Примерный план конспект урока для i ступени общего среднего образования день народного единства

Обновлено: 01.07.2024

чтение стихотворений о Родине, заучивание стихотворений. Беседы о нашей Родине, её защитниках.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один - черкеску носит,

Другой - надел халат.

Один- рыбак с рожденья,

Один - кумыс готовит,

Другой - готовит мед.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Родина. (автор Татьяна Бокова)

Воспитатель: Ребята! Мы живём в самой большой и красивой стране на свете. Наша страна называется…

Воспитатель: На территории России живёт очень много народов, а одним словом мы все, кто?

Воспитатель: Во все времена русский народ любил свою Родину. Люди придумывали о Родине песни и стихи, во имя родной страны совершали подвиги.

На телевизоре появляются слайды с изображением карты нашей страны.

Воспитатель: 4 ноября вся Россия будет отмечать праздник - День Народного Единства. Это праздник патриотизма, единения и взаимопомощи всех российских народов. Россия - великая страна! В нашей стране проживает много людей различных национальностей. На территории нашей страны много лесов и полей, морей и рек, гор и равнин. Россия очень богатая страна, но очень часто на нее нападали враги, которые хотели завладеть её просторами и богатствами…

На телевизоре появляются слайды с изображением лесов, полей, озёр и рек.

Воспитатель: Именно поэтому мы не должны забывать, что Россия сильна только тогда, когда она едина! И поэтому в нашей стране есть такой важный праздник - День Народного Единства.

На телевизоре появляются слайды с изображением нашей многонациональной страны – люди в национальных костюмах.

В день единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних сёлах, городах.

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей.

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей.

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить

Чтоб под мирным небом спать.

Воспитатель: Ребята! Какая наша страна?

Дети: Большая, сильная, красивая….

Давайте, играя, покажем, какая наша страна.

В нашей стране горы высокие

(потягивания вверх на носочках,

Реки глубокие (присели,

Степи широкие (руки в стороны,

Леса большие (руками описываем круг,

А мы, ребята, вот такие!

Воспитатель: Россия – это многонациональная страна. В ней живут русские, татары, башкиры, марийцы, буряты и многие другие народы. У каждого народа есть свои традиции и обычаи, своя культура, песни, музыка…

На телевизоре появляются слайды с изображением флага, герба России.

Воспитатель: Как и все страны мира, Россия имеет свой флаг и герб. Вы помните цвета флага нашей страны?

Дети: белый, синий, красный.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, герб - это эмблема государства. У нас красивый герб, на нём изображен двуглавый орёл. Орёл - это символ солнца и небесной силы, бессмертия. Внутри герба, на груди орла, расположен герб Москвы, где Георгий Победоносец пронзает копьем дракона. Дракон обозначает зло, которое есть на земле.

Воспитатель: Дети, а знаете ли вы о том, что каждое государство имеет не только герб и флаг, но ещё и главную музыку страны? А как она называется? Правильно – это Гимн России. Гимн принято слушать стоя, это величественная и торжественная музыка, символ нашей страны.

Сейчас для нас прозвучит Гимн Великой нашей Державы – России. (ребята стоя слушают гимн Российской Федерации, 1 куплет).

Воспитатель: Сердцем нашей страны является столица, то есть самый главный город. Это…

Воспитатель: Да, правильно! Некоторые ребята уже успели побывать в этом замечательном городе, но мы с вами вместе тоже можем очутиться там сейчас.

На телевизоре появляются слайды с изображением Москвы, Красной площади.

Воспитатель: Вы заметили, что в Москве живёт большое количество людей, и все они разные! Но каждый житель Москвы или любого другого города хочет жить в мире, любви и согласии. Ребята, вам понравилась наша прогулка по Москве.

Дети: Очень! Красивый город. Мы тоже хотим жить дружно, в мире.

Воспитатель: На память о нашем путешествии вы можете раскрасить и нарисовать картины с изображением Москвы и Красной площади. А после оформления выставки рисунков о Москве, мы сможем вместе посмотреть альбом с достопримечательностями нашего любимого города, который принесла Ксюша.

На мероприятии учащиеся познакомятся с историей праздника.

ВложениеРазмер
Классный час "День народного единства" 2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснобаковская специальная (коррекционная)

р.п. Красные Баки

Скворцова Татьяна Александровна,

Форма проведения: Классный час.

Цель: ознакомление учащихся с государственным праздником – Днём народного единства.

- ознакомить учащихся с историческими корнями праздника, посвященного дню народного единства;

- способствовать формированию чувств патриотизма, единства, сплоченности, согласия, уважения к истории своей страны.

- формировать чувства сопричастности к истории своей страны, ощущения себя частицей всего народа.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.

У: День наро́дного еди́нства — российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года. (Слайд)

Один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного.

Автор памятника Минину и Пожарскому И. П. Мартос.

Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке.

Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Центром празднования стал город Нижний Новгород. (Слайд) Там состоялось открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

У: Всем известен памятник гражданину Минину и князю Пожарскому, установленный в Москве на Красной площади, у Храма Василия Блаженного. Однако мало кому известно, что в Нижнем Новгороде находится его точная, но немного уменьшенная копия. (слайд). 4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского Кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков.

У: Ребята, как вы думаете, кто такие были Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?

У: Кузьма́ (Козьма́) Ми́нин (полное имя Кузьма́ Ми́нич Заха́рьев Сухору́кий; конец XVI века – 21 мая 1616) русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611-1612 годов в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции.

О ранних годах Минина известно мало. Есть предположение, опирающееся на местное предание (не позднее первой половины XIX века), что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны.

Князь Дми́трий Миха́йлович Пожа́рский (1 ноября 1578 года — 30 апреля 1642 года) — русский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов. (слайд)

Дмитрий Пожарский является потомком Василия Андреевича, первого из князей Пожарских, выходцев из Стародубских князей суздальской земли. Стародубские князья, в свою очередь, являются потомками великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, сына Юрия Долгорукого, основателя Москвы . Согласно распространённой легенде, центр его небольших владений — село Радогость — было опустошено пожаром, и после восстановления стало прозываться Погаром, откуда и произошло название удела.

К Пожарскому явились послы Минина с просьбой возглавить Нижегородское ополчение. Встав во главе ополчения, объединившего патриотические силы на завершающем этапе борьбы с интервентами, Пожарский в своем лице тогда совместил всю верховную власть России. Сам Пожарский в 1613 г. получает чин боярина.

У: Ребята сегодня мы с вами совершим экскурсию в историю этого праздника.

Смутное время – это период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного (Слайд) и до 1613 года, было эпохой глубокого кризиса Московского государства. По подсчетам историков, за годы Смуты в России объявилось 17 самозванцев.

Народным недовольством попыталось воспользоваться Польское королевство. В 1604 г. права на российский престол предъявил бывший монах Григорий Отрепьев, выдавший себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. (слайд)

Глубочайший кризис, причиной которого стали внутренние неурядицы, поразил все сферы жизни страны. Осенью 1611 года посадский староста Нижнего Новгорода Кузьма Минин, обратившись к русскому народу.

1 чтец: Мир православный! – начал он –
Страдает Родина Святая,
Повсюду горе, вопли, стон,
Ручьями льется кровь людская.

2 Чтец: Иноплеменники гурьбой
Отчизну нашу разоряют,
Владеют Русскою Землей
И нас себе порабощают.
Тиранят жен и дочерей
Враги пред нашими глазами,
И ставят в храмы лошадей,
Смеясь над верой и над нами.

3 Чтец: Москва в плену, в стенах Кремля
Враги скопляются толпами;
Страдает Русь, ее земля
Кишит враждебными войсками.
Царя на русском троне нет,
Москвою враг повелевает,
И весь народ в годину бед
Врагу невольно присягает.

6 чтец: Велик ты русский наш народ!
Когда ты Родину спасешь –
Ты богатырь, от всех забот
Для ней себя освобождаешь!

7 чтец: Ты слаб, пока отвага спит,
Но если духом ты проснешься,
То бурей в битву понесешься,
Тебя никто не победит!

У: Князю Д. М. Пожарскому предложили возглавить ополчение. Военное ядро Второго ополчения составляло хорошо организованное и вооруженное мелкое дворянство, большую роль играли посадские люди, со временем вливались казаки, а затем и крестьяне.

20 августа ополчение подошло к Москве. Главное сражение состоялось в Замоскворечье. (слайд)

22 октября, в день Казанской иконы Божией Матери, казаки Трубецкого ударили по Китай-городу. Голодные поляки не в состоянии были защищаться и ушли в Кремль. Этот день считается днем освобождения Москвы от интервентов. (слайд)

В Китай-город торжественно внесли Казанскую икону Божией Матери (слайд) и дали обет построить церковь, которая и была воздвигнута напротив Никольских ворот Кремля (слайд).

В ноябре 1612 г. Земское правительство объявило о созыве Земского собора для избрания государя.

Вокруг кандидатуры будущего царя разгорелась борьба, в конечном итоге большинство было за 16-летнего Михаила Федоровича Романова, родственника первой жены Ивана Грозного. 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал царем России Михаила Романова. С

этого времени начинается правление в России династии Романовых, которое продолжалось немногим более трехсот лет — до февраля 1917 г.

У: События многовековой давности стали ярким доказательством того, что сила государства – в единстве. В Смутное время, когда в результате гражданской войны начался распад государства, патриоты-россияне, представители разных сословий и национальностей, сумели преодолеть междоусобную рознь и отстоять единство и независимость своей Отчизны.

Праздник народного единства будет всегда напоминать нам об ответственности за судьбу своей Родины, служить сплочению общества ради процветания Отчизны.

В боях за Москву Мининым были проявлены высокие качества военного организатора и личная храбрость. В 1613 году, с присвоением чина думного дворянина, он был введен в состав Боярской думы, где, впрочем, действовал недолго, так как три года спустя умер. Похоронили его в нижегородском Спасо-Преображенском соборе. (Слайд)

Дмитрий Пожарский похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале. (слайд)

Над местом его погребения, куда приходят поклониться герою россияне, установлена гранитная плита и белокаменный крест.

У: (Слайд) Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.

Вопросы для беседы с учащимися:

  1. Родина и единство. Расскажите, как вы понимаете эти слова?
  2. Когда в истории нашего государства народ демонстрировал свое единство против захватчиков?
  3. Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины?
  4. Кто возглавил русское войско?
  5. Какими вам представились образы Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского?
  6. Почему, как вы думаете, Государственной Думой было принято решение о праздновании этого дня как общегосударственного праздника?
  7. Какое ещё название имеет этот праздник?
  8. В чем проявляется современное единство России?

(Слайд) В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

(Слайд) Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

(Слайд) Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны.Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена, вражды.Такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли более отличить добро от зла, правду от лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза. Пользовались этим враги нашей Родины. На страну набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ.

Цель: воспитание чувства любви к Родине, гордости за неё, за народ, населяющий Россию.

познакомить учащихся с историей праздника;

подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны;

воспитывать чувство патриотизма, опираясь на героическую историю.

Предварительная подготовка.

Классный час проводится на основе материала изученного ранее на уроках окружающего мира(Государственная символика и Народы России).

аудиозаписи Гимна РФ .

Ход классного часа.

Добрый день, дорогие ребята! 4 ноября вся Россия отмечала День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями, которые произошли 400 лет назад – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Это праздник взаимопомощи и единения.

- Посмотрите на карту нашей страны. Россия очень большая и великая страна, это наша Родина,

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Слайд 13 - А давайте вспомним как выглядит флаг РФ.

Белый цвет – берёзка.

Синий - неба цвет.

Слайд 14 - Какие ещё государственные символы РФ мы уже знаем?

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Слайд 15- А сейчас мы с вами послушаем гимн РФ.(прослушивание аудиозаписи)

Слайд 16. Ребята, а все ли люди, населяющие нашу страну одинаковые?

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех - одна.

Учитель: Вы видите, ребята, что мы все действительно разные, НО – (слайд 19)

Если забыть об обидах,

О разности взглядов на веру и жизнь,

Всем вместе сплотиться враги будут биты!

От мощи единства земля задрожит.

Я хочу рассказать вам об истории этого праздника.

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны.Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена, вражды.Такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли более отличить добро от зла, правду от лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза. Пользовались этим враги нашей Родины. На страну набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ.

Вот, что произошло 400 лет назад…. Напали на нашу русскую землю враги – поляки. Казалось, что Русское государство погибло, но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

А князь Пожарский возглавил ополчение. И пошли ополченцы к Москве – сто тысяч воинов из двадцати пяти городов России.

При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой воины три дня молили о помощи пред ее чудотворной иконой.

4 ноября 1612 года ополченцы Косьмы Минина и князя Пожарского ринулись в бой с поляками за Москву. Никакая вражеская сила не могла остановить их.

На улицах Москвы шли бои, город горел. Поляки отчаянно сопротивлялись. Но воины Минина и Пожарского сражались, чтобы победить. И победили!(слайд 23)

Вся Россия благодарила Косьму Минина и Дмитрия Пожарского, которые собрали людей со всех концов страны, чтобы победить Смуту. Победить врага можно было только, объединив народ России.

Деревни, села, города.

С поклоном русскому народу.

Сегодня празднует свободу.

И День единства навсегда!

4 ноября, был объявлен государственным праздником, за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Этот день праздновался в течение столетий.

Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник - День Народного Единства.

Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем народам и соседям, всем, кто желает жить на земле мирно!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие знакомит с историей появления данного праздника.


Классный час "День народного единства"

Купава Светлана Александровна, учитель начальных классов

формировать чувство гражданственности и патриотизма;

формировать ответственность за судьбу Родины;

дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;

расширять кругозор учащихся;

развивать умение делать выводы, обобщать;

способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;

воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход классного часа

I. Орг. момент

Начинаем мы опять
по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть стихотворение С. Васильева.

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Учитель. – О чем это стихотворение? (о родине)

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Звучит колокольный звон и учитель читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года-

День народного единства.

- Родина и единство. Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)

- Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.

- Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 - 14

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

- Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

- Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 - 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

- Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

- Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

- Кто возглавил русское войско? (ответ)

- Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

- Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

- Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Запись на доске

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Учитель: Что же такое 4 Ноября для русского народа? (ответ)

Слайд 24 -25

- Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день единства всех российских народов;

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;

4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.

4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери.

IV. Творческий проект

- Какое ещё название имеет этот праздник?

- В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. А это значит, что мы делаем какие дела? (ответ)

- Какое название можно дать этому дню. (День добрых дел.)

- А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

1. "Чистый город" (уборка территории детского сада, благоустройство обелисков, памятников).

2. "Поможем детям" (сбор детских книг, игрушек для воспитанников Детского приюта).

3. "Спешите делать добрые дела" (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким).

В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речевку:

Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

- Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Читайте также: