Операции в двоичной системе счисления краткий конспект информатика
Обновлено: 02.07.2024
познакомить с понятиями двоичная система счисления, двоичное кодирование, формировать представления о позиционных системах счисления .
Задачи урока:
расширить представление обучающихся о позиционных системах счисления;
сформировать навыки перевода целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную и из десятичной системы счисления в двоичную;
развитие умений анализировать полученные результаты.
Личностные УУД:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные УУД:
целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, того, что ещё неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Организационный момент:
Я рада нашей встречи с Вами
Надеюсь будем мы друзьями.
Друг другу помогайте,
В мир знаний смело Вы шагайте!
Я хотела бы, чтобы девизом нашего урока стали слова:
С малой удачи начинается большой успех.
Повторение и обобщение предыдущих знаний
Разминка для ума (ребята отвечают на вопросы):
Действие производимое с клавишей (нажатие)
Ноль или единица в информатике (бит)
Символ - разделитель (пробел)
Простейший прибор для вычислений (счеты)
Гибкий магнитный диск (дискета)
Так называют специалистов в своей области (ас)
Взломщик компьютерных программ (хакер)
Печатающее устройство (принтер)
Указатель местоположения на экране (курсор)
Место хранения информации (память)
Всемирная глобальная сеть (Интернет)
Карманное вычислительное устройство (калькулятор)
Подготовка к восприятию нового материала, мотивация
Сегодня на уроке вы имеете возможность показать свои знания не только по информатике, но и по математике.
Вопросы ученикам:
1. С каким универсальным техническим устройством мы работаем на уроках информатики? (Это устройство называется компьютер).
2. Для чего была изобретена ЭВМ? (ЭВМ изобретена для работы с числами).
3. Зачем нужны числа? (Для практических вычислений)
4. На каком школьном учебном предмете вас учат работать с числами?
(С числами работаем на математике).
5. Сколько цифр используется для представления чисел? (10: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)
6. Какие сигналы используются в компьютере и как они обозначаются?
(включено, выключено; 0,1)
7. Сколько цифр используется? (Используется 2 цифры: 0 и 1).
8. Какая это система счисления? (Это двоичная система счисления).
- Предположите, какая тема нашего урока. Итак, тема сегодняшнего нашего урока звучит: “Двоичная система счисления”
Что вы знаете о системе счисления? ( Вычерчивание кластера)
Как вы понимаете, информация о системах счисления этим не исчерпывается.
Исходя из этого, давайте попытаемся с вами определить цели урока
4. Усвоение новых знаний
Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:
позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе;
непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе.
Я, думаю, вы задались вопросом. А для чего нам нужны системы счисления? Я хочу вам, ответь на этот вопрос, все компьютерное программирование строится по принципу двоичного кодирования. Сегодня на уроке мы познакомимся с принципом двоичного кодирования и научимся переводить числа из десятичной системы счисления в произвольную.
Для того, что бы перейти к двоичной системе счисления мы сначала поговорим об операциях с 10 системой счисления. А именно разложение на разрядные единицы числа 444
444 = 400 + 40 + 4
Но мы можем применить и другую запись разложения числа на разряды:
4 * 10 2 + 4 * 10 1 + 4 * 10 0 - эта запись называется развернутой формой записи числа
Давайте закрепим, записав в развернутой форме число 245: 2 * 10 2 + 4 * 10 1 + 5 * 10 0 , именно эту запись мы применяем в информатике.
Вспомнив десятичную систему счисления мы переходим к двоичной системе и переводу числа записанного в двоичной системе в десятичную. Для этого познакомимся с алгоритмом перевода из двоичной системы в десятичную.
Алгоритм перевода чисел из двоичной системы в десятичную
Для перевода двоичного числа в десятичное необходимо это число представить в виде суммы произведений степеней основания двоичной системы счисления на соответствующие цифры в разрядах двоичного числа .
Например, требуется перевести двоичное число 10110110 в десятичное. В этом числе 8 цифр и 8 разрядов (разряды считаются, начиная с нулевого, которому соответствует младший бит). В соответствии с уже известным нам правилом представим его в виде суммы степеней с основанием 2:
Запишите в развернутой форме двоичное число 1001001 2 = 1*2 6 +0*2 5 +0*2 4+ 1*2 3 +0*2 2 +0*2 1+ 1*2 0 = 64+8+1=73 10
Выполните в парах задание:
Переведите в десятичную систему счисления числа 11101 2 , 10101 2 , 11100 2 ,
Проверьте правильность выполнения задания на доске (на обратной стороне)
11101 2 =1*2 4+ 1*2 3 +1*2 2 +0*2 1+ 1*2 0 =16+8+4+1=29 10
10101 2 =1*2 4+ 0*2 3 +1*2 2 +0*2 1+ 1*2 0 =16+4+1=21 10
11100 2 =1*2 4+ 1*2 3 +1*2 2 +0*2 1+ 0*2 0 =16+8+4=28 10
Перевод десятичного числа в двоичное
Может потребоваться перевести десятичное число в двоичное. Один из способов – это деление на два и формирование двоичного числа из остатков. Например, нужно получить из числа 77 его двоичную запись:
77 / 2 = 38 (1 остаток)
38 / 2 = 19 (0 остаток)
19 / 2 = 9 (1 остаток)
9 / 2 = 4 (1 остаток)
4 / 2 = 2 (0 остаток)
2 / 2 = 1 (0 остаток)
1 / 2 = 0 (1 остаток)
Собираем остатки вместе, начиная с конца: 1001101. Это и есть число 77 в двоичном представлении. Проверим:
1001101 = 1*2 6 + 0*2 5 + 0*2 4 + 1*2 3 + 1*2 2 + 0*2 1 + 1*2 0 = 64 + 0 + 0 + 8 + 4 + 0 + 1 = 77.
А сейчас проведем с вами физкультминутку:
Прочитайте задание, постарайтесь определить в какой системе счисления оно записано, выполните упражнения необходимое количество раз:
Потянись, следя глазами, десятью руками к солнцу.
Раз одиннадцать, не меньше, влево-вправо наклоняйся
Обернись, расставив руки, сотню раз к дверям, к оконцу.
И, заняв за партой место, делом дальше занимайся.
Систематизация знаний
А теперь давайте посмотрим, получиться ли у вас перевести самостоятельно. Обратите внимание на ваших столах лежат карточки с заданиями, но так же есть свободные столы, где тоже есть карточки. Ваша задача: записать номер карточки, решить задание, пересесть на свободное место. За 5 минут постараться решить правильно как можно больше заданий.
№ 12 1100110 = 104
Взаимопроверка
Время вышло. Займите свои места, обменяйтесь тетрадями, Внимание на доску: от вашей внимательности и объективности зависит оценка, которую вы поставите своему соседу по парте.
Работа в группах
Задание: нарисуйте по точкам Робота.
Пояснение к заданию: каждая координата точки записана в двоичной системе координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их. Точки одного объекта обозначены одной буквой.
Для кодирования информации в компьютере вместо привычной десятичной системы счисления используется двоичная система счисления .
Двоичной системой счисления люди начали пользоваться очень давно. Древние племена Австралии и островов Полинезии использовали эту систему в быту. Так, полинезийцы передавали необходимую информацию, выполняя два вида ударов по барабану: звонкий и глухой. Это было примитивное представление двоичной системы счисления.
Для обозначения системы счисления, в которой представляется число, используют нижний индекс, указывающий основание системы. Например, 11011 2 — число в двоичной системе счисления.
Цифры в двоичном числе являются коэффициентами его представления в виде суммы степеней с основанием 2 , например:
В двоичной системе счисления используются всего две цифры 0 и 1. Другими словами, десятичная двойка является основанием двоичной системы счисления, аналогично тому, как в десятичной системе основанием является число десять.
Чтобы научиться считать в двоичной системе счисления, рассмотрим, как формируются числа в привычной для нас десятичной.
В десятичной системе счисления мы располагаем десятью знаками-цифрами: от 0 до 9. Когда счет достигает числа 9, вводится новый более старший разряд – десятки. При этом разряд единиц обнуляется и счет в этом разряде опять начинается с нуля. После числа 19 разряд десятков увеличивается на 1, а разряд единиц снова обнуляется. Получается число 20. Когда десятки дойдут до 9, впереди них появится третий разряд – сотни.
Формирование каждого последующего числа в двоичной системе счисления аналогично тому, как это происходит в десятичной за исключением того, что используются всего-лишь две цифры: 0 и 1. Как только разряд достигает своего предела, то есть единицы, появляется новый разряд, а старый обнуляется.
Итак, число три в двоичной системе записывается как 11, в десятичной – как 3. Количественно это одинаковые числа. Это одно и то же число, выраженное в различных системах счисления. Если есть вероятность неоднозначной трактовки числа, к нему приписывается нижний индекс в десятичной системе счисления, обозначающий, в какой системе счисления выражено данное число:
Индекс для числа, выраженного в десятичной системе, обычно опускается.
Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную
В двоичной системе счисления с увеличением значения количество разрядов растет очень быстро. Как определить, что значит двоичное число 10001001? Нам сложно понять, сколько это, мы привыкли мыслить в десятичной системе. Поэтому часто используется перевод двоичных чисел в десятичные.
В десятичной системе счисления любое число можно представить в форме суммы единиц, десяток, сотен и так далее. Например:
5476 = 5000 + 400 + 70 + 6
Можно пойти еще дальше и разложить число, используя основание системы счисления, возводимое в показатель степени, равный разряду цифры, уменьшенному на единицу:
5476 = 5 * 10 3 + 4 * 10 2 + 7 * 10 1 + 6 * 10 0
После равенства числа 5, 4, 7 и 6 – это набор цифр из которых состоит число 5476. Все эти цифры умножаются на десять, возведенную в ту или иную степень. Десять – это основание десятичной системы счисления. Степень, в которую возводится десятка – это разряд цифры за минусом единицы. Так, например, 6 находится в первом разряде, поэтому она умножается на 10 (1-1) . Натуральное число в нулевой степени равно единице. Таким образом, мы умножаем 6 на 1.
Точно также производится разложение числа в двоичной системы счисления, кроме того, что основанием выступает двойка, а не десятка. Здесь до знака равенства число представлено в двоичной системе счисления, после "равно" запись идет в десятичной:
10001001 = 1 * 2 7 + 0 * 2 6 + 0 * 2 5 + 0 * 2 4 + 1 * 2 3 + 0 * 2 2 + 0 * 2 1 + 1 * 2 0
Результат вычислений дает десятичное число, количественно равное двоичному 10001001:
1*2 7 + 0*2 6 + 0*2 5 + 0*2 4 + 1*2 3 + 0*2 2 + 0*2 1 + 1*2 0 =
= 128 + 0 + 0 + 0 + 8 + 0 + 0 + 1 = 137
То есть число 10001001 по основанию 2 равно числу 137 по основанию 10:
Почему двоичная система счисления так распространена?
Дело в том, что двоичная система счисления – это язык современной вычислительной техники.
Когда любые данные сохраняются на компьютере, они кодируются числами. С числами же компьютер выполняет операции, изменяя эти данные.
Допустим, у нас есть десятичное число 14, которое требуется сохранить в компьютерной памяти. Мы задействуем участок памяти, в данном случае состоящий как минимум из двух элементов, отводимых под разряды. В одном из разрядов мы сохраняем десятичное число 1, в другом – число 4.
Элемент памяти – это физическое устройство. Если проектировать его для хранения десятичной цифры, потребуется создать такое устройство, которое может находиться в десяти разных физических состояниях и способно переключаться между ними. Каждое из этих состояний будет соответствовать числу от 0 до 9.
Создать такой элемент памяти возможно, однако сложнее и дороже, чем создать элемент, способный находиться только в двух состояниях. Одно состояние сопоставить нулю, второе – единице. Кроме того, подобное хранение данных является более надежным.
Поэтому оказалось проще перевести число 14 в двоичную систему счисления, получив число 1110, и именно его сохранить в памяти. И пусть даже при этом будут задействованы не два, а четыре разряда, то есть четыре элементарных единиц памяти.
Перевод десятичного числа в двоичное
Одним из алгоритмов перевода десятичного числа в двоичное является деление нацело на два с последующим "сбором" двоичного числа из остатков. Переведем таким образом число 14 в двоичное представление.
Собирать остатки надо с конца, то есть с последнего деления. Получаем 1110.
Выполним то же самое для числа 77:
Собираем остатки вместе, начиная с конца: 1001101.
Проверим, выполнив обратный перевод:
1001101 = 1*2 6 + 0*2 5 + 0*2 4 + 1*2 3 + 1*2 2 + 0*2 1 + 1*2 0 = 64 + 0 + 0 + 8 + 4 + 0 + 1 = 77
1. Дидактическая: познакомить c правилами выполнения арифметических операций (сложение, умножение, вычитание, деление) в двоичной системе счисления.
2. Развивающая: развивать умение выделять главное, внимание, память учащихся, самостоятельность, умение сопоставлять полученную информацию; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.
3. Воспитательная: прививать навыки самостоятельности в работе, воспитывать аккуратность, дисциплинированность; формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; активизировать познавательную и творческую активность учащихся.
Межпредметные связи: математика.
Учебное оборудование: компьютерный класс, телевизор, карточки с заданиями.
Методическое обеспечение занятия: презентация в PowerPoint, flash-ролики
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка цели занятия
- Ребята! Мы с вами продолжаем изучать тему системы счисления. Цель нашего сегодняшнего урока: научиться выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления. Мы рассмотрим правила выполнения таких операций как сложение, вычитание, умножение и деление. (Слайд 1)
III. Проверка ранее изученного
- Чтобы проверить, как вы усвоили материал прошедших уроков, проведем небольшую разминку.
Полученное двоичное число переведите в десятичную, восьмеричную и шестнадцатиричную системы счисления.
Тезисы
Согласны ли вы с утверждением
Да
Нет
Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
Все системы счисления делятся на три большие группы: позиционные, непозиционные и полупозиционные.
В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.
Основанием двоичной системы счисления является число 4
Число А21СFD4 записано в шестнадцатиричной системе счисления.
Число 1567 записано с ошибкой.
Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011
Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления.
Число 3005,234 записано с ошибкой.
Число 6398 записано в восьмеричной системе счисления.
Проверка выполнения работы
IV. Изучение нового материала, формирование знаний, умений и навыков
Эти слова подчеркивают универсальность алфавита, состоящего из двух символов.
Все позиционные системы счисления “одинаковы”, а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем же правилам:
- справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный (переместительный), ассоциативный (сочетательный), дистрибутивный (распределительный);
- справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком;
- правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.
2) Работа в группах с ЦОР
- Давайте же рассмотрим правила двоичной арифметики. Для этого объединимся в группы и поработаем с электронными образовательными ресурсами Единой коллекции ЦОР на компьютерах.
Вы будете должны познакомиться с таблицами сложения, вычитания, умножения одноразрядных двоичных чисел, а также рассмотреть арифметические действия с многоразрядными двоичными числами.
Алгоритм
4. Рассмотреть приведенные примеры на сложение и вычитание. Если, что-то непонятно, записать вопрос в тетрадь.
6. Рассмотреть приведенные примеры на сложение и вычитание. Если, что-то непонятно, записать вопрос в тетрадь.
7. На основе демопримера самостоятельно составить в тетрадях таблицу умножения одноразрядных двоичных чисел.
3) Фронтальный опрос
- Какое число получается в результате сложения двух нулей в двоичной системе счисления? (0)
- Какое число получается в результате сложения единицы и нуля в двоичной системе счисления? (1)
- Какое число получается в результате сложения двух единиц в двоичной системе счисления? (10)
- Какое число получается в результате умножения двух нулей в двоичной системе счисления? (0)
- Какое число получается в результате умножения единицы и нуля в двоичной системе счисления? (0)
- Какое число получается в результате умножения двух единиц в двоичной системе счисления? (1)
- На основе этих таблиц и выполняются все четыре основных арифметических действия в двоичной системе счисления.
Проблемный вопрос: Как можно проверить правильность выполнения действий в двоичной системе счисления? (перевести в десятичную систему счисления и проверить равенство)
V. Физпауза.
Упражнения для глаз
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Выполнять 5-6 раз.
3. Голову держать прями. Поморгать, не напрягая мышцы.
VI. Закрепление, решение заданий
1)Выполнение заданий на доске
Примеры на сложение:
Примеры на вычитание:
Примеры на умножение:
Примеры на деление:
2) Выполнение заданий в группах с проверкой на компьютерах
- А сейчас проверим, как вы усвоили правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления. Разобьемся на пары. Будем решать задания на листочках, а затем, используя программу Калькулятор, проверять правильность выполнения. За верный результат на листочках ставите себе 1, за неверный – 0. Подсчитав полученные баллы, вы поставите себе оценку за урок.
Ответы 1 вариант:
Ответы 2 вариант:
3) Задание повышенного уровня сложности (дополнительно)
Составьте таблицы сложения, умножения в троичной системе счисления. Выполните действия: 1023*2223; 1023+2223
VII. Подведение итогов урока
- Итак, ребята, сегодня на уроке мы научились выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления.
Выставление оценок за урок
VIII. Домашнее задание
2) Выполнить задания по карточкам:
1. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X+Y и X–Y, если:
а) X=1000111, Y=11010
б) X=100111, Y=1101
2. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X+Y–1001101, если:
а) X=1010100, Y=110101
б) X=100111, Y=1101
3. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X*Y и X:Y, если:
б) X=100111, Y=1101
IX. Рефлексия
- А напоследок мы проведём информационную минутку. Когда мы говорим с кем-нибудь лично или по телефону, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу…
Смайлик – это картинка, составленная из цифр и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение. Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. (Слайд 11).
Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок:
8:-) - маленькая девочка
А теперь оцените урок и свою работу на нём, используя смайлики.
Если вы считаете, что хорошо поработали, справились с заданием и урок вам понравился, то нарисуйте улыбающийся смайлик : - ))
Если вы довольны результатами вашей работы, но урок вам не понравился, то нарисуйте : - )
Если урок вам не понравился и вы не довольны результатами своей работы на уроке, то нарисуйте : - (
Вложение | Размер |
---|---|
arifmeticheskie_deystviya_v_dvoichnoy_sisteme_schisleniya.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок информатики в 9 классе по теме:
"Арифметические операции в двоичной системе счисления"
Тип урока: комбинированный.
- Дидактическая: познакомить c правилами выполнения арифметических операций (сложение, умножение, вычитание, деление) в двоичной системе счисления.
- Развивающая: развивать умение выделять главное, внимание, память учащихся, самостоятельность, умение сопоставлять полученную информацию; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.
- Воспитательная: прививать навыки самостоятельности в работе, воспитывать аккуратность, дисциплинированность; формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; активизировать познавательную и творческую активность учащихся.
Межпредметные связи: математика.
Учебное оборудование: компьютерный класс, телевизор, карточки с заданиями.
Методическое обеспечение занятия: презентация в PowerPoint, flash-ролики
- Организационный момент
- Постановка цели занятия
- Ребята! Мы с вами продолжаем изучать тему системы счисления. Цель нашего сегодняшнего урока: научиться выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления. Мы рассмотрим правила выполнения таких операций как сложение, вычитание, умножение и деление. (Слайд 1)
- Чтобы проверить, как вы усвоили материал прошедших уроков, проведем небольшую разминку.
Полученное двоичное число переведите в десятичную, восьмеричную и шестнадцатиричную системы счисления.
Согласны ли вы с утверждением
Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
Все системы счисления делятся на три большие группы: позиционные, непозиционные и полупозиционные.
В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.
Основанием двоичной системы счисления является число 4
Число А21СFD4 записано в шестнадцатиричной системе счисления.
Число 156 7 записано с ошибкой.
Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011
Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления.
Число 3005,23 4 записано с ошибкой.
Число 6398 записано в восьмеричной системе счисления.
Проверка выполнения работы
1010100010 2 = 674 10
1010100010 2 = 1242 8
1010100010 2 = 2А2 16
IV. Изучение нового материала, формирование знаний, умений и навыков
Эти слова подчеркивают универсальность алфавита, состоящего из двух символов.
Все позиционные системы счисления “одинаковы”, а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем же правилам:
- справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный (переместительный), ассоциативный (сочетательный), дистрибутивный (распределительный);
- справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком;
- правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.
2) Работа в группах с ЦОР
- Давайте же рассмотрим правила двоичной арифметики. Для этого объединимся в группы и поработаем с электронными образовательными ресурсами Единой коллекции ЦОР на компьютерах.
Вы будете должны познакомиться с таблицами сложения, вычитания, умножения одноразрядных двоичных чисел, а также рассмотреть арифметические действия с многоразрядными двоичными числами.
3) Фронтальный опрос
- Какое число получается в результате сложения двух нулей в двоичной системе счисления? (0)
- Какое число получается в результате сложения единицы и нуля в двоичной системе счисления? (1)
- Какое число получается в результате сложения двух единиц в двоичной системе счисления? (10)
Читайте также: