И пивоварова жила была собака конспект урока 2 класс школа россии

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения во 2 классе

Ирина Пивоварова

Учитель; Дубинина Т.А.

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.

– Соберите разбросанные пословицы:
С книгой жить – . лучший друг.
С книгой поведешься – . век не тужить.
Хорошая книга – . ума наберешься.

Проверка.
1. С книгой жить – век не тужить.
2. С книгой поведешься- ума наберешься.
3. Хорошая книга- лучший друг .

– Что объединяет эти пословицы? (Любовь к книге)

Попробуйте объяснить значение данных пословиц.
В первой пословице говорится о том, что книги могут помочь человеку, если человек будет читать книги, то ему не придется тужить в жизни.

Смысл второй поговорки заключается в том, что больше читая, человек постепенно становится умнее. Книга раскрывает весь смысл, и в какой-то ситуации, прочитав книгу человек не будет так поступать или совершать какое-либо действие.

– Почему книга может быть хорошим другом?
Потому что она отвлечёт от грусти, увлечёт интересным сюжетом. В книге ты найдёшь много умных мыслей, различную информацию, которую не знал.

3. Речевая минутка.

Проведем речевую разминку. Прочтите скороговорки :
Мы собак сегодня мыли,
А собаки громко выли.
Тут соседи позвонили:
– Вы ли выли?
- Мы не выли,
Мы их мыли.
А они от мыла выли.
И теперь мы в мыле сами,
Выть готовы вместе с псами.- О ком прочитали в скороговорке? (О собаках)

4. Самоопределение к учебной деятельности.

Рассказ о памятниках.
Собака тоже достойна того, чтобы её увековечили. Посмотрите на несколько памятников, установленных собаке. (Рисунки с памятниками собакам на слайде).
В японском городе Токио был установлен памятник самой известной собаке мира - Хатико .
Памятник Белому Биму Чёрное ухо в Воронеже — памятник собаке Белому Биму Чёрное ухо за верность человеку, герою повести Гавриила Николаевича Троепольского. С этим писателем вы познакомитесь в старших классах.

- Можем ли мы как-то помочь животным?
(Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.)
- Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать?

Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.

Чтение со счетом слов.(Парная работа)
Познакомимся поближе с Ириной Михайловной. Вам нужно будет на максимальной скорости читать биографию писательницы, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные вопросы к тексту.

Биография И. Пивоварова.
Ирина Пивоварова – детская писательница. Родилась в Москве. Её родители были врачами и мечтали о том, чтобы их дочь тоже стала врачом. Однако Ирина, окончив школу, поступила в Московский институт на факультет прикладного искусства, и стала хорошим художником. После она начала писать маленькие рассказы и стихи, которые очень нравились детям. (Сорок девять слов в тексте).
- Где родилась Ирина Пивоварова?
- О чем мечтали родители будущей писательницы?
- В какой институт поступила Пивоварова?

Подготовка к восприятию нового материала.
- Вот послушайте, о какой собаке нам рассказала И. Пивоварова.-чтение учителем.
Жила-была собака.

6. Физкультминутка (музыкальная)

7. Работа по теме урока.
- Жужжащим чтением прочитайте самостоятельно 1 часть стихотворения и отметьте карандашом слова, которые характеризуют внешний вид собаки.
А) Чтение по цепочке по одному четверостишию.
Б) Чтение слов, которые характеризуют внешний вид собаки. (Большая, огромный рыжий хвост, огромнейшие зубы.)
В) Чтение строк, в которых говорится, почему мы эту собаку боимся? (И вот когда собака бежала по дороге за нею пыль вставала почти до самых звёзд).
- Найдите еще строчки. (И лаяла собака, как миллион собак).
Зачитайте фрагмент о том, как лаяла собака? (Когда она дышала с домов слетали крыши и все деревья гнулись).
В 1 части стихотворения нам представился образ огромной, страшной собаки.

Чтение 2 части стихотворения.
А) Тренируемся шёпотом.
- Мы должны быть внимательными читателями, простым карандашом выделяем слова, которые раскрывают характер собаки.
Б) Читаем парами вслух.
- Кто готов сказать, какой был характер у собаки? (Послушная, добрая, ласковая.)
- Обратите внимание на характеристику внешнего вида и характера собаки.
Во 2 части мы видим, что внешний вид не всегда соответствует характеру.
- Прочитайте последние 4 строчки. (А вот что было дальше ещё я не придумал. Сначала я придумаю, а расскажу потом).

Групповая работа.
Каждой группе подготовить рисунок и придумать продолжение к данному стихотворению. Через 5 минут, каждая группа зачитает свой вариант ответа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.

– Соберите разбросанные пословицы:
С книгой жить – . лучший друг.
С книгой поведешься – . век не тужить.
Хорошая книга – . ума наберешься.

Проверка.
1. С книгой жить – век не тужить.
2. С книгой поведешься- ума наберешься.
3. Хорошая книга- лучший друг .

– Что объединяет эти пословицы? (Любовь к книге)

Попробуйте объяснить значение данных пословиц.
В первой пословице говорится о том, что книги могут помочь человеку, если человек будет читать книги, то ему не придется тужить в жизни.

Смысл второй поговорки заключается в том, что больше читая, человек постепенно становится умнее. Книга раскрывает весь смысл, и в какой-то ситуации, прочитав книгу человек не будет так поступать или совершать какое-либо действие.

– Почему книга может быть хорошим другом?
Потому что она отвлечёт от грусти, увлечёт интересным сюжетом. В книге ты найдёшь много умных мыслей, различную информацию, которую не знал.

3. Речевая минутка.

Проведем речевую разминку. Прочтите скороговорки:
Мы собак сегодня мыли,
А собаки громко выли.
Тут соседи позвонили:
– Вы ли выли?
- Мы не выли,
Мы их мыли.
А они от мыла выли.
И теперь мы в мыле сами,
Выть готовы вместе с псами.- О ком прочитали в скороговорке? (О собаках)

4. Самоопределение к учебной деятельности.

Рассказ о памятниках.
Собака тоже достойна того, чтобы её увековечили. Посмотрите на несколько памятников, установленных собаке. (Рисунки с памятниками собакам на слайде).
В японском городе Токио был установлен памятник самой известной собаке мира - Хатико .
Памятник Белому Биму Чёрное ухо в Воронеже — памятник собаке Белому Биму Чёрное ухо за верность человеку, герою повести Гавриила Николаевича Троепольского. С этим писателем вы познакомитесь в старших классах.

- Можем ли мы как-то помочь животным?
(Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.)
- Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать?

Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.

Чтение со счетом слов.(Парная работа)
Познакомимся поближе с Ириной Михайловной. Вам нужно будет на максимальной скорости читать биографию писательницы, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные вопросы к тексту.

Биография И. Пивоварова.
Ирина Пивоварова – детская писательница. Родилась в Москве. Её родители были врачами и мечтали о том, чтобы их дочь тоже стала врачом. Однако Ирина, окончив школу, поступила в Московский институт на факультет прикладного искусства, и стала хорошим художником. После она начала писать маленькие рассказы и стихи, которые очень нравились детям. (Сорок девять слов в тексте).
- Где родилась Ирина Пивоварова?
- О чем мечтали родители будущей писательницы?
- В какой институт поступила Пивоварова?

Подготовка к восприятию нового материала.
- Вот послушайте, о какой собаке нам рассказала И. Пивоварова.-чтение учителем.
Жила-была собака.

6. Физкультминутка (музыкальная)

7. Работа по теме урока.
- Жужжащим чтением прочитайте самостоятельно 1 часть стихотворения и отметьте карандашом слова, которые характеризуют внешний вид собаки.
А) Чтение по цепочке по одному четверостишию.
Б) Чтение слов, которые характеризуют внешний вид собаки. (Большая, огромный рыжий хвост, огромнейшие зубы.)
В) Чтение строк, в которых говорится, почему мы эту собаку боимся? (И вот когда собака бежала по дороге за нею пыль вставала почти до самых звёзд).
- Найдите еще строчки. (И лаяла собака, как миллион собак).
Зачитайте фрагмент о том, как лаяла собака? (Когда она дышала с домов слетали крыши и все деревья гнулись).
В 1 части стихотворения нам представился образ огромной, страшной собаки.

Чтение 2 части стихотворения.
А) Тренируемся шёпотом.
- Мы должны быть внимательными читателями, простым карандашом выделяем слова, которые раскрывают характер собаки.
Б) Читаем парами вслух.
- Кто готов сказать, какой был характер у собаки? (Послушная, добрая, ласковая.)
- Обратите внимание на характеристику внешнего вида и характера собаки.
Во 2 части мы видим, что внешний вид не всегда соответствует характеру.
- Прочитайте последние 4 строчки. (А вот что было дальше ещё я не придумал. Сначала я придумаю, а расскажу потом).

Групповая работа.
Каждой группе подготовить рисунок и придумать продолжение к данному стихотворению. Через 5 минут, каждая группа зачитает свой вариант ответа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создать условия для формирования познавательного интереса.

Задачи: Познакомить обучающихся со стихотворением И. Пивоваровой “Жила-была собака”. Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; развивать творческие способности обучающихся.

Планируемые метапредметные УУД:

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать общие приёмы решения задач.

Ход урока

Прозвенел звонок начинается урок! Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. А теперь улыбнитесь друг другу, чтобы с хорошим настроением начать урок. Садитесь. Ну-ка, проверь, дружок, ты готов начать урок? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все готовы! Ну, начнём.

Эмоциональный настрой.

-Какой у нас сейчас урок?

-Какой это урок? (очень важный).

-Что он развивает? (память, внимание, мышление, учит читать выразительно, без ошибок, соблюдая все знаки препинания).

-Что возьмём сегодня с собой н урок? (внимание).

-Какое возьмём настроение? (хорошее, отличное).

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

- Какое горе у киски? – Какой представлена кошка в этом стихотворении?

– Кто герои? (люди и киска) – От чего имени написано стихотворение?

– Можно ли выделить слова автора? Киски?

– Попробуйте прочитать стихотворение выразительно, как будто вы жалуетесь от имени киски.

– На самом ли деле люди злые? – А почему про них так сказано?

– Какие повадки кошки можно увидеть в этом стихотворении?

- Послушайте и скажите, о ком, мы будем читать, сегодня на уроке?

В день, наверно, раз по десять, раз по триста каждый месяц, больше тыщи раз в году

В переулке и в саду, на вокзале, во дворе, на мосту, на пустыре, на бульваре, на проспекте,

Вам встречались звери эти. Может, даже вы видали на ошейниках медали? А скажите, вам известны их отвага, ум и честь? Вот об этом-то сейчас и пойдёт у нас рассказ.

- Так, о ком, мы будем читать, сегодня на уроке?

Д. (Мы будем читать о собаках.)

- Что вы знаете о собаках?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – 1 слайд

Д. (Существует много пород собак. Это животное легко поддаётся дрессировке. Собака – друг человека.)

- Верно, собака – самый верный, самый преданный друг человека, который никогда не предаст и не бросит его.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2 – 6 слайд.

III. Этап изучения нового.

Биография И. Пивоварова.

Ирина Пивоварова – детская писательница. Родилась в Москве. Её родители были врачами и мечтали о том, чтобы их дочь тоже стала врачом. Однако Ирина, окончив школу, поступила в Московский институт на факультет прикладного искусства, и стала хорошим художником. После она начала писать маленькие рассказы и стихи, которые очень нравились детям.

1. - Вот послушайте, о какой собаке нам рассказала И. Пивоварова.

(Чтение учителем I части стихотворения.)

- Какой вы себе представили собаку?

Д. (Страшная, злая, громаднейшая.)

- Посмотрите, внимательно, на рисунки. О какой собаке, я вам прочитала?

- А почему мы можем испугаться такой собаки?

2. Послушайте дальше стихотворение.

(Чтение учителем II части.)

- А теперь, глядя на рисунки, выберите ту собаку, о которой рассказала нам Ирина Пивоварова? Почему?

3. Откройте учебники на с. 128. Найдите стихотворение.

- Самостоятельно прочитайте I часть стихотворения и отметьте карандашом слова, которые характеризуют внешний вид собаки. (Жужжащее чтение.)

а) Прочитайте выразительно, по цепочке, каждый по одному четверостишию.

б) Зачитайте слова, которые характеризуют внешний вид собаки.

Д. (Большая, огромный рыжий хвост, огромнейшие зубы.)

в) Найдите строчки, в которых говорится, почему мы эту собаку боимся? (Дети зачитывают.)

Д: И вот когда собака бежала по дороге за нею пыль вставала почти до самых звёзд.

- Кто ещё нашёл?

Д: И лаяла собака, как миллион собак.

- Как лаяла? - Ещё ищем строчки?

Д: Когда она дышала с домов слетали крыши и все деревья гнулись.

- Посмотрите на рисунок в учебнике. Как дышала собака, с какой силой?

Вывод: Итак, в I части стихотворения перед нами возникает образ огромной, страшной собаки.

4. II часть стихотворения мы прочитаем в парах.

а) Тренируемся шёпотом.

- Мы должны быть внимательными читателями, простым карандашом выделяем слова, которые раскрывают характер собаки.

б) Читаем парами вслух.

- Кто готов сказать, какой был характер у собаки?

Д. (Послушная, добрая, ласковая.)

- Обратите внимание на характеристику внешнего вида и характера собаки.

Вывод: Итак, мы видим, что внешний вид не всегда соответствует характеру.

5. - Прочитайте последние 4 строчки.

Д: А вот что было дальше ещё я не придумал. Сначала я придумаю а расскажу потом.

6. А вы можете продолжить историю дальше. Предположите что могло произойти дальше. Кто попробует.

Физкультминутка.

Я веселый пес-Барбос, всюду я сую свой нос. Головой кручу, верчу, всё увидеть я хочу!

Чтобы косточку достать, на носочки надо встать. Лапы к вверху поднимаю, по одной их опускаю. Наклоняюсь вправо, влево, хвостиком кручу я смелым. Буду сильным и умелым!

V. Итог урока.

На уроке изобразительного искусства вы рисовали своего верного друга – собаку. Замечательные рисунки у вас получились.

- Рисуя себе друга, каждый из вас, уже наверняка, придумал историю, которая могла произойти.

- Кто готов рассказать?

Рассказы детей по рисункам.

Групповая работа.

-Сядьте по своим группам и составьте памятку о Правилах поведения с собаками.

Оценка самими детьми.

- Представьте себе на минуту лес без зверей, луг без насекомых, речку без рыбы… Страшная картина! Стоит ли, защищать животных, приносить их домой?

Подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения А. Барто “Думают ли звери?”

Я думаю о том: умеют думать звери? Вот шевельнув хвостом, котёнок входит в двери.

Он думает о том, что будет с ним потом? Есть мысли у телят?

Я видел как телята хвостами шевелят и вдаль глядят куда-то…

Бывают у собак нерадостные мысли, задумается пёс – и уши вниз повесит.

- Согласны ли вы с героем стихотворения, что собаки и кошки умеют думать? - Что их может в жизни огорчать?

Есть ли у вас четвероногий друг? Расскажите о нём по плану. План записан на слайде:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – 7 слайд.

1. Как зовут вашего друга? Кто он? 2. Опишите его внешность.

3. Расскажите о повадках. 4. Вспомните интересный случай.

Рефлексия ПРЕЗЕНТАЦИЯ – 8 СЛАЙД

Молодцы ребята. Вы очень хорошо сегодня поработали. ПРЕЗЕНТАЦИЯ – 9 СЛАЙД.

- Как вы понимаете эти слова.

Рефлексия

- Перед вами лежат замечательные собачки, а на доске вы видите лесенку ваших успехов (от 1 балла до 5). Оцените себя. Как вы считаете, такую себе оценку и ставьте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями о животных.

Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.

Развивать творческие способности обучающихся.

Планируемые метапредметные УУД:

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать общие приёмы решения задач.

Оборудование: презентация, портреты писателей, материал для работы в группах и парах.

Организация класса на работу. Психологический настрой.



- Как вы думаете, почему я начала наш урок именно с этой притчи? С каким произведением Н. Сладкова мы вчера познакомились?

- Напомните мне, мы - это кто? Они – это кто? (слайд 2)

- Почему животных называют нашими братьями меньшими?

- Как человек может навредить животным?

(Люди загрязняют водоемы, воздух. Еще выбрасывают на улицу маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными.)

- Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных? (Ответы детей)

- Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме?

(Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо.)

- Можем ли мы как-то помочь животным?

(Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.)

- Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать?

Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.

- Загадки (о кошке, собаке) (слайд 3)

- Итак, кто же главные герои нашего урока? - О каких животных пойдёт речь?

-Как вы думаете, ребята, у животных, как и у человека, может меняться настроение? Приведите примеры.

(Собака виляет хвостом- у неё хорошее настроение. Собака громко лает- плохое настроение.)

(Потерял кость. Поранил лапу. Обидел хозяин.)

-Что его обрадовало?

(Дали большую кость. Похвалил хозяин. Догнал кошку, которая дразнила собак.)

Кто из вас, ребята, знает,

Отчего собака лает?

Чем собака недовольна:

Может, кто-то стукнул больно,

Моет, лапу отдавили,

Может, кошки задразнили,

Может, ласки захотела,

Может быть, давно не ела,

Может быть, страшна ей вьюга,

Может, потеряла друга?

Отчего собака лает?

Может, голос проверяет!

Голос звонок! Даже очень!

Может быть, сказать нам хочет:

Как же я прекрасно лаю!

III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

- Как вы думаете, почему может плакать киска?

2.Первичное чтение, первичный синтез.

-Вам понравилось стихотворение?

-Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? (слайд 7)

– Какое горе у киски?

– Какой представлена кошка в этом стихотворении?
- Жалко ли вам её? Почему?

– Как вы считаете, на самом ли деле люди злые?
– А почему про них так сказано?
– Какие повадки кошки можно увидеть в этом стихотворении?

- Так какой вывод вы сделали? Какую мысль хотел донести до нас автор?

3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

- Сейчас прочитайте это стихотворение сами в полголоса, не мешая друг другу. При чтении обращайте внимание на знаки препинания.

- А теперь прочитайте в парах друг другу.

Чтение вслух детей.

Физкультминутка (музыкальная)

- Прочитайте, кто автор следующего произведения? (И. Пивоварова)

Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.

- Как вы думаете, о чём это произведение?

- Вот послушайте, о какой собаке нам рассказала И. Пивоварова.

(Чтение учителем I части стихотворения.)

Работа в парах. Найдите в тексте слова, характеризующие собаку:

Собака была _________________

- Какой вы себе представили собаку?

Д. (Страшная, злая, громаднейшая.) (слайд 11)

- Посмотрите внимательно на рисунки. О какой собаке, я вам прочитала?

- А почему мы можем испугаться такой собаки?

- Найдите строчки в тексте, которые подтверждают что собака была страшная. (слайд 12 и 13)

- Послушайте дальше стихотворение.

(Чтение учителем II части.)

- А теперь, глядя на рисунки, выберите ту собаку, о которой рассказала нам Ирина Пивоварова? Почему?

Откройте учебники на с. 128. Найдите стихотворение.

- Ну а сейчас мы будем вместе читать, следить за словом, его многозначностью, постараемся найти литературные приемы, которые использовал автор.

-Подумайте, одинаково ли мы будем читать всё стихотворение?

Как мы будем читать 1 часть? А вторую? На какие слова будет падать логическое ударение?

- Какую мысль хотел донести до нас автор?

Оказывается, очень важно заботиться о братьях наших меньших.

- Попробуйте прочитать так, чтобы все присутствующие могли себе представить эту собаку

Выборочное чтение

Читают по строфам.

4. Уход за собаками. (обсуждение) (слайд 15)

4. Работа учащихся в группах

Вставьте в текст, предложенные ниже слова, чтобы получился рассказ от имени киски о своей жизни.

- Ну вот, жду, когда из кухни уйдут …..и сбудется моя ….. Я наконец-то смогу …… сосиску. Я знаю, будет нелегко, но все же я надеюсь на успех. Вот люди выходят из кухни, но они …… сосиски в холодильник. Теперь мой план ….

Слова - помощники: мечта, люди, украсть, провалился, убирали.

V. Рефлексия. – Как нужно относиться к нашим братьям меньшим?

На своей ладошке напишите два – три чувства, которые нам нужно воспитывать у себя по отношению к животным.

Читайте также: