого? Как стать если не идеальным, то уж точно любимым детьми вожатым? Необходимо в первую очередь позаботиться о собственном имидже. Образ или имидж – это картинка, иконка, образ, который создается целенаправленно.

О чем нужно помнить, работая с имиджем? Сначала ты работаешь на имидж, а потом он работает на тебя!

Есть три важных элемента имиджа: внешность (как вы выглядите + одежда + манеры), стиль общения (грамотность речи, интонация, темп, тембр, сила голоса…), личные особенности и важные качества личности.

Внешний вид

Стиль общения.

Надо добиться уважения к себе, как к старшему, но старшему не только по возрасту, а по моральной силе. Нельзя перегибать палку и устанавливать в отряде тоталитарный режим. Вариант "я тут самый сильный и умный" проваливается при первом вашем промахе.

Важно не поддаться соблазну пойти по более легкому пути - создание "дешевого авторитета". То есть нельзя допускать панибратского отношения и позволять все на свете под дружное одобрение детей. Такой авторитет "лопнет" за очень короткий срок.

Уважением Вы пользоваться не будете, и в любой сложной ситуации ваше слово не будет восприниматься как решающее.

При дискуссии или даже монологе нужен eye-contact, ни один ребенок не должен быть без внимания. То есть - смотреть всем в глаза по очереди.

Разговорные слова паразиты "типа", "блин" - забудь. Умей разогреть группу веселой игрой. Следи за Body-language - никаких "перекрещенных" поз.

Имидж - это набор из самых сильных качеств личности! Если что-то умеешь - петь, играть на гитаре, танцевать, рассказывать фантастические истории или бомбить футбольные ворота - надо показать детям! (Но только ни в коем случае не бравировать этим умением.) Определите свои преимущества: вы легко находите общий язык, решаете конфликтные ситуации, готовы выслушать, понять, примчаться на помощь. Вы креативны, можете из мелочей создать праздник, настроение? Используйте свои сильные стороны, и хороший имидж вам обеспечен.

А что же делать, если ты не танцуешь, не поешь и даже не рисуешь? Нереально уметь делать все и сразу (хотя все-таки желательно). По крайней мере, у вас должно быть огромное желание научиться. Неважно как: из книжек, из интернета, у друзей, у старших коллег… Это и будет вашим серьезным шагом на пути к имиджу успешного вожатого! Одно из главных требуемых для хорошего имиджа качеств – уверенность. Будьте уверен в себе. Даже если едет новичок, надо иметь уверенный вид, создать образ вожатого с опытом. Быть может, стоит говорить, что вы старше, чем есть на самом деле, и лагерь видите не впервые. Надо заранее договориться о возрасте с напарником, предупредить воспитателя, можно даже других вожатых. Если к вам подходит ребенок с другого отряда и спрашивает о возрасте своего вожатого, лучше ответить, что не знаете. Стоит определиться заранее с напарником и по вопросу запретов и разрешений, чтобы всегда разрешать или отказывать самому, а не бегать за советом к более опытному напарнику.

Уверенность появляется, если хорошо знаешь, что будешь делать. У вожатого должен быть четкий план действий. Почасовой, поминутный, творческий и гибкий, не в методичке, а в голове. Такой план, который представит ребятам даже новичка-вожатого как уверенного специалиста и незаменимого друга. Отряду надо четко осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено. Помни: вожатый - ведущий, не ведомый. Будь разным в делах, но стабильным в отношении к делу!

Вожатый - лидер. Тот, кто готов вдохновить ребят! А чтобы зажечь своих ребят, нужно самому гореть, пылать и просто любить свою работу! Поэтому очень хорошо, когда вожатый несет заряд позитива, всесторонне развит, поет, танцует, рисует, играет на музыкальных инструментах, знает об увлечениях ребят, готов к играм и развлечениям и т. д… Просто всегда и ко всему готов!

Вожатый должен быть интересным человеком. Попробуйте сесть в спокойной обстановке, положите перед собой чистый лист бумаги, подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересным детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам:

чем интересным я занимался в жизни?

какие у меня есть способности и таланты?

за что меня уважают и любят мои друзья?

о чем увлекательном я могу рассказать?

чему необычайному я могу научить?

Не тревожьтесь, если бумага перед вами долгое время будет оставаться чистой.

Просто вы, вероятно, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Или вам еще не приходилось быть объектом пристального внимания и изучения. Теперь вам предстоит таким стать. Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться, вас будут оценивать, о вас будут высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы. "Да ну его, только и умеет командовать", "С ней с тоски можно помереть", "Она даже шуток не понимает".

Чтобы выдержать проверку на "интересность", нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте и выписывайте на листок все, чем вы могли бы быть интересным окружающим. При этом не пытайтесь искать в себе сверх**способности. Конечно, если вы хорошо плаваете, неплохо лазаете по скалам, владеете секретами макраме, с одной спички разжигаете костёр, и великолепно готовите какао - это неплохо, и это производит на детей впечатление. Но это не обязательно. Понравиться детям можно и не будучи суперменом. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, коллекционируете значки, можете отличить таксу от чау-чау. Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного - умения удивляться и спрашивать. А самое главное - внимательно слушать своего собеседника. Попробуйте без высокомерия признаться, что не знаете участников гонки "Формула 1" или ведущих игроков NBA, попробуйте сказать, что не видели ни одной серии про "Винкс" и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали и рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство, и будут вас уважать. Но конечно, лучше, если вы все-таки что-то умеете и знаете.

А еще на каждую смену привозите какие-либо фишки, которые помогут вам индивидуально выделиться.

Итак, необходимые качества для Вожатого:

 Способность деликатно руководить группой детей в быту, дороге, спорте. Умение и ЖЕЛАНИЕ чутко, внимательно и терпеливо решать детские проблемы.

 Личный успех в предлагаемой детям деятельности либо непоколебимая вера в собственную успешность.

 Общечеловеческая внятность. Это способность оперативно, инициативно и результативно действовать в интересах детей в любой ситуации.

 Терпение, терпение, и снова терпение - главное качество любого педагога. Сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают.

 Уверенность в себе, находчивость. Умение быстро найти выход из любого трудного положения.

 Яркость натуры. Помогает завоевать уважение детей. Не быть ребёнком.

Психологи выделяют несколько состояний человеческого я: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Вкратце: взрослый - мыслит здраво и трезво, способен пожертвовать своей мелкой радости ради общего блага. Ребёнок - капризный, эгоистичный думает лишь о своей радости. Увы, зачастую неопытные вожатые едут в лагерь с детскими мотивами. Вы должны сделать всё, чтобы принести радость детям, и уже через это получить своё море положительных эмоций. При этом вожатому необходимо быть ребёнком в плане активности, фантазии, умения понять детей.

Читайте также: