Конспект консультации для воспитателей современные формы работы с родителями

Обновлено: 06.07.2024

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.

5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Коллективные формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные формы играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

Информационно-коммуникационные формы. Приоритетность их применения обусловлена такими преимуществами, как постоянная возможность виртуального взаимодействия с родителями и обмена информацией с ними.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Общее родительское собрание учреждения дошкольного образования. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки. Для родителей, вновь принятых детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т.д.

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

Клубы по интересам. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Совместные мероприятия с сотрудниками учреждения дошкольного образования. Организуются как активные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, продемонстрировать достижения, отдохнуть, познакомиться.

Благотворительные акции. Организуются для материальной поддержки нуждающихся семей через сбор средств (одежды, игрушек, детских книг), оказание спонсорской помощи.

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Индивидуальные беседы. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Посещение семьи на дому. Основная цель визита – познакомиться с семьёй, ознакомления с особенностями семейного воспитания, условиями жизни ребёнка.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется специалистами учреждения дошкольного образования с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Родительские уголки. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: распорядок дня, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы для родителей.

Выставки, вернисажи детских работ. Их цель – продемонстрировать результаты индивидуальной и совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий.

Папки–передвижки. Папка предоставляется во временное пользование родителям для ознакомления с информацией, после чего с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам.

Видеосъёмка. Предполагает съёмку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим её просмотром совместно с родителями, детьми, педагогами.

Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать об учреждении дошкольного образования.

Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о том, что организуется в детском саду и др.

Ящик идей и предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Презентация учреждения дошкольного образования. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы учреждения дошкольного образования. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом учреждения дошкольного образования, коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.

Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).

Форум — мероприятие, проводимое для обозначения или решения каких-либо в достаточной степени глобальных проблем.

Онлайн-семинар (веб-конференция, вебинар, англ. webinar) — разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.

Вебинар (англ. web + seminar) — это виртуальный семинар, организованный посредством интернет-технологий. Он включает в себя

выступление на определенную тему и следующую за ним дискуссию в удаленном режиме через Интернет с использованием соответствующих технических средств (программное обеспечение для проведения вебинаров, а также наушники и микрофон).

Skype (МФА: [skaIp]) — бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее текстовую, голосовую связь и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), опционально используя технологии пиринговых сетей, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. Программа также позволяет совершать

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, киши отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

Ø проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

Ø возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

Ø ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

Ø увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

Ø стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

Ø размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

Ø повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте:

- сотрудничество Организации с семьёй;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Проблема, с которой сталкивается педагог в работе с родителями – это видимое отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников, а также недостаточная педагогическая компетентность родителей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Одной из задач государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Повышение педагогической культуры родителей, их педагогическое просвещение, способствует совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, а также повышает уровень положительного отношения и доверия к педагогам. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в сам процесс педагогического творчества.

Взаимодействие детского сада и семьи – это взаимосвязь педагогов, воспитанников и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются все стороны. Следовательно, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи - источник и важный механизм развития всех участников данного процесса. Важно найти такую

форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ мы ведем по четырё м направлениям:

1. Информационно-аналитическое.

2. Познавательное. 3. Наглядно-информационное

1. Информационно-аналитическое направление включает в себя:

- Консультации

- Составления социального паспорта семей

- Изучение специальной литературы: книг, статьей, материал в интернете.

2. Познавательное направление включает в себя:

- День открытых дверей

1. Наглядно - информационное направление включает в себя:

- Уголки для родителей

2. Досуговое направление, это:

Семейные праздники, чаепития, конкурсы. Это свободное неформальное общение – наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания и теплоты в отношениях всех участников образовательного процесса.

детский сад – семья, общественность. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Они становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

В результате проведенной работы, использования нетрадиционных форм и методов общения с родителями повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей, возрос уровень культуры межличностного общения родителей.

Семья – принята как первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребёнка. В своей педагогической деятельности продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитать будущих созидателей жизни.

Какой человек, такой и мир, который создаёт вокруг себя.

Список используемой литературы:

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва).

Методическая разработка на тему Работа с родителями ТЕМА: "Варианты участия родителей воспитанников детского сада в праздниках физкультурно-спортивной направленности" (из опыта работы) Спортивный.

Современные формы работы с родителями в ДОУ Известно, что дошкольный возраст важный и ответственный период в жизни ребенка, в этом возрасте формируется личность, закладываются основы.

Прежде чем работать с семьёй, её нужно хорошо узнать. Что для этого нужно? Какими принципами должен руководствоваться педагог? Какие модели общения существуют? Как разнообразить формы? Об этом и поговорим.

Содержимое публикации

Подготовил старший воспитатель

МОУ детский сад №54 г.Волгограда

Пичинина Н.А.

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В тоже время семья выступает и отрицательным фактором воспитания (ссоры, конфликты родителей, плохой пример и т.д.). Эти ошибки связаны с недостатками знаний по вопросам воспитания ребенка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта. Поэтому нуждаются в помощи педагогов, хотя не все родители осознают это. Содержание работы педагога с родителями включат в себе вопросы воспитания и обучения детей; для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем.

Прежде чем работать с семьей, ее нужно хорошо узнать, Поэтому на I этапе – нужно собрать и обработать информацию о каждом воспитаннике и его семье. Только тогда возможно повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного отношения с родителями.

К основным принципам, на основе которых строится общение педагогов с родителями относятся:

–– общение на основе диалога;

–– открытость, истинность в общении;

–– отказ от критики и оценки партнера по общению.

доверительное взаимодействие в значительной степени определяется порцией самих педагогов, какую роль он играет в отношениях с родителями.

Условно модели общения можно выделить:

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют разнообразные взаимодействия педагогов с родителей.

Индивидуальные формы:

Посещение семьи на дому. Проводится один - два раза в год с це лью познакомиться с семьей, особенностями воспитания, отслеживать условия жизни ребенка дома.

Индивидуальные консультации. Предполагают индивидуальное общение с родителями, когда педагоги или другие специалисты отве чают на их вопросы. Проводятся по запросам родителей.

Индивидуальные беседы. Представляют собой обсуждение с роди телями жизни ребенка дома и в детском саду для установления позитивных отношений с семьей, получения информации о ребенке. Про водятся воспитателями практически ежедневно.

Участие родителей в управлении дошкольным учреждением. Предполагает участие родителей в советах: дошкольного учреждения, педагогов, по питанию.

Участие родителей в подготовке и проведении воспитательно-об разовательного процесса. Проводится по согласованию с родителями в форме подготовки помещения, раздаточного и демонстрационного ма териала, участия в качестве ассистента, помощника в занятиях, самостоятельного обучения детей, участия в режимных процессах: утренней за рядке, прогулке, играх детей, организации кружковой работы по интересам.

Работа консультационных пунктов. Предполагает организацию консультаций для всех желающих в определенное время несколькими специалистами детского сада, имеющими разную квалификацию: вос питателями, педагогом-психологом, руководителем физического воспи тания, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, логопедом.

Коллективные формы:

Тренинги. Предполагают организованное активное социально-психо логическое обучение родителей психологическим навыкам. Например:

Экскурсии. Проводятся совместные посещения детьми, роди телями, сотрудниками детского сада зон отдыха (парка, леса, реки), культурных, исторических мест (музеев, театров) в целях духовного обогащения, отдыха, общения, установления позитивных взаимоотно шений, эмоциональной разгрузки.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Вклю чает в себя активную деятельность различного рода в групповом по мещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготов ка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков,

Дни открытых дверей. Представляют собой дни свободного по сещения желающими (родителями и общественностью) детского сада с целью более детально ознакомиться с работой учреждения: заняти ями, играми, режимными моментами, праздниками, развлечениями. Их количество и содержание определяется руководством детского сада.

Телефон доверия. Предполагает рекламу режима работы опреде ленного телефонного номера, по которому желающие могут анонимно высказать свое мнение, получить ответ на вопрос, разъяснения, другую информацию

у имеющихся в детском саду специалистов.

Совместные вечера, праздники и развлечения родителей с деть ми и сотрудниками дошкольного учреждения. Организуются как ак тивные, насыщенные Эмоциональным общением мероприятия, в про цессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, показать достижения,отдохнуть,познакомиться поближе. Например: календарные праздники (Новый год), праздники семьи, мам, пап; литературные, музыкальные, спортивные, интеллектуальные вечера.

Концерты. Включают подготовленные детские, родительские, вос питательские, совместные выступления: чтение стихотворений, испол нение песен и танцев, драматизацию сказок и других произведений.

Благотворительные акции. Организуются для материальной под- держки нуждающихся семей через сбор средств (одежды, игрушек, детских книг), оказание дополнительных бесплатных услуг.

Наглядно - информационные формы:

Обмен литературой. Подразумевает распространение психолого-педагогических знаний через аннотирование педагогами специальной литературы для родителей, которые могут знакомиться с ней в дошкольном учреждении и дома.

Список предложенных форм сотрудничества не является полным и всеобъемлющим, так как ежедневная работа с родителям постоянно рождает новые и видоизменяет старые. Так, например, фор мы работы на основе телепередач появились в практике сотрудниче ства с семьей с рождением на телеэкране интерактивных игр со зрите лями. Такая давно существующая наглядно-информационная форма, как папки-передвижки, трансформировалась в рукописные журналы или самостоятельную издательскую деятельность. Мероприятия, име ющие традиционную структуру (родительские собрания, лектории, кон ференции и другие), наполнились новыми приемами (интерактивны ми играми, диагностическими процедурами и т. д.).

На сегодняшний момент многие формы работы с родителями ис пользуются в комплексе. В структуру любого мероприятия е участием родителей вносятся различного рода новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям.

Неформальный подход к организации и проведению этих форм работы ставит перед необходимостью использовать разнообразные методы активизации родителей. Для этого надо давать им возможность активно участвовать, говорить, спорить, играть, соревноваться. Включать решения кроссвордов; ролевые и деловые, подвижные игры; анкетирование; тестирование; обмен мнениями, решение проблемных ситуаций и т.п.

В работе полезно использовать анализ педагогических ситуаций, что помогает прийти к выводу, что методы воспитания надо применять гибко: учитывать особенности ребенка, его настроение, темперамент. Где уместно одно в другом месте неприемлемо.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с использованием нетрадиционных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребенка, так и его ближайшего окружения. В ходе работы должны поддерживаться нормы взаимодействия: взаимоуважение, открытость к общению, доверие и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иначе говоря, это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребенка. Таким, как самопознание, самонаблюдение, самолюбие, самоорганизация, самовнушение, самокритика, самопожертвование, самоуправление, самодеятельность, саморазвитие, самореализация, самодостаточность, самовоспитание, самоактуализация…

-Ты у меня умница;

-Подумай - и у тебя получится, а если не получится, тогда мы вместе будем думать;

-Не волнуйся! У тебя все получится.

-Не переживай, у каждого в детстве так было, все пройдет.

-Молодец! Ты преодолел, ты справился!

-Ты конечно, можешь поступать по – своему, но мне кажется, ты должен еще подумать - правильно ли это?

-Человек всегда стоит перед выбором. Умный человек всегда выбирает то, что приносит пользу людям и ему самому.

-Каждый может ошибаться, главное уметь признавать ошибки и исправлять их. Я уверена, что и ты сможешь это сделать.

-Действуй, я тебе доверяю.

Часто можно услышать вопрос к ребенку (его задают и родители и очень часто воспитатели, причем повторяют его несколько раз и с большим надрывом:

-Ты зачем это сделал! Я тебя спрашиваю, зачем ты это сделал!

Прошу Вас не нужно его задавать в таком тоне и с таким надрывом, повторяя бесконечно.

В такой нервозной ситуации ребенок вам не ответит и вы еще больше разнервничаетесь.

В такой ситуации разумнее будет объяснить, что нельзя делать и почему. Через некоторое время вернитесь к ситуации и спокойно поговорите, что двигало им, почему он поступил неправильно, проанализируйте его поступок вместе с ним, не вы утверждаете приговор, а он сам должен осознать, почему нельзя или неправильно.

Иногда можно увидеть детей одних, в прихожей. Их оказывается, наказали. Но больше всего таким способом вы наказываете себя, т. к. это опасно, оставлять детей без присмотра, за закрытой дверью, вы нарушаете правила безопасности и несете за это уголовную ответственность; и еще одна причина – морально – этическая: вы восстанавливаете ребенка против себя, у него появляется озлобленность, он же тоже знает, что вы не должны так поступать, появляется цепочка зла, а это большая опасность для ваших дальнейших взаимоотношений, и в целом для становления личности.

А теперь поговорим о работе с родителями. Как Вы думаете, почему при таком разнообразии применяемых форм работы с родителями, все-таки возникает непонимание и разногласия? (Выслушать мнение педагогов) .

А вот мнение, основанное на опросах педагогов:

- родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить его уровень развития, не хотят видеть недостатки;

- родители равнодушны к своим детям и детскому саду;

- перекладывают ответственность за воспитание и обучение на детский сад;

- низкий культурный и педагогический уровень родителей;

Таково мнение педагогов. А вот что сказали об этой проблеме родители:

- невнимание к детям со стороны воспитателей;

- не показывают в полном объеме работу с детьми (только работы по изодеятельности и ручному труду) ;

- только поучают и жалуются;

- много негативного говорят про ребенка и почти ничего хорошего, никаких достижений;

- что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;

- мало практической информации;

Отсюда следует вывод:

Проблема непонимания заключается вовсе не в отсутствии внимания со стороны

родителей, а в закрытости самого ДОУ. Родители не имеют открытого доступа к работе воспитателя, нет адекватного обмена мнениями. Воспитатели не желают проникновения родителей на свою территорию даже в вопросах оказания помощи.

Как изменить существующее положение дел? Как наладить сотрудничество?

Некоторые известные педагоги утверждают, признаками сильной системы являются:

- серьезное отношение к индивидуальности ее участников;

- гордость за свое учреждение.

Педагоги обязательно должны строить работу на:

- взаимном доверии во взаимоотношениях с родителями;

- учитывать индивидуальность каждой семьи: возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень;

-одновременно влиять на родителей и детей;

-соблюдать систематичность и последовательность в работе;

- использовать РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ в работе с родителями;

- СОБЛЮДАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ.

Только на этих принципах можно выстроить новую модель взаимодействия: родитель – семья – педагог, где взрослые являются сотрудниками, партнерами.

Итак, что же это за формы работы с семьей?

Назовем наши традиционные формы:

Существуют также и нетрадиционные формы работы с родителями:

- просмотр видеороликов, видеозарисовок, слайдов из жизни ДОУ;

- переписка с родителями;

- презентации выставок детских работ, концерты силами детей и взрослых;

Педагоги чаще должны смотреть на себя со стороны и стараться меняться в лучшую сторону, двигаться к совершенству.

Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, т. к. это Вы пришли работать с детьми, Вы получили специальное образование.

Чтобы ваша работа с родителями строилась успешно, придерживайтесь следующих правил:

- никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка;

-отметьте сначала положительные факты его жизни;

-замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;

-если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;

-желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы, если не готовы сейчас – прямо об этом скажите;

-вселяйте в родителей веру в своего ребенка;

-щадите самолюбие родителей;

-не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей;

Алгоритм взаимодействия с семьей.

1. Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

3. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Вы не должны говорить, что так не правильно. Не опровергайте, а предлагайте свои способы воздействия, призывайте объединить усилия для выработки единых требований.

4. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи.

Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

5. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, советуется с родителями и прислушивается к ним. На это стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в том числе и на перевоспитание ребенка.

6. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором всех контактов является педагог.

Читайте также: