Дуня и минский конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Оценить 676 0

Конспект урока по литературе в 7 классе.

Дуня и Минский. Самсон Вырин у Минского.

1.Отрабатывать навыки разговорной речи учащихся, навыки анализа литературного текста.

2. Воспитывать у учащихся чувство гуманного отношения к людям.

3. Формировать у учащихся умения выделять существенные признаки характеров героев.

Оборудование: доска, учебник, иллюстрации к тексту.

Эпиграф на доске: "Распад патриархальных связей А.С.Пушкин считает и закономерным, и противоречивым: обретение счастья в новой семье не отменяет трагедии в предыдущей. "

а) Какой эпизод из повести вам понравился более всего? какой эпизод запомнился и почему?

б) Поговорим об эпизоде бегства Дуни с Минским.

---Как получилось, что Дуня поверила Минскому?

---Какие превращения происходят с Дуней в городе?

---Что увидел Самсон Вырин в городе , в квартире минского? (Чтение эпизода).

---Счастлива ли Дуня с Минским?

---Почему Самсон Вырин просит Минского вернуть дочь?

---Почему Минский не пустил Вырина даже в дом?

---Как вы оцениваете поведение Дуни в этот момент? (Невольное предательство отца Дуней. Дуня приносит в жертву своему счастью любящего отца, хотя и испытывает чувство вины перед ним).

--- В повести есть притча о блудном сыне . Сын вернулся и получил прощение. Получила ли прощение Дуня?

---Как ведет себя Минский с Выриным ?

--- Кто же виноват в трагедии Вырина?

---Один из исследователей творчества писал, что его погубило не какое-нибудь несчастье, а его представление о том, как судьба должна распорядиться дочерью. согласны ли вы с этим высказыванием? Можно ли сделать вывод о том, что причина горя Вырина, от которого он пьет и умирает, - это не несчастье Дуни, а ее счастье, свидетелем которого он становится, и в том, что он не уверен в долгой продолжительности этого счастья.

Вывод записать в тетради.

4. Домашнее задание: написать сочинение "Мой любимый герой А.С.Пушкина".

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дуня и Минский. Анализ эпизода. Развитие понятия о повести 15.10 7-а

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с произведением А. С. Пушкина, главными героями, композицией, художественными особенностями.

Метапредметные

овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению литературы.

2. Вступительное слово учителя: объявляется тема и цели урока.

-гусар Минский едет из Смоленска в Петербург;

-станция расположена близ Петербурга- смотритель идёт пешком в Петербург за "бедной" Дуней;

-фамилия главного героя созвучна названию действительной станции.

-- Беседа по содержанию повести, выборочное чтение повести.

Поступок Дуни и дерзок, и чреват великой бедой, и одновременно прекрасен. Дуня поверила своей натуре. Она не хочет считаться с социальным запретом — она бедная и незнатная, а он богатый дворянин. Потому Дуня не похожа на карамзинскую бедную Лизу — она бросает вызов тем, кто устанавливает эти запреты, она борется за свое счастье. В Петербурге, добившись своей цели, Дуня расцветает. Как всегда лаконична, но глубоко содержательна сцена, которую подсматривает Самсон Вырин, обманно проникнув в квартиру дочери. Дуня счастлива! Упоена счастьем, ею самой завоеванным.
Страдания Дуни были проявлением ее глубокой человечности, прошедшей через горькие испытания. Вина Дуни — невольная, она ей навязана новыми условиями ее существования. И все же ее судьба свидетельствовала, что человек может сражаться за свое счастье.

- О чём плачет Авдотья Самсоновна на могиле отца? (Финал повести скуп. "Она легла здесь и лежала долго"-вот и всё. На переднем плане Дуня. Она сделала свой выбор - с нею её дети, она так же прекрасна. Но в устремлении к обретению счастья для себя она проявила эгоизм. С ней остаётся непрерывная вина перед отцом. Концовка повести возвращает нас опять к "вечной" теме "отцов и детей", к вечной Притче о блудном сыне. )

тип молодого барина, который в то время, в девятнадцатом веке, был распространен в России. Он был молод, хорош собой, по всему видно богат и, как следствие всего этого, самоуверен. его характер сложился из-за окружения и воспитания, когда в нем воспитывали уважение к равному и пренебрежение к чувствам низшего человека.

Он довольно хитер, это можно увидеть по той картине, как он обманывает простодушных своих хозяев и претворяется больным. Он не бросил Дуню на произвол судьбы после того, как увез ее у отца, это говорит о его добром сердце, способном любить. Хотя воспитание и время сделали его своенравным и приучили, что все ему подчиняются.

7. Работа над текстом повести.

- Дуня вышла замуж или нет? Счастлива она или нет?

- Как жила Дуня все эти годы, вспоминала ли отца? Почему не приехала раньше? Стыдилась? Чего боялась? Или Минский не пускал?

Если даже предположить, что Дуня теперь Минская, говори ли это о её счастье. Каким может быть замужество без родительского благословения.

С такой тяжелой ношей. Вырин последний раз видел Дуню, лежащую в обморочном состоянии. За время разлуки с отцом у неё родились дети, внуки Вырина., которых он не только не нянчил, но и не увидел, А ведь детей он любил. Он возился с деревенскими ребятишками, угощал их орешками, и вырезал им дудочки.

- Разве это нормально, разве это по-человечески, разве это замужество?

Возможно, материнство помогло Дуне испытать неведомые раньше чувства. Однако эти чувства не обогатили её жизнь, но наоборот усугубили её чувство вины перед отцом.

Слова смотрителя о том, что Дуня, возможно, где-то метёт кабак не сбылись, но и слова Минского о счастье Дуни не сбылись тоже, ибо какое может быть счастье у человека, живущего с такой тяжестью, как у неё.

9. УЭ3Домашнее задание письменно ответить на вопрос: как вы думаете, о чем плакала Дуня.

Давайте вспомним сюжет произведения. Перед вами иллюстрации. Расположите их в хронологической последовательности.(251364). Произведения А.С.Пушкина отличаются необыкновенной глубиной, в них затрагивается много проблем. Выделите их, опираясь на иллюстрации.

2. Операционно-исполнительский этап

Постановка проблемы.

Мы будем работать в группе. Каждая исследует свою проблему. Объединитесь в группы в зависимости от вашего выбора. Выберите капитана. Помните: успех группы зависит от каждого ее члена. Задача капитана – организовать совместную работу. Ознакомьтесь с материалами и распределите задания. Не забывайте обсуждать вопросы. Мнение каждого очень ценно!

Выступление групп с результатами исследований.

1 группа

2. Расскажи историю похищения Дуни от лица Минского.

3. Какими словами мог бы Минский уговорить Дуню? Можно ли считать, что он обманул девушку?

4. Выдели основные черты характера Минского. Кратко поясни свой выбор. (Хитрый – притворился больным, вспыльчивый – вытолкал Самсона Вырина, заботливый – думал о Дуне).

5. Расскажи историю похищения Дуни от ее лица.

6. Против ли воли уехала Дуня с Минским? Почему она так поступила? (Нет, не против.Она влюбилась в Минского и хотела лучшей доли)

7. Почему Минский и Дуня не жили в Петербурге вместе? Любил ли он ее? (Возможно, Минский и любил Дуню, но они не были женаты, поэтому не могли жить вместе. Так как девушка была из другой социальной среды, он не спешил на ней жениться)

8. Почему Минский увез девушку, не спросив ее руки у отца? (Девушка нравилась ему, но он не готов был жениться на ней. Минский знал, что отец не отпустит дочь без брака)

9. В чем были опасения отца Дуни? Подтвердились ли они? А могло ли все сложиться иначе? (Отец боится, что Дуню обманут, выгонят, и она будет мести улицу, потому что такие случаи были не редкостью. Опасения отца, к счастью, не подтвердились. Минский оказался благородным человеком)

Выводы: Какие сложности возникли в отношениях молодых людей из-за их неравного положения? Можно ли было их избежать? (Минскому пришлось идти на обман, поступать непорядочно. Отец лишлся дочери, а дочь отца. Минский долго не мог решиться на брак из-за осуждения со стороны общества. Честь девушки была запятнана. С одной стороны, Минский должен был подумать о последствиях своего шага заранее и сохранить честь девушки. Но, с другой стороны, это был шанс для Дуни – выбиться из низкой социальной среды.Этот поступок был совершен в порыве эмоций.)

2 группа

1. Что мы узнаем о семейной жизни Самсона Вырина? Какую роль в ней играла дочь Дуня?

2. Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви? (Он не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом.)

3. Сопоставь эпизоды и чувства, которые испытал Самсон Вырин.

Через полчаса после отъезда дочери

Отец узнает, что дочери не было в церкви

Сердце его начало ныть

Самсон дожидается возвращения курьерской тройки

Вырин узнал, что Дуня уехала с гусаром

Смотритель пошел домой ни жив ни мертв

Объясни состояние героя. Как оно его характеризует?

4. Почему уезжает Дуня? Был ли у нее выбор? В чем его сложность? (Выбор есть всегда. Дуня могла остаться с отцом, потому что знала, как он ее любит. Минский мог открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла хотя бы написать отцу письмо и сказать, что все у нее хорошо. Трудность ее выбора, что она любит и Минского, и отца.)

5. Готов ли смотритель простить дочь? Докажи. Для чего он хочет ее найти? От чего спасти? Что поддерживает Вырина в его убеждении?

Перед вами картина Рембрандта "Возвращение блудного сына". Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным.

Темой для написания картины послужила известная евангельская притча о блудном сыне. Подумаем, почему эта притча получила такое название.

6. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.

- Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” - скитаться, сбившись с пути, - и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать.

Евангельская притча

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней: и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги: и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование: и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Так почему притча получила такое название? (В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках)

В чем заключается ее смысл?

Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина? Понимала ли Дуня суть этой притчи?

Каковы же были ожидания Самсона Вырина? Оправдались ли они?

8. Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая? Кто из родителей оказался счастливее? Почему? (Сын, потому что он успел вернуться к отцу и,главное, был им прощен, а Дуня – нет. Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся , за это он простил его и устроил пир в его честь.)

9. В чем виновата Дуня? Когда она это осознала? Раскаялась ли в совершенном?

Сравните репродукцию и иллюстрацию. Что их объединяет? А чем они отличаются?

Вывод: Какие советы вы бы хотели дать Дуне?

Группа 3

2. Что такое трагедия? Какие события в жизни Самсона Вырина можно назвать трагичными? Почему?

3. Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? Почему его попытки не увенчались успехом? (Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашел свою дочь. Но бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу. Минский богач и аристократ, а Вырин – мелкий чиновник. У него нет прав и связей. Он беззащитен.)

4. Что вызвало слезы негодования у Самсона Вырина во время первого посещения дома Минского? (Деньги, которые ему дал Минский за дочь).

Почему так поступил Минский?

6. Что важнее: чин или человек?

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

I. Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём
Вступительная беседа:

— Кто из героев произвёл на вас наибольшее впечатление?

Составление плана статьи:

— Прокомментируйте понятия титулярный советник, подполковник, приказчик, девица.

— *В чём сложность композиции повестей и как в них отразилась точка зрения трёх повествователей: титулярного советника (подполковника, приказчика, девицы), помещика Белкина, А. С. Пушкина? Что даёт этот художественный приём для понимания смысла повестей?

Как вы понимаете название повести и эпиграф к ней?

Прокомментируйте слова и выражения роковая книга, князь Вяземский, сребролюбивый, по казённой надобности.

Каково было положение станционных смотрителей в России?

Почему симпатии автора на их стороне?

*Как в этом фрагменте отразилась психология титулярного советника, помещика Белкина и черты биографии самого Пушкина?

Группа 2.
Расскажите о двух встречах рассказчика и смотрителя до приезда смотрителя в Петербург.

Прокомментируйте слова и выражения шлафрок, почтовый домик, от беды не отбожишься, в разгоне, нагайка, почтовая книга, на паперти, почтмейстер, ротмистр.

Сравните детали портрета смотрителя во время его первой и второй встречи с рассказчиком.

Что и почему изменилось во внешности и психологическом состоянии Самсона Вырина?

Какими положительными качествами обладал смотритель? Почему он хотел вернуть Дуню домой?

*Как в рассказах о Дуне проявились черты характера Вырина?

*Какой смысл имеет описание интерьера дома станционного смотрителя?

V. Пробуждение человеческого достоинства и чувство протеста.
Фрагменты повести в актёрском исполнении

Прокомментируйте слова и выражения отставной унтер-офицер, по Литейной, молебен у Всех Скорбящих, повеса.

Что чувствовал смотритель, придя к Минскому?

*Какие детали портрета говорят о его душевном состоянии?

Почему он отверг деньги Минского и почему пожалел об этом?

*Почему смотритель не стал жаловаться на Минского?

*Почему Вырин не поверил Минскому, что Дуня счастлива?

VI. Трагическое и гуманистическое в повести

Почему третья встреча рассказчика со смотрителем оказалась такой печальной?

Как Вырина характеризует причина его смерти?

*Какова роль пейзажа в этом эпизоде?

*Какие мысли автора можно назвать гуманистическими?

*Прокомментируйте значение имени Самсон (др.-евр. — солнечный) и фамилии Вырин (выр, др.-рус. — пучина, омут).

VII. Практическая работа.
Составление плана характеристики Самсона Вырина.

Подбор цитатных примеров.

1. Происхождение, возраст и социальное положение Самсона Вырина.

2. Предыстория героя (рассказ о жизни Вырина до знакомства с повествователем).

3. Авторские приёмы создания образа Самсона Вырина:
1) Значение имени и фамилии героя.
2) Появление героя в повести.
3) Портретная характеристика (детали портрета, динамика портрета).
4) Интерьер, мир вещей, характеризующий Вырина.
5) Поступки героя. Ситуации, раскрывающие его внутреннюю сущность.
6) Речь героя, её особенности.
7) Оценка героя другими персонажами.

4. Авторское отношение к герою, способы его выражения.

5. Читательские оценки образа Самсона Вырина и их аргументация.

Итоговый вопрос:

Домашнее задание

Подготовить устный рассказ о Вырине.

Прочитать библейский сюжет о блудном сыне.

Индивидуальные задания.

Основное содержание урока.
Дуня и Минский. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Развитие представлений о повести.

II. Дуня и Минский

Групповая работа: Группа 1. Дуня.

Выберите из текста ключевые цитаты и заполните таблицу:

Сделайте вывод о характере и поступках Дуни:

— В чём Дуня виновата перед смотрителем? Докажите, что она чувствовала себя виноватой. Оцените её поступок.

— Почему Дуня бросила смотрителя: по молодости и неопытности, чтобы покинуть почтовую станцию или по любви?

— Почему финал повести вызывает грустные чувства?

Группа 2. Минский.

Выберите из текста ключевые цитаты и заполните таблицу:

Сделайте вывод о характере и поступках Минского:

— Можно ли оправдать поступок Минского? Аргументируйте свой ответ, помня, что в XIX веке были иные, чем теперь, общественные правила.

— Почему Минский так грубо обошёлся со смотрителем:
потому что занимал более высокое общественное положение;
думал, что откупился от старика;
рассердился, что смотритель нарушил его свидание с Дуней;
боялся, что смотритель хочет ему отомстить?

III. Судьба Дуни и притча о блудном сыне

Группа 3.
Сопоставление судьбы Дуни и притчи о блудном сыне.

Перескажите библейский сюжет о блудном сыне.

В чём вина блудного сына? Почему отец принял его после скитаний?

В чём гуманистический смысл этой притчи?

Какие чувства она вызывает?

С какой целью Пушкин вводит этот эпизод в повесть?

Сопоставьте притчу о блудном сыне с повестью, заполнив цитатную таблицу:

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно

Пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его… пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи…

Отец его сжалился; и… пал ему на шею и целовал его. Сын сказал: я согрешил против неба и пред тобою и недостоин называться сыном твоим

IV. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения.
Образ рассказчика

Группа 4. Рассказчик.

Дайте характеристику образу И. П. Белкина:

1. Происхождение, возраст, социальное положение и предыстория И. П. Белкина.

2. Авторские приёмы создания образа И. П. Белкина:
— Предположите, почему у рассказчика такие имя и фамилия.
— Поступки героя. Сюжетные ситуации, раскрывающие его внутреннюю сущность.
(Как Белкин оценил Дуню? Каково его отношение к смотрителю? Почему он не мог забыть эту семью?)
— Речь И. П. Белкина, её особенности. Какие авторские интонации и оценки звучат в его монологе о станционных смотрителях?
— Авторское отношение к герою, способы его выражения. Почему автор постоянно перебивает рассказ смотрителя повествованием И. П. Белкина?

3. Почему в повести одни и те же герои и события даются в восприятии разных персонажей? Найдите примеры, доказывающие это утверждение.

Заполните цитатную таблицу:

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

Найдите фрагменты, где рассказчиками являются С. Вырин и И. П. Белкин.

Почему Пушкин вводит в повествование несколько рассказчиков?

Какие цитаты показывают нам авторскую точку зрения на происходящее?

Как рассказчик относится к Дуне, к Минскому, к Самсону Вырину? Подтвердите своё мнение цитатами.

Кому он симпатизирует больше всего?

Сопоставьте поступки, чувства и речь Вырина и Минского во время двух встреч героев в Петербурге.

Заполните цитатную таблицу:

— Докажите, что у каждого героя была своя правда. Обоснуйте свой ответ.

VI. Развитие представлений о повести

Работа со словарём литературоведческих терминов.

VII. Презентация и защита учащимися своих рисунков.

Какие нравственные проблемы поставлены в повести?

Домашнее задание

Индивидуальные задания.

Подготовить вопросы для викторины по произведениям Пушкина.

Групповое задание.

Выполнить учебный проект.

Следующие уроки: М. Ю. Лермонтов. "Песня про про купца Калашникова" >>>

О "ПОВЕСТЯХ
ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА"

Из пояснительных статей
литературоведа А. Л. Слонимского

Пушкин никогда не вдается в подробное объяснение поступков своих героев. По он всегда угадывает своим гениальным художественным чутьем, как должен поступить такой-то человек в силу своих социальных навыков и других причин, и угадывает безошибочно, так что мы без всяких толкований сразу чувствуем правду, видим живых людей со всеми их противоречиями.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей сообщил рассказчик в начале повести?

2. Какими увидел он героев во время цервой встречи? Что рассказал о бедной Дуне ее отец? Что думал о судьбе дочери Самсон Вырин, почему он так горевал? Сбылись ли предположения станционного смотрителя?

5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вис вызвала?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

1. Выучите наизусть строчки, в которых Пушкин говорит об особых минутах творчества, прочитайте их вслух, подчеркнув чтением это состояние вдохновения.

3. Подготовьте план вечера, посвященного произведениям Пушкина (стихотворения, поэмы, повести).

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
ОБРАЗ И. П. БЕЛКИНА В ПРЕДИСЛОВИИИ К "ПОВЕСТЯМ. "

В. С. Белькинд
Ещё раз о "загадке" И. П. Белкина

Среди пушкинистов до сих пор не утихает спор о том, кто же такой Иван Петрович Белкин и какова его роль в сюжетно-композиционной организации цикла.

Белкин И. П. — это лишь особое читательское восприятие, та призма, проходя через которую, объединяются в общую рамку различные стилевые потоки. Присутствие Белкина (а оно важно для всех рассказов цикла) помогает соотнести на равных началах различные контексты (устный сказ рассказчиков, точку зрения героев, авторское начало) с различными типами читательского восприятия.

Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.

Контрастность двух типов читательского сознания заключена уже в эпиграфе, который был напечатан на титульном листе прижизненного издания в 1831 году.

Этот эпиграф, важный для понимания всего цикла, — купированный отрывок из контекста фонвизинской комедии.

Правдин. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Г-жа Простакова. Каково, мой отец?
Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен.
Mилон. Я думаю, не меньше и в истории.
Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
Скотинин. Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне историй. Мастер, собачий сын! Откуда что берется!

Пушкин оставляет в эпиграфе только одно — митрофановское толкование истории, соответствующее позиции ненарадовского помещика. Но ему было важно показать, что существует и правомерен другой подход и осмысление различных жизненных историй, другая возможность читательского восприятия.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

Читайте также: