Конспект урока по изо 6 класс композиция

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: формирование ум ения использова ть пр ием ы , средства композиции ,

развитие эстетического вку са на примере художественных произведений,

Задачи урока: Обогащать знания о композиции . Нау чить исполь зовать знания,

полученные на уроке в самостоятельной работе. Научить рисовать

предметы по представле нию. Развивать умение составлять из предметов

натюрморт. Закрепить у мение выразительно размещать пред меты на листе.

Способствовать дальнейшему развитию графических навыков.

бумага , гуашь, пастель, кисти, баночка для воды, палитра, клеенка.

драпировка, посуда, су хие цветы, м у ляжи фр у ктов и овощей

• Учитель: Композиция (от лат. com positio ) означае т составление, соеди нение различных

частей в единое целое в соответствии с какой либо идеей. Композиция встречается во всех

областях жизни человека. В му зыке, в одежде, в архитект у ре, в еде, в дизайне( дети сами

В изобразительном иску сстве компо зиция – это построение художественного

Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше

воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному

• Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате

мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы и зображения

размещаются не хаотично, а образуют простые геометричес кие фигуры (треугольник,

• Использование в композиции диагональных линий придает картине динамику , ощущение

• Оставляя перед движ ущимся предме том свободное пространство, мы усиливаем иллюзию

• В сюжете не все одинаково важно, и второстепен ные части подчиняются главному , а

ко мпозиционный центр не обязательно должен быть в центре картины .

• Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Такое

построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой

• Симметричные композиции – статичные (ус тойчивые), левая и правая половины

• В ассиметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразн ым в

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид урока: рисование по воображению.

Цель урока:

Изучить индивидуальный почерк и манеру письма художника и постараться интерпретировать это в своей манере.

Задачи урока:

  • научить учащихся проводить композиционный графический анализ методом последовательного исключения из произведения цвета, тона, второстепенных деталей т.п;
  • развивать образное мышление учащихся, умение самостоятельно проводить анализ манеры и стиля работ художников;
  • выполнять композицию, используя стиль и манеру художника, цветовой строй произведения.
  • воспитывать любовь к изобразительному искусству, к выполняемой работе, к наследию известных художников: Матисса, Пикассо, Лентулова и др.

Открытый урок

в 6 кл. по изобразительному искусству


Выполнила: учитель ИЗО

Гусейнова З.Р.

План-конспект открытого урока

Преподаватель: Гусейнова З.Р в 6классе

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: рисование по воображению.

Изучить индивидуальный почерк и манеру письма художника и постараться интерпретировать это в своей манере.

Задачи урока:

научить учащихся проводить композиционный графический анализ методом последовательного исключения из произведения цвета, тона, второстепенных деталей т.п;

развивать образное мышление учащихся, умение самостоятельно проводить анализ манеры и стиля работ художников;

выполнять композицию, используя стиль и манеру художника, цветовой строй произведения.

воспитывать любовь к изобразительному искусству, к выполняемой работе, к наследию известных художников: Матисса, Пикассо, Лентулова и др.

Задание на урок:

Выполнить на формате А 4 с поисковыми эскизами (в карандаше) работу художника (по выбору автора) в цвете.

Оборудование:

для Учителя:

термины урока: стиль, манера, стилизация,

репродукции художников: Матисса, Пикассо, Модильяни, Лентулова и др;

живописные материалы: гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши и др.

для Учащихся:

формат А 4, живописные и графические материалы;

Организационная часть урока

Практическая часть урока.

Подведение итога урока

Действие учителя и учащихся

Здравствуйте, ребята и преподаватели школы.

Сегодня, на заключительном открытом уроке по предмету композиция, мы с вами вспомним пройденное, закрепим новое, и выполним интересное, на мой взгляд, творческое задание по декоративное композиции.

В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в не свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией.

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

В декоративном искусстве стилизация – метод ритмичной организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности.

В каждом происходящем историческом процессе присутствуют определенные черты, свойственные только этой эпохе, тому поколению людей, живущим в нем. Таким образом, за многие тысячелетия жизни на земле возникло множество исторических стилей.

Стиль – наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и выражения, личности и эпохи. Художник А. Дерен считал, что

Чаще всего стиль определяют как систему внутренних связей между компонентами

Творческого процесса:

Содержание-Форма-Колорит-Техника выполнения - Пространственное построение.

Если сравнить стиль и манеру, то Манера – это особенные черты творческого процесса, а стиль – его конечный результат, обязательный синтез, целостность всех компонентов художественного произведения.

Такие изобразительные средства композиции, как пространственный объем, цвет, линия, фактура, благодаря определенной организации художником, приобретают индивидуальный характер и следовательно, стилевую окраску.

Стиль произведения несет в себе стиль эпохи, которые трансформируются на индивидуальном уровне творчества конкретного человека.

Порой произведения великих творцов выходят за рамки конкретного стиля, и тогда можно вспомнить о стиле Пикассо, Матисса, Модильяни и т.д.

Декоративная композиция отличается от стилизации своей связью с пространственной средой. Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие декоративности.

Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения. Которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой.

Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная композиция – художественное переживание пространства.

В практической части урока мы выполним декоративную композицию в стиле известного художника, стараясь передать творческую индивидуальность и манеру письма, внося и свои творческие разработки. Для стилистической переработки можно использовать конкретную работу автора, ориентируясь на собирательный образ. Цветовое решение может быть частично в стиле мастера, частично авторское.

Следует избегать простого копирования, надо выполнить свою композицию, лишь вводя какие-то детали из произведения художников.

Желаю успехов в работе.

Итог урока. Перед тем, как просмотреть ваши работы, давайте, вспомним и закрепим следующие понятия: Принципы организации декоративной композиции, Стилизация, Составляющие творческого процесса.

Анализ полученных работ, выставление оценок.

Д\Задание: Выполнить аналогичную работу в графической технике художника-графика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки изобразительного искусства – это, прежде всего уроки творчества, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисование для ребёнка своеобразная реализация своего видения мира. По готовой работе учителю нетрудно определить душевное состояние ученика. Но так как в учебном плане этот предмет занимает всего 1 час, то необходимо использовать все возможности, чтобы урок превратился в сказку, в путешествие, дать эмоциональный толчок к самовыражению через рисунок.

Тема урока: Композиция

Вид занятия: Рисование по представлению по памяти.

6класс

Метод: Интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения.

Место проведения: Учебный класс.

Время: 45 минут.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Обучающая ознакомить с новыми возможностями художественных техник, рисование по представлению.

Развивающая развивать у учеников художественную речь, способствовать развитию самостоятельности, развитие фантастических способностей и умение работать в проблемной ситуации, развитие зрительной памяти,.

Воспитательная, воспитывать интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

План урока:

  • Организационный момент
  • Изучение нового материала
  • Практическая работа
  • Домашнее задание

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Добрый день. Я рада всех вас приветствовать на этом уроке. Сегодня урок немного необычный, у нас присутствуют гости, поэтому, чтобы потом не возникло недоразумений, проверьте в начале урока, всё ли у вас есть на парте.

Учитель. На каждом уроке изобразительного искусства мы с вами знакомимся с каким-либо правилом рисования.

Одни из них мы используем при работе карандашом, другие – с акварельными красками. Но сегодня мы познакомимся с некоторыми правилами, которые применяются при выполнении работ почти всех видов, знание которых абсолютно необходимо для выполнения грамотного рисунка.

3.Постановка проблемы.

Учитель. Представьте себе такую картину. У вас два метра ткани, и вам нужно вырезать носовой платок. Как вы это сделаете? В эксперименте заменим ткань полоской бумаги.

Вырежьте из нее квадрат, а затем мы обсудим результат эксперимента.

(Вероятней всего, ученик вырежет квадрат или в центре листа, или ближе к краю, но посередине и т. д. В результате обсуждения выясняем, что в таком случае пропадет весь кусок ткани, так как из него уже большой вещи не сошьешь.)

Что вы можете сказать о рисунке г)?

Ученик. Рисунок очень маленький, а нарисован на большом листе. В результате большая часть листа пустая. А рисунок б), наоборот, очень большой для листа такого размера. Наиболее правильно расположен рисунок в).

  • реалистического произведения неразрывно связана с его содержанием и служит средством выражения замысла художника
  • Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части.
  • – это организующее и эстетическое начало композиции.
  • – приемы сопоставления цветовых пятен, противопоставление психологических характеристик

Если художник просто механически перенесет на холст или бумагу увиденное явление или событие, то, вероятней всего, картина в этом случае будет невыразительна. Недаром живописцами делается немало набросков, зарисовок, прежде чем они начнут работу над произведением.

Для того чтобы решить эту проблему, ему требовалось определить нужный формат, и он неоднократно прибавлял, пришивал холст. «Не идет у меня лошадь, да и только, – писал об этом Суриков. – Наконец, прибавил последний кусок – и лошадь пошла…

5.Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Зная правила работы над рисунком, нарисуем сегодня…

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Кто это? Ну, конечно, бабочка. Вот ее-то мы и нарисуем.

Сначала мы определим форму предмета. Как видите, бабочка имеет сложную форму, но ее можно вписать в прямоугольник.

Разместим этот прямоугольник на листе бумаги в соответствии с правилами компоновки и проведем осевую линию. Проверим композицию.

После этого начинаем детально прорисовывать бабочку.

И, только проработав форму, мы можем приступить к работе красками.

6.Практическая работа.

Задание: выполнить рисунок, изображающий бабочку (карандаш, акварель, гуашь).

7.Ф и з к у л ь т м и н у т к а(видео)

8.Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Беседа с учащимися по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что означает слово композиция?

– Зачем нужно знать правила построения композиции?

– Оцените свою работу. Правильно ли у вас скомпонован рисунок?

3. Выставление оценок.

9.Сейчас все откроем дневники и запишем домашнее задание

Кийминская школа – сад им.К. Ускенбаева

открытый урок по ИЗО в 6 классе


Подготовила и провела: Петрушенко А.А

2014-2015 учебный год

Поурочный план урока по изобразительному искусству

Уроки изобразительного искусства – это, прежде всего уроки творчества, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисование для ребёнка своеобразная реализация своего видения мира. По готовой работе учителю нетрудно определить душевное состояние ученика. Но так как в учебном плане этот предмет занимает всего 1 час, то необходимо использовать все возможности, чтобы урок превратился в сказку, в путешествие, дать эмоциональный толчок к самовыражению через рисунок.

Тема урока: Композиция

Вид занятия: Рисование по представлению по памяти.

Метод: Интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения.

Место проведения: Учебный класс.

Время: 45 минут.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Обучающая ознакомить с новыми возможностями художественных техник, рисование по представлению.

Развивающая развивать у учеников художественную речь, способствовать развитию самостоятельности, развитие фантастических способностей и умение работать в проблемной ситуации, развитие зрительной памяти,.

Воспитательная, воспитывать интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

Изучение нового материала

1. Организационный момент.

Добрый день. Я рада всех вас приветствовать на этом уроке. Сегодня урок немного необычный, у нас присутствуют гости, поэтому, чтобы потом не возникло недоразумений, проверьте в начале урока, всё ли у вас есть на парте.

Учитель. На каждом уроке изобразительного искусства мы с вами знакомимся с каким-либо правилом рисования.

Одни из них мы используем при работе карандашом, другие – с акварельными красками. Но сегодня мы познакомимся с некоторыми правилами, которые применяются при выполнении работ почти всех видов, знание которых абсолютно необходимо для выполнения грамотного рисунка.

3.Постановка проблемы.

Учитель. Представьте себе такую картину. У вас два метра ткани, и вам нужно вырезать носовой платок. Как вы это сделаете? В эксперименте заменим ткань полоской бумаги.

Вырежьте из нее квадрат, а затем мы обсудим результат эксперимента.

(Вероятней всего, ученик вырежет квадрат или в центре листа, или ближе к краю, но посередине и т. д. В результате обсуждения выясняем, что в таком случае пропадет весь кусок ткани, так как из него уже большой вещи не сошьешь.)


Что вы можете сказать о рисунке г)?

Ученик. Рисунок очень маленький, а нарисован на большом листе. В результате большая часть листа пустая. А рисунок б), наоборот, очень большой для листа такого размера. Наиболее правильно расположен рисунок в).

Композиция реалистического произведения неразрывно связана с его содержанием и служит средством выражения замысла художника

Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части.

Ритм – это организующее и эстетическое начало композиции.

Контраст – приемы сопоставления цветовых пятен, противопоставление психологических характеристик

Если художник просто механически перенесет на холст или бумагу увиденное явление или событие, то, вероятней всего, картина в этом случае будет невыразительна. Недаром живописцами делается немало набросков, зарисовок, прежде чем они начнут работу над произведением.

Для того чтобы решить эту проблему, ему требовалось определить нужный формат, и он неоднократно прибавлял, пришивал холст. «Не идет у меня лошадь, да и только, – писал об этом Суриков. – Наконец, прибавил последний кусок – и лошадь пошла…

5.Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Зная правила работы над рисунком, нарисуем сегодня…

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Кто это? Ну, конечно, бабочка. Вот ее-то мы и нарисуем.

Сначала мы определим форму предмета. Как видите, бабочка имеет сложную форму, но ее можно вписать в прямоугольник.

Разместим этот прямоугольник на листе бумаги в соответствии с правилами компоновки и проведем осевую линию. Проверим композицию.


После этого начинаем детально прорисовывать бабочку.

И, только проработав форму, мы можем приступить к работе красками.

6.Практическая работа.

Задание: выполнить рисунок, изображающий бабочку (карандаш, акварель, гуашь).


Воспитательный компонент образования в изобразительном искусстве наиболее значим. Именно эта часть в подготовке урока самая трудоемкая. Ясно, что становление личности происходит в зависимости от беспорядочных обстоятельств.

Цель воспитания – подготовить детей к выбору жизненной дороги в границах культуры, а не на уровне дикаря конструировать индивидуальный вариант жизни. Урок изобразительного искусства в общеобразовательной школе – лишь маленькая возможность прикоснуться к общечеловеческим ценностям.

В подготовке уроков приходится учитывать особенности развития младших школьников. Дети входят в социальную жизнь, не зная ее законов, поэтому напрямую исполняют то, что им предписывают.

Опорой в воспитании младших школьников должна стать природа, столь удивительная и столь близкая им пока еще. Отношение к миру формируется через отношение к природе. Причем, природа осмысливается не как объект научного исследования, а как дом, который населяют разные формы, в том числе и человек.

Но сам ребенок не способен к осознанию связи всего живого, и самое страшное, если он минует общение с природой, не увидит ее за ширмой предметно-вещного пространства.

Действующие лица в сказках, легендах – звери, птицы, деревья. Все герои наделены даром речи и оценивают свои и чужие поступки, которые ничем не отличаются от поступков людей.

Учитывая, что первичные впечатления для детей бывают очень глубоки, можно надеяться, что отношение к природе сегодня обусловит отношение к жизни, ко всему живому завтра.

С другой стороны, на уроке изобразительного искусства решается вторая важная задача – реализация детских эмоций в индивидуальном художественном образе. Это наиболее сложный момент, в том числе, в части освоения основ композиции, требующий интеллектуальных усилий.

Согласно исследованиям М. Аллена и Дж. Гилфорда (США) существуют четыре ступени усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу, творческие задания. Если последняя ступень выпадает, то процесс усвоения знаний остается незавершенным. Но творческое задание – что это такое?

В рамках школьных уроков учащиеся получают необходимые для решения творческой задачи данные, но не получают алгоритма решения.

Рассматривая творчество с педагогической точки зрения, правильно видеть в нем деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуально значимые ценности. Новизна может быть объективной и субъективной. Под объективной новизной понимается продукт, которому не было аналога ранее.

Новизна - субъективна, если является новой лишь для создателя. В абсолютном большинстве случаев учебный труд в школе считается творческим, хотя порождает лишь субъективно новый результат.

Конспект урока по ИЗО Изучение основ композиции. Центр композиции, равновесие ее частей. Роль пятна в композиции

Для получения такого результата ученик вынужден будет подключить свою фантазию, что в переводе с греческого – воображение. Фантазии мешаются с правдой. Иначе и быть не может. Только собственные жизненные наблюдения, личный эмоциональный опыт, умение оценивать, сравнивать, размышлять разбудят фантазию.

Фантазия преобладает над логикой. Но ведь в сказках тоже не все логично на первый взгляд, хотя народная мудрость всегда воспитывала детей на сказках. Субъективно новый результат в творчестве в том и проявляется, что ребенку удается выразить эмоции художественными средствами не совсем логично по форме, но верно по смыслу.

В любом творчестве можно выделить компоненты. Изучение основ композиции в начальной школе является необходимым, основополагающим компонентом творчества на уроках изобразительного искусства, но без воспитательного компонента, дающего эмоциональный импульс, обойтись невозможно.

МЕТОДИЧЕКАЯ ЧАСТЬ.

Цель:

Развитие навыков выполнения композиции, создания художественного образа в рисунке. Формирование нравственных качеств личности средствами изобразительного искусства.

Задачи:

1. Подобрать и прочитать небольшую по объему сказку, чтобы дети могли получить эмоциональный импульс для работы.

2. Добиться понимания роли пятна, как средства выражения.

3. Дать представление о центре композиции, о равновесии ее частей.

4. В практической части урока – выполнении рисунка, уделить внимание субъективной новизне в работе учащихся.

Тип урока: урок – образ.

Особенности урока: интеграция изобразительного искусства и литературы

Оснащение урока: ТСО - видеопроектор, компьютер. Музыкальное сопровождение, автопортрет Леонардо да Винчи, наглядный материал – вырезанные из бумаги, в увеличенном масштабе, все герои сказки, магниты для их закрепления на доске.

Материалы к уроку: мелки или цветные карандаши, бумага.

Ход урока.

После приветствия проверяем подготовку к уроку.

Учитель, глядя на портрет Леонардо да Винчи, спрашивает у детей, знают ли они этого человека? Далее, поясняет, что этот человек не только знаменитый художник, инженер, исследователь, но еще и писатель.

Далее начинает звучать музыка, сосредотачивая внимание учащихся.

После прочтения сказки, детям дается возможность выслушать мнение одноклассников, но, в целях экономии времени, вопросы для них лучше сформулировать заранее. На данном этапе большое значение будут иметь личные наблюдения и переживания детей, визуальный, бытовой опыт.

1. Кто является главным героем сказки?

2. Он плохой или хороший? Объясните свой ответ.

3. Можно героев сказки сравнивать с людьми? Объясните.

4. Как был наказан главный герой?

Чтобы завоевать доверие, расположить к себе, необходимо хвалить детей за любое высказывание. После непродолжительного обсуждения учитель озвучивает правильный вывод. Этот момент очень важен для самоанализа, контроля своего внутреннего мира каждым ребенком.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – 2 КЛАСС

Тема: «Изучение основ композиции. Центр композиции,

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Опорой в воспитании младших школьников должна стать природа, столь удивительная и столь близкая им пока еще. Отношение к миру формируется через отношение к природе. Причем, природа осмысливается не как объект научного исследования, а как дом, который населяют разные формы, в том числе и человек. Но сам ребенок не способен к осознанию связи всего живого, и самое страшное, если он минует общение с природой, не увидит ее за ширмой предметно-вещного пространства.

Учитывая, что первичные впечатления для детей бывают очень глубоки, можно надеяться, что отношение к природе сегодня обусловит отношение к жизни, ко всему живому завтра.

С другой стороны, на уроке изобразительного искусства решается вторая важная задача – реализация детских эмоций в индивидуальном художественном образе. Это наиболее сложный момент, в том числе, в части освоения основ композиции, требующий интеллектуальных усилий.

Согласно исследованиям М. Аллена и Дж. Гилфорда (США) существуют четыре ступени усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу, творческие задания. Если последняя ступень выпадает, то процесс усвоения знаний остается незавершенным. Но творческое задание – что это такое? В рамках школьных уроков учащиеся получают необходимые для решения творческой задачи данные, но не получают алгоритма решения. Рассматривая творчество с педагогической точки зрения, правильно видеть в нем деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуально значимые ценности. Новизна может быть объективной и субъективной. Под объективной новизной понимается продукт, которому не было аналога ранее. Новизна - субъективна, если является новой лишь для создателя. В абсолютном большинстве случаев учебный труд в школе считается творческим, хотя порождает лишь субъективно новый результат.

Для получения такого результата ученик вынужден будет подключить свою фантазию, что в переводе с греческого – воображение. Фантазии мешаются с правдой. Иначе и быть не может. Только собственные жизненные наблюдения, личный эмоциональный опыт, умение оценивать, сравнивать, размышлять разбудят фантазию. Фантазия преобладает над логикой. Но ведь в сказках тоже не все логично на первый взгляд, хотя народная мудрость всегда воспитывала детей на сказках. Субъективно новый результат в творчестве в том и проявляется, что ребенку удается выразить эмоции художественными средствами не совсем логично по форме, но верно по смыслу.

В любом творчестве можно выделить компоненты. Изучение основ композиции в начальной школе является необходимым, основополагающим компонентом творчества на уроках изобразительного искусства, но без воспитательного компонента, дающего эмоциональный импульс, обойтись невозможно.

МЕТОДИЧЕКАЯ ЧАСТЬ

Цель: Развитие навыков выполнения композиции, создания художественного образа в рисунке. Формирование нравственных качеств личности средствами изобразительного искусства.

1. Подобрать и прочитать небольшую по объему сказку, чтобы дети могли получить эмоциональный импульс для работы.

2. Добиться понимания роли пятна, как средства выражения.

3. Дать представление о центре композиции, о равновесии ее частей.

4. В практической части урока – выполнении рисунка, уделить внимание субъективной новизне в работе учащихся.

Тип урока: урок – образ.

Особенности урока: интеграция изобразительного искусства и литературы

Оснащение урока: ТСО - видеопроектор, компьютер. Музыкальное сопровождение, автопортрет Леонардо да Винчи, наглядный материал – вырезанные из бумаги, в увеличенном масштабе, все герои сказки, магниты для их закрепления на доске.

Материалы к уроку: мелки или цветные карандаши, бумага.

После приветствия проверяем подготовку к уроку.

Учитель, глядя на портрет Леонардо да Винчи, спрашивает у детей, знают ли они этого человека? Далее, поясняет, что этот человек не только знаменитый художник, инженер, исследователь, но еще и писатель.

Далее начинает звучать музыка, сосредотачивая внимание учащихся.

После прочтения сказки, детям дается возможность выслушать мнение одноклассников, но, в целях экономии времени, вопросы для них лучше сформулировать заранее. На данном этапе большое значение будут иметь личные наблюдения и переживания детей, визуальный, бытовой опыт.

1. Кто является главным героем сказки?

2. Он плохой или хороший? Объясните свой ответ.

3. Можно героев сказки сравнивать с людьми? Объясните.

4. Как был наказан главный герой?

Чтобы завоевать доверие, расположить к себе, необходимо хвалить детей за любое высказывание. После непродолжительного обсуждения учитель озвучивает правильный вывод. Этот момент очень важен для самоанализа, контроля своего внутреннего мира каждым ребенком.

ВЫВОД: Человек живет не один. Если он не научится уважать других, то будет наказан, даже если он самый сильный. Всегда найдется тот, кто еще сильнее. В нашем случае ветер смог повалить кедр.

Практическая часть.

Учащимся предлагается выполнить рисунок, используя два цвета (все, что построено на контрасте лучше запоминается).

Учитель и ученики вместе, находясь в постоянном общении. Учитель заранее вырезал всех героев из черной бумаги. На доске с помощью магнитов их можно перемещать. Ученики - по желанию - могут в ходе урока поработать у доски.

Итак, у детей сложилось определенное отношение к каждому из действующих лиц прочитанного текста. Надо попросить представить героев в виде пятен. Так как герои узнаваемы, каждый представит себе их очертания и размеры. На этом этапе можно обсудить характеры, сопоставить их с размером пятен. Каким по размеру должен быть кедр и остальные деревья? Сначала из трех предложенных вариантов нужно выбрать один – для кедра (рис. 1)




ПРАВИЛО 1: Всегда нужно точно знать, кто главный герой. Он будет центром композиции. Центр – то место, куда сразу же должен посмотреть зритель.

Хочется выбрать первый вариант на рис.1 . Однако, выбрать следует средний, тот, где размеры кедра поменьше, так как у нас есть еще другие герои, и о них нельзя забывать. Например, деревья фруктового сада. В сказке они все будут спилены по приказу гордого кедра.

Далее важно отметить, что звери и птицы в сказках – как люди – не одиноки и вынуждены общаться с окружающими. Можно привести примеры из жизни, из других знакомых детям сказок. Наверное, не зря герои сказок умеют разговаривать. Нужно подвести детей к тому, что композиция – сюжет из жизни – взаимодействие двух или нескольких героев. Такое определение дети усваивают лучше.

А сколько же всего главных героев? Кто же наказал гордый кедр? Оказывается, мы забыли про ветер! Значит главных героев трое – кедр, все деревья фруктового сада и ветер. Каждому из них тоже нужно место. Перед нами очень сложная задача. Попробуем разместить их на листе. Во- первых, повернем лист из вертикального в горизонтальное положение, так как действие происходит на свободном пространстве, где должны будут разместиться все герои. Кедр и ветер – два сильных соперника, равных, поэтому каждому – по половине листа (рис.2). То есть наш главный герой поменял свое местоположение. Он расположился ближе к краю листа.


Рис. 2

А как изобразить ветер? – спросят дети. Вот – тот самый момент для проявления детской фантазии. Учитель на этом этапе должен похвалить учащихся за любой предложенный вариант. Можно помочь наводящими вопросами в случае затруднения. К примеру, борцы в поединке падают от ударов руками или ногами. Представим, что у ветра есть руки. Они сильные и смогли повалить кедр. Ветер мы изобразим в виде руки. Размер руки такой же, как размер кедра, потому, что в сказке ветер в тяжелой схватке одерживает победу над кедром: он не может быть меньше

Попробуем разместить этих двух героев на листе (рис.3) Представим, что лист – ринг. Покажем, как ветер пытается повалить кедр. Кто побеждает, тому и места больше. Ветер надвигается на кедр, наклоняет его в сторону.


Рис.3

ПРАВИЛО 2: Центр композиции может сдвигаться к краю листа.

Далее поговорим немного о равновесии частей композиции. Вопрос не простой, поэтому ограничимся только равновесием по массе героев. Вспомним детские качели (рис.4). Девочка и мальчик весят примерно одинаково. Им легко качаться. Они в равновесии. Если девочки не будет, то мальчик качаться не сможет. Одна сторона качели будет тяжелее, чем другая

Вместо мальчика можно представить кедр. Да и ветер, как сильный соперник, сталкивает кедр к краю листа. Художники говорят, что нарушено равновесие (рис.5) Одна часть листа стала тяжелее другой.


Рис. 5

Физкультминутка – не просто поможет смене деятельности на уроке. Мы выполним упражнение, которое даст понять, что значит потерять равновесие: мы можем долго стоять на двух ногах. А что будет, если встать на одну? С законами природы не поспоришь. Человеку всегда удобно находиться в равновесии.

Как же восстановить равновесие в нашей работе? Мы забыли про пеньки, которые испугавшись, наблюдают за поединком кедра и ветра. Поместим их на второй свободной половине листа (рис.6). Представим пеньки в виде небольших пятен, которых должно быть много, чтобы удержать качели в равновесии. Не надо забывать содержание сказки. Ведь спиленные деревья – герои сказки и без них композиция не закончена. Уберем качели и посмотрим, что получится (рис.6)



Вывод по уроку озвучивается. Все старались. Сообща нам было легче выполнять задание. Оказалось, что сказку можно рассказать в виде аппликации, только надо представить героев пятнами. Художник должен знать и понимать, что такое центр композиции и равновесие ее частей. Без этого интересных работ не получится.

Вопросы по теме урока для обсуждения с учащимися.

Сегодня мы выполнили композицию по прочитанному произведению. Мы работали по правилам. Какие из них вы запомнили?

Смогли бы вы объяснить, что значит равновесие в композиции?

Понравилось ли вам работать с бумагой, а героев представлять в виде пятен?

Как еще можно было изобразить ветер?

Хотели бы вы еще поработать как настоящие художники, которые рисуют картинки к сказкам?

Домашнее задание: На следующем уроке мы прочтем еще одну сказку

Из личного практического опыта

Список литературы

1.Неменский Б.М. Познание искусством. М.: Издательство УРАО,2000.

2.Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998.

3. Леонардо да Винчи. Сказки, легенды, притчи. Т.:Юлдузча.1990.


-75%

Читайте также: