Россия в 17 веке конспект 10 класс

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Раздел Россия в XVII столетии

Глава 2 Новые черты старой России

Технологическая карта 4 урока

Государственная система XVII века

Итоги и последствия Смуты

Успехи внутренней жизни страны

Личность Михаила Романова

Сформировать представления о положении России после Смуты, государственной системе XVII века, развивать умение работать с историческим документом, анализировать факты, давать оценку, характеризовать личность М. Романова, определять значение самодержавия для развития России

Формы и методы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа

Методы: частично-поисковый

Основные понятия

Царь, Боярская дума, приказы, самодержавие, Земской Собор.

Планируемые образовательные результаты

Объем усвоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретаемая компетентность

Научаться: определять отрицательные и положительные последствия Смуты, логически выстраивать государственную структуру управления XVII века, давать определения понятиям, выделять характерные черты восстановления внутреннего хозяйства страны

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом новых требований и норм, определять понятия, вступать в речевое общение, работать с историческим документом и книгой

Организационная структура урока

Отрицательные и положительные последствия Смуты;

Государственную структуру управления XVII века;

Термины: Царь, Боярская дума, приказы, самодержавие, Земской Собор ;

Характерные черты восстановления внутреннего хозяйства страны.

2. Работать с историческим источником, определяя положительные и отрицательные последствия Смуты;

3. Отметить тенденции восстановления внутреннего хозяйства страны;

4. Высказывать собственное суждения, оперируя мнением историков.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации на уроке

Универсальные учебные действия (УУД)

I Актуализация знаний

Вступительное слово: ЕДИНСТВО НАВСЕГДА

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Под звон грядущих перемен.

Какое событие отражено в увиденном отрывке?

- В чём значение этого события для дальнейшего развития России?

Высказывают свое мнение, обсуждает мнение одноклассников

Коммуникативные : умение вступать в учебный диалог

Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляет поиск необходимой информации.

II Мотивация к учебной деятельности

Работа с учебником

Подумайте, опираясь на видеофрагмент, на нашу беседу как будет звучать тема нашего урока сегодня. Актуальность

Работа с планом урока

Записывают тему урока в тетрадь

Формулируют задачи урока

Личностные: принимают цели и задачи учебной деятельности

Регулятивные: принимают учебную задачу, проявляют умение ориентироваться в учебнике.

Познавательные: понимают значение усваемового материала.

III Изучение нового материала

Составление схемы

Работа с историческим документом

Работа с презентацией

Работа с документом

Комментирую информацию презентации

-Почему на престол был избран Михаил Фёдорович Романов?

Заняв в 1613 году трон, Романовы вместе с ним получили в наследство от своих предшественников полностью разоренную страну, несуществующую государственность и народ, вкусивший в начале века не только тяжесть произвола сильных людей, но и дурманящую сладость воли в условиях безвластия. Досталась Романовым и уже перераставшая в привычку у разных слоев феодалов уверенность в их праве решать судьбу престола и династии. Все это усугублялось оккупацией западных и северо-западных земель Московского царства иностранными войсками, участившимися набегами крымских татар и т.д. и т.п.
В такой ситуации центральная исполнительная власть просто нуждалась во власти представительной, она не могла обойтись без всенародного понимания и поддержки населением. Поэтому весь период царствования Михаила Федоровича Романова Земские соборы заседали непрерывно. А Боярская дума не только не одобряла решения царя, но и сама являлась источником формирования и реализации правительственной политики. Приказов стало 25: Стрелецкий, Казачий, Пушкарский, Разбойный, но когда требовалось их кол-во достигала 40.

Работа с историческим документом

После выступлений учащихся на экране проецируются последствия Смуты:

-Для разных слоев населения последствия Смуты разные, а для народа? (вспомните земские собрания, ополчения)

1.Отрицательные

- экономическое и хозяйственное разорение страны;

- резкая убыль населения;

- длительно продолжающиеся социальные столкновения в городах;

- разбойничьи нападения многочисленных разбойных людей.

2.Положительные

- в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, на котором новым царем России был избран Михаил Федорович Романов.

- рост национального самосознания;

- ощущение единства государства, единстванарода в рамках одного государства;

- более широкое участие сословий в представительных органах государства.

Мнения историков о личности Михаила Федоровича

В группах составить описание личных качеств царя от лица боярского сословия XVII в

Просматривают презентацию делают записи в тетрадь

Высказывают свое мнение

Ответы на вопросы положительные и отрицательные последствия Смуты

Составить тезисный план

Формулируют выводы о личных качествах царя от лица боярина XVII в

Работа в группах

Коммуникативные: участвуют в

Коллективном обсуждении вопроса, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличительную от своей

Регулятивная: понимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителе ориентиры действия.

Познавательные:

Общеучебные: умеют структурировать знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели, ориентируются в историческом источнике, осуществляют поиск необходимой информации

Логические : дополняют и расширяют имеющиеся знания о последствиях Смуты

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу

Запись в тетрадь устные ответы

IV Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа

Оценивают свою работу на уроке

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность

Регулятивная: умеют оценивать свою работу на уроке.

Оценивание обучаемых за свою работу на уроке

V Домашнее задание

Конкретизирует домашнее задание

Рабочий лист

Назовите отрицательные и положительные последствия смутного времени

Фрагмент № 1 «…Четырнадцать бурных лет, пережитых Московским государ­ством, не прошли бесследно. Эти следствия, обнаруживающие­ся с первых лет царствования Михаила, шли из двух главных перемен, произведенных Смутой в положении государства:

Фрагмент №3

Фрагмент № 4

Оценки правителя историками и современниками

История России в 17 веке представляет собой весьма интересный период, от Смутного времени до начала петровских реформ. Государство значительно расширило свои территории на юге, западе и востоке. Это заметно по карте, например, Сибири XVII века.

Россия в 17 веке краткое описание по истории 10 класс

Внутренняя политика

В начале XVII века стало для России трудным периодом Смутного времени. Из-за внезапного пресечения в 1598 году династии Рюриковичей стали появляться самозванцы. Они чаще всего выдавали себя за сына Ивана IV – Дмитрия.

Россия в 17 веке краткое описание по истории 10 класс

Рис. 1. Россия в XVII веке.

Первый из самозванцев в 1604 году вступил в противостояние с Борисом Годуновым и смог к лету 1605 году добиться трона, который занимал 11 месяцев. Он был свергнут и на престол вступил Василий Шуйский. Новому царю пришлось вести борьбу сначала с повстанцами под предводительством Ивана Болотникова, затем с Лжедмитрием II, а с 1609 года еще и с польскими интервентами. Василий Шуйский был свергнут боярами, которые позвали на московский престол польского королевича Владислава в 1610 году.

Поляков из Москвы в ноябре 1612 года изгнало земское ополчение, а новым царем в 1613 году стал Михаил Романов. Он правил до 1645 года. Его сменил Алексей Романов, который царствовал 31 год. Правление Федора Романова оказалось коротким, с 1676 до 1682 года. После его смерти трон заняли сразу два юных наследника – Петр I и Иоанн V. Из-за их возраста государством до 1689 года фактически управляла царевна Софья. После ее свержения престол занял Петр I, который вошел в историю как крупный царь-реформатор.

К основным направлениям внутренней политики России XVII века относится – усиление крепостного права, падение роли земских соборов, создание засечных черт для защиты от крымских татар на южных рубежах, формирование всероссийского рынка, появление первых мануфактур, освоение Сибири и строительства там множества новых городов, от Томска до Охотска.

Россия в 17 веке краткое описание по истории 10 класс

Рис. 2. Сибирь в XVII веке карта.

Внешняя политика

Россия 17 века еще не была активным участником европейской политики. Это началось только в XVIII веке, в годы правления Петра I. В начале XVII века основными направлениями внешней политики были следующие:

  • Шведское или северо-западное. Вопрос о получении выхода в Балтийское море.
  • Польское или западное, то есть отношения с Речью Посполитой и вопрос о реванше за Смутное время.
  • Южное. Отношения с Крымским ханством и Османской империей, защита южных рубежей от набегов.

Начало века в плане внешней политики оказалось неудачным. В годы Смутного времени на территорию России был приглашен шведский корпус для борьбы с повстанцами Лжедмитрия II. Его появление стало причиной польской интервенции. В результате, до 1617 года шла война со шведами и до конца 1618 года с поляками. Они обе оказались неудачными и пришлось уступить часть земель.

В состав Швеции вошло восточное побережье Финского залива и территория между ним и Ладожским озером. Речи Посполитой достались Смоленск, Брянск, Чернигов и земли вблизи этих городов. В ходе Тринадцатилетней войны с Речью Посполитой 1654-1667 годов удалось частично взять реванш за поражение начала века. По условиям Андрусовского перемирия и 1667 года и “Вечного мира” 1686 года в состав России вернулись не только все уступленные ранее города, но и Киев с Левобережной Украиной. Война со Швецией в 1656-1661 годах оказалась менее удачной, граница между государствами осталась без изменений.

К концу века основным направлением внешней политики стало южное. Война с Османской империей и Крымским ханством 1676-1681 годов закончилась тем, что граница между государствами прошла по нижнему Днепру. Хан и султан отказались от идеи захвата Левобережной Украины. В 1686 году Россия присоединилась к военному альянсу против Османской империи и Крымского ханства. В него также вошли Речь Посполитая, Австрия и Венеция. В результате, в 1687 и 1698 годах было два похода Василия Голицына против Крымского ханства, но они не принесли каких-либо успехов. Зато после походов 1696-1696 годов на Азов Петр I смог добиться вхождения этой крепости в состав России.

В 1697-1698 годах молодой царь совершил “Великое посольство” в Европу, посетил Голландию, Англию, Австрию и различные германские княжества. Он познакомился с передовым европейским опытом в науке, военном и морском деле, а также смог создать военный альянс против Швеции. В него вошли Речь Посполитая, Саксония и Дания.

Новым направлением российской внешней политики XVII века стало азиатское. Потребовалось несколько десятилетий для установления дипломатических отношений с Китаем – империей Цин. Первый договор с ним подписал дипломат Федор Головин в 1689 году в приграничном городе Нерчинске.

Россия в 17 веке краткое описание по истории 10 класс

Что мы узнали?

Историю России в XVII века кратко проходят в 7 и 10 классах школьной программы. Этот век был достаточно успешным в плане внутренней и внешней политики. Территория государств значительно увеличилась за счет освоения Сибири.

-образовательная :закрепить знания обучающихся важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий; проследить основные исторические процессы 16-17 веков ,проверить знания обучающихся и степень усвоения изученного материала
-развивающая: развивать умения и навыки: делать выводы, находить причинно-следственные связи, способствовать развитию умения анализировать и обобщать исторические факты и явления
-воспитательная: способствовать чувству гордости за историческое прошлое своего народа.

ВложениеРазмер
povtoritelno-obobshch_16-17_veka.docx 130.92 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно - обобщающий урок по теме:

"Россия в 16-17 веках" (2 урока)

-образовательная : закрепить знания обучающихся важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий; проследить основные исторические процессы 16-17 веков ,проверить знания обучающихся и степень усвоения изученного материала
-развивающая: развивать умения и навыки: делать выводы, находить причинно-следственные связи, способствовать развитию умения анализировать и обобщать исторические факты и явления
-воспитательная: способствовать чувству гордости за историческое прошлое своего народа.

Тип урока : повторительно - обобщающий

Продолжительность : два академических часа с перерывом на перемену.

Предварительная подготовка к уроку:

Персоналии в истории 16-17 веков , "Крылатые выражения 16-17 веков".

План работы на уроке

А. - Повторение и обобщение

1. "Вектор времени"- важнейшие даты и события 16-17 веков.

2. Персоналии в истории 16-17 веков .

3. Исторические термины и личности в кроссворде .

4. Устный журнал "Крылатые выражения 16-17 веков"

5.Новшества в одеянии

Выполнение тестового задания.

Г.- Выводы. Осмысление.

Д. - Подведение итогов работы.

Итак, мы закончили с вами изучение событий, происходящих в России в 16-17 веках. Главной нашей задачей сегодня станет повторение и закрепление знаний по данному периоду истории нашего государства. Вам предстоит показать, насколько хорошо вы знаете события этого периода и их хронологию, владеете терминологией данного периода, знаете исторических деятелей, умеете анализировать, сравнивать, обобщать.

А. - Повторение и обобщение

1. "Вектор времени"- важнейшие даты и события 16-17 веков(оформляем в тетради, вспоминая основные события, изученные на предыдущих уроках )

1505 -1533 – правление Василия III

1547 – венчание Ивана IV на царство

1547–1584 – царствование Ивана Грозного (с 1533 по 1547 он был Великим князем, а не царем)

1549 – Земский собор

1550 – новый Судебник, начало формирования стрелецкого войска

1551 – Стоглавый собор

1552 – взятие Казани

1555 – отмена кормлений

1556 – присоединение Астрахани

1558 -1583 – Ливонская война ( 1582г . –Ям – Запольский мир с Польшей – на 10 лет;

1583 – перемирие со Швецией на 10 лет – на реке Плюссе)

1565 – 1572 – опричнина

1571 – нашествие Давлет-Гирея и сожжение Москвы

1581-1585 – поход Ермака в Сибирь

1589 – избрание первого русского патриарха Иова

1584-1598 – правление Фёдора Ивановича

1601–1603 гг. – голод в России

1598–1613 гг.– смутное время в России

1606–1607 гг. – восстание Ивана Болотникова

1612 г. – освобождение Москвы вторым ополчением К. Минина и Д. Пожарского

1613 г. – избрание Земским собором царем Михаила Романова (1613-1645)

1645–1676 гг. – царствование Алексея Михайловича

^ 1648 г. – начало восстания Богдана Хмельницкого на Украине

1648–1650 гг. – городские восстания в России

1653–1654 гг. – начало церковного раскола

^ 1654 г. – Переяславская Рада. Решение о присоединении Украины к России

1661- 1682 гг. – царствование Фёдора Алексеевича

1654–1667 гг. – война с Польшей

1670–1671 гг. – восстание Степана Разина (иногда 1667–1671гг.)

Иван Грозный - 1й царь Российского государства.

Иов - первый патриарх.

Иван Фёдоров -первопечатник.

Андрей Чохов - выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик.

Иван Исаевич Болотников — военный и политический деятель Смутного времени в России, предводитель восстания 1606—1607 годов.

Михаил Романов (1613—1645) — первый русский царь из династии Романовых , избран на царствование Земским собором.

Алексей Михайлович Романов (Тишайший ) -(1645 - 1676) — второй русский царь из династии Романовых

Патриарх Никон - седьмой московский патриарх, имевший официальный титул патриарх Московский и всея Руси

Симеон Полоцкий - деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, переводчик, наставник детей русского царя Алексея Михайловича .

Протопо́п Аввакýм — противник церковной реформы Патриарха Никона XVII века , духовный писатель.

Симон Фёдорович Ушаков — русский московский иконописец и гра фик.

Стро́гановы — род русских купцов и промышленников , Строганов Аника Федорович - умный и предприимчивый человек, учредил (1515) на р. Вычегде соляные варницы, приобрёл огромное состояние.

Задание для обучающихся :1. Составить 3 синквейна по любой личности.

2. Определить, кто изображён на портрете . Приложение 1 .

3. Исторические события и личности в кроссворде.

Выполняем кроссворд, используя термины и личности по теме:

По вертикали
1. Кто правил в 1676-1682 ?
2. Назовите отчество посадского старосты в Нижнем Новгороде 1611 года
3. Озеро - место Ледового побоища
5. Патриарх Московский и всея Руси
7. Политика, направленная на укрепление самодержавия
8. Противник Руси в Невской битве
9. Место, где подписан мир со Швецией
13. Вмешательство Польши во внутренние дела России
14. 25летняя война во время царствования Ивана 4
15. Глава регентского совета при Федоре Иоанновиче
16. Боярское правительство
17. Фамилия атамана жившего с 1630 годя по 1671 год
18. Предводитель крестьянского восстания
19. Фамилия предводителя ополчения, освободившего Москву от польской интервенции
20. Прозвище московского князя, возглавлявшего русские войска в Куликовской битве
21. Короткая мужская куртка без воротника из сукна
22. Регентша Ивана и Петра Романовых ( Приложение 2)

4. Рождено эпохой.( Крылатые выражения 16-17 веков.)

"Делу время и потехе час"

"У чёрта на куличках"

"На курьих ножках"

"Не мытьём, так катаньем"

5. Новшества в одеянии.

Несмотря на то, что в 17 веке одежда россиян в основном оставалась традиционной, всё же и сюда проникали новшества.

-Новая ткань - бумазея

-Новая одежда - душегрея

-Дополнения к одежде священнослужителей

Выполнение тестового задания(на оценку)

1.Какое событие произошло позже других?

1) начало царствования Алексея Михайловича,
2) Соляной бунт,
3) принятие Соборного уложения,
4) начало церковной реформы патриарха Никона.
3. В каком году началось царствование династии Романовых?

1) 1584, 2) 1598,
3) 1605, 4) 1613.

4.В чем причина денежной реформы Елены Глинской?

1) дефицит денег в казне,
2) недостаток серебра для чеканки монет,
3) потребность в создании единой монетной системы на всей территории страны,
4) увеличение торгового оборота с Европой.
5.Кто такой Малюта Скуратов?

1) книгопечатник, 2) опричник,
3) основатель купеческой династии, 4) путешественник.
6.В каком году заключен Столбовский мир?

1) 1617, 2) 1634, 3) 1648, 4) 1667.

7.Какова причина разрыва между Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном?

1) изъятие церковных ценностей для нужд государства,
2) неудачи в ходе русско-польской войны,
3) притязания Никона на верховенство церковной власти,
4) симпатии царя к старообрядцам.
8.Как называется порядок назначения на должности в соответствии с заслугами рода?

1) головничество, 2) кормление,
3) местничество, 4) пожилое.
9.Что из перечисленного произошло в царствование Федора Ивановича?

1) Азовом, 2) Архангельском,
3) Выборгом, 4) Мурманском.
12.Что из названного было одной из главных причин городских восстаний XVII века?

1) введение подушной подати,
2) ухудшение положения городских низов из-за введения новых налогов,
3) преследование старообрядцев,
4) введение в городах цехов и гильдий.

1) Польшей, 2) Турцией,
3) Швецией, 4) Англией.
14.Что было одной из причин народных волнений в XVII веке?

1) окончательное закрепощение крестьян,
2) введение Юрьева дня,
3) введение рекрутской повинности,
4) введение подушной подати.
15.Как называлась система мер, предпринятых Иваном Грозным в 1565-1572 годах для укрепления своей самодержавной власти?

1) Лжедмитрия II, 2) Василия Шуйского,
3) Ивана Болотникова, 4) Ивана Заруцкого.
17.Какие из названных имен связаны с событиями церковного раскола?

а) Филарет, б) Аввакум,
в) Никон, г) Иосиф Волоцкий,
д) царь Алексей Михайлович, е) царь Федор Иванович.
1) АБВ, 2) АВГ, 3) БВД, 4) БВЕ.
18. Система содержания должностных лиц за счет местного населения в России называлась

1) местничеством, 2) полюдьем,
3) барщиной, 4) кормлением.
19.Какие из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича?

1) борьбой иосифлян и нестяжателей,
2) событиями конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона,
3) реформами Избранной рады,
4) ликвидацией патриаршества в начале XVIII века.
21.Какая дата связана с образованием Второго ополчения и освобождением Москвы в годы Смуты?

1) 1589, 2) 1612, 3) 1662, 4) 1701.
22.Одним из последствий принятия Соборного уложения стало:

1) введение опричнины,
2) запрещение передавать поместья по наследству,
3) установление Юрьева дня,
4) объявление крепостного состояния крестьян наследственным.
24.В каком году в Москве вспыхнул Соляной бунт?

1) 1480, 2) 1648, 3) 1662, 4) 1700.
25.Что из названного относится к итогам деятельности Избранной Рады?

1) отмена кормлений, 2) отмена местничества,
3) отмена рекрутчины, 4) отмена Юрьева дня.
26.Какое из названных событий произошло в XVII веке?

1) появление поместий,
2) формирование единого российского рынка,
3) кризис крепостнической системы хозяйства,
27.В каком ряду названы даты закрепощения крестьян?

1) 1558, 1584, 2) 1581, 1597,
3) 1480, 1485, 4) 1310, 1325.

Г.- Выводы. Осмысление.

Беседа и оформление в виде кластера.

Таким образом, Россия в XVII в. была готова к масштабным преобразованиям, которые затем проведет Петр I.

Д- Подведение итогов . Выставление оценок за работу на уроке.

Всех благодарю за работу на уроке!

Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца 17 века.

Серов Б.Н.Поурочные разработки по истории России с конца 16 до конца 18 века.

Балязин В. Занимательная история.

Колиснеченко Н.Ю. Дидактический материал. История России конец 16-18 века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для формирования представления о развитии России в 17 веке, об особенностях развития экономики.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: самодержавная монархия, рейтарские полки, приписные крестьяне.

Оборудование к уроку: мультимедийная презентация по теме "Россия в 17 веке", интерактивная доска, карта Россия в 17 веке, рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Пчелова "История России", атлас и контурные карты.

Формы работы на уроке: работа с документами, рабочими тетрадями к учебнику Е.В.Пчелова "История России", контурными картами, заполнение таблицы.

Тема "Россия в XVII веке"

Цель: формировать представление о развитии России в XVII веке, об особенностях в развитии экономики.

Развивающие: развивать умение самостоятельной работы учащихся с текстом параграфа, дополнительной литературой, контурными картами, таблицами; обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать чувства гордости за историческое прошлое, уважения к культуре и традициям народов проживающих на территории нашей страны.

Коррекционные: развивать слуховое восприятие, внимание; обогащать словарный запас.

Основные понятия: самодержавная монархия, рейтарские полки, приписные крестьяне.

Оборудование и материалы

Читайте также: