Пронина психология журналистского творчества конспект

Обновлено: 07.07.2024

Олешко В.Ф. Психология журналистики. – СПб., 2006.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. – М., 2006.

Рощин С.К. Психология и журналистика. – М., 1989.

Психологические концепции творчества:

1) Нейрофизиологические теории творчества. Важнейшим механизмом творчества является интуиция - непосредственное постижение истины без логического обоснования, обоснованное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте. Она включает в себя: 1) накопление и бессознательное распределение образов в системе памяти; 2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных образов в целях решения определенной задачи; 3) четкое осознание задачи; 4) неожиданное для данного человека нахождение решения, удовлетворяющего сформулированной задаче. Известно, что знаменитый французский математик Ж. А. Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во время прогулки по берегу озера, а Пушкин придумал нужную ему поэтическую строку во сне.

2) Роль межполушарной асимметрии.С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления - абстрактно-логическое и пространственно-образное. В основе любого творчества лежат взаимодополняющие отношения между двумя типами мышления. Решающее значение для творчества имеет правополушарное мышление. Доказано, что при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества.

3) Теория воронки: искусство помогает преодолеть диссоциацию между практически неограниченным количеством поступающих в мозг сигналов и ограниченной возможностью их словесного выражения.

4) Психоаналитический подход при восприятии искусства заключается в процессе катарсиса, озарения, снятия конфликта между сознанием и подсознанием. Творчество снимает внутренний конфликт прошлого, творец работает в диалоге с прошлым (со своими родителями, любимыми, близкими и т.п.) Кроме того, часто процесс художественного творчества – это своего рода сновидение, а также интуиция в форме вещего сна.

6) Ага-переживание (чувство озарения) – эмоциональное переживание, связанное с внезапно найденным решением и пониманием проблемы; эмоциональный компонент инсайта(ага-реакции).

Существует мнение о необходимости четкого разграничения понятий "творчество" и "креативность":

· творчество – это процесс, приводящий к созданию нового, а креативность - потенциал (внутренний ресурс) человека (Хрящева, Макшанов);

· творчество – это процесс, а креативность – способность человека к творчеству (Ванюрихин).

Особенности журналистского творчества: 1) журналист не просто изучает те или иные свойства или признаки объекта, а определенным образом воздействует на него, динамически воспроизводя в своем сознании все его сущностные характеристики; 2) журналистское познание по своей природе носит синтетическийхарактер, т.е. основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения.

Этапы творческого мышления:накопление информации → забывание → подсознательное созревание решения → озарение → проверка правильности решения.

DELETED

Издание:
Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. 2-е издание. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. — 320 с.

Аннотация:
В книге рассматривается процесс эволюции мышления и стилей творчества журналиста в связи с развитием технологий массовой коммуникации. В основе предлагаемой концепции — теоретические и практические исследования аудитории, результаты психотехнического анализа журналистских текстов, опыт моделирования конкретных изданий, тематических разделов и полос. Анализируется роль новых технологий средств массовой коммуникации в становлении индивидуального и коллективного сознания. Рассматриваются пути и средства целенаправленного освоения различных парадигм мышления и творчества как условия социально-пихологической и профессиональной адаптации журналиста с учетом современных коммуникативных психотехнологий.

Если Вы заметили ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите об этом в комментариях.


Зав редакцией Г.М. Степаненко. Редактор В.П. Протасова. Дизайнер Г.Д. Колоскова. Обложка художника В.П.

Логинова. Корректоры А.В. Яковлев, Л.С. Клочкова, В.А. Ветров. Подписано в печать 5.05.03. Формат 60x90 Vie- Бумага

офс. № 1. Гарнитура Тайме. Офсетная печать. Усл. печ. л. 20,0 . Уч.-изд. л. 19,68. Тираж 3000 экз. Заказ 1367. Изд. №

7751. Ордена "Знак Почета" Издательство Московского университ ета. 125009, Москва, ул. Б. Никитская, 5/7 Типография


Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Факультет журналистики

журналистского творчества

Рекомендовано Ученым советом

факультета журналистики

Московского государственного университета

имени М.В. Ломоносова

для использования при изучении курсов

«Психология журналистского творчества*

«Литературная работа

^ ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2003
УДК 070 ББК 76.12 П89

П89 Психология журналистского творчества. — 2-е изда­ние. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. — 320 с. ISBN 5-211-06135-7

процесс эволюции мышления и стилей творчества журналиста в связи с развитием технологий массовой комму­никации. В основе предлагаемой концепции — теоретические и практи­ческие исследования аудитории, результаты психотехнического анализа журналистских текстов, опыт моделирования конкретных изданий, те­матических разделов и полос. Анализируется роль новых технологий средств массовой коммуникации в становлении индивидуального и коллективного сознания. Рассматриваются пути и средства целенаправ­ленного освоения различных парадигм мышления и творчества как условия социально-пихологической и профессиональной адаптации журналиста с учетом современных коммуникативных психотехнологий.

Для студентов и преподавателей высшей школы, журналистов, психологов, социологов и всех интересующихся проблемами психологии журналистики и массовой коммуникации.

Научное издание

Пронина Елена Евгеньевна

^ ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ISBN 5-211-06135-7 © Изд-во Моск. ун-та, 2003

Оглавление
Предисловие

Проблема. Предмет. Метод.

Феномен человек: парадигмы мышления и стили творчества

Магическое мышление м мифологический текст

^ Рационалистическое мышление и убеждающий текст

Позитивистское мышление и прагматический текст

Драйв-мышление и гедонистический текст

Гуманистическое мышление И смысловыявляющий текст

^ NET-мышление и сетевой текст

Нелокальность психики и системность журналистского текста

Если б завтра земли нашей путь Осветить наше солнце забыло — Завтра ж целый бы мир осветила Мысль безумца какого-нибудь!

Конечно, в различных видах массовой коммуникации: фоль­клорном обряде, народном зрелище, поп-шоу, политической де-

1 Moscovici S. The phenomen of social represetations / Ed. by R.M. Farr, S. Mos-covici. Cambridge, 1964.

2 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1972. С. 86.

4 Иванов 17. Динамика сознания. М., 1992. С. 127.

^ Если б завтра земли нашей путь Осветить наше солнце забыло — Завтра ж целый бы мир осветила Мысль безумца какого-нибудь!

5 Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984. Т. 2. С 305.

6 См.: Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воз-Действия. 1981.

натуры, и, как правило, за ним следует перенастройка навыков мышления и возникновение новых поведенческих установок.

^ Мощью безмерной и грозной

Небо над миром блистало б,

Если бы тысяча солнц

Разом на нем засверкала.

летия от Рождества Христова и которого желали как избавления от всех житейских и духовных напастей. Однако смятение чувств современного человека в принципе иное. Оно порождено не столько отвращением к тем или иным обстоятельствам жизни, сколько ясным осознанием, что эти обстоятельства устранять нельзя.

Нельзя остановить экономическую экспансию, хотя мир на грани экологического коллапса, потому что мировой порядок не выдержит глобального снижения производства.

И так чуть ли не до бесконечности. В любой сфере деятель­ности, от международной политики до домоводства, человек ока­зался в ситуации, когда продолжение традиционной деятельности угрожает всему роду человеческому, а прекращение этой самой деятельности имело бы катастрофические последствия. Обще­ственная жизнь предстает человеку как объективировавшаяся апория, то есть интеллектуально-нравственная проблема, не до­пускающая однозначного выбора, потому что взаимоисключаю-*щие решения одинаково правильны и одинаково необходимы. Поэтому поступки современного человека нередко необъяснимо противоречивы, непонятны для него самого, как говорят психо-

Общественная мысль оказалась в плену политических анти­номий, то есть сшибки концепций взаимоисключающих, опро-• вергающих друг друга, но в то же время производящих впечатле­ние, что по отдельности они могут быть с одинаковой убедитель­ностью доказаны в качестве правильных. Социально-политиче­ское осмысление проблемы ядерного оружия с самого момента его изобретения — характерный в этом отношении пример.

4 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций по ОС МГУ: ориентация в психологических и социальнопсихологических аспектах функционирования СМИ и деятельности журналиста; умение применять эти знания в журналистской работе. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: психологические механизмы массовой коммуникации, основные парадигмы мышления, связанные с ними стили творчества и типы тестов, закономерности порождения и восприятия медиатекстов в процессе коммуницирования, принципы дифференциации аудитории по психологическим характеристикам, методы построения учета психологических профилей аудиторий, профессиональные психологические риски в деятельности журналиста и методы их профилактики, представлять негативные эффекты СМИ и журналистского воздействия, способы их предупреждения, задачи и методы медиатерапии, принципы психологической безопасности в массовой коммуникации; Уметь: на основе анализа конкретной коммуникативной ситуации, знания психологических особенностей аудитории, механизма восприятия массовой информации моделировать оптимальные типы текста, организовывать интерактивное общение с аудиторией; Владеть: основами методики психотехнического анализа медиатекстов (включая отдельные СМИ, Интернет, мультимедиа); приемами моделирования различных типов текста при свободном интегрировании жанровых подходов; навыками психологической саморегуляции в разнообразных стрессовых профессиональных ситуациях. 4

6 4.2. Содержание разделов дисциплины п/п Раздел дисциплины Содержание раздела Введение в психологию журналистики Предмет и задачи Обострение проблем информационного курса загрязнения среды и гиперэксплуатации психических ресурсов человека. Новейшие технологии воздействия и суверенность личности, включенной в массовую коммуникацию. Объективация психических процессов в текстовых структурах, имиджах и паттернах журналистики, а также рекламы и PR. Журналистское творчество как психологический феномен. Социально- психологическая идентичность личности журналиста. Медиапсихологические принципы и приемы решения коммуникативных проблем и личных творческих затруднений в журналистской деятельности. Техника безопасности в массовой коммуникации 1.2 Категории медиапсихологии и работе журналиста Массовая коммуникация как фактор коэволюции социума и личности: парадигмы мышления информационные технологии стили творчества типы текста. Объективация уровней мышления, общения и поведения в журналистском творчестве. Методика медиапсихологического анализа и моделирования журналистского текста в трех проекциях: социально-коммуникативные функции актуализируемые психические процессы выразительные средства, апеллирующие к ментальности аудитории 2 Эволюция массовой коммуникации: парадигмы мышления и типы текста 6

10 3.3 Журналист в Журналист как наблюдатель и экстремальной участник чрезвычайных ситуаций. ситуации Соблюдение правил психологической безопасности и оказания эмоциональной поддержки в ходе установления контакта и сбора информации. Понятие информационной и психологической травмы. Посттравматические расстройства. Факторы, повышающие и понижающие стрессоустойчивость личности. Конструктивные и неконструктивные варианты освещения травматических событий. Информационные воздействия как фактор массовой психологической травматизации. Ресурсы медиатерапии. Методы саморегуляции и самопомощи журналиста в чрезвычайных обстоятельствах 3.4 Психологическая служба редакции Задачи и методы психологической службы редакции. Мониторинг психической напряженности в обществе. Экспертиза электоральных, пропагандистских, коммерческих информационых кампаний и отдельных публикаций. Психологическая поддержка профессиональных акций: презентаций, кампаний, расследовательских зондажей. Психологическая реабилитация журналиста. Снятие редакционных конфликтов 5. Рекомендуемые образовательные технологии Лекции проводятся с использованием мультимедиатехнологий и сопровождаются демонстрацией аудиовизуальных материалов, иллюстрирующих важнейшие положения курса с опорой на документальные свидетельства и примеры работы современных СМИ. Коллективно 10

14 Социологический и медиапсихологический подходы к исследованию аудитории. Методы анализа информационных потребностей и личностных ценностей реципиента. Моделирование имиджа издания и воплощение его в системе разделов, рубрик и фирменном стиле издания. Имидж журналиста в восприятии аудитории. Трансфер и проекция в формировании харизмы коммуникатора. Социальный имидж и редакционное амплуа журналиста. Типосиндром ведущего публициста в истории журналистики. Понятие информационной травмы. Посттравматические стрессовые расстройства в индивидуальном и массовом поведении. Психотравмирующие факторы социальной среды и массовой коммуникации. Роль масс-медиа в преодолении и профилактике массовых травматических явлений. Факторы стрессоустойчивости индивида. Методы психологической саморегуляции и самопомощи журналиста в экстремальных обстоятельствах. Психологические принципы презентации потенциально стрессогенной информации. Конструктивные и неконструктивные варианты освещения травматических событий. Критерии психологической безопасности информационной среды. Методика психотехнического анализа журналистских текстов. Тест-анкетирование базовых страт аудитории. Возможности и ограничения метода фокус-групп. Групповая динамика внутриредакционной жизни. Стратегия сотрудничества. Профилактика и урегулирование конфликтов. 14

18 Кондаков Н. Логический словарь-справочник. М., Краткий психологический словарь. М., Лозовский Б. Журналистика: техника безопасности. Екатеринбург, Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки. М., Пронин Е. И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. М., Пронин Е. И., Пронина Е. Е. Медиавирусы терроризма и ресурсы медиатерапии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика Пронина Е. Е. Защита детей от патогенной информации: формирование информационного иммунитета // Журналистика для здоровья нации. М., Пронина Е. Е. Принципы медиапсихологического исследования // Исследования СМИ: методология, подходы, методы. М., Пронина Е. Е. Психологическая экспертиза рекламы. Теория и методика психотехнического анализа рекламы. М., Пуховский Н. Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб, Трубицына Л. В. Процесс травмы. М., Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Черепанова Е. М. Саморегуляция и самопомощь в экстремальных условиях. М., Эриксон Э. Детство и общество. СПб, Юнг К.-Г. Архетип и символ. М.,

Читайте также: