Конспект квеста в подготовительной группе по экологии

Обновлено: 07.07.2024

Цель: формировать экологические знания у детей посредством игровой деятельности и создания условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на достижение поставленной цели.

Задачи:

  • Развивать познавательно-исследовательский интерес, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях.
  • Развивать доброжелательное и ответственное отношение к природе, желание оказывать помощь природным объектам, способствовать развитию внимания, координационных способностей, умению ориентироваться на местности;
  • Доставлять детям радость от участия в общей игре, воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранение красоты и богатства родной природы.

Дети оказываются перед избушкой - стоят: метла, ступа. Предполагают, что здесь живет Баба Яга.

Баба Яга: -Ха-ха-ха! Что-то здесь русским духом запахло! Ой, детишки, какие симпатичные, наверно, вкусные! Ну-ка, отвечайте, зачем пришли: дело, пытать, или от дела лытать!

Баба Яга: - Ну что ж, я согласна подсказать. Но для этого вам надо преодолеть препятствия и выполнить много трудных заданий. Согласны?

Главная тайна природы спрятана на 4 пазлах, находятся они в 4 уголках леса. Эти подсказки - пазлы картинки. Если вы найдете все эти подсказки и правильно их соедините, то разгадаете главную тайну природы.

Ведущая: Ну что, ребята, вы согласны выполнить задания Бабы Яги?

Баба Яга загадывает загадки

На полянке посидели
Все попили и поели
А потом пошли домой
Мусор унесли с собой?
Правильно?

Можно по лесу гулять,
Ветки с дерева срывать?

Девочки цветочки рвали
И веночки заплетали,
А поляна вся пуста
Не осталось ни цветка!

Можно уходя домой
Уносить ежа с собой?

Дети по лесу гуляли
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали
Кустик не сломали
Правильно?

Баба Яга: - Ладно, ладно, молодцы! А потанцевать со мной сможете?

Молодцы! Вот вам первый пазл и волшебный шарик, он покатится и приведет вас куда надо!

Ведущая: Спасибо, бабушка!

Дети оказываются около гнезда печального аиста, спрашивают о его беде.

Аист: В лесу был сильный ветер, мое гнездо покачнулось, и все яйца раскатились по полянке, помогите спасти моих будущих птенцов.

Аист: Молодцы, а еще я принес вам телеграммы, только они не подписаны! Помогите узнать от кого!

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. (улитка)

2. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. У меня уже вырос новый! /ящерица/.

3. Хотите научиться ползать? Приходите, кусать не буду. Обещаю. /змея/

4. Друзья! Кому нужны иголки, приходите пока я не заснул. /ежик/

5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. /медведь/

6. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть! /лиса/

7. Самая мудрая! Учу всем наукам! Прошу учесть, что занятия провожу ночью. /сова/

- Спасибо вам, ребята! Получайте пазл.

Оказываются около бассейна, на бережку сидит грустная рыбка

Дети спрашивают, что случилось.

Рыбка: - Река очень грязная, люди после пикников бросают мусор в речку, а мои рыбки задыхаются в грязной воде!

- Ведущая: Ребята, что же нам делать, как помочь?

Дети собирают мусор в пакет, а из набора предметов изготавливают фильтр и очищают воду. Теперь можно и рыбок запускать!

- Спасибо, добрые дети, я знаю, что вы ищете, вот вам пазл, доброго пути!

Шарик привел нас к дереву, где ребят встречает Доктор Айболит.

Доктор Айболит:

- Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

И пришла к Айболиту лиса. А нет, не лиса. Ребята пришли. Здравствуйте детишки! Что вас ко мне привело? Никак, заболели! Хворь? Ангина? Неужели скарлатина? Слова сопровождаются осмотром детей. Смотрит горло, слушает фонендоскопом.

- И так, что вас беспокоит?

Доктор Айболит: Прекрасно, прекрасно! А на вопросы мои ответите?

1. Вы в лесу поранились, аптечка в машине, какое растение приложить к ране? (Картинки или гербарий)

2.Одуванчиками можно только любоваться? (Как использовать в лечебных целях)

3. Чем лечатся лоси? (Три картинки: мухомор, таблетки, чай)

Ребята, я знаю, что вы собираете пазлы, поэтому, за ваши старания и доброе отношение к животным, я дарю вам пазл, безопасной дороги!

Доктор Айболит: Спасибо вам, ребята! Получайте последний пазл.

Ведущая: Дети, вот мы и узнали главную тайну природы! Она без нас не может!

Чтение стихов, рассказов, сказок о природе.

Материал к занятию:

Формирование учебной мотивации в ходе деятельности по прохождению квеста.

1. Познакомить детей с понятием - что такое экология.

2. Закрепить ранее полученные знания о природе.

3. Развивать познавательно-исследовательский интерес, чувство юмора, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях.

4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

5. Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.

Ход занятия.

Дети, я, вчера получила электронное письмо, которое прислала вам наша старая знакомая тетушка Сова. Вы хотите узнать, что в этом письме? Предлагаю посмотреть и узнать, что в этом письме.

Здравствуйте, дорогие дети! Знакома я с вами давно, знаю, что вы очень сообразительные, добрые и отзывчивые. Поэтому решила обратиться к вам за помощью. Помогите мне навести порядок в моем лесу. Добраться в мой лес, вы сможете с помощью ключиков, которые для вас приготовили мои помощники. Первый мой помощник – веселый деревянный мальчишка. Угадайте, кто он?

Желаю вам удачи! До встречи в лесу!

Каким будет наше решение? Вы готовы помочь тетушке Сове? Отправляемся в путь!

(В группе разложены 5 конвертов с заданиями, на конвертах изображены сказочные герои и силуэты геометрических фигур. С обратной стороны конверта буквы: э, ко, ло, ги, я, в конвертах лежат геометрические фигуры: овал, квадрат, треугольник, многоугольник).

Вы узнали, о ком говорила т. Сова?

Значит наш путь начинается с задания от Буратино. Давайте узнаем, какое оно.

1. Задание от Буратино - Расскажите, что такое лес, Какие бывают леса?

- (Дети высказываются, перечисляют обитателей леса, называют растения).

- Помогите узнать из какого леса я, если меня сделали из дерева, у которого нет листьев?

Дети: - Хвойный лес, сосновый бор.

Вопросов больше нет. Посмотрите, в конверте есть фигура, как она называется?

Что он нам подсказывает?

Дети: - нужно найти конверт с такой же фигурой.

- (Дети находят конверт с треугольником от Белоснежки).

Послушайте и найдите на картинке животное по голосу.

(на картинках нарисованы животные, ребенок должен изобразить голос этого животного).

Посмотрите внимательно, всех вы узнали и нашли?

Дети: - не было голоса ежика.

Белоснежка, пишет, что не знает какой у ежика голос. Она спрашивает, а вы знаете его голос? Покажите.

- (Дети имитируют голос ежика, и отмечают его на картинке).

Задание выполнено на отлично. У каждого животного нашелся его голос, а у нас следующий ключик – это?

- (Из конверта достается квадрат).

Следующее задание в конверте, где есть квадрат.

- (Дети приносят конверт от кота Леопольда).

Дети, кот Леопольд, приготовил для вас конверты с заданием, но свои конверты вам нужно найти прочитав свои имена, их здесь по два.

Значит работать вам нужно в паре, дружно и внимательно. Найдите свои имена и приступите к работе.

- (Дети находят свои конверты и приступают к выкладыванию цепочки последовательности).

Задание выполнено, проверьте друг друга, всели цепочки правильны?

- (Воспитатель с детьми рассматривают, и проверяют выполненное задание).

С этим заданием вы тоже успешно справились, ключик – помощник?

Дети: - овал, задания от Русалочки.

Представьте, что мы с вами попали с лес:

Только в лес мы пришли, появились комары.

На нас нападают, очень больно кусают.

Комаров прогнали, дальше зашагали.

Вдруг мы видим у куста, птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем, и в гнездо его несем.

На полянку мы заходим, много ягод там находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим.

На полянке, возле елок, дети заплясали,

Увидали кабана в обморок упали.

- (Дети имитируют движения в соответствии со словами текста, в конце, опускаются на пол, замирают).

Ну, что, отдохнули? Пора продолжать наш путь.

4. Задание от Русалочки.

Русалочка просит рассказать, почему их так назвали:

- Мухомор – морит мух.

- Сорока – из далека похожа, что одета в белую сорочку.

- Лягушка – длинные ноги, думают, что лягается.

- Воробей – воровал зерно, все кричали: - вора бей.

- Подорожник – растет вдоль дорог.

- Ворона – часто ворует все, что блестит.

- Колокольчик – похож на колокол и т. д.

На все вопросы Русалочки, мы дали ответ, и значит, подсказка – помощник у нас в руках – это фигура?

Дети: - многоугольник, конверт - Маши и Медведя.

Проверим подходит он к конверту.

5. Задание – Маши и Медведя.

Вспомните все задания, по очереди, разложите конверты обратной стороной, прочитайте слово.

Что означает это слово - экология?

- (Высказывание детей, воспитатель дает пояснение).

Экология – это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе и влияние человека на окружающую среду и живую природу.

Конвертов больше нет, а значит, что мы с вами в конце пути. Закройте глаза, и представьте, что вы пришли в лес тетушки Совы.

- (Дети закрывают глаза, воспитатель беспорядочно выкладывает на столе сюжетные картинки с примерами поведения в природе, на проекторе включается изображение леса).

Давайте вспомним, о чем она вас просила тетушка Сова?

Дети: -навести порядок.

А где же здесь непорядок?

Дети: - перемешаны карточки.

У нашего светофора два сигнала – красный и зеленый.

Как вы думаете, какие картинки подходят этим цветам?

Дети: - зеленый – хорошо, красный – плохо.

Поможем т. Сове, наведем порядок.

- (Дети распределяют картинки на мольбертах).

Включается видео ролик с т. Совой:

Дорогие мои дети!

Сегодня вы еще раз доказали, что вы по-настоящему любите природу и много о ней знаете. Хочу вас за это наградить. Большое спасибо вам за помощь! Получите награды!

- (В конце ролика сова показывает место где находятся медали, дети находят шкатулку, воспитатель одевает медали.)

Какие красивые медали, кто прочтет, что на них написано? Почему юный эколог? Вам трудно было выполнять задания? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? Кто лучше всех справился с заданиями? Кому было нелегко? Какое у вас настроение в конце нашего путешествия?

Автор: Зотович Татьяна Борисовна

Населенный пункт: Новгородская область, г. Валдай

Цель:

  • экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия. Формирование учебной мотивации в ходе деятельности по прохождению КВЕСТА.

Задачи:

  • формировать знания детей о способах охраны окружающей среды;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения;
  • расширять и обогащать знания о природе, её явлениях, правилах поведения в ней;
  • воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;
  • доставить детям радость, удовольствие от выполнения совместных заданий, согласовывать свои действия для достижения общей цели.

Оборудование:

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций экологического содержания, просмотр документальных фильмов экологической направленности, беседы с детьми.

Ход игры:

В гости к ребятам приходит Знайка.

Знайка :Ребята, сегодня с вами мы оправимся спасать одного из помощников Земли, его похитил злой колдун. Выполнив правильно все задания – мы узнаем где колдун его спрятал. Добраться до пункта назначения нам помогут ключики (ключики в виде геометрических фигур), которые приготовили для вас мои друзья из Цветочного города.

Воспитатель: Каким будет наше решение? Вы готовы помочь нашей Земле?

Но для начала, я хочу проверить все ли вы знаете о том как правильно надо вести себя в природе.

· Можно ли, разорять птичьи гнёзда?

· Можно ли, разорять муравейники?

· Можно забирать из леса домой животных?

· Можно рвать полевые цветы?

· Можно ловить бабочек и стрекоз?

· Как себя нужно вести в лесу, можно ли кричать?

· Можно разводить костры в лесу без взрослых?

Теперь отправляемся в путь.

(В группе разложены 5 конвертов с заданиями, на конвертах изображены сказочные герои и силуэты геометрических фигур. С обратной стороны конверта буквы: э, ко, ло, ги, я, в конвертах лежат геометрические фигуры: овал, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник).

Знайка:Чтобы получить первый ключ, вам необходимо отгадать загадку:

Все в Цветочном городишке

Знают этого мальчишку.

Коротышку и зазнайку,

Дети: Незнайку.

Знайка: Правильно, ребята. Первое задание от Незнайки.

(дети находят конверт с заданием)

Оборудование: предметы, которые нужны/не нужны в походе (ружье, топор, сачок, магнитофона, спички, велосипед…)

Воспитатель: читает задание

    • Вчера КТО - ТО ходил в поход –
    • Съел ОН кашу, бутерброд!

    И сложил в рюкзак игрушки

    Мячик, удочки, подушку,

    Взял продукты на неделю, Книжку, папину гантелю, Кружку, ложку, котелок.

    А поднять рюкзак не смог.

    Что же сделал ОН не так?

    Почему тяжел рюкзак?

    (дети называют и показывают что с собой не стоит брать, то что нужно в походе - укладывают в рюкзак)

    Знайка:Молодцы ребята, вот вы и готовы к походу.Посмотрите, в конверте есть фигура, как она называется?
    Дети: треугольник.

    Воспитатель: Первый ключ у нас. Нас ждет второе задание. От кого оно?

    Этот очень-очень важный.

    Он с касторкою отважно

    На болезнь бросается,

    Всех лечить старается.

    (Дети находят конверт с треугольником от доктора Пилюлькина).

    Воспитатель: Дети, чем вас лечит мама, когда вы заболеете?

    Дети: Мама дает таблетки, микстуры и отвар лекарственных трав.

    А теперь отвечаем на вопросы викторины:

    - Трава, которую и слепой знает. (крапива)

    - Лекарственное растение, которое используется при головной боли, глазных заболеваниях, я еще на его цветках можно гадать. (ромашка)

    - Если это растение приложить к ранке, она быстро заживет. (подорожник)

    - Лекарственное растение, которое хорошо и в свежем и в сушеном виде. (малина, шиповник)

    - В этой ягоде много витамина С, а куст, на котором она растет колючий. (шиповник)

    Воспитатель: Задание выполнено, а у нас следующий ключик – это…?

    ( Из конверта достается квадрат).
    Дети: квадрат.

    Воспитатель: Второй ключ найден. Следующее задание …

    Этот парень очень славный

    Друг Незнайки самый главный.

    Они, бывает, ссорятся,

    Но дружба не расстроится.
    Дети: Гунька.
    (Дети приносят конверт от Гуньки).

    (расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания)

    Дети делятся на команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок – растения, второй – растительноядного животного, третий – хищника.

    Воспитатель:Задание выполнено, а у нас следующий ключик – это…?

    Дети: Круг.

    Воспитатель: Мы продолжаем наш поход и следующее задание…

    Эти двое малышей

    Все могут сделать и быстрей,

    И лучше заграничного. (Дети: Винтик и Шпунтик)

    (Воспитатель читает задание от Винтика и Шпунтика)
    Ежили, бумажки, и фантики ты бросаешь,

    Ты планету засоряешь

    Должен помнить ты, он, я –

    Фантиком погубим муравья.

    Хоть они красивы и легки,

    Могут умереть от них жуки.

    Правильно, друзья, поступит тот,

    Кто свой фантик в урну отнесет.

    Команда получает контейнеры со специальными знаками для сбора мусора и должна не просто собрать мусор, но еще и рассортировать его согласно знакам на мешках (бумага, пластик, батарейки). Задача игроков как можно больше мусора собрать в мешки.

    Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились и правильно справились с заданием. Теперь у нас четвертый ключ, какой. Прямоугольник.

    Слушаем следующее задание от жителя Цветочного города, кто же он?

    Этот — мастер рисовать

    Красками и кистью.

    Может он нарисовать

    И портрет, и листья. (Дети:Тюбик)

    (Воспитатель читает задание от Тюбика)

    Тюбик: Леса, луга, реки, озера – это наш общий дом, а животные и растения – наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относится бережно. Помни простые правила поведения в природе: береги лягушек, жаб, головастиков, не лови бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе, не разоряй в лесу муравейники, муравьи – санитары леса, не ломай веток на деревьях. Давайте ребята нарисуем нашу природу – небо, леса и озера, зверей и птиц, насекомых и цветы.

    Воспитатель: И снова вы выполнили задание прекрасно, и значит, подсказка – помощник у нас в руках – это фигура…?

    Дети:Прямоугольник.

    Что означает это слово — экология?
    (Высказывание детей, воспитатель дает пояснение).

    Экология – это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе и влияние человека на окружающую среду и живую природу.

    Воспитатель: Конвертов больше нет, а значит, что мы с вами в конце пути.

    Знайка:Так, слово ЭКОЛОГИЯ получилось. Да, ключик у меня есть. Вот он. Но что же им надо открыть? Ребята, вы не знаете, что я должен им открыть? Может потайную дверь у Папы Карло? (ответы детей) Ну, а может где-то спрятан сундук? Вы не видите ничего? (Дети находят сундук) Какие вы молодцы. Я бы без Вас не справился. Давайте скорее откроем и посмотрим кого из помощников Земли колдун спрятал. Только для начала надо отгадать загадку.

    Летит, а не птица,

    Воет, а не зверь.

    За окошком завывает,

    Тёплым, ласковым бывает,

    Но и может всё на свете

    Знайка: Спасибо, ребята за помощь, теперь я могу вернуться к друзьям в Цветочный город.Надеюсь вы станете хорошими друзьями природы и будете ее беречь и защищать.

    Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия.
    Задачи:
    1. Образовательные:
    • Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.
    2. Развивающие:
    • Развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки;
    3. Воспитательные:
    • Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.

    Лесовичок: Здравствуйте, дети. Я – старичок Лесовичок, живу в лесной чащобе. Я охраняю лес и лесных зверей, забочусь и оберегаю их.
    Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес! Вы знаете, что такое лес? А вы знаете, как в лесу гулять нужно? (ответы детей).
    Лесовичок: Хорошо. А то есть такие дети, которые приходят в лес и начинают ветки ломать, цветы рвать, обижают птиц и насекомых, зверей пугают. Вы, наверно, тоже такие? (ответы детей).
    Лесовичок: Ну, хорошо! Так уж и быть, разрешу я вам погулять, да поиграть в лесу. А за это вы мне должны найти и принести шишки. Но не простые, а золотые!
    Лесовичок: А в этом вам помогут мои друзья – Лесные жители. Отправляйтесь к ним в гости! Если вы выполните их испытания, и принесете мне Волшебные шишки, то я разрешу вам гулять по лесу отныне и навсегда!
    Лесовичок: А чтобы вы не заблудились, я дам вам карту


    как попасть к моим друзьям – лесным жителям. Только помните: чтобы в Лесу не потеряться, держитесь за руки.
    Между станциями дети осуществляют переход, держась за руки, цепочкой.

    Белка скачет скок, поскок, (прыжки)
    И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши)
    Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам)
    По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках)
    Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!
    Лиса: Молодцы, ребята, вижу, что вы все умные и смышленые, в лесу не пропадете! За это дам я вам волшебную шишку (отдает шишку).

    Заключительная часть:
    Команды по готовности возвращаются к Лесовику и отдают ему шишки. Лесовик благодарит их, и еще раз спрашивает о правилах поведения в лесу.
    Лесовичок: Что вы мне принесли? (ответы детей). Надо же! Справились! Целых 5 штук принесли! Молодцы! Значит, испытания вы все прошли. А вот теперь я хочу вас спросить о правилах поведения в лесу. Я буду показывать вам картинки, а вы отвечайте.
    Лесовичок: Ребята, заканчивается наша прогулка. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим Лесовика за интересную прогулку.
    Лесовик. Запомните, ребята: надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу. А я тоже приготовил для вас подарки.
    Лесовик дарит детям корзину с печеньем в форме грибочков.

    Свод правил поведения в лесу для детей:
    № Правила Пояснение
    1 Ходите в лес только со взрослыми
    На ребёнка или группу детей должен приходиться хотя бы один взрослый. Если детей много, взрослых должно быть несколько. В случае опасности, это скоординирует действия детей, поможет избежать травм
    2 Не поджигайте сухую траву
    Разводя костёр, оградите его от остальной травы, сложите ветви и аккуратно подожгите. Над костром не должно быть веток деревьев.
    Уходя, костёр необходимо затушить водой. Убедитесь, что не осталось углей. Под влиянием ветра они могут разгореться, что спровоцировать пожар
    3 Не оставляйте мусор на природе.
    Уходя, соберите весь мусор в пакет и довезите его до ближайшей урны. Это касается и вашего, и чужого мусора Помните, природа — это дом зверей и птиц. Заходя в гости, ведите себя цивилизованно, ведь вы не животные
    4 Не создавайте шума, не включайте музыку, или делайте это тихо
    Птицы и звери, живущие в лесу, испугаются. У них есть гнёзда, норы и другие формы жилища. Спугнув самку, вы можете оставить её детёнышей на голодную смерть
    5 Не дразните диких животных
    Ваше присутствие для них и без того — стресс. Загнанный зверь может повести себя агрессивно.

    Многие звери переносят бешенство, которое смертельно опасно для человека. Столкнувшись с агрессивным животным, замрите, дождитесь, пока оно уйдёт.

    Читайте также: