Разнообразие природных комплексов россии 8 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

возможными изменениями ПТК и их компонентов в пространстве и во вре мени.

таблицы со схемами кру говоротов, по возможности — кинофильм « Природные

— Мы изучаем природные компоненты и их разме щение на территории России. Назовите

их. (Рельефы, горные породы, климат, воды, почвы, ра стительный и животный мир.)

— Все природные компоненты взаимосвязаны, т. е. соприкасаются и влияют дру г на

друга. Вспомните о взаимосвязи рельефа и клим ата. (Горы задерживают осадки, на

южных склонах раньше тает снег. Ливни и талые воды обра з у ют овраги , ветер образуе т

— Как климат и рельеф влияют на воды? (Избыточное увлажнение приводит к

образованию болот, густой речной сети, а рельеф влияет на котловины озе р, скорость и

— Приведите примеры влияния климата на почвы. (В разных климатических поясах

различные виды почв. Черноземы поглощают больше солнечных лучей, чем другие типы

Рельеф также влияет на растения и животных: в горах обитают снежный барс , горный

баран. В горах наблюдается высотная поясность. Климат и рельеф заставляют изменяться

другие компоненты коренным образом. Влияние других компонентов вы ражено менее

ярко. Это более слабые компоненты — почва, растительность, животный мир. Тем не

менее изменение одного компонента приводит к изменению других компонентов. Значит,

все компоненты на любом у частке поверхности Земли нах одятся во взаимосвязи и

образуют природно - территориальный комплекс (или, проще, природный комплекс).

Взаимосвязь компонентов состоит в обмене веществам и и энергией.

— Как происходит обмен энергией между почвой и возд у хом? (Нагретая солнеч ными

лучами почва, т. е. поглотившая энергию Солнца, отдает тепло возду ху — теп ловое

— Приведите пример взаимодействия и взаимосоприкосновения возду ха и горных пород.

(В воздухе постоянно находятся частицы горных пород (пыль, песчаные бу ри), воздух

— Почему природные комплексы в пределах одного климатического пояса столь

различны (например, в у меренном климате можно выделить прир одные комплексы тайги,

смешанного леса, степи и полупу стыни)? (В пределах одного климатического пояса есть

различие в средних температурах января (— 20. —4 °С) и июля (+14. +22 °С), различается

и увлажнение территории (от избыточного до скудного).)

— Является ли сочетание компонентов в ПТК слу чайным или он о закономе рно?

Докажите. (Примерный ответ. Сочетание компонентов не случ айное, а закономерное. Оно

сложилось в процессе длительной истории развития территории. В течение геологической

истории развития развивался и природный комплекс. При уве личении площади с уши

климат становился холоднее и су ше, менялся, соответственно, растительный и животный

мир: погибали влаголюбивые растения, появлялись засу хо - и холодо устойчивые ра стения

Природные компоненты в истории Земли изменялись неоднократно (движение

литосферных плит, образование и разру шение гор, смена теплого и влажного климата

холодным и су хим, из менение органического мира), сле довательно, изменялись и

Самый кру пный ПТК — географическая оболочка (состоит из гидросферы, биосферы,

Самые мелкие ПТК (локальные) называются фациями — это неделимые, однородные

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: выяснить насколько усвоен материал.

Задачи: С какими природными комплексами Земли вы познакомились при изучении начального курса физической географии, географии материков и океанов?

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

(На доске или слайде крупно записано: ПК (ПТК)).

- Ребята, вспомните, что означает эта запись?

- Верно. Это тема нашего урока. Какой может быть его цель?

- Хорошо. Запишем в тетради тему урока.

Кто может вспомнить определение ПТК?

- Запишем это определение.

- Какие это компоненты?

- Все эти компоненты связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. Давайте докажем это. Рассмотрим схему на ст. 203.

- В зависимости от занимаемой территории различают глобальные ПК (географическая оболочка, материки, океаны); региональные ПК (природные зоны); локальные (фации – однородные, неделимые ПК).

- В зависимости от степени воздействия человека на природу, выделяют ПК природные, природно-антропогенные и антропогенные (иногда природные и антропогенные).

- Давайте минутку отдохнем.

- Сейчас на экране Вы увидите несколько фото. Определите, какие это виды ПК.

- Есть еще два вида ПК. Найдем о них информацию в учебнике.

- И зональные и азональные природные комплексы России мы будем изучать на последующих уроках.

- Поработаем с картой. Кто может показать крупные природные районы России (азональные ПК)?

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.

9. Итог урока.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 576 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 27. Разнообразие природных комплексов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.11.2021 235
  • DOCX 16.3 кбайт
  • 16 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Карбышева Снежана Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

На протяжении восьми лет я активно внедряю в учебный процесс модульную технологию. Модульная технология обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, самостоятельности, помогает осуществлять самоуправление учебно - познавательной деятельностью. Основная идея модульного обучения заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.

ВложениеРазмер
modulnyy_urok_v_8_klasse_po_teme.docx 20.49 КБ

Предварительный просмотр:

К.Д.Ц.: Учащиеся должны:

  • Знать особенности и главные черты природы России.
  • Расширить и углубить знания о природных комплексах – их особенностях, формировании, разнообразии.
  • Особенности изменения П.Т.К. и их компонентов во времени и пространстве.
  • Уметь пользоваться учебником, картами России.
  • Развивать умение работать самостоятельно и в парах.

1) Вспомните, что такое природный комплекс.

2) С какими природными комплексами Земли вы познакомились при изучении начального курса физической географии, географии материков и океанов?

Тема: Разнообразие П.Т.К.

Цель: углубить знания о природных комплексах.

а) П.Т.К. – природный территориальный комплекс – это …………………………………………………….

б) ландшафтоведение – это учение …………………

в) основоположником ландшафтоведения стал ……

3) Внимательно рассмотрите схему:

(самый крупный и сложный п.т.к.)

Океан, моря Материк

п.т.к. дна п.т.к. шельфа природная крупный

и т.д. зона район и т.д.

а) Какие природные комплексы данной схемы можно отнести к глобальному уровню?

б) Какие природные комплексы данной схемы можно отнести к региональному уровню?

в) Выпишите в тетрадь в качестве примера три п.к. локального уровня.

г) Продолжите фразу: три главных уровня природных комплексов – это ……………………………………..

Рефлексия: достигли ли вы цели УЭ-1?

Сравните свои ответы с приложением к УЭ-1?

Запишите в тетрадь дату и тему урока.

Запишите в тетрадь.

Коррекционное задание, письменно в тетради.

Сверьте свои ответы с приложением к УЭ-1.

Рефлексия: достигли ли вы цели УЭ-2?

Записать в тетрадь ответы на вопросы 3,4,5,6.

Цель: выяснить насколько усвоен материал.

А) природная зона;

2. Создателем учения о П.Т.К. (ландшафтоведения) является:

3. К локальному природному комплексу относится:

В) географическая оболочка.

4. К региональному природному комплексу можно отнести:

5. Различные компоненты природы меняются:

А) в пространстве;

В) во времени и пространстве.

6. Ландшафт, изменённый деятельностью человека:

Рефлексия: Что вызвало наибольшую трудность на уроке:

А) первичные исследования материала;

Б) быстрый темп работы.

Работа проводится индивидуально.

Приложение к УЭ – 1

А) Географическая оболочка, материк, океан.

Оценочные баллы: максимальный: 3 балла; фактический: ….. балла.

Б) Природная зона, крупный регион, П.Т.К. дна, П.Т.К. шельфа.

Оценочные баллы: максимальный: 4 балла; фактический: …… балла.

В) Болото, река, лес (могут быт свои примеры небольших по размерам П.К.)

Оценочные баллы: максимальный: 3 балла; фактический: …… балла.

Г) Локальный, региональный, глобальный.

Оценочные баллы: максимальный: 3 балла; фактический: …… балла.

Самостоятельно оцените свои ответы! Спасибо!

Приложение к УЭ – 1

А) Географическая оболочка, материк, океан.

Оценочные баллы: максимальный: 3 балла; фактический: ….. балла.

Б) Природная зона, крупный регион, П.Т.К. дна, П.Т.К. шельфа.

Оценочные баллы: максимальный: 4 балла; фактический: …… балла.

В) Болото, река, лес (могут быт свои примеры небольших по размерам П.К.)

Оценочные баллы: максимальный: 3 балла; фактический: …… балла.

Г) Локальный, региональный, глобальный.

Оценочные баллы: максимальный: 3 балла; фактический: …… балла.

Самостоятельно оцените свои ответы! Спасибо!

Приложение к УЭ – 1

А) Географическая оболочка, материк, океан.

Оценочные баллы: максимальный: 3 балла; фактический: ….. балла.

Б) Природная зона, крупный регион, П.Т.К. дна, П.Т.К. шельфа.

Оценочные баллы: максимальный: 4 балла; фактический: …… балла.

В) Болото, река, лес (могут быт свои примеры небольших по размерам П.К.)

Оценочные баллы: максимальный: 3 балла; фактический: …… балла.

Г) Локальный, региональный, глобальный.

Оценочные баллы: максимальный: 3 балла; фактический: …… балла.

Самостоятельно оцените свои ответы! Спасибо!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка урока 8 класс " Природные комплексы России. Урал"..


Обобщающий урок по теме "Природные комплексы России"

Урок-игра "Морской бой".


Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)

Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода. Вода. " Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться.


Своя игра по теме "Природные комплексы России. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы" (8 класс)

Игра позволяет в интересной и нетрадиционной форме обобщить усвоение учащимися основного понятийного материала по разделу «Природные комплексы России. Рациональное использование природных ресурс.


На этом уроке мы узнаем о том, что такое природный комплекс и что он из себя представляет. А также рассмотрим крупные природные комплексы России.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Разнообразие природных комплексов России"

Природный комплекс или природно-территориальный комплекс (сокращённо ПТК) – это территория, в пределах которой одинаково проявляется взаимодействие слагающих её природных компонентов. Этими компонентами являются: климат, рельеф, горные породы, поверхностные и подземные воды, растительный и животный мир. Именно сочетание и взаимодействие между собой этих компонентов природы и делает каждый ландшафт нашей планеты неповторимым.

Рельеф, климат, растительный и животный мир, почва, то есть все компоненты природы связаны между собой на основе взаимного влияния друг на друга.

Количество солнечной радиации, поступающей на земную поверхность, определяется углом падения солнечных лучей, а также состоянием атмосферы. Не вся приходящая солнечная радиация расходуется на нагревание земной поверхности, какая-то её часть, в зависимости от характера самой поверхности, отражается обратно в атмосферу. Так формируется радиационный баланс поверхности, который, собственно, и определяет её температуру. Количество тепла и влаги и их распределение во времени характеризуют климат данной территории и определяют возможности произрастания определённого типа растительности – древесной, кустарниковой, травянистой. Древесная растительность влаголюбивая; её видовой состав зависит от температур. Она может быть холодостойкой (хвойные леса) или в разной степени теплолюбивой (к примеру, широколиственные или жестколистные леса). Меньшего количества влаги требует кустарниковая и травянистая растительность. В зависимости от климатических особенностей территории на ней формируется определённый тип растительности с определённым видовым составом.

Растительность – поставщик органического вещества. Без растительности и её опада невозможно формирование почвы. Скорость, с которой происходит разложение органического вещества, количество и химический состав образующихся соединений, в том числе и гумуса, зависят от температуры и влажности. Почвообразовательные процессы и сформированные ими типы почв определяются климатическими условиями. Животные, в отличие от растений, обладают способностью передвигаться, а значит, могут свободно выбирать место своего обитания. Животные приспосабливаются к определённым условиям существования в зависимости от произрастающей на определённой территории растительности. И действительно, любое растительное сообщество – лес, луг, тундра и так далее – является прибежищем для тех животных, которым произрастающие здесь растения служат пищей, а сама среда – убежищем.

Одним из способов рационального использования природы является мелиорация. Мелиорация – это улучшение плодородия земель путём их осушения или орошения. Наряду с позитивными результатами мелиоративных мероприятий одновременно проявляются их отрицательные последствия. Так, например, при мелиорации наблюдаются: нарушение естественного режима рек, вытекающих из осушённых болот; чрезмерное понижение грунтовых вод и иссушение торфяников; вторичное засоление и заболачивание почв при орошении; загрязнение природной среды (прежде всего вод и почв); ухудшение условий произрастания растений и обитания животных, нередко снижение их численности и даже исчезновение некоторых видов и популяций.

При изменении одного из компонентов природы происходит неизбежное изменение и других. Изменение любого компонента природы происходит в пределах какой-либо конкретной территории. Именно поэтому природно-территориальный комплекс – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории.

Самый крупный природно-территориальный комплекс – это географическая оболочка Земли. Географическая оболочка – это целостная и непрерывная оболочка Земли, где её составные части – верхняя часть литосферы (земная кора), нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и биосфера – проникают друг в друга и находятся в тесном взаимодействии. Между ними происходит непрерывный обмен веществами и энергией. Взаимодействие компонентов географической оболочки осуществляется в системах разного уровня: глобального (всей Земли), более мелкого – регионального (материки, океаны) и самого небольшого – локального (отдельного участка земной поверхности). В соответствии с этим по охвату территории все природные комплексы разделяют на три группы: глобальные, региональные и локальные.


Глобальные природно-территориальные комплексы – это те, которые выделяются в масштабах всей планеты на основании общих географических закономерностей. К глобальным ПТК относятся географические пояса. Географический пояс – это крупнейшее зональное подразделение географической оболочки, опоясывающее земной шар в широтном направлении. Географические пояса соответствуют климатическим поясам. Каждый географический пояс имеет определённый радиационный баланс, отличный от соседнего, общие черты атмосферной циркуляции и так далее.

Географические пояса Земли


Региональные природные комплексы – это те, которые выделяются вследствие неодинакового распределения тепла внутри глобальных природных комплексов. Примером регионального природного комплекса могут служить природные зоны Земли. Природная зона – это часть географического пояса, обладающая общими температурными условиями и увлажнением, почвами, растительным и животным миром.

Природно-территориальные комплексы локального уровня представлены ландшафтами. Ландшафт – это конкретная территория, однородная по своему происхождению, истории развития и неделимая по зональным и азональным признакам. Учение о природно-территориальных комплексах – ландшафтоведение – было основано в конце прошлого столетия Василием Васильевичем Докучаевым.

Василий Васильевич Докучаев


Ландшафтоведение – это наука, которая изучает строение, происхождение, функционирование и трансформацию земных ландшафтов. Стоит отметить, что практически все природные ландшафты в той или иной степени изменены человеком. Изменённые под влиянием хозяйственной деятельности человека природные ландшафты называются антропогенными.

Любой природно-территориальный комплекс – это результат более или менее длительного развития. Учёные фиксируют медленные тектонические движения, вековые изменения климата, наступление и отступление морей и так далее. Даже проживший долгую жизнь человек не успевает заметить эти изменения.

Районировать, то есть делить на участки, можно любую территорию и по любым признакам: по температуре, количеству осадков, типам почв, растительности, рельефу и так далее. Цель любого районирования – выявить неоднородность большой территории и сравнить её составные части для того, чтобы понять, чем это разнообразие вызвано. В этом случае проще рассмотреть закономерности и найти им объяснение. Физико-географическое районирование служит основным методом выявления природно-территориальных комплексов, установления их границ. Границы проводятся условно. В основе выделения крупных природно-территориальных комплексов лежат различия в геологическом строении и рельефе и существенные климатические различия. По этим признакам учёные физико-географы выделяют 6 крупных природных регионов на территории России: Восточно-Европейскую равнину, пауза Северный Кавказ, пауза Урал, пауза Западно-Сибирскую равнину, пауза Восточную Сибирь пауза и Дальний Восток.

Природное районирование территории России


Восточно-Европейская равнина – одна из крупнейших равнин земного шара. Простирается она от побережья Балтийского моря до Уральских гор, от Баренцева и Белого морей до Чёрного, Азовского и Каспийского. Поскольку большая часть равнины расположена в пределах России, то она также известна как Русская равнина. Восточно-Европейская равнина состоит из возвышенностей с высотами 200-300 метров над уровнем моря и низменностей, по которым текут крупные реки. Средняя высота равнины – 170 метров, а наибольшая – 479 метров – на Бугульминско-Белебеевской возвышенности в Приуралье. Данная возвышенность представляет собой увалисто-холмистое плато.

Северный Кавказ – горная система России, которая расположена к югу от Восточно-Европейской равнины, в области перешейка между Чёрным и Азовским морями – на западе и Каспийским морем – на востоке. Это самый густонаселённый регион Российской Федерации. Северный Кавказ -- место расположения лучших морских и горных курортов России.

Урал – географический регион России. Он расположен между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Основной частью этого региона является Уральская горная система. Длина системы – более 2000 километров, а ширина – от 40 до 150 километров. У восточного подножья Уральских гор проходит условная граница между Европой и Азией. На юге региона также находится часть бассейна реки Урал, которая, в свою очередь, впадает в Каспийское море. Урал издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой Российского государства.

Западно-Сибирская равнина – крупный регион России. Она расположена на севере Азии и занимает всю западную часть Сибири: от Уральских гор – на западе до Среднесибирского плоскогорья – на востоке. Это самая обжитая и освоенная (особенно на юге) часть Сибири. Рельеф Западно-Сибирской равнины достаточно разнообразен. Самые пониженные участки равнины (50-100 метров) располагаются в центральной и северной её частях. А вдоль западной, южной и восточной окраин протягиваются невысокие (до 200-250 метров) возвышенности.

Одним из наиболее крупных регионов России является Восточная Сибирь. Восточная Сибирь – это часть Сибири, которая включает в себя азиатскую часть России от Енисея на западе до водораздельных хребтов, идущих вдоль Тихого океана, ― на востоке. Отличительной особенностью региона является разнообразие ландшафтов и растительного мира. Здесь можно встретить и арктические пустыни, пауза и сухие степи, пауза и тайгу, пауза и своеобразные высокогорные ландшафты.

Дальний Восток. Этот регион занимает тридцать шесть процентов территории России. Почти на четыре с половиной тысячи километров протянулся российский Дальний Восток вдоль северо-западного побережья Тихого океана и до морей. Рельеф Дальнего Востока, в основном, горный. Это сейсмическая зона: район землетрясений и цунами.

Читайте также: