Конспект урока россия в начале 20 века

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Учителя: сформировать у учащихся представление об основном противоречии российской политической системы – противоречии между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью; показать, что в начале века происходит раскол между российской бюрократией по вопросу о перспективах развития России и идет формирование европейски – рационалистической группировки, пытающейся провести реформирование политической системы по либеральному образцу, продолжить формирование умений работы с историческими документами.

Учащихся: познакомиться с характеристикой политической системы Российской империи в начале XX века и необходимостью ее реформирования, с возможными путями решения назревших политических проблем (“сверху” или “снизу”), с политическим портретом Николая II и его политическими воззрениями.

Планируемые результаты

  • уметь на основе фактов определять особенности политической системы Российской империи в начале XX века и ее главное противоречие.
  • Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
  • Регулятивные: составлять план решения проблем творческого характера, определять цель учебной деятельности.
  • Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться подтверждать свою точку зрения аргументы и фактами.
  • осознавать себя гражданином России, давать и объяснять положительные и отрицательные оценки событиям и историческим личностям, в том числе их неоднозначных поступков, как с позиции общечеловеческих, так и российских гражданских ценностей.
  • карта “ Россия в начале XX века”,
  • атлас по истории России XX века для 9 класса,
  • учебник “ История России XX- начало XXI века” 9 класс под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта,
  • рабочая тетрадь “История России XX – начало XXI века” 9 класс часть I.
  • тема урока, план изучения новой темы;
  • новые слова и фамилии исторических личностей: политическая система, гражданское общество; С.Ю. Витте, В.К. Плеве, П.Д. Святополк – Мирский;
  • даты ключевых событий:1894г., 1985г.,1896г.;
  • домашнее задание.

I. Организационно-мотивационный этап

Актуализация опорных знаний учащихся по теме: “Экономическое развитие России в начале XX века”.

Два человека готовят развернутый монологический ответ по предложенным карточкам:

Подготовь развёрнутый ответ по теме: “Особенности экономического развития России в начале XX века”

  • Почему государство активно вмешивалось в экономику страны?
  • Какова роль иностранного капитала в экономике страны?
  • Какие существовали виды монополий в России в начале XX?

Подготовь развёрнутый ответ по теме: “Особенности экономического развития России в начале XX века”

  • Почему важное место в экономике отводилось кустарному производству?
  • Почему русская деревня приходила к “оскудению”

Пока ребята готовятся, идёт работа с классом:

Раздаются индивидуальные задания для работы в рабочей тетради на с. 3 - 9 (6 человек)

Осуществляется фронтальная работа с классом по заданию 5 на с. 7 из рабочей тетради.

После коллективной работы заслушивается устный развёрнутый ответ учащихся, подготовленный по карточкам и комментарии одноклассников.

II. Изучение новой темы.

План:

1. Особенности политического развития России.

2. Исторический портрет Николая II

3. Две точки зрения на развитие Росси.

4. Зубатовский социализм

5. Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского.

1. Рассказ учителя об особенностях политической системы России и задание для учащихся.

  • ст. 1. Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти, не токмо за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.
  • ст. 3. Императорский престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем Императорском Доме.
  • ст. 51. Никакое место или правительство в государстве не может само собой установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения Самодержавной власти.

Центральное управление Российской империи до 1906 г.

Учитель: Таким образом, в России в начале XX века сохранялось ничем неограниченное

самодержавие. В стране отсутствовали представительные учреждения, демократические свободы, политические партии находились на нелегальном положении, крепнувшая буржуазия не имела доступа к власти.

По словам П. Милюков: “В России противопоставляется не одна партия другой, у нас противопоставляется бюрократия и общество”.

Становилось очевидным, что в новых условиях перед властью вставал вопрос о выборе пути: “ Реформы или революция”? Этот выбор во многом зависел от носителя власти, от императора.

2. Характеристика личности Николая II.

Фото 1. На данной фотографии представлен портрет Николая II

Учитель: Русский вариант “догоняющей” модернизации требовал сильной государственной власти и поэтому общество возлагало на императора большие надежды.

Учитель: Ознакомьтесь с отрывком из адреса Тверского земства Николаю II и ответьте на вопросы:

  • Чего ждала от Николая II передовая общественность?
  • Кто такие земские либералы?
  • В чем главная идея их политической программы?

Учитель: Ознакомьтесь с отрывком из речи Николая II 17 января 1895г. и ответьте на вопрос:

Интересы какого государственного строя отстаивал Николай II и почему?

“Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления; пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный Родитель”.

Учитель: Первая публичная речь Николая II обозначила начавшейся раскол между верховной властью и либеральными общественными силами. Вся дальнейшая политическая жизнь шла под знаком борьбы за идею народного представительства и это борьба принимала различные формы.

Еще больший раскол между властью и обществом произошел после официальной коронации императора, которая закончилась Ходынской катастрофой (смотри фото 2)

Фото 2. Человеческие жертвы на Ходынском поле после массовых гуляний в честь коронации Николая II


3. Две точки зрения на развития России.

Учитель: Наиболее выпукло перспективы развития России были представлены двумя яркими фигурами в окружении императора: С.Ю. Витте, министр финансов (смотри фото 3) и В.К. Плеве, министр внутренних дел (смотри фото 4).

Фото 3. Сергей Юльевич Витте Фото 4. Вячеслав Константинович Плеве


Учитель: Предлагаю ознакомиться с двумя подходами к вопросу о перспективах развития страны и ответить на вопрос:

В чем вы видите принципиальное различие во взглядах этих государственных деятелей?

Две линии развития России

Вопросы для сравнения Точка зрения С.Ю. Витте Точка зрения В.К. Плеве
Дворянство Сокращение помещичьего землевладения; вытеснение дворян с политической сцены; расширение прав буржуазии. Защищал русские устои; у России “своя отдельная история”.
Крестьянский вопрос Уравнение в правах; свободный выход из общины; введение частной собственности на землю. Сохранение общинной собственности.
Рабочий вопрос Правительство не вмешивается в отношения труда и капитала. Полицейский социализм.

4. Зубатовский социализм.

Учитель: Политика Николая II вызвала разочарование в обществе, что способствовало нарастанию антиправительственного движения и прежде всего в среде рабочего класса.

Начальник Московского охранного отделения, а затем глава Особого отдела Департамента полиции С.В. Зубатов (смотри фото 5) предложил взять под контроль рабочее движение. Этот эксперимент вошел в историю под названием – “ зубатовский социализм”.

Фото 5. Сергей Васильевич Зубатов


  • В каких формах выражалась политика “зубатовского социализма”?
  • Почему она не достигла результата?

5. Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского.

Учитель: В ходе нарастания антиправительственного движения активизировались и революционные организации. В 1904 году Плеве погиб от бомбы, брошенной Е.С. Сазоновым. В августе 1904 года министром внутренних дел был назначен П.Д. Святополк-Мирский (смотри фото 6)

Фото 6. Пётр Дмитриевич Святополк-Мирского


Учитель: Назначение нового министра вызвало ликование у либералов. Ознакомьтесь с первой Речью Святополк-Мирского и его программой и ответьте на вопрос: Почему была такая реакция в обществе?

“Административный опыт привел меня к глубокому убеждению, что плодотворность правительственного труда основана на искренно благожелательном и истинно доверчивом отношении к общественным и сословным учреждениям и к населению вообще. Лишь при этих условиях работы можно получить взаимное доверие, без которого невозможно ожидать прочного успеха в деле устроения государства”

  • Включить в Государственный Совет выборных от земств
  • Расширить сферу деятельности земств
  • Уравнять крестьян в правах с другими сословиями. Облегчить выход из общины, отменить телесные наказания.
  • Издать закон о правах евреев

Учитель: Однако в 1905 году началась первая русская революция и П.Д. Святополк-Мирской был отправлен в отставку. Этот период получил название “ эпоха доверия” или “недолгая весна”.


Характеризуем уровень экономического развития России в начале ХХ века, положение основных социальных слоёв общества, особенности политического строя. Предлагаем учащимся самостоятельно ответить на вопрос: Россия начала ХХ века – великая держава или отсталая страна?


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Россия в начале XX века"

Россия в начале XX века

Ключевые вопросы урока

1) Каким был социальный состав населения России в начале ХХ века?

2) Каким был политический строй России в начале ХХ века?

3) Какие факты свидетельствовали о быстром экономическом развитии страны?

4) Какие факты свидетельствовали об экономическом отставании России от развитых стран Запада?

Какой была Россия в начале ХХ века? Можно встретить самые разные, часто противоположные ответы на этот вопрос. То – это великая держава, которая достигла небывалых темпов развития экономики. То – глубоко отсталая страна, которая могла попасть в полуколониальную зависимость от Запада. Давайте пока воздержимся от оценок и познакомимся с фактами.

По размерам своей территории в начале ХХ века Россия занимала второе место в мире, уступая лишь Британской империи. По численности населения – третье место после той же Британской империи и Китая.


Первая всероссийская перепись населения 1897 г. насчитала в стране более 125 миллионов человек. К началу 1914 г. население увеличилось на 40 миллионов. Такой рост был достигнут за счет высокого уровня рождаемости и снижения смертности.


Впрочем, по этому показателю Россия отставала от наиболее благополучных стран. Продолжительность жизни в стране составляла 30,5 лет, в то время, как, скажем, в Германии – 49, а в США – 50.


Быстро росло городское население, хотя его удельный вес оставался небольшим: в 1913 г. в городах проживало лишь 16% населения.


Основу социальной структуры общества по-прежнему составляли сословия – группы людей с отличающимися правами и обязанностями, которые определялись фактом рождения и передавались по наследству. Наследственным зачастую был и род занятий.

Господствующее положение в обществе занимало дворянство. Значительная часть дворян не имела земельных владений, состояла на военной или гражданской службе. Большинство представителей творческой интеллигенции, преподавателей, юристов также были дворянами.

После отмены крепостного права сокращалась доля дворянского поместного землевладения. В начале ХХ в. более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Часть помещиков смогла превратить свои хозяйства в капиталистические. Там применялся наёмный труд, сельскохозяйственные машины, новейшие для того времени агротехнологии. Но таких имений было немного – около 3%.

Пример подобного хозяйства – имение Бессоново на Смоленщине. Там использовался 12-польный севооборот. Большое внимание уделялось улучшению лугов. В хозяйстве разводился прекрасный скот: лошади, коровы с большой удойливостью. Разводились куры, утки, индейки, гуси. В имении имелся плодовый сад. Сыроварня и маслодельня производили русско-швейцарский сыр и сливочное масло. Винокуренный завод производил ежегодно более 10 тысяч ведер 40-градусного спирта. В имении также работал и солодовенный завод.

Но большинство дворянских поместий постепенно разорялись, закладывались и перезакладывались в банках, а затем продавались.

Не смотря на то, что роль дворянства в экономической жизни падала, его роль в политике оставалась ведущей.

Особым сословием было духовенство – служители церкви. В России в начале ХХ в. не было запрещённых церквей, но Русская православная церковь находилась в привилегированном положении.

Наиболее многочисленной группой было крестьянство. Это было основное податное сословие. До аграрной реформы 1906 – 1910 гг. они не могли свободно распоряжаться своими наделами, платили выкупные платежи, могли быть подвергнуты телесным наказаниям. В начале ХХ века ускорилось социальное расслоение крестьянства. К зажиточным относили те крестьянские семьи, которые владели более 15 десятинами земли. Среди них выделяли кулаков: в их собственности было более 50 десятин на хозяйство. Семьи, у которых было от 5 до 10 десятин земли, считались бедными. Более 35 % крестьянских хозяйств относились к малоземельным и безземельным. В среднем на одно крестьянское хозяйство приходилось около 7 десятин земли, что было при тогдашней урожайности явно недостаточно.


Всего из общины вышло 35% крестьян, 10% из них организовали хуторские хозяйства. Однако полностью разрушить общину реформа Столыпина так и не смогла.

Ещё одним её направлением стала переселенческая политика. Малоземельным крестьянам предлагалось перебираться в Сибирь, где хватало земли, но не хватало населения. За 1906 – 1914 гг. за Урал переселилось более 3 миллионов человек.

Сибирь стала колыбелью развития кооперативного движения крестьян. До Первой мировой войны наиболее успешными в экономическом плане были маслодельные артели. Первая такая артель была открыта ещё в 1896 г. в небольшой сибирской деревушке Морево Тобольской губернии. Прибыльность маслоделия была столь впечатляющей, что кооперация стала стремительно распространяться. Если в 1897 г. было открыто 10 артелей, то к концу 1913 г. насчитывалось 1 917 артелей. В 1907 г. в Кургане было учреждено первое сибирское кооперативное объединение — Союз сибирских маслодельных артелей. К 1914 г. производство масла в Сибири достигло своего максимума. Большая часть произведенного продукта вывозилась. Экспорт сибирского масла составлял почти 16,0 % мирового уровня (90% российского экспорта).


Проникновение капитализма в сельское хозяйство, особенно ускорившееся после Столыпинской реформы, дало свои результаты. С 1900 по 1913 г. общий объём сельскохозяйственной продукции увеличился в 3 раза. По валовому сбору зерна Россия стояла на 1-ом месте в мире. В 2,5 раза увеличилось поголовье скота. Сельское хозяйство стало доходной отраслью российской экономики.

Но русская деревня оставалась отсталой. Агротехнические новшества внедрялись медленно. Основным орудием в крестьянском хозяйстве оставалась соха. 52% хозяйств не имели плугов. Минеральные удобрения применялись лишь на 2% посевных площадей. Урожайность была крайне низкой. Хотя к 1913 г. она и выросла с 34 до 44 пудов с десятины, но не могла сравниться с результатами, достигнутыми в европейских странах. В Австро-Венгрии собирали тогда 85 пудов зерна с 1 десятины, в Германии – 130, в Англии – 149, в Бельгии – 157.


Состояние сельского хозяйства по-прежнему во многом зависело от климатических условий. Так, неурожаи начала ХХ в. привели к массовому голоду в русской деревне. В 1911 – 1912 гг. голод охватил около 30 миллионов человек.

В к. XIX – нач. XX в. быстрыми темпами развивалась российская промышленность. Экономический подъём 90-х гг. 19 в. во многом был связан с бурным железнодорожным строительством. Особое значение для России имело строительство Транссибирской магистрали, которая прошла через тайгу, болота и области вечной мерзлоты. За 10 лет было простроено 7,5 тыс. км путей. Строительство Великого Сибирского пути было представлено на Всемирной промышленной выставке 1900 г. в Париже. Перед началом Первой мировой войны Россия вышла на второе место в мире после США по общей протяжённости железных дорог. Правда, с разрывом в 6 раз. Страна обладала огромной территорией, и для эффективных перевозок путей было явно недостаточно. Например, в Германии на 100 кв. км приходилось в среднем 11,1 км железных дорог, а в России – 1,1 км, при этом три четверти российских дорог были одноколейными.

Промышленность в Российской империи развивалась крайне неравномерно. Общие темпы роста были очень высокими. Пожалуй, самыми высокими в мире – 8,1% в среднем за год. Особенно бурно развивались отдельные отрасли.

Например, по добыче нефти страна вышла на 2-ое место в мире, на 4-ое – по развитию машиностроения, на 5-ое – по добыче угля, железной руды, выплавке стали. В то же время по производству электроэнергии Россия стояла на 15-м месте в мире, а некоторых отраслей (например, автомобиле- и самолетостроения) вообще не было.


В 1913 г. удельный вес России в мировом промышленном производстве составлял 5,3%.


По этому показателю страна занимала 5 место в мире после США, Германии, Великобритании и Франции. Но доля населения России в населении мира составляла 10,2%. Это значит, что по размерам валового внутреннего продукта на душу населения Российская империя не относилась к числу мировых лидеров. Если принять промышленное производство США за 100 единиц, то производство продукции на душу населения в России в 1917 г. составляло 9 единиц. Она находилась по этому показателю на 22 месте в мире, уступая всем европейским странам, кроме Португалии.


Особенностью российской экономики было активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Государству принадлежало 2/3 сети железных дорог, оно контролировало практически всё военное производство, предоставляло кредиты предпринимателям. Многие предприятия выполняли государственные заказы. Усилилась роль Государственного банка, была укреплена национальная валюта в результате денежной реформы Витте, которая установила золотое содержание российского рубля.

Ведущей силой в экономике страны постепенно становилась буржуазия. Численный состав крупной буржуазии был в России невелик. В 1905 году доход свыше 20 тыс. рублей от предпринимательской деятельности, по подсчётам Министерства финансов, получали менее 6 тысяч человек. В отличие от Западной Европы, российская буржуазия практически не имела доступа к политической власти.


Развиваясь как капиталистическое государство, Россия фактически сохраняла феодальную форму политической системы. Революционный подъём 1905 г. вынудил императора Николая II даровать своим подданным политические свободы и ввести в стране представительный орган – Государственную Думу. Однако возможности общества, в том числе и экономически могущественной буржуазии, воздействовать на политику государства парламентскими методами были минимальны.


Бурное развитие промышленности привело к быстрому росту пролетариата. В начале 20 в. насчитывалось от 13 до 18 млн. наёмных рабочих, из них около 4 миллионов было занято в промышленности и на железных дорогах. Условия труда были одними из самых тяжёлых в Европе. Результатом многолетней борьбы стало ограничение рабочего дня 11, 5 часами, подростков от 12 до 15 лет – 8 часами.

Средний заработок в 1913 г. составлял около 24 рублей в месяц, а прожиточный минимум для семьи из 4 человек – 25 – 30 рублей. Хотя продукты питания были достаточно дёшевы, высокими были цены на жильё. Так за однокомнатную квартиру в Петербурге нужно было заплатить 154 рубля в год, а за двухкомнатную - 249 рублей. Дорогим было и образование – от 50 до 100 рублей в год за обучение ребёнка в государственной гимназии.


В целом, образование в Российской империи так и не стало общедоступным. Хотя уровень грамотности в стране и вырос с 1897 по 1917 год в 2 раза, но, тем не менее, составлял лишь 43%: 58% среди мужчин и 29% среди женщин.

Уровень грамотности в Российской империи


Так какой же была Россия в начале 20 века: великой державой или отсталой страной? А может истина где-то посередине? Попробуйте сами ответить на этот вопрос. Вероятно, для этого вам потребуется побольше узнать о реформах Витте и Столыпина, итогах первой российской революции, общественно-политической жизни страны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX в.

Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произволь­но строить речевое высказывание в устной и письменной фор­ме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять внимание, желание больше узнать.

Тема: Россия вступает в XX век

Цель: сформировать представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX в.

Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произволь­но строить речевое высказывание в устной и письменной фор­ме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, портрет Николая II.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Блицопрос

• Когда было отменено крепостное право? (В 1861 г.)

• Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности? (Александр II.)

• Что такое манифест? (Особый акт главы государства, об­ращенный к населению. Провозглашается манифест в связи с каким-либо важным политическим событием.)

• Что это означало? (Крестьяне больше не являлись собствен­ностью помещиков.)

• Когда построена первая железная дорога? (1 ноября 1851 г.)

• Какие города она соединяла? (Москву и Петербург.)

• Что такое Транссибирская магистраль? (Железная дорога, которая связывала центр страны с Сибирью и Дальним Во­стоком.)

• В 1861 г. Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. (Да.)

• Отныне крестьяне больше не являлись собственностью по­мещиков и могли самостоятельно вести свои дела. (Да.)

• Рабочие окраины выглядели так же, как и центральная часть города. (Нет.)

• В центре городов появились здания банков, магазинов, му­зеев и театров. (Да.)

• Во второй половине XIX в. Россия не развивалась. (Нет.)

• Первая железная дорога связала центр страны с Сибирью и Дальним Востоком. (Нет.)

2. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 2, 4 на с. 42—43 рабочей тетради. Какие у вас есть вопросы?

— Кто узнал о технических новшествах, появившихся в нашем городе к концу XIX в.?

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель показывает портрет Николая И.)

— Что вы знаете об этом человеке? Что вы можете рассказать о нем, глядя на портрет? (Высказывания детей.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать об этом человеке и о развитии России в XXв.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа по учебнику С. 127-128

— Прочитайте текст учебника на с. 127-128.

— Чей портрет вы видели в начале урока? (Николая II.)

— Что вы теперь о нем можете сказать? (Это последний россий­ский государь.)

— Какие важные события произошли в начале XX столетия? (Николай II отрекся от престола, появились различные поли­тические партии.)

2. Рассказ учителя

В 1917 г. в России произошли два очень серьезных события. В феврале был свергнут с престола последний русский царь Нико­лай II. Власть перешла к Временному правительству. Осенью того же года план захвата власти в стране разработала партия больше­виков во главе с В.И. Лениным. Большевики считали, что с вос­стания в Петрограде начнется мировая революция, господство богатых во всем мире будет уничтожено, а для бедных настанет хорошая жизнь.

Временное правительство находилось в Зимнем дворце -раньше в нем жили цари. Оно вызвало в Петроград (так стали называть Петербург) войска, сделало попытку развести мосты на Неве, чтобы отрезать центр города от окраин. Но было уже поздно. Восстание началось. В нем приняли участие матросы, солдаты, рабочие, поддерживающие Ленина и большевиков. Сначала восставшие захватили Центральный телеграф, затем — Государственный банк, вокзалы, мосты, телефонную и электриче­скую станции. Временное правительство оказалось окруженным в Зимнем дворце, вскоре Зимний дворец был занят восставшими. " Министров Временного правительства арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Так в Петрограде, а затем и по всей стране установилась новая власть. К руководству страной пришла партия большевиков.

— Вскоре в стране началась Гражданская война. Как вы ду­маете, кто участвовал в этой войне? (Граждане одной страны воевали друг с другом.)

— А почему она началась? (Одни люди хотели оставить старые порядки, а другие — установить новые.)

Всякая война является бедствием для людей. В боях гибнут люди, на полях пропадает урожай. Армию надо одевать, кормить, снабжать боеприпасами — это требует больших расходов. Но са­мая страшная из войн - гражданская, когда воюют между собой граждане одной страны. Гражданская война расколола народ на белых (тех, кто хотел вернуть прежние порядки) и красных (они провозгласили своей целью создание новой России, государства, где не должно быть разделения на бедных и богатых). Война шла с переменным успехом. На помощь белым пришли иностранные государства. Они ввели на территорию России свои войска — это называется интервенцией. Но этой помощи оказалось недостаточ­но. Жестокая, кровопролитная гражданская война, оборвавшая многие жизни, закончилась победой Красной Армии.

V. Физкультминутка

VI. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте задания на с. 46.

— Когда власть перешла в руки большевиков? (В октябре 1917г.)

— Когда отмечалось празднование 300-летия воцарения Ро­мановых? (В феврале 1913 г.)

— Когда началась Отечественная война, во время которой русскую армию возглавил Кутузов? (В 1812 г.)

— А какой это век? (XIX.)

— Когда началась Первая мировая война? (В 1914 г.)

— А какой это век? (XX.)

— Запишите век на ленте времени, а под ним дату.

2. Викторина

1. Что отмечалось в феврале 1913 г.? (300лет царской династии Романовых.)

2. Когда последний царь отрекся от престола? (Спустя 4года.)

3. Кто был последним русским государем? (Николай II.)

4. Почему люди стали выступать против царя? (Им казалось несправедливым, что на вершине власти находится один че­ловек.)

5. Что такое партия? (Группа единомышленников.)

6. Что было, если в партии возникали разногласия? (Партия раскалывалась на части.)

7. Как образовалась партия большевиков? (Большинство чле­нов партии были сторонниками В.И. Ленина.)

8. Когда началась Первая мировая война? (В 1914 г.)

9. Почему она называется мировой? (В нее были вовлечены мно­гие государства.)

10. Что принесла эта война людям? (Страдания, беды, разру­шения и разорение.)

11. Почему в 1915 г. Россия начала терпеть военные неудачи? (Русская армия оказалась без снарядов, винтовок, сапог. Де­ревня осталась без работников. Зимой не хватало топлива.)

12. Почему в стране стали происходить беспорядки? (Люди во всех бедах винили генералов, министров и самого царя.)

13. Что происходило в феврале 1917 г. в Петрограде? (Перебои с продажей хлеба, рабочие вышли на улицы, на сторону народа перешли войска, император был вынужден отречься от пре­стола.)

14. К кому перешла власть? (К Временному правительству.)

15. Почему Советам люди доверяли больше? (В них входили де­путаты от рабочих, крестьян и солдат.)

16. Когда власть перешла в руки большевиков? (25 октября 1917 г.)

17. Между кем происходила Гражданская война? (Между крас­ными и белыми.)

18. Кто такие красные и белые? (Сторонники большевиков — красные, их противники — белые.)

3. Работа с CD

VII. Подведение итогов урока

Двадцатое столетие стало для России временем тяжких ис­пытаний и жестоких потрясений: войны, череда революций, не­исчислимые жертвы. На руинах прежней империи выросла но­вая — Советский Союз, которому история отмерила всего семь десятилетий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведен в 9 классе коррекционной школы 8 вида.

Задача : закрепить и обобщить знания учащихся об историческом развитии России с 1900- 1916 годы.

Цели: Образовательная: способствовать воспроизведению в памяти учащихся основных противоречий в экономической, политической и социальной сферах Российского государства в начале прошлого века.

Коррекционная : учить использовать при выполнении заданий приемы анализа, сравнения, обобщения, развивать навык самостоятельной работы.

Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свой народ.

Задача : закрепить и обобщить знания учащихся об историческом развитии России с 1900- 1916 годы.

Цели: Образовательная: способствовать воспроизведению в памяти учащихся основных противоречий в экономической, политической и социальной сферах Российского государства в начале прошлого века.

Коррекционная : учить использовать при выполнении заданий приемы анализа, сравнения, обобщения, развивать навык самостоятельной работы.

Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свой народ.

Тип урока : систематизация и обобщение знаний.

Откроются новые лица. Прислушайся-

Это наша история . Это история твоей страны,

Твоего народа .Это твоя история. История это мы.

Объявляется тема занятия, задачи, и то как будет проходить урок.

Повторение пройденного (Фронтальный опрос)

1Какой временной промежуток мы вспомним на уроке?

2.Как звали царя, который правил в это время? Все ли в стране были довольны

3.В чем проявляли недовольство рабочие . крестьяне?

Работа с тестом

При выполнении теста будьте внимательны, не спешите. (выполнение теста -5 минут)

1.Подчеркните имя царя, правившего страной в начале XX века:

2.Определите годы русско- японской войны:

3. Какое событие не относится к русско- японской войне?

* оборона Порт- Артура

4.Какое событие послужило началом первой русской революции?

* Русско- японская война

5. Кто является лидером партии большевиков ?

7. Когда началась Первая мировая война?

Учащиеся самостоятельно проверяют тест выставляем оценки

( для переключения зрения: сидя на стульях, потянуться, откинуть голову назад,

Актуализация знаний

Началом Первой мировой войны послужило покушение сербского революционера на наследника австрийского престола. Это произошло летом 1914 года в Сербии, городе Сараево. Наследник престола погиб, а Австрия объявила войну Сербии. Так началась Первая мировая война. ( слайд 4,5)

( для переключения зрения: сидя на стульях, потянуться, откинуть голову назад, закрыть-открыть глаза)

- теплые ладони приложить к векам

- посмотреть : пол-потолок-окно- дверь

-зажмурить глаза, широко открыть

- посмотреть вперед над доской – закончили

СЛАЙД 1 – название .

В то время , о котором мы говорили с вами Российское государство пережило русско- японскую войну, первую революцию. Почти три года страну потрясали беды и невзгоды. Появились первые политические партии , были проведены реформы государственного управления, крестьянская реформа и др. Все это оказало влияние на развитие культуры. В начале 20 (XX) века жили и творили выдающиеся русские писатели, архитекторы, художники, певцы и певицы, музыканты. Особого успеха добился русский балет. Появились первые кинофильмы. Развитие культуры в России достигло невиданного расцвета.

Именно поэтому первое десятилетие прошлого века получило название «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА « русской культуры.

Огромной популярностью пользовались в начале 20 (XX) века опера и балет. В Москве спектакли шли в Большом театре, в Петербурге – в Мариинском театре, это два главных театра страны. Граждане стремились попасть в оперу, где царствовали лучшие голоса. Из оперных певцов наиболее известен Федор Иванович Шаляпин, а из певиц – Антонина Васильевна Нежданова.

В начале века в Мариинском театре Петербурга блистала балерина Анна Павловна Павлова. Анна танцевала и на лучших сценах Европы и Америки.

В прошлом веке появился новый вид искусства –кино , в 1903г. в Москве и Петербурге построили первые кинотеатры- иллюзионы. Первые кинофильмы были немые, в зале на пианино играл музыкант. Билеты в оперу и театр стоили очень дорого, а вот в иллюзион стоили дешевле, фильм шел 30 минут и демонстрировался по многу раз. Фильмы быстро полюбились публикой.

Попробуйте вспомнить, о чем был рассказ и соеденить стрелками фамилии людей и их занятия( выполняют на местах, затем проверка на доске)

Читайте также: