Конспект платонов цветок на земле

Обновлено: 30.06.2024

В) Какое из высказываний могло бы послужить эпиграфом к нашему уроку?

1. Каждый должен что-то оставить после себя… Люди будут смотреть на взращенное тобой дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив. (Рэй Брэдбери)

2. Для того чтобы творить великие дела, надо жить так, как будто и умирать не придется. (Л Вовенарг)

3. Суть жизни – самого себя найти. (М Икбал)

4. Не тот человек больше жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь. (Жан Жак Руссо)

5. Давайте жить так, чтобы даже гробовщик оплакивал нашу кончину. (Марк Твен)

Приложение 4

КТО ЖИВЕТ?

Жил на Востоке много веков назад тщеславный князь. Имя его забылось, но дела остались в памяти людей.. Постоянно строил козни против соседних князей… Покорив соседние княжества, он готовился все к новым завоеваниям. И однажды во главе большого и могучего войска вторгся в пределы одного дальнего царства. Сокрушая все на своем пути, князь подошел к воротам чужеземной столицы. Окружив город …он засел в своем шатре, день и ночь выискивая способы овладения городом.

Как-то, произведя смотр войск, князь возвращался в свой шатер. Путь его лежал через городское кладбище. Князь натянул поводья и остановился. Он смотрел и думал: сколько здесь памятников… Под каждым камнем - чья-то угасшая жизнь…Он спрыгнул с коня и, подойдя к первому же надгробию, прочел на нем надпись. Это был богатый торговец, родившийся в таком-то году и умерший в том же году. Он не прожил ни одного дня. Какая странная надпись! Прочел другую: прославленный полководец, всегда побеждавший, прожил всего один день. Вот еще надписи: богатый землевладелец, прожил семь лет; убийца и разбойник, прожил три года. Еще более изумившись, князь, продолжая ходить между надгробиями, прочел и такую надпись: многомудрый писатель, прожил все дни отпущенной ему жизни.

Остановился князь в раздумье: что бы это значило? Какой сокровенный смысл таили в себе эти надписи? Думал-думал и оказался бессилен разгадать эту тайну.

Тогда повелел он привести кого-либо из старожилов. Бросились телохранители в разные стороны и, не прошло и минуты, привели к князю старика…

- Можешь ты мне объяснить смысл этих эпитафий? - опросил князь…

Старец потер себе лоб и угасшим голосом отвечал:

- В нашем городе существует освященный веками обычай. Мудрые старцы города помнят, что храбрость, ум, богатство не имеют цены, если они не на пользу другим. Дни, потраченные человеком лишь для себя, ничего те стоят; считаются прожитыми лишь те дни, которые были посвящены добрым делам. Потому что смысл жизни в том, чтобы жить для ближнего. И вот, когда кто-то из горожан умирает, собираются мудрые старцы и отчитывают дни усопшего, отданные благим делам, и число их записывается на надгробном камне.

- Под этим камнем покоится знаменитый мудрец. С юных лет день и ночь размышлял он над тем, как облегчить участь обездоленных, он писал и пел, и слово его и песня, идущие от сердца, утешали страждущих, поднимали дух у отверженных, наводили страх на угнетателей и притеснителей… И наши старцы сосчитали все дни его жизни - ни один из них не был прожит зря.

- То был разбойник, грабивший и убивавший людей. Но однажды он покаялся в своих грехах… Издалека провел он воду в самые безводные места нашей страны…С утра до вечера поил он водой жаждущих путников. Так он прожил для других ровно три года.

- А это могила храброго полководца. Он побеждал врагов нашей страны, но зачтены ему были не подвиги, а один-единственный поступок…Однажды на поле брани он подобрал раненого солдата вражеской армии… перевязал ему раны и ухаживал за ним целый день. Вот этот-то день и зачли ему за прожитый мудрецы нашего города.

- Вот здесь лежит один из богатейших людей города. Одно только и знал он в своей жизни - копить сокровища. Ни разу и ни к кому не наполнился он сочувствия. Его дни прошли бесследно, как дым. И потому на его надгробии написали: не прожил ли одного дня.

4. Понимание скрытого смысла рассказа в диалогах героев.

Тезаурус по теме

Диалог - разговор двух или нескольких лиц.

Тема – объект художественного отражения.

Главная мысль, или идея, произведения - это то, что хотел автор показать этим произведением, что с помощью этого произведения автор хотел донести до читателя, ради чего текст написан.

Косвенная речь — это один из способов передачи чужой речи.

Ключевые слова:

А.П. Платонов, рассказ, тема, идея произведения, характеристика персонажа, диалог.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

План объясняющего модуля:

Научимся определять тему и главную мысль рассказа

Понимать скрытый смысл рассказа в диалогах героев

Заменять диалоги героев косвенной речью при пересказе

План объясняющего модуля:

1. Краткая биография А. П. Платонова.

3. Характеристика персонажей.

5. Идея произведения и способы её выражения.

Основное содержание урока

2. Прочитайте пословицы и поговорки.

1) И старость не страшна, коли молодые помогут.

2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.

Эвристическая беседа с объяснением смысла пословиц: Уважение к старости, опыту.

Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.

4.Работа с частями текста. Направленная на выявления смысла произведения.

Автор хотел показать очень тёплые и нежные взаимоотношения между матерью и сыном, их тревогу друг за друга, заботу и умение радоваться за удачно прожитый день; ещё автор хотел сказать читателям о том, что первая учительница, как родная мама, — самая лучшая, что её не нужно бояться, что она всегда придёт на помощь в трудную минуту.

Автор с помощью диалогов передаёт чувства мамы и сына, когда Артём в первый раз пошёл в школу.

  1. Косвенная речь. Объяснение значения и назначения этой речи. Когда мы что-то пересказываем, строим монолог, нам трудно передавать диалоги, поэтому мы будем использовать косвенную речь.

Составляем пересказа текста с использованием косвенной речи.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Типовое тренировочное задание.

1). Выберите правильный ответ

Текст вопроса:Как называется разговор двух или нескольких лиц?

2). Выберите правильный ответ

Текст вопроса: Косвенная речь- это…

3. один из способов передачи чужой речи.

11 . Типовое контрольное задание 1.

1.Восстановите план рассказа.

• На печи рядом с дедом.

• Скучно Афоне жить на свете.

• Опять скучно жить на свете.

• Пошли “белый свет пытать”.

• Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

• Гребешок для деда.

12. Типовое контрольное задание 2.


Меня зовут Олеся Андреевна, я проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте свою готовность к уроку, на парте должен лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал.

Приветствие учителя, готовятся к уроку

Актуализация знаний

инструкция, обобщ. беседа

Давайте с вами вспомним прошлый урок.

-С каким произведением из этого раздела мы знакомились на прошлом уроке?
-Кто его автор?
-Какую цель мы ставили?
-Напомните, о чём мы узнали?

III. Постановка учебной задачи

- Как думаете, что будет на сегодняшнем уроке?
- В таком случае, как будет звучать тема урока?

- Какую цель ставим сегодня перед собой?

- Конечно, мы попытаемся достигнуть поставленной цели, размышляя над тайной художественного слова

Открытие нового знания

-Прежде чем начать знакомство с рассказом, мы познакомимся с автором данного рассказа- Платонов Андрей Платонович.

Узнаем о писателе, о его жизни, где он учился и другое.



Открывают учебник, начинают читать

-Платонов Андрей Платонович родился 20 августа в Воронеже. Андрей Платонович был старшим в семье, у него было 5 братьев и 4 сестры. Андрей Платонович помогал родителям в воспитании братьев и сестёр. Он очень много писал для детей интересных рассказов и вот с одним из этих мы сегодня с вами познакомимся.

-Давайте откроем учебник на странице 129. Начиная с первого ряда, по цепочке начинаем читать рассказ. Следим внимательно, слушаем одноклассников.

-Итак, мы с вами прочитали половину рассказа, давайте закрепим знания о рассказе в рабочей тетради.

Оценить 4219 1

Литературное чтение 3 класс

Цель урока: Формировать умение составлять характеристику герою по плану с опорой на текст. Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать произведение. Создать собственный образ героя с использованием открытых читателями изобразительных средств. Развивать умение анализировать текст, выделять главное и существенное, понимать замысел писателя. Духовно-нравственное развитие учащихся. Воспитывать уважение к пожилым людям.

Тип урока: Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия:

Л.Ф. Климанова "Литературное чтение" М:Просвещение,2007

Компьютер, проектор, колонки, презентация.

Краткое описание: Второй урок по теме А.П. Платонов "Цветок на Земле" в 3 классе

1.Организационный момент.

- Какие цветы привлекли ваше внимание? Чем?

Актуализация опорных знаний.

- Как вы думаете, почему мы начали урок с просмотра цветов с нашего участка?

- Почему в нашей школе мы выращиваем такие разные цветы?

- Как вы думаете, почему автор не дал точного описания цветку? (Он считал главным не его внешний вид, а то, что он делает: из праха делает жизнь)

2. Изучение нового материала

Составление характеристики героя.

- Вы дома перечитали текст и выбрали все места, описывающие Афоню.

Давайте составим характеристику Афони.

- Откройте план характеристики героя (в папочке с памятками).

План характеристики героя.

Имя героя, его место жительства.

Действия и поступки, совершаемые героем.

Опишите внешность и характер героя.

Отношение автора к герою.

Ваше отношение к герою.

(Афоня жил в деревне с мамой и дедушкой. Его папа был на войне.)

- В какой части рассказа мы найдём больше всего о поступках Афони?

(в последней, восьмой)

- Перечислите его поступки.

- Что можете сказать о внешности мальчика?

- А каким вы его себе представляете?

- Как вы думаете, что ценил автор в людях, если не придавал значения их внешности? (ценил внутреннюю красоту)

- Что вы можете сказать о характере Афони?

(добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, настойчивый, любознательный)

- Как вы считаете, как относился автор к герою?

(с симпатией, он сказал про него маленький Афоня, добрый внук)

- Выскажите словесно своё отношение к герою рассказа?

3. Физкультминутка (под музыкальное сопровождение).

4. Постановка новой учебной задачи и ход её решения.

- Кто из вас был внимателен, на протяжении какого времени описываются события в рассказе? (Один день с утра и до вечера)

- Хорошо, мы с вами дали характеристику Афоне, каким он был уже в конце рассказа, вечером. А давайте-ка вернёмся в самое начало и проследим за ним с утра того дня, до конца рассказа.

Подготовка к пересказу текста.

- Откройте план рассказа, который у нас получился на прошлом уроке.

Скучно Афоне жить на свете.

Опять скучно жить на свете.

На печи рядом с дедом.

Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

Гребешок для деда.

- Как вёл себя мальчик в 1 части? Найдите и прочитайте в тексте. (Не давал деду спать)

- А дальше? Зачитайте. (Слонялся вокруг стола без дела, смотрел на мух, на пустую улицу, на часы…)

- А что было потом? (снова назойливо тормошил деда разговорами)

- Словами он его не поднял, что же он сделал? (залез на печь и уморился его будить – сам заснул)

- А, проснувшись, что он ещё сделал на вред деду? (Остановил часы, которые баюкали деда)

- Так каким же был Афоня в начале того дня? (очень назойливым, даже вредным мальчиком, не дающим покоя старому деду)

Мы увидели его сейчас совсем не таким, какой он в конце дня.

Так, что же такое произошло с мальчиком, что он так изменился за несколько мгновений? (Он узнал от деда удивительное чудо, главное дело. Труд делает жизнь, создаёт её)

Откройте 7 часть рассказа. Давайте ещё раз перечитаем объяснение деда. (с.134 верх до слов …мы хлебу расти помогаем)

Обобщающий слайд №10 на экране.

- Прочитайте последний абзац текста. Почему автор закончил именно такими строками свой рассказ?

Обобщающий слайд №11 на экране.

5. Заключительный этап.

1). Расскажите, когда вы с родителями работали над древом своего рода, до какого поколения вы дошли.

2). Вспомните, что вы писали о своих дедушках и бабушках. (Дети зачитывают свои рассказы о дедушках (отрывки из воспоминаний), которые писали во время составления генеалогического древа своей семьи.)

3). Мне бы хотелось, чтобы Андрей Платонович Платонов запомнился вам, потому что писателем он был необыкновенным.

- Согласны ли вы с этим утверждением?

- Прочитайте внимательно эти слова.

- Согласны ли вы с писателем?

- Можно ли работать не в полную силу и без души?

6. Итог урока.

- Что нового, интересного вы узнали на уроке?

- Что вам особенно понравилось?

- Что осталось непонятным?

Оценки за работу на уроке. (За выборочное чтение)

Пересказ рассказа по плану, с.129-136.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Материал познавателен, актуален. Объём предоставленног о материала оптимальный, каждый этап плавно переходит в другой. Смена видов деятельности поддерживает внимание и работоспособнос ть на протяжении всего урока. В ходе урока дети узнают что-то новое и интересное .

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Физкультура в школе нужна для физического развития школьников, как воспитательная составляющая и озд. Подробнее.

Материал поможет расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Учащиеся познакомятся . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: