Вопросительные местоимения конспект урока 6 класс

Обновлено: 01.07.2024

1. Познакомить учащихся с группой вопросительных местоимений, учиться употреблять их в речи с учётом особенностей склонения.

2. Развивать умения интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями.

3. Воспитывать уважение, любовь к бабушкам

I. Слово учителя.

II. Подготовка к изучению нового материала.

– Каждое слово в русском языке имеет своё лексическое значение, и чаще его можно объяснить. Почему, например, называется так подснежник? А веснушки? А проталинки?

– Дайте определение местоимения. Какие местоимения являются личными? Какое местоимение называется возвратным?

Сегодня мы познакомимся с ещё одним разрядом местоимений – вопросительными.

Узнаем, какие местоимения относятся к вопросительным, для чего они служат, будем учиться употреблять их в речи.

III. Изучение нового материала.

Назовите, на какие вопросы отвечают:

– имена существительные (кто? что?);

– имена прилагательные (какой? чей?);

– числительные (какой? сколько?).

Все местоимения, которые вы перечислили, и называются вопросительными, так как служат для выражения вопроса.

– А для чего нам бывают нужны вопросы? (Чтобы построить вопросительное предложение, определить члены предложения, главное и зависимое слово в словосочетании, падежные окончания существительных и прилагательных и т.д.)

Чтение теоретического материала на с. 164, работа с опорным конспектом.

Запись в словарик. Который час?

IV. Применение изученного.

Устно – упр. 406. Склоняет один ученик.

Ученики записывают в тетрадь:

Ученики по цепочке письменно на доске и в тетради склоняют птичий, чей?

Р. ч ь его? птич ь его

Д. чьему? птичьему

П. о чём? о птичьем

– К какому разряду относится прилагательное птичий? (Притяжательное)

– Что общего в правописании прилагательного и местоимения, которые вы просклоняли? (Разделительный ь)

Обозначьте графически условия выбора. Помните, что окончание вопроса помогает нам правильно написать окончание прилагательного.

– Какие бывают предложения по цели высказывания?

– А по эмоциональной окраске?

Потренируемся в правильном употреблении вопросительных слов, поработаем над вопросительной интонацией.

Запишите и сравните предложения.

Какие перышки? Какой носок?

Какие перышки, какой носок!

Вывод: вопросительные местоимения, употреблённые в восклицательном предложении теряют своё вопросительное значение и выражают эмоциональную окраску.

Комментированное выполнение упражнения 407.

Кто варе..ки пёстрые вяж..т,

Стари(н, нн)ые песни поёт?

Кто сказку такую р..скаж..т,

Что снится всю ночь напролёт?

Ч..и волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и ж..лею?

О ком соч..нила стихи?

Прочитайте текст, соблюдая вопросительную интонацию. Как можно озаглавить стихотворение Е. Благининой? Назовите вопросительные местоимения. Спишите, подчеркните главные члены предложения, обозначьте орфограммы.

Давайте немного поговорим.

– Кого из вас, девочки, назвали в часть бабушки?

– У кого бабушки живут в Елховке?

– Какие прилагательные вам хочется употребить вместе со словом бабушка? (любимая, добрая, старенькая…)

– Сколько лет вашим бабушкам? (обращение к конкретному ребенку)

В последнем предложении я употребила местоимение сколько. Посмотрим на таблицу его склонения (с. 165).

– При склонении какой части речи мы пользовались этим местоимением? (при склонении числительных)

Учитывая, что средний возраст ваших бабушек около … лет, просклоняем устно числительное … вместе с местоимением сколько?

Дети, вы много добрых слов нашли сегодня для своих бабушек, и ровно через неделю наступит особый день, когда все чувства, бережно хранимые в душе, нужно будет выразить в словах благодарности самым близким на свете людям – не только мамам, но и мамам ваших родителей – бабушкам. Это день 8 Марта.

Конечно, в наше время не составляет большого труда выбрать красивую открытку с готовым текстом. Например, как эта. (Учитель показывает открытку)

В слове "бабушка"

столько любви и тепла,

Для меня ты волшебницей

Но каждой бабушке будет вдвойне приятней получить поздравление, сочиненное вами, ваше приятное детское воспоминание, связанное с бабушкой и вами, запечатленное на бумаге.

Выполненное задание читают 4-5 учеников.

Ребята, дома отредактируйте свои воспоминания, запишите на открытку, лучше тоже сделанную своими руками, и подарите бабушкам.

V. Закрепление изученного.

– Какие местоимения относятся к вопросительным?

– Для чего они служат?

VI. Анализ домашнего упражнения №409. Подведение итогов урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель русского языка и литературы Тагирова А.М.

Тема: Вопросительные местоимения ( 6 класс)

дать понятие о вопросительных и относительных местоимениях; показать особенности их склонения, разницу между ними; учить предупреждать речевые ошибки .

знание морфологических особенностей вопросительных и относительных местоимений; умения различать вопросительные и относительные местоимения, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Здравствуйте. Открываем тетради, записываем число, классная работа, название темы.

Актуализация знаний.

- Какие разряды местоимений вы изучили? (Личные и возвратные).

- Назовите примеры. (Я, мы, ты, вы, он, она, они, оно, себя).

- Изучив два разряда местоимений, мы переходим к следующему. Чтобы понять о каком разряде идет речь, ответьте мне:

Для чего нужны вопросы нам?

- К вам постучались в дверь. Какой вопрос вы зададите? ( Кто там?)

- Вы нашли карандаш. Какой будет ваша реакция ? ( Чей карандаш?)

- Как вы думайте, в ваших вопросах, какие вопросительные местоимения можно выделить?

- Какие местоимения относятся к вопросительным?

- Для чего служат вопросительные местоимения?

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Закрепить и углубить знания о вопросительных местоимениях, упражняться в их склонении и употреблении.)

Работа по теме урока.

Кто, что, какой, чей , где, когда, куда, откуда, это вопросительные

Сколько который почему, зачем, как, отчего местоимения

- Почему они называются вопросительными? (ответы детей)

Употребляются в вопросительных предложениях для выражения вопроса о предмете, признаке, количестве.

Дети встанут, прибегут,

Сто вопросов зададут,

- Сколько лет слоны живут?

- Кто был Ломоносов?

- Где течет река Нева?

-А когда же спит сова?

- В стихотворении присутствуют несколько вопросительных предложений, в которых употребляются вопросительные местоимения. Назовите их?( Сколько, кто, где, когда )

Вопросительные местоимения-существительные КТО, ЧТО и вопросительное местоимение-числительное СКОЛЬКО изменяются по падежам .

Вопросительные местоимения-прилагательные : Какой, Чей, Который – изменяются по падежам, родам, числам.

Вопросительные местоимения-наречия: Где, Когда, Куда, Откуда, Почему, Зачем, Как, Отчего- НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ.

-Давайте попробуем определить синтаксическую роль вопросительных местоимений.

Запишем предложения, местоимения подчеркнем как члены предложения

Кто приедет завтра? (подлежащее)

Кем ты будешь? ( часть составного именного сказуемого)

Чьи это карандаши? (определение)

Кого мы ждем? ( дополнение)

На сколько мы опаздываем?

- Какой вывод можно сделать? (В предложениях могут быть любым членом предложения)

Работа по учебнику.

2. Практическое задание.

— Придумайте примеры предложений с вопросительными местоимениями .

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 451 — комментированное письмо.

Упр. 452 — орфоэпическая работа

Подведение итогов урока

Какие части речи заменяют вопросительные местоимения?

Какие вопросительные местоимения склоняются как прилагательные? (Какой?, который?, чей?)

Каковы особенности склонения вопросительных местоимений

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 212 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 79. Вопросительные и относительные местоимения

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.02.2019 3673
  • DOCX 18 кбайт
  • 284 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тагирова Алия Махдеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: знакомство с вопросительными местоимениями, особенностями их изменения, употребления, формирование умения находить вопросительные местоимения в текстах, правильно употреблять их в речи.

Развивающие: развитие аналитических способностей учащихся в ходе работы с языковым материалом, активизация мыслительной деятельности через решение проблемных задач.

Воспитательные: прививать интерес к изучению родного языка, любовь к слову.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: учебник, толковый словарь, презентация.

1. Орг. момент

2.Подготовка к восприятию.(Слайд 2)

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы продолжим изучение части речи, которая о себе говорит так: Я заменить могу другие части речи, Взвалив обязанности их себе на плечи. Когда приходится слова другие замещать, На их значение всегда мне надо указать.

Итак, речь пойдет о…. (местоимении)

3. Проверка домашнего задания. А) Проверка теории.

Б) Дифференцированные задания. (Слайд 4) УЧИТЕЛЬ: На прошлом уроке мы познакомились с возвратным местоимением себя. На дом было предложено несколько заданий по выбору. 1) Упражнение 403.Какие возникли трудности при замене выделенных слов фразеологизмами с местоимением себя? -2) Чтение придуманных текстов с включением данных и других фразеологизмов. -3) Чтение составленных лингвистических сказок о местоимении себя.

УЧИТЕЛЬ: Чьи творческие работы вам показались особенно интересными?

4. Формулирование темы и целей урока.

Приходится ли вам использовать в своей речи местоимение Кто?, задавая вопросы? А какие еще слова помогают задавать вопросы? (Ответы детей. Возможны варианты и Где? Куда? Почему. )

Все появляются на экране. (Слайд 6)

УЧИТЕЛЬ: Вспомните, что называется местоимением.

УЧИТЕЛЬ: Подумайте, какие из них можно назвать местоимениями, а какие нет? (Местоимения в первом столбике.)

-Можно ли отнести к местоимениям слова Где? Куда? Почему? Когда? (Нет. Это наречия.)

-Зачем нам в языке нужны выше перечисленные местоимения? (Задавать вопросы)

-Как бы вы назвали местоимения этого разряда ? (вопросительные)

Запись темы урока: Вопросительные местоимения. (Слайд 7)

УЧИТЕЛЬ: Сформулируйте цели урока. Что бы вы хотели на уроке

(каково значение вопросительных местоимений, особенности их изменения, употребления в речи, научиться находить в предложениях, правильно писать и употреблять их в собственной речи).

5.Объяснение нового материала.

(На экране все вопросительные местоимения)

УЧИТЕЛЬ: Что мы уже узнали о вопросительных местоимениях?

Для чего они служат в языке?

На что указывают вопросительные местоимения? (Слайд 8)

УЧИТЕЛЬ : Понаблюдаем за особенностями изменения вопросительных местоимений.

Задание по группам: измените местоимения по падежам, родам и числам, сделать выводы. 1гр. Кто? Что? 2гр. Какой? 3гр. Чей? 4гр. Сколько? 5 гр. Каков?

Выводы: (слайд 9)

1)Кто? Что? – по падежам;

2) Какой? Чей? - по родам падежам , числам. ;

3)Сколько – по падежам,

4)Каков? – по родам и числам

УЧИТЕЛЬ: (Слайд 11) Обратимся к учебнику. Прочитайте материал параграфа 71. Отметьте новую информацию.

5.Закрепление нового материала.

УЧИТЕЛЬ: Наша задача, выполняя разные упражнения, задания, научиться находить вопросительные местоимения, правильно писать и употреблять в речи.

1.Упр.407. (Слайд 12)

УЧИТЕЛЬ: -Прочитайте выразительно стихотворение Е.Благининой. Передайте вопросительную интонацию.

-О ком это стихотворение? Кого вы узнали?

-Как произносятся в предложении вопросительные местоимения ? (на них падает логическое ударение)

-Где в предложении стоят вопросительные местоимения ? (в начале)

Задание: списать (по вариантам), вставив буквы; подчеркнуть главные члены и вопросительные местоимения как члены предложения, сделать выводы о синтаксической функции В.М.

Проверка: самопроверка по доске, самооценка.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, обратите внимание, В.М. всегда стоят в начале вопросительного предложения. Это важно запомнить, т.к. завтра мы познакомимся с близнецами В.М. – относительными местоимениями. Их нельзя путать.

- В каком предложении ЧТО не является вопросительным местоимением?

Продолжаем наблюдать за В.М.

2. Задание (на экране). (Слайд 13) Прочитайте вопросы. Назовите В.М. Угадайте, кто и кому задавал эти вопросы. Назовите автора произведения.

- Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

- Чем вы, гости, торг ведете

-Кого может оставить равнодушным красота родной природы?

-Кто не останавливал свой взор на распустившемся цветочке?

- Кто не любовался красками заката?

УЧИТЕЛЬ: Можете вы дать ответ на эти вопросы? (Имеется в виду – все!)

-Каким знаком можно заменить вопрос в конце предложения?( на !)

Такие вопросы, в которых уже содержится ответ, которые звучат, как утверждения, называются риторическими. Они используются для того, чтобы привлечь внимание собеседника к теме, проблеме высказывания. В данном случае ученицы ещё раз обращают наше внимание на красоту природы, чтобы призвать к её охране. Такие вопросы сделают вашу речь ярче, выразительнее, эмоциональнее.

Задавая вопросы, будьте осторожны. Некоторые В.М. требуют к себе особого внимания.

3. Задание (на экране). (Слайд 15) Прочитайте предложения. К выделенным словосочетаниям поставьте вопросы, используя вопросительные местоимения.

1. СЕЙЧАС 11 ЧАСОВ ДНЯ.

(СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ СЕЙЧАС? Который час?)

2. В 12 ЧАСОВ СОСТОИТСЯ ВСТРЕЧА ЛИЦЕИСТОВ С ВЕТЕРАНАМИ.

(ВО СКОЛЬКО СОСТОИТСЯ ВСТРЕЧА ЛИЦЕИСТОВ С ВЕТЕРАНАМИ?)

3. ВСТРЕЧА ПРОДЛИТСЯ ДО 2 ЧАСОВ ДНЯ.

(ДО КОТОРОГО ЧАСА ПРОДЛИТСЯ ВСТРЕЧА?)

4. РЕБЯТА БЕСЕДОВАЛИ С 2 ВЕТЕРАНАМИ.

(СО СКОЛЬКИМИ ВЕТЕРАНАМИ БЕСЕДОВАЛИ РЕБЯТА?)

УЧИТЕЛЬ: Нередко мы слышим неправильное употребление В.М. в речи. Найдите грамматические ошибки в употреблении В.М. Прочитайте исправленный вариант.

-Чего ты делаешь вечером? (Что…)

-Сколько время ты проводишь в спортзале? (времени….)

-Кто помогают тебе делать уроки? (помогает….)

-Который фильм тебе понравился? (Какой…)

УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке уже прозвучало много вопросов, вы узнали, каких ошибок следует избегать в построении предложений с В.М.. А сейчас я предлагаю вам представить себя корреспондентами..

УЧИТЕЛЬ: подготовьте 4- 5 вопросов для интервью у известного человека (актер, писатель, спортсмен, президент…).

Помните! Вопросы должны быть содержательными, оригинальными и тактичными, чтобы не поставить в неловкое положение того, кому вы задаёте свои вопросы.

Дифференцированно: упр. 409 . Спишите, вставляя на месте пропусков вопросительные местоимения. Подчеркните все известные местоимения.

Проверка 1 . Чтение и обсуждение вопросов. Чьи вопросы вам показались особенно интересными?

Проверка упр.409. Прочитайте предложения с В.М., указывающим на 1)предмет, 2) признак, 3) количество.

6. Подведение итогов урока. (Слайд 18)

Обязательно надо запомнить, что …

Мне показалось сложным …

7. Домашнее задание. Параграф 71, стр. 171.

Дифференцированно: 1) Составить вопросы для интервью (кто на уроке выполнял упр. 409).

2) Подобрать загадки – вопросы с вопросительными местоимениями. ( Н-р: На каких полях не сеют и не пашут? )

Оборудование: кассета или диск с детскими песнями из кинофильмов и мультфильмов карточки с предложениями, карточки для самопроверки.

I Организационный момент

- Открываем тетради, записываем число, классная работа, название темы.

Давайте с вами прослушаем песенку ? Какие слова встречаются в ней? А вы знаете, к какой части речи относится слово (кто?) (Звучит песня из к/ф "Буратино")

Какие цели мы перед собой поставим?

  • Мы должны изучить :(сведения о вопросительных местоимениях)
  • Что мы должны уметь : (употреблять эти местоимения в речи) ?
  • Уметь:( составлять вопросы, используя вопросительные местоимения)

II Актуализация знаний

- Что вы знаете о местоимении?

- Какие местоимения вы изучили?

Перед вами местоимения. Их нужно соотнести с цифрами.

Для того, чтобы узнать, какие местоимения вы знаете, я задаю вопросы.

III Новый материал

- Для чего нужны вопросы нам?

- К вам постучались в дверь. Какой вопрос вы зададите? (Кто там?)

- Вы нашли карандаш. Какой будет ваша реакция ? (Чей карандаш?)

- Как вы думайте, в ваших вопросах, какие вопросительные местоимения можно выделить?

- Для чего служат эти местоимения? Об этом мы узнаем, прочитав правило.

- Давайте прочтём правило на стр 164.

- А теперь задайте вопросы друг другу, употребляя вопросительные местоимения?

- Перед вами карточки. Какие неправильности допущены в данных ниже вопросах? Запишите исправленный вариант. Подчеркните местоимения одной чертой.

Чего ты делаешь? Сколько время? Сколько много книг ты прочитал за лето?

Любите ли вы песни? Для чего нам нужны песни? Сейчас перед вами прозвучат отрывки из известных песен. Вам нужно выписать вопросительные местоимения.

  • "Аврора" (кто?)
  • "Буратино" (кто?)
  • "В доме 8 - 16" ( кто?)
  • "Дорогою добра" (какой?)
  • "Маленький принц" (кто?)
  • "Мэри Поппинс" (кто?)

(На доске записаны строчки из песен, в которых вопросительные местоимения. Они закрыты, их потом нужно открыть. Проверка последовательности песен).

- Какие местоимения вы встретили? Каких больше?

Давайте просклоняем вопросительные местоимения кто? что?

- Получилось ли у вас просклонять. Получилось в первый день изучения вопросительных местоимений.

- А также обратите внимание на склонение местоимения СКОЛЬКО. Оно у вас на 165 странице. Обратите также внимание на ударение.

(Физминутка) Глазами нарисовать местоимение Какая?. Руками написать Сколько? Одной рукой написать Чей?

А теперь интересное задание. Найдите глазами местоимение Кто? Что? Какой?

Вам даны шарады. Ваша задача: угадать, найти вопросительные местоимения.

Звуки слух ласкают:

А какие две из нот

А вашей комнате. Обрыв - мой слог второй.

Могу я сделать этажёрку, парту,

- Давайте выполним упражнение 407.

Кто варежки пёстрые вяжет,
Старинные песни поёт ?
Кто сказку такую расскажет,
Что снится всю ночь напролёт?

Давайте договоримся, ребята, что вы выходите к доске, пишете, комментируете написанное.

(Остальное доделать ученикам самостоятельно)

Четырём ученикам дать стихи для анализа.

- Давайте найдём вопросительные местоимения в других стихотворениях.

А теперь обратите внимание на предложения, написанные на доске.

Кто поёт в лесу?

Догадайтесь, кто поёт в лесу.

Сравните эти предложения. Чем они похожи и чем различаются?

Подробнее вы это узнаете на следующем уроке.

  • Что мы изучили?
  • Для чего служат вопросительные местоимения?
  • Где они могут употребляться?

Ребята, я увидела, что вы усвоили материал. А теперь проверьте сами себя.

Я называю местоимение, если оно вопросительное, ставите, по цифрой 1 вопрос, если оно личное, ставите букву Л.

1 - 2 ошибки - "4" На доске написать критерии. Обменяйтесь работами.

1) Кто? 2) Я 3) Чей? 4) Себя 5) Нами 6) Сколько? 7) Что? 8) Тебе 9) Каков? 10) Мы

Читайте также: