Конспект урока музыки осенние песни 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

1.РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА, МУЗИЦИРОВАНИЕ

Муз. Б.Савельева, сл. М.Пляцковского.

Педагог здоровается с детьми, пропевая разные интервалы вверх и вниз, например октаву.

Дети должны постараться повторить.

// Развивать внимание, мелодический слух.

У.: – Добрый день! Сегодня мы начнем наш урок с загадок.

Пришла без красок

И без кисти,

И перекрасила все листья. (осень)

Поглядите, поглядите –

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить –

Землю с небом хочет сшить? (дождь)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно… (листопад)

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? (птицы)

Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе!

Мерзнет, мерзнет человек,

Выпал первый белый … (снег)

– Ребята, скажите, о каком времени года эти загадки? (об Осени).

– Какая осень бывает? (- Золотая, ранняя, поздняя, дождливая, грустная, урожайная).

– Сегодня мы отправимся в осенний лес. Давайте на мгновение закроем глазки и представим, что за окном ясная погода, светит солнышко, которое греет нас своим последним теплом. А от солнечных лучей появляются солнечные зайчики.

– Итак, вы готовы идти в поход? (– Да)

Предложить детям сесть на пол, дать в руки каждому по две палочки, поиграть с ними, показать детям, что можно ими делать (см.: Этот удивит. ритм. С. 21).

Вы скачите, палочки, Стучать по полу двумя палочками одновременно,

Как солнечные зайчики. отмечая каждую четверть.

Прыг-прыг. Стучать палочкой

Скок-скок. о палочку.

Прискакали Стучать двумя палочками по очереди,

На лужок. отмечая каждую восьмую.

Правой ножкой Стучать по полу палочкой в правой руке

Топ-топ. на каждую четверть.

Левой ножкой Стучать другой палочкой

Топ-топ. на каждую четверть.

Песенку запели. Стучать палочкой о палочку на каждую четверть.

// Развивать чувство ритма, координацию движений.

-Вот мы и пришли на полянку. Вдруг какой-то зверек показался среди леса. Желающий ребенок выходит к доске и показывает упр.

Эй, хвостатый-хитроватый! Хлопать в ладоши (на каждую четверть).

Это ты в ветвях повис? Потряхивать кистями рук.

— С-с-с-с-с-с-с-с-с! Приложить пальчик к губам.

Эй, хвостатый-хитроватый! Хлопать в ладоши.

Это ты в траве шуршишь? Потереть ладошку о ладошку.

— Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш! Приложить пальчик к губам.

— Эй, хвостатый-хитроватый! Хлопать в ладоши.

размыкать кончики пальцев

Выполнять движения четко, ритмично.

-Зверек убежал, мы с вами послушаем музыку и поиграем.

Минор окрашивает музыку в мягкие, светлые, иногда немного грустные, иногда задумчивые и нежные тона.

Как у наших у ворот.

Танец осенних листочков.

-Послушайте отрывок из знакомого вам произведения и назовите его (исполняет одну мелодию).

Предложить детям послушать произведение (можно исполнить небольшой фрагмент) и назвать его. Отметить нежный, певучий характер. Найти с детьми определения к музыке: нежная, спо-койная, ласковая, неторопливая, воздушная, грустная, унылая, печальная, жалобная.

-Правильно, пьеса жалобная, задумчивая, тоскливая.

– Какая картина осени изображена в музыке? (Поздняя, хмурая осень, осыпаются листья, дует ветер, наступают холода).

– Мелодия звучит неторопливо, с остановками, печально, медленно, уныло.

( Предложить послушать в новой обработке).

-Какая обработка вам больше понравилась? Почему?

Исполнить произведение. Побеседовать о характере музыки, о том, что композитор изобра-зил в пьесе. Показать несколько иллюстраций с изображением осеннего пейзажа. Предложить детям выбрать ту иллюстрацию, которая, по их мнению, подходит к данному произведению. (Педагогу следует согласиться с любым выбором ребенка.)

– Почему Чайковский написал осеннюю песню в миноре?

-Скажите, какие цвета преобладают в нашем лесу? Получился у нас осенний лес? Кто желает рассказать какую осень он изобразил и почему?

// Учить детей слушать музыку внимательно, развивать творческое воображение, фантазию.

Предложить станцевать танец с осенними листьями или разноцвет-ными шарфиками.

Обязательно поощрять активность детей.

// Развивать творческое воображение, наблюдательность. Расширять словарный запас.

-Давайте отдохнем от танца и попоем песни, но сначала распоемся.

Петь хором, с солистами, а капелла. Можно использовать знакомые фонограммы. Желательно предварительно спросить у детей, как они хотят спеть ту или иную песню.

// Учить детей петь естественным .голосом, без напряжения, с выражением.

– Пока мы с вами пели песни, закончился дождик, небо просветлело. Солнышко выглянуло, позолотило верхушки деревьев. Всё в лесу заиграло, повеселело. Даже листья под ногами веселее зашуршали. А ваше настроение каким стало?

Предлагаю поиграть на музыкальных инструментах.

Раздать детям музыкальные инструменты и предложить сыграть осеннюю пьесу.

Пора возвращаться домой. По дороге споем песню о дружбе.

// Привлекать малоактивных и застенчивых детей, обязательно их похвалить.

Замечательно. Настроение у вас отличное получилось.

– Часто ли у вас на уроке менялось настроение? Почему? (Музыка разная). – Оказывается, музыка может изменять наше настроение.

Цель: осознание взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими произведениями музыкального, художественного, поэтического искусства.

ВложениеРазмер
urok_muzyki.docx 29.59 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 4 классе.

Учитель: Волкова Ольга Викторовна

учитель I квалификационной категории

Дата проведения: 27 октября 2017года

Тип урока : Комбинированный.

Цель: осознание взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими произведениями музыкального, художественного, поэтического искусства.

Задачи урока:
1) обучающие :
- познакомить с музыкальными произведениями:

П.И. Чайковский “Осенняя песня”, В. Калинников “Осень”;

Картинами: И.И. Левитана, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова, С. Новикова, С. Федорова;

Осенней лирикой А.С. Пушкина, С. Есенина, Ф.И. Тютчева;

- учить, проводить ассоциации между произведениями, анализировать средства выразительности

- учить, проводить ассоциации между произведениями, анализировать средства выразительности

- учить работать на уроке в групповой и в коллективной форме;

2) развивающие
-развитие творческого воображения, интонационно- образного мышления, эмоциональной памяти через цветовосприятие, графическое моделирование, а также пластическое интонирование;

3) в оспитательные
-воспитывать любовь к музыке, природе, родному кра;

-культивировать ощущение прекрасного в жизни, в том числе, и в музыке.

Личностные действия: действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания изучаемых музыкальных сочинений, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; знаково-символические действия; умение структурировать знания;

Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу одноклассников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Щербиновский район, с. Шабельское

Государственное казенное общеобразовательное

учреждение Краснодарского края

специальная (коррекционная) школа-интернат с. Шабельского

hello_html_m6e97802a.jpg

Должность: Учитель музыки и пения

2017-2018 учебный год


Цели : Развитие воображения нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.

- формировать любовь к красоте родного края через творчество композиторов, поэтов и художников.

- развивать вокально-хоровые навыки, чувства ритма;

- развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

- воспитывать музыкально-художественный вкус;

- развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений.

Цели : Развитие воображения нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.

- формировать любовь к красоте родного края через творчество композиторов, поэтов и художников.

- развивать вокально-хоровые навыки, чувства ритма;

- развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

- воспитывать музыкально-художественный вкус;

- развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений.

Тип урока : углубление и расширение темы, обобщение.

Вид урока : Урок-анализ.

Методы : Объяснительно-иллюстративный, словесный, беседа, сравнение звуковой и зрительной наглядности.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технология : интегрирование музыки, живописи, литературы.

Оборудование:

Портреты композиторов Г.Свиридова П .И.Чайковского.

Репродукции осенних картин.

Организационный момент:

Колокольчик нам поет

Всех на музыку зовет.

Слышишь тонкий голосок,

Нам пора начать урок.


1 ряд – Доброе утро!

2 ряд – Доброе утро!


Все: Этими словами

Здороваемся с вами.

Здравствуйте ребята! На прошлом уроке мы говорили о том, что без мелодии не было бы музыки. Что именно мелодию мы можем напеть!

А о чём мы сегодня поговорим?

Муза нам хочет загадать загадку, а в ней – ответ на вопрос! Слушайте внимательно!

Читаю: Слайд №1

«Вот художник так художник, все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Новый материал:

А что у нас сейчас за окном? (ответы - осень)

Сейчас мы с вами поиграем.


Я говорю предложение, и если это бывает осенью, вы хлопаете в ладоши, нет – стучите ножками.

- Небо стало серым.

- На улице холодно.

- Часто идет дождь.

- Весело поют птицы.

- Птицы улетают на юг.

- Появилось много красивых цветов

- Появилось много грибов.

- Поспели ягоды и орехи.

- Деревья стоят нарядные.


Итог игры: Молодцы, все были внимательные. А почему деревья нарядные? Какого цвета листья?

Я вам сейчас прочитаю стихотворение поэта Александра Плещеева. А вы ответите после прослушивания на вопросы:

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Каким настроением пронизано стихотворение?

Ребята, а знаете ли вы, что бывает три осени? (дети отвечают – нет!)

Приходится на сентябрь и называется - первоосенье.

Приходится на октябрь и называется – глубокая осень.

Приходится на ноябрь и называется – предзимняя осень.

А у нас какая сейчас осень из этих трёх? (ответы)

Назовите характерные признаки осени: какая она бывает? (ответы)

За что вы её любите?

И почему грустите? (ответы)

А что делает А.С.Пушкин в своём стихотворении про осень: грустит или восхищается? Попробуйте определить!

Читаю строки: слайд №4

«Унылая пора (читаю грустно)….Очей очарованье (читаю с восхищением)!

Приятна мне твоя прощальная краса – (повествовательно)

Люблю я пышное природы увяданье,

А сейчас мы послушаем музыку осени. Интересно:

Как композиторы рисовали осень?

Какие чувства переданы в их осенних произведениях?

(ответы: осень грустная получилась, композитор грустит…)

А какой инструмент нарисовал такую грустную осень? (ответы – скрипка)

Какое из тех двух стихотворений, которые мы прочитали близко настроению пьесы? (ответы – первое, про скучную картину)

А сейчас мы снова прослушаем еще одну пьесу русского композитора Петра Ильича Чайковского, посвященную осеннему месяцу октябрю. Вот его портрет.

Какое настроение передает эта музыка?

В мелодии преобладают грустные интонации-вздохи. В средней части трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, но вот музыка вновь возвращает нас к начальным печальным вздохам и уже к совершенно безнадёжному полному умиранию природы. Заключительные фразы пьесы не оставляют никакой надежды на возрождение, на появление новой жизни.

Кто был внимательный, как называлась музыка? (Октябрь). Сейчас какой месяц?

Физминутка для глаз - Слайд №7

Мы с вами послушали стихи про осень, музыку.

- Да, оказывается, что в нашей с вами жизни есть две осени. Вы никогда не услышите, что есть две зимы, две весны, два лета. А вот две осени бывают всегда. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая – невиданная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Первую любят за щедрость, с какой она отдает богатство своих полей, садов, за ясные дни, за красоту лесов. А поздняя осень – это надежда человека на то, что красота и тепло лета обязательно возвратятся, что природа вечно жива, что она замерла ненадолго. Без поздней осени не наступит зима.

Художники рисуют чем? (красками).

А у музыкантов тоже есть краски, только они музыкальные.

Если композитор хочет выразить грусть – он воспользуется минорной краской – МИНОР.

Если хочет выразить радость – воспользуется мажорной краской – МАЖОР.

А сейчас мы послушаем песню. Слайд № 10

О чём она расскажет?

Как назовёте песню?

Как звучит: мажорно или минорно?

Чему радуются ребята? (ответы)

Физминутка Слайд № 11

Определите настроение песни?

Какая краска здесь использована?

(ответы - грустное, печальное, тоскливое, минорная краска).

Понравилась вам песня?

Давайте разучим эту красивую песню. Слайд №13

Как и всегда за вами сегодня наблюдала Муза. Слайд №14

А как вы думаете, Муза сегодня в каком образе появится у нас на уроке? (разные ответы).

В каком цвете она будет? (ответы – в осеннем, и т.д.) А какое у неё настроение? (ответы)

Как вы думаете, какое произведение ей понравилось больше всего? Почему?

(ребята выражают своё мнение)

А какое произведение понравилось больше вам и почему? (ответы ребят)

Тогда я вас попрошу дома нарисовать то произведение, которое вам понравилось сегодня на уроке.

Итог урока:

Ребята, о чём мы сегодня говорили? (об осени)

Кто посвящал осени свои произведения? (художники, поэты, композиторы)

Какой была осень на нашем уроке? (разной: мрачной и светлой, тёплой и холодной)

Какие две краски есть у композиторов? (мажор и минор)

Какое настроение они передают? (мажор – радость, минор – грусть).

Слайд № 15 .


Урок - путешествие. Учащиеся в ходе урока выясняют какой бывает осень, наблюдают за музыкальными явлениями.

Содержимое разработки

Гречанов Владимир Александрович.

Учитель музыки

Первая квалификационная категория.

Личностные: Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. Развитие интереса к чужому мнению. Формирование позитивной самооценки.

Предметные: Наблюдать за музыкальными явлениями. Осуществлять сравнение, обобщение по родовым признакам. Соотносить слуховое, зрительное восприятие и двигательные ощущения.

Коммуникативные: Участвовать в коллективной беседе, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения. Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в творческой музыкальной деятельности.

Регулятивные: Принимать и понимать учебную задачу, действовать по указанию учителя. Адекватно принимать оценку взрослых и одноклассников. Воспроизводить музыкальные фразы осмысленно, выразительно, понятно для одноклассников.

Задачи урока: 1. Образовательная – знакомство с творчеством итальянского композитора А.Вивальди; русского композитора П.И.Чайковского.

2. Развивающая – развитие вокально-хоровых навыков, умение играть на музыкальных инструментах, развитие чувства ритма.

3. Воспитательная – воспитание любви к музыке, к красоте родного края.

Тип урока: Углубление и закрепление знаний.

Вид урока: Урок-путешествие.

Информационно-методическое обеспечение: презентация (репродукции картин), портреты композиторов, стихи об осени.

Новые понятия: арфа, оркестр, припев, куплет.

Виды и формы контроля: прослушивание,

Прогнозируемые результаты: эмоциональный отклик на музыку осени,

осмысленно владеть способами певческой деятельности: подпевание, допевание, пропевание.

1. Музыкальное приветствие: “Добрый день”. (слайд 1)

Колокольчик нам поёт,
Всех на “Музыку” зовёт.
Слышишь тонкий голосок,
Нам пора начать урок:

Учитель аккомпанирует хоровому исполнению традиционного начала урока.

Добрый день (пропевает учитель по трезвучию до мажора - вверх)

Добрый день (пропевают ученики по трезвучию до мажора - вниз)

Говорим мы (пропевают ученики по трезвучию вверх)

Каждый день (пропевают ученики по трезвучию вниз)

Этими словами (пропевают ученики по ступеням звукоряда до 5-й ступени – вверх)

Здороваемся с вами (пропевают ученики с 5-й ступени – вниз).

“Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это всё когда бывает?” (Осенью)

Вопросы после слушания:

-Какую вы услышали осень?

-Какие картины представили?

-Вот какую осень нарисовал великий итальянский композитор А. Вивальди.

(показать портрет композитора) (слайд 5).

-А какие краски использует Левитан в своей картине? (ответы детей)

Учитель: Разноцветная осень, разноцветные леса. Музыка нарисовала весёлый хоровод осенних листьев. Осенние листья радуются, как будто собираются на бал. Музыка полна радости и счастья.

Я вижу, что вы ребята выполнили домашнее задание. Давайте украсим нашу доску вашими рисунками и листочками.

(на доску прикалываю листочки и рисунки, рассматриваем и вместе решаем какие подходят к данной картине осени).

Посмотрите, стало ещё красивее от ваших работ.

Учитель: Все рисунки и листочки такие яркие и красивые, что даже чуть-чуть напоминают нам про лето.

На прошлом уроке мы с вами познакомились и начали разучивать песенку.

Учитель: Ребята, а теперь давайте прислушаемся, в нашем лесу что-то происходит!

Учитель: Ребята, как вы думаете, о ком рассказала нам музыка? (о кукушке) Почему вы так думаете? (слышно было, как поёт кукушка) Какая музыка по характеру? (светлая, прозрачная)

Как вы думаете, подходит ли картина этого осеннего леса под эту музыку, наполненную прозрачным голосом кукушки и голосами птиц?

Послушайте эту замечательную музыку ещё раз.

Дети слушают фрагмент из музыкального произведения. Л.К.Дакен “Кукушка” (слайд 9 фото кукушки)

ФИЗ.МИНУТКА. (слайд 10)

Мелкий дождик моросит

Кап-кап-кап-кап! (ударяем пальчик о пальчик)

В листьях сада шелестит

Кап-кап-кап-кап! (шуршим ладошками)

Мокнет мячик у ворот

Кап-кап-кап-кап! (шлёпаем по коленям ладошками)

Мокнет поле, огород

Кап-кап-кап-кап! (щелчки руками или притопы ногами )

Учитель: Ребята, а теперь подумайте и скажите, а всегда ли осень бывает радостная, яркая, разноцветная, пышно убранная, богатая урожаем?

Какая ещё осень бывает? (ответы)

Да, оказывается, что в нашей с вами жизни есть две осени. Вы никогда не услышите, что есть две зимы, две весны, два лета. А вот две осени бывают всегда. Одна - радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая – невиданная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Первую любят за щедрость, с какой она отдаёт богатство своих полей, садов, за ясные дни, за красоту лесов. А поздняя осень – это надежда человека на то, что красота и тепло лета обязательно возвратятся, что природа вечно жива, что она замерла ненадолго. Без поздней осени не наступит зима, (- а для чего нужна зима? чтоб природа отдохнула), не наступит весна.

Давайте мы сейчас с вами вспомним все краски уходящей осени. Если бы вы были художниками, то какие цвета красок использовали для изображения поздней осени? (ответы)

Учитель: Ребята, кроме рисунков и осенних листочков было дано домашнее – выучить стихотворение об осени? Кто из вас выучил?

Слушание стихотворений. (определяем вместе с детьми с какой картиной созвучно данное стихотворение )

А какая осень у нас сейчас? (поздняя)

Учитель: А если бы вы были композиторами, какую бы по характеру музыку сочинили для данной картины? (ответы детей)

Учитель: Какими звуками рисует П.И.Чайковский осень?

-Как называется песня?

Разучивание 2 куплета песни. Вокально-хоровая работа.

Исполнение в характере.

Работа над ритмическим рисунком в проигрыше с колокольчиками.

Небо часто хмуриться,
Дождь идёт на улице.
Колокольчики возьмём,
И про дождик мы споём (слайд 13)

(со звучанием определённого ритма колокольчиками в проигрыше)

Учитель: Ну что ж, ребята, вот и пришла пора прощаться с волшебным осенним лесом.

Сегодня на уроке мы вспомнили…..
На уроке мы узнали, что ……
Нам понравилось…….
(слайд 14)

Читайте также: