Российское общество 16 века служилые и тяглые конспект 7 класс кратко

Обновлено: 29.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока истории 7 класс

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: называть и характеризовать сословия в России.

Личностные: давать оценку местничеству, как феномену, выразить свое отношение к сословному обществу в России в XVI веке.

Метапредметные:

Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение информации, структурирование информации, развитие приемов смыслового чтения, выбор критериев для классификации групп населения в России, установление причинно-следственных связей в становлении крепостничества в России.

Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать в парах, с учителем,

Регулятивные УУД : формулировать проблему и ставить учебные задачи, осуществление самоконтроля при выполнении поставленных целей.

Личностные УУД : определение своего отношения к сословному обществу и местничеству, ответственного отношения к деятельности на уроке.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. На государевой службе.

2.Крестьянский мир.

3. Посадские и гости.

Проблемные вопросы

- Почему в России (по сравнению с Западной Европой) от сутствовала сословная корпоративная сплоченность?

Работа по теме урока в группах

Изучив п.2 параграфа 9 ответьте на вопросы

Кто составлял большинство населения России в XVI в

На какие категории делилось российское крестьянство в XVI в.?

Что являлось центром крестьянской общины?

- Что собой представляло крестьянское жилище в XVI в.?

- Каковы были обязанности крестьянина?

Почему крестьяне имели большие семьи?

-Чем можно объяснить столь малую продолжительность жизни крестьян в XVIв ?

--Какие повинности несли крестьяне?

- Какие шаги предприняло государство по закрепощению крестьян?

-Кто такие холопы?

-Какие права были у крестьян?

Изучив п. 3 § 9 учебника, ученики выполняют задания и отвечают на вопросы.)

Сколько городов насчитывалось в России к концу XVI в.?

Кто ими управлял?

Работая с картой, назовите самые крупные города России XVI в.

Опишите правовой статус посадских людей.

-Что тогда называли белыми слободами?

Выступление групп и подведение итогов

1 группа На государевой службе.

hello_html_m311d643.jpg

Крестьянский мир

Кто составлял большинство населения России в XVI в.? (Крестьяне. 95% населения России.)

На какие категории делилось российское крестьянство в XVI в.? (На лично свободных черносошных крестьян, трудившихся на государство, дворцовых(принадлежавших государю) и владельческих крестьян, проживавших на землях вотчинников и помещиков.)

Что являлось центром крестьянской общины? (Село. Среднее российское село в XVI в. состояло из 10—30 дворов, деревня же насчитывала всего 3—5 дворов.

- Что собой представляло крестьянское жилище в XVI в.? (Основное жилищеизба (от 10до 30м 2 ). Внутри избы располагались лавки, стол, посуда из дерева, бересты и глины; металлические изделия были редки

Каковы были обязанности крестьянина? (Сельскохозяйственные работы, строительство и ремонт собственного дома, заготовка дров и т.д.)

Почему крестьяне имели большие семьи? (Большие семьи 6-8 чел. были необходимы на сельскохозяйственных работах.)

Чем можно объяснить столь малую продолжительность жизни крестьян в XVI в.? (Тяжелым трудом, отсутствием медицинской помощи.)

-Какие повинности несли крестьяне? ( Владельческие крестьяне платили в пользу своего господина натуральный оброк, работали на барской запашке; дворцовые крестьяне обслуживали нужды царского двора; черносошные крестьяне выплачивали подати и выполняли повинности в пользу государства. Обычно оброк составлял 1 / 5 1 / 4 часть урожая. Крестьяне также выплачивали

Какие шаги по закрепощению крестьян предприняло государство? ( 1581 г. — введение заповедных лет; 1585 г. — введение урочных лет. Чтобы сохранить налогоплательщиков и обеспечить поместья рабочими руками, правительство при проведении новой переписи земель в 1581 г. ввело заповедные лета — запретило крестьянам уходить из вотчин и поместий. Так в России продолжилось законодательное оформление крепостного права. В 1597 г. был введён 5-летний срок сыска беглых крестьян — урочные лета.

Чем можно объяснить введение заповедных лет? (Желанием государства сохранить рабочие руки для помещиков.)

Правовое положение крестьян в XVI в.:

-наравне с детьми боярскими могли выступать в суде свидетелями по некоторым делам;

-могли подавать иск о защите своих земельных угодий;

- представители общины присутствовали на суде великокня жеских наместников.

Вывод: К XVI в. крестьяне являются сложившейся социальной группой населения.

3 группа

3. Посадские и гости

Сколько городов насчитывалось в России к концу XVI в.? (Около 200.)

Кто ими управлял? ( Назначаемые царем наместники и воеводы.)

Работая с картой, назовите самые крупные города России XVI в. ( Москва, Тверь, Новгород, Псков, Смоленск и т. д.)

Опишите правовой статус посадских людей. ( Гости платили налоги, владели вотчинами, могли свободно передвигаться. Гости-крупные купцы, ведущие торговлю с иностранными государствами.

Посад-торгово-ремесленное поселение вне городских стен. Ставшее позднее частью города.

-Что тогда называли белыми слободами?

белые дворы и слободы, освобождённые от казённых платежей и повинностей.

Первичное закрепление изученного:

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Ответьте на вопросы 2—6 к тексту параграфа на с. 75 учебника.

Подведение итогов урока.

Что реализовано, чего достигли, что помогло, что мешало, рекомендации самому себе.

Прочитать §9. знать понятия на стр 75-76

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для ра­боты в группах.

Тип урока: урок рефлексии.

2.Актуализация опорных знаний

(Комментированный разбор домашнего задания.)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. На государевой службе.

3. Посадские и гости.

Проблемные вопросы

- Почему в России (по сравнению с Западной Европой) от­сутствовала сословная корпоративная сплоченность?

Работа по теме урока

На государевой службе

(В ходе выполнения задания при консультативной помощи

учителя составляется схема.)



Текст учебника

У удельных князей — родственников государя всея Руси были свои бо­яре и слуги, полки, с которыми князья ходили на войну, казна и адми­нистрация. Согласно договорам удельных князей с ве­ликим князем (а с 1547 г. — царём) они не имели права чеканить монету и вести самостоятельную внешнюю политику. Тем не менее удельные князья (как члены московского княжеского дома) имели право на престол, и госуда­рям всея Руси приходилось делать всё, чтобы они эти права не предъявляли.

Вывод. В XVI в. знатные люди должны были свое положение и положение своего рода поддерживать государственной службой.

2. Крестьянский мир

Миром называют какую-либо область жизни. Мы будем ха­рактеризовать крестьянский мир XVI в.

(Изучив п. 2 § 9 учебника, ученики отвечают на вопросы.)

Кто составлял большинство населения России в XVI в.? (Крестьяне. 95% населения России.)

На какие категории делилось российское крестьянство в XVI в.? (На лично свободных черносошных крестьян, трудившихся на государство, дворцовых(при­надлежавших государю) и владельческих крестьян, проживавших на землях вотчинников и помещиков.)

Что являлось центром крестьянской общины? (Село. Среднее российское село в XVI в. состояло из 10—30 дворов, деревня же насчитывала всего 3—5 дворов.

- Что собой представляло крестьянское жилище в XVI в.? (Основное жилищеизба (от 10до 30м 2 ). Внутри избы располагались лавки, стол, посуда из дерева, бересты и глины; металлические изделия были редки

Каковы были обязанности крестьянина? (Сельскохозяй­ственные работы, строительство и ремонт собственного дома, заготовка дров и т.д.)

Почему крестьяне имели большие семьи? (Большие семьи 6-8 чел. были необходимы на сельскохозяйственных работах.)

Чем можно объяснить столь малую продолжительность жизни крестьян в XVI в.? (Тяжелым трудом, отсутствием медицинской помощи.)

Какие шаги по закрепощению крестьян предприняло госу­дарство? (1581 г. — введение заповедных лет; 1585 г. — введение урочных лет. Чтобы сохранить налогоплательщиков и обеспечить поместья ра­бочими руками, правительство при проведении новой пе­реписи земель в 1581 г. ввело заповедные лета — за­претило крестьянам уходить из вотчин и поместий. Так в России продолжилось законодательное оформление кре­постного права. В 1597 г. был введён 5-летний срок сы­ска беглых крестьян — урочные лета.

Чем можно объяснить введение заповедных лет? (Желанием государства сохранить рабочие руки для помещиков.)

Правовое положение крестьян в XVI в.:

-наравне с детьми боярскими могли выступать в суде свиде­телями по некоторым делам;

-могли подавать иск о защите своих земельных угодий;

-представители общины присутствовали на суде великокня­жеских наместников.

Вывод: К XVI в. крестьяне являются сложившейся социальной группой населения.

3. Посадские и гости

(Изучив п. 3 § 9 учебника, ученики выполняют задания и от­вечают на вопросы.)

Сколько городов насчитывалось в России к концу XVI в.? (Около 200.)

Кто ими управлял? (Назначаемые царем наместники и вое­воды.)

Работая с картой, назовите самые крупные города России XVI в. (Москва, Тверь, Новгород, Псков, Смоленск и т. д.)

Опишите правовой статус посадских людей. (Гости платили налоги, владели вотчинами, могли свободно передвигаться. Гости-крупные купцы, ведущие торговлю с иностранными государствами.

Посад-торгово-ремесленное поселение вне городских стен. Ставшее позднее частью города.

-Что тогда называли белыми слободами?

белые дворы и слободы, освобождённые от казённых платежей и повинностей.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Ответьте на вопросы 2—6 к тексту параграфа на с. 75 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

§ 9. Российское общество XVI в.:

§ 9. Российское общество XVI в.: “служилые” и “тяглые”.

Ответы на вопросы к § 9. Российское общество XVI в.: “служилые” и “тяглые”.

Как формировалось сословное общество в России? Когда на Руси появились удельные княжества?

В России XVI в. формировалось сословное общество. Но права разных сословий не закреплялись юридически; внутри них не было корпоративной сплоченности, как это было в Западной Европе. В России на формирование сословий решающее влияние оказала государственная власть, поэтому они различались не столько правами, сколько обязанностями по отношению к государству.

Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство. Формально удельные княжества находились под властью великого князя, но имели свою монету, учреждения, власть, то есть являлись практически независимыми государствами. Появление удельных княжеств прекратилось в связи с образованием Русского централизованного государства. Последнее удельное княжество в Московском царстве — Угличское — было ликвидировано в 1591 году после смерти Дмитрия, сына Ивана IV Васильевича.

Вспомните, что такое местничество.

Местничество — система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве. Местничество было отменено приговором Земского Собора 12 января 1682 года.

Что такое крепостное право?

Крепостное право – это совокупность государственных законов, закреплявших крестьян к определенному участку земли, а также ставивших крестьян в зависимость от землевладельца.

Что такое слободы?

Слободой обычно назывался посад, жители которого занимались государственной службой (обеспечивали жизнедеятельность Русского государства) по тем или иным направлениям и именовались по их приказам или основным специалистам (чинам): ямская, торговая, кузнецкая, гончарная, пушкарская, стрелецкая, сокольничья, солдатская, матросская слободы и так далее.

Стр. 75. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю.

Основные повинности дворян по отношению к государю:

2. Какую сферу отношений регулировало местничество?

Местничество регулировало сферу отношений между боярами и дворянами на государевой службе. Место (ранг, должностное положение) на службе определялось родовитостью, знатностью.

3. Что нового произошло в положении крестьянства в XVI в.? Чем были вызваны эти перемены?

Положение крестьянства в XVI в. изменилось: с 1581 года крестьянам было запрещено покидать вотчины и поместья – были введены заповедные лета, в 1597 году введен 5-летний срок сыска беглых крестьян – урочные лета. Эти перемены были вызваны тем, что выросшие налоги и неурожаи привели к запустению дворянских владений. Чтобы сохранить налогоплательщиков и обеспечить поместья рабочими руками правительство предприняло эти меры.

4. Какие повинности несли крестьяне в пользу господина?
  • барщина, работа на земле феодала;
  • оброк, денежный или натуральный;
  • выплата мелкого дохода курами, яйцами, маслом и т. д.
  • строительство; работы по благоустройству дворянского поместья;
  • заготовка кормов для скота; рыбалка.
6*. Какое событие, на ваш взгляд, можно считать началом крепостного права в России? Объясните свою точку зрения.

Началом крепостного права в России можно считать введение в 1581 году заповедных лет, когда крестьянам было запрещено уходить из поместий и вотчин своих господ. Этот указ в определенные годы отменял Юрьев день, он закреплял не только экономическую зависимость, но и личную зависимость крестьян. А также урочных лет – срока сыска бежавших от помещика крестьян.

Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию.

Посадское население являлось лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам. Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада наказывали смертной казнью.

Стр. 75. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Какой была структура российского общества в XVI в.?
  • Царь.
  • Бояре, Дворянство.
  • Духовенство (белое и черное).
  • Служилые люди по прибору, например, стрельцы.
  • Тяглое (податное) население: крестьяне и посадские люди.
  • Холопы
3. С помощью дополнительной литературы и Интернета, выясните, чем различалась система управления в крестьянских общинах и городах. Способствовала ли такая система управления развитию России?

Сельское общество (обчество, сельская община, крестьянская община, мир) — единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Несколько сельских обществ составляли волость. Сельские общества управлялись сельскими сходами, избиравшими сельских старост. Они несли коллективную ответственность за уплату налогов своими членами.

Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням.

В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность — общинная. Тягло и повинности распределялись общиной.

В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками.

Как видно из приведенных отрывков, системы управления в крестьянских общинах и городах были очень похожи.

Такая система управления в тот исторический период способствовала развитию России, так как обеспечивала гарантированное поступление налогов в казну. Ведь и в городе, посаде, и в крестьянской общине была коллективная ответственность за выплату налогов, и сильная община – сильное государство.

4. С помощью Интернета найдите изображения древних гербов российских бояр. Выясните, что они обозначали.

Герб боярского рода Бутурлиных

§ 9. Российское общество XVI в.:

Щит разделен на четыре части, из коих в первой части, в горностаевом поле, изображена Княжеская шапка. Во второй части, в голубом поле, рука с мечом, в золотые латы облеченная. В третьей части, в золотом поле, виден одноглавый орел голубого цвета в короне, с распростертыми крыльями, имеющий в правой лапе меч, а в левой лапе – державу. В четвертой части, в серебряном поле, птица, стоящая на зеленой траве с золотым на носу кольцом.

Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною и тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубого и красного цветов, подложенный золотом. По сторонам щита поставлены два венгра при сабле, держащие одною рукою щит, а в другой руке имеющие старинный славянский чекан с ручкою темного цвета, в обыкновенном их одеянии: в красной шапке, мехом опушенной, в шубах куньего меха, в синем полукафтане, у которого петли по обеим сторонам вышиты золотом, подпоясаны золотым поясом, в красном исподнем платье и желтых венгерских сапогах.

Герб рода графов Шереметьевых (Шереметевых)

§ 9. Российское общество XVI в.:

Посередине золотого щита в красном поле окруженным лавровым венцом изображена золотая корона, т.е. герб древних владетелей Прусских, и под ней два серебряных креста означенные перпендикулярно. В нижней части на золотом щите вида шапка, служившая в древние времена отличием для бояр, в которых чинах фамилии Шереметьевых многие находились, а внизу шапки копье и меч, положенные крестообразно на серебряном полумесяце, рогами обращенном вверх.

Щит покрыт графской короной, на поверхности которой означен турнирный шлем по достоинству увенчанный с изображением на нем кумиропоклонного дуба, по сторонам которого видны две серебряные звезды шестиугольные. Щит держат два льва, имеющие золотые лбы, а во рту лавровую и масличную ветви, из коих у стоящего с правой стороны находится в лапах скипетр, а с левой стороны – держава в память того, что предки фамилии Колычевых были в Пруссии владетелями. Намет на щите золотой, подложен красным. Под щитом надпись: DEUS CONSERVAT OMNIA.

Герб боярского рода Аксаковых

На щите, имеющем серебряное поле, изображено красное сердце, пронзенное стрелою. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною и тремя страусовыми перьями. Намет на щите серебряный, подложенный красным. Щит держат два воина в латах, имеющие в руках по одному копью. Предок рода Аксаковых Шимон Африканович, после крещения названный Симоном, выехал в 6535/1027 году к Великому Князю Ярославу Владимировичу в Киев из Варяжской земли и с ним людей его три тысячи человек.

У сего Симона были правнуки, Федор Васильевич Воронец и Юрий Васильевич Грунька, который имел внука Вельямина Андреевича. От Федора Воронца пошли Воронцовы, а от Вельямина — Вельяминовы. У сего Вельямина Андреевича был внук, Иван Федорович Аксак. Потомки сего рода, Аксаковы, Российскому Престолу служили дворянские службы в разных чинах и жалованы были от Государей поместьями. Все cиe доказывается справкою Вотчинного Департамента, родословною Аксаковых и другими справками.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: