Роль фантастики в произведениях н в гоголя конспект урока 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Раннее творчество Гоголя, если взглянуть на него с духовной точки зрения, открывается с неожиданной для обыденного восприятия стороны: оно не только собрание рассказов в народном духе, но и обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом, и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются (повести "Ночь перед рождеством", "Вий", "Сорочинская ярмарка" и др.).

С элементами фантастики в творчестве Николая Васильевича Гоголя мы встречаемся в одном из первых его произведений "Вечера на хуторе близ Диканьки". Писатель подчинил фольклорно-этнографические материалы задаче воплощения духовной сущности, нравственно-психологического облика народа как положительного героя книги. Волшебно-сказочная фантастика отображается Гоголем не мистически, а согласно народным представлениям.

Тематика "Вечеров. " - характеры, духовные свойства, моральные правила, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства ("Сорочинская ярмарка", "Вечер накануне Ивана Купалы", "Майская ночь, или Утопленница"), козачества ("Страшная месть") и мелкого поместного дворянства ("Иван Федорович Шпонька и его тетушка").

Герои "Вечеров. " находятся во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. Отношение самого автора к сверхъестественным явлениям откровенно ироническое. Чертям, ведьмам, русалкам Гоголь придает вполне реальные человеческие свойства. Так, черт из повести "Ночь перед Рождеством" "спереди - совершенный немец", а "сзади - губернский стряпчий в мундире". И, ухаживая, как заправский ловелас, за Солохой, он нашептывал ей на ухо "то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду".

Фантастика органически вплетена писателем в реальную жизнь. Она приобретает в "Вечерах. " прелесть наивно-народного воображения и, несомненно, служит поэтизации народного быта. Но при всем том религиозность самого Гоголя не исчезает, а постепенно растет. Более полно, нежели в других произведениях, она выразилась в повести "Страшная месть". Здесь в образе колдуна олицетворяется дьявольская сила. Но этой загадочно страшной силе противопоставлена православная религия, вера во все побеждающую власть божественного закона. Таким образом, уже в "Вечерах. " проявились мировоззренческие противоречия Гоголя.

Фольклорная фантастика представлена в гоголевской прозе не только на сюжетном самом очевидном уровне. Вода, огонь, лес играют в "Вечерах" ту же роль, что и в фольклоре.

"На Украине, - пишет А. Н. Афанасьев, - до позднейшего времени узнавали ведьм по их способности держаться на воде. Когда случалось, что дождь долго не орошал полей, то поселяне приписывали его задержание злым чарам, собирались миром, схватывали заподозренных баб и водили купать на реку или в пруд. Они скручивали их веревками, привязывали им на шею тяжелые камни и затем бросали несчастных узниц в глубокие омуты: неповинные в чародействе тотчас же погружались на дно, а настоящая ведьма плавала поверх воды вместе с камнем. Первых вытаскивали с помощью веревок и отпускали на свободу; тех же, которые признаны были ведьмами, заколачивали насмерть и топили силою. " В "Майской ночи" Гоголь, оставаясь верным украинскому обычаю, превращает ведьму в утопленницу, которая живет в пруду. В "Вечере накануне Ивана Купала" девушки бросают бесовские подарки - перстни, монисто - в воду: "Бросишь в воду - плывет чертовский перстень или монисто поверх воды, и к тебе же в руки. "

Действующие лица то и дело меняют маски. У чертей в "Вечерах" свиные, собачьи, козлиные, дрофиные, лошадиные рыла. Ведьма в "Майской ночи" оборачивается кошкой, а после утопленницей. Другая ведьма из "Вечера накануне Ивана Купала" оборачивается черной собакой, кошкой, старухой. В "Сорочинской ярмарке" Н. Гоголь описывает танцующих старух как театральных марионеток: "Беспечные! даже без детской радости, без искры сочувствия, которых один хмель только, как механик своего безжизненного автомата, заставляет делать что-то подобное человеческому, они тихо покачивали охмелевшими головами. ".

Написанный в конце 1834 г., "Вий" входил в состав "миргородского" цикла - сборника, имевшего подзаголовок "Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки". Экземпляры "Миргорода" (СПб., 1835) были уже отпечатаны, когда неожиданно (скорее всего по цензурным соображениям) пришлось изъять из них предисловие к "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". В набранной книге образовался пробел и на место предисловия, занимавшего две страницы Гоголь поместил вновь написанную концовку "Вия" (первоначально повесть кончалась гибелью Хомы Брута). Одновременно с этим он внес в текст повести ряд поправок и изменений.

Фантастическая фабула, воплощенная в "Вие", не встретила радушного приема у критики. В "Литературной летописи. Библиотеки для чтения", благожелательно отозвавшейся о "Тарасе Бульбе" и "Старосветских помещиках", говорилось, что в "Вие" "нет ни конца, ни начала, ни идеи - нет ничего, кроме нескольких страшных, невероятных сцен. Тот, кто списывает народное предание для повести, должен еще придать ему смысл - тогда только оно сделается произведением изящным. Вероятно, что у малороссиян Вий есть какой-нибудь миф, но значение этого мифа не разгадано в повести".

Один из наиболее авторитетных критиков эпохи. С. П. Шевырев. высказал в рецензии на "Миргород" свое мнение о том, каким образом современная литература должна взаимодействовать с фольклорной фантастикой: "(. ) мне кажется, что народные предания, для того, чтобы они производили на нас то действие, которое надо, следует пересказывать или стихами или в прозе, но тем же языком, каким вы слышали их от народа. Иначе, в нашей дельной, суровой и точной прозе они потеряют всю прелесть своей занимательности. В начале этой повести находится живая картина Киевской бурсы и кочевой жизни бурсаков, но эта занимательная и яркая картина своею существенностью как-то не гармонирует с фантастическим содержанием продолжения. Ужасные видения семинариста в церкви были камнем претыкания для автора. Эти видения не производят ужаса, потому что они слишком подробно описаны. Ужасное не может быть подробно: призрак тогда страшен, когда в нем есть какая-то неопределенность: если же вы в призраке умеете разглядеть слизистую пирамиду, с какими-то челюстями вместо ног, и с языком вверху . тут уж не будет ничего страшного - и ужасное переходит просто в уродливое. (. ) Испугайтесь сами, и заговорите в испуге, заикайтесь от него, хлопайте зубами (. ) Я вам поверю, и мне самому будет страшно (. ) А пока ваш период в рассказах ужасного будет строен и плавен (. ) я не верю в ваш страх - и просто: не боюсь (. )!" ("Московский наблюдатель", 1835).

С мнением Шевырева о том, что "ужасное не может быть подробно" солидаризировался В. Г. Белинский. В "Вие" ему нравились "картины малороссийских нравов" и описание бурсы. Анализ "Вия" Белинский заключал словами: "Нет, несмотря на неудачу в фантастическом, эта повесть есть дивное создание. Но и фантастическое в ней слабо только в описании привидений, а чтения Хомы в церкви, восстание красавицы, явление Вия бесподобны".

Второй раз при жизни Гоголя "Вий" издавался в 1842 г., во втором томе собрания его сочинений. При этом некоторые сцены были заново переделаны и подробности в описании чудовищ устранены. В № 2 "Отечественных записок" за 1843 г. Белинский сочувственно отозвался о характере изменений, внесенных в повесть. Опорные моменты фантастической фабулы "Вия" (столкновение с ведьмой, бесовская скачка, оборотничество, убийство ведьмы, требование, чтобы герой на протяжении трех ночей читал над ее гробом молитвы, ужасы этих трех ночей, первоначальное избавление героя от гибели, затем появление нечисти, призванной ведьмой на помощь, и, наконец, появление "старшего" из нечистой силы, способного увидеть и погубить героя, невзирая на магический круг) имеют фольклорное происхождение. Сказки со сходным сюжетом или его деталями зафиксированы как в украинском, так и, шире, в славянском и европейском фольклоре. Но к малороссийскому "народному преданию" восходят далеко не все подробности гоголевского повествования. Так, гномы - это существа из немецкой мифологии, в украинской демонологии их нет.

На фоне сюжетных подробностей, имеющих литературное происхождение, легко различимы все детали, имеющие фольклорный источник - все, кроме одной: образа самого Вия. Ряд исследователей склоняется к мнению, что Вий, заменивший в фольклорной фабуле "старшую ведьму", был выдуман самим Гоголем. Однако уже в труде А. Н. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу" не только указывалось на наличие в славянской мифологии сходного образа, но и само название фантастического существа - Вий - рассматривалось как вполне традиционное фольклорное. К сожалению, Афанасьев не дает отсылки к источнику, и нельзя поручиться, не послужил ли источником для него "Вий" Гоголя. В поисках аналогов гоголевскому образу были обнаружены восточнославянские фольклорные соответствия Вию и даже индоиранские (параллель между Вием и Vayu, выступающим в одних случаях как божество смерти, в других - как демон, проведена в статье Абаева В. И. "Образ Вия в повести Н. В. Гоголя", М.,1958). Наконец, А. А. Назаревским указаны черты, которыми Вий сходствует с Касьяном в украинских народных преданиях (губительный взгляд, веки до земли, близость к земле и подземной жизни). По мнению Назаревского, имя "Вий" произошло от украинского слова "вiя", обозначающего "ресница" или же "веко вместе с ресницами". Мотив зрения и слепоты, связанный с Вием, на народномифологической основе возникает при переходе границы между живым и мертвым. В. Я. Пропп указывает, что слепа баба-яга, охраняющая вход в царство мертвых. "Точно так же, - пишет он, - и в гоголевском "Вие" черти не видят казака. Черти, могущие видеть живых, это как бы шаманы среди них, такие же, как живые шаманы, видящие мертвых, которых обыкновенные смертные не видят. Такого шамана они и зовут. Это - Вий".

Н. В. Гоголь - первый крупный русский писатель-прозаик. В этом качестве он, по мнению многих современников, стоял выше самого Пушкина, которого признавали прежде всего как поэта. Например, Белинский, похвалив пушкинскую "Историю села Горюхина", сделал оговорку: ". Если бы в нашей литературе не было повестей Гоголя, то мы ничего лучшего не знали бы". С Гоголем и "гоголевским направлением" обычно связывают расцвет реализма в русской прозе. Для него характерно особое внимание к социальной проблематике, изображение (нередко сатирическое) социальных пороков николаевской России, тщательное воспроизведение социально и культурно значимых деталей в портрете, интерьере, пейзаже и других описаниях; обращение к темам петербургской жизни, изображение судьбы мелкого чиновника. Белинский считал, что в произведениях Гоголя отражается дух "призрачной" действительности тогдашней России. Белинский же подчеркивал, что творчество Гоголя нельзя сводить к социальной сатире (что касается самого Гоголя, то он никогда не считал себя сатириком).

В то же время реализм Гоголя совершенно особого рода. Некоторые исследователи (например, писатель В. В. Набоков) вообще не считают Гоголя реалистом, другие называют его стиль "фантастическим реализмом". Дело в том, что Гоголь - мастер фантасмагории. Во многих его сюжетах присутствует фантастический элемент. Создается ощущение "смещенной", "искривленной" реальности, напоминающей кривое зеркало. Это связано с гиперболой и гротеском - важнейшими элементами эстетики Гоголя. Многое связывает Гоголя и с романтиками (например, с Э. Т. Гофманом, у которого фантасмагория часто переплетается с социальной сатирой). Но, отталкиваясь от романтических традиций, Гоголь направляет заимствованные из них мотивы в новое, реалистическое русло. В произведениях Гоголя много юмора. Не случайно статья В. Г. Короленко о творческой судьбе Гоголя называется "Трагедия великого юмориста". В гоголевском юморе преобладает абсурдное начало. Традиции Гоголя унаследовали многие русские юмористы конца XIX и XX в., а также те писатели, которые ориентировались на эстетику абсурда (например: Д. Хармс, А. Введенский и др.). Сам Гоголь был в некотором роде идеалистом и страстно желал "научиться" изображать положительно-прекрасный мир, подлинно гармонические и возвышенно-героические характеры. Склонность изображать только смешное и безобразное психологически тяготила писателя, он испытывал чувство вины за то, что показывает только гротескные, карикатурные персонажи.

Реальное в сюжетах Гоголя соседствует с фантастическим на протяжении всего творчества писателя. Но это явление претерпевает некоторую эволюцию - роль, место и способы включения фантастического элемента не всегда остаются одинаковыми. В ранних произведениях Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки", "Вий") фантастическое выходит на передний план сюжета (чудесные метаморфозы, появление нечистой силы), оно связано с фольклором (малороссийские сказки и легенды) и с романтической литературой, которая тоже заимствовала такие мотивы из фольклора. Отметим, что одним из "любимых" персонажей Гоголя является "черт". Различная нечистая сила часто появляется в сюжетах "Вечеров на хуторе близ Диканьки" в лубочно-фарсовом, не страшном, а скорее смешном виде (есть и исключения, например, демонический колдун в "Страшной мести").

Автор исследования "Поэтика Гоголя" Ю. В. Манн пишет, что гротеск и фантастика у Гоголя постепенно переходят из сюжета в стиль. Гоголь общепризнанный мастер художественных описаний. В. В. Набоков (эссе "Николай Гоголь") писал, что для Гоголя пейзажи, портреты, интерьеры намного важнее, чем сами сюжеты. Описания в прозе Гоголя самоценны, их манера и стиль очень выразительны, прежде всего благодаря обилию предметно-бытовых, портретных, языковых и других деталей. Детализация - важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.

Но необходимо помнить, что реализм Гоголя очень своеобразен, в нем всегда есть элемент гротеска и фантасмагории. Мир Гоголя можно сравнить с мозаикой кривых зеркал. В каждом маленьком кусочке мир гротескно преломляется, становится пародией на себя. И, несмотря на то, что в первой половине XIX-го века в России жили и творили многие великие поэты и писатели, в русской литературе принято считать, что с 40-х годов XIX века начинается "гоголевский" период русской литературы. Русский писатель и философ был не только реалистом, сатириком, а мистиком и религиозным пророком, все литературные образы которого - глубокие символы.

Фантастика - это особая форма отображения действительности, логически не совместимая с реальным представлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре, искусстве и в особых, гротескных и "сверхъестественных" образах выражает миросозерцание человека. В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах. Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей. Видимо, это и привлекало Н. В. Гоголя, который активно использовал фантастические элементы в своих произведениях. Сочетание романтического и реалистического становится важнейшей особенностью произведений Гоголя и не разрушает романтической условности. Описание быта, комические эпизоды, национальные подробности удачно сочетаются с лирической музыкальностью, свойственной романтизму, с условным лирическим пейзажем, выражающим настроение, эмоциональную насыщенность повествования. Национальный колорит и фантастика, обращение к преданиям, сказкам, народным легендам свидетельствуют о становлении в творчестве Н. В. Гоголя национального, самобытного начала.

Наиболее ярко эта особенность писателя отражена в его сборнике "Вечера на хуторе близ Диканьки". Здесь фольклорная демонология и фантастика предстают то в гротескном виде ("Пропавшая грамота", "Заколдованное место", "Ночь перед Рождеством"), то в трагически ужасном ("Страшная месть").

Фольклорное начало прослеживается и в сюжете повестей, и в сути конфликта - это традиционный конфликт, заключающийся в преодолении препятствий, стоящих на пути влюбленных, в нежелании родственников выдать девушку за любимого человека. С помощью "нечистой силы" эти препятствия, как правило, преодолеваются.

В отличие от многих романтиков, у которых фантастическое и реальное резко разделены и существуют сами по себе, у Гоголя фантастика тесно переплетается с реальностью и служит средством комического или сатирического изображения героев, она основана на народной стихии.

Гоголевская фантастика построена на представлении о двух противоположных началах - добра и зла, божеского и дьявольского (как и в народном творчестве), однако собственно доброй фантастики нет, она вся переплетена с "нечистой силой".

Следует отметить, что фантастические элементы в "Вечерах:" Н. В. Гоголя - это не случайное явление в творчестве писателя. На примере почти всех его произведений прослеживается эволюция фантастики, совершенствуются способы ее введения в повествование.

Проблема фантастического у Гоголя интересна как сама по себе, так и с точки зрения формирования в его творчестве принципов художественного изложения вообще. В то же время, разумеется, она имеет и более обширный смысл - так как фантастическое вообще обычно понимается на фоне реалистического, поэтому при определении фантастического обязательно затрагивается проблема реальности и проблема ее художественного отражения.

"Фантастика - мир причудливых представлений и образов, рожденных воображением на основе усвоенных ранее фактов реальной жизни". Но ведь так же можно определить и сказку, так как ее мир тоже состоит из упомянутых в определении "причудливых представлений и образов, рожденных воображением". Почти то же можно сказать и о жанре научно-фантастической литературы. Более того, к этому определению близко подходит и самая характерная черта романтизма: часто говорят, что сам термин "романтизм" восходит к слову "роман", то есть, имел опору на художественный вымысел. Поэтому важнейшей проблемой оказывается различение видов фантастического. Именно так и поступает Ю. В. Манн в своем разъяснении природы фантастического у Гоголя.

Прослеживая эволюцию творчества Гоголя, Манн замечает, что удельный вес фантастики был велик уже в ранних произведениях Гоголя: в большинстве повестей из "Вечера на хуторе близ Диканьки", а также в некоторых повестях из "Миргорода" ("Вий") - фантастические силы открыто вмешивались в сюжет, определяя судьбу персонажей и исход конфликтов. Хотя такое использование фантастического вообще традиционно, в частности, для русской романтической новеллы, представленной выше, тем не менее, считает Манн, уже здесь, на раннем этапе творчества, Гоголь внес в разработку фантастического свой очень значительный вклад. Ему удалось увязать два типа фантастического. В прошедшем временном плане открыто выступали образы персонифицированных сверхъестественных сил - черти, ведьмы, а также люди, вступившие с ними в преступную связь (например, Басаврюк из "Вечера накануне Ивана Купалы", колдун из "Страшной мести" и т. д.). Нетрудно видеть, что это тот же принцип, который реализует сказка.

Таким образом, границы, разделяющие фантастическое и действительное, и у Гоголя оказываются размытыми, гротескный мир, где нарушение привычных для читательского взгляда связей, форм, закономерностей призвано сделать зримой глубинную сущность изображаемого.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 8 классе

- создание условия для осознания учащимися значения финала повести;

- развитие навыков анализа и интерпретации художественного текста;

- развитие интереса к исследовательской деятельности;

- воспитание сострадания, уважения к личности человека.

Оборудование: презентация в Power Point .

Эпиграф: « - А чего я тебе, чем я вам мешаю. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.

1. Орг. момент.

2. Объявление темы урока.

- Финал повести – это еще одна загадка Н.В.Гоголя, которую пытались отгадать разные литературоведы, попытаемся разгадать ее и мы сегодня на уроке.

Запишите в тетради тему урока. Оформите одним предложением вашу точку зрения по поводу значения финала повести.

- Попытаемся разобраться, откуда возникла идея такого странного финала. Выскажите свои гипотезы.

- В каких произведениях жизнь героев чудесным образом продолжается после смерти?

(в житиях святых)

3. Слово учителя. ( слайды 1-5)

3. Работа с текстом жития.

(Учитель читает текст, учащиеся составляют кластер)

- Вспомните сюжет гоголевской повести, найдите сходные моменты в жизни героев.

Послушание Стоическое терпение Смерть от несправедливости Жизнь после смерти

- Таким образом, что определило судьбу героя повести? (Зачем Гоголь такое большое место в повести отводит эпизоду наречения героя?)

- Почему этот эпизод важен для понимания образа Акакия Акакиевича? Помогает ли он понять авторское отношение к герою?

- На уроках литературы мы уже встречались с образами героев, подобных Башмачкину. Как их называют в литературоведении?

- Заполните таблицу (Строки первой колонки открываются по мере того, как учащиеся вспоминают отличительные черты образа маленького человека)

7. Чтение финала повести.

- В финале повести мы узнаем подробности из личной жизни значительного лица. Давайте познакомимся с ним поближе.

решение развлечься поездка к другу, решение поехать к похищение

2 бокала шампанского Каролине Ивановне шинели

развеяли тяжелые мысли

принимает предложение побежал «неизвестно

8. Подведение итогов.

- Зачем же был нужен такой финал Гоголю? (Учащиеся делают выводы и записывают их в тетради.)

2) Каждый человек нужен. Акакий Акакиевич, как и Акакий Синайский, направляет на путь истинный сбившегося с пути человека.

9. Рефлексия.

-Оправдались ли ваши предположения относительно роли финала повести? Чем для вас был полезен сегодняшний урок?

Д/з. Подумать, а может Набоков прав, когда говорит об одном похитителе шинелей? Кто этот похититель? Дописать синквейн: 1 стр. Гоголь - 5 стр. Писатель-гуманист.

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор Кримарчук Н.А.
Дата 22.02.2015
Формат docx
Изображения Есть

For-Teacher.ru - все для учителя

Класс 8А - 8Б - 8В-

познакомить с повестью Н. В. Гоголя "Шинель";

проследить раскрытие темы "маленького человека" в русской литературе;

учить анализу текста;

работа с литературоведческими понятиями "портрет", "деталь" и др.

развитие навыков монологической речи;

развитие навыков работы с критической литературой;

… надо, чтобы за дверью
каждого довольного, счастливого человека
стоял кто-нибудь с молоточком
и постоянно напоминал бы стуком,
что есть несчастные…

Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну: может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии.

чтение слов А. П. Чехова

… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… - пишет А. П. Чехов в рассказе "Крыжовник".

Такими "молоточками" приходят к читателю произведения А. С. Пушкина , Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова.

- Вспомните произведения, где мы встречались с этим героем - "маленький человек"?

- А что это за тип героя?

- Особое место в этом ряду занимает повесть Н. В. Гоголя "Шинель" - "одно из глубочайших созданий Гоголя", по словам В. Г. Белинского, "колоссальное произведение", по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит сегодня выяснить.

2. История создания.

Замысел повести "Шинель" родился не сразу.

В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название "Повесть о чиновнике, крадущем шинели". В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл "Петербургских повестей. " Место действия - Петербург - выбран неслучайно.

- Как вы думаете, почему?

(город безжалостен, равнодушен к миру "маленького человека")

3. Историческая справка.

Россия в 20-30 годы 19 века очень интересное время с точки зрения истории. Основные признаки внешней политики:

Аракчеевщина- Политика крайней реакции, полицейского деспотизма и грубой военщины, проводившаяся А.А. Аракчеевым. Подавление общественного свободомыслия недовольства, увеличение численности бюрократического аппарата.

Крепостное право- совокупность юридических норм правового государства, закрепляющих наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости.

Разгром декабристов- попытка государственного переворота, состоявшееся 14 декабря 1825 года в Петербурге. Восстание было совершено группой дворян- единомышленников и ставило целью недопущение вступления на престол Николая I.

А фамилия была Тишкевич.

-Как вы думаете, что означала эта фамилия? От какого существительного образовалась фамилия?

4. Анализ повести.

- Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?

- Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?

- Каково отношение к нему сослуживцев?

- Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?

работа с иллюстрацией к тексту (см. рисунок 1)

- Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы?

- Подберите строчки из текста.

- Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?

Работа над портретом героя

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

- ДОСКА: АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

- Как вы думаете почему?

- Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?

чтение сцены разговора с Петровичем

- А каково авторское отношение?

Гоголь дает два противоположных, даже несовместимых полюса в портрете героя.

- Башмачкин - несчастный или посмешище?

- Появление шинели приоткрывает душевный мир героя.

- Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?

работа с иллюстрацией (см. рис. 2)

- Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами.

- Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.

- Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.

- Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

(статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, но все это формально)

- Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество?

- Где кульминация повести?

- Что происходит с Акакием Акакиевичем ? (потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа - только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни)

- В чем заключается особый драматизм этой ситуации?

(никто не помог ему)

- К кому обращается Акакий Акакиевич ?

работа с иллюстрацией (см. рисунок 3)

- Что удалось изобразить иллюстраторам?

- Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию.

- Каким же вы увидели чиновника?

- Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?

- Давайте посмотрим финал повести и подумаем , почему именно так заканчивается повесть?

И эти неприятности так подействовали на Акакий Акакиевича, что он не смог их пережить. И тут вступает в действие другой персонаж- Петербург. Промерзший во время метели Башмачкин, заболел и умер.

Исчезло и скрылось существо никому не дорогое, ни для кого не интересное, но для которого в конце жизни мелькнул светлый гость в виде шинели. А Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто его и не было.

-Как это нам показывает Гоголь?

- А ведь каждый человек должен быть кому-то нужен. И этими фразами, вы подтвердили типичность маленького человека в этом городе.

- Так что же случилось после смерти Башмачкина?

- Получается, смиренный, беззлобный( по имени) Акакий Акакиевич по воле божьей вершит суд. Даже значимое лицо, после встречи с призраком, стал относиться к людям лучше.

- За что наказывается значительное лицо? (нет сострадания, нет любви к ближнему, нарушает главную заповедь "возлюби ближнего")

- А какой приказ получают полицейские по поимке призрака?

-Почему он нелепо звучит?

-А как вы думаете, для чего Гоголь это делает?

Работа с текстом.

А) служащие департамента, в котором служил А.А.
Б) "значительное лицо

Прежде чем завершить историю земного существования своего героя, Гоголь вводит фигуру, которая вносит новые ноты в повествование, - "значительное лицо". Утрата шинели, как бы ни была страшна сама по себе, ещё не должна была свести в могилу бедного А.А, ведь А.А. даже не простудился, когда лежал в снегу на площади, когда бежал по холоду к себе домой. Потом он вдруг проявил невероятную энергию и даже настойчивость, когда разыскивал свою шинель. Но везде измученный А.А. наталкивался на равнодушие, словно дьявол забрался в человеческие души. Венчает его хождение по мукам визит к "значительному лицу". Это лицо совсем недавно вышло из незначительных лиц, получило генеральский чин и уже освоило приёмы управления. Они состояли из трёх фраз: "Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли вы, кто стоит перед вами?" Несчастному Башмачкину страшно не повезло: присутствие старого приятеля прибавляло прыти "значительному лицу". Когда всё это обрушилось на А.А., да ещё с топаньем ног, робкий чиновник не выдержал. Он "так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять, его вынесли почти без движения"

Гоголь оберегает читателя от ошибки: как бы он не подумал , что всё дело в свойствах "значительного лица". Нет, генерала потом мучила совесть, да и в душе он был добрый человек. "Но генеральский мундир совершенно сбил его с толку". Система уничтожает в человеке естественное, человеческое. В человеке убит человек. Вернуть нас к себе хотел писатель Гоголь. Пожалеть страждущего и беззащитного, остановить руку или несправедливое слово, обращённое к тому, кто сам не может противостоять чиновному хамству и жестокости сильных мира сего, просит нас писатель. В этом сила и мудрость русской литературы. Продолжая пушкинские традиции, Н.В. Гоголь "милость к падшим призывал". Чтобы понять русскую литературу, нужно помнить писательское признание Ф.М. Достоевского: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя…"

- Как вы понимаете эти слова и какое они имеют отношение к нашему разговору?

В. Набоков с явной горечью писал, что "объехал много стран, и нечто вроде шинели А.А. было страстной мечтой того или иного случайного знакомого, который никогда и не слышал о Гоголе". Это расширяет рамки гоголевской повести, делает её не только достоянием национальным, но и общечеловеческим.

Но повесть не укладывается в самые проницательные истолкования - за их пределами ещё остаётся многое, что может заметить читатель. Так ли тщетна попытка "сооружения шинели"? Ведь шинель всё-таки отняли, как отняли жизнь. Шитьё шинели стало не просто спасением тела от холода, а возвышением души, утверждением человеческого достоинства. Это был подвиг не только А.А., но и пьяницы-портного Петровича, который прежде занимался "одной починкой, а тут соорудил целую шинель. Он душу в неё вложил, каждый шов сделал любовно, а потом, уплотняя его, прошёлся собственными зубами. Как истинный художник, Петрович не погнался за гонораром, взял за шитьё самые малые деньги, зато, вручив бережно шинель, шёл тайком за А.А., чтобы ещё раз полюбоваться на своё творение.

Повесть производила бы самое беспросветное впечатление, если бы не свет, исходящий от самых убогих, затёртых, ничтожных. Как не вспомнить Евангелие:

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".

К живой душе взывает Гоголь, потому что вокруг чаще всего свиные рыла, как в кошмарном сне героя комедии "Ревизор". Страшно от мертвых душ. Поэтому слова из рассказа Чехова "Крыжовник": "Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о "маленьких людях".

- Какие чувства вызывает у нас герой гоголевской повести?

- Значит, души у вас живые, к ним проложил путь писатель Гоголь. Он помог нам уйти от равнодушия.

В завершении прочту стихотворение. Оно коротенькое - всего четыре строки. Подумайте, какое отношение оно имеет к нашему разговору?

Что суесловить? Не стезя плоха.
Все как один о небесах забыли.
Кто возлюбил, тому не до греха.
А мы грешим. Ещё не возлюбили.

- Всё ли понятно в этих словах?

- Какое отношение строки стихотворения Иеромонаха Романа имеют к обсуждаемой проблеме?

Подведение итогов. Объяснение домашнего задания.

а) об Акакии Акакиевиче,

3. Акакий Акакиевич служил в департаменте:

а) иностранных дел,

4. Имя Акакий Акакиевич получил:

б) кума настояла,

а) титулярный советник,

в) тайный советник.

а) Григорий Петрович,

б) Иван Иванович Ерошкин,

в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович.

7. Акакий Акакиевич:

а) был равнодушен к работе,

б) старался работать, чтобы не выгнали,

в) служил с любовью, с наслаждением.

8. Акакий Акакиевич:

а) положительный герой,

б) отрицательный герой,

в) противоречивый характер.

б) не чувствуется,

в) его позиция выражена пафосом произведения.

а) играет важную роль,

б) не играет особой роли,

в) его здесь нет.

а) ничтожное существо,

б) личность, временно задавленная обстоятельствами,

в) человек, замкнутый в своем богатом духовном мире.

а) художественная деталь,

4. Носителем положительного начала является:

а) образ Петербурга,

в) здесь нет положительного начала.

6. Акакий Акакиевич - это:

а) типичный национальный характер,

б) лишний человек,

Презентация: Фантастика в произведениях Гоголя

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Презентация: Фантастика в произведениях Гоголя

Фантастика в произведениях Гоголя


Слайд 2

Гоголевская фантастика необычна. В ее основе, с одной стороны глубоко национальные, народные корни, с другой стороны, она опирается на известные западноевропейские традиции. Перед нами удивительная комбинация украинского фольклорного материала и немецкого романтизма. К тому же особую окраску приобретает она в связи с мировоззрением самого автора. Более того, фантастика эволюционирует от повести к повести.


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16

Гоголь развивал принцип параллелизма реального и фантастического. Важная особенность гоголевской фантастики в том, что божественное в концепции Гоголя – это естественное, это мир, развивающийся закономерно, а демоническое - это сверхъестественное, мир, выходящий из колеи. Итак, Гоголь отодвинул носителя фантастики в прошлое, потом спародировал поэтику романтической тайны сна. Фантастика ушла в быт, в вещи, в ведение людей и в их способ мыслить и говорить.


Слайд 17

Читайте также: