Конспект урока лисичка со скалочкой речевая практика

Обновлено: 04.07.2024

Конспект НОД по речевому развитию для детей 4 лет "Пересказ русской народной сказки "Лисичка со скалочкой.

Ребята, сегодня я принесла на занятие большую книгу стихов, сказок и рассказов. Но как отличить их друг от друга я забыла. Помогите, мне пожалуйста. Я вам буду читать отрывки от произведений, а вы попробуете определить, что это – сказка, стихотворение или рассказ. Я только напомню вам, что сказка – это выдумка, рассказ- это то, что может случиться на самом деле, а в стихотворении всегда есть рифма. Например, мишка – шишка, жук – паук, коза- стрекоза ( здесь и далее наклонным шрифтом выделяются предполагаемые ответы детей или действия педагога)
Итак, слушайте внимательно.
- Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Стихотворение
- Наступила зима, выпал снег, и ребята слепили большого снеговика… Рассказ
- Бежала мышка по лесу, видит теремок стоит, постучалась в него и спрашивает… Сказка

Вашему вниманию предлагается первая часть раскраски для детей. Я работаю в группе короткого пребывания со средней посещаемостью 7-8 детей. Поэтому листов раскраски хватает каждому ребенку. Но так как работа предстоит кропотливая, то вполне можно раскрашивать один фрагмент нескольким детям по очереди.



Перед Вами вторая часть раскраски.
После того, как все листы будут раскрашены педагог оформляет их в книгу, которую дети могут брать домой. Таким образом родители подключаются к процессу обучения детей пересказу.
Исходя из опыта, рекомендую на одном листе формата А4 размещать 4 картинки раскраски,чтобы дети не устали, особенно если каждый ребенок раскрашивает свой лист.



В качестве примера получившейся книжки предлагаю вам другую сказку. Догадаетесь какую?
Книжка-раскраска к сказке "Лисичка со скалочкой" куда-то самоликвидировалась со временем)))

Цель: Учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по её содержанию. Помочь детям понять, что лиса в этой сказке - персонаж отрицательный. Вспомнить с детьми названия русских народных сказок о животных, в которых один из действующих лиц – лиса.

Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам;

Развивать навыки связной речи детей, память, внимание;

Развивать мелкую моторику пальцев рук и координацию движений, творческое воображение;

Воспитывать интерес и любовь к сказкам;

Демонстрационный материал: Иллюстрации к сказкам на экране (презентация); магнитофон; игрушки Лиса, Волк, Заяц, Медведь; скалочка, шапочки животных.

Предварительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о лисе; рассматривание иллюстраций; разучивание стихов, игр.

Словарная работа: Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна, рыжая, мордочка, скалочка.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в непростое путешествие- путешествие по сказкам!

Воспитатель: Вот мы с вами и попали в гости к сказке. Посмотрите кого можно увидеть?

(На столе стоят накрытые игрушки животных)

-Какие это животные, как мы можем их назвать?

- Ребята, а кто из животных в сказках самый сердитый?

-Что вы можете еще про него сказать?

Дети: он голодный, злой, страшный, зубастый.

-Кто из животных всего боится, уши дрожат?

Воспитатель: А какой он?

Дети: Трусливый, маленький, серенький, боязливый

Воспитатель: А кто из животных неуклюжий?

Дети: Мохнатый, большой, сильный

Воспитатель: Какая она?

Дети: Хитрая, рыжая, умная,

Воспитатель: Скажите мне как в сказках называли наших животных?

Воспитатель: А сейчас ребята я буду читать отрывок из сказки, а вы должны узнать, что это за сказка. Если вы отгадаете ее, то появится на экране картинка:

-Итак слушайте внимательно!

-Молодцы ребята, вы знаете героев сказок.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит, зайке холодно сидеть надо лапочки погреть, зайке холодно стоять надо зайке поскакать, надо зайке поскакать.

-Мы сегодня с вами сегодня познакомимся с новой сказкой.

-Послушайте загадку о герое этой сказки внимательно:

И исчезла, чудеса

Где ты рыжая…. лиса!

-А что такое скалочка, кто из вас знает?

Воспитатель: Скалочка- это деревянный предмет, которым раскатывают тесто.

Воспитатель выразительно пересказывает текст (Слайд 8)

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу:

- Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

- У нас и без тебя тесно.

- Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

Вот она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

Рано утром лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом и спрашивает:

- Где же моя скалочка? Давайте мне за неё курочку!

Мужик - делать нечего! - отдал ей за скалочку курочку.

Взяла лисичка курочку, идёт да поё т:

- Шла лисичка по дорожке,

Нашла скалочку,

За скалочку взяла курочку!

Пришла она в другую деревню:

- Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

- У нас и без тебя тесно.

- Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку.

Лисичка легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, а курочку под печку.

Рано утром лисичка потихоньку встала, схватила курочку, съела, а после и говорит:

- Где же моя курочка? Давайте мне за неё гусочку!

Ничего не поделаешь, пришлось хозяину отдавать ей за курочку гусочку.

Взяла лисичка гусочку, идёт да поё т:

- Шла лисичка по дорожке,

Нашла скалочку,

За скалочку взяла курочку,

За курочку взяла гусочку!

Пришла она под вечер в третью деревню:

- Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

- Да у нас и без тебя тесно.

- А я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку под печку.

Вот она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку под печку.

Утром, чуть свет, лисичка вскочила, схватила гусочку, съела да и говорит:

- А где же моя гусочка? Давайте мне за неё девочку!

А мужику девочку жалко отдавать. Посадил он в мешок большую собаку и отдал лисе:

- Бери, лиса, девочку!

Вот лиса взяла мешок, вышла на дорогу и говорит:

- Девочка, пой песни!

А собака в мешке как зарычит!

Лиса испугалась, бросила мешок - да бежать.

Тут собака выскочила из мешка - да за ней!

Лиса от собаки бежала-бежала да под пенёк в нору юркнула. Сидит там и говорит:

- Ушки мои, ушки! Что вы делали?

- А вы, ножки, что делали?

- А я всё тебе мешал бежать.

- А, ты всё мешал! Ну постой же, я тебе задам! - И высунула хвост из норы. - Ешь его, собака!

Тут собака ухватилась за лисий хвост, вытащила лисицу из норы и давай её трепать!

Вопросы по тексту:

-Кто главный герой этой сказки? (Лисичка)

-Что нашла лисичка? (Шла лисичка по дорожке и нашла скалочку)

-Давайте вспомним как она просилась переночевать. Каким голосом она говорила?

(Я лисичка-сестричка! Пустите переночевать. !

-Куда пропала скалочка? (Рано поутру лисичка встала, сожгла скалочку.)

-Что ей дали взамен? Как она просила? (Дайте мне за нее курочку)

-Что случилось с курочкой? (Она ее съела)

-Что лиса получила вместо курочки? (Хозяин дал ей гусочку)

-Что сделала лиса с гусочкой? (Она ее съела)

-Кого посадил хозяин в мешок? (хозин в мешок посадил девочку)

-Куда спряталась лиса от собаки? (от собаки лиса спряталась в нору)

-Что она делала в норе? (Сидела и приговаривала)

- Ушки мои, ушки! Что вы делали?

- А вы, ножки, что делали?

- А я всё тебе мешал бежать.

-Что сделала лиса с хвостом? (Высунула из норы. Ешь его собака)

-Заслужила лиса такой конец? (Да, она обманывала людей, которые ее пожалели, приютили)

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

Мультимедийная презентация /data/edu/files/w1463118850.pptx (Лисичка со скалочкой)

Ход урока.

Организационный момент.

Улыбнемся, детвора!
Заниматься нам пора.
Прозвенел уже звонок, н ачинаем наш урок.

- У каждого из вас лежит маршрутный лист, на котором отражены все этапы урока. На уроке мы будем оценивать себя сигнальными карточками (зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный – надо подтянуться).

Актуализация знаний.

- А сейчас в маршрутном листе вам нужно соединить название животного и его сказочное прозвище. Если вы справитесь с заданием, то узнаете, кому из животных не хватило прозвища. Этот персонаж станет главным героем сегодняшнего урока.
(Работа с таблицей)

- Назовите, как вы соединили название животного и его сказочное прозвище.

- Какое животное осталось без прозвища? (Лиса)

- Проверьте правильность выполнения работы по таблице.

- Оцените свою работу.

(Показ таблицы на доске.)

- Героиней нового произведения на уроке будет Лиса. Вспомните, как Лису называют в литературных произведениях. (Лисичка-сестричка; плутовка; Патрикеевна)

- А кто знает, что обозначает слово ЛИСА? (слово лиса произошло от слова лисый – желтоватый, рыжий цвет)

- Какой по характеру бывает лиса в произведениях? (хитрая, лживая, изворотливая)

- В произведениях какого жанра можно встретить эту героиню? (В сказках)

- Почему же в сказках так часто главной героиней оказывается лиса? (Наверное, народ осуждает хитрость, обман, лесть и заставляет задуматься, что нельзя вести себя так, как лиса)

- Подумайте, могут ли в этой книге быть произведения о лисе? Как об этом можно догадаться?

- Перед вами солнышко. Посмотрите на него и попытайтесь выбрать, чем бы вы хотели заняться на этом уроке?

*отвечать на вопросы

- А теперь я заменю слово ХОЧУ на слово МОГУ.

- Что произошло с вашим выбором? Он изменился?

- На уроке постараемся работать дружно, помогая друг другу и, тогда у нас получится выполнить все виды работ, отмеченные вами.

Осмысление: первичное восприятие и усвоение нового материала.

- Послушайте произведение и определите его жанр. Подумайте, как можно доказать ваш выбор.

(Показ учителем презентации: иллюстраций к сказке и чтение текста)

- В маршрутных листах отметьте жанр произведения.

-Докажите ваш выбор жанра произведения. (Троекратное повторение; лиса разговаривает как человек и общается с людьми на равных; добро побеждает зло; используется приём повтора песни)

- Проверьте правильность выполнения работы по таблице.

(Показ таблицы на доске.)

- Оцените правильность выполнения работы.

- Откройте учебник страница 93, назовите автора произведения.

- О ком рассказала нам сказка?

- С чего начался обмен у лисички? (Со скалочки)

- Как встретили хозяева лисичку со скалочкой? (Неприветливо)

- Почему же лисичку пустили переночевать? (Просила скромно, ласково, хитрым голоском - убедила хозяев в том, что не потеснит их.)

- Что лиса говорила людям, чтобы ей поверили?

- С какой интонацией голоса нужно читать, произносить эти слова? Выберите в таблице слова и назовите. (Таблица со слова на доске: радостно, любезно, решительно, вежливо, требовательно, ласково, скромно, удивлённо.)

- Произнесём эти слова так, как должна произнести лиса, чтобы ей поверили. (Выразительное чтение слов учащимися)

- Как лиса обманывала людей? (Ночью сжигала скалку, съедала курочку, гусочку и взамен просила что – то другое)

- Что говорила лиса, когда просила что-то взамен?

- С какой интонацией голоса она это произносила? Выберите в таблице слова и назовите. (Таблица со слова на доске: радостно, любезно, решительно, вежливо, требовательно, ласково, скромно, удивлённо.)

- Произнесём эти слова так, как должна произнести лиса. (Выразительное чтение слов учащимися)

- В тексте вам встретились мало употребляемые слова в нашей речи. Каким способом можно узнать значение этих слов?

- В маршрутных листах прочитайте слова в первой колонке, найдите значение этих слов во второй колонке и соедините.

Стеснить, заставить теснее встать, сесть, расположиться

Длинный деревянный валик для раскатывания, катания чего-нибудь (например, тесто раскатывать)

Приводить в беспорядок, колебать, дёргать, тормошить.

Юрким движением скрыться куда-нибудь, скользнуть

(проверка выполнения работы учащимися)

- Назовите, как соединили слово со значением.

- Проверьте правильность выполнения работы по таблице и оцените себя.

(Показ таблицы на доске.)

Вторичное закрепление учебного материала

- Какие виды работ на уроке уже выполнили? (Слушали, отвечали на вопросы, учились выразительно читать слова лисички.)

Лисичка с курочкой.

Лисичка с гусочкой.

Лисичка с девочкой.

Лисичка и собачка.

- Какого события нет среди перечисленных пунктов плана?

- Что узнали в этой части текста?

- Как озаглавили эту часть?

- Проверьте правильность выполнения задания по таблице.

(Показ таблицы на доске.)

- Оцените правильность выполнения работы.

- Назовите заголовок части сказки.

- Вспомните критерии оценивания выразительного чтения.

(проверка выполнения детьми работ)

- Оцените правильность выполнения работы.

- Как заканчивается первая часть сказки? (Лисичка идёт по дороге во вторую деревню и поёт песенку.)

- Прочитайте слова песенки так, как должна петь их лисичка.

- Как заканчивается вторая часть сказки? (Лисичка идёт по дороге в третью деревню и поёт песенку.)

- Прочитайте слова песенки так, как должна петь их лисичка.

- Для чего в сказке используют приём повторения? (Хотели показать, как удачно лиса обманула людей и довольная собой она направлялась в следующую деревню.)

- Закройте глаза, представьте, как выглядит лисичка в сказке.

- Опишите лисичку, как вы её представляете. (В красивом рыжем меховом наряде, хитрые глазки блестят от удачного обмана, довольная собой)

- Этот образ довольной лисички сохраняется в сказке от начала и до конца сказки? Докажите свой выбор.

Ой, ты, лисонька-лиса,

Пройдись по лесу, краса,

Ты зверушкам улыбнись,

Низко в пояс поклонись.

С зайцами попрыгай вместе,

С волком покружись на месте,

С белкой спрячь ты урожай,

Никого не обижай!

- Как перехитрили лису? Прочитайте в тексте предложения, где об этом говорится.

- Как была наказана лиса?

- Давайте составим характеристику главной героини. В маршрутных листах отметьте слова, характеризующие поведение лисы в сказке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 24, г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республика Башкоротостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Возрастная группа: средняя

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по её содержанию. Помочь детям понять, что лиса в этой сказке - персонаж отрицательный. Вспомнить с детьми названия русских народных сказок о животных, в которых один из действующих лиц – лиса.

Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам.

Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам.

Развивать мышление, память, воображение.

Развивать мелкую моторику пальцев рук и координацию движений

Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Демонстрационный материал: Иллюстрации к сказкам , магнитофон, кассета, игрушка Лиса, сундучок.

Предварительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о лисе; рассматривание иллюстраций; разучивание стихов, игр.

Словарная работа: Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна, скалочка, рыжая, мордочка, скалочка.

Организационный момент.

Дети, вы хотите сегодня отправится в сказочное путешествие.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Сюрпризный момент. Появляется волшебный сундучок, в котором спрятана игрушки лисы.
- Ребята, посмотрите, что это?
-Правильно, кто-то забыл волшебный сундучок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что же там такое. Слушайте загадку.

Она живёт в большом лесу –
Все знают хитрую куму,
А про её проказы
Есть сказки и рассказы. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (Лиса)
- Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки.

Ребята, как в сказках называют лису?

Дети: Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна.

А как выглядит наша Лисичка?

Дети: У нее пушистый хвост, острая мордочка, рыжая.
Беседа . - Воспитатель : Я приготовила для вас выставку книг.

Посмотрите, какие сказки здесь есть?
-Как называются все эти сказки? (русские народные)
-Дети, почему они так называются? (их написал народ).

В каких сказках мы с вами встречали лису?

Дети: Колобок, Теремок, Рукавичка, Заюшкина избушка, Лиса и заяц, Снегурочка и лиса, Петух и Лиса.

А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики.

Сели все правильно. Спинку выпрямили ножки подружили.

Чтение сказки.

Далее дети отвечают на вопросы по сказке.
Вопросы:
Что нашла лисичка на дорожке?

-Что было дальше?
-Кого отдал мужик за скалочку?
-Кого отдал мужик лисе в другой деревне?
- Как обманули лису в третьей деревне?
- Как лиса сама с собой разговаривала?
- Как вы думаете, хорошо ли поступала лиса?
А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказке?

Дети: Лиса в сказке хитрая, обманщица.
-Молодцы,

Анализ: А вам понравилась сказка? А как она называлась? Чему она нас учит? А кто герой этой сказки?

Читайте также: