Спешите делать добро конспект занятия

Обновлено: 03.07.2024

Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу.

П. Вступительная беседа.

Наша сегодняшняя встреча посвящена добру, доброте (добрым словам и добрым поступкам), она так и называется “Спешите делать добро”.

Доброта… Что означает это слово? (Ответы детей).

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”.

И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, допропорядочный, добросовестный.

Наверное, по – настоящему добрый человек, обладает всеми этими качествами.

Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вас, вашего близкого друга (подругу) или родственника кто-то обидел? (Дети рассказывают).

Скажите, а какие чувства вас охватили в этот момент? (Дети описывают свое состояние). Как вы считаете, справедливо с вами поступили? (Ответы детей).

- А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обидели кого-либо? (Ответы детей).

- А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети могут не отвечать, а промолчать).

- Есть одно очень важное правило: “Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе”.

- Ребята, пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас, заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением.

Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.

Один известный человек (Ф.П.Гааз) очень давно сказал такие слова: “Спешите делать добро” (слова вывешиваются на доску). Пусть эти слова станут правилом, девизом вашей жизни.

- Только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И только у такого человека есть верные, надежные друзья.

- Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть внимательным, вежливым, добрым друг к другу? (Ответы детей).

- Да, я думаю, что совсем не трудно уступить место в автобусе пожилому человеку или женщине с ребенком, первому поздороваться, быть вежливым с родителями и друзьями.

- Ребята, путешествуя по Городу Волшебных слов, мы подружились с добрыми, вежливыми словами, учились их применять в различных ситуациях, учили стихи о добрых словах.

Игра “Цветик – семицветик”

(На каждом лепестке цветка написано доброе, вежливое слово, “срывая” лепесток, ребята придумывают ситуацию, когда это слово может быть использовано или читают стихотворение о нем).

- Добрые слова – это цветы человеческой души. Дарите эти прекрасные цветы окружающим.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад;

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

- Доброта – это самое ценное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость.

Давайте вспомним некоторые из них.

Работа в микрогруппах

  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Добрый человек добру и учит.
  • Добра желаешь – добро и делай.
  • Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.

(После обсуждения в группе один ученик выходит к доске и объясняет, как группа понимает свою пословицу. Лист с пословицей прикрепляется к доске).

Детям предлагается составить “букет добрых дел”.

(На столах разложены вырезанные из цветной бумаги цветочки, основа для букета (из зеленой бумаги – на доске).

Каждый должен выбрать по одному цветочку, написать на нем доброе дело, которое ребенок может сделать для своих родных, близких, окружающих, затем прикрепить свой цветок на основу букета.

Ш. Обобщение.

- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

- Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела . (Эти слова на доске).

На память о нашей сегодняшней встрече я дарю маленькое сердечко – символ частички моего сердца.

IV. Рефлексия. Звучит песня “Если добрый ты”.

Детям предлагается встать в круг и рассказать о том, какие чувства возникли у них сегодня на занятии, что запомнилось и почему.

Цель: формировать представления учащихся о доброте, как достоинстве человека.

анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

  • способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению
  • развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
  • воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

УУД: Коммуникативное развитие учащихся:

- стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;

- умение организовывать общение учащихся друг с другом;

- формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;

- культура поведения в учебном диалоге.

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- сохранять заданную цель;

- контролировать свою деятельность по результату;

- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Развитие познавательной сферы:

- степень познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся на занятии;

- наличие и эффективность групповых, коллективных и индивидуальных форм работы учащихся;

- создание условий для проявления способностей учащихся.

Личностное развитие учащихся:

- формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;

- эмоционально-положительное восприятие учения;

- объективная оценка результатов деятельности;

Ребята, на столе у каждого лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Если у вас настроение хорошее, то поднимите солнышко, а если плохое, то тучку.

(Я надеюсь, что к концу занятия у всех будет хорошее настроение)

А теперь, дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

- Ребята, я сейчас вам прочитаю сказку, а вы подумайте, о чем мы будем рассуждать сегодня.

Один мальчик пришел в сквер пострелять из рогатки в птиц. Это было его любимое занятие. А неподалеку шел с тросточкой слепой старик; он услышал, что кто - то недобрый стреляет в птиц, и позвал;

- Будьте добры! Кто тут есть?

- Ну, я, ответил мальчик.

- Мальчик, - сказал слепой, - ты не мог бы меня проводить до дому?

- А вы три рубля дадите?- спросил мальчишка. - Тогда доведу.

- У меня только рубль ….- растерялся слепой. - Пожалуйста, доведи меня до дому.

-Ладно, рубль – тоже деньги, - сказал мальчишка и взял старика под руку. Тот назвал свой адрес, и они пошли.

Вот вышли из сквера, идут по улице, где много прохожих, и прохожие говорят друг другу вслух;

-Бедный старик. И какой добрый мальчик. Наверно его внук.

Мальчишка услышал, как его назвали добрым, и покраснел. А люди шли и говорили:

- Смотрите, какой добрый, стеснительный мальчик: он покраснел, когда его похвалили.

Наконец он довел старика до дому, и тот протянул ему рубль.

- Нет, - сказал мальчишка, вдруг заплакал и побежал.

- Спасибо, добрый мальчик! – крикнул ему вслед слепой старик.

А мальчик еще сильнее заплакал.

Ребята, а как вы думаете, почему он заплакал? (ему было стыдно). А как его называли прохожие? (добрый)

А был ли он на самом деле добрым? (нет, т.к. просил 3 рубля за свое доброе дело?)

А есть надежда, что он станет добрым? (да)

Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести беседу? (о доброте).

Что такое добро? (это все хорошее, доброе, красивое.)

Что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.

Перед вами карточки с личностными качествами человека. Нам необходимо распределить их на две группы:

Готовность прийти на помощь обман

Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря этому, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость. Этой теме в литературе уделено много внимания, и не только в рассказах, но и в стихах. Давайте послушаем одно из них.

Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей и для подруг,

Порою им бывает худо,

Добро твое им будет чудом.

Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души,

Дарить добро всегда спеши.

И слово доброе, и дело

Ты применить сумей умело,

Их не жалей любому дать,

Добром их души исцелять.

Такая истина бытует:

Добра не делай – зла не будет,

С обидой в сердце трудно жить,

Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет,

Зла сотворить уже не смеет,

Дари, дружок, добро дари,

За все добром благодари.

Добро и Зло идут по жизни рядом.

Известно, что нет худа без добра.

Как хорошо, когда на смену злобе

Приходят к нам улыбка, доброта.

Когда в глазах людей, в их добром слове

Почувствуешь божественный тот свет,

То наполняешься огромным счастьем,

Способным оградить от разных бед.

О люди, улыбайтесь чаще,

Тепло души дарите каждый миг

И никогда не осушайте

Тот чистый, сказочный родник!

Какой вывод вы можете сделать, прослушав его? (ответы детей)

Предлагаю вам разгадать кроссворд и собрать ключевое слово. (каждый в команде пишет отгадку, по цепочке)

1.Он в беде не бросит? ( Д руг)

2.Как называется предмет, который дарят? (П о дарок)
3.От неё станет всем теплей (Улы б ка)
4.Какое чувство появляется при получении подарка? ( Р адость)
5.Когда нас бранят за шалости, мы просим…(Пр о щение)
6.Назвать одно из качеств, которым должен владеть воспитанный человек? (Вежливос т ь)
7.Назвать волшебное слово, которое говорят при выполнении просьбы? (Сп а сибо )

А теперь прочитаем, какое слово получилось? ( Доброта)

добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный

доброжелательный - желающий добра

добропорядочный - приличный, достойный одобрения

добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом

добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.

Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. А знаете ли вы пословицы и поговорки о добре и доброте? (Дети получают разрезанные на части и их собирают). Каждую пословицу обсуждаем обязательно.

Злое слово ранит, а доброе лечит.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Добрые дела красят человека.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Жизнь дана на добрые дела.

Ни одежда украшает человека, а его добрые дела.

Доброе сердце лучше богатства.

Без добрых дел нет доброго имени.
- Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.

(Ученики называют обидные слова, учитель загибает края куклы)

-Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

(Дети по очереди называют слова)

- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

Доброе слово лечит, а злое калечит!

Прошу всех сесть. Закройте глаза. Представьте, что вы держите цветок добра, этот цветок Добра у вас в ладонях. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Вы кончиками пальцев чувствуете его тепло и добро, они становятся все сильнее и сильнее, они проникают в вас и растекается теплой волной по вашему телу. Добро струится по каждой клеточке вашего тела и попадает прямо в сердце! Мысленно поместите все добро этого цветка в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Всё плохое растворяется, уходит из ваших сердец. У вас появляются новые силы: силы добра, здоровья, счастья, любви и радости. Вас обдувает тёплый ласковый ветерок. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты! Откройте глаза, посмотрите друг на друга и пошлите друг другу добрые мысли.

Учитель: А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.

Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра: Карандаш мне дал однажды, (Я в тот день забыл пенал), В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Я упал и весь промок - Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка

Не жалел и пирожка: Откусить мне дал когда-то, А теперь представил счёт. Не влечёт меня, ребята, Больше к другу не влечёт.

Учитель: А может дружба распасться? А по каким причинам? Учитель: Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

Учитель: А для чего нужны друзья?

Если есть друзья на свете – Всё прекрасно, всё цветёт. Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнет. Мы и в дождь, и в снег и в стужу

Будем весело шагать. При любой погоде дружим – Дружбы этой не порвать. И любой из нас ответит, Скажут все, кто юн и смел: Мы с тобой живём на свете

Для хороших славных дел.

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

(звучит музыка дети составляют памятку)

Я вам приготовила памятку с правилами доброты и оставила место для того, чтобы вы смогли добавить свои правила. У вас их получилось намного больше.

( на обратной стороне) Прочитаем заповеди хором, о которых надо помнить.

ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.

-А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя жесты. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет-тяните руки вверх.

Можно ли назвать добрым человека, который:

• делает что-то полезное для людей;

• делает домашнее задание за кого-то;

• ждёт, когда его позовут на помощь;

• переводит старушку через дорогу;

• накормит бездомного котёнка;

• заберёт обратно подаренную вещь;

-Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. Добрый человек бережно относится не только к людям, но и к природе.

Сегодня мы говорили о человеческом качестве, о доброте. Мы определили качества доброго человека. На что же он похож? (На солнышко. Добрый человек, как солнышко светит, греет, улыбается. К доброму человеку все тянутся, потому что он дарит окружающим свою любовь, ласку, заботу, душевное тепло, внимание). Добрый человек и поступки совершает добрые. Мало хотеть быть добрыми, нужно учиться делать добро!

Какой вывод, ребята, вы сделали из нашего разговора? (Мы узнали, что такое доброта и какой человек может считаться добрым, чтобы самим стать добрее, что добрым быть хорошо).

Что вам понравилось на занятии? Почему? Покажите своё настроение теперь.

Цель: развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви.

- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;

- воспитывать стремление совершать добрые дела.

- формировать представление о том, что доброта, есть проявление души.

-совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

-совершенствовать познавательную активность;

стимулировать развитие мыслительных способностей детей;

развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;

развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;

способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественное творчество, музыка.

Методы и приё мы:

Словесные: Чтение и обсуждение сказки, беседа, творческие задания.

Игровая, вариативно – информационная (презентация - иллюстрация).

Чтение детям сказок, обсуждение мультфильмов, беседы на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов о добре и дружбе, разучивание пословиц,

- подготовка иллюстративного материала.

- подбор материала (произведений художественной литературы, детские песенки, занимательные игры, практические ситуации).

Оборудование и атрибуты:

- ватман, с изображение лесной полянки с ромашками, (5 тучек);

- карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира;

- корзина с бабочками по количеству детей;

Ход НОД:

Воспитатель : Вас так много, а мне хочется познакомиться с вами. Скажи-те, вы верите в чудеса? Я тоже верю. Каждое утро ко мне приходит вол-шебник и приносит мне чудесные сказки, а сегодня я сказала волшебнику: " Сегодня я пойду в гости к детям и очень хочу подружиться с ними и узнать, как их зовут" Тогда волшебник подарил мне белый лист бумаги и сказал, что на нем чудеса рядом с нами, только в них надо верить. Сейчас мы попробуем сотворить маленькое чудо. (На листе ватмана парафином написаны имена детей. Смоченной в акварели ваткой закрашиваем лист. Когда проступают имена, читаем их: ___ и комментируем).

I. Воспитатель: Я приглашаю вас в страну Доброты к моему другу Ёжику.

Ёжик почему-то грустный. (На стене прикреплён большой лист ватмана) На его любимой ромашковой полянке солнышко сегодня за-крыто тучами.

Дети: Солнышко закрыто тучкой. Солнышко не сияет

Дети, вы хотите помочь ежу? (Выслушиваю предложения)/

Мне подсказывают Волшебник, что нам с вами надо пройти ряд испытаний, сделать добрые дела и тучки будут исчезать. Согласны?

Вот послушайте сказку о маме нашего Ёжика.

Воспитатель спрашивает детей:

- Какие добрые дела могут совершить дети? (Ответы детей)

- Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными)

Нацелить детей на то, чтобы они не забывали делать добрые поступки по отношению к своим близким, знакомым и незнакомым людям, животным

А как поступила сорока.

Можем мы ей чем-то помочь, чтобы она стала добрее? (Тучка исчезла)

Дети: подарим улыбки и развеселим.

А Сорока нам уже новое задание принесла - картинки с изображениями предметов. Вам надо рассказать о доброте того, что изображено у вас на картинке. Например : Карандаш добрый потому, что он помогает создавать нам красивые рисунки. (Тучка исчезла).

А теперь Ёжик предлагает посмотреть небольшой мультфильм про то, как он со своим другом Медвежонком протирал звёзды.

Чистые звёзды это тоже наша доброта.

Я предлагаю нам всем вместе тоже протереть звёзды.

Динамическая пауза под музыку.

Предложить детям под ритмичную музыку протереть звёзды. Проигрывание сюжета по сказке (предполагаемый результат – чистые звезды – добрые сердца детей.) Воспитатель вместе с детьми выходит на ковёр и под ритмичную музыку (импровизируя)повторяет сюжет просмотренного мультфильма.

Мы с вами и улыбаемся. Значит нам хорошо. Верно? А что нам помогает радоваться (Доброта, мы совершили хороший поступок). (Тучка исчезла)

Воспитатель: Я рада вашему веселью и улыбкам. Давайте мы сейчас сделаем одно общее доброе дело. Вот смотрите,Ёж принёс нам корзину, а там бабочки.

Раздать детям по бабочке, предложить приложить их к сердечку, наполнить своей добротой, а потом прикрепить бабочки на ромашки, и при этом рассказать о сделанном вами добром поступке или о том, что вы собираетесь сделать для других. (Исчезает последняя тучка).

Ё ж: посмотрите, ребята, как весело отвечает на ваши улыбки солнышко! Давайте постараемся его сберечь.

Воспитатель: Какие чувства вы испытывали, делая общее доброе дело?

Дети: Делать добро радостно и приятно.

Воспитатель: Чаще говорите вежливые слова и делайте добрые поступки, и тогда многие ваши желания будут исполняться.

Воспитатель: Что важное для себя Вы сегодня узнали? Где Вы это можете применить?

Дети: Надо быть добрым и вежливым. Быть веселым. Помогать людям. Если ты будешь хорошим, то у тебя будет много друзей. Доброта- это украшений нашей жизни.

Дети, мы с вами тоже можем быть волшебниками: делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее.

Цель: формирование представления у обучающихся о доброте, как достоинстве человека, воспитание толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Образовательные задачи:

Коррекционно-развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, самостоятельность в принятии решений.
  • Воспитывать умение внимательно слушать друг друга, организованность, взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
  • Воспитывать уважительное, гуманное, внимательное отношение к инвалидам и признание их как полноценных членов общества.

Категория детей: обучающиеся 6 классов общеобразовательной школы для детей с сохранным интеллектом и нарушениями интеллекта.

Формы организации деятельности детей: внеклассное занятие-приключение.

Ход занятия

Учитель: Давайте начнем наше занятие с красивой мелодии (Песня о доброте (минусовка).

Ребята, на столе у каждого лежат карточки с изображением смайликов– веселого и грустного. Если у вас настроение хорошее, то поднимите веселого, а если плохое, то грустного.

Давайте познакомимся. Учитель – руку ладонью вверх– Ирина Александровна (желаю хорошего настроения)– и так все по очереди, можно добавить любое хорошее слово-…________________________

Сядьте по удобнее, закройте глаза. Я хочу пригласить вас в путешествие на морском корабле. Забирайтесь на борт нашего корабля, устраивайтесь там, старайтесь не мешать друг другу. Крепко ухватитесь за плетёные борта каюты (взяться за руки), чтобы не упасть. А теперь в путь. Путешествие начинается. (фон– тихая спокойная музыка) корабль медленно плывет по волнам. Чувствуете, как ветер овевает лицо? (можно веером создать дуновение ветерка) Но, что ветер усиливается, волны поднимаются все выше и выше (фон– спокойная музыка сменяется на более громкую и тревожную)

ОЙ-е-ей нас застал шторм. Шум, грохот, мы терпим крушение. SOS SOS SOS

Мы оказались на острове. Сделаем перекличку – все на месте?? Давайте осмотримся – что то виднеется вдали. На что похоже? Да, какой то знак на дощечке, но он поврежден. Знак о. … ОБ …. Осталось всего две буквы, давайте подумаем, как же он называется. Как разобраться?

Ииии….о, чудо. Мы нашли бутылку с письмом и картой.

О, странник, выполни все задания – будешь сыт, доволен, приобретешь настоящее богатство и отправишься домой.

Выполняй задания по порядку. КАРТА.

1 задание. Ваш выбор

У вас есть выбор жить на острове ЗЛОБА или ДОБРОТА. Выбор за Вами, странники. В конце своего путешествия по нашему острову подведете итог и ответите, какое название носит наш остров?

2 задание. Голодные джунгли

Мы были уже очень голодны и вдруг на пальме увидели корзинку с фруктами, а внизу инструкцию как ее достать.

Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек положила ему в рот учитель (сочный, кислый, мягкий, вкусный…), а затем он называет, что это было (лимон, виноград и т.д.).

Мы отправились дальше исследовать остров и набрели на город Мудрейших. В его хранилищах собраны разные пословицы и поговорки, в том числе о добре. Посмотрим и вспомним некоторые из них. Какой смысл в них вложен?

Пословицы и поговорки о добре и доброте

  • В добре жить хорошо.
  • Делать добро спеши.
  • Доброе дело и в воде не тонет.
  • Добро не умрёт, а зло пропадёт.
  • Добрый человек скорее дело сделает, чем сердитый.
  • Доброе дело без награды не остаётся.
  • Добрые слова дороже богатств.
  • Злой плачет от зависти, добрый от радости.
  • И собака старое добро помнит.
  • Не хвались серебром, а хвались добром.
  • Плохо тому, кто добра не творит никому.
  • При солнце тепло, а при матери добро.
  • Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

Три пословицы рассыпались пополам. Соберите – на интерактивной доске. Задание на соответствие.

Давайте сделаем вывод: добро, зло, дружба – это вечные вопросы, которые волновали наших дедов, родителей, говорим об этом и мы, будут рассуждать и наши дети и внуки.

Как вы считаете, быть добрым трудно? Почему?

Как вы думаете, чего больше на земле: зла или добра?

(Жадность – щедрость, ложь – честность, грубость – воспитанность, чистота и т.д.)

Давайте сделаем вывод: мы очень постарались, чтобы добро победило. Но это на словах. А хочется, чтобы и поступки были добрыми. Только так у человека есть возможность оставить о себе добрую и светлую память. Поэтому, прежде, чем что-то сделать, подумайте как к это расценят окружающие. Вспомните известное изречение: к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе.

Посмотрим, как вы знаете добрые слова. Будет тогда вам помощник в вашем непростом путешествии– говорящий попугай. Давайте придумаем ему имя!

Читают одни дети – другие договаривают

Придумано кем-то просто и мудро – при встрече здороваться . Доброе утро!
Зазеленеет старый пень, когда услышит: . Добрый день!
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь: . Здравствуйте!
Растает ледяная глыба от слова доброго . Спасибо!
Когда ругают за шалости, Мы говорим: . Прости, пожалуйста!
И в России, и в Италии говорят, прощаясь: . До свидания!
Всем вам с большой любовью желаю… Крепкого здоровья.

Мы все ближе приближаемся к заветному месту. Чтобы перебраться через бурлящую реку выполните такое задание построить мост из дощечек их должно быть 11.

Совместная работа – обсуждают качества, отмечают на интерактивной доске– цветными маркерами.

Учитель называет слова, бросает мячик любому ребенку, например: "Солнце", ученики ласково "Солнышко"

Молодцы, вам понравились ласковые слова? Да, ласковое, доброе слово душу согревает.

Ласковые слова помогли вам очутиться

Физминутка

Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну – ка дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь.

На мои вопросы вы отвечаете “ да” – хлопаем или “нет”– топаем – все вместе.

Можно ли человека заставить быть добрым? Нет

Можно ли стать добрым на время? Нет

Добрым нужно быть к любому человеку? Да

Добрым быть легко? Да

Есть ли у вас желание делать добрые дела? Да

Можно ли назвать добрым человека, который:

  • делает что-то полезное для людей? Да
  • делает домашнее задание за кого-то? Нет
  • ждёт, когда его позовут на помощь? Нет
  • переводит старушку через дорогу? Да
  • заберёт обратно подаренную вещь? Нет
  • помогает дежурному накрыть стол? Да
  • помогает учителю полить цветы? Да

Покажите при помощи пальцев– какая у вас оценка по математике!

Благо + творить = . благотворительность

А что значит благотворительность. Выскажите свое мнение.

Благотворительность есть благое доброе дело, направленное на безвозмездную помощь и поддержку людей, отягощенных различными жизненными обстоятельствами. По большому счету – это помощь тому, кто в чем-то слабее тебя и нуждается в помощи. Каким бы маленьким и несамостоятельным ты ни был, всегда есть кто-то, кому можно помочь. Например, птицам, — пережить зиму с помощью кормушек, помочь бездомным собакам и кошкам. Но что будет, если вы начнете кормить всех собак и кошек? Правильно: их станет все больше и больше. Поэтому кормить — не главное. Главное — или забирать домашнее животное с улицы домой (маловыполнимо), или сдавать в приюты. А в приюте животное лечат, приводят в порядок и подыскивают хозяина. Приюту можно помогать как деньгами, так и собственным участием, став волонтером– помощником. Также есть и фонды, которые помогают обездоленным людям, которые попадают в сложные ситуации и которым некому помочь, старикам, бездомным, мигрантам, людям, нуждающиеся в дорогом лечении. Фонды занимаются тем, что собирают деньги и после тщательной проверки раздают нуждающимся.
Большое спасибо всем тем, кто проявляет чуткость, терпение и желание помочь тем, кто так сильно в этом нуждается!

Как вы отнесетесь к такому поведению ребят:

Выслушиваем мнение и рассуждения ребят. Помогаем адекватно оценивать собственное поведение и поступки окружающих людей;

В класс вошла учительница с заплаканными глазами, ты …

При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…

Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?

Ты дежурный по классу. Подметая пол, ты нашел телефон. Что ты сделаешь?

Несколько человек в классе уговаривают уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?

Учитель поставил тебе оценку несправедливо (по твоему мнению). Как ты поступишь в этом случае?

Когда ко мне обращаются грубым тоном, я …

Учитель достает из фруктовой корзины букву– она отображается на экране, а дети должны подпевать и исполнить отрывок песни о дружбе и добре, которые начинаются с данной буквы Если не знают– говорят ПОПУГАЙ ПОМОГИ– запускаем музыку. Д — дружба крепкая … В — вместе весело … Е — если с другом … О — от улыбки …с_ спроси у жизни Ч– человек собаке друг

У вас есть выбор быть на острове ЗЛОБА или ДОБРОТА. Выбор за Вами, странники. Вы уже в конце своего путешествия по нашему острову. Отвечайте, какое название носит наш остров? Восстановим на табличке название острова ( табличка+ мелки).

Давайте украсим этот чудесный остров Доброты — выберите из цветной бумаги предмет, ассоциирующийся у вас со словом добро, а в нем запишите сочиненный синквейн о доброте – групповая работа по 4 человека.

Прикрепите на остров. — Получилось просто чудесно, волшебно, ярко, красиво, смешно: солнце, цветы, бабочки и, конечно же, люди! — Поднимите руки, кому из вас понравилось делать добро? Какие при этом вы испытали чувства?

11 задание

Какое совместное ДОБРОЕ дело мы придумаем и осуществим с вами. КАКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ МОЖЕТ ИДТИ ОТ НАС? Что нам по силам?

Опрос детей показал, кому в первую очередь дети хотят помогать. На первом месте оказались больные дети или дети, попавшие в какие-то сложные ситуации, на втором – животные, на третьем – пожилые люди. Совместно решили сделать день добрых сюрпризов для детей в реабилитационном центре нашего города.

12 задание

Мы выполнили все задания по нашей карте. Сытые? Довольные? А какое настоящее богатство вы приобрели? Новых друзей. Молодцы, вы отыскали воздушный шар и все отправляемся на нем домой. Здесь, высоко в небе, мы летим над разными странами, над лесами и полями. Вот на горизонте показался наш родной край – Горный Алтай – наш городок Горно-Алтайск – наша школа. Шар медленно опускается. Видите? А может, вы видите там своих друзей? Рассмотрите их. Поприветствуйте их, поздоровайтесь за руку, скорее обнимите их. Ощутите атмосферу в нашем милом городке. Она тёплая и сердечная. В ней светит солнце, дует тёплый ветерок. Мы приземляемся. Выходим. Ура, мы дома.

Рефлексия

Что вам понравилось на занятии? Почему? Покажите своё настроение теперь (карточки с изображением смайликов – веселого и грустного).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать потребность детей проявлять доброту, отзывчивость, милосердие, чуткость по собственному побуждению.

Предварительная работа: беседы о добре и милосердии, о добрых поступках, чтение художественных произведений В.Осеевой, С.Маршака, Л.Толстого, В.Катаева, В.Сутеева и др.

Ход мероприятия:

Добрый день, дорогие ребята!

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: — Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро пусть длится до вечера.

Давайте все вместе станем в круг, возьмемся за руки и пожелаем друг другу что-нибудь доброе.

Здравствуй, правая рука
Здравствуй, левая рука
Здравствуй, друг, здравствуй друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг.

Я люблю свой детский сад
В нем полным-полно ребят,
Может – сто, а может двести,
Хорошо, когда мы вместе.

Все на месте? Все ли тут?
Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись.

Дети берутся за руки и желают друг другу: здоровья, удачи, счастья, добра, терпения и т.д.

Воспитатель: Дети, скажите, а что такое доброта? Какого человека можно назвать добрым?

Дети: Когда у человека доброе сердце, добрая душа, он заботится о других, говорит вежливые слова, любит животных.

Воспитатель: А как вы понимаете слово милосердие? Что оно подразумевает?

Дети: Когда человек готов прийти на помощь кому трудно, кто попал в беду.

Воспитатель: Милосердие – это милость сердца. Милость, идущая от сердца всегда бескорыстна. Милосердие – это готовность делать добро. Это сочувствие, сострадание. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта и милосердие способны творить чудеса.

Воспитатель обращает внимание детей на дерево.

Дети выполняют задания и собирают листочки-ладошки для дерева

Дети берут мяч, называют добрые слова (внимательный, заботливый, отзывчивый, добрый, скромный, терпеливый, щедрый, душевный, милосердный, благородный, радушный и т.д.) и передают другому ребенку.

Воспитатель: Дети, а вы любите делать добро? О каких добрых свох поступках вы можете рассказать?

- Покормил бездомного котенка.

- Помог маме нести сумку.

-Уступил место в автобусе бабушке.

-Проведал больного друга.

-Помог одеться малышу.

- Вместе с папой сделал кормушку для птиц.

- Успокоил плачущего малыша.

- Поделился печеньем со своими друзьями и др.

Воспитатель: А почему вы так поступили?

Дети: Потому что делать добрые дела приятно.

Воспитатель: А вы дома помогаете маме?

(дети на веревочку, с помощью прищепок, развешивают платочки)

Воспитатель: Не все люди совершают хорошие поступки, определите, что хорошо, а что плохо. У меня есть картинки, на которых изображены дети, которые совершают хорошие и плохие поступки. Нужно выбрать картинки с хорошими поступками и положить их в зеленый обруч, а с плохими поступками в красный.

Дети рассматривают картинки, рассказывают, какие поступки совершили дети и выкладывают в нужный обруч.

Воспитатель: Одной из главных тем сказок была тема добра и зла. Посмотрите на экран и назовите добрых и злых героев сказок.

Дети называют добрых героев сказок: Золушка, Красная шапочка, Белоснежка, Крокодил Гена, Айболит, кот Леопольд, Дюймовочка; злые герои: Карабас - Барабас, Кащей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч, Людоед, Шапокляк.

Доброе утро! – птицы запели (дети машут руками)
Добрые люди встали с постели (потягиваются)
Прячется вся темнота по углам (приседают, закрывают глаза руками)
Солнце взошло и идет по делам (маршируют на месте)

Дети с воспитателем находят клубок ниток.

Злой-добрый; жадный-щедрый; жестокий-добродушный; грубый-ласковый; равнодушный-заботливый; грустный-веселый; лживый-правдивый и т.д.

Воспитатель: Дети, вспомните произведения, в которых герои совершали хорошие, добрые поступки.

Воспитатель: Дети, помогите мне, закончите предложение

Если ближний замерз… (согрей),
Если он не одет… (одень),
Если голоден… (накорми),
Если жаждет он… (напои),

Если он скорбит… (утешай),
Заболел он… (навещай)
Ведь жизнь тебе дана
На добрые дела.

Воспитатель: Дети, вспомните пословицы и поговорки о добре.

-Не одежда красит человека, а добрые дела.

-Жизнь дана на добрые дела.

-Доброе слово лечит, а злое калечит.

-Мир не без добрых людей.

-Добрый человек добру учит.

-За доброе дело всегда похвала.

-Про доброе дело и говори смело.

-Добрая слава лежит, а дурная бежит.

Воспитатель: Посмотрите, а здесь лежат очки. Они не простые, а волшебные. Если их одеть, то можно рассказать о каждом ребенке самое хорошее.

Ребенок надевает очки и рассказывает о каждом какое-нибудь достоинство.

Воспитатель: Давайте с вами тоже будем милосердными и добрыми. Ведь только доброта может спасти мир от жестокости, злости, грубости. На Руси всегда считали дерево добрым. Подойдите сюда и посмотрите наше дерево.

Подарите частичку своей доброты дереву. Мы все ладошки с вами собрали и теперь частичку своей доброты вы можете повесить на дерево.

Дети: как это прекрасно доставлять радость добрыми делами.

И от смеха малышей
И от солнечных лучей.
И от запаха сирени
И от соловьиной трели.

Мир загадочный, огромный,
Посмотри, какой он добрый!
Так давай и я и ты
Ему добавим доброты!

Не стой равнодушно,
Когда у кого-то беда
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда

И если кому-то поможет
Улыбка твоя, доброта
Ты знай – не напрасно ты
День этот прожил
И годы живешь ты не зря!

Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня говорили, что узнали нового? Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

Читайте также: