Россия федеративное государство 9 класс конспект урока боголюбов

Обновлено: 04.07.2024

Создать условия для развития способностей анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, развития навыка самостоятельной работы с различными источниками информации.

Формирование приверженности ценностям , закрепленным в Конституции , личностных основ гражданской идентичности

Тип урока : комбинированный

1.Организационная часть. Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих (2 минуты).

Учитель: На прошлом уроке мы дали общую характеристику основного закона РФ и познакомились с его структурой, а так же с основами конституционного строя.

Давайте вспомним , какие элементы составляю основы конституционного строя нашего государства.

Ученики: перечисляются основы конституционного строя

Учитель : одним принципом конституционного строя является федеративное устройство. Это и будет тема нашего урока. Записываем в тетрадь.

3.Мотивационно – целевой этап.

Сегодня мы познакомимся с принципами федеративного строя России , субъектами , охарактеризуем их конституционно-правовой статус , рассмотрим предметы ведения федерального центра и субъектов РФ.

Обучающиеся : задают вопросы при наличии

Федеративное устройство России — форма государственного устройства России. Федеративное устройство было провозглашено в начале XX века. Составная часть государства в России называется субъектом Российской Федерации или сокращённо субъектом Федерации.

Учитель : обратимся к Конституции , найдите и зачитайте статьи , где говорится о федеративном устройстве РФ

Учащиеся : зачитывают необходимые статьи

Учитель : попытайтесь найти статью , где закреплены принципы , на которых основывается федеративный строй России

Учащиеся : поочередно выдвигают свои версии

Учитель : обратите внимание на ст.5 Конституции , именно эта статья закрепляет основополагающие принципы

Запись в тетрадь : ( Слайд + текст Конституции)

Российская Федерация - единое и неделимое государство. Государства и государственные образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Единство системы государственной власти

Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами

Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности.

Равенство субъектов РФ

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты

РФ между собой равноправны.

Равенство и самоопределение народов

Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии.

Учащиеся : задают вопросы по предоставленному материалу

Учитель : отвечает на вопросы , поясняет материал

Учитель : теперь обратимся к рассмотрению субъектов РФ

Субъект РФ — это территориально-административная и правая единица, на которые делится федерация.

Российская Федерация состоит из субъектов, которые делятся на: (Слайд)

• национально-территориальные образования - республики, автономные округа, автономная область;

• государственно-территориальные образования - края, области, города федерального значения.

Учитель : обратимся к ст.65 Конституции РФ , которая закрепляет субъектный состав России. Сколько видов субъектов вы видите ? Сколько субъектов в составе нашего государства сейчас?

Учащиеся : отвечают на поставленные вопросы , ответы записывают в тетрадь

( 6 видов субъектов , 85 субъектов всего)

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои Конституции, другие субъекты, уставы.

Учитель : посмотрите на раздаточный материал (схема)

Учитель : теперь обратимся к тексту Конституции и таблице , которая у вас представлена

Учитель : найдите статьи в тексте закона , подтверждающие положения из таблицы

Учащиеся : начинают перечислять статьи из Конституции РФ и делать пометки у себя в таблицах ( напротив положения – статья )

Вид субъекта РФ

Признаки статуса субъекта РФ

— Система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ.

— Территория, причём границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия.

— Собственные символы государства: герб, флаг, гимн, столица

— Устав субъекта РФ.

— Законодательство субъекта РФ.

— Система органов государственной власти субъекта РФ, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ.

— Территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ

Города федерального значения :Москва, Санкт-Петербург, Севастополь

Вывод: Таким образом, мы узнали, какие субъекты входят в состав Российской Федерации. При общем равноправии субъекты отличаются особенностями своего конституционно-правового статуса. Называют общие черты государства у субъектов. Выявляют отличия статуса республик от других типов субъектов.

Учитель : какой вопрос у нас еще остался не изученным ?

Учащиеся : отвечают на вопрос ( разделение полномочий между РФ и ее субъектами )

Учитель : правильно , приступим к его изучению ( слайд , текст Конституции)

Этот вопрос регулируется ст.71-73 Конституции РФ.

Учитель : у вас в таблицах представлен материал , давайте сравним его со статьями Конституции. Соответствует ?

Учащиеся : да. Задают если есть вопросы

Учитель : отвечает на вопросы

Учитель: давайте подведем итоги. Что нового вы узнали сегодня?

Учащиеся: Мы узнали основные принципы, на которых основывается федеративный строй Р Ф. Знаем, какие субъекты входят в состав нашей страны, их правовое положение , а так же разграничение полномочий между РФ и субъектами.

Учитель : давайте проверим себя , ответим на 5 вопросов

1.Верны ли следующие суждения о
федеративном устройстве РФ?

А) Оборона и охрана правопорядка, ведение денежной и внешней политики
находится в ведении федерального центра.

Б) Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

2.Что из перечисленного относится к исключительному ведению Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. установление правовых основ единого рынка
  2. судоустройство; прокуратура
  3. обеспечение законности
  4. защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей
  5. федеральный бюджет

3. Сколько субъектов в составе РФ на данный момент ?

4. Какие субъекты имею право принимать Конституции ?

5. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Как звучит этот принцип ?

Учитель: выставляет оценки за урок, основываясь на результатах проверки домашнего задания и активности обучающихся на уроке. Процесс выставления оценок комментируется.

Прочитать учебник параграф 9

Подготовка к самостоятельной работе

1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)

2.Лискова Т.Е., Котова О.А. : Обществознание. 9 класс. М. : Просвещение, 2019 г. С.96

3.Обществознание . (Учебное пособие для вузов) Под ред. Марченко М.Н . (2011, 2-е изд., 432с.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема: Россия – федеративное государство.

Цель: дать общее представление о федеративном устройстве России

Задачи :

- познакомить обучающихся с составом российской Федерации, принципами федеративного устройства.

- охарактеризовать конституционно – правовой статус РФ и её субъектов.

- сформировать культуру диалога.

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: федерация, субъект федерации.

План урока:

Федерация, её субъекты.

Ход урока:

I Работа по теме урока:

Федерация, её субъекты.

Учитель: В области государственно – территориального устройства Россия является федеративным государством.

Запись в тетрадях:

Федеративное государство, или федерация (от лат. foederatio – союз, объединение) – форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

Учитель: Иными словами, при федеративном устройстве в государстве осуществлён раздел полномочий между общегосударственными (федеральными) органами власти и органами власти отдельных территорий – субъектов федерации.

Запись в тетрадях:

Субъект Федерации – государственное образование в составе российской Федерации с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.

Каждый субъект федерации имеет необходимые признаки полноценного государственного образования:

свои органы власти;

свой основной закон – конституцию или устав;

свой герб и флаг.

Учитель: Российская Федерация есть добровольное объединение отдельных территорий – её субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992г., а позднее нашло отражение Конституции РФ.

Запись в тетрадях: Правовое положение субъектов Российской Федерации

Согласно ст. 5 Конституции РФ состоит из равноправных объектов.
Российская Федерация состоит из субъектов, которые делятся на:
•национально-территориальные образования - республики, автономные округа, автономная область;

• государственно-территориальные образования - края, области, города федерального значения.

Учитель: Обратимся к тексту Конституции РФ и выделим основные характеристики субъектов в соответствии с Основным законом.

Характеристика субъектов РФ.

-вправе устанавливать свои государственные языки (часть 2 статьи 68).

- территория, причём границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия.

-собственные символы государства: герб, флаг, гимн, столица.

Край, область, город федерального значения:

статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).

- статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);

- может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).

- статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);

- может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66);
- отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66)

Учитель: Вновь обратимся к тексту Конституции . Так, Конституция Российской Федерации (гл.3) определяет федеративное устройство России, права российского государства, его субъектов, а также рассматривает вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В статье 71 определены полномочия Российской Федерации , в статье 72 , определены пределы совместного ведения и полномочий Российской федерации и ее субъектов , ст.73 закрепляет полномочия относящиеся к исключительному ведению субъектов РФ.

Учитель : В соответствии с ч.3 ст.5 Конституции России федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов:

Принципы федерализма в российской Федерации: ( запись в тетрадь)

Государственная целостность. Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального (общегосударственного) права.

Единство системы государственной власти . Наличие федеральных (общегосударственных) органов власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ.

Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами. Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности.

Равенство субъектов РФ . Защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов Федерации

Равенство и самоопределение народов . Предоставление равных прав на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Подразумевается, что самоопределение народа не должно нарушать как права отдельных народов, так и всего многонационального народа России

Учитель: Данные принципы, обеспечивая целостность и неделимость Российского государства, верховенство федерального права, предоставляют значительные права субъектам РФ в области организации власти, экономики, культуры и в социальной сфере.

Запись в тетрадях:

Пути изменения состава Российской Федерации

Добровольное вхождение в РФ иностранного государства.

Образование на территории РФ нового субъекта, которое может быть осуществлено:

путём объединения двух или более субъектов в один;

путём разделения одного субъекта с образованием новых;

путём выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой;

путём вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта РФ.

Россия – федеративное государство , состоящие из относительно самостоятельных субъектов.

Конституция закрепляет конституционно- правовой статус России и ее субъектов.

Федеративный строй РФ основывается на ряде принципов.

Список литературы :

Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек. № 237; СЗ РФ. 03.03.2014. N 9. Ст. 851.

Обществознание: учеб. пособие / авт. – сост. А. Ю. Лабезникова, М.Ю. Брандт.

Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ /Практическое пособие для учащихся средних школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений. 2-е изд.: переработ. И доп. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 304 с.

Учитель: Мишурина Татьяна Валерьевна
Класс: 9
Предмет: обществознание
Автор УМК: Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /[Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова и др.]; Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2011.

Общеобразовательные: выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.

Воспитательные: совершенствовать навыки общения, создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личностей, вовлечь в активную практическую деятельность.

Личностные: смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; вызвать в учащихся заинтересованность в построении в России правового государства, заставить задуматься над тем, что необходимо для этого сделать.

Метапредметные: продолжат учиться работе с письменными историческими ( выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста.), продолжат учиться составлять кластер.

Формы, связи и ресурсы
Межпредметные связи: история, правоведение.
Формы деятельности: парная
Формы обучения: деятельностный способ обучения с применением технологии проблемного обучения.
Ресурсы: презентация по теме, интерактивная доска, раздаточный материал, Конституция РФ.
Тип и цель урока
Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока :
1. Сформировать представление учащихся о правовом государстве как основном институте политической системы, его особенностях и признаках.
2. Способствовать развитию умения рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, работать с документами.
3. Формировать отношение к проблеме создания и построения справедливого общества.

1.Стадия повторения изученного материала - кластер (слайд 1,2)

2.Постановка проблемы.

Мы многое можем сказать о государстве по составленному кластеру. Но мы не можем с уверенностью сказать о том, как чувствует себя человек в этом государстве. Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно? (проблема) (слайд 3)

В современной науке существует много классификаций государств. Одна из них – деление на развитые и неразвитые государства, где основным критерием является глубина демократии, положение личности и наличие комплекса прав и свобод. Как вы полагаете, государство с какой формой правления мы можем назвать развитым? Почему? (республика)

У вас на партах лежат словарные материалы, определяющие понятия государства. Ваша задача, ознакомившись с данными материала, выделить общий признак, встречающийся во всех определениях.

Итак, подумайте и скажите о каком государстве мы сегодня с вами будем говорить. (слайд 4)

3.Стадия изучения нового материала.

Теперь давайте сформулируем основные признаки правового государства.

Я предлагаю вам проанализировать еще один документ – мнение двух российских юристов О.Г.Румянцева и В.Н. Додонова о правовом государстве и, посоветовавшись друг с другом, определить признаки правового государства. (слайд 5)

Работа по рядам:
используя текст конституции.

Важным признаком для правового государства является верховенство права. ( слайд 7)

- в чем заключается верховенство основного закона?

- в каких пунктах этой статьи непосредственно за­креплено верховенство права в нашей стране? (Это пунк­ты 2 и 4.)

Признак незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства ( слайд 8)

- как вы понимаете данный признак?

Признак правового государства взаимная ответственность государства и личности.

- как вы понимаете данный признак?

У каждого человека есть неотъемлемые права, которые обеспечиваются законом. В свою очередь каждый гражданин РФ обязан перед Законом и государством, соблюдая необходимые нормы.

Следующий признак правового государства заключается в принципе разделение властей также способствует правовому ограничению государственной власти.

- на какие три ветви происходит разделение властей? (слайд 10)

- давайте попробуем заполнить пропуски в схеме, используя Конституцию РФ: глава 4, статья 80 (п. 1); глава 5, статьи 95, 96 (п. 1), 105 (п. 1); глава 5, статьи 110 (п. 1), 111 (п. 1) (слайд 11)

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, где президент возглавляет правительство.

-при какой типе республике?

Следующим важным признаком правового государства является принцип независимости суда. Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей. Принцип независимости суда закреплен в статье 120 Конституции РФ. (слайд 12)

- давайте откроем данную статью и прочитаем ее.

Еще одним признаком правового государства является приоритет международного права. Законы государства не должны противоречить международному праву. ( слайд 13)

- откройте ст. 15, часть 4 и найдите два положения международного права.

Развитое государство принято называть правовым. Понятие правового государства сформировалось в Германии в первой трети 19 в. (слайд 14)

Но сама идея правильной государственной власти зародилась в глубокой древности. Еще Аристотель предлагал обустроить государство на основе формирования обособленных друг от друга самостоятельных органов. Но именно Шарлю Монтескье удалось наиболее четко выразить суть принципа разделения властей и их взаимное сдерживание. Особо значительной вехой в развитии идеи правового государства стало учение английского философа Д.Локка о государстве, в котором господствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права людей. Локк обосновал законность сопротивления всякому произволу власти.(слайд 15)

В России же первый шаг в направлении к правовому государству был сделан после отмены крепостного права в 1861 г. Александром II. Судебные уставы 1864 провозгласили бессословный, независимый суд, основанный на принципах гласности, состязательности при участии суда присяжных. Новая попытка реформ в области прав человека была предпринята в 1905 г. Манифестом царя Николая II от 17 октября были провозглашены некоторые свободы: слова, печати, демонстраций, совести, личной неприкосновенности. Но эти меры оказались непоследовательны и поэтому не привели к правовому государству в России.(слайд 16)

Развитое государство принято называть правовым. (слайд 17)

Принятие Конституции и некоторых шагов по созданию правового государства вовсе не означает еще, что в стране существует верховенство закона, что соблюдаются все права и свободы человека. Многие положения Конституции нуждаются в том, чтобы раскрыть механизм их действия в тех или иных законах. Нам еще предстоит пересмотреть и усовершенствовать, проработать законы, регулирующие экономику, предпринимательство, сбор налогов, другие сферы. И законы эти должны быть справедливыми и эффективными.

Для создания правового государства важно соблюдение этих законов абсолютно всеми гражданами - от президента до простого рабочего. Важно наличие справедливого суда, а также высокий уровень морали и правовой культуры всех нас.

Какие выводы вы сделали для себя сегодня? Необходимо ли нам правовое государство или можно обойтись без него?


В презентации изложены основы конституционного строя, принципы федеративного устройства, принципы образования субъектов федерации, а так же административно-территориальные единицы.

Описание разработки

Презентация позволяет наглядно показать, чем отличаются принципы образования РФ от других федеративных государств (на примере США). Органицована работа со статьями Конституции РФ.

Предложены задания для рефлекции.

презентация россия - федеративное государство

Основы конституционного строя РФ

Глава I, статья 1, пункт 1

Принципы федеративного устройства РФ

Единство государственной власти;

Разграничение полномочий федерального центра и субъектов РФ;

Равноправие народов и равноправие субъектов РФ;

Содержимое разработки

РОССИЯ – ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 9 КЛАСС Преподаватель Ботогова Л.В.

РОССИЯ – ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 9 КЛАСС

Преподаватель Ботогова Л.В.

Административно-территориальное деление РФ субъекты федерации

Административно-территориальное деление РФ

Основы конституционного строя РФ

Глава I, статья 1, пункт 1

ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РФ Государственная целостность; Единство государственной власти; Разграничение полномочий федерального центра и субъектов РФ; Равноправие народов и равноправие субъектов РФ; Единое гражданство.

ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РФ

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ РФ

Глава I , статья 5, пункт 1

Российская Федерация состоит из

  • республик,
  • краев,
  • областей,
  • городов федерального значения,
  • автономной области и
  • автономных округов

? Сколько субъектов входит в состав РФ?

(Статья 65 )

ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ Субъекты федерации получили название от коренных народов, проживающих на этих территориях на протяжении веков ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ Это территории, которые выделены в области и края в основном для удобства управления

ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

Субъекты федерации получили название от коренных народов, проживающих на этих территориях на протяжении веков

Это территории, которые выделены в области и края в основном для удобства управления

национальному принципу территориаль- ному принципу республики области автономная область края автономные округа города федерального значения

города федерального значения

? Что собой представляют границы штатов в США?

Что собой представляют границы штатов в США?

? В чем отличие границ субъектов федерации РФ от штатов США? ? Как вы думаете, почему? субъекты федерации

? В чем отличие границ субъектов федерации РФ от штатов США?

Как вы думаете, почему?

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА И СУБЪЕКТОВ РФ Полномочия федерального центра Статья 71 Полномочия субъектов РФ Статья 72

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА И СУБЪЕКТОВ РФ

Полномочия федерального центра

Полномочия субъектов РФ

ЗАДАНИЕ. ИСПОЛЬЗУЯ СТАТЬИ 74 (пункты 1 и 2) И 75 (пункт 1) КОНСТИТУЦИИ РФ ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ 1. Может ли республика Карелия выпускать свои деньги? 2. Может ли Вологодская область установить свою таможню на границе с Кировской областью? Свой ответ подтвердите текстом Конституции.

ИСПОЛЬЗУЯ СТАТЬИ 74 (пункты 1 и 2) И 75 (пункт 1) КОНСТИТУЦИИ РФ ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

1. Может ли республика Карелия выпускать свои деньги?

2. Может ли Вологодская область установить свою таможню на границе с Кировской областью?

Свой ответ подтвердите текстом Конституции.

ДВЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РФ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 1. Федеральное собрание - Совет федерации - Государственная дума 2. Президент РФ 3. Правительство РФ ОРГАНЫ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ 1. Областные законодательные собрания 2. Краевые думы

ДВЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

1. Федеральное собрание

3. Правительство РФ

ОРГАНЫ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

1. Областные законодательные собрания

? Кто из Вас знает, как называются органы власти субъекта федерации, в котором мы живем? - МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА - ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ - МЭР города МОСКВЫ

? Кто из Вас знает, как называются органы власти субъекта федерации, в котором мы живем?

- МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

- МЭР города МОСКВЫ


-75%

Государство - организация публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Суверенитет - независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу (монарху).

Республика - форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту).

Федерация - форма государственного устройства, при которой государство образует федеральные административно-территориальные единицы, субъекты федерации (например, земли, штаты).

Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы.

Основные выводы:

Государством называют особую организацию, которой присущи ряд признаков: территория, население, публичная власть, право, правоохранительные органы, армия, налоги и суверенитет.

Первым шагом на пути формирования государства стало появление излишков продуктов труда. Появление излишков дало возможность освободить от участия в производстве группу людей, дав им возможность заниматься только управлением. Государство можно классифицировать по времени их существования: государства Древнего мира, средневековые государства, государства Нового времени и современные государства; по устройству государственной власти различают монархии и республики; по территориальному устройству государства делят на унитарные и федеративные.

Государства существуют для решения общих дел, разрешения социальных споров, урегулирования отношений с другими странами, установления правопорядка. Различают внутренние функции и внешние функции государства. К внутренним относятся политическая, экономическая, правоохранительная, социальная, экологическая и др. Среди внешних функций выделяют функции обороны, дипломатическую, поддержания мирового правопорядка, внешнеэкономическую, экологическую и культурного сотрудничества.

Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матеев и др. - М.: Просвещение, 2017.

Читайте также: