Конспект урока балет шурале

Обновлено: 05.07.2024

На основе знакомства с татарской классической музыкой :

- продолжать развивать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную отзывчивость на неё;

- познакомить с творчеством татарского композитора Ф. Яруллина;

- привлечь внимание детей к красоте мира музыки, развивать тембровый слух, чувство ритма;

- воспитывать любовь к классической музыке.

Музыкальное приветствие : "Здравствуйте, ребята", "Здравствуйте".

Дети садятся на места.

Музыкальный руководитель : Ребята, кто из вас узнал, какой "музыкальный кит" звучал, когда вы заходили на занятие? Правильно, "кит- марш". А кто может назвать композитора, который сочинил этот марш? Верно, это композитор Салих Сайдашев. Какой характер музыки? Да, музыка четкая, энергичная, бодрая, сильная, как и солдаты, которые служат в армии.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством еще одного татарского композитора –Фаридом Яруллиным, который за свою короткую жизнь написал много музыкальных произведений. Ребята, давайте вспомним, а кого называют композитором? Правильно, это тот, кто сочиняет музыку.

Музыкальный руководитель показывает портрет Фарида Яруллина.

Музыкальный руководитель : Сегодня мы с вами вспомним удивительную историю об охотнике Али-Батыре, Сююмбике и лесном чудище Шурале. Вы узнали эту сказку?

Музыкальный руководитель показывает иллюстрацию, на которой изображен Али-Батыр и Шурале. Музыкальный руководитель читает либретто к балету "Шурале".

Воспитатель: Ребята, скажите, а Шурале - это отрицательный герой или положительный.

Музыкальный руководитель : Как вы думаете, что такое балет? Что делают артисты во время спектакля, поют или танцуют? А можно их кем-нибудь заменить? (Певцами, дирижером.)

Ответы детей.

Музыкальный руководитель : И так, ребята, какая была музыка, какое настроение передавала она?

Дети: Страшная, тревожная, злая и т. д.

Музыкальный руководитель : Правильно, а менялась музыка или она звучала всегда одинаково?

Дети: Менялась и т. д.

Музыкальный руководитель : Конечно, музыка сначала звучала таинственно, сказочно, затем она постепенно становилась тревожной, пугающей, и затем стала громкая, сердитая, и даже злая. А как вы думаете, кому эта музыка больше подходит, какому герою?

Воспитатель: А в какой цвет можно окрасить настроение этой музыки?

Дети: Серый, черный, синий, фиолетовый, коричневый, красный и т. д.

Музыкальный руководитель : Давайте еще раз послушаем отрывок.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем выразить свои впечатления от прослушанной музыки с помощью линий и цвета.

Дети располагаются у мальбертов и выполняют задание.

Музыкальный руководитель : Прослушаем еще один отрывок из балета "Шурале"- "Танец огненной ведьмы".

Музыкальный руководитель : Заменчательная музыка. Кто автор этого произведения? Что мы узнали о нем? Фарид Яруллин погиб на поле сражения в 1943 году, а люди до сих пор с благодарностью слушают и будут много- много лет слушать его творение! И в наших сердцах не угаснет светлая память о замечательном, талантливом татарском композиторе Фариде Яруллине!

Музыкальный руководитель : Ребята, скажите, а каким должен обладать характером человек, чтобы победить злую силу, врага?

Дети: Он должен быть смелым, сильным, отважным и т. д.

Музыкальный руководитель : Где бы человек ни находился, в каком бы настроении он не был, он поет песни. Песни помогают человеку в трудную минуту и в радостный час. Давайте и мы сейчас с вами споем песню. Во время войны, когда наши солдаты защищали свою Родину, песни давали силы одерживать победу над врагом.

Музыкальный руководитель : Вот какой разнообразный язык музыки, под нее можно двигаться, ее можно слушать и рисовать картины, что делают художники. А еще с помощью стихов музыку можно петь. В этом нам помогают поэты. Но именно музыка делает песни такими разными.

Музыкальный руководитель : Ну, а сейчас музыка перенесет нас в мир танца.

Дети выходят в круг, становятся парами, лицом друг к другу.

Воспитатель: Очень красиво вы танцевали. Да, с музыкой спорится работа, а с песней и отдых становится ярче и светлей.

Музыкальный руководитель : Под музыку можно передавать не только красивые танцевальные движения, еще можно под нее играть.

Музыкальный руководитель : Что вам больше всего понравилось сегодня на заниятии? О каком замечательном человеке мы узнали? Что было самым трудным? Что самым легким? Вам хочется кому- нибудь рассказать о Фариде Яруллине?

Ответы детей.

Исполняет музыкальное прощание, дети повторяют, уходят в группу.

Конспект интегрированного физкультурного занятия детей подготовительной группы с детьми младшей группы. Конспект интегрированного физкультурного занятия детей подготовительной группы с детьми младшей группы. Задачи: 1. Помочь детям ощутить.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Приветствие. Дети здороваются с гостями и учителем

Распевание: Солнышко не прячься, посвети, будет веселее нам идти!

- Голосок разбудили, сделаем гимнастику для ротика (артикуляционная гимнастика). Послушайте сказку про язычок.

- Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. Ткнул в одну щечку, ткнул в другую, не открывается (дети повторяют движения за учителем)…

Конец сказки. Посмотрелись зубки в зеркало и воскликнули: Спасибо тебе язычок, мы больше никогда не будем никому ничего делать плохого. Улыбнулись зеркальцу, улыбнулись друг другу и мне. С таким чудесным настроением мы начнем наш урок.

- Проснулись? А теперь сделаем ещё одну зарядку!

- Кто нас будит по утрам? (мама, а маму будильник)

- Ребята, вы вошли в класс под необычную музыку. Послушайте её ещё раз, и определите - какой характер в музыке? (волшебный, таинственный, сказочный).

- Как вы думаете, куда может привести такой характер в музыке? (в сказку).

- Кто сочиняет сказки? (народ, писатели, поэты).

1 СЛАЙД (ноты, слова песни)

- И сегодня наш урок посвящен сказке, но не просто сказке, а сказке в музыке. Тема на доске.

- Каких сказочных зверей вы знаете?

- Про одного сказочного героя мы даже знаем песенку.

2 СЛАЙД (картинка паровоз)

- Ну, а теперь поехали в главную сказку, с которой мы сегодня познакомимся.

В этой песне мы покажем ритм, доли и сильные доли (перед исполнением вспомнить, что это такое и повторить с движениями).

Исполнение песни с движениями:

1 куплет - ритм отбивают ногами, 2-я половина песни - доли хлопают.

2 куплет - на сильную долю хлопают, на слабую - пружинка, 2-я половина песни - 1 ряд - ритм, 2 ряд - доли, 3 ряд - сильные доли.

3 СЛАЙД (Шурале со словами)

Ученик - Приехали, а теперь внимательно слушаем.

Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай,
Даже куры в том Кырлае петь умеют. Дивный край!
Хоть я родом не оттуда, но любовь к нему хранил,
На земле его работал, сеял, жал и боронил.

- Кому могут принадлежать эти строки, кто автор? (это татарский поэт Г.Тукай) (показ портрета).

- Итак, бедняк-батыр пошел нарубить дров в самую чащу леса и вдруг вдалеке раздался крик ужасный. Видит перед ним чужак.

- Кто такой Шурале? (Это владыка леса, див. Он хоть и коварный и злой, но он всё же дитя природы, очень похож на корягу: пальцы его напоминают сучья).

4 СЛАЙД (картина Шурале)

Ученик

Нос изогнут на подобье, рыболовного крючка,
Руки, ноги - точно сучья, устрашат и смельчака!
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
У него же в пол аршина пальцы на руках кривых, -
Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых.
Для чего ж такие пальцы?

Ученик

Каждый палец приспособлен, чтобы злее щекотать,
Убиваю человека, заставляя хохотать.
Ну-ка пальцами своими, братец мой, пошевели,
Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!
Давайте попробуем сами превратиться в Шурале.

(1 куплет - притопывание ногами поворачиваясь вправо и влево.

2 куплет - разбиваются парами, в припеве - руками имитируют щекотку).

- Как мы Шурале представляем? Вы сейчас увидели в картинках, показали в движениях, а теперь образ Шурале мы услышим в музыке.

5 СЛАЙД

- Сейчас прозвучит отрывок из балета татарского композитора Ф.Яруллина.

- Что такое балет? (это музыкальная страна, где все действующие лица танцем, движением, выражают мысли и чувства).

Выход Шурале (слушание)

- В начале Шурале какой? (осторожный, подсматривает, об этом говорят осторожные звуки)

- В каком регистре? (нижний, густой тембр, ощущение таинственности, изображена лесная чаща)

- Далее музыка становится громче, в оркестре зазвучали духовые инструменты - это придает музыке насыщенность, напряжение (Шурале крадется).

- Самая громкая часть (кульминация, вершина), звучит весь оркестр - угроза. Шурале появляется перед батыром. Видите, как меняется Шурале в музыке.

- Если Тукай показал развитие словом, художник - красками, композитор это сделал с помощью музыкальных звуков. Музыка Ф.Яруллина очень богата оттенками, словно палитра художника.

Мы знаем, что случилось дальше, Батыр оказался умнее и перехитрил Шурале.

- Какое было исполнение? Какие вы услышали инструменты? (оркестровое)

- Мы тоже попробуем изобразить маленький оркестр.

В музыке сильные и слабые доли чередуются между собой.

Итог урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка татарского народа, как и любой другой вид искусства, прошла многовековой путь исторического развития и преодолела во время него множество изменений. Татарский музыкальный фольклор чрезвычайно многообразен. Его можно условно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Песня – это зеркало души народа, в нем ярко отразилась его эмоциональная жизнь: его печали радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Татарское песенное творчество состоит из обрядовых (календарных, свадебных), исторических (баиты) и лирических песен. В народном музыкальном искусстве развивалось только сольное пение, по традиции одноголосное. Самыми распространенными инструментами татарского музыкального фольклора были гармонь-тальянка, курай (подобие флейты), кубыз (скрипка), сурнай (музыкальный инструмент стран Востока).

Конспект урока 7 класс Урок№____ Дата______

Цель: Познакомить учащихся с музыкальным наследием татарского народа, с творчеством композитора Фарида Яруллина.

Развивающие: развитие кругозора учащихся, пополнение словарного запаса.

Образовательные: уметь анализировать произведение, развитие пения в унисон.

Воспитательные: воспитание культуры слушания, любви к музыке и культуре своего народа.

1.Актуализация знаний

Мы продолжаем с вами знакомиться со сценическими жанрами. Какие вы знаете музыкальные жанры, которые разворачиваются именно на сцене?

Опера, балет, мюзикл.

С музыкой какой оперы знакомились на прошлых уроках? Кто автор? Какие события легли в основу сюжета оперы?

Сегодня мы познакомимся с татарской классической музыкой на примере сценического жанра, а какого именно, узнаем, разгадав кроссворд.

Кроссворд на доске.

2.Основной этап

Класс делится на 3 группы. Раздаю текстовый материал. Учащиеся в течение 5-7 минут читают и пересказывают либретто балета.

Рассказ детей сопровождается просмотром видео-фрагментов из балета.

Какова основная тема балета?

С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились?

Кто является автором либретто балета?

Почему балет вошёл в историю балетного искусства, как произведение Л. Якобсона, а не Яруллина?

Чем отличается сюжет сказки и балета?

Домашнее задание: Подготовить иллюстрации к балету, презентацию, доклад.

Балет в трех действиях.

Автор балета - Фарид Загидуллович Яруллин,

Либретто Ахмета Файзи и Леонида Якобсона. Балетмейстер Л. Якобсон.

Первое представление (2-й редакции): Ленинград, Театр оперы и балета

им. Кирова, 28 июня 1950 г.

Действующие лица:

Сюимбике - девушка-птица, Али-Батыр - охотник. Мать Батыра. Отец Батыра. Главная сваха. Главный сват. Шурале - злой леший. Огненная ведьма. Шайтан. Девушки-птицы, свахи, сваты.

Действие первое

Дремучий лес. Ночь. Освещаемые слабым светом луны, мрачно чернеют вековые деревья. В дупле одного из них — логово Шурале, злобного владыки леса.

Светает. На лесной поляне появляется юноша-охотник Батыр. Увидев пролетающую птицу, он хватает лук и стрелы и устремляется вслед за ней. Из своего логова вылезает Шурале. Просыпаются все лесные духи, подвластные ему. Джины, ведьмы, шуралята развлекают плясками своего повелителя.

Восходит солнце. Нечисть прячется. На поляну опускается стая птиц. Они сбрасывают крылья и превращаются в девушек. Девушки разбегаются по лесу. Последней освобождается от крыльев красавица Сюимбике и тоже уходит в лес. Шурале, следивший за ней из-за дерева, подкрадывается к крыльям и утаскивает их в свое логово.

Из лесу появляются девушки. Они водят на поляне веселые хороводы. Неожиданно с дерева на них прыгает Шурале. Перепуганные девушки стремительно поднимают свои крылья и, став птицами, поднимаются в воздух. Только Сюимбике мечется, не находя своих крыльев. Шурале приказывает шуралятам окружить девушку. Пленница в ужасе. Шурале готов торжествовать победу, но из лесу выбегает Батыр и бросается на помощь Сюимбике. Разъяренный Шурале хочет задушить Батыра, но юноша сильным ударом повергает чудище на землю.

Напрасно Сюимбике вместе со своим спасителем ищет повсюду крылья. Устав от бесплодных поисков, измученная Сюимбике опускается на землю и засыпает. Батыр осторожно берет спящую девушку-птицу на руки и уходит с ней.

Поверженный Шурале грозит жестоко отомстить Батыру, похитившему у него девушку-птицу.

Действие второе

Двор Батыра в праздничном убранстве. Все односельчане пришли сюда на пир в честь обручения Батыра с красавицей Сюимбике. Веселятся гости, резвятся ребятишки. Только одна невеста грустна. Не может Сюимбике забыть об утраченных крыльях. Батыр старается отвлечь девушку от печальных мыслей. Но, ни лихие пляски джигитов, ни девичьи хороводы не могут развеселить Сюимбике.

Праздник окончен. Гости расходятся. Незамеченный никем, во двор тайком проникает Шурале. Улучив удобную минуту, он подбрасывает Сюимбике ее крылья. Девушка с восторгом прижимает их к себе и хочет взлететь, но в нерешительности останавливается: ей жаль покинуть своего спасителя. Однако желание подняться в воздух оказывается сильнее. Сюимбике взлетает ввысь.

Тут же она попадает в окружение вороньей стаи, посланной Шурале. Птица хочет вырваться, но воронье заставляет ее лететь к логову своего владыки.

Во двор выбегает Батыр. Он видит в небе улетающую белую птицу, которая бьется в кольце черных воронов. Схватив горящий факел, Батыр устремляется в погоню.

Действие третье

Логово Шурале. Здесь томится в плену девушка-птица. Но Шурале не удается сломить гордый нрав Сюимбике, девушка отвергает его. В ярости Шурале хочет отдать ее на растерзание лесной нечисти.

В этот момент на поляну с факелом в руке выбегает Батыр. По повелению Шурале все ведьмы, джины и шуралята набрасываются на юношу. Тогда Батыр поджигает логово Шурале. Злые духи и сам Шурале гибнут в огненной стихии.

Батыр и Сюимбике одни среди бушующего пламени. Батыр протягивает девушке ее крылья — единственный путь к спасению. Но Сюимбике не хочет оставить любимого. Она бросает крылья в огонь — пусть они погибнут оба. Тотчас же лесной пожар гаснет. Освобожденный от нечисти лес сказочно преображается. Появляются родители, сваты и друзья Батыра. Они желают счастья жениху и невесте.

История создания балета "Шурале" восходит к 30-м годам ХХ века. В 1934 году было принято постановление о создании театра оперы и балета в Казани. Сразу же в Московской консерватории начала работу татарская оперная студия, куда вошли студенты-композиторы, среди которых - сын народного музыканта, двадцатилетний Фарид Яруллин. Еще в Москве Яруллин вместе с молодым литератором Ахметом Файзи начал сочинять"Шурале".

Вскоре балет был включен в репертуарный план нового казанского театра, премьера была запланирована на август 1941 года. Для работы над спектаклем в Казань прислали Леонида Якобсона, назначенного постановщиком первого национального татарского балета. Взявшись за работу, хореограф перекроил то, что было придумано либреттистом.

Для Яруллина эти переделки означали новый виток работы - он должен был быстро переработать написанное и дописать немало новых фрагментов. "Сохранились рассказы, как для этого его запирали в номере главной казанской гостиницы "Совет", откуда он сбегал, спускаясь по водосточной трубе", - рассказывают в театре.

Наконец, к июню музыка балета была полностью готова, но реализации замысла помешала война. Композитор Фарид Яруллин погиб на фронте в октябре 1943 года. В Казани балет был подготовлен к постановке и показан в марте 1945 года, но в другой хореографии.

Якобсон получил возможность завершить начатую работу только в 1950 году, когда "Шурале" решено было поставить в Ленинграде. Для театра имени Кирова была создана новая редакция балета - либретто окончательно переделано, а клавир заново оркестрован. Через год после ленинградской премьеры балет Якобсона получил государственную премию, через пять лет был перенесен в Большой театр.

В Ленинграде партию Сюимбике танцевали Шелест, Дудинская, Зубковская, Али-Батыра - Брегвадзе, Сергеев, Макаров, Шурале - Бельский и Гербек; позднее в Москве в нем блистали Плисецкая, Кондратьева, Васильев. В других городах и в постановке других хореографов балет ставился в 50-70-е годы более 20 раз, но в историю балета вошел, прежде всего, как произведение Якобсона.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к интегративному уроку по татарской музыкальной литературе и сольфеджио в старших классах ДМШ и ДШИ. Знакомство с бессмертным произведением татарского композитора Фарида Яруллина - балетом "Шурале". Анализ образов главных героев балета, разбор музыкальных характеристик.

Еливанова Ольга Владимировна,

преподаватель теоретических дисциплин

города Набережные Челны, Татарстан

«Есть аул вблизи Казани по названию Кырлай,

Даже куры в том Кырлае петь умеют… Дивный край!

Много здесь тропинок тайных и сокровищ, говорят,

Много здесь зверей ужасных и чудовищ, говорят,

Много сказок и поверий ходит по родной земле

И о джинах и о пери, и о страшных шурале…

Правда ль это? Бесконечен, словно небо, древний лес,

И не меньше, чем на небе, может быть в лесу чудес.

Из биографии композитора

С 1933 по 1939 год Фарид Яруллин учился в татарской оперной студии при Московской консерватории. Преподаватель Г.И.Литинский заметил необычайный талант молодого татарского композитора.

В оперной студии учились: Салих Сайдашев, Муса Джалиль, Назиб Жиганов, Мансур Музафаров, Загид Хабибулин, Джаудат Файзи и др.

Поэт Ахмед Файзи написал для Ф.Яруллина либретто балета.

В 1941 году закончен клавир балета.

! Прочитать либретто балета

Фарид Яруллин – основоположник татарского балета

В 1950 году балет был поставлен в Ленинграде (ныне г.Санкт-Петербург) оркестровка В.Власова и В.Фере, балетмейстер Л.Якобсон.

На протяжении многих лет балет с успехом шёл на сценах многих театров городов нашей огромной страны. С успехом татарский балет шёл на сценах стран Европы и Азии.

Шурале – сказочно-фантастический персонаж, олицетворение злобного лесного духа. В музыке балета злобный образ Шурале подчёркнут лейттемой в которой сочетаются пентатоника и целотоновая гамма . Лейттембр Шурале – это звучание кларнетов и фаготов: План урока:

Шурале – сказочно-фантастический персонаж, олицетворение злобного лесного духа. В музыке балета злобный образ Шурале подчёркнут лейттемой в которой сочетаются пентатоника и целотоновая гамма .

Лейттембр Шурале – это звучание кларнетов и фаготов:

Сююмбике Тема Сююмбике – звучит у скрипки и арфы. Звуки скрипки передают женственность и мягкость, изящество и грациозность главной героини. Арфа – образ воды, родной стихии девы-лебедя. План урока:

Тема Сююмбике – звучит у скрипки и арфы. Звуки скрипки передают женственность и мягкость, изящество и грациозность главной героини. Арфа – образ воды, родной стихии девы-лебедя.

Былтыр Музыкальная характеристика персонажа раскрывается в лейт-теме Былтыра, которая звучит у струнно-смычковых инструментов. Она придаёт характеру персонажа лиричность, душевную теплоту. Характеристика персонажей балета План урока:

Музыкальная характеристика персонажа раскрывается в лейт-теме Былтыра, которая звучит у струнно-смычковых инструментов.

Она придаёт характеру персонажа лиричность, душевную теплоту.

Характеристика персонажей балета

  • Задание 1 Работа с нотным текстом ( Определение тембра музыкального инструмента).
  • Задание 2 Определить гармонию.
  • Задание 3 Диктант.
  • Задание 4 Определить лад.
  • Задание 5 Определить интервалы и аккорды.
  • Задание 6 Сольфеджирование.

Литература: Дулат-Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература. Учебник для музыкальных училищ и детских музыкальных школ.- Казань: Фолиант, 2007.– 492с Раимова С.И. История татарской музыки: Учебное пособие.- Казань: ТГПИ, 1986.- 80с Раимова С.И. Татарская музыка на уроках сольфеджио : Учебник.- Казань: Тат.книжное изд., 1986.- 96с. Интернет-ресурсы: 1. http://mariinskytheatre.ru/zakaz_biletov/product/shurale 2 http://clipson.ru/clip?id=UwSrS00wToiZhcvuBB4JlA== 3. http://www.tatar-inform.ru/news/2016/05/14/503868/ 4. http://www.balarf.ru/ 5. http://ru.wn.com / (Доступ к ресурсам 25.10.17г.) Музыка: 1. Фонохрестоматия по татарской музыке: для музыкальных учебных заведений. CD №4.- Казань: ТРК Яңа Гасыр, 2005.

  • Дулат-Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература. Учебник для музыкальных училищ и детских музыкальных школ.- Казань: Фолиант, 2007.– 492с
  • Раимова С.И. История татарской музыки: Учебное пособие.- Казань: ТГПИ, 1986.- 80с
  • Раимова С.И. Татарская музыка на уроках сольфеджио : Учебник.- Казань: Тат.книжное изд., 1986.- 96с.

(Доступ к ресурсам 25.10.17г.)

1. Фонохрестоматия по татарской музыке: для музыкальных учебных заведений. CD №4.- Казань: ТРК Яңа Гасыр, 2005.

Читайте также: